метки:
Человек, Способность, Деятельность, Направленность, Социальный, Психологический, Система, Общий
8
Цель:рассмотреть элементы структуры личности и их свойства.
Задачи
— определить целое в структуре личности;
— рассмотреть его элементы;
— охарактеризовать особенности личностных черт каждой подструктуры и их свойства;
— рассмотреть путь их формирования;
— сформировать понятие о личности как динамическом образовании.
Что такое личность?
Вопросами личностных характеристик занимаются не только психологи, проблему изучают педагоги, философы, даже криминалисты, ведь восприятие окружающей среды основывается на осмыслении индивидом разных направлений информации. Осознав феномен «личность», человек получает возможность откорректировать свое поведение в сфере взаимодействия с другими членами общества.
Несмотря на то, что психологи прошлого и настоящего разными словами обозначают фундаментальное понятие психологии, основополагающая суть формулировки не меняется:
«Личность – это совокупность психологических характеристик индивида. Они формируют устойчивую систему индивидуального поведения человека, которая проявляется в поступках, самооценке, оценивании действий других членов социума.»
Для верного понимания психологи оперируют тремя главными понятиями: индивид (уникальность), индивидуальность (персонализация), человек (высшее существо). Чтобы индивид превратился в личность, ему потребуется владение речью, без помощи интеллектуальных и социокультурных навыков сложно адаптироваться в обществе.
Мотивационно-потребностная сфера как основа личности
Потребности – побудительная сила деятельности личности.
- Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
- Мотив – опредмеченная потребность.
- Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.
Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.
Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:
- в эстетическом наслаждении;
- в труде;
- в общественной деятельности;
- в общении.
Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.
Структура личности
Сущность внутри социума – это высокие результаты активности с пользой для общества. Знание этапов развития человека дает возможность понять мотивацию поступков, предсказать его дальнейшее поведение.
Психологи разных времен пытались структурировать багаж основных аспектов формирования индивидуальности. В современной психологии до сих пор не существует единого взгляда на психологическое устройство личности.
Структура личности по Фрейду
В теории Зигмунда Фрейда личность представляет замкнутую на себе индивидуальность, развивающуюся по законам общества, но противостоящую ему. Источником активности становится сексуальное направление, а явление подсознательного влечения – основа 3-компонентной личностной структуры.
- Ид. Сфера обозначена понятием «оно», содержит конституционные качества индивида, полученные им по наследству. В пакете базовых инстинктов доминирует сексуальный.
- Эго. Сфера ассоциируется с собственным «я», это психический аппарат для контакта индивида с реальностью. Уровень сознания занят самосохранением, Эго противоречит ядру Ид.
- Супер Эго. Сфера проявляет моральную часть «я», контролирующую деятельность и мысли Эго. Супер Эго навязывает идеалистические принципы в противовес реалистическим.
У психодинамической концепции З. Фрейда немало сторонников, они воспринимают теорию восторженно. В то же время противники психо-сексуального подхода к объяснению человеческого поведения отвергают основы фрейдизма.
Структура личности по Рубинштейну
Личность в психологии – это гармония триединства для взаимодействия с миром. С. Рубинштейном был разработан вариант методологической платформы, формирование личностной структуры представлено 3-я блоками.
- Направленность с набором потребностей, убеждений, мотивов поведения.
- Блок знаний с навыками для познания мира, а также обретения умения.
- Индивидуально-типологический компонент формирует уникальность личности.
Для адекватного функционирования индивида в пределах социума и обеспечения его психологического здоровья необходимо, чтобы все компоненты личности работали в содружестве. Единство личностного ядра обеспечивается мотивами осознанных действий с учетом неосознанных тенденций (побуждений).
Структура личности по Юнгу
В аналитической теории Карла Юнга личностное ядро представлено целостным конгломератом психологической системы. Если сферы фрейдизма опускают исследователя к истокам плотских причин душеного конфликта, то постулаты аналитической системы его коллеги Юнга возвышают потенциал личности.
Она включает также три основных компонента:
- Эго. Центр сознания с мыслями, ощущениями, воспоминаниями для осознания своей целостной идентичности.
- Область личного бессознательного – это набор вытесненных воспоминаний и переживаний.
- Основу коллективного бессознательного составляют универсальные модели восприятия (архетипы).
