Какими качествами должен обладать руководитель – сильные стороны


Кому-то дано быть лидером и вести за собой людей, а кто-то может идеально выполнять свою работу. Как понять, к какому лагерю Вы относитесь: руководителей или исполнителей? Я много времени посвятил изучению этого вопроса и пришел к ряду выводов, с которыми готов сегодня делиться.

Начну с того, что руководитель — это не просто должность. Это специфическое мышление и особый «коктейль» личностных, профессиональных и деловых качеств. Каких именно — сейчас расскажу подробно.

Кто такой руководитель?

Руководитель (начальник, директор) – это человек, принимающий решения и несущий ответственность за последствия этих решений. Количество подчиненных при этом не имеет значения: их может быть 1000, а может быть и 1.

Управляющему необходимо иметь задатки лидера. Лидерские качества присущи не всем, но их можно развить.

Основной задачей любого руководителя является организация работы своих подчиненных, которые должны выполнять возложенные на них обязанности качественно и вовремя. Работа в коллективе должна быть поставлена таким образом, чтобы после того как руководитель дал распоряжение, он больше не возвращался к этому вопросу. Его цель – обеспечить результативную работу сотрудников организации.

Если начальник предприятия самостоятельно выполняет работу или по каким-либо причинам не может организовать продуктивную деятельность подчиненных, это говорит о том, что в организации нет лидера.

Главные характеристики руководителя:

  1. Компетентность. Управленцу следует хорошо разбираться и уметь выполнять любую работу своей компании лучше, чем его подчиненные, занимающиеся этой работой.
  2. Коммуникабельность. Директор должен уметь правильно выстроить отношения со своими сослуживцами, стимулировать их к работе, помогать при необходимости разобраться в сложных ситуациях. В его негласные обязанности входит умение находить общий язык с разными людьми и при различных обстоятельствах.
  3. Интересы фирмы для него должны стоять на первом месте. Собственные амбиции, рост карьеры, желание обогатиться присущи большинству представителей руководящего звена. Но для лидера важнее процветание фирмы и то, что он оставит после себя.
  4. Способность разглядеть в человеке потенциального лидера. Мудрый руководитель умеет делать ставки на других. Он передает свои знания и навыки подчиненным, делится своим опытом, способствует карьерному росту, профессиональному развитию и продвижению по службе талантливых сотрудников.
  5. Умение планировать. Одной из главных характеристик грамотного руководителя является умение планировать свою деятельность и деятельность других людей. Правильное планирование помогает достичь высоких результатов.
  6. Целеустремленность и сила воли. Только тот руководитель, который нацелен на большие достижения и победы, сможет привести свою фирму к процветанию.
  7. Ответственность – качество лидера, который возглавляет компанию и принимает важные решения. Он оказывает влияние на все, что происходит в компании и не допускает постороннего вмешательства в ход событий. Он отдает себе отчет в том, что все, что происходит в его фирме – это результат его деятельности и принятых им решений. Он не перекладывает свою вину на подчиненных и готов при необходимости вступиться за них.
  8. Стремление к развитию. Быстрый прогресс и появление новых технологий требует постоянного обучения и самосовершенствования. Лидер должен уметь легко адаптироваться к меняющимся условиям работы. Прохождение различных тренингов и курсов повышения квалификации является необходимым условием для продуктивной работы на руководящей должности.

Приготовься оценить свое руководство.

Здесь и далее фото pixabay.com

Любой начальник хочет, чтобы подчиненные слушали его, уважали и ценили (иногда даже восхищались), но при этом ему нередко приходится быть строгим, урезать зарплаты и увольнять сотрудников.

Однако, как оказалось, хорошего начальника характеризует не то, насколько он строг или, наоборот, мягок, а некоторые другие показатели. Чтобы выявить их, группа ученых из Лондонского университета провела исследование, в ходе которого было опрошено 28 тысяч сотрудников разных организаций.

Все они рассказывали о профессиональных и личностных характеристиках своих начальников, а также о степени удовлетворенности их работой. Это позволило выделить семь главных признаков, отличающих хорошего босса от плохого.

Успешный руководитель. Его качества

Чтобы стать успешным руководителем, недостаточно иметь необходимые черты характера. Нужно выработать стратегию поведения и стиль управления.

Характеристика на руководителя – документ, в котором содержится перечень личностных качеств и профессиональных заслуг руководителя. В этот список чаще всего входят такие качества:

  • энтузиазм;
  • воля к победе;
  • энергичность;
  • способность идти на риск;
  • постоянство;
  • умение организовать и сплотить команду;
  • индивидуальный подход к сотрудникам;
  • умение делегировать обязанности и полномочия;
  • высокий уровень интеллекта;
  • умение расставить приоритеты;
  • осведомленность в профессиональных вопросах;
  • развитая интуиция;
  • способность к стратегическому мышлению;
  • проницательность;
  • творческое мышление;
  • склонность к трезвой оценке окружающей обстановки и собственных сил.

