Что такое потребности
Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».
Потребность
– это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
- Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность — это желаемое, благо.
- Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое — расслабляемся.
- Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.
Система потребностей также формируется по особым правилам:
- Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
- Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
- Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.
Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:
- Физической гибели человека
. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д. - Фрустрации
— длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества. - Сублимации
— переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.
Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.
Материальная составляющая
Это тоже относится к естественным потребностям человека. Нужду в достойных условиях своего существования испытывает каждый из нас. Всем нам известны люди, кричащие: «Деньги – это не главное!» Они неправы. Возможно, деньги – не самая главная ценность для кого-то. Но уж точно одна из основных.
Деньги – единственный способ удовлетворения своих базовых потребностей. Единственное, что человек получает бесплатно (из необходимого для жизни), – это кислород. Всё остальное нужно покупать. Еду, жильё, воду, мебель, одежду, лекарства. Так что, как можно видеть, работа – это способ удовлетворить не только желание реализоваться как личность. Потому так важно получать профессию, которая по душе. Чтобы потом, во время работы, получалось удовлетворить себя как личность и заработать деньги для обеспечения себе достойного существования.
Какие потребности есть у человека
Человек — один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).
Основные потребности
Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.
Физиологические | Экзистенциональные |
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. | Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д. |
Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.
Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.
Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.
Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен — все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.
Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.
Второстепенные потребности
Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.
В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:
- Духовные
. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии. - Социальные
– любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи). - Престижные
. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.
Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.
Самоутверждение и его ловушки
С 19 и до 30 лет (примерно) мы проживаем следующий период в жизни. В это время мы учимся самостоятельно зарабатывать деньги, у кого-то это получается, у кого-то – нет. Отношения с деньгами на этом этапе связаны со степенью психологической зрелости и «взрослости». Доминирующие потребности в данный период – профессиональные и карьерные амбиции, а также желание найти вторую половину, иметь семью и детей. Эти две сферы взаимно стимулируют друг друга, подвигая молодых людей к созданию материального базиса и завоеванию определенного статуса в обществе. Деньги как фактор социального успеха становятся во главу угла, их наличие, умение их зарабатывать и умение с ними обращаться определяют личностную зрелость.
По пирамиде Маслоу, с помощью денег на этом этапе мы самоутверждаемся, реализовываем социальные потребности и обеспечиваем базис для реализации биологических потребностей, например в продолжении рода. И это соответствует раскрытию первых трех чакр. Понятно, что здесь происходит серьезное расслоение людей по ценностным ориентациям, по степени психологической зрелости, по степени успешности. Те, кто завоевал себе место под солнцем, чувствуют себя более уверенно и спокойно, а те, кому это не удалось, продолжают «гонку». При этом и те, и другие в большинстве своем попадают в ловушку денег. Чувствуя их силу и власть, успешные люди не могут остановиться и продолжают увеличивать капитал, хотя на психологическом плане уровень счастья уже не повышается. Это подтверждают исследования американских ученых.
Оказалось, что не существует определенной суммы денег, получив которую, человек чувствует себя полностью счастливым. Человек может чувствовать себя комфортно, если его доходы превышают доходы окружающих его людей (коллег, родственников, знакомых). В этом случае нет конкретной цифры – тысяча, десять тысяч или миллион денежных единиц, главное – быть богаче остальных. Но существует сумма, после достижения которой ощущение внутреннего комфорта не растет. Это примерно 50-100 тыс. долларов в год. И даже если человек становится миллионером, уровень счастья остается прежним. Хорошей иллюстрацией переоценки отношения к деньгам выступает фильм «Духless» по книге Сергея Минаева. Существует еще одна категория успешных людей, которые стремятся к независимости и свободе с помощью денег. Это те, кто решил, что больше не будут работать на других, и становятся предпринимателями и бизнесменами. Многие из них искренне говорят: «Я создал бизнес, чтобы быть свободным, жить, как я хочу, иметь достаточно денег, иметь много свободного времени, ни от кого и ни от чего не зависеть».
Но в результате получилось, что вместо работы на государство или на другого человека 5 дней в неделю по 8 часов теперь приходится работать на себя по 16 часов 7 дней в неделю. При этом нет возможности свободно распоряжаться деньгами, из-за нехватки времени такие люди не читают книг, не ходят в театры, кино, мало общаются с близкими людьми, детьми, редко отдыхают… И эта ловушка денег очень мощная: постепенно – так уж устроена наша психика – люди начинают испытывать удовольствие от своего положения. Этот феномен даже получил название «стокгольмского синдрома» (когда-то в Стокгольме террористы захватили пассажиров самолета в заложники, и те, находясь на грани жизни и смерти, испытали странное удовольствие, из-за чего позднее, уже на судебном процессе, даже оправдывали агрессоров). Так и в бизнесе – собственник получает наслаждение от работы по выходным, а в понедельник раньше всех приезжает в офис.
