Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка


В зависимости от ценностных ориентаций, эмоционального отношения к ребенку и качества времяпровождения с ним внутри семьи специалисты на сегодня различают несколько типов семейного воспитания. Именно оно закладывает основу становления «Я» взрослеющей личности. Иногда внутри одной семьи родители и другие взрослые используют различные методы воспитания ребенка, из-за чего бывает сложно отнести конкретный случай строго к тому или иному типу воспитания.

В современной педагогике существует несколько классификаций типов воспитания детей, большая часть из них делит типы воспитания на гармоничное и дисгармоничные. В первом случае воспитание способствует формированию полноценной личности ребенка. Родители искренне проникаются жизнью, заботами и интересами ребенка без ущерба для себя и близких. Они всячески стараются относиться к нему справедливо, честно и рассудительно. Для ребенка взрослые являются примерами для подражания, он с ними делится, доверяет им, а они отвечают ему взаимностью. В этом случае ребенок вырастает самодостаточной зрелой личностью, умеющей принимать решения, брать на себя ответственность, уверенной в себе, без психологических травм.

Дисгармоничные типы воспитания представляют собой реальную опасность для психического здоровья ребенка, способствуют развитию различных зависимостей, фобий, страхов, неврозов.

Рассмотрим более подробно дисгармоничные типы воспитания. В основу статьи взяты собирательные понятия различных классификаций типов воспитания.

Первичная социализация ребенка как основная функция семьи

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Типология Джеймса Майкла Болдуина

Стоит заметить, что многие практикующие психологи в своей работе часто использовали собственные типологии стилей воспитания. К примеру, Д.М. Болдуин выделял всего лишь два стиля, впрочем, не исключая и не опровергая работы своих коллег. Психолог описал следующие типы воспитания:

  • демократический;
  • контролирующий.

Первый тип подразумевает очень тесную связь между родителями и детьми на всех уровнях. Ребенок мягко направляется взрослыми и всегда может рассчитывать на их поддержку. При этом родители всегда включают свое чадо во все семейные дела, он является полноценным членом семьи, несущим свою долю ответственности и имеющим право на удовлетворение собственных потребностей.

Контролирующий тип характеризуется четкими ограничениями в поведении ребенка, причины которых ему всегда подробно объясняются. На этой почве между родителями и детьми не возникают конфликты, ведь все запреты введены на постоянной основе и понятны. Интересно, что понимание сути запретов поддерживает взаимопонимание между всеми членами семьи.

Воспитательный потенциал семьи

Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.

В рамках семейного воспитания осуществляется:

  • патриотическое;
  • этнокультурное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • физическое;
  • сексуальное и гендерное воспитание.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:

  • нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
  • недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
  • разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
  • усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.

Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:

  • неустойчивость, противоречивость личности;
  • неадекватная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • эгоцентризм;
  • акцентуированные черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
  • негибкость мышления.

От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.

Воспитательный метод внушения

Что влияет на детей? Чтение книг, просмотры явно недетских фильмов, действующих на воображение. Друзья с лидирующими качествами, родители с диктаторскими нотами жизни. Все это оказывает на детей огромное внушающее влияние. Известны примеры, что дети совершали тяжкие преступления исключительно под влиянием фильмов и «старших товарищей», в которых видят себя героями, не имея даже грамма понятия об ответственности за деяние. Под прессингом детской впечатлительности, в подростковом возрасте формируются фантазии, граничащие с эпидемическим психозом, который свойственен раннему возрасту.

Это остановка в развитии психики, и в частности ее логической, причинно-следственной сферы, при зашкаливающих эмоционально-насыщенных образах искусственного эйфоричного воображения. В таком состоянии ребенок пойдет и на убийство, и на суицид. Внушение как причина самоубийства в юношеском возрасте отмечается многими авторами. Дети, обладающие не выросшей психикой в подростковом возрасте не справляются с психическими обстоятельствами, предъявляемыми им жизнью.

Еще более яркими примерами детской внушаемости являются патологические впечатления такой силы, когда они приводят к психическим заболеваниям уже в детские годы. Следует сказать, что ни один ребенок не родился психически больным. Просто психика каждого ребенка индивидуальна, в ней имеется набор инвариантных ее формирований.