Деловые и профессиональные качества руководителя

Хороший руководитель должен обладать набором профессиональных качеств. Эти качества свидетельствуют о том, что человек является грамотным в своей сфере. Без них он не может занимать руководящую должность:

  1. Соответствующее образование.
  2. Опыт работы.
  3. Осведомленность в профессиональных вопросах.
  4. Знание своей сферы деятельности и смежных с ней сфер.
  5. Дополнительные навыки, которые необходимы для работы (знание компьютерных программ и иностранных языков, умение водить машину и т. п.).

К деловым качествам относятся такие, которые помогают организовать рабочий процесс. Эти качества называют управленческими:

  1. Навыки планирования своей деятельности (планинг).
  2. Понимание тайм-менеджмента.
  3. Готовность к совершенствованию себя и своих навыков.
  4. Критическое мышление.
  5. Умение переосмыслить происходящие и сделать нужные выводы.
  6. Эрудиция.
  7. Способности к обучению других.
  8. Умение легко усваивать новую информацию, находить новые методы работы.
  9. Навыки работы в команде.
  10. Умение вдохновлять людей и вести их за собой.
  11. Способность к созданию благоприятной рабочей обстановки.
  12. Управленческие навыки.
  13. Умение добиваться поставленных целей и работать на результат.
  14. Умение распределять внимание и держать в голове факты различного характера.
  15. Логическое мышление.
  16. Инициативность.
  17. Быстрота решения насущных вопросов.
  18. Умение выявлять первоочередные задания и цели.
  19. Стремление к победе.

Определение первостепенных личных качеств руководителя и их развитие

Первостепенные личные качества руководителя – это качества, позволяющие ему эффективно действовать и осуществлять намеченные планы. К этим качествам можно отнести:

  1. Честность.
  2. Добросовестность.
  3. Ответственность.
  4. Психическое здоровье.
  5. Уравновешенность, самоконтроль.
  6. Отзывчивость.
  7. Доброжелательность.

Можно выделить черты характера, которые присущи не всем, но которыми обязательно должен обладать человек, занимающий руководящую должность:

  • позитивное отношение к окружающему миру;
  • уверенность в собственных силах;
  • общительность и умение расположить к себе людей;
  • стрессоустойчивость;
  • природное обаяние;
  • человеколюбие;
  • организованность;
  • амбициозность;
  • целеустремленность;
  • чувство справедливости.

Если какие-либо из перечисленных качеств не присущи директору предприятия, то необходимо работать над их развитием, прилагая большие усилия.

Как руководителю развивать лидерские качества?

Занимая руководящую должность, необходимо уметь создать вокруг себя команду единомышленников, которые бы старались на благо компании. Но не каждый владеет навыками эффективного управления. На помощь могут прийти различные тренинги и изучение специальной литературы.

Если руководителю тяжело находить общий язык с подчиненными, необходимо искать компромисс: отказаться от бесконфликтного поведения, чаще проводить короткие совещания, на которых сотрудники должны будут отчитываться о проделанной работе и достигнутых результатах. Таким образом, управленец даст понять, что он контролирует рабочий процесс.

Необходимо научиться не поддаваться напору подчиненных. Манипуляция – стиль поведения многих людей. В отдельных ситуациях сотрудники могут целенаправленно провоцировать руководителя на конфликт, чтобы сыграть на его чувстве вины и добиться своих целей.

При возникновении конфликтной ситуации нужно уметь абстрагироваться и переключать свое внимание. Психологи рекомендуют представить оппонента в каком-либо смешном образе.

Чтобы отражать негативные эмоции окружающих, необходимо их блокировать:

  • стать ровно, выпрямиться, отвести плечи назад;
  • не прислушиваться и не реагировать на слова собеседника;
  • сохранять спокойствие и чувство собственного достоинства.

Используя эти простые приемы, можно развить качества лидера и повысить свой авторитет в коллективе.

Как руководителю развить управленческие качества?

Для преодоления трудностей коммуникации и развития сильных сторон своей личности необходимо использовать такие инструменты управления:

  1. Осознать значение и очередность применения управленческих методов.
  2. Понять принципы совмещения мотивации и принуждения.
  3. Выявить основные задачи оперативного руководства относительно мер наказания и предупреждения неправильных действий.
  4. Быть готовым к тому, что вначале будет сложно применять эти методы, и результат может не оправдать ожидания. Но в последующем это окажет положительное влияние на профессиональную деятельность.
  5. Понять принципы воздействия на сотрудников и применять их на практике.
  6. Отойти от стереотипного мышления и восприятия окружающей действительности.

Руководителю необходимо уметь объективно оценивать себя и своих сотрудников. Это поможет повысить эффективность управления.

Перед тем как использовать разные методики, нужно проанализировать свой характер, сильные и слабые стороны личности. После этого рекомендуется составить список трудностей и препятствий, возникающих в процессе управленческой деятельности. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу и выявить, что из перечисленного благоприятствует повторному возникновению той или иной негативной ситуации.

