Мировоззрение: что это такое, виды, типы и их характеристика


Этот текст можно скачать по ссылке

Формирование личности ведет к формированию мировоззрения, которое, в свою очередь, возникает в процессе познания. Человек, становясь личностью, задает себе ряд вопросов: «Кто я? Каково мое место в мире? Каков смысл бытия и как устроена вселенная?». Перечисленные вопросы — путь к познанию самого себя и окружающей реальности, а ответы на эти вопросы — путь к формированию мировоззрения, духовности человека, его внутреннего мира.

Объяснение термина

Нам предстоит разговор о сложном, но фундаментальном аспекте сознания. Для этого сначала выявим, что представляет собой самосознание в целом. Оно может принадлежать как конкретному индивиду, так и всему обществу (например, народу), а также состоит из нескольких уровней:

  1. Элементарный (первичные представления о себе, связанные с оценкой окружающих).
  2. Глубинный (более осознанное понимание своей роли в социуме).
  3. Сложнейший.

На третьей, самой сложной ступени расположилось мировоззрение человека – это совокупность знаний, убеждений и представлений о себе, обществе и мире в целом. С его помощью личность осознает себя частью материальной и духовной действительности посредством обобщенного отношения к ней. Оно отражает саму сущность индивида, его идеи, взгляды, мысли, ценности, предпочтения, влияющие на поведение. Существует также понятие «мировоззренческая зрелость», увидеть которую можно по поступкам, действиям людей.

Формы и факторы формирования мировоззрения

Принято различать три основные формы:

  1. мироощущение — впечатления личности о происходящем в жизни, комплекс его чувств, мыслей, действий и настроений. С него начинается становление мировоззрения. Чувственное осознание отвечает за формирование образов;
  2. мировосприятие. Само понятие включает ответ: речь идет о восприятии мира, его видении и отражении через призму субъективных впечатлений и ощущений. Мировосприятие может быть враждебным или дружественным;
  3. миропонимание — образы, сформированные и закрепленные в голове об окружающем мире.

В этой же связи мировоззрение можно классифицировать по эмоциональной окраске, разделив на пессимистичное и оптимистичное.

Факторы формирования

  1. социальное окружение, в котором находится человек;
  2. условия социума, в которые помещена личность;
  3. государственный строй.

Структура

Мировидение включает в себя комплекс различных характеристик духовной жизни личности, формирующихся посредством познания и понимания мира. Мироощущение очерчивает эмоционально-психологические вопросы на уровне эмоций, чувств, настроений.

Миропонимание определяет познавательно-интеллектуальную сферу. Как таковые внутренние установки, воззрения возникли в процессе перехода человечества к родовой общине – первой устойчивой форме общественной организации. Это был большой скачок в развитии.

Компоненты мировидения

Существует множество видов знаний, которые накапливает человек в процессе изучения мироздания. Житейский опыт позволяет адаптироваться к жизни в обществе, ориентироваться в ней, научный – анализировать факты более высокого ранга.

Взаимодействие с окружающим пространством сопровождается эмоциональным откликом. Мы не просто смотрим на творения природы, составляя о них сухое фактологическое представление, мы любуемся и даже восхищаемся ими.

Еще одним важным аспектом мировоззрения являются нормы и ценности. Порой они даже выступают вразрез со здравым смыслом: ради защиты близкого человека, ребенка, многие готовы пожертвовать собой. Люди действуют, опираясь не столько на эмоции или логику, сколько на собственные убеждения и установки.

Поступки определяют практический уровень мировоззренческой структуры. Открыто выразить свое отношение к миру можно лишь с помощью конкретных действий. Итак, мировидение состоит из четырех основных компонентов: эмоционального, деятельностного, познавательного и ценностного. Все они взаимосвязаны и образуют внутреннюю целостность личности.

Особенности

Обыденный тип мировоззрения формируется стихийно на протяжении всей жизни человека. Оно не может быть помещено в определенные рамки, структурировано в систему.

Ежедневно человек в процессе своей деятельности и в результате наблюдения за другими людьми получает новую информацию, которая перерабатывается им и воспринимается.

