Виды мышления, нарушения и способы развития в разном возрасте


Благодаря умению мыслить люди могут анализировать информацию, делать выводы, проводить аналогии и заниматься познавательной деятельностью. Таким образом, рамки окружающего мира расширяются и не ограничиваются только его материальными аспектами. В этой статье я расскажу, какие виды мышления существуют в психологии, дам им характеристики, используя таблицы, и приведу примеры.

Что такое мышление

Мышление — познавательный процесс, который позволяет человеку воспринимать, осознавать действительность и выражать это в собственной деятельности. Оно наделяет окружающие предметы свойствами и отношениями между собой. Благодаря мыслительной деятельности формируется картина мира каждого человека.

Существуют следующие основные признаки мышления:

  • Опосредованность – познавательная деятельность опирается на данные от органов чувств, не взаимодействует с действительностью напрямую;
  • Обобщённость – способность находить общие свойства у объектов одного типа.

Эти особенности присущи каждому человеку. При психических заболеваниях может происходить расстройство основных особенностей мыслительных процессов – например, поиск сходств у несхожих между собой объектов.

Правополушарное и левополушарное мышление

Каждому полушарию свойственно преобладание тех или иных процессов. По этому признаку были выделены основные типы мышления:

  • Левополушарное — в процессе преобладают аналитические и синтетические процессы, логические построения;
  • Правополушарное — опирается на образы и интуицию;
  • Смешанное – это поочерёдная работа каждого полушария;
  • Интегрированное – одновременная работа обоих полушарий.

Утверждать, что какой-либо тип мыслительной активности предпочтительнее другого, неправильно. Каждый из них способен придти как к верным, так и к неверным выводам. Левополушарное мышление даёт лидерские качества, правополушарное – сильный эмоциональный отклик. Смешанное, благодаря своей способности «переключаться», может использовать сильные стороны обоих полушарий. Но этот процесс не всегда происходит вовремя. То же касается интегрированного типа.

Классификация

В психологии выделяют виды мышления в зависимости от способа, которым человек приходит к выводам:

  • Наглядно-действенное – познавательная деятельность, основанная на восприятии конкретных объектов и манипуляций с ними;
  • Наглядно-образное – опирается на образы и суждения, позволяет использовать конкретные образы для иллюстрации умозаключений;
  • Словесно-логическое – опирается на логические конструкции и умозаключения. Способно рассуждать об отвлечённых понятиях;
  • Предметно-действенное – близко к наглядно-действенному. Используется для решения прикладных задач;
  • Эмпирическое – использование пережитого опыта для умозаключений.

Каждому человеку в той или иной мере свойственны все типы. Словесно-логический или абстрактный тип развивается позже остальных. Характерен только для человека. Другие типы в разной степени проявляются у некоторых животных. В сущности, абстрактное мышление позволяет человеку использовать широкий понятийный аппарат и передавать знания через опосредованные источники – книга, обучающий фильм и т.д.

Наглядно-действенный тип

Это самая ранняя форма мыслительной деятельности, которая развивается у человека. Она характерна для детей младше 3 лет. Мыслительные операции основываются на манипуляциях с реально существующими осязаемыми предметами. Каждая задача решается сразу на практическом этапе, во время манипуляций с предметами. Нарушения мышления подобного типа встречаются редко. В основном при глубокой умственной отсталости. Они приводят к тому, что процесс развития мозговой активности в целом замедляется или прекращается.

Как и когда развивается, нарушения развития

Это первый этап становления мыслительной деятельности. Сроки, в которые должно начаться его развитие, варьируются. Некоторые специалисты указывают, что ребёнок способен к простейшим мыслительным операциям с рождения. Другие – что развитие мыслительных процессов тесно связано с возможностью двигаться и появляется одновременно со снижением гипертонуса мышц. Ориентировочные сроки — 6 месяцев — 1 год.

Яркие и неконтролируемые проявления наглядно-действенного мышления у детей старше 3 лет, подростков и взрослых говорят о серьёзных нарушениях психики – умственной отсталости, регрессе при психозах. Пациент проявляет ярко выраженное желание хватать, ломать и прятать окружающие предметы.

Ручное или наглядно-действенное мышление детей и способы его развития

Этот вид решения жизненных задач получил своё название из-за того, что ребёнок постоянно производит какие-либо манипуляции с окружающими предметами. Наиболее яркие проявления – малыш хватает игрушки, стучит ими, пробует на зуб, облизывает, пытается разобрать и собрать.