Концепция гениального последователя Фрейда развитие личности определяет стремлением к целостному образу благодаря использованию врожденных (индивидуальных) особенностей. Фундамент структуры представлен двумя видами психологических установок.
Личностная ориентация в сторону интроверсии либо экстраверсии имеется у каждого человека, но одна из них доминирующая. Если открытые экстраверты отличаются дружелюбием и активностью, то замкнутые интроверты всегда в поиске путей к уединению, не переносят внимания к себе.
Структура личности по Леонтьеву
Личностное ядро представляет собой многоуровневую пирамиду. Становление сущности, по концепции отечественного психолога, происходит на основе совершенных поступков и приобретенного жизненного опыта.
Что в составе структуры А. Леонтьева:
- фундамент – результат деятельности и поступков;
- внешняя оболочка – иерархия мотивов;
- внешний мир – создается на основе ценностей и отношений;
- вершина структуры – установление целей с обретением духовности.
Суть психологии личности по теории Леонтьева – построение иерархической пирамиды мотивационной разновидности. Это психологический объект особого типа, результат жизненной деятельности человека внутри общества.
Структура личности по Платонову
Личность в психологии – это аналог динамической системы. В свете концепции советского психолога К.
Платонова состоит она из следующих подструктур:
- социальная – формируются на основе воспитания, полученного опыта;
- биологическая – создается под влиянием генов и физиологических особенностей;
- индивидуальная – отражает процессы познания, функцию памяти, образ мышления;
- биопсихическая – совокупность половых и возрастных свойств личности.
Главное понятие психологии обозначено пирамидальной структурой, которая развивается во времени, меняется в процессе пополнения элементами с учетом связей между ними. При этом функции системы остаются неизменными, утверждает теория Платонова.
Понятие «я – образ» и проблема формирования самооценки
Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение, исходя из понимания своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.
«Я – образ»- это представление личности о самой себе. Он – не статистическое, а динамическое образование личности, может возникать как представление о себе в момент самого переживания – как «Я – реальное». Это «Я» все время меняется, например»Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» человека, желаемым образом, соответствующим социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще существование фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя через призму собственных желаний, не учитывая своих собственных возможностей. Все «Я» одновременно уживаются в человеке. Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к «ядру» личности, самооценка – важный регулятор ее поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Она формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей. Формирование самооценки можно проиллюстрировать следующей притчей.
Шел как-то Лев и повстречал зайца. «Кто Царь зверей? – взревел Лев. Зайчишка, оцепенев от страха, пропищал: «Вы, Ваше Величество!» Лев благодушно отпустил зайца. Потом Лев повстречал газель, и снова своим рыком оглушил и напугал бедняжку и снова услышал то, чего ожидал. Так повторялось еще несколько Ра: с оленем, зеброй и жирафом. Все эти животные были меньше или слабее Льва, признавали это и соответственно вели себя.
2 стр., 501 слов
№17 Концепция когнитивного развития Ж.Пиаже
17. Концепции когнитивного развития Ж.Пиаже. Субъект существует независимо от объекта. Для того чтобы познать объект, необходимо его изучать. Главный принцип – активное изучение. Пиаже – структуралист (интерес к структуре мышления, каким образом интеллект перерабатывает информацию). Вводит понятие схема. Схема – понятие, принятое для обозначения ментальных структур, которые обрабатывают …
А Лев уже вошел во вкус. Наконец он встретил носорога, с которым обычно избегал общения, но сегодня лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей?» Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, но сейчас он оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев», — ответил носорог.
А потом лев встретил слона. С точки зрения Льва, он превосходил слона размерами и силой. А потому он грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и вогнал Льва по горло в песок, после чего продолжил свой путь. Лев, отчаянно пытаясь выкарабкаться из песка, крикнул вслед слону: «И спросить уже нельзя?!»