Выявив причину негативной тенденции, следует начать прорабатывать свои недостатки и искать правильный алгоритм поведения.

Наиболее важным механизмом увеличения производительности труда является такое понятие, как рефлексия. Это процесс, нацеленный на познание себя и координацию своих действий, а также метод анализа предмета с различных сторон, обобщение накопленного опыта и создание целостной картины происходящих событий. Рефлексия способствует работе сознания в разных режимах, позволяет рассмотреть свои действия как отдельные элементы и как одно целое.

Применив метод рефлексии, человек может более четко оценивать линию своего поведения и принимать верные решения.

Важное место занимает такое понятие, как позиция. Это отношение субъекта, который производит действие, к объекту, над которым производится это действие. Это отношение определяется причинами, функциональным положением и компетентностью субъекта.

Техника рефлексии представляет собой комплекс методов и средств, предназначенных для перехода из одной позиции в другую. Чтобы развить склонность к рефлексии, необходимо осуществить такие этапы рефлекторного преобразования:

  • становление рефлексивного поведения;
  • развитие интеллекта;
  • частое использование метода рефлексии в своей профессиональной деятельности;
  • улучшение профессиональных навыков.

Влияние качеств руководителя на стиль руководства

Важным аспектом является то, как директор воплощает в жизнь свои управленческие качества. Идеальный руководитель имеет свой неповторимый стиль управления, что накладывает отпечаток на деятельность компании.

На формирование индивидуального стиля влияют такие факторы, как:

  • интеллект;
  • уровень культуры;
  • степень профессиональной подготовки;
  • характер и темперамент;
  • моральные ценности;
  • внимание к потребностям коллектива;
  • лидерские качества (умение вести людей за собой и одновременно перенимать у них положительные качества);
  • способность увлечь своим энтузиазмом;
  • нетерпимость к негативным чертам характера и бездеятельности людей.

Личностные качества руководителя непосредственно отражаются на работе подчиненных, степени их удовлетворенности рабочим процессом и условиями труда, а также на уровне мотивации и межличностных отношениях в коллективе.

Главными факторами, которые определяют стиль руководства, являются:

  • требования, описанные в квалификационной характеристике управленца;
  • цели и задачи компании, технологии и структура управления, функционал деятельности управляющего;
  • формы организации трудового процесса, наличие материальных и кадровых ресурсов;
  • особенности профессиональной подготовки сотрудников, их компетентность, характер установленных в коллективе формальных и неформальных отношений, его ценностей и традиций.

Для эффективного управления коллективом директору необходимо обладать такими навыками:

  • профессиональными;
  • организаторскими;
  • навыками общения.

Стиль руководства тесно переплетается с методом управления. Метод – это способ, который применяется для достижения поставленных целей.

Метод управления – совокупность приемов осознанного воздействия управляющего на сотрудников и коллективы, что обеспечивает координацию их деятельности.

К методам и средствам управления можно отнести:

  • приказ;
  • распоряжение;
  • просьба;
  • совет;
  • предложение;
  • личностный опыт;
  • помощь в решении возникших трудностей;
  • создания общественного сознания в коллективе;
  • наказание;
  • материальное поощрение;
  • призыв к выполнению обязанностей;
  • гнев;
  • одобрение.

В менеджменте существуют 4 классификации управленческих методов:

  1. Административные.
  2. Организационно-педагогические.
  3. Социально-психологические.
  4. Экономические.

К административным относят:

  • создание структуры управления;
  • становление административных норм;
  • издание приказов и положений;
  • разработку должностных инструкций.

Такие методы являются эффективными при выполнении следующих условий:

  • наличие целесообразности использования каждого управленческого решения;
  • последовательность и логичность требований;
  • адекватная настойчивость и сила воли при реализации решений;
  • соблюдение очередности при достижении поставленных целей.

Организационно-педагогические приемы нацелены на обучение персонала компании посредством использования всех форм методической деятельности:

  • консультаций;
  • семинаров-практикумов;
  • открытых занятий.

Эти методы помогают создать условия для дальнейшего профессионального роста подчиненных и улучшения качества их работы.

Социально-психологические приемы имеют своей целью воспитание духа и создание благоприятного морального климата в коллективе. Чтобы сплотить коллектив, необходимо проявить выдержку и терпение. Для эффективного воздействия на аудиторию применяют дикцию, мимику, тембр голоса, жестикуляцию. Благодаря этим приемам директор может добиться влияния и завоевать уважение.

Экономические методы предусматривают применение материального стимулирования, составление смет, создание экономических норм и нормативов и т. п.

Одним из главных профессиональных качеств руководителя является умение рационально распоряжаться финансовыми активами предприятия.

Как руководить коллективом без опыта

Многие менеджеры мечтают возглавить отдел и управлять командой. Недостаточно просто стать руководителем, нужно еще уметь удержаться на этой позиции.