Отучать ребёнка от этих манипуляций не имеет смысла, гораздо более важная задача родителей – обеспечит малыша игрушками, которые он смог бы разобрать и собрать, не повредив. Отличный вариант — сортеры. У этой развивающей игрушки множество функций и модификаций. Принцип действия, как правило, схож — собрать, разобрать, соотнести цвета, грани, формы. Это и пазл, и конструктор в одной игрушке. Посмотрите подборку умных игрушек в различных ценах и вариациях .

Наглядно-действенный тип мышления у взрослых

У взрослых подобные мыслительные операции задействуются в тех случаях, когда результат действий нельзя предугадать на основе имеющихся умозаключений. Яркий пример – освоение незнакомой техники. Расстановка мебели в комнате или предметов на столе, выбор необходимых материалов по форме, текстуре, субъективным ощущениям.

Нарушения (расстройства)

Расстройства мышления — это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

Формы количественного расстройства:

  • Задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
  • Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
  • Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.

Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

  • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
  • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
  • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
  • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
  • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
  • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
  • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
  • Фобии (необоснованный страх). Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
  • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
  • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

Наглядно-образный тип

Эта форма мышления проявляет себя тем, что ребёнок способен представить конечный результат своих действий. При наглядно-действенном способе малыш не догадывается о результате своих действий, но запоминает взаимосвязи в результате повторения. При наглядно-образном дошкольник догадывается о том, что станет результатом.

Как и когда развивается, какие бывают нарушения развития

Наглядно-образное мышление формируется на базе наглядно-действенного. Формирование начинается в возрасте около 3 лет. Это основной вид умственной активности дошкольников. Достигает пика в 5-6 лет.

Признаки того, что у малыша появились зачатки образного мышления:

  1. он способен узнавать предметы, не трогая их,
  2. способен выделять несколько похожих объектов,
  3. разбивать простые задачи на несколько связанных между собой составляющих.

Инструменты для развития образного способа думать – сборные игрушки (пирамидки, кубики, пазлы — ), в дальнейшем – наблюдение за природой, пересказы услышанного, рисование по памяти. Критерий того, что образное мышление активно развивается – малыш может описать свои действия перед тем, как начать их.

Расстройства наглядно-образного мышления в детстве – это отсутствие характерных для данного этапа навыков, потеря интереса к сложным игрушкам. У взрослых подобные нарушения выглядят следующим образом:

  • Бесцельные манипуляции с предметами. Пример – больной может долго и бесцельно чиркать зажигалкой;
  • Нелепые действия с предметами, которые создают ощущение детской игры;
  • Подражательные действия;
  • Мимо-действия – похожие на правильные, но нарочито неэффективные (зажигание спички другим концом);
  • Разрушительные действия – агрессивные или аутоагрессивные.

Подобное поведение характерно для пациентов с психозами, кататоническими расстройствами, шизофренией.

Как помогают образы в мыслительной деятельности

Образ – это целостное представление о результате своей деятельности. Он становится основой для формирования более сложного абстрактного мышления, поддерживает способность к целостному восприятию. У взрослых основная функция образов – постановка целей для своих действий, эмоциональная вовлечённость в деятельность, формирование творческого подхода.

Важно

Образное мышление может работать только с теми явлениями, с которыми уже сталкивалось, поэтому на данной стадии развития крайне важно наблюдение. В восприятие образа всегда включены эмоции – это важно и для детей, и для взрослых, занятых творческой работой. В то же время для подобного типа мозговой работы не характерно особенное внимание к деталям – оно подмечает важные и существенные качества объекта, а остальные могут быть искажены или отброшены.

Виды использования

Образы возникают из сохраненных в памяти событий, знаний, или воссоздаются воображением. Человек опирается на них при планировании своих действий, восприятия действительности, поиске выхода из проблемных ситуаций, при решении задач.

В музыке

Музыкально-образное способствует пониманию музыки на уровне чувств, ее сопоставлению со знакомыми объектами, явлениями природы, событиями.

В профессии

Людям с развитой способностью мыслить образами подходят профессии:

  • дизайнера;
  • изобретателя;
  • режиссера;
  • художника;
  • архитектора;
  • другие профессии, связанные с творчеством и мощной визуализацией.

Они могут представить задуманное еще на этапе идеи.

В искусстве

Произведения искусства отражают отношение автора к чему-либо. Это синтез чувств, ощущений, мыслей творца.

Умение передать свой внутренний мир через художественный образ – свойство разных видов образного мышления.

В учебе

Создает цепочки знаний, соединяя информацию, полученную на разных уроках. Помогает применять их в разных ситуациях.

