Девиация: виды, типы, причины формирования, примеры

Девиация – это любое поведенческое отклонение от установленной социокультурной нормы. Понятие девиации обозначает поведенческое реагирование индивидов не соответствующее социокультурным нормам. Различные преступления, злоупотребление наркотическими или психотропными средствами, алкоголизм – это все ярчайшие примеры девиации. Однако мелкое хулиганство, действия революционного характера, отсутствие при встрече приветствия также считаются девиациями, поскольку все человеческие поступки и деяния включены в систему взаимоотношений и социальных взаимосвязей, имеющую общую нормативную регуляцию. Примером этому служат семейные отношения, взаимодействие в коллективе, контакты с уличной средой и т.п. Вследствие этого девиантным считается поведение, которое нарушает стабильность процессов взаимодействия с социумом.

Определение понятия

В психологии девиация – это поведение людей, нарушающее стабильность межличностного взаимодействия. Психологи утверждают, что девиация – это поведение индивида, которое противоречит социокультурным нормам, моральным и нравственным устоям общества.

В структуре девиации выделяют:

  • поведение человека;
  • ценностные отношения и моральные ориентации личности;
  • социальные нормы и правила, которые выступают основным критерием отклоняющегося поведения;
  • оценочное отношение окружающих.

Иногда проявление психических заболеваний со стороны выглядит как умышленное нарушение норм и правил. Но между отклоняющимся поведением и медицинским диагнозом нельзя ставить знак равенства.

Профилактика

Для начала детей с девиантным поведением необходимо быстро брать на контроль. Этим должны заниматься педагоги и родители. Нельзя оставлять без внимания ненормальное поведение, либо действовать силовыми методами. Чем раньше будет выявлена склонность к девиации и проведена работа, тем вероятнее положительный исход дела, наличие здоровой личности.
Важно выявлять группы риска. Для этого применяются методики скрининговых обследований учащихся, различные тестирования. Не секрет, что в группах риска – подростки из неблагополучных семей, многодетных и попавших в трудные жизненные ситуации. Именно им нужно уделять большое внимание в ходе профилактики асоциального поведения. И это не только беседы на заданные темы, но и реальная помощь, в том числе психологическая.

Меры должны быть направлены не только на улучшения условий жизни, но и мотивацию ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек. В данном случае все зависит от причин девиации. Если они кроются в психических недугах или факторах наследственного алкоголизма, поможет только доктор.

Сангвиник: тип темперамента и его характеристика

Теория девиации

Первым исследователем, который пытался дать ответ на вопрос, что такое девиация, стал Э. Дюркгейм. Пристальное внимание на девиации ученые обратили в 19 веке. В это время появилось множество различных теорий и концепций, объясняющих возникновение деструктивных процессов в поведении. К распространенным теориями девиации относятся:

  1. Биологизаторские теории (теория Ч. Ломборзо, в которой автор определенные черты внешнего облика соотносит с наличием у человека склонности к противоправному поведению; теория У. Шелдона). Авторы этих теорий убеждены, что деструктивное поведение обусловлено генетикой и врожденными особенностями психики. К примеру, считалось, что физически сильные люди с выпирающей вперед челюстью и высоким болевым порогом чаще всего оказываются замешанными в преступной деятельности.
  2. Социологизаторские концепции (теория конфликтов Г. Беккера, концепция стигматизации, функциональная теория Э. Дюркгейма, теория Мертона, теория делинквентных культур П. Миллера, теория подражания Г. Тарда, концепция дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда). Сторонники данного подхода полагают, что аномалии возникают в результате негативного влияния общества на отдельного индивида. Исследователи усматривают причины девиаций в социальном неравенстве. Как правило, девиантное поведение возникает не сразу. Ему предшествуют различные неудачи, стрессы, те или иные происшествия.
  3. Психологические теории (концепция З. Фрейда). Психоаналитик первопричиной девиантного поведения считал внутриличностные конфликты людей, а их внешние проявления расценивал в качестве результата пережитой психотравмы.

В результате многолетнего исследования поведенческого феномена, ученые пришли к выводу, что он возникает под совокупным воздействием нескольких факторов: биологических, психологических и социальных.

Этапы становления девиантного поведения

Становление девиантного поведения проходит несколько этапов:

  • появление культурной нормы (к примеру, ориентации на обогащение в постсоветской России);
  • появление социального слоя, который этой норме следует (к примеру, предпринимателей);
  • превращение в девиантные форм деятельности, которые не ведут к обогащению (к примеру, в нашем случае, нищенской жизни многих служащих и рабочих);
  • признание человека (и социального слоя) девиантным со стороны других;
  • переоценка этой культурной нормы, признание относительности.