Что стоит знать начинающему директору

По статистике основная причина увольнения сотрудников — отсутствие общего языка с начальством. Поэтому руководитель обязательно должен уметь внимательно слушать подчиненных. Общаться нужно не только через электронные письма, но и вживую.

Начальник должен знать, как вдохновить коллектив. Особенно если речь идет о творческой работе. Перед стартом работы укажите на важность работы каждого сотрудника.

Руководителю стоит уметь мотивировать коллектив. Иногда для этого достаточно проявить инициативу и первым взяться за большой объем сложной работы.

В любом коллективе есть гений, который мыслит нестандартно и отказывается работать в команде. Со временем он становится неуправляемым. Таких личностей надо уметь выявлять и по возможности сразу от них избавляться. Иначе не получится наладить работу в коллективе.

Что должен уметь управляющий

Формулировать цели развития отдела и задачи, которые нужно выполнить, чтобы добиться результатов.

Грамотно использовать ресурсы фирмы. К ним относятся: материальные ресурсы, капитал, информация и время. Ценность каждого из них менялась с развитием человечества. Сегодня в приоритете информация. Задача лидера заключается в том, чтобы грамотно выстроить внутреннюю структуру организации.

Уметь мотивировать сотрудников. Для этой цели можно использовать внешние стимулы (соцпакет, штрафы, работу в команде), а также желание сотрудников развиваться.

Контролировать ситуацию на всех этапах. Перед запуском проекта анализируются имеющиеся ресурсы. Целью промежуточного контроля является оценка выполнения каждого этапа. На заключительной стадии сравнивается достигнутый результат с поставленной целью. Делегировать подчиненным можно только контроль на первых двух этапах.

Правила хорошего шефа

  • Разделяйте труд с целью качественного выполнения большого объема работы.
  • Где появляются полномочия там, возникает и ответственность. Она является сильной мотивацией в срочных проектах. Иногда только моральная ответственность может удержать сотрудника от того, чтобы не сдаться.
  • Дисциплинированность в коллективе базируется на авторитете руководителя.
  • В идеале сотрудник должен получать приказ только от одного начальника. Сегодня границы иерархии раздвинуты. Распоряжения могут выдавать одновременно руководители нескольких отделов. Здесь важно, чтобы приказы не противоречили друг другу.
  • Интересы одного человека не должны превалировать над интересами организации в целом. Иначе наступит диктатура.
  • Верность и поддержку сотрудников можно обеспечить стабильной зарплатой.

Эффективность руководителя

Человек, занимающий руководящую должность, должен развиваться во всех сферах: повышать свою квалификацию, уровень образования, улучшать свои знания и навыки.

Чтобы проанализировать эффективность деятельности руководителя, необходимо учесть множество факторов, среди которых:

  • повышение производительности труда;
  • рост основных фондов;
  • быстрота оборота фондов;
  • возрастание прибыли.

Если результат по этим показателям является положительным, можно считать деятельность директора эффективной.

Знания

Чтобы быть назначенным на должность руководителя компании, необходимо иметь как минимум высшее профильное образование. В дополнение к этому нужно хорошо разбираться в экономике, менеджменте и психологии. Профессиональные знания подразумевают понимание взаимосвязей между различными процессами, поиск оптимальных вариантов решения поставленных задач.

К сильным сторонам руководителя относят умение грамотно руководить коллективом, достигать высоких финансовых показателей, соблюдать гражданское и трудовое законодательство, разбираться в налогах, бюджетировании, ведении кадровой политики.

Следует учитывать жесткую конкуренцию и недостаток времени. Современный управленец должен владеть как минимум 1 иностранным языком, уметь водить автомобиль, иметь знания в области смежных профессий.

Директор предприятия должен разбираться в деятельности всех отделов его компании:

  • производственных цехов;
  • филиалов;
  • юридической службы;
  • бухгалтерии;
  • отдела кадров;
  • отдела снабжения;
  • отдела маркетинга;
  • логистики;
  • архива и др.

Ответственность за работу всех этих подразделений лежит на директоре (вне зависимости от сферы деятельности предприятия). Таким образом, он должен владеть широким диапазоном знаний для эффективной организации труда и контроля над выполнением поставленных задач.

Умения

Профессиональные навыки руководителя характеризуют его способность быстро реагировать на различные изменения, взаимодействовать с людьми, добиваться высоких результатов. Здесь необходимо сделать акцент на следующих качествах:

  1. Уравновешенность – способность брать под контроль свои эмоции. Это главное качество лидера: сохранять спокойствие в различных ситуациях и подавать пример своим сослуживцам.
  2. Уверенность в себе – главное качество личности, необходимое для взаимодействия с окружающими. Уверенный в себе человек всегда сохраняет спокойствие. Подчиненные будут брать пример с такого руководителя. Такие взаимоотношения директора и коллектива создадут благоприятную атмосферу на предприятии.
  3. Стрессоустойчивость способствует сохранению ясности мыслей. Такой человек не будет теряться при каждой возникшей проблеме, он сможет сохранить спокойствие в коллективе. Принятие важных решений в любых ситуациях – залог успеха в карьере.
  4. Стремление к победе. Эта черта характера присуща уверенным личностям. Устремленность на достижение положительного результата дает стимул для продвижения по службе. Энтузиазм заразителен, и сотрудники компании также будут стремиться к достижениям.
  5. Наличие организаторских способностей подразумевает под собой навыки оперативного оценивания ситуации, выявление первостепенных целей и четкий расчет времени на их решение. Такие задатки бывают не только врожденными, их можно развить в процессе работы над собой. Грамотный управляющий равномерно распределяет объем работы между подчиненными и контролирует ее выполнение.