Вредоносная программа в воспитании

Родители, по многим причинам выбирают запуск не самых лучших программ. Показателем запуска вредоносной для ребенка программы воспитания (влияния, воздействия) является падучая, или эпилепсия. Это душевный, умственный протест ребенка против того, что с ним делают. Или копирование подобного поведения бьющегося в падучей взрослого, если оно произвело на ребенка сильное впечатление. Но чаще – это выражение протеста, которое становится во взрослом возрасте привычным избеганием давления или предупреждением о том, что в таком (определенном) уровне с ним общаться нельзя.

Такое же происхождение – впечатление от страха имеет формирование заикания, если оно не вызвано органическими нарушениями зон Брока или ротовой полости.

Даже параличи, развивающиеся у детей по внушению, также быстро исчезали при соответственном внушении. Не знающие этой детской особенности медики, начинают залечивать эту болезнь уколами и примочками, что через боль еще сильнее закрепляет паралич. Многие болезни у детей, развившись психическим путем, исправлялись затем путем простого внушения.

Отсюда понятно и значение внушения в воспитании. Нетрудно представить себе, что ребенок может оказаться нравственным уродом только потому, что он вырос в соответствующей среде. Вот почему ребенок благодаря своей необычной впечатлительности должен быть оберегаем от всего, что так или иначе может пагубно отразиться на его детской природе. И только сознательный подход к этому процессу может более-менее обеспечить положительные результаты взросления ребенка.
Психолог Яна Ноймайер

Задачи семейного воспитания

К задачам семейного воспитания относится следующее:

  • Создание максимально благоприятных условий для духовного, физического и нравственного развития ребенка.
  • Обеспечение социально-экономической и психологической защищенности ребенка в семье.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей.
  • Обучение детей необходимым умениям, навыкам для ухода за собой и близкими людьми.
  • Воспитание чувства собственного достоинства.
  • Формирование социальной активности ребенка и социальной устойчивости к негативному влиянию среды.

Либеральный и индифферентный стили

В семье, где детей принимают тепло эмоционально, а контроль за ними находится на низком уровне (вплоть до всепрощения и вседозволенности), царит либеральный стиль воспитания. Требований и правил при этом практически нет, а уровень руководства оставляет желать лучшего.

При индифферентном стиле родители очень мало принимают участия в воспитании, ребенка воспринимают эмоционально холодно, его потребности и интересы попросту игнорируют. Практически отсутствует контроль со стороны отца и матери.

Конечно же, каждый из описанных стилей воздействия отражается на ребенке определенным образом. Но главенствующую роль в формировании личности играют типы семейного воспитания. Их и рассмотрим подробнее.

Принципы семейного воспитания

К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие ребенка, относится:

  • гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);
  • открытость и доверительность отношений;
  • последовательность требований;
  • благоприятный социально-психологический климат в семье;
  • включенность детей в семейный быт;
  • помощь и поддержка ребенка в любой ситуации.

Соответственно, хорошими для воспитания условиями считается:

  • эмоционально положительные взаимоотношения супругов;
  • любовь и уважение членов семьи;
  • внимание и дисциплина;
  • совместное времяпрепровождение;
  • телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания).

Что делать, когда есть проблемы с воспитанием детей?

Когда возникают трудности с воспитанием или поведением детей, стоит идти на прием к семейному или детскому психологу. Причем присутствовать на консультации желательно обоим родителям, ведь каждый является участником процесса, а, значит, его позиция и поведение нуждаются в профессиональном разборе.

Дисгармоничные типы воспитания можно и нужно совершенствовать. Лучше всего это делать в тандеме с психологами и в как можно более раннем возрасте ребенка, ведь после 16 лет в большинстве случаев уже поздно.

Дисгармоничное воспитание ребенка во взрослой жизни может проявиться в виде зависимостей, инфантильности, неврозов, разнообразных комплексов. Поэтому при наличии проблем важно своевременно обращаться к специалистам за помощью.

Если вы хотите решить проблемы с детьми и сделать их воспитание более эффективным – обращайтесь в наш Центр!

Стили семейного воспитания

«Зависимость от родителей, которая внушается детям как добродетель повиновения родителям, является выражением ничем не регулируемой родительской власти», – Франсуаза Дольто.

Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.

Авторитарный

Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.

Попустительский

Родители мало занимаются ребенком. По сути, он предоставлен сам себе. Дети при таком воспитании не умеют выстраивать планы и достигать целей, не отличаются упорством.

Демократический

Родители способствуют развитию ребенка, поощряют его интересы и развивают способности. Дети вырастают любознательными и активными во всех сферах жизни, отличаются самостоятельностью.