Абстрактно-логический тип

Абстрактное мышление оперирует не только образами, но и отвлечёнными понятиями. Человек, у которого развился данный тип умственной деятельности, способен систематизировать информацию и целенаправленно её искать, планировать свои занятия. Считается высшей степенью развития мозговой деятельности, характерно только для человека.

Как и когда развивается, возможные нарушения развития

Начало формирования абстрактного мышления приходится на 5-7 лет. Поздний дошкольный и ранний школьный период. Полностью способность оперировать абстрактными понятиями формируется у подростков и сохраняется всю жизнь.

Признаки того, что у дошкольника начало развиваться логическое мышление:

  1. осмысленное использование отвлечённых понятий в речи,
  2. появление навыка подробного планирования своей деятельности,
  3. понимание причинно-следственных связей в действиях окружающих.

Все эти операции происходят без непосредственного контакта с предметами.

Нарушение мозговой деятельности проявляются в неспособности обобщать, выделять главное, понимать переносный смысл слов и выражений. Для выявления подобных расстройств используются тесты, в которых нужно интерпретировать пословицу или поговорку, выявить принципиальное сходство между разными объектами.

Особенности

Этот тип мышления пользуется сложными логическими операциями. У подростков и взрослых людей он основной. Благодаря ему человек способен планировать, ставить перед собой задачи и оценивать их выполнимость, давать оценку собственным действиям и действиям окружающих, делать выводы и учиться на основе собственного и чужого опыта. Характерно глубокое внимание к деталям, понимание контекста, низкая эмоциональная вовлечённость.

Конкретно-предметный тип

Подборка конструктора, отлично развивающего конкретно-предметный тип мышления

Как и наглядно-действенное мышление, конкретно-предметный тип связан с прямым взаимодействием с предметами, но является его более развитым типом. Человек, обладающий конкретно-предметным мышлением, в отличие от маленького ребёнка, имеет цель и представляет результат своих действий. Такой тип мыслительной деятельности сопровождает прикладные операции, чаще всего в технической сфере. Оно позволяет «подстроить» определённые приспособления под конкретную ситуацию.

Как и когда развивается, нарушения развития

Практическое мышление начинает развиваться около 4-7 лет, сроки начала довольно гибкие. Необходим развитый наглядно-образный способ и наличие хотя бы зачатков абстрактно-логического. Данный тип мыслительной деятельности формируется на основе постоянной работы руками, требующей творческого подхода. Его хорошо развивают конструкторы и другие сложные игрушки — хорошая подборка .

Нарушения развития проявляются в виде неспособности следовать инструкциям, затруднении при переходе от теории к практике.

У взрослых

Во взрослом возрасте образное мышление основано на полученных знаниях и богатом личном опыте.

Для чего оно нужно: функции

Человек быстро собирает в голове всю имеющуюся информацию по задаче и представляет предполагаемый исход в виде картинки, эмоций. Для человека, мыслящего образами:

  • упрощается запоминание;
  • восприятие текста, телефильмов;
  • развивается интуиция.

Образное мышление экономит силы, время и деньги, помогая представить результат мысленно и оценить его.

Формы (критерии) мышления

Мышление оперирует несколькими основными категориями, которые характерны в основном для абстрактно-логического типа.

  • Понятие — простейший акт мыслительной деятельности. Он отражает сам факт понимания предметов или явлений. Внешнее проявление понятия – способность назвать объект, используя его основные черты (чёрная кошка, холодный дождь, плохое настроение и т.д.).
  • Суждение — способность устанавливать взаимосвязь между понятиями, объединять их в группы. Внешнее выражение – способность описать одно понятие с помощью других в предложении. Примеры суждений – кошка и собака – это животные; дождь – осадки в виде воды.
  • Умозаключение — позволяет выводить новые суждения из имеющихся, взаимосвязанных между собой. Пример умозаключения: дождь – это осадки в виде воды, зимой вода замерзает, значит, дождь возможен только летом. Умозаключения могут быть верными или неверными. Пример неверного умозаключения – кошка – животное, кошка мяукает, значит, все животные мяукают.

Отдельный вид умозаключений – гипотеза. Она частично или полностью основана на предположениях и требует проверки и доказательств. В повседневной жизни человек производит несколько сотен умозаключений в день. Например, из показаний термометра за окном делает вывод, какую одежду надеть.