Навыки

Навыки являются важной составляющей любого вида деятельности. Они отражают накопленные знания и полученный опыт. Профессиональные навыки представляют собой знания, которые постоянно совершенствуются.

Основными деловыми качествами руководителя являются:

  1. Логический и критический тип мышления (практический интеллект). Человеку с таким мышлением проще работать с большими массивами информации, отбрасывая все ненужное и не отвлекаясь по мелочам.
  2. Выполнение одновременно большого количества задач требует выдержки и собранности, навыков быстрого реагирования. Необходимо уметь использовать все свои способности и скрытый потенциал для принятия верных решений.
  3. Управляющий должен уметь чувствовать других людей, понимать скрытые мотивы их поступков. Такое умение носит название социальный интеллект. Человек с такими способностями хорошо разбирается в людях и знает, что можно ожидать от сотрудника. Он хорошо понимает, что для эффективной работы необходимо создать здоровый микроклимат в коллективе и мотивировать своих сотрудников.
  4. Адекватная самооценка, склонность к анализу своих действий, самокритичность, выбор нужной линии поведения – такие способности являются привилегией управленца. Заниженная самооценка и неуверенность в себе препятствует полноценному восприятию информации, а завышенная часто приводит к тому, что намеченные планы оказываются невыполнимыми.
  5. Знания экономики и маркетинга. Для управляющего предприятием не является первостепенным владение всеми нюансами технологического процесса и работы каждого сотрудника. В его обязанности входит понимание самого процесса и качества продукции, ее соответствие стандартам и требованиям рынка.

Привычки

Директору необходимо понимать, что он является примером для своих подчиненных, поэтому он должен представлять, какими он хочет видеть своих работников:

  • собранными;
  • деликатными;
  • активными;
  • скрупулезными и т. п.

Если начальник хочет добиться того, чтобы в его коллективе не использовали нецензурную лексику во время общения, то ему необходимо собственным примером доказать своим подчиненным, что можно общаться без использования нецензурных выражений. В подсознании у подчиненных будет формироваться модель поведения, при которой успешный человек общается вежливо и культурно. Требуя от других выполнения каких-либо правил, необходимо непосредственно самому их придерживаться в жизни.

Если слова и действия начальника расходятся между собой, такая ситуация не будет способствовать формированию уважительного отношения к нему со стороны его подчиненных. То, что человек несет в мир своим поведением, привычками и внешним видом, говорит само за себя.

Привычки являются отражением личности человека, но в процессе ежедневной деятельности человек перестает их замечать. Только тот, кому присущи задатки лидера, может разглядеть в себе сильные и слабые стороны, признать свои недостатки и работать над их исправлением. Процесс самосовершенствования не должен прекращаться.

Грамотный руководитель умеет управлять своими подчиненными, т. к. он освоил управленческие навыки, без которых невозможно руководить коллективом.

Отличительные черты хорошего руководителя:

  • постановка высоких целей;
  • поиск правильного подхода к сослуживцам;
  • повышение квалификации сотрудников;
  • продвижение своей продукции на рынке;
  • налаживание взаимоотношений с основными клиентами и инвесторами;
  • поощрение сотрудников фирмы за их вклад в ее развитие.

Лидерство начальника должно быть таким, чтобы стимулировать работников к росту и развитию.

Как распределять свое время

Время бесценно. Берегите его

Все на земле можно чем-то заменить, только не время. Поэтому нужно обязательно научиться им управлять. Определите, на что оно у вас расходуется. И если продуктивности мало, сократите время на этот процесс максимально.

Управление временем можно разделить на три этапа:

Регистрация

На выполнение любой работы тратится определенное количество времени. И его нужно научиться анализировать. Регистрируя затраты времени, можно выявить нерезультативные действия, от которых необходимо избавиться.

Управление

Полезные и необходимые дела нужно делать по плану. Плохое управление вами всего процесса производства забирает большое количество времени. А этого у хорошего руководителя быть не должно.

Жесткое и мягкое лидерство

Основной особенностью современного общества является выбор стиля управления или типа управленческого лидерства. Лидерские задатки и качества составляют основу управленческих навыков. Существует 2 типа управленческого лидерства, в зависимости от подхода к управлению: мягкое и жесткое лидерство.

