Представьте, что смотрите фильм
Старайтесь не придавать происходящим вокруг вас событиям большого значения. Считайте, что все эти процессы являются частью сценария какого-то художественного фильма. Представьте, что вся ваша жизнь – это кино. Если вы сможете взглянуть на мир таким образом, вы освободитесь от эмоций и увидите более общую картину происходящего. При этом вы можете наблюдать появление у вас различных эмоций, которые подталкивают вас принять участие в этом фильме. Однако вы будете только наблюдать, но не проявлять их.
Не будьте равнодушными
Аварийная остановка самолета Ту-154М на посадочной полосе селения Ижма 7 сентября 2010 года
Вот совершенно удивительный случай. 7 сентября 2010 года с самолетом Ту-154, летевшим из Якутии в Москву, случилась поломка: полностью отказала система электроснабжения, и самолет стал стремительно снижаться. Спасти людей представлялось возможным, лишь приземлившись в самое ближайшее время. Но как это сделать в местах, не приспособленных для посадки? Неожиданно перед летчиками появилась свободная, чистая полоса. Самолет удалось благополучно посадить. Летчиков потом много чествовали. Но мало кто знает, что этот вертолетный аэродром в селении Ижма, на посадочной полосе которого удалось приземлиться, давно закрыли, и лишь один человек, Сергей Сотников, двенадцать лет ходил и поддерживал полосу в чистоте и порядке. Ему говорили: «Ты что, безумец?» В других местах заброшенные аэродромы превращались в мусорки и заставлялись складами. А он, бывший начальник вертолетной площадки, ходил, поддерживал порядок, вырубал прораставший ивняк, не позволял захламлять территорию, и через двенадцать лет чистая полоса дождалась своего самолета. Вот так удалось спасти жизни многих людей благодаря тому, что один человек не проявил равнодушия.
В семье близких произошел иной случай. Сын отправился днем в гараж чинить автомобиль. Вечером почему-то задержался. Родители, заволновавшись, стали одеваться, чтобы пойти удостовериться, не случилась ли с ним неприятность. Дочь же стала их отговаривать: «Да ладно вам, он отправился к своей подруге. Чего вы ходить-то будете». Видно, сердце родителей чувствовало неладное, но они уступили совету. А утром, уже явно поняв беду, поспешили в гараж. Сын лежал недалеко от дверей. Когда он чинил автомобиль, то в какой-то момент включил мотор. Угарные газы отравили его. Причем он собирался уже уходить, надел шарф. Если бы родители пришли вечером, то спасли бы сына.
Не будем упоминать, как все раскаивались – бесплодно и безнадежно – после трагедии. Но давайте задумаемся, не случалось ли и нам беспечно отнестись к ближнему, отмахнуться от него, отказать, не помочь, положиться на авось: «Само обойдется».
В средствах массовой информации время от времени встречаются сведения о самоубийствах людей, о том, как человек доходил до такой степени отчаяния и разочарования в жизни, что порой не только убивал самого себя, но перед этим даже собственного маленького ребенка. Все эти люди считали, что выхода из сложившегося жизненного тупика уже нет, что вместо скорбного, отчаянного существования лучше всего прервать саму жизнь, как бы сбросить с себя этот лишний, ненужный и тягостный груз, а заодно освободить и своего ребенка от безрадостного, исполненного лишений существования. Причина жизненной катастрофы в том, что эти люди чувствовали себя полностью изолированными от общества, ощущали себя за чертой, и между ними и окружающим обществом в их собственных душах была воздвигнута непреодолимо прочная стена. И действительно, как можно жить среди людей, в человечности которых ты разубедился, разуверился?
Заповедь «Не убивай» запрещает убивать не только прямо, но и косвенно: не убивать чужой надежды, веры в добро
В этом есть вина каждого из нас, потому что все мы бываем жестки, холодны и черствы к окружающим. Когда мы слышим шестую заповедь «Не убивай», то важно понять, что Бог запрещает нам убивать не только прямо, но и косвенно, то есть не убивать чужой надежды, веры в добро, прекрасных порывов в душе человека – не убивать своим равнодушием, леностью, безразличием. Этот грех совершается, когда мы лишаем другого человека радости бытия, не хотим и в малом войти в его ситуацию.