Существует и более расширенная классификация стилей семейного воспитания:

  1. Кумир семьи. Ребенок всегда находится в центре внимания, его малейшие прихоти удовлетворяются. Вседозволенность и восхваление не идет на пользу будущей личности, ребенок вырастает эгоистичным и с неадекватной самооценкой.
  2. Золушка. Ребенок живет в условиях наказания и ругани. Эмоциональную поддержку он не получает. В дальнейшем это будет тихий, забитый человек с заниженной самооценкой и, возможно, скрытой агрессией.
  3. Гиперопека. У ребенка отсутствует право выбора, за него все решают родители. В итоге он вырастает пассивным и несамостоятельным, не готовым к самостоятельной жизни.
  4. Непоследовательность и противоречивость. Встречается в двух моделях: «кнут и пряник» или рассогласованность стилей мамы и папы. Личность ребенка становится неустойчивой, развивается двуличность и неопределенность, внутренние конфликты.
  5. Гипоопека. Воспитание ребенка пускается на самотек. В итоге ребенка воспитывает улица, интернет или кто-то еще. Вариантов развития множество, но большие из них, к сожалению неблагополучны.
  6. Попустительско-снисходительный. Родители не наказывают ребенка или чисто формально указывают на нежелательное поведение. При таком раскладе ребенок растет в убеждении, что «ему ничего не будет».
  7. Круговая оборона. Родители не слушают мнение со стороны о неприемлемом поведении ребенка, сами его не замечают и считают, что их ребенок всегда прав.
  8. Демонстративный. Родители утрированно подчеркивают «хулиганистый нрав» своего «сорванца и неслуха». Делают вид, что переживают, но сами гордятся таким поведением ребенка.
  9. Педантично-подозрительный. Родители проявляют тотальный контроль и недоверие. Ребенок становится тревожным и нервным, агрессивным.
  10. Жестко авторитарный. Ребенок не имеет права голоса, выбора, его возражения не принимаются. Ребенок вырастает стеснительным, замкнутым или агрессивным.
  11. Увещевательный. Родители проявляют свою позицию только на словах. В итоге они теряют авторитет в глазах ребенка. Ребенок становится сам себе хозяин.
  12. Расширенная сфера родительских чувств. Родители нарушают личное пространство ребенка, хотят знать все, не оставляют ему никаких личных тайн. Это чревато агрессией, внутренними конфликтами ребенка, недоверием к людям.

Гиперопека

Для гиперопеки характерен тотальный контроль, недоверие по отношению к ребенку, вследствие чего у ребенка не формируется чувства ответственности, он безволен, все важные решения за него принимают родители. Формирование таких важных черт характера, как инициативность, самостоятельность и чувство долга, отходят на второй план.

В случае «болезненности» ребенка, ребенка-жертвы детей часто лечат от мнимых болезней, подразумевая под этим проявление любви. Дети при таком типе воспитания часто имеют различные неврозы.

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Принятие и любовь

Коронная фраза родителей: «Ребенок – центр моих интересов». Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.

Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться». Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.

Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть». Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.

Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь». Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений), несамостоятельным.

Типы семейных отношений

Если мы говорим о типе, то речь идет о самих взаимоотношениях членов семьи: убеждения, установки, ценности. Если о стиле, то это чисто педагогическое поведение родителей: приемы, способы, методы. По типу воспитания можно выделить следующие семьи.

Диктат

Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:

  • негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
  • провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).

Опека

Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:

  • ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
  • отмечается деспотическая направленность характера.

Невмешательство

Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.

Конфронтация

Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).

Сотрудничество

Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.

Безразличие (гипоопека)

Если ребенок не занимает важного места в жизни родителей, а формированию его личности не уделяется должного внимания, это будет иметь свои последствия для него в дальнейшем. Уровни доверия и ценности семьи у детей такого типа воспитания, как правило, существенно занижены.

Ребенок предоставлен самому себе. Он не склонен делиться своими проблемами и переживаниями, что может обернуться отчужденностью, асоциальностью или разного рода зависимостями во взрослой жизни.

При данном типе воспитания дети часто страдают от психосоматических заболеваний, пытаясь подсознательно привлечь внимание взрослых к себе.

Материнское отношение

Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.

Первый тип

Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.

Второй тип

Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.

Третий тип

Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).

Четвертый тип

Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.

Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.

Виды отношений между родителями и детьми

Психологи выделили несколько видов отношения между родителями и детьми, соответственно и несколько типов семейного воспитания, которые мы рассмотрим ниже. Все виды отношений между детьми и родителями имеют право на существование и должны подвергаться своевременной коррекции.