В чистом виде повседневное мышление не смогло бы существовать ввиду своей бессистемности и некоторой абстрактности.

Для устойчивости ему необходимо сочетать в себе элементы мифологии, религии, науки. Это позволяет добавить необходимую рациональность, практичность, объективность.

Так, эмоционально образное, фантастическое восприятие действительности, лежащее в основе мифологического мировоззрения, нередко становится частью обыденных взглядов.

Также объективные данные, полученные в результате научных исследований, становятся неотъемлемо частью повседневной жизни.

Например, обыденные представления человека о построении семейных отношений могут основываться и на воспринятой из психологической литературы научной информации, а не только на опыте предыдущих поколений.

Велико и влияние нравственных установок, проповедуемых религией, на формирование повседневных взглядов. Человек участвует в традиционных ритуалах (крещение, похороны отпевание) не только из соображений здравого смысла и имеющегося у него опыта, но и по причине наличия определенных религиозных установок.

Заимствование обыденным мировоззрением отдельных практических составляющих других видов мировоззрения позволяет обеспечить не только эмоциональную (мироощущение), но и рациональную составляющую (миропонимание).

Человек успешно сочетает собственные ощущения, полученные в результате наблюдений и опыта, с некоторыми практическими данными.

В результате складывается совокупность ценностей, идеалов, образцов. Они помогают ориентироваться в жизни, принимать решения. Окружающий мир упорядочивается, становится понятным и доступным.

Отсутствие обыденного мировоззрения превратило бы жизнь человека в сплошной хаос, в котором не было бы четкого понимания целей и путей развития.

Психика индивида без житейских установок находилась бы в постоянном напряжении, поскольку предугадать и спрогнозировать развитие событий человек бы не мог.

Таким образом, обыденное мировоззрение, несмотря на ряд недостатков, играет большую роль в жизни каждого человека. Его наличие позволяет индивиду благополучно существовать в обществе, опираясь на здравый смысл и имеющийся опыт.

2 пути мировоззрения — обыденное и философское:

Наша интересная группа Вконтакте:

Какие типы выделяет наука

В рамках исторического подхода существует три основных вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, определяющих поведение людей. Мифологичность предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности превалировал над рациональным (его человечеству попросту не хватало) и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Невозможность грамотно выстроить причинно-следственные связи порождала необходимость объяснять природные и социальные явления, обращаясь к фантастике.

Когда первобытность как принцип построения жизни отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы «правильного» и «неправильного», «хорошего» и «плохого», «дозволенного» и «недопустимого». Теперь глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) искали свое разрешение в вере в сверхъестественное.

Позже возникает философия, призванная структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план выходят разум, последовательность мысли, логика, аргументация. Все три типа проявляются и в современной действительности. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования, взаимоотношениям.

Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения

Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.

Некоторые примеры — раньше и сейчас.

Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу, концепция многих нью — «вселенная живая»…

Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас — от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.

Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели не из своего типа мировоззрения.

Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению, цель довольно просто. Только своя цель принесет Успех! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…

Успехов вам, и правильно выбранных целей!

Научное мировоззрение

В отличие от всех других типов этот основывается на объективных знаниях о природе и человеке. Это своеобразный высший этап развития философской мысли, но с меньшей обобщенностью и с большей точностью.Такой способ видения мира опирается исключительно на достижения науки и человеческого познания, которые позволяют составить объективное изображение действительности, объяснить сущность личности и ее роли в становлении и развитии существующей реальности.Достоинства:

  1. опора на новейшие открытия;
  2. связь с реальной сутью вещей;
  3. практическая направленность, непосредственное влияние на деятельность людей.

Недостатки:

  1. безразличие к смыслам и духовной сфере;
  2. интересы человека, стремление улучшить его положение не играют большой роли.

Определение понятия

Под мировоззрением принято понимать целостную систему взглядов на природу, социум и человека, окружающую действительность и место самого человека в этой системе. Мировоззрение выражается через систему ценностей, через идеалы конкретной личности и определенной социальной группы. Структура мировоззрения многослойна.

Структурные составляющие мировоззрения

  • познания;
  • духовные идеалы;
  • убеждения и принципы;
  • жизненные ценности.