Операции мышления

  • Операции – это своеобразные единицы измерения мышления. За их счёт и осуществляется мыслительная деятельность. Они присутствуют на любом этапе развития интеллектуальных способностей, но проявляются в разных формах.
  • Сравнение — это поиск различий и сходств между объектами. На основании сравнения объекты могут объединяться в группе по схожести.
  • Анализ — разделение объекта на составляющие. На простейшем этапе сопровождается физическим разделением объекта (ребёнок ломает игрушки).
  • Синтез — операция, противоположная анализу – воссоздание вида целого объекта из его частей.
  • Абстракция — выделение существенных признаков объекта, игнорирование несущественных.
  • Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию – выявление конкретных характеристик объекта, восприятие его многообразия.
  • Индукция — выведение умозаключения от частного к общему, распространение знаний о конкретном объекте на всю группу похожих объектов.
  • Дедукция — операция, противоположная индукции – выведение умозаключения от общего к частному, распространение знаний о группе объектов на каждый объект их этой группы.

Подробнее читайте в статье Дедуктивное мышление

  • Классификация — разделение объектов по их различию. Выполняется на основе сравнения.
  • Обобщение — выявление общих признаков для разных объектов. Эта операция выполняется на основе сравнения.

Бессознательное осмысление

Подсознание хранит в себе практически все, что было у индивида в прошлом: опыт, установки, сомнения, чувства, страхи, эмоции. Оно не стремится найти решение, а скорее просто не замечает его. Этой частью психики самостоятельно управлять нельзя. Однако с ее помощью принимаются наиболее верные решения, а вовсе не благодаря логическому анализу. Именно неосознанная составляющая внутреннего «Я» подмечает определенные явления, объекты, фиксирует их и анализирует. Эта информация таится в глубинах разума долгое время, пока не возникает актуальная для нее задача.

Типы мышления

Типы мышления – это особенности, связанные с тем, какая из операций преобладает в ходе формирования умозаключений. Это не значит, что остальные не выполняются. Мозг не может ограничиться одним видом операций, иначе все умозаключения будут неверными.

Дедуктивное

Базируется на исходных утверждениях, которые справедливы для большинства случаев (аксиомы, реже – гипотезы). Из них путём цепочки логических умозаключений делается вывод, справедливый в определённой ситуации. Важное условие – исходное утверждение должно быть истинным.

Критическое

Этот тип мышления опирается на знания, анализ информации и индивидуальные качества личности. В психиатрии критическим мышлением называют способность оценивать уместность своего поведения.

Индуктивное

Это способность выстраивать умозаключения на основе частных знаний и личного опыта, делать выводы, которые должны быть справедливы для всей группы объектов. Суждения будут верными, если признак, объединяющий объекты в группу, выбран верно.

Аналитическое

Основывается на операции анализа, отличается высокой структурированностью, упорядоченностью, глубоким пониманием сути процессов. Слабая сторона – низкая способность к организации деятельности.

Следственное

Сочетание анализа и постановки новых задач. Позволяет наиболее подробно изучать объекты, выявлять взаимосвязи и формулировать задачи на будущее.

Вам также может быть интересно почитать Профайлинг. 10 правил и 20 приемов, чтобы читать людей как книгу

Систематическое

Основано на выявлении взаимосвязей объектов, их глубоком понимании. Восприятие окружающего мира во взаимодействии.

Творческое

Основная черта – гибкость, поиск новых целей или новых путей достижения известных целей.

Синтетическое

Это сведение воедино различных «частей головоломки». Позволяет планировать задачи, ставить важные цели, выделять наиболее существенные детали.

Вопросительное

Этот тип соединяет в себе все операции в равной мере. Основной путь познания – задавать вопросы, находить на них ответы, из которых следуют новые вопросы.

Дивергентное

Этот тип мышления для любого действия находит ряд альтернатив, из которых последовательно выбирает оптимальный путь.

Плюсы и минусы системного подхода

Неоспоримое преимущество системного подхода – возможность рационального обобщения и распространения имеющегося опыта на другие сферы жизнедеятельности. Благодаря такому подходу нам не нужно каждый раз начинать с нуля: умение проводить аналогии помогает грамотно пользоваться уже имеющимися навыками.

Системное мышление – универсальный инструмент для анализа и синтеза существующих систем и для разработки принципиально новых схем.

К недостаткам системного подхода можно отнести отсутствие динамичности. Тому, кто рассматривает проблему с нескольких ракурсов, нужно дополнительное время. Существуют ситуации, когда решение нужно принять быстро, на интуитивном уровне. Однако некоторые ученые считают, что наша интуиция – порождение того же системного мышления, действующего на бессознательном уровне.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]