Формы

Формы девиации выделил Р. Мертон. При анализе девиации он не рассматривал сам поступок, а пытался установить, какой элемент жизни человека послужил мотивом для того или иного действия. Пристальное внимание он уделял методам, с помощью которых человек достигает асоциальную или просоциальную цель. Понятие девиации он связывал с противоречием между потребностями индивида и его возможностями к их удовлетворению.

Другая классификация

Доктор психологических наук Елена Змановская предложила другую классификацию девиантного поведения. При определении форм девиации она основывалась на последствиях поведения и нарушаемых нормах. В итоге получилось следующее:

  • Антисоциальное поведение. Оно угрожает социальному порядку и благополучию людей.
  • Асоциальное. Такое поведение несет угрозу только благополучному установлению межличностных отношений, так как нарушает нравственные и этические нормы.
  • Аутодеструктивное. Такие действия наносят вред не окружению, а самому человеку. К примеру, зависимость от наркотических или психотропных веществ или суицидальные наклонности.

Типы

Считается, что отклонения от нормы в виде девиации можно классифицировать по следующим типам:

  • позитивные отклонения от усредненной нормы;
  • негативные девиации, связанные с психическими расстройствами;
  • противоправные и преступные действия;
  • культурные отклонения;
  • агрессивные действия;
  • асоциальные поступки;
  • негативные некриминальные действия (суицидальные попытки, бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Все девиации делятся на 2 типа: первичные и вторичные. Первичная девиация – это разновидность отклоняющегося поведения, которое никак не карается уполномоченными органами. Вторичная девиация – это необратимое изменение личностной сферы, возникающее в результате систематического повторения тех или иных действий разрушительного характера.

По количеству участников асоциальных действий девиации могут быть групповыми и индивидуальными.

Клейберг предлагает все девиации в обществе делить на 3 типа:

  • негативные (преступления, употребление психоактивных веществ);
  • нейтральные девиации (бродяжничество, попрошайничество);
  • позитивные (самопожертвование).

Е. Змановская полагала, что девиации – это такое социальное явление, говорить о котором простыми словами нужно с точки зрения негативных последствий действий индивида для него самого или для общества. Она выделила следующие типы этого социального явления:

  • аутодеструктивное отклоняющееся поведение (примерами такой девиации являются суицид, виктимность, неоправданный риск);
  • асоциальное пренебрежение нормами и правилами общественной жизни (протест против законодательства вызывает всеобщее осуждение, карается санкциями);
  • антисоциальные действия, которые угрожают жизни и здоровью граждан

Согласно другой классификации, выделяются следующие типы девиации:

  • Инновация – данная разновидность предполагает использование запрещенных действий для достижения цели. В негативном контексте данный тип отклоняющегося поведения свойственен для преступников, шантажистов. В позитивном же варианте такое отклоняющееся поведение используют ученые.
  • Ретреатизм – своеобразный уход от реальности. Такой способ существования используют люди с алкогольной, игровой или наркотической зависимостью.
  • Ритуализм – следование определенным стереотипам, которые противоречат истинной цели деятельности.
  • Бунт – активная форма протеста установленным нормам и правилам. Индивид с данным стереотипом поведения с помощью агрессивных действий старается защищать свои интересы, выдвигать свои идеи.

Триада показателей

Основываясь на таких показателях, как направленность, характер проявления и уровень социального одобрения, Надежда Майсак представляет другую классификацию девиантного поведения:

  • Конструктивная девиация. Речь идет о различных видах творческих проявлений.
  • Аутодеструктивная. Эта форма делится на суицидальную и аддиктивную (то есть зависимость от алкоголя и наркотиков).
  • Внешнедеструктивная. Делится на коммуникативную и противопарную. Проще говоря, человек не выказывает ни малейшего желания сотрудничать с другими людьми.

Виды девиации

Психологи и социальные педагоги в своей работе сталкиваются со следующими видами аномального поведения:

  • делинквентное поведение, преступные действия;
  • экстремизм;
  • терроризм;
  • вредные привычки;
  • проституция;
  • яркий макияж, экстравагантный стиль в одежде;
  • аномальное реагирование ребенка на привычные ситуации;
  • различные формы аддикции, пристрастие к азартным играм;
  • вандализм;
  • жестокое обращение с животными;
  • крайняя форма эгоцентризма;
  • замкнутость, стремление свести к минимуму социальные контакты, отшельничество, аутизм;
  • излишняя общительность;
  • сквернословие;
  • игнорирование ребенком требований взрослых;
  • слабое развитие навыков самоконтроля у личности;
  • перепады настроения без видимой на то причины, которые приводят к постоянному внутреннему напряжению и сбоям в работе нервной системы;
  • немотиивированная агрессия и самоповреждающее поведение;
  • склонность решать проблемы кулаками;
  • тревожность, фобии, панические атаки;
  • суицидальные попытки;
  • патологические процессы в психике;
  • поведенческие отклонения, обусловленные ошибками семейного воспитания.