Следующая категория людей – те, кто не добился успеха, с низкой самооценкой – прячется за деньги, стремится с их помощью укрепить свое положение хотя бы в собственных глазах. Присущая им тревожность находит отражение в беспокойстве по поводу трат, экономии и большом фантазировании на тему денег. Часть людей включает психологическую защиту типа «не в деньгах счастье», намеренно принижая значимость денег и поддерживая таким образом свою самооценку.
И есть те, кто нашел «золотую середину» в отношениях с деньгами, – это люди, научившиеся зарабатывать достаточное их количество для удовлетворения своих потребностей, не попавшие в ловушки денег и в зависимость от них.
Вам также может быть интересно
.
Как решить проблему
Виды потребностей
Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.
Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.
Биологические или физиологические
В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:
- Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
- Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
- Пригодная для утоления жажды чистая вода.
- Здоровая экология.
- Безопасность жизни и жилища.
- Сексуальная удовлетворенность.
- Избавление от продуктов жизнедеятельности.
Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.
Духовные
Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.
В числе духовных потребностей выделяются следующие:
- Нуждаемость в получении знаний
. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки. - Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование)
. Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому. - Потребность в любви и личном счастье
. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.
Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.
Социальные
Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.
Примеры социальных потребностей:
- Идентификация личности
. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик. - Самоутверждение
. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.
- Альтруистические устремления
. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.
Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.
Теория Маслоу – кратко
Целью исследователя были основные стимулы и мотиваторы, понимание того, что является главной движущей силой и призывом к действию.Он высказал идею о том, что у каждого из нас есть условия для комфортной жизни, к ним мы стремимся и их добиваемся. Что-то для нас важнее, что-то значительно, но не первостепенно. На основании такого вывода психолог построил иерархию необходимых требований. В нее включены физиологические нужды, безопасность, желание любить и быть любимыми, уважение, статус и самореализация.
Если базовые стремления не удовлетворены, людям сложно думать о высших материях. Когда зарплаты не хватает на ежедневные расходы, вы работаете на износ и не спите ночами, чтобы закрыть ипотеку, вам некогда думать о саморазвитии, да и захотите вы этого вряд ли.
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Примеры:
- Г. Мюррей
— достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание. - А. Пьерон
— новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов); - Э. Фромм
— значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
- Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные
. - В зависимости от сферы приложения — коммуникативные
(общение с другими людьми),
когнитивные
(потребность в получении новых знаний),
потребности в труде
и т.д. - Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные
. - Коррелируя к их происхождению — эндогенные
(обусловленные внутренними факторами) и
экзогенные
(зависят от внешних условий).
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Кислород, атмосферное давление и вода.
Верхняя часть списка зарезервирована для кислород
. Дыхание — наша самая насущная потребность. Как долго человек может выжить без кислорода? Некоторые спортсмены могут жить без кислорода до 6-7 минут. Нормальный человек — не более 4-5 минут. В то время как мы дышим, кислород достигает каждой клетки и органа нашего тела и насыщает кислородом кровоток.
Без достаточного количества кислорода, первым органом, который страдает больше всего, является мозг. Без кислорода в течение более 15 минут повреждение мозга является настолько серьезным, что человек не может восстановиться впоследствии. Это называется церебральной гипоксией и необратимо. Если через 15 минут ваше тело получит кислород, возможно, что ваши другие органы будут восстановлены, но человек будет # 8216; смерть мозга «.
Могут быть и другие причины, по которым ваше тело испытывает недостаток кислорода в крови. Обычно это медицинские причины, такие как инсульт и остановка сердца. Если человек страдает анемией, у него недостаточно кислорода, всасываемого в кровоток, и его органы со временем могут получить постоянное повреждение (это может занять несколько десятилетий).
Следует отметить, что организм человека в среднем нуждается в определенных атмосферное давление
Для оптимальных функций организма. Это одна из причин, по которой человек (или вообще любое существо) не может выжить более чем на день или два выше 8000 метров над уровнем моря. Там все еще может быть кислород, но организм не может оптимизировать его использование.
Предполагается, что непальцы лучше способны дольше выживать на таких высотах из-за изменения в ДНК. В вашей крови меньше эритроцитов, и, вопреки логике, именно поэтому они лучше выделяют и поглощают кислород. Поэтому непальцы считаются анемичными на уровне моря, но на самом деле это не так.
Далее в списке вода
Это второй по важности элемент для выживания организма. В среднем продолжительность жизни человека без воды может быть оценена от 3 до 4 дней
Есть некоторые факторы, которые могут удлинить или сократить этот период. Температура, например, может быть важным фактором. Чем вы горячее, тем быстрее вы теряете жидкость из своего тела, чем больше потеете. Подсчитано, что от 80 градусов по Фаренгейту человек может прожить до 10 дней.
На каждые 5 градусов его жизнь сокращается на целый день. Ваши шансы на выживание также зависят от ваших физических усилий. Чем больше вы двигаетесь и чем больше усилий вкладываете в свою деятельность, тем быстрее вы теряете воду из крови.
