Психологическая защита: виды, типы, механизмы защиты личности

Порой жизнь преподносит нам не слишком приятные сюрпризы. Оказавшись в проблемной ситуации, из которой не видит выхода, человек часто испытывает сильные негативные переживания. Если они настолько тяжелы или продолжительны, что угрожают психическому здоровью, то включаются механизмы психологической защиты. Так наш мозг препятствует разрушительному действию отрицательных эмоций.

Определение понятия

Защитные механизмы — это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего «Я»), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека. Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека. Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Фантазирование.

Фантазирование – избегание проблем путём фантазии, изолируя себя от реальности: от мечтаний наяву до чтения литературы и просмотра порно. Мы его используем для переноса себя из угрожающего нам мира, чтобы найти комфорт в другом месте.

Превью: Зигмунд Фрейд в своем офисе в Вене с дочерью Анной, 1937 год. Фотография сделана принцессой Евгенией Греческой, дочерью Мари Бонапарт.

Смотрите также:

  • Карл Юнг: карты Таро как путь к бессознательному
  • Говорит Зигмунд Фрейд: единственная запись голоса основателя психоанализа (1938 год)
  • «Несовершенство – единственное, что делает нас уникальными». Брен Браун о стыде и уязвимости
  • Видеоинтервью с Карлом Юнгом: почему необходимо изучать психику, с чем не может мириться человек и где источник зла

6 июля, 2018

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Сравнительная таблица: Различие взглядов Фрейда, Юнга, Адлера

Фрейд Юнг Адлер
Движущие силы психического развития
Движущие силы поведения
Врожденная сущность человека определяется в …
Сексуальность
Агрессивность
Структура личности
Понимание бессознательного процесса
Перенос
Конечная цель человека
Толкование сновидений

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы. Вытеснение представляет собой «забывание» или «удаление» из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт. При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным. Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление. Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

Проекция

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности. В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать предвзятым отношением со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Теория психосексуального развития по Зигмунду Фрейду

Название стадии Возраст Описание Формируемые черты личности
1)Оральная стадия От рождения до полутора лет Источник удовольствия – действия, требующие участия рта, губ, языка. Принятие пищи и кусание являются прототипом многих появляющихся позже характерных черт.
  1. Препятствие, например, очень быстрое отнятие от груди — оральный перцептивный характер

    : необычайно зависимы от других и чрезвычайно доверчивы.

  2. Родители грубо игнорировали потребности ребенка — оральный агрессивный характер:
    стремление к доминированию и враждебности.
2) Анальная стадия

.

От полутора до 3 лет Источник удовольствия – анальная зона. Приучение к опрятности. Средство реализации свободы – отказ осуществлять дефекацию тогда, когда ее хотят родители. Анальный удерживающий характер:

любовь к порядку и упрямство.

3)Фаллическая стадия От 3 до 6 лет Источник органического удовлетворения – гениталии (пенис или клитор).

К 5 годам у мальчика – комплекс Эдипа, у девочки – комплекс Электры.

1) Мужской фаллический характер

: непомерное тщеславие, импульсивность, самоуверенность.

2) Женский фаллический характер

: постоянное стремление к превосходству над мужчинами.

3) Пристрастие к фаллическим символам: скоростным автомобилям и небоскребам.

4) Латентная стадия От 6 лет до начала пубертата (12 лет). Половые чувства выражены минимально. Внешне мальчики и девочки не проявляют интересов друг к другу. Внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками. Формируются общительность, трудолюбие.
4)Генитальная стадия

.

От пубертата до взрослости. Источник сексуального наслаждения – половые органы. Половое наслаждение перемещается с себя на другого. Если не было проблем и фиксации на ранних стадиях психосексуального развития, то — генитальный характер

: зрелость, хорошая адаптивность, способность любить и быть любимыми; способность к сублимации – направление сексуальных сил на достижение творческих и продуктивных целей. Формируются зрелые гетеросексуальные отношения.