Мировоззрение формируется не единожды и на всю жизнь двумя путями:

  • стихийным;
  • осознанным.

Его становление происходит в течение всего времени, пока жива личность. Отчасти это результат воспитания, отчасти — собственный жизненный опыт. Чем старше человек, тем осознаннее его мировоззрение.

Кроме того, ученые разделяют мировоззрение на несколько форм.

Религиозное мировоззрение

Делит мир на два полюса: «этот» и «тот». Вводит такие понятия, как дух, вера, бог и не требует доказательной базы или критического анализа. Устанавливает постулаты, отвечающие на глубинные вопросы, тревожащие личность: что есть добро, а что – зло, какова концепция сотворения Вселенной. Религиозность предполагает выполнение строгих правил поведения, которые преподносятся носителями того или иного учения, как истинно верные.Религия играет колоссальную, хоть и спорную, роль в современности. Она неразрывно связана с общечеловеческой культурой, ориентирована на решение духовных проблем. В то же время она вступает в конфликт с другими типами мировидения.

Религия и мы

Историки убеждены, что определяющим признаком религиозного мировоззрения является предотвращение социального напряжения в классовом обществе.

С появлением социального и материального неравенства стало необходимым создать строй, чтобы не допустить социальных бунтов, переворотов, любых массовых возмущений. С этим и связано навязывание религиозного мировоззрения, перехватившего эстафету первенства у мифологии.

Религиозное мировоззрение более прогрессивное, чем мифологическое, так как человек с ним более свободен. В христианстве, например, ярко выражено понятие свободы воли. Это подтверждается тем, что религиозное мировоззрение проповедует теорию того, что бог управляет нашей жизнью, но за нашу судьбу мы в ответе сами.

Фигуру божества религиозное мировоззрение понимает несколько по-другому. В мифологии Боги являются телесными существами со всеми их грехами, а в любой религии Бог предстает как сверхъестественное, совершенное и не телесное существо.

Основные черты религиозного мировоззрения – это разделение на потусторонний и реальный мир, то, что Боги рассматриваются как высшие нравственные существа, на которых религиозное мировоззрение призывает равняться, ну и некая свобода выбора человека.

Как бы ни утверждали многие аналитики, что такому типу мировоззрения все меньшее число человечества подвержено, что религиозному мировоззрению приходится постепенно отступать от ведущей позиции в современности, тем не менее, число верующих людей неуклонно растет.

Мифологическое мировоззрение

Формировалось на таком историческом этапе, когда человечество постепенно отделяла себя от природы и противопоставляла ей. Возникали различные культы, пантеоны. Непростые явления социальной жизни находили свое отражение в мифах: подобно людям боги и герои устраивали войны, конкурировали между собой.Свойства мифологии:

  • наделение природы человеческими чертами;
  • взаимодействие реального с фантастическим;
  • отсутствие логического анализа и рефлексии;
  • практическая направленность на решение бытовых задач;
  • сюжеты однотипны и поверхностны.

Архаический подтип

Это древняя форма представлений человека о себе, жизни и взаимодействии с природой. Для него характерно сосуществование реальности и фантазии. Оба этих понятия объединились однажды в различных вариациях верований: тотемизме, анимизме, фетишизме. Точно так же в рамках этого мировидения не существует деления на «Я» и мир. Все вокруг имеет жизненную энергию и требует к себе определенного отношения (ритуалов, поклонения).

Типы мировоззрения, исторически-социальные

Формировались в хронологическом порядке. Очень хорошо понять в чем отличие – зная историю всего человечества. От каменного века до наших дней. В каждый период времени отражались те принципы, что лежали в каждом из этих типов мировоззрения.

Еще один любопытный факт: человечество развивалось — и развивалось его мышление, менялось мировоззрение. И точно такое же происходит с развитием ребенка. Т.е, по сути, каждый человек — взрослея, развивает свое мировоззрение выбирая соответственные цели.