В сознании каждого из нас формируется определенное представление о самих себе. Это представление мы получаем, сравнивая себя с другими людьми. В своих действиях мы исходим из этого представления о самих себе. Если мы считаем, что наш собеседник намного превосходит нас, то будем вести себя не так, как с тем партнером, которого считаем равным. При этом основанием для наших действий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или иной ситуации и есть наша реальность. Наше представление о самих себе, наша самооценка могут не соответствовать действительности. Слишком значительное не соответствие между нашим представлением о самих себе и действительностью вредит взаимодействию с другими людьми.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Стремление к достижению высокой самооценки может реализовываться двумя способами: повышением притязания, чтобы испытать максимальный успех или понижением притязаний, чтобы избежать неудачи. Поведение тех людей, которые стремятся к успеху и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой положительные цели, активно включаются в деятельность, выбирают средства и способы, чтобы кратчайшим путем их достигнуть. Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избегание неудач. Для них характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достижения успеха, уход от критики. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что личность начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего ее поведение становиться неадекватным. Уровень адекватности самооценки получает объективное выражение в том, как личность оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).
5 стр., 2224 слов
Личность в концепции трансакционального анализа Э Берна
Личность в концепции трансакционального анализа Э. Берна Реферат по психологии План 1. Структура личности по Э. Берну 2. Трансакционный анализ Заключение Литература Структура личности по Э. Берну В основе теории Берна, лежит структурный анализ. Структурный анализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры — в достижении …
«Я – концепция» — результат самопознания, воплощенного в целостном представлении личности о самой себе. Самопознание строго индивидуализировано. «Я – концепция» играет важнейшую роль в формировании целостности личности. Факторы, влияющие на «Я – концепцию»: осознание личностью восприятия ее другими (родителями, сверстниками); самоанализ (анализ личностных достоинств и недостатков); социальны ценности, ожидания, идеалы личности; опыт ее социального поведения; внешние данные, ощущение силы и здоровья. «Я – концепция» может выполнять функции самообвинения и самопоощрения. Когда поведение человека согласуется с его «Я – образом», он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих – он доволен собой и ему не требуется поддержки других. «Я – концепция» может иметь и самообвинительные тенденции. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия по исправлению ситуации с тем, чтобы сохранить прежний образ.
Содержание «Я – концепция» формируется под воздействием различных социальных влияний. Особенно важны для личности контакты со значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют ее представления о самой себе. На первых порах практически любые контакты оказывают на нее формирующее воздействие, при этом с момента своего зарождения «Я – концепция» сама активно участвует в интерпретации личностного опыта. Таким образом, «Я – концепция» играет, по существу, троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий.
Соционические типы личности в психологии
Соционика основывается на доктрине Карла Юнга о психологических типах, изучает типологию взаимоотношений между личностями. Учение делит людей на 16 типажей, модель их самоутверждение во внешнем мире обусловлена восприятием и переработкой получаемой человеком информации.
- Джек Лондон – холодный экстраверт с деловой логикой для достижения цели.
- Достоевский – вежливый интроверт, наделенный интуицией (эмпат).
- Дон Кихот – экстраверт, необремененный шаблонами мышления.
- Дюма – этический интроверт с субъективным восприятием мира.
- Драйзер – рациональный интроверт с четкими моральными принципами.
- Бальзак – наблюдательный интроверт, четко распознающий недостатки.
- Гамлет – интуитивный экстраверт, способный управлять эмоциями.
- Габен – сенсорный интроверт, предпочитающий комфорт, наслаждение спокойствием.
- Гюго – восторженный экстраверт с жизнерадостной харизмой, заражает позитивом.
- Гексли – любопытный и внимательный экстраверт, видит скрытый смысл.
- Горький – логический интроверт с рациональным образом мышления.
- Есенин – прогностический интроверт, просчитывает исход событий раньше других.
- Наполеон – иррациональный экстраверт с мощной силой воли, типаж лидера и борца.
- Робеспрьер – ответственный интроверт, равнодушный к славе и власти.
- Штирлиц – самостоятельный экстраверт с мощными организаторскими задатками.
- Жуков – эгоистический экстраверт, реализующий свои прихоти любой ценой.
Психологи отмечают, что союзы противоположных типажей наиболее прочные, между ними действуют силы притяжения, они дополняют недостающие качества друг друга. Согласно утверждениям соционики, в течение жизни соционический тип не меняется кардинально, но возможны изменения отдельных качеств.