1. Гипоопека. Первый вид нерационального воспитания, имеющий несколько подвидов.

  • Явное эмоциональное отвергание. Проявляется в открытой враждебности по отношению к ребенку. Самый распространенный пример – это когда родители стараются максимально загрузить ребенка определенными заданиями, а иногда даже наказать за несвоевременное или некачественное их выполнение. При этом старания и усилия, которые он приложил, не замечаются, действия не поощряются, ласка и внимание по отношению к ребенку отсутствуют. В таких семьях дети постепенно начинают чувствовать себя изгоями, у них падает самооценка. В меньшей степени эмоциональное отвергание проявляется в отсутствии ласки и внимания со стороны родителей. Детей в таких семьях крайне мало обнимают и ласкают, у них отсутствует такое необходимое любому человеку «тактильное внимание», которое при нормальных условиях дает почувствовать малышу свою нужность и любовь родителей.
  • Гипопротекция. Это недостаточность воспитания. В данном случае родители не выполняют минимальный комплекс мер по удовлетворению физических и духовных потребностей ребенка.
  • Скрытая гипопротекция. Это формальное отношение к процессу воспитания. В данном случае присутствует видимость интереса родителей к воспитанию ребенка. Это проявляется в их словесных наставлениях, которые не подкреплены действиями. Они не требуют неукоснительного выполнения правил, соблюдения режима дня, системы наказаний и поощрений в таких семьях не существует, а это является необходимым условием для нормального психического и физического развития личности. Дети довольно быстро понимают подобное отношение родителей, по-своему переживают его, так как при таком подходе они не получают прежде всего необходимого им душевного и эмоционального тепла.
  • Потворствующая гипопротекция. Один из часто встречающихся типов воспитания. Его суть заключается в том, что, с одной стороны, родители всеми способами стараются оградить своего ребенка от влияния и воспитательных мер других взрослых, педагогов, сверстников, которые могут быть и не всегда положительными. Но в то же время сами проявляют попустительское отношение к детским поступкам, в таких семьях отсутствует контроль за поведением малыша.

2. Гиперопека.

  • Потворствующая гиперопека. В данном случае мама всеми силами пытается предотвратить появление у ребенка какого-либо недостатка. Здесь имеет место чрезмерная опека. У женщины возникают страхи, что ее ребенок может заболеть, умереть, станет плохо себя вести, а когда вырастет, уйдет от нее. Поэтому все усилия, направленные на воспитание ребенка, предпринимаются только для самоуспокоения и оправдания себя перед окружающими, но никак не на благо сына или дочери.
  • Доминирующая гиперопека. Проявляется в жестком контроле со стороны родителей. Они не показывают особой любви к ребенку, а вместо этого относятся к нему строго, контролируя и ограничивая его общение со сверстниками. В таких семьях дети испытывают недостаток эмоционального и физического контакта с другими людьми, что приводит к тому, что ребенок не умеет проявлять инициативу, он растет рассеянным, робким, пассивным и безответственным.

3. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.

При таком типе воспитания родители стараются спроецировать свои нереализованные мечты и желания на детей. Это может касаться образования или карьеры. Во втором случае на ребенка возлагают обязанности по уходу за младшими или беспомощными членами семьи. Стоит ли говорить, что не каждый ребенок может справиться с той ответственностью, которую возлагают на него родители.

4. Противоречивое воспитание.

В данном случае речь идет о несогласованности воспитательных методов, избранных матерью и отцом, а возможно, и бабушкой. Как это объяснить? Каждый из родителей предъявляет к ребенку разные требования по одному и тому же вопросу, разниться могут и критерии оценки поступка сына или дочери тем или иным членом семьи. Такое поведение взрослых затрудняет адаптацию ребенка, а в крайнем случае может привести и к невротическим проявлениям.

5. Гиперсоциальное воспитание.

Чаще встречается в семьях с высоким социальным положением в обществе или же в тех, где родители занимаются педагогической деятельностью, т. е. в тех, которые во многом зависят от социального одобрения/неодобрения. В этом случае родители, создавая видимость благополучия, или не замечают проблем своих детей, или подавляют их чрезмерными воспитательными наставлениями. Во взрослую жизнь такие дети входят не с чувством радости и интереса, а с мыслью «Ты должен!», которую годами внушали ему родители и от которой довольно сложно избавиться самостоятельно.

6. Воспитание в культе болезни.