Архаический тип мировоззрения

Это раннее представления человечества о мире, о самом человеке в нем

Характеризуется тем, что не отделены в нем друг от друга реализм и фантазия. Эти два понятия слились в образе ранних верований: анимизма, фетишизма, тотеизма. Нет четкого деления от своего «Я» и окружающего мира. Как такого понимания «Душа» вовсе не существует. В то же время: все живое наделено жизнью, как и человек: от камня до солнца.

Жизненные цели формируются не осознанно: это угодить себе и другим одушевленным существам (жертвоприношение, ритуалы, идолы ….)

Мифологический тип мировоззрения

На этом витке истории происходит четкое отделения «себя» от окружающего мира. А если есть «Я», значит есть «Он» , у которого поступки, помысли могут не совпадать с моими. Изо таких взглядов происходит уже конфронтация (противостояние).

Это эра культов и пантеонов богов. Как сама жизнь полна конфронтацией и конкуренций за место под солнцем, так и рождаются мифы, о точно таком же противостоянии между богами.

Жизненные цели приобретают уже более четкую структуру и осмысленность: быть с Сильными мира сего, иметь власть… добиться благосклонности определенного бога или человека…

Религиозный

Еще большее деление мира. Что есть мир этот и мир тот. Появляются понятия души, духа и тела. Богу божье, кесарю кесарево.

Появляется понятие вера – в невидимое, без критического анализа в последнее. Общее для всех религий идеи: о сотворении Богом мира, о концепций добра и зла, о следствии не выполняя тех или иных правил поведения.

Жизненные цели – согласно концепции веры, которую исповедует человек – «правильные» в ее понимании поступки и помыслы.

Философский тип мировоззрения

При увеличении знаний о самом человеке и о окружающим его мире – происходит коллапс (критическая масса), когда нужно эти знания переосмыслить. Так и образуются различные школы философии.

Если переосмысленные знания в контексте такой школы – то полагают, что философия та же, но – развивается… Если же противоречие со старой школой – очевидны, образуется новое философское течение.

Жизненные цели в этом контексте – это личностный рост, саморазвитие, самоактуализация, поиск истины …

Какие бывают мировоззрения у людей: философское направление

Существует огромное количество знаний и идей, касающихся роли и места человеческой культуры, личности в мироздании, а также вопросов жизни и смерти в целом. Переосмыслить все имеющиеся представления о действительности и выделить наиболее значимые для обсуждения темы взялась философия.В процессе исторического развития возникало (и появляется до сих пор) множество различных школ, многие из которых идейно конфликтуют между собой. Философы высшими ценностями считают самопознанию, поиск истины, самоактуализацию. Отличия от религии и мифа:

  • основывается на рациональном знании, а не на вере;
  • главенствующую роль играет рефлексия;
  • наличие целостности, системы;
  • четкие понятия и категории.

Вопрос.1 мировоззрение его структура и функции

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

Стр 1 из 5Следующая ⇒

Вопрос.1 мировоззрение его структура и функции

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах соответствующей формы мировоззрения: мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.

Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).

Предмет – отношения в системе мир-человек.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

— обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

— рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», использует понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий,убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» — более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2)ориентационная.

Исторические типы мировоззрения:

мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание – источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 1 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета:«Мировоззрение, его сущность, структура и исторические типы».

Вопрос. 2 исторические типы мировоззрения уровни и структура

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира.Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое.Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеетисторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основныхтипов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формахрелигиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, ифилософского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно значимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент. Мировоззрение — это в том числе и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Вопрос. 3 Основной вопрос философии и 2 его стороны
Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира

и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои

стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе

общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б)

идеализм; в) дуализм.

Материализм — философское направление, утверждающее первичность материи и

вторичность сознания. Идеализм — философское направление, утверждающее

обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что

материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно.

(Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма

(Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть:

Первична материя.

Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические

явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без

попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за

окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово

существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит — огонь, Фалес-

вода, Анаксимен- воздух, Демокрит — атомы и пустота.)

2. Метафизический — материя первична к сознанию. Специфика сознания

игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма — вульгарный.

«Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь».

Метафизические материалисты конца 18 века — Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)

Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по

отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса.

Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь

может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и

сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный- не зависящий от человеческого сознания.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон — мир и день, идея,

воспоминание. Гегель — абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир — комплекс моих ощущений.