Ключевые свойства личности
Личность в психологии – это систематизированный набор социально-психологических сугубо индивидуальных свойств, формирующих вариации поведения человека. Несмотря на многообразие формулировок, понятие структуры основывается на группе общепринятых свойств. С их помощью удастся составить социально-психологический портрет целостной индивидуальности.
Способности
Категория представляет собой задатки, которые необходимо развивать на протяжении жизни, чтобы успешно осваивать и выполнять различные функции.
Способности, как свойства души, имеют разную степень выраженности, могут быть наследственными, в психологии представлены несколькими категориями.
Элементарные и сложные способности
К числу элементарных свойств относят задатки, обеспечивающие функции органов чувств и простейших движений. Простейшие инстинкты человек получает при рождении, чтобы в течение жизни совершенствовать их.
Сложными способностями обозначают навыки социальной деятельности в различных направлениях творчества. С умениями не рождаются, но получают задатки, мотивирующие к социальному развитию.
Общие и специальные способности
Набором общих способностей природа снабдила всех людей – умственная и двигательная активность. Однако степень их развития у каждого индивида неодинаковая. Для обретения специальных способностей, требуются определенные задатки, благодаря им человек реализует себя в определенном направлении деятельности.
Теоретические и практические
Группа задатков теоретического типа наделяет индивида способностью к абстрактной логике, теоретически четкому обозначению целевых направлений. Наличием практических способностей объясняется умение формулировать задания, для решения которых понадобятся практические действия с учетом особенностей жизненной ситуации.
Учебные и творческие
Благодаря учебным способностям человек достигает высокой успешности в обучении, хорошо усваивает информацию, пополняя багаж умений с навыками. Креативность личности основывается на присутствии творческих характеристик, которые способствуют развитию творческого мышления.
Темперамент
Этим термином психологи обозначают свойства человеческой психики, формирующие состояние человека и его поведение.
Идея градации темперамента по типам была предложена Гиппократом, эта же схема применяется в современной психологии:
- меланхолик – мрачно настроенный необщительный человек;
- холерик – вспыльчивые и нетерпеливые люди, легко взрываются;
- флегматик – уравновешенный, медленно реагирующий тип;
- сангвиник – общительный жизнелюб, легко преодолевающий трудности.
Это блок самых основных личностных типажей с наиболее характерными чертами. Выяснение преобладающего типа темперамента способствует пониманию окружающих людей для комфортного общения либо выбора партнера. Чтобы определить темперамент испытуемого, психологи пользуются специальными тестами.
Характер
Это совокупность приобретенных черт, обеспечивающих реакцию психики на эмоциональные и динамические процессы при контактировании индивида с действительностью и членами общества. Стержневые, пожизненно формируемые, свойства характера можно описать тремя категориями: коммуникабельность, набор деловых способностей и волевых качеств.
Воля
Волевые качества позволяют индивиду управлять собственными действиями и своим психическим состоянием. Пользуясь инструментом воли, человек получает возможность сознательно влиять на окружающую реальность, подчиняясь законам социума. Принятие волевых решений помогает успешно справляться с жизненными трудностями, преодолевать препятствия для достижения поставленных целей.
Эмоции
Наличие эмоциональности открывает возможность выражать свое отношение к чему-либо реакцией с определенной психической окраской. Эмоции сугубо индивидуальны, оказывают влияние на принятие конкретных решений, совершение конкретных действий. Поэтому важно уметь контролировать проявление собственных эмоций, чтобы не оказаться в критической ситуации.
Мотивация
Поведение индивида тесно связано не только с потребностями, но также с побуждениями, каждое из которых обозначено мотивом. Мотивом называют психологический сигнал (позыв) к активному поведению для достижения поставленной цели. Поэтому мотивация – это устойчивая система индивидуально неповторимых мотивов на основе психологических или физиологических порывов.
Особенности характера
Характером признаётся единство личных черт человека, которые характеризуют поведение индивида. Он во многом отражает субъективное отношение к жизни.
Черты характера распределяются по разнообразным группам:
- первооснова личности. К подобным качествам относятся храбрость, душевность, скрытность и отсутствие уверенности в собственных силах;
- отношение к другим людям (проявление уважения, заботы, злобы или пренебрежения);
- черты, которые определяют отношение человека к самому себе. К их числу принадлежат скромность, самокритичность, самолюбие;
- отношение к труду. К примеру, чувство ответственности, лень, пассивность, низкая трудовая активность.
