Возрастные стадии формирования личности
Фазы развития личности, основанные на возрастной периодизации, затрагивают сразу несколько аспектов становления: биологический, психологический и социальный. Это полностью отражает восприятие человека как биосоциального существа, способного активно менять ход истории и собственной жизни.
Формирование и становление личности проходит следующие стадии:
- желание общения или отстранения от людей (формируется на первом году жизни). Основным является непосредственное, построенное на эмоциях общение со взрослыми;
- приобретение самостоятельности и уверенности (формируется к 3-м годам). Это обеспечивает предметная деятельность, предоставляющая понимание окружающих предметов;
- активное изучение окружающего мира, чему способствует высокий уровень любознательности, развития коммуникативных и трудовых способностей (полностью формируется к 13 годам). Эти навыки тренируются благодаря сюжетно-ролевой игре и учебной деятельности;
- половое созревание и жизненное определение, как в сфере ценностей, так и в профессии (до 20 лет). В качестве основных моментов выступают интимное общение и учебно-профессиональная деятельность;
- реализация собственных возможностей и планов, наслаждение достигнутыми результатами, активное воспитание детей при их наличии (до 60 лет);
- активная творческая деятельность, анализ собственной жизни, поступков, переосмысление всей жизни.
Исходя из данной периодизации, обратите внимание на то, что личность в психологии не рассматривается как статичная структура, а только может проходить различные этапы своего становления.
Классификация природы человека в психологии:
- Безусловно позитивная;
- Условно позитивная;
- Нейтральная;
- Повреждённая.
Исходя из природы человека, возможно построение пути к личностному росту. Например, в “безусловно позитивной
” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.
Если же брать нейтральную человеческую природу
, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.
Факторы и направления развития личности
Психология изучает, какие факторы и каким образом влияют на процессы развития и становления личности. Выделено 3 основные параметра, имеющие непосредственное влияние на формирование личности:
- Генетика – обуславливает врожденное наличие способностей или склонностей, а также некоторых ограничений, обусловленных биологическими факторами;
- Социум – имеет опосредованное, но довольно сильное влияние, как на развитие личности, так и пути ее дальнейшего становления. Ближайшую социальную группу можно рассматривать в качестве инструментов, благодаря которым осуществляется развитие необходимых навыков, а весь остальной социум представляет собой скорее потенциальную возможность для развития тех или иных черт индивидуальности;
- Обучение и воспитание, организованные государственными и семейными системами, в отличие от стихийного воздействия окружения. Этот фактор является наиболее значимым в реализации социальной направленности деятельности человека, которая неразрывно включена в понятие личности наравне с психическим и биологическим.
Из представленных факторов наиболее важную роль играет именно воспитание. Оно является активным направляющим вектором, а не исключительно существующей и заложенной заранее предпосылкой.
Направления развития:
- физическое – подразумевает комплекс многих показателей. Таких как морфология (вес, рост, объемы), физиология (кровообращение, обменные процессы, половое созревание и пр.), биохимия (состав тканей организма), а также их изменения;
- психическое – овладение высшими психическими функциями (различные типы мышления, направленная память, волевые навыки). Умение распознавать и транслировать эмоции, выражать потребности и особенности характера;
- социальное – непосредственно связано с психическим. Но также сюда добавляется понятие духовности, морали (нравственности) и интеллекта (способности к расширению и углублению знаний).
Толкает человека к трансформации постоянно возникающее противоречие между тем, что имеется на данный момент и тем, что необходимо либо желательно делать и иметь. Это может относиться как к физической сфере, когда потребность научиться самостоятельно доставать пищу мотивирует к развитию навыков хождения. В социальном плане противоречие между желанием быть принятым обществом и выражать собственные мысли может порождать творческие идеи приспособления, изучение психологических особенностей людей, а также собственных психологических травм.
Ежедневный спринт
Психологи и психиатры всех мастей отмечают резкий всплеск тревожности, неуверенности в себе и огромное количество различных фобий у рядового представителя нашего социума.
Жизнь современного человека проходит в бешеном ритме, поэтому времени на то, чтобы расслабиться и отвлечься от многочисленных бытовых проблем, попросту нет. Замкнутый круг, состоящий из марафонской дистанции на спринтерской скорости вынуждает людей бегать наперегонки с собой. Интенсификация приводит к бессоннице, стрессам, нервным срывам и болезням, что стало основополагающей тенденцией в постинформационном веке.