Философия Сократа

СОКРАТ. 469 –399 гг. до н. э. Родился в бедной афинской семье – каменотес.Сторонник афинской аристократии. Противник софистов, критиковал политиков занеудачную борьбу против Спарты. Суд объявил его в непочитании Богов, за критикувыбора чиновников путем жеребьёвки. Приговорен к смерти. Сократ считал,что строение мира, физ. природа вещей непознаваемы; знать мы можем только самихсебя («Познай самого себя»). Высшая задача знания не теор., а практич. – умениежить. Использовал такие методы: вопросно-ответный, индукция, маевтика (формабеседы, при к-рой умение вести диалог означало умение задавать наводящиевопросы), ирония. Главной задачей в философии считал рациональное обоснованиенравственно-религиозного мировоззрения, а изучение природы принципиально невозможным. Основой мира считал душевный принцип. Важнейшая задача-познаниесамого себя подчеркивал значения совести. Совесть имеет божественноепроисхождение. Боги выделяют ею человека из животных. Целью всего в миреявляется человек. Для Сократа мораль сливается с сознанием. Истиннаянравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и одновременнополезное для человека. Оно помогает достичь блаженства и жизненного счастья.Основные добродетели:1. Сдержанность (как укрощать страсти)2. Мужество (как преодолеть опасность)3. Справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы)

Сократ(469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Философия эпохи схоластики

Схоластика (от лат. schola — школа) возникает как рационализация христианского вероучения. Цель схоластики — упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами» (неграмотными людьми). Основным средством упорядочения христианской догматики по следующим причинам была признана философия:

• при помощи разума легче проникнуть в истины веры;

• используя философские аргументы, можно избежать критики святых истин;

• при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму и создать полностью доказательную систему философского вероучения.

Античные источники схоластической мысли — это неоплатоническая традиция, Августин, Боэций. Позднее I нормативными стали «переоткрытые», вновь прочитанные сочинения Аристотеля.

Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Мышление в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке вопросов.

Среди основных проблем ранней схоластики были следующие:

• отношения веры и знания;

• проблема универсалий;

• согласование аристотелевской логики и других форм познания;

• согласование мистики и религиозного опыта.

Наиболее известный мыслитель ранней схоластики — Ансельм, архиепископ Кентерберийский (1033-1109). Согласно Ансельму, истинное мышление не может противоречить вере. Истины веры обосновываются естественным разумом. Вера, тем не менее, должна предшествовать разуму. Ансельму принадлежит онтологическое доказательство бытия Божьего.

Интерес к работам Боэция вызвал спор об универсалиях. Соответствуют ли всеобщие определения, т. е. роды и виды, реальности самой по себе или они существуют только в мышлении? Этот спор вел к распространению схоластического метода и стал основной темой философствования на несколько столетий. В дискуссии было высказано в конечном счете три точки зрения:

крайний реализм, который утверждал (продолжая тем самым платоновскую линию философствования), что универсалии, т. е. роды и виды, существуют до вещей, в качестве реальных сущностей;

крайний номинализм (от лат. nomen — имя), который настаивал (восходя к стоической традиции), что роды и иды существуют после вещей, в качестве общих имен;

умеренный реализм, который опирался на аристотелевскую традицию — роды и виды существуют в самих вещах.

Расцвет схоластики (XIII в.) связан с возникновением университетов. Создание и развитие этих высших учебных заведений, существование квалифицированных преподавателей обусловили появление крупных систематических сочинений.

Образ высокой схоластики формирует рецепция (заимствование и приспособление) трудов Аристотеля, произошедшая благодаря новому знакомству с его текстами по переводам с арабского, а затем и непосредственно с греческого. Труды Аристотеля вместе с арабскими сочинениями о самом философе, а также комментариями к его трудам входят в университетский обиход. Арабская неоплатоническая рецепция самого Аристотеля и неоплатонистские положения сочинений, приписанных Аристотелю, привели к пантеистическому восприятию ученого. Церковные авторитеты выступали против такого понимания Аристотеля, вплоть до запрещения чтения и комментирования его трудов. Но без основатель нового знания Аристотеля не мог обойтись уже ни один мыслитель. Таким образом, развитие высокой схоластики о. В этом споре друг ДРУГУ противостояли члены католических орденов францисканцы, ориентированные на августианство, и доминиканцы аристотелевской направленности. Помимо этого, в схоластической традиции следует отметить развитие неоплатонического, естественнонаучного и логического направлений.