Мягкое лидерство

Мягкое лидерство предусматривает совпадение интересов сотрудников и руководителя компании. Директор такой компании заинтересован в привлечении кадров, обладающих соответствующими навыками и знаниями, высоким уровнем профессионализма. При таком методе управления формируется эффективная обратная связь и система делегирования полномочий. Важным аспектом выступает уровень удовлетворенности персонала своей работой.

Жесткое лидерство

Жесткое лидерство основано на беспрекословном подчинении руководству. Компания не тратит ресурсы и энергию на привлечение квалифицированных сотрудников, а ведет работу с теми, кто уже трудится в штате. Такая модель предусматривает получение высоких показателей при минимальных затратах сил, времени и финансовых ресурсов.

Лидер, придерживающийся жесткого метода управления, должен быть настойчивым и харизматичным, уметь убеждать, воздействовать и сохранять дистанцию между собой и подчиненными.

Какую роль играть?

Жесткое лидерство чаще применяется в компаниях, чем мягкое. Но мировая практика показала, что достичь более высоких результатов помогает мягкий подход к управлению персоналом. Такие компании имеют больше конкурентных преимуществ. Но выстроить систему управления, основанную на доверии и взаимной поддержке, непросто.

Как стать начальником при мягкости характера

Считается, что либералы не могут стать лидерами ввиду своей человечности и склонности к попустительству. Вместо них коллективом управляют неформальные лидеры.

Чтобы стать хорошим руководителем, надо найти амбициозного человека и сделать его своим советником. Затем с его помощью построить структуру управления и воздействовать на коллектив, используя модель «добрый директор – строгий зам».

Демократический лидер должен быть:

  • инициативным, ответственным;
  • творчески относиться к работе;
  • уметь убеждать;
  • разрабатывать способы достижения цели.

Таких специалистов ждут в высокоразвитых командах, где каждый сотрудник хорошо мотивирован и может обосновать свою точку зрения на проблему.

Начинать карьеру управленца следует с собственной жизни: ставить перед собой задачи, двигаться к цели. Общайтесь с людьми, которые добились профессионального успеха и готовы дать дельный совет.

Необходимые личностные качества руководителя

Характеристика на руководителя должна отображать все сильные стороны личности управленца. Она должна быть емкой и содержательной. Чтобы занять руководящую должность, необходимо обладать большим арсеналом личностных качеств: моральных, физических, психологических и умственных.

Особенности памяти

Управляющий компанией должен уметь обрабатывать большие объемы информации за короткий период времени, при этом, не упуская из виду важных деталей. У него должны быть хорошо развиты различные виды памяти:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • моторная;
  • эмоциональная;
  • логическая;
  • кратковременная;
  • долговременная.

Интеллект

Важной составляющей интеллекта является гибкость и оперативность мышления. Для повышения эффективности своей работы человек должен задействовать такие виды мышления, как понятийное, образное и действенное. В то же время оно должно иметь четкую практическую направленность, т. к. при жестком цейтноте времени выдвигать большое количество разных гипотез недопустимо.

Оптимальная самооценка

Чтобы деятельность приводила к достижению нужного результата, директору необходимо иметь адекватную самооценку, т. к. она напрямую и косвенно влияет на все процессы, в которых задействован человек. Самооценка складывается из отдельных знаний о себе как о личности. При негативном отношении к себе человек подсознательно настраивает других на негативное восприятие собственной личности, что не лучшим образом сказывается на рабочем процессе.

Профессиональный опыт

Чтобы стать профессионалом в своей сфере деятельности, нужны знания, умения и богатый опыт. Без этих 3 составляющих невозможно достичь профессионального и карьерного роста, поэтому управляющему компанией необходимо все время повышать свой профессиональный уровень.

Высокие амбиции

Успешный руководитель всегда имеет высокие амбиции, что стимулирует его к развитию и достижению поставленных целей. Человек без амбиций не строит планов и чаще всего не добивается больших карьерных высот, т. к. не стремится к этому.

Теоретическое и практическое мышление

Важную роль играет наличие у управленца как теоретического, так и практического мышления. Эти 2 типа взаимосвязаны между собой и образуют одно целое. Теория без практики мертва, а практика без теории слепа, поэтому умение применить свои знания в работе ценится высоко.

Решительность и настойчивость

Чтобы эффективно управлять персоналом, необходимо быть настойчивым, решительным и целеустремленным. Директор должен четко озвучивать поставленные задачи и требовать четкого их исполнения.

Уравновешенность и терпеливость

Стрессоустойчивость необходима при работе с людьми, в особенности на руководящей должности. Вовремя абстрагироваться и отсекать поток ненужной или негативной информации – ценный навык, который необходимо освоить каждому управленцу.

Ответственность

Успешный руководитель всегда готов брать на себя ответственность за свой коллектив, собственные решения и их последствия. Высокая степень ответственности предполагает моральную готовность человека к возникновению непредвиденных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.