Личностная зрелость
Особенности развития человека подразумевают наличие факторов, определяющих зрелость, как целостного понятия личности, так и отдельных его компонентов. Многие авторы соотносят критерии зрелости, а соответственно определенного конечного этапа развития некоторых функций с возрастной и психической зрелостью.
Несмотря на то, что становление для личности является непрерывным и продолжительным процессом в течение всей жизни, есть ряд факторов, определяющих своеобразное плато зрелости, после чего начинается индивидуальный путь развития.
Основы личностной зрелости включают:
- Ответственность за собственное поведение, принятые решения, а также ближайшее окружение, с которым происходит максимальное количество контактов. Ответственность формируется только тогда, когда уходит инфантильность, как признак еще не сформированной зрелости. Данное понятие подразумевает не только груз за свое поведение, но также и свободу выбирать необходимые пути или желаемые варианты течения событий;
- Терпимость, как наиболее выраженное социальное качество, помогающее устанавливать гармоничные отношения. Кроме того, терпение рассматривается как личностное проявление, благодаря которому возможны результаты, требующие длительного труда;
- Саморазвитие и самоактуализация, являющиеся основными движущими факторами непрерывного развития и дальнейшего углубления и расширения знаний. Это скорее внутренняя потребность, а не обусловленная внешними требованиями повинность, как это выражается при неразвитой внутренней структуре;
- Позитив в отношении к миру внешнему и внутреннему, а также к происходящим событиям.
Личностное развитие ребенка в современном мире
Сегодня, в современном обществе, все чаще наблюдается тенденция, когда отношение людей ко многим вещам, являющимся лишь частью, того целого, что до недавнего времени считалось достижениями человечества в области искусства и литературы, к сожалению, на данном этапе, утратили свою актуальность. И, если, пытаться разбирать причины данной ситуации, то сразу становится ясно, что у многих молодых людей отсутствует, даже, осознание самого понятия критерия ценностей, относящихся к достижениям в области мировой культуры и истории. В связи, с обозначенной проблемой, невольно встает вопрос о ее незамедлительном решении. Только, в этом случае, наше общество, сможет воспитать с ребенка достойную личность и гражданина.
Процесс формирования в ребенке положительных личностных качеств, предполагает целый комплекс обязательств в его воспитании. Но, конечно же, мы не должны забывать, что огромное влияние на человека, в определенном возрасте, оказывает его собственное мнение.. Так вот задача общества в том, чтобы дать ребенку правильные идеалы.
В науке существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. При рождении индивидуальность человека ограничивается лишь свойствами его организма, но по мере того как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокий уровень.
На протяжении длительного периода, начиная с 90-х годов, наше общество, в рамках нестабильной политической системы, было лишено каких-либо идеалов, являющихся, связующим звеном ни только для молодого поколения, но и для населения всей страны.
Поэтому, в данных условиях процесс, личностного развития проходил практически без участия общественных организаций и конечно же, каким человеком станет ребенок, в основном зависело от родителей, но и здесь до сих пор существуют спорные моменты.. Как, правило, специалисты практикующие в области детской психологии, очень часто утверждают, что активное негативного влияния на психику ребенка, могут оказывать и его родители. Причины, оставляющие негативный отпечаток в личности ребенка, могут быть разными и их проявление возможно в следующих формах: манера общения родителей с использованием грубых слов или же желание некоторых мам и пап, навязывать свою волю ребенку, некоторые идеалы, взгляды, считая, что только так, она или он сможет дать достойное образование, не забыв о моральном отношении.
Так вот, в данных обстоятельствах, эта ситуация, может стать стартовой точкой отсчета развития отношений между ребенком и родителями. Конечно же, все мы, с вами, знаем, что подростковый возраст ребенка, достаточно сложный период для формирования отношений всей семьи, время, когда ребенок перестает смотреть на мир, как правила через призму идеалов, предложенных родителями, у него появляется свой взгляд на вещи, который, чаще всего, не устраивает родителей, не принимающих ситуацию, когда ребенок заявляет о своей позиции. Сегодня, в условия современного развития общества, очень много говорится о новых формах и методах воспитания детей, но, как правило, их реализация находится лишь в рамках определенных образовательных учреждений. И вот здесь, наверное, было бы уместным, обращение к родителям с призывом к тому что, уже пора начать реформу системы воспитания внутри каждой семьи. Наше общество, на данном этапе развития, сделало нас заложниками обстоятельств, когда высшую ценность стали составлять деньги. И, как правило, во всей этой суете, дети остаются обделенными вниманием, заботой, теми трепетными моментами, которые в определенном возрасте, могут дать своему ребенку только родители. Поэтому, возложив однажды на себя эту ответственность, зачастую трудную миссию, мы должны с гордостью ее выполнить и в итоге, получить высокообразованного человека, обладающего комплексом морально-нравственных качеств, делающих из него достойного члена общества.