Слитые воедино аристотелизм, неоплатонизм и августианство стали основой учения великого систематика средних веков Фомы Аквинского (1225-1274), пред принявшего влиятельную попытку упорядочения связи аристотелизма и христианской философия.

Фома дал собственный ответ на вопрос о соотношении веры и разума. Вера и разум не могут противоречить друг другу, поскольку и то, и другое исходит от Бога. Тео логия (богословие) и философия не могут прийти к раз личным выводам. Они отличаются, однако, подходами: философия идет к Богу от сотворенных вещей, теология от Бога к тварному миру. Откровение Божье сообщает людям лишь те истины, которые необходимы для их спасения. Следовательно, остается пространство для самостоятельного исследования вещей, которые не объясняются откровением. Это пространство и осваивает философия, обеспечивая и защищая основания веры.

Основной идеей томистской (от лат. Thomas — Фома) онтологии является полный порядок всего бытия. Каждому сущему предоставлено Богом его положение и определена его цель в порядке бытия. Всему созданному присуща разница бытия и сущности. Только в Боге его бытие совпадает с его сущностью.

Эпоху поздней схоластики можно описать как эпоху упадка средневекового философствования. Номинализм подверг критике метафизические системы старых школ, но не дал новых идей. Старые школы в споре о природе общих понятий защищали позицию умеренного реализма. Они были представлены как поздними томистами (последователями учения Фомы Аквинского), так и школой Иоганна Дунса Скота (ок. 1266-1308). Номинализм пришел к идее снятия синтеза веры и знания. Английский философ и церковно-политический писатель Уильям Оккам (ок. 1285-1349) высказал предположение, что предметом реальных наук являются не сами вещи, но термины предложения в качестве представители вещей.

Развитие номинализма сопровождается расцветом естествознания, особенно в Париже и Оксфорде. Кроме того, необходимо отметить, что развитие схоластики на этом не прекращается. Несмотря на то что новоевропейская схоластика все в большей степени утрачивала непрерывность традиции, она продолжала разрабатываться в течение XVI и XVII вв., особенно в Испании и Италии, как реакция на Реформацию и Ренессанс. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика.

Вопрос. 11. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:

совершенствование орудий труда и производственных отношений;

кризис феодализма;

развитие ремесла и торговли;

усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

появление первых парламентов;

отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

повышение уровня образованности в Европе в целом;

великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

2. Основные направления философии эпохи Возрождения.

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

3. Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:

антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

торжество индивидуализма;

широкое распространение идеи социального равенства.

Вопрос.1 мировоззрение его структура и функции

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах соответствующей формы мировоззрения: мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.

Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).

Предмет – отношения в системе мир-человек.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

— обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

— рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», использует понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий,убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» — более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2)ориентационная.

Исторические типы мировоззрения:

мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание – источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 1 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета:«Мировоззрение, его сущность, структура и исторические типы».

1Следующая ⇒

Обыденное мировоззрение

Опирается на житейский опыт и формируется стихийно, в процессе взаимодействия личности с различными сферами и проявлениями жизни.Установки, сформированные повседневным мышлением, автономны и самодостаточны. Часто они сопровождаются исключительно ассоциативным способом восприятия, который основывается на знаниях и практике предков или окружающих. Причем новая информация в рамках этого мировидения имеет возможность интегрироваться и применяться в различных сферах деятельности.Немаловажную роль играют интуиция, эмоции и чувства, инстинкты. Также взгляды и убеждения воспринимаются в связи с ценностными ориентирами, нормами поведения, существующими в общественной системе.