Обычно мы оправдываем себя тем, что у нас самих множество проблем – как нам участвовать еще и в бедах другого человека? Если рассуждать с духовных позиций, то, уходя от проблем ближних, мы готовим себе новые неприятности. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Тот, кто боится ради любви Христовой пожертвовать своим телесным здоровьем и комфортом, не может найти духовного покоя ни в этой жизни, ни в будущей». Почему же равнодушный не обретет покоя души?
Равнодушие происходит из замыкания на себе и нежелания в чем-то потревожить себя. Такой человек словно спрятан в капсулу, из которой смотрит холодно и отстраненно. Его сердце пребывает в каком-то забвении, замерло и потому не рождает никаких живых чувств. Но в итоге и сам он испытывает пустоту и одиночество. Равнодушие к ближним непременно оборачивается самоизоляцией и внутренним опустошением. Равнодушный не может быть счастлив. Это лишение подлинной жизни, шаг к смерти души. И действительно, когда мы равнодушны к ближним, то уподобляемся мертвым, ведь на кладбище мертвые не замечают друг друга. Жизнь есть активность, она выражается в действии. И потому равнодушие можно преодолеть лишь активным деланием добра.
Пройти мимо страдающего ближнего и наспех прочитать молитву – явления одного порядка
Молитва равнодушного человека слаба, не доходит до Бога. Ведь такой человек весь повернут на себя, он не привык выходить навстречу кому-либо, в том числе и навстречу Богу. Поэтому молитвы равнодушных людей, как правило, очень формальные и сухие. Не чувствуя чьей-то боли, не включаясь душой в беды тех, кто находится рядом, равнодушный оказывается выключен из сострадания, сочувствия, сопереживания, то есть он лишен внутренних связей с кем-либо, утрачивает сердечную чуткость, что подрывает в целом его духовную жизнь и обездвиживает молитву. Поэтому вроде бы два разных, никак не связанных друг с другом действия: пройти мимо страдающего ближнего и наспех, без чувства прочитать молитву – на самом деле явления одного порядка. Холодность по отношению к ближнему влечет за собой и холодность по отношению к Богу. И наоборот – чуткость к ближним способствует более крепкой и живой молитве. Поэтому золотое правило таково: если хочешь, чтобы Бог слышал тебя в твоих бедах, старайся и ты слышать ближних в их бедах.
Из древнего Патерика мы узнаем, как братия спросили святого Антония: «Если кто скажет: я ничего не буду брать у братии, и сам ничего не буду им давать – для меня достаточно моего; хорошо ли это?» Святой Антоний ответил: «Дети мои! кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него – душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей». Но не только от сообщества добрых людей отчужден равнодушный, он отчужден от Христа, и, по большому счету, всё, что говорилось Господом об осуждении грешников на Страшном суде, связано так или иначе с их равнодушием к ближним: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 42–43, 45).
В Евангелии, в Нагорной беседе Господа, столь удивительной по своей глубине, основные нравственные истины христианства выражены самыми простыми словами. Там в частности сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Добрые дела христианина названы светом, который должен просвещать нашу мрачную жизнь. Но как же являть этот свет?
Знакомый психолог, Виктор, однажды увидел на улице крайне огорченного пожилого человека, который шел и почти ничего перед собой не замечал. Все, естественно, проходили мимо. Виктор подошел к нему. «Так, я вижу, что у вас какая-то скорбь. Рассказывайте прямо сейчас, что с вами случилось», – по-доброму, но решительно сказал он. Оказалось, что мошенники лишили пожилого человека собственности: доверившись, он сам подписал документ против себя. Но наш психолог оказался тоже непрост – он работает в весьма высоких структурах, при этом не потерял отзывчивого сердца, тут же созвонился со знакомым прокурором, обсудил ситуацию, договорился о встрече и оставил контакты. Потратив два часа на поддержку пострадавшего человека, дома Виктор выслушал упреки жены: «Где ты там ходишь!» Зато на душе у него самого было легко-легко.
Секрет счастья, оказывается, очень прост. Чтобы быть счастливым самому, нужно уметь делать счастливыми других. А сделать счастливым ближнего может только тот, кто умеет отдавать часть себя – своего времени, внимания, заботы. Принимая участие в скорбях ближних, мы перестаем замечать свои собственные беды и горести, они как бы уже не существуют для нас. Делая свои неприятности вторичными, а на первое место поставляя любовь к ближним, мы действительно становимся на путь личного счастья.