Конечно же, данное обращение не относится к семьям, имеющим достаточно сильные отклонения от общепринятых норм развития современного общества. С такими родителями ведется работа на уровне специализированных государственных органов.
Многие жизненные моменты, которые на первый взгляд, для нас родителей, могут показаться незначительными, оказывают сильное влияние на ребенка, зародив в нем специфичные ощущения и понятия (страхи, комплексы, неправильную оценку ценностей в обществе с которыми сталкиваются дети), которые в определенной момент заявят о себе, оставив негативное влияние на личности ребенка.
Как правило, сформированной личностью, принято считать человека, достигшего 18 – летнего возраста, когда его позиции и взгляды на жизнь по большей части зависят от его личностной точки зрения. Однако, даже на этом этапе, очень часто, всплывают детские обиды, полученные от родителей, которые могут стать серьезной преградой на пути его семейного благополучия. И, в этом случае, в преодолении данной проблемы, могут помочь родственники или опытный психолог.
Однако, анализируя выше сказанные моменты, мы ни в коем случае ни должно пренебрегать ролью общества в процессе складывания личности ребенка, так как только в обществе ребенок проходит все необходимые этапы социализации, соответствующие определенным возрастным периодам жизнедеятельности, которые сделают из него человека, готового к взрослой жизни. И. сразу, в памяти возникают жизненные примеры, когда мужчина или женщина, находясь в достаточно зрелом возрасте, продолжают жить со своими престарелыми родителями и не по тому, что им нужна помощь, а из-за того, что на каком-то этапе его личностного становления, произошла ошибка, скорее всего по вене его же родителей, которая в конечном итоге его и привела к такому образу жизни. Конечно же, такой человек по социальным показателям, не будет являться каким-либо антисоциальным элементом общества, но я думаю, что со мной многие согласятся, что врятли, кому-либо захочется считать его образцовой моделью для личностного становления, с самых первых моментов развития человеческого индивида до окончательного формирования его личности в жизни общества.
Оказывая активное влияние на вовлечение ребенка в процесс социализации, тем самым стремясь предоставить больше самостоятельности, мы не должны забывать, что в любом деле важно знать чувство меры, иными словами, с одной стороны, давая ребенку возможность узнать новый для ранее мало изученный мир, которым и станет для него общество людей, мы должны с особой точностью наблюдать за его шагами, как бы со стороны, но в тот момент, когда ребенок вдруг выберут ни тот путь, в силу определенных обстоятельств, наша задача как можно быстрей оказаться рядом с ним, увести с ложного пути, уберегая от ошибки..
Возвращаясь к теме о субъективных ценностях современного общества, безусловно влияющих на наши жизненные позиции, как правило, мы еще сами, очень часто, может быть, даже, и не осознавая этого, своими действиями и поступками, прививаем ребенку ложную систему ценностей. Как правило, в семьях с большим материальным достатком, где вся жизнь подчинена одной идеи: увеличение материального благосостояния, наверное глупо было бы думать, что для человека, выросшего в такой семье, основными личностными характеристиками, будут являться понятия о морали, нравственности, доброте, любви, верности, толерантности, умении жертвовать собой ради других и т.д. Мотивация, являющаяся основным двигателем деятельности человека, как правила, очень часто, закладывается еще в детстве, реализуясь на практике уже во взрослой жизни и, конечно же, родители, прежде всего родители, должны объяснить, и собственным примером показать ребенку истинные ценности, и идеалы. А не провоцировать ситуацию, когда слова и требования, в отношении ребенка противоречат собственным действиям.
И, конечно же, никогда ненужно забывать, что ребенок, такой же человек, только маленький и поэтому, когда вы в очередной раз решите проявить какую-то негативную реакцию, в отношении ребенка, пусть даже вам будет казаться, что он, на тот период заслужил, поставьте себя на его место и подумайте, а вас бы устроило такое отношение к себе….
В заключение, хотелось бы вспомнить слова известного русского критика и публициста Дмитрия Ивановича Писарева: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира».
Куда и откуда катится мир?
Развитие современного человека и его основные пути были предопределены задолго до нашего времени. Культурологи называют несколько переломных моментов, результатом которых стало современное общество и человек в современном мире.