Различают нормальные свойства характера, которые принято считать естественными, и аномальные. Последние качества изобличают людей, страдающих различными психическими болезнями. К таким свойствам принято относить чрезмерную подозрительность, которая переходит в паранойю. Аномальной считается и ревность, являющаяся причиной появления «синдрома Отелло».
Система мотивов
Направленностью принято называть устоявшуюся систему мотивов, характеризующуюся такими параметрами:
- особенности поступков индивида;
- уровень зрелости.
Ключевым аспектом направленности выступает социальная значимость взаимоотношений личности. К ним относятся также цельность и разнообразие интересов (целеустремлённость).
Способности
Способностями считают задатки, характеризующие развитие индивида в определённом направлении. Они измеряются следующими понятиями:
- одарённостью;
- талантом;
- гениальностью.
Под одарённостью понимают наличие определённых задатков, присутствующих у индивида с появлением на свет. Талантом является потенциал, который раскрывается при помощи постоянного усердия и одарённости. Гениальность – наивысшая ступень в развитии таланта. Таким богатством наделён человек, в полностью овладевший определёнными способностями.
Способности могут быть:
- элементарными. К их числу относятся: способность воспринимать разнообразные звуки, отличать все оттенки цвета;
- сложными. Такие способности имеют прочную взаимосвязь с деятельностью в одной из сфер жизни. Они могут быть художественными, математическими или музыкальными. Способности стоит считать социально обусловленными. Они не присущи человеку от рождения.
Разработана и другая классификация способностей:
- общие. Они могут быть умственными, двигательными. Такие способности в разной степени развиты у каждого индивида;
- специальные. Для воплощения способность в жизнь нужны определённые задатки (актёрские, спортивные). Благодаря таким способностям человек с лёгкостью сможет найти себя в той или иной отрасли деятельности.
Течение психических процессов
Психические процессы возникают под воздействием условий внешней среды. Они могут быть:
- познавательными. Такие процессы предполагает абстрактно-логическое и чувственное восприятие действительности;
- с эмоциональной составляющей. Эмоции сопровождаются переживаниями, носящими позитивный или негативный оттенок.
Важно! Одной из важнейших эмоций является настроение. Оно отражает состояние личности в тот или иной период.
В чувствах заключается весь спектр эмоций, связанных с каким-либо предметом. Аффект представляет собой короткую, но яркую эмоцию. Она проявляется внешними изменениями в мимике или жестикуляции.
Страсть – неудержимые эмоции, контролировать которые довольно сложно. Кроме этого, есть и простые эмоции. Они могут возникать при удовлетворении элементарных потребностей. К числу таких эмоций относится удовольствие от вкусной пищи.
Обратите внимание! При стрессе эмоции изменяются не только эмоции, но и возникает особенное физическое состояние.
Выраженность эмоций во многом зависит от характера и темперамента людей. Они оказывают сильное воздействие на человеческую жизнь. Ведь индивид нередко принимает решение, находясь под властью определённых чувств. Отличительной чертой эмоций выступает непостоянство.
Есть и такие понятие, как воля. Оно предусматривает умение индивида управлять своими поступками. Для проявления воли требуется преодоление каких-либо препятствий и приложение элементарных усилий. Сила воли предусматривает принятие рациональных решений.
Человек должен уметь ограничивать себя для того, чтобы добиться какой-либо цели. В итоге он получит моральное удовлетворение от выражения своего чувства.
Сила воли предусматривает управление собственными слабостями. Для овладения этим свойством его изначально вырабатывают путём ежедневных тренировок.
Воля неразрывно связана с таким понятием, как мотивация. Она представляет собой совокупность позывов, определяющих поведение конкретного человека. Такие позывы могут быть:
- психологическими;
- физиологическими.
Мотивация отвечает за направленность и инициативность поведения. Большое значение в данной ситуации отводится определённым социальным установкам.
Мотивация формируется под влиянием приведённых ниже факторов:
- потребностей. Они предполагают, что человек испытывает нужду в чём-либо, что может сделать более комфортным его существование;
- стимула. Такой внутренний или внешний фактор побуждает к движению вперёд;
- намерения. Это осознанно принятое решение, помогающее достичь определённой цели;
- побуждения. Это неосознанное стремление, которое стимулирует индивида к немедленным действиям.