Увидев незнакомого огорченного человека, почему бы не помолиться о нем Богу?
Созидать добро можно и в малом, не прилагая, так сказать, никаких чрезвычайных усилий. Например, увидев незнакомого печального, огорченного человека, почему бы не помолиться о нем Богу от сердца? Встретив человека, испытавшего скорбь, почему бы не поддержать его хотя бы добрым и теплым словом? Христианин призван не надевать на себя колпак, из-под которого враждебно смотреть на мир, а преображать мир добрым примером и активным проявлением любви.
Часто, вглядываясь в свое прошлое, люди начинают понимать, что можно было относиться к другим более человечно, не отстаивая свои принципы или безжалостно следуя всевозможным формальным законам и ограничениям – должностным, социальным, возрастным и т.д., а проявляя тепло, внимание и заботу. Уходят должности и полномочия, со временем обнаружится тщетность многих наших забот и исканий, а внутреннее содержание человека останется. Добро надо делать своевременно. И нужно спешить делать добро.
Пока есть наши ближние, пока есть люди с их нуждами и скорбями, у нас есть прекрасная возможность спасать свою душу – посредством милосердия, сострадания, добра и любви!
Оставайтесь рациональным
Попытайтесь скрыть свою гордость, убеждения и уязвимости. Ваша реакция на происходящие вокруг события должна ограничиваться заинтересованностью. Гнев, защита, обида и другие проявления должны остаться в стороне. Для большинства людей такие действия могут показаться крайне сложными. Например, если кто-либо посягает на систему убеждений человека, появляется естественное желание защитить их и отстоять свою точку зрения. Чтобы оставаться безразличным, необходимо быть максимально открытым и допускать возможность любого развития любой ситуации. Если кто-то не согласен с вами, скажите, что это его выбор, и вы уважаете его, но вы остаетесь при своем.
Хладнокровие и равнодушие — особые черты характера
Еще одно похожее качество – равнодушие. В то время, когда эмоциональный человек впадает в истерику или находится в депрессии, равнодушный наслаждается беззаботной жизнью и считает, что не стоит тратить чувства на сущие пустяки. И в таком случае разум преобладает над предрассудками.
Все мы иногда сталкиваемся со сложными ситуациями по тем или иным причинам, из-за которых не всегда можем сдержать себя в руках. Даже самого спокойного и уравновешенного человека можно вывести из себя. Поэтому очень важно уметь сдерживать свои эмоции и быть хладнокровным. Человек способен испытывать чувства и положительные, и отрицательные. Если хорошие эмоции приносят нам огромную радость, то негатив в таком же объеме наполняет жизнь тревогой, страхом и раздражительностью. Порой, с ними не справиться, они выбивают из колеи. И стоит задуматься, как избежать последствий всех этих отрицательных чувств.
Страх – самая главная причина отсутствия контроля над плохими эмоциями. С маленьких лет это чувство живет в нас, растет вместе с нами, развивается. Иногда нам кажется, что его нет, но он всегда на вооружении; он в нашем сознании, руководит нами, посылает сигналы (раздражители) и часто вместо здравого смысла в нас срабатывает инстинкт самосохранения. Он корнями впивается в нервную систему и разрушает ее, человек становится жертвой стрессов, нервных срывов и впоследствии хронических заболеваний.
Хладнокровие и равнодушие – это враги страха, благодаря этим качествам человек властвует над страхом и контролирует чувства, что влияет на отношения с окружающими, результат собственных начинаний, настроение и гармонию души.
Общение, как с незнакомцем
Если вы хотите показать свое безразличие к конкретному человеку, общайтесь с ним, как с незнакомцем. Не возвышайте его над другими, не уделяйте ему больше внимания, чем другим. Вы по-прежнему можете говорить с ним, но когда разговор заканчивается, забудьте о человеке, как о незнакомце. Такая беседа особенно эффективна, если вы видитесь с человеком, который вам ненавистен и которому ненавистны вы. Отстраненный и равнодушный разговор в данном случае – более мощное оружие, чем проявление каких-либо реакций. Человек будет ждать от вас привычных реакций, и не будет знать, что делать, когда вы уйдете.