Характерные черты и признаки

К характерным чертам можно отнести следующее:

  1. Целостность. Все понятия и установки, которые формируют повседневное мышление человека, обладают автономностью и самодостаточностью. Любой вид опыта или знаний входит в отдельную сферу жизни человека, которая имеет свои закономерности и правила. Так, воспитание потомства относится к системе семейных ценностей, а умение выполнять работы по дому к системе ведения домашнего хозяйства. Эти системы не связаны напрямую между собой, каждая может существовать отдельно от другой, не теряя своей целостности и самодостаточности.
  2. Ассоциативное мышление. Воспринимая опыт своих предков и других членов общества, человек действует ассоциативно.
    Попадая в ситуации, которые он до этого наблюдал на примере других людей, индивид уже заранее знает, какие шаги ему следует предпринять.
  3. Связь знаний. Получая знания о разных системах, человек может их совмещать и успешно интегрировать. Так, навыки коммуникативного общения могут успешно применяться в семейных, дружеских, профессиональных отношениях.

Сочетание ощущений и опыта. Обыденно мировоззрение формируется на основе не только житейского опыта, но и ощущений. Интуиция, эмоциональная чувствительность, чувство самосохранения и другие присущие человеку ощущения помогают ему в формировании обыденного восприятия.

Фрагментарность. Все знания, из которых складывается повседневное мироощущение человека, воспринимаются им фрагментарно. Большинство людей воспринимает только необходимую и интересную для них информацию из каждой системы знаний, поскольку постигнуть все невозможно.

Эклектичность. Разнообразие взглядов в обществе на одни и те же вещи приводит к тому, что обыденное мировоззрение у людей сильно различается. Семейные ценности, нормы поведения, модели коммуникации и другие составляющие повседневного мышления представлены в большом разнообразии.

Каждый индивид выбирает тот вариант, который наиболее соответствует его взглядам.

Бессистемность. Обыденное мировоззрение в большей степени основано на абстракциях. Конкретные методы и системы в данном случае неприемлемы.

Какое бывает мировоззрение у человека: экспоненциально-личностное представление

Согласно этой концепции образ мысли формируется по ходу взросления индивида. Когда от пассивного, зависимого состояния он переходит к подростковой рефлексии, кризису. Тогда и далее он ощущает на себе весь вес общественного и культурного влияния. Так, фундамент мировосприятия складывается из многих мировоззренческих типов: вера переплетается с мифом, философией, обыденным образом мысли и наукой в различных пропорциях.

Догматизм

Часто мировидение складывается посредством догматического способа восприятия. Он предполагает некритическое, но осознаваемое следование установленным извне правилам, нормам, законам.

Рефлекторность

Другой «стиль» приверженности тем или иным идеям, догматам – подсознательное, неосознаваемое стремление к ним. В этом случае (в отличие от догмы) разум уже не включен в аналитическую деятельность и рефлексию, поэтому подчинение определенным принципам и предписаниям происходит импульсивно, рефлекторно.

Задайте вопрос

Какой может быть роль мировоззрения в жизни человека

  • Является основой целостности личности, которая предполагает наличие четкой системы ценностей, идеалов.
  • Структурирует окружающее пространство, делая его знакомым, более понятным и безопасным.
  • Подсказывает те или иные пути достижения целей.
  • Его отсутствие делает жизнь хаотичной, а психику дисбалансной, полной противоречивых установок, что приводит к неразрешимым внутренним конфликтам.

Бывает состояние, когда старое мировидение разрушается (например, приходит разочарование в религиозных принципах), а новое на его месте еще не сформировывается. Такой этап называют мировоззренческим кризисом. В этот момент крайне важно как можно скорее вернуть личность к целостности, иначе на место здоровых форм мировоззрения придут различные заблуждения и суррогаты: алкогольные и наркотические вещества, сектантство и так далее. С мировидением связано также понятие «менталитет», которое означает определенный склад ума, совокупность психических свойств и особенностей поведения. Он отражает характер целой группы людей (например, нации), представляя собой внутренний мир личности, пропущенный через призму исторического опыта.

Как поменять свои убеждения.

Для начала я разложу эту форму мышления на два уровня:

  • чувственный (эмпирический) – включает в себя мироощущение, мировосприятие, миропереживание;
  • понятийный (теоретический) – миропонимание.