Замещение

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма — это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Реакция замещения присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Рационализация

Психологическая защита как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки. Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом. Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины. Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью. Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как реактивное образование. Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Определения Фрейда

  • «Прочистка дымохода» или «лечение разговором» (Breuer & Freud, 1895).
  • Искусство толкования с целью преодоления амнезии, заполнение всех пробелов памяти (Freud, 1904. С. 8).
  • Теория бессознательных душевных процессов (Freud, 1928. С. 215).
  • Метод, при котором обнаруживается перенос (Freud, 1905. С. 281).
  • Не лишенное тенденции научное исследование, а терапевтическая идея; ее цель не доказать что-то, а изменить (Freud, 1909. С. 339).
  • Метод, уничтожающий иллюзии (Freud, 1911)
  • Метод, который позволяет вспомнить, воспроизвести и переработать душевные конфликты (Freud, 1914.С. 126 -136).
  • Ряд психологических, тем же путем добытых понятий, которые постепенно соединяются в новую научную дисциплину (Freud, 1923.
    С. 211).
  • Половая теория, в которой центральную роль играет Эдипов комплекс (Freud, 1923. С. 223).
  • Метод, в котором существенную роль играет детская сексуальность (Freud, 1926 С. 233 — 247).
  • Способ «корректирования» в отношении вытеснения (Freud, 1926. С. 285).
  • Раздел психологии — глубинная психология или психология бессознательного (Freud, 1933. С. 170 -171).
  • Метод, который должен создавать «благоприятнейшие для Я-функций психологические условия»: в этом случае его задача будет выполнена (Freud, 1938. С. 96)

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию. Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения. Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе. Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

Теория двойственных либидных и агрессивных влечений

1) либидные влечения

2) агрессивные влечения (недеструктивные формы агрессии).

Агрессия – некая позиция ЭГО, обеспечивающую самосохранение.

Позже З. Фрейд постулировал фундаментальный пожизненный конфликт между инстинктом смерти (Танатосом) – источник агрессивного влечения и инстинктом жизни (Эросом).

Либидо – жизненная сила. Деструдо – энергия инстинкта смерти.

Сексуальность и агрессия внутренне близко связаны с фазами развития инфантильной сексуальности.

Анна Фрейд: ранние депривации, потеря объекта или насилие над ребенком наносят вред либидной привязанности. Тогда наблюдается манифистация агрессии.

  1. Психосексуальность

    – как инстинктивное влечение, аффект, импульс, желание, мотивационный толчок, активизирующий сознание.

  1. Половая идентичность
    – психологическая система, соединяющая и интегрирующая личную идентичность с биологическим полом.
  2. Эго
    – психическая инстанция, синтезирующая, организующая и гармонизирующая личность.
  1. Суперэго
    – гипотетическая психическая система, функционирующая для установления и поддержания морально-нравственных стандартов, желаемых целей и идеалов. Способствует внутрипсихической и межперсональной гармонии и облегчает социальную адаптацию (при условии оптимального функционирования).

    Функционирование ощущается как увеличение чувства собственного достоинства или болезненного чувства вины.

Согласно Фрейду люди явл. сложными энергетическими системами. Поведение мотивируется (активизируется) единой энергией. У человека имеется ограниченное количество энергии. Источник энергии – нейрофизиологическое состояние возбуждения. Цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Таким образом мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. Психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами.

Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Фрейд признавал наличие двух групп инстинктов: инстинктов жизни и инстинктов смерти.

Первая группа – инстинкты жизни

– под общим названием
Эрос
, включает все силы, служащие цели поддержания жизни и обеспечивающие размножение вида. Наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты –
либидо.
Вторая группа – инстинкты смерти

– Танатос – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Психосексуальное развитие — биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня.

Социальный опыт привносит свой вклад в каждую стадию в виде собственных установок, черт, ценностей.

Фрейду принадлежит гипотеза о 4 последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической, генитальной

(в соответствии с изменяющимися эрогенными зонами).

Фрейд отмечает латентный период

(между 6 и 7 годами жизни) и началом половой зрелости. Это не является стадией.

Первые три стадии развития захватывают период от рождения до 5 лет.