Уважение и чувство такта

Чтобы добиться уважительного отношения окружающих к себе, необходимо проявлять уважение по отношению к ним. Тактичность – важная поведенческая черта, которая позволяет расположить к себе людей.

Развивайте личные аккаунты в соцсетях

Сейчас коммуникации ушли в Сеть, и надо развивать свою способность общаться там. Туда же утекают продажи. Если раньше соотношение онлайн и офлайн-продаж было, скажем, 5/95 процентов, то теперь у некоторых компаний почти весь объем продаж приходится на онлайн.

Есть правило: если на личном аккаунте ты совсем не пишешь про работу, значит работа для тебя не важна — это может повлиять на выбор: клиента, партнера. Посты в соцсетях про работу показывают вовлеченность, доказывают экспертизу. Считаю, что в личном аккаунте около трети информации так или иначе должно быть связано с работой. Важно помнить также, что коммуникации — это не про общительность, а про умение взаимодействовать, быть интересным, договариваться.

Профессиональные качества идеального руководителя

Характеристика руководителя должна содержать следующий перечень профессиональных качеств:

  • пунктуальность;
  • умение придерживаться поставленных сроков;
  • умение грамотно планировать;
  • коммуникативные навыки, умение вести переговоры;
  • способности к обучению;
  • умение обучать других;
  • самостоятельность в принятии решений;
  • наличие лидерских задатков и целеустремленности;
  • гибкость;
  • аналитические способности.

Углубленные знания

Человек, занимающий руководящий пост, не должен владеть поверхностными знаниями. Его задача – вникать в смысл проблемы, находить рациональные решения и выход из ситуации. Для этого необходимо иметь глубокие знания в своей сфере деятельности.

Организаторские способности

Идеальный руководитель должен уметь организовать работу коллектива таким образом, чтобы извлечь максимальный результат из их деятельности. Для этого необходимо обладать организаторскими способностями и развивать свои управленческие качества.

Умение не затягивать с принятием решений

Управленческие навыки приходят на помощь не только при организации работы персонала, но и в момент принятия важных решений. Каждый руководитель должен уметь быстро принимать правильные решения, часто в условиях нехватки времени на раздумья.

Деловые качества, свойственные хорошему управленцу

Для руководителей низшего звена достаточным будет владение организаторскими навыками, а для высшего – необходимо умение мыслить стратегически.

К основным качествам хорошего директора можно отнести:

  • высокие моральные принципы;
  • внимание и интерес к людям;
  • физическое и психологическое здоровье;
  • вера в собственные силы;
  • позитивное мышление.

Мнение работников

Мое мини-исследование было бы неполным, если бы я не учел мнение тех, кому придется постоянно контактировать с руководителем — его подчиненных. Чтобы получить объективную информацию, я обратился к данным исследовательского центра портала Superjob.ru.

Центр провел опрос работников по всей России из различных сфер деятельности. Отвечая на вопрос: «Какими тремя основными качествами, по Вашему мнению, должен обладать хороший начальник/руководитель?», 20% опрошенных отметили важность интеллекта и ума, 19% респондентов уделили внимание компетентности и квалификации и 16% голосов было отдано за порядочность и честность.

Полученная картина очень интересна как для претендентов на роль управленца, так и начальников, которые их выбирают. Как показывают результаты исследования, исполнители желают видеть в руководителе прежде всего Гуру своего дела и приятного человека, и только потом босса с «твердой рукой».

Отношения с коллективом

Характеристика на руководителя должна включать в себя пункт, в котором описано его взаимоотношение с подчиненными. Для построения здоровых отношений в коллективе, управленцу следует изучить основы психологии и взаимодействия с людьми. Как стимулировать подчиненных к результативной деятельности, как стать авторитетом в глазах своих сотрудников и создать сильную команду – все это следует знать управляющему.

Обратная связь

Обратная связь – это отклик, ответная реакция на происходящие события. Существуют 3 принципа обратной связи: конструктивный, негативный и позитивный. Каждый из этих принципов по-разному влияет на работу сотрудников, имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Использование критики является негативным методом воздействия на подчиненных и редко приводит к желаемому результату.

Чтобы создать эффективную обратную связь, необходимо:

  1. Предлагать коллеге способы выхода из затруднительной ситуации.
  2. Доносить до него свои пожелания относительно его работы и поведения.
  3. Подвергать анализу ситуации, которые произошли в недавнем прошлом.
  4. Не упоминать о прошлых поражениях.
  5. Стимулировать сотрудников к развитию и продвижению по карьерной лестнице.
  6. Обсуждать поведение работников наедине с ними.

Хороший руководитель понимает, что лучшим стимулом для работника является похвала.

Предоставление права принятия решений

Даже руководители могут иногда ошибаться, поэтому необходимо давать свободу слова и мысли своим подчиненным, уметь прислушиваться к их мнению. Мудрый начальник всегда готов выслушать предложения коллег, сопоставить их со своим решением и сделать правильные выводы.