Павший в неравном бою под напором адептов атеологии креационизм принес весьма неожиданные плоды – повсеместное падение нравов. Цинизм и критичность, ставшие нормой поведения и мышления со времен эпохи Возрождения, считаются своеобразными «правилами хорошего тона» для современных и пресвященных.
Наука сама по себе не является смыслом существования общества и не в состоянии ответить на некоторые вопросы. Для достижения гармонии и равновесия адептам научного подхода стоит быть человечнее, поскольку неразрешенные задачи современности невозможно описать и решить, как уравнение с несколькими неизвестными.
Рационализация действительности иногда не позволяет увидеть что-то большее, чем цифры, понятия и факты, не оставляющие места множеству важных вещей.
Проблемы социальной культуры
Проблемы современного человека неотделимы от деформаций в самом обществе и создают замкнутую спираль.
Культурный уроборос заставляет людей еще больше замыкаться в себе и отдаляться от прочих индивидов. Типичным выражением процессов деградации общественного самосознания можно считать современное искусство – литературу, живопись, музыку и кино.
Фильмы и книги ни о чем, музыкальные произведения без гармонии и ритма преподносятся как величайшие достижения цивилизации, полные сакрального знания и глубокого смысла, непонятного большинству.
Внутренние переживания каждого конкретного человека так и остаются неразрешенными, а негативные эмоции принято попросту не принимать во внимание. Строгая установка на абстрактный «позитив» и иногда неуместный «креативный подход» делают из людей со свойственными им чувствами и эмоциями киборгов для реализации определенных задач без возможности поделиться личными переживаниями. Проблемы человека состоят в отрицании личностных качеств и изначального различия между людьми.
Кто виноват и что делать?
В подмене ценностей не виноват никто конкретный и виновны все. Современные права человека одновременно соблюдаются и не соблюдаются именно благодаря такому искажению – можно иметь мнение, но нельзя его высказывать, можно любить что-то, но нельзя об этом упоминать.
Глупый Уроборос, постоянно жующий собственный хвост, когда-нибудь подавится, и тогда во Вселенной наступит полная гармония и мир во всем мире. Впрочем, если этого не случится в обозримом будущем, у будущих поколений будет хотя бы надежда на лучшее.
Что такое сильная личность
Какими качествами должен обладать человек, чтобы его так назвали? Опираясь на описанную ниже личностную структуру (обязательно с ней ознакомьтесь — очень полезно), можно сказать, что сильная личность – это:
- уверенный в себе человек;
- обладающий сильным характером;
- способный управлять своими действиями и эмоциональным интеллектом;
- легко адаптирующийся к любым изменениям среды, особенно негативным;
- имеющий цели и умеющий их достигать;
- эффективно взаимодействующий с миром и рационально мыслящий.
Этот список качеств можно продолжать бесконечно.
Описанный выше человек – это скорее собирательный образ, так как для каждого индивида существует свой портрет сильной личности. Вы можете составить его самостоятельно и развивать необходимые характеристики для того, чтобы стать сильным.
Например, в этом видео нам предлагают обратить внимание аж на признаки сильного духом человек:
Вы относите себя к таковым? Ну, и ладно. Быть сильным — это не синоним «быть счастливым». В большинстве своем, такие люди просто не могут поступать по-другому — они такие. Хотели они этого? Надо у них спросить.
Лично я не хочу быть таким, ибо в силу описанных ниже особенностей (темперамента, способностей, волевых качеств) это не мой путь. А идти чужим путем — худшее, что может случиться с человеком.
Не ведитесь на призывы «горе учителей» личностного роста — они вам не помогут. Все решает генетика и ваше собственное желание. Ломать заложенную природой программу поведения не стоит, ибо это противоестественно.
Инстинкты против разума
Наследием от далеких и диких предков, когда-то живших в пещерах, принято считать основные мотивы деятельности общества. Современный человек так же привязан к биологическим ритмам и солярным циклам, как и миллион лет назад. Анропоцентричная цивилизация всего лишь создает иллюзию управления стихиями и собственной натурой.
Расплата за подобный обман приходит в виде личностной дисфункции. Невозможно всегда и везде контролировать каждый элемент системы, ведь даже собственному телу нельзя приказать перестать стареть или изменить пропорции.
Научные, политические и общественные институты наперебой твердят о новых победах, которые непременно помогут человечеству вырастить цветущие сады на далеких планетах. Впрочем, современный человек, вооруженный всеми достижениями последнего тысячелетия, не в состоянии справиться с банальным насморком, как 100, 500 и 2000 лет назад.