На каждой стадии есть свой главный источник получения удовлетворения. Фиксация на какой — либо стадии ведёт к чрезмерному скоплению либидо, впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанные с той психосексуальной стадией, на которую пришлась фиксация.

Стадии:

оральная (0-18 месяцев);

анальная (18 мес. – 3 года);

фаллическая (3-6 лет);

(латентный период);

генитальная (12 лет).

Тип характера зависит от развития ребенка на каждом из этих этапов.

Основной механизм формирования характера – фиксация (задержка, остановка или трудности развития на определенной стадии).

Объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон

, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что
в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера
. Взрослые сфиксациейнаанально-удерживающей стадиистановятсянегибкими, скучными и непреодолимо аккуратными.

Отрицание

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека. Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

Аутоагрессия: обвинить себя

Аутоагрессия, или поворот против себя, — весьма деструктивный защитный механизм. Она часто бывает свойственна детям, переживающим непростые моменты в отношениях с родителями. Человеку может быть тяжело признать, что его родитель ведет себя с ним пренебрежительно или агрессивно, и вместо этого он предполагает, будто это он сам плохой. Самообвинение, самоунижение, нанесение себе физических повреждений, саморазрушение за счет наркотиков или алкоголя, чрезмерное увлечение опасными аспектами экстремальных видов спорта, — все это результаты работы этого механизма.

Аутоагрессия возникает чаще всего тогда, когда от внешнего объекта, обусловившего ее появление, зависит наше выживание или благополучие. Но, несмотря на множество негативных последствий этого процесса, с эмоциональной точки зрения он может переноситься лучше, чем агрессия, направленная на первоначальную цель: родителя, опекуна или другую важную фигуру.

Книги по психологии, которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • «Ведение в психоанализ» — это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • «Толкование сновидений» — это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • «Психопатология обыденной жизни» — это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • «Я и Оно» — это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны основные положения психоанализа, но также представлены их источники и обоснования.
  • «Тотем и табу» — это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • «Психология масс и анализ человеческого «Я» — представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • «Очерки по психологии сексуальности» — это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Современный взгляд на проблему психологических защит

Учение З. Фрейда о механизмах психологической защиты имело много последователей. И в настоящее время, хоть и с некоторыми оговорками, признается представителями всех ведущих направлений психологии. Список видов психологических защит был существенно расширен, в него вошли, например, следующие:

  • компенсация – восполнение того, чего не хватает в реальности продуктами воображения, уход в воображаемый мир или увлечение религиозными культами;
  • изгнание роли – снятие с себя ответственности за происходящее;
  • десакрализация (по А. Маслоу) – скептическое, а то и презрительное отношение к социальным ценностям и признание их незначимыми, что помогает избавиться от давления табу и запретов;
  • самообвинение – принятие роли жертвы или обвинение себя во всех неприятностях, что позволяет не бороться с их реальными причинами;
  • уход в виртуальную действительность – один из новых способов психологической защиты, который помогает ограничить контакт с реальностью, не приносящей удовлетворение.

Это далеко не все виды защит, которые встречаются в различных книгах и учебниках по психологии. Но все они – и те, что описал еще З. Фрейд, и выявленные более современными психологами – имеют две общих черты:

  • не осознаются субъектом, поэтому и не контролируются;
  • создают иллюзию, которая мешает человеку воспринимать реальность адекватно.

Психологические защиты – это самообман. В определенных случаях и на непродолжительное время он действительно помогает человеку примириться с травмирующей психику действительностью. Но, как отмечал еще З. Фрейд, длительное использование защитных механизмов, особенно если это касается предпочтения одного какого-то вида, плохо сказывается на психике человека. Он не только утрачивает связь с реальностью, но и начинает испытывать проблемы невротического характера.

Сам человек обычно не осознает действия психологической защиты и, главное, ее причин, но последствия защитного поведения его могут беспокоить. Урегулировать действие этих механизмов самостоятельно очень сложно, поэтому лучше обратиться к квалифицированному психологу: психотерапевту или психоаналитику.

Выводы

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы. Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго. Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]