Развитие личности
Личность в психологии – это многогранная структура, сложный путь становления которой продолжается всю человеческую жизнь. После рождения в этом мире индивиду придется пройти три этапа становления, так называемого взросления.
Обозначение этапа | Что происходит |
Первая фаза | Этап адаптации посвящен ознакомлению с усвоением действующих в обществе ценностей и правил, закреплению норм поведения. |
Вторая фаза | Этап персонализации обусловлен зарождением противоречий между общепринятыми установками и желанием проявить индивидуальность. |
Третья фаза | Этап интеграции – это снова противоречие. Но уже между стремлением личности проявить свою индивидуальность и важностью этого факта для социума. |
Закономерный процесс развития прогрессирует без перенаправления по случайному либо стихийному пути. Движущими силами формирования личностных особенностей выступают факторы окружающей среды, наследственности, воспитания. Практическая психология развитие личности считает ключевым моментом, исследование которого находит отражение в работах многих ученых-исследований.
Психические образования
Эти психические явления очень важны на этапе становления профессионального или жизненного опыта. В их содержании присутствуют:
- знания. Эти сведения представляют собой информацию, полученную благодаря историческому опыту. Знания значимы как в теоретическом, так и в практическом плане. Они могут быть «донаучными»: такие сведения не точны, основаны на предположениях. «Вненаучные» знания не обоснованы наукой, «научные» ею официально подтверждены. Информация может быть теоретической или практической. Теоретические знания состоят из сведений, характеризующих состояние окружающего мира. Практическая информация изучает способы применения объектов окружающего мира;
- навыки. Такие действия формируются в результате многократного повторения каких-либо действий. Они вырабатываются в процессе постоянных тренировок и упражнений.
Навыки бывают перцептивными, интеллектуальными или двигательными. Под умениями понимают действенные способы совершения каких-либо действий, основанные на приобретённых знаниях. Привычки же являются устоявшимся способом поведения, заученным действием.
Основные теории исследований личности
Природа человеческой индивидуальности по ходу всей истории человечества считается самым загадочным и запутанным вопросом. При помощи различных теорий ученые на протяжении многих лет пытаются объяснить причину тех или иных поступков людей, проживающих по законам конкретного общества.
Личность в понятии Асмолова
При анализе личностной структуры А.Г. Асмолов отдает предпочтение динамической и смысловой системам, а инструментом проявления индивидуальности ученый называет грани характера и блок способностей.
Введение понятия «смысловые установки» позволяет объяснить особенности поведения и поступков.
Личность по Ковалеву
С точки зрения советского психолога, личностная структура является многогранным, но сложным звеном в системе взаимоотношений социума. В основе личности по А. Ковалеву лежит взаимосвязь трех подструктур. Они участвуют в формировании системы потребностей, свойств характера, способностей, поэтому личность – интегральный блок процессов психологического и психического плана.
Теория личности Уильяма Джемса
Автор философской теории прагматизма был первым ученым, описавшим понятие личности. Личность, с точки зрения трансперсонального психолога, это симбиоз инстинктов и волевых качеств, сформированный на основе приобретенных привычек. Теория американца Уильяма Джеймса базируется на двух категориях – эмпирического и чистого «Я», а сам философ становится законодателем понятия духовности.
Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Австрийскому психиатру удалось создать свою теорию, руководствуясь введенным им понятием «стиль жизни». Единая личностная структура по Адлеру базируется на трех взаимосвязанных и взаимозависимых чувствах – общность, собственная значимость, неполноценность. Типологию личности психолог построил на основе взаимодействия двух категорий – социального интереса и степени активности.
Психосинтез Роберто Ассаджоли
Итальянскому психологу и гуманисту не составило труда с помощью психосинтеза на основе фрейдизма объединить группу разрозненных психических категорий.
В результате получилась гармоничная личностная сущность из трех видов бессознательного (низшего, высшего, среднего), двух типов «Я» (сознательного и высшего), а также поля сознания и коллективного бессознательного. Единение всех компонентов обеспечивает целостность личности.