Такой тип воспитания возникает в семьях, где воспитывается ребенок-инвалид или ребенок, имеющий специфические заболевания. Многие родители, особенно мамы, сильно преувеличивают физическую слабость ребенка, формируя таким образом у него мнение, что он особенный из-за своей болезни. Так как мама старается предугадать каждое желание такого ребенка, сделать за него все, даже то, что он мог бы сделать самостоятельно, из него вырастет капризный пессимист, за которого все должны делать другие.

Психологические требования к семейному воспитанию

Чтобы семейное воспитание шло на пользу ребенку, важно придерживаться следующих принципов.

  1. Прежде чем воспитывать какое-либо чувство, качество, отношение, нужно сформировать у ребенка потребность в этом чувстве, качестве, отношении. То есть создать мотивирующую ситуацию.
  2. Важно уделять большое внимание оценке (словесной). Это подкрепление для желаемых и нежелаемых поступков. Притом на положительном поведении нужно больше акцентировать внимание. Как правило, родители наоборот чаще и сильнее ругают, а похвалить за что-то бытовое и незначительное (казалось бы) забывают.
  3. Любое качество личности нужно формировать в процессе деятельности, а не на словах. В семье доступны все основные виды деятельности: труд, общение, игра. Но важно учитывать возраст ребенка.
  4. Воспитывая что-то, важно акцентировать внимание на чувственной сфере, нежели интеллектуальной. Ребенок должен прочувствовать каждое качество.
  5. Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность.

Классификация нарушений

Не всегда в семье родителям удается на протяжении всей жизни ребенка придерживаться определенного типа воспитания. Они часто допускают ошибки, которые попадают под пристальное внимание психологов и подвергаются четкой классификации. Типы нарушений семейного воспитания можно кратко изложить в следующем списке:

  • связывание;
  • отвержение;
  • делегирование.

Связывание характеризуется регламентированным и стереотипным общением, складывающимся между родителями и детьми. Взрослые довольно жестко комментируют все действия ребенка, что лишает их инициативы. В итоге они полностью отказываются от принятия решений, становятся инфантильными и социально неадаптированными. Это существенно замедляет их эмоциональное развитие.

Отвержение заставляет ребенка отказаться от своих желаний, потребностей и характера в целом. Отношения с родителями убеждают его в несостоятельности всех своих действий и их неправильности. В случае с маленькими детьми это может привести к аутизму.

При делегировании родители осознанно или нет, но переносят на своих детей собственные амбиции и рухнувшие надежды. Победы ребенка, не связанные с родительскими амбициями, полностью игнорируются, и он превращается в марионетку. Психологи утверждают, что подобное нарушение в воспитании может оказывать влияние даже на взрослую и уже сформировавшуюся личность. Такие молодые люди всегда живут, ориентируясь на одобрение или порицание родителей. Эту связь практически невозможно разорвать.

Конечно, очень сложно вырастить ребенка, не совершив ошибок и не допустив досадных промахов. Каждый родитель мечтает стать самым лучшим для своих детей, поэтому готов делать все возможное, чтобы добиться признания. Как советуют психологи, не стоит бояться ошибок, главное — это успеть их вовремя исправить.

Воспитанность

Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.

Высокий уровень

Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.

Низкий уровень

Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.

Авторитетный и авторитарный стили

При авторитетном воспитании мать и отец эмоционально тепло относятся к детям, но контроль за ними достаточно высок. Родители признают и всячески поощряют самостоятельность ребенка. Этот стиль характеризуется готовностью по мере взросления малыша пересматривать требования и правила для него.

Авторитарный стиль выражается низким уровнем эмоционального восприятия детей и высоким уровнем контроля. Общение таких родителей с ребенком больше напоминает диктат, когда все просьбы произносятся в форме приказов, а требования, запреты и правила ни под каким предлогом не меняются.

Послесловие

Семья для ребенка – микромодель общества. Она формирует жизненные установки, социальные ценности и ориентации личности в детском возрасте. Опыт, приобретенный детьми к определенному жизненному этапу, обуславливается характерными особенностями семьи: вкусами, жизненными ценностями и целями, бытом.

В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».

Дети, лишенные родительского внимания и надзора, пополняют ряды беспризорников, преступников, оказываются вовлечены в зависимости и другие варианты девиантного поведения.

В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и бытовых условий, численности семьи, характера отношений между ее членами. Характер отношений включает в себя эмоциональную, трудовую и психологическую атмосферу в семье, образование и качества родителей, их опыт, семейные традиции и разделение обязанностей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]