К позитивным девиациям относятся:

  • гениальность или одаренность личности в той или иной сфере науки или искусства;
  • высокий уровень развития патриотизма, совершение геройских поступков во благо других людей и человечества в целом;
  • способность жертвовать собой и своими интересами во имя общего дела или интересов другого человека;
  • альтруистическая направленность личности, обостренное чувство жалости;
  • ярко выраженное трудолюбие и обостренное чувство долга;
  • наличие у человека тех или иных уникальных способностей.

В отличие от негативных, позитивные виды девиаций не вызывают осуждения со стороны общества.

Лечение, коррекция

Коррекцией девиантного поведения у человека должны заниматься квалифицированные специалисты, способные не просто исправить имеющиеся проблемы, но и сделать так, чтобы впредь такие ситуации не повторялись. Не стоит внушать подростку, что он «трудный». Большинство патологий исходят из психологических убеждений.
Вся коррекционная деятельность должна исходить из особенностей данной личности. Важно применять индивидуальные подходы, не следуя шаблонным методам. Только в таком случае можно завоевать доверие девианта и начать плодотворно корректировать отклоняющееся поведение.

В такой работе желательно делать упор на положительные черты личности и качества характера. Очень важно замечать и укоренять такие характеристики, как:

  1. Бережливость.
  2. Аккуратность.
  3. Доброжелательность.
  4. Снисхождение.
  5. Порядочность.

Эмоционально неустойчивые люди очень тяжелы в общении. Важно внушить им, что с ними это не так. С ними легко и просто разговаривать, дружить и даже доверять совсем маленькие секреты.

Когда имеет место психическое заболевание, важно убедить человека обратиться к соответствующим специалистам. Это же правило качается лечения наркомании и алкоголизма.

Как избавиться от девиации?

Важно избегать конфликтных ситуаций. Избавление от девиантных явлений неразрывно связано с коллективной работой психологов, педагогов, родителей подростка. Только целенаправленные беседы, положительные эмоции, доброта, постоянное общение. Такие составляющие могут стать неизменной причиной успеха в борьбе с отклонениями поведения детей и взрослых людей.
Не стоит провоцировать человека на агрессию, а все ситуации, так или иначе связанные с ее проявлениями, сводить на нет. Часто требуется помощь психологов и психиатров. Важно не впадать в панику, думая, что такие обращения способны повлиять на судьбу ребенка, делая его предметом насмешек.

Обращения к специалистам этого класса практически всегда анонимны. Распространение конфиденциальной информации врачом карается по закону, даже если она касается самого факта обращения к доктору соответствующей специализации.

Признаки

Традиционно к признакам отклонений в поведении относят:

  • крутой нрав, агрессивность;
  • эгоцентризм;
  • болезненное восприятие критики;
  • беспричинная смена настроения;
  • слабое развитие навыков самоконтроля;
  • замкнутость, тяга к одиночеству;
  • наличие у индивида симптоматики психического расстройства;
  • связь человека с преступной группировкой, общение с криминальными личностями;
  • желание и готовность человека противостоять мнению большинства.

Историческая справка

Девиантное поведение является одним из центральных вопросов социологии еще со времен ее возникновения. Одним из основоположников девиантологии считается французский ученый Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году издал классическую работу под названием «Самоубийство». Он ввел понятие аномии, означающее социальную запутанность и дезориентацию в обществе, возникающую во время радикальных социальных перемен и кризисов.
Дюркгейм подтверждал свои слова статистическими данными, свидетельствующими о повышении количества самоубийств во время резких экономических спадов или же подъемов. Последователем ученого стал американец Роберт Кинг Мертон, который создал теорию структурного функционализма и одним из первых классифицировал поведенческие реакции человека с точки зрения социологии.

Причины и предпосылки

Психологи стали изучать причины и предпосылки формирования девиаций, чтобы разработать эффективные методы борьбы с ними. Факторами, вызывающими поведенческие аномалии, являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • возраст (часто девиации встречаются у подростков, сопровождая процесс формирования элементов самосознания индивида);
  • низкий интеллектуальный потенциал личности;
  • наличие акцентуаций характера;
  • неблагоприятный уровень экономического развития того региона, в котором проживает человек;
  • осознание социального неравенства;
  • материальные трудности человека;
  • политическая нестабильность в стране;
  • воспитание ребенка в асоциальной среде;
  • ошибки семейного воспитания;
  • низкий уровень развития морально-нравственных основ личности;
  • сомнительное социальное окружение человека, копирование им неправильных образцов поведения под давлением группы;
  • трудности социализации личности;
  • стресс;
  • патологические процессы в нервной системе и головном мозге;
  • психосоматические расстройства;
  • интересы и склонности личности, особенности восприятия;
  • открытая пропаганда в СМИ сексуальной раскрепощенности;
  • противоречивость социальных норм, которая приводит к сложности выбора единственно верной модели поведения;
  • отсутствие у человека возможностей для удовлетворения своих потребностей;
  • чувство вседозволенности и уверенность в безнаказанности;
  • выученная беспомощность, привычка перекладывать на других ответственность за свою жизнь;
  • желание прославиться в сети интернет;
  • подростковое желание завоевать признание участников референтной группы;
  • желание подростка выглядеть взрослым;
  • желание сделать мир лучше.