Отношение к труду

Только при ответственном отношении к своей работе можно достигнуть хороших результатов. В этот раздел можно отнести умение планировать свое рабочее время, не откладывать важные дела на последний момент, соблюдать порядок и чистоту на своем рабочем месте и др.

Возможность карьерного роста

Чтобы у сотрудников был стимул работать и совершенствовать свои навыки, необходимо предоставить им возможность продвижения по карьерной лестнице. Любые достижения и заслуги перед фирмой должны поощряться как морально, так и материально. Это хорошо стимулирует персонал, пробуждает у него дух соперничества и стремление добиться больших высот, чем сослуживцы. Только в условиях жесткой конкуренции работники начинают проявлять свои лучшие профессиональные качества.

Рекомендуется ввести систему бонусов и поощрений при достижении необходимых результатов. Такая практика хорошо зарекомендовала себя и благополучно используется во многих странах.

Личное поведение

Своим поведением руководитель должен задавать нужную атмосферу в коллективе, вызывать уважение и стремление соответствовать высоким требованиям компании. Грамотный управляющий не станет требовать от своих подчиненных того, чего он не способен сделать сам.

Умение создать команду

Хороший руководитель – это тот, который умеет сплотить коллектив, создать благоприятную и комфортную рабочую атмосферу. При подборе персонала на отдельные должности он руководствуется не только профессиональными навыками и способностями соискателя, но и своей интуицией. Директор должен уметь спроецировать в своем воображении какую-либо ситуацию и предугадать поведение сотрудника при таких обстоятельствах. Исходя из своих соображений и жизненного опыта, управляющий компанией может сделать вывод, подойдет ли этот человек для такой должности или нет.

Знание психологии

Руководителям крупных предприятий с большим оборотом средств (и не только им) необходимо разбираться в психологических аспектах при приеме на работу сотрудников. На многих предприятиях предусмотрена должность менеджера по подбору персонала, в чьи обязанности входит подбор квалифицированных кадров. Но директор должен уметь самостоятельно оценить пригодность соискателя к работе, на которую он претендует.

Умение вести переговоры

Коммуникативные навыки занимают одно из важнейших мест в иерархии профессиональных качеств управленца. То, насколько прибыльным станет бизнес компании, напрямую зависит от умения руководства находить общий язык с клиентами подчиненными, инвесторами и т. д. Следует быть гибким в общении и уметь в любой ситуации найти компромиссное решение для обеих сторон.

Честность и справедливость

Высокие моральные принципы не являются препятствием на пути к достижению намеченных целей (как полагают многие). Наоборот, они вызывают доверие и уважение окружающих, желание взаимодействовать с таким человеком.

Руководитель должен быть образцом для подражания, поэтому необходимо уделить внимание развитию таких качеств, как честность, справедливость и сострадание.

Босс не всегда прав, но он всегда босс

Ситуация, в которой подчиненный оказывается умнее своего руководителя, встречается редко. Директор не возьмет на работу сотрудника, который в чем-то превосходит его самого: по уровню образования, опыта, квалификации. Тенденция брать на работу своих родственников за последние годы также снизилась к минимуму. Все остальные конфликты с руководством можно разрешить. Директор — это тоже человек со своими переживаниями и мыслями. Если он ошибается по какому-то вопросу, найдите разумные доказательства, чтобы поменять его точку зрения. Хороший руководитель это оценит. Не стоит увольняться с работы при возникновении конфликтной ситуации.

Лидер твердо уверен в собственных убеждениях, что вдохновляет окружающих его людей

Если человек твердо верит в свои убеждения, то чаще всего такой человек будет придерживаться своих ценностей в любых ситуациях, что влияет на общее виденье лидера и будущее компании. Но это не должно обозначать, что лидер игнорирует мнение всех людей, которые думают иначе. Хороший лидер – гибкий лидер. Хороший лидер будет прислушиваться к мнению окружающих, адаптировать свои идеи и развивать их, учитывая предложения своего коллектива. Адаптация собственных идей не является изменой собственных убеждений.

Исследования показывают высокую степень зависимости между чувством неопределенности и стрессом. Затяжное чувство неопределенности часто провоцирует депрессию, что очень пагубно для любой организации. Если ваши сотрудники не уверены в том, какое решение вы приняли на счет новой идеи, либо они чувствуют, что лидер слишком часто меняет свои решения, то они не смогут сосредоточиться на своей работе, а их продуктивность будет минимальной. Такого лидера чаще всего перестают уважать, а его указания не воспринимают всерьез.

Есть знаменитая история про бывшего главу Apple. Стив Джобс демонстрировал очень сильную позицию по своим убеждениям. К примеру, когда выпускали первый iPhone, многие говорили, что люди предпочитают традиционную клавиатуру, а сенсорной никто пользоваться не захочет. На такие доводы Джобс всегда отвечал, что люди привыкнут к этому. Вот так сильно он был уверен в правильности своих решений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]