Личность в понятии Аверина
Личность в психологии – это ядро из основных психологических свойств. В учебном пособии по психологии В. Аверин рассматривает проблему в ракурсе современных научных знаний.
Основу психологической характеристики индивида автор представил аналитическим обзором конституциональных, нейродинамических, психодинамических параметров.
Мнение Слотиной
Личностную проблему Т. Слотина обозначает феноменом многомерности и многозначности чрезвычайно подвижной, но изменчивой категории. Динамическую природу сущности автор предлагает использовать на практике для психодиагностики личности, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития и полноценной самореализации.
Физиологический (биологический) подход (теория типов)
Приверженцы биологического подхода рассматривают характеристики личности с точки зрения физического состояния тела, руководствуясь постулатами конституциональной психологии.
В данном направлении наиболее значимыми считаются работы двух исследователей. Согласно типологии Кречмера, телосложение индивида может быть атлетическим, пикническим (плотным), астеническим. Кречмер разделил людей по двум личностным группам – шизотимики и циклотимики.
Шелдон аналитически усовершенствовал типологию Кречмера, дополнив ее собственной терминологией. В итоге – атлет стал мезоморфом, пикник превратился в эндоморфа, астеника нарекли эктоморфом. Руководствуясь конституционными принципами, ученым удалось связать психопатологию с акцентуацией характера.
Концепция личности Эдуарда Шпрангера
Продолжая традиции описательной психологии, Шпрангер создал свой вариант типологии личности. В представлении ученого индивид познает мир в зависимости от того, к какому из шести психотипов относится его личность. Ее сущность может быть экономической, эстетической, политической, религиозной, социальной либо теоретической.
Диспозициональное направление Гордона Олпорта
Американскому психологу удалось разработать свою теорию, основываясь на двух диспозициональных направлениях – индивидуальности каждого человека и теории уникальности черт.
Чтобы понять отличительную особенность личности, Олпорт предложил понятие личной собственности – проприум. Это внутреннее личностное единство, признанное направляющим инструментом жизни, а сама личность – целостная и неделимая.
Интрапсихологический подход. Теория Курта Левина
Психолог разработал Теорию психологического поля, опираясь на принципы гештальтпсихологии о целостности личностной структуры. Исследуя потребности и поведенческие мотивы людей, Левин предположил, что личность аккумулирует внутренние резервы, необходимые ей для развития.
Ученый первым экспериментально подтвердил динамику потребностей и мотивов.
Феноменологические и гуманистические теории
Концепция экзистенциального направления в современной психологии объединяет сторонников идеи о наличии в каждом человеке положительного начала. Этот стержень обеспечивает реализацию внутреннего потенциала благодаря субъективным переживаниям.
Наиболее известными сторонниками этих взглядов были два американских психолога. Абрахам Маслоу ключевой позицией выбрал потребность индивида к самоактулизации, Карл Роджерс разработал собственную теорию личности, основанную на личностном росте.
Философско-психологическая концепция Эриха Фромма
По ходу исследования динамики жизни немецкий философ выяснил, что предназначение человека в преодолении этапов своей жизни путем роста и проявления себя. В случае подавления этой тенденции, жизненная энергия приходит в упадок и становится разрушительной.
Между стремлением жить и разрушать существует связь и обратная зависимость, а индивидуальность не связана с приспособлением к большинству социума.
Экзистенционалистское направление Виктора Франкла
Это направление относится к области психотерапии, рассматривает блок жизненных проблем человека как его истинную природу со свободой воли, поиском смысла жизни, необходимости выбора.
Австрийский психиатр был ярким представителем направления, ключевыми моментами развития личности Франкл определил смысл жизни, чувство ответственности, свободу. В то же время, отсутствие смысла оборачивается мощным стрессом, экзистенциальным неврозом.
Изучение этапов развития человека в свете теорий и направлений дает возможность понять, что такое личность, предсказать дальнейшее поведение индивида.
Осознание концептуальных постулатов в психологии – это инструмент, который пригодится для анализа собственного поведения, четкого представление о гранях своего характера. Распознание мотивации полезно для общения с людьми, обозначения их побудительных мотивов.
Автор: Татьяна Ларина
Сложности понимания человека как личности
Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:
- Нередко личность отождествляется с индивидом.
- Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
- Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
- Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».
Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.