Вы должны знать, что, поскольку человек теряет 2-3% воды, это означает до 20% сгущения крови. Кровь теряет объем и становится гуще. Он движется медленнее по всему телу и занимает больше времени, чтобы добраться до более отдаленных областей, таких как пальцы.
В результате у вас будут холодные пальцы. Мало того, что, поскольку некоторые капилляры тоньше, кровь не может проходить через них и может препятствовать проходам к жизненно важным органам. Капилляры мозга очень тонкие, и кровь не может достичь мозга, если он слишком густой. Это приводит к потере фокуса и даже потере сознания в крайних случаях.
Вы также должны знать, что вода делает для организма (когда удовлетворяются основные потребности), чтобы знать, на какие функции влияет обезвоживание.
Вода помогает выводить токсины и загрязнения из организма (через мочу и пот); Образует слюну, которая необходима для пищеварения; помогает организму поддерживать нормальную температуру и предотвращать перегревание; это помогает процессу пищеварения, который требует определенного количества жидкости для обработки питательных веществ; сохраняет смазку суставов и улучшает двигательные функции; помогает выработке гормонов (в мозге) и нейротрансмиттеров; обеспечивает основной элемент для каждой клетки, чтобы выжить и расти.
Этот краткий обзор дает общее представление о жизненно важных процессах, которые поддерживаются присутствием воды в организме. Во время обезвоживания каждый из этих процессов страдает и в конечном итоге прекращается со временем.
Формирование потребностей человека
С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.
Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.
Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.
Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.
Младенчество
Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.
Ранее детство
Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей — он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.
Дошкольный период, младший школьный возраст
У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья — детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.
Подростки
В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность — сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.
На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.
Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.
Понятие
Перед тем как перечислять естественные потребности человека, нужно определить, что вообще они собой представляют. Для этого можно обратиться к работам психолога Ильина Евгения Павловича. Учёный уверял: важно разделять потребности организма и личности. У них разные предпосылки. Потребности организма могут быть неосознаваемыми. Мы дышим и не придаём этому значения – нам нужен кислород, и это нормально. А вот потребности личности всегда осознаваемы. Человек хочет получить красный диплом в вузе, чтобы почувствовать себя самодостаточным – и для этого он намеренно хорошо учится.
Также надо помнить, что каждая естественная биологическая потребность человека связана с нуждой. И подразумевается не дефицит чего-то. А именно нужда. Или желанность – в случае с социальными или интеллектуальными потребностями.
Как прийти к гармонии?
Но бывает, что вопрос очень долгое время остается без ответа. И человеку без духовного спокойствия довольно сложно взаимодействовать с миром, который его окружает. Как правило, это слабые личности, с трудом переживающие невзгоды и неудачи. Но есть способы удовлетворить духовные потребности и привести себя к гармонии. Это может быть общение с животными. Братья наши меньшие поднимают на ноги даже людей, являющихся физически неполноценными. Что уж говорить о духовности. Человек, приблизившийся к животным, становится частью природы. Кстати, уединение с ней тоже очень важно. Поездка в тихое место с великолепными пейзажами и пребывание там в течение какого-то времени способно привести в чувство любого. И натолкнуть на какие-то мысли. К тому же на лоне природы просто невозможно впасть в уныние.
Роль в жизни индивида
Духовное развитие коррелирует с психофизиологическими процессами, особенностями взаимоотношения личности с окружающим миром. Накопление субъективного опыта связано с переживаниями, эмоциями, погружением индивида в себя, анализом происходящих вокруг событий, своего поведения, эмоциональных реакций других людей. Духовные нужды базируются на общепринятых морально-нравственных нормах, общечеловеческих ценностях.
Духовность коррелирует с такими понятиями, как истина, милосердие, доброта, эмпатия, красота во всех проявлениях. Духовное совершенствование личности приводит к появлению ощущения собственной значимости, что в свою очередь коррелирует с чувством уверенности в себе, самодостаточностью, высоким социальным статусом. Духовность личности является движущей силой к нравственной деятельности.
Человек, обладающий духовностью, проявляет высокий уровень волевых качеств. Он способен направлять физическую и психическую активность, жизненную энергию в русло созидания и самосовершенствования. Бездуховный человек – чаще безвольный, бесхарактерный, неспособный ставить жизненные цели и достигать их. В контексте вышесказанного духовность отождествляется с успешностью во всех сферах жизни.
Без духовных потребностей невозможно обойтись, потому что они составляют основу бытия, их можно выбирать, расширять, регулировать, выражая свою индивидуальность, участвуя в процессах творческого созидания в рамках развития своей личности и общества.
Духовность
Как уже говорилось ранее, движение – естественная потребность организма человека. Но важно отметить ещё один нюанс. А именно – движение вперёд, к целям и мечтам, как самодостаточной личности. Духовных потребностей очень много. И довольно сложно их определить, так как они у всех нас разные. А зависят от личного мировосприятия. Но самая главная духовная потребность человека заключается в осознании своего существования. Каждый хоть раз задавался вопросом – а в чём смысл жизни? Так вот, если человек нашел для себя ответ, значит, он удовлетворил самую главную духовную потребность.