Подростки

Несмотря на все упомянутые причины возникновения девиации, ее часто можно наблюдать у детей-подростков, которые воспитываются во вполне благополучных семьях. Стоит отметить, что семья — не единственный фактор, влияющий на социализацию индивида. Ребенок вполне может примкнуть к плохой компании или присоединиться к какой-то субкультуре. В такой ситуации сталкиваются новые нормы и навязанные родителями ценности. Детям кажется, что все, что говорят родители, неправильно, из-за этого возникают конфликты. У подростков девиация, к примеру, может проявляться в виде вандализма или разрисовывания стен.

Примеры девиаций

Приведу примеры негативных, нейтральных и положительных девиаций:

  1. Ребенок родился в благополучной полной семье. Стилем родительского воспитания была гиперопека. Достигнув подросткового возраста, ребенок стал неуправляемым: он стал шантажировать родителей, оскорблять мать. Родители полагали, что у всех детей подростковый возраст проходит сложно, нужно набраться терпения. Активных мер для решения они не предпринимали, контроль и опеку над сыном снизили. В результате родители не заметили, как мальчик связался с плохой компанией, где пристрастился к наркотикам.
  2. Девочка с детства застенчивая. Ей трудно заговорить с незнакомым человеком, обратиться с просьбой к кому-нибудь. Мама полагает, что застенчивость является синонимом скромности, поэтому не предпринимает попыток искоренить данную черту характера дочери. У девочки мало друзей, в классе ее считают замкнутой, потому что она не здоровается с одноклассниками, отказывается от коллективных игр на переменах. Со стороны педагогов к девочке нет претензий по поводу учебы, к ней не могут быть применены какие-либо санкции, ее застенчивость не причиняет вреда окружающим, но при этом является формой нейтральной девиации.
  3. Сотрудник научно-исследовательского института на протяжении многих лет занимался разработкой собственной методики обучения детей дошкольного возраста чтению. Защитив докторскую диссертацию, он открыл лингвистический центр, стал заниматься с детьми по собственной программе. Через несколько месяцев дети 4–5 лет научились читать. Инновационная деятельность ученого в данном случае является примером положительной девиации.

Общая характеристика

Поведение человека формируется как реакция на совокупность нескольких факторов: социальной среды, конкретной ситуации и собственной личности. Проще всего описать соответствие человеческого поведения общепринятым нормам можно с помощью таких понятий как «нормальное» и «ненормальное» поведение. «Нормальным» можно назвать такое поведение, которое в полной мере соответствует ожиданиям окружающих.

Ненормальные поведенческие реакции имеют много форм. Так, поведение может быть: патологическим, делинквентным, ретристским, нестандартным, креативным, девиантным, отклоняющимся и маргинальным. Норма определяется на основе критериев, которые могут быть негативными и позитивными. В первом случае норма рассматривается как отсутствие признаков патологии, а во втором – как наличие «здоровых» симптомов.

С точки зрения социальной психологии асоциальное поведение является способом вести себя определенным образом, не беря во внимание общественные нормы. Эта формулировка связывает девиацию с процессом адаптации к обществу. Так, девиация среди подростков обычно сводится к формам неуспешной или же неполной адаптации.

Социологи используют несколько иное определение. Они считают признак нормальным, если он распространен в обществе более чем на 50 процентов. Таким образом, нормальными поведенческими реакциями называют те, которые характерны для большинства людей. Следовательно, девиантное поведение проявляется у ограниченного круга людей.

С точки зрения медицины девиантное поведение не относится ни к медицинским терминам, ни к формам патологии. В составе его структуры лежат психические расстройства, реакции на ситуации, нарушения развития и акцентуации характера. Однако далеко не каждое психическое расстройство сопровождается отклоняющимися симптомами.

Психология и педагогика определяют девиантное поведение как способ действий, который причиняет личности вред, усложняет ее развитие и самореализацию. У детей такой способ реагирования имеет возрастные ограничения, а само понятие применяется к детям старше 7 лет. Дело в том, что ребенок младшего возраста не может в полной мере понимать и контролировать свои поступки и реакции.

На основе различных подходов можно сформулировать общее определение девиантности. Итак, девиантность – это уверенный способ действий, который отклоняется от социальных стандартов, причиняет индивиду ущерб и отмечается социальной дезадаптацией.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]