Проще всего повернуть образ мысли в другую сторону, работая со второй ступенью, так как она связана с интеллектуальным, логическим восприятием. Для этого нужно влиять непосредственно на интеллект, формируя новые установки. Я рекомендую пошаговую инструкцию к изменению своих убеждений:

  1. Выделите для себя немного времени и хорошо все обдумайте, признайтесь себе в своей убежденности, в той области, которая вас не устраивает, и запишите ее в блокнот. Из созданного списка постарайтесь выбрать те, которые мешают вам и приводят к конфликту между вашими целями и желаниями («Постоянно все заболевают»; «Я часто подхватываю вирус»; «У меня очень слабый иммунитет»; «Когда я болею, меня все любят»; «При болезни я отдыхаю и набираюсь сил»; «Повышенное внимание и заботу получают больные люди»).
  2. Вы сами должны решить вашу жизненную трудность, так как она находится не снаружи, а глубоко внутри. Если вы поменяете свои негативные убеждения на позитивные на подсознании – вы измените свою действительность.
  3. Почувствуйте свою силу и то, на что вы способны. Вспомните какую-нибудь отрицательную мысль и замените её на противоположную, попробуйте 3 недели каждое утро повторять её буквально 2-3 минуты.
  4. Не старайтесь сразу же поменять всю свою убедительность, не перегружая себя, делайте это постепенно. Как только вы изменили 2-4 мысли – подождите некоторое время, пусть они приживутся и зафиксируются в сознании.

Правильный выбор цели, согласно типу мировоззрения

Выявите, какой вид мировидения у вас преобладает. На что вы в первую очередь опираетесь, говоря о добре и зле, сотворении мира, роли в нем человека?

  1. Аргументируйте свою позицию.
  2. Наблюдайте. Изучайте действительность, анализируйте, размышляйте, учитесь составлять грамотные умозаключения. Экспериментируйте. Систематизируйте информацию, фиксируя ее. Таким образом, вы поймете, какой путь вам наиболее близок.
  3. Займитесь самоанализом. Поймите, какую роль вы играете в обществе, определитесь со своими желаниями.
  4. Рефлексируйте. Задавайте себе глубокие вопросы и ищите на них объективные, логически доказуемые ответы.
  5. Отодвиньте личный опыт на второй план. Не следуйте сформировавшимся в психике стереотипам, парадигмам. Не проецируйте частный случай на общие представления о мире.
  6. Следуйте правилу присутствия. Осознайте, что прошлого и будущего нет. Существует только настоящий момент. Живите и чувствуйте «здесь и сейчас», только так понимание реальности не будет искажаться.
  7. Откажитесь от привязанностей. Базисной и фундаментальной воспринимайте собственную личность. Вы не должны соответствовать чужим представлениям и ожиданиям.
  8. Исследуйте различные подходы: науку, философию, искусство, работу обыденного мышления. Ищите ответы не только внутри себя, но и в разных источниках.
  9. Развивайте аналитические способности. Логика поможет отделить истинное от ложного.

Почему важно иметь четкое мировоззрение?

Действительно ли важно говорить о мировоззрении, знать и понимать его структуру, типы и т.п.? Конечно. Мировоззрение – это словно интерфейс программы, через которую вы оцениваете элементы окружающей среды, их функциональные связи, и пытаетесь занять свое место среди этих элементов. Чем более красочней и приятней интерфейс, тем больше вам нравится программа.

Мировоззрение формирует набор ценностей, идеалов, жизненных принципов человека, а все это взятое вместе задает правила, по которым вы играете, оказывает влияние на цели и ориентиры, которыми вы руководствуетесь в своей ежедневной практике. Если вы считаете, что биология – это скучно, а музыка таит в себе множество тайн и загадок, которые вам интересно разгадать, то это определит, скорее, вашу специальность, круг вашего общения, в некоторой степени ваш внешний вид, лексикон, манеру общения и многое другое. То есть мировоззрение напрямую влияет на нашу жизнь.

Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете посмотреть короткое, но содержательное видео о том, что такое мировоззрение и какова его роль:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]