Самосознание – что это такое, его структура и способы развития


Этапы развития самосознания, его структура и функции

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т.е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.

Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».

Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т.е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т.е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.

Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

О структуре самосознания

В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т.е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т.е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т.е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т.е. совокупность представлений о себе в будущем.

О функции самосознания

Ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Эта формула в значительной мере обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы.

Также читайте:

Судебно-психиатрическая оценка расстройств сознания (Д.Р. Лунц, Я.И. Морозов, Н.И. Фелинская) Организация проверки и оценивания при обучении психологии Теория деятельности: действия и цели, операции, психофизиологические функции Психологическая теория деятельности (часть 2): мотивационно-личностные аспекты деятельности, потребности, мотивы, особенные деятельности Психологическая теория деятельности (часть 3): мотивы и сознание; мотивы и личность; развитие мотивов, внутренняя деятельность, деятельность и

Самооценка в психологии

На самооценке человека базируется практически вся его жизнь. Ни одна другая тема в науке психологии не является столь важной и основополагающей. Самощенка вытекает из самосознания.

Самооценка — это оценка самого себя. Соответственно всё зависит от того, как человек САМ СЕБЯ воспринимает, как он себя успел познать.

Когда у человека низкая самооценка, он не может адекватно оценить себя и свои способности. Как только ему сделают замечание насчет внешности или проделанной работы, он мгновенно примет это на свой счет, как отрицательную оценку.

Всё дело в неспособности человека здраво оценить себя самого. В независимости от возраста, он привык полагаться на чужое мнение. Он с детства спрашивает: правильно ли я поступил? Красиво ли смотрится моя прическа? Так я сказал или не так?

А если он выполнил работу, то ему непременно понадобится кто-то «вышестоящий», чтобы наверняка точно подтвердить что всё нормально.

Ему всегда требуется подтверждение правильности своего поступка.

Причина такого поведения — недоверие к себе. Отсутствие личного опыта, внутренней базы, основы. Такая внутренняя основа формируется в человеке, когда у него появляется опыт удач. Когда он доверил себе, и у него всё получилось. Когда человек прислушался к своему голосу, к своему собственному мнению, и сделка удалась! Когда он стал доволен своей прической в зеркале, то и коллеги почему-то это заметили и сделали комплимент!

Структурные элементы самосознания

В современной психологии существует многообразие подходов и методик в определении структуры самосознания и ее компонентов. При этом традиционно выделяют следующие элементы:

Когнитивный, также определяемый рефлексивным и рациональным, отражает представления человека о самом себе и представляет собой процесс самопознания, результаты которого выражаются в разнообразных образах «Я».

В системе самосознания личности находится большое многообразие сменяющих друг друга восприятий своего «Я». Обычно выделяют:

  • «я– реальное» — объективное представление о себе в настоящем времени;
  • «я-идеальное» — образ, которому человек хотел бы соответствовать;
  • «я-фантастическое» — неосуществимые мечты человека о том, каким бы он хотел стать.
  • «я-зеркальное» — представления личности о том, каким его видят окружающие.

Эмоционально-ценностный — это компонент, который включает в себя ценностное отношение человека к себе и его самооценка. Под эмоционально-ценностным элементом понимается переживание своей успешности или неуспешности в жизни, в принятии или отвержения себя, чувстве уверенности в себе или неуверенности и т. д.

Самооценка индивида строится на сравнении себя с окружающими людьми, в результате чего он анализирует стороны своего «я». Оценивая себя и других, человек опирается на систему ценностей, которую использует в качестве эталона.

Самооценка характеризуется по трем параметрам:

  • по уровню она может быть высокой, средней или низкой;
  • по соответствию реальности она бывает завышенной и заниженной;
  • по особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная.

Самоотношение также выстраивается на основе сравнения, но в данном случае оно осуществляется через внутренний диалог с самим собой. В психологии определяется три стороны структуры самоотношения:

  • самоуважение — внутренне обоснованное или оценочное позитивное отношение к себе;
  • аутосимпатия — безоценочное положительное и отрицательное самоотношение;
  • самоуничижение — негативное самовосприятие.

Основное различие между самооценкой и самоотношением состоит в том, что первое опирается на внешнее оценочное основание в виде других людей и определенных ценностей, а второе — на внутреннее основание в виде самого себя.

Самоактуализация — важнейший элемент в процессе становления личности, который определяет ее психологическое развитие и осознание своего предназначения в жизни.

Опираясь на свои внутренние мотивы и потребности, человек стремится к максимальной реализации своего потенциала и способностей. Самоактуализация человека напрямую влияет на уровень его самооценки и отношение к себе.

В системе основных потребностей Маслоу, самоактуализация основана на 8 признаках:

  • жизнь «здесь и сейчас»;
  • открытость к новому и неизведанному;
  • делать то, что нравится;
  • быть честным с собой и другими, брать на себя ответственность за свои поступки;
  • доверять своему мнению даже если оно не совпадает с взглядами большинства;
  • постоянно заниматься саморазвитием;
  • перерождаться, перосмылять свои ценности и взгляды.
  • выработать осознанное поведение.

Уровень притязаний — это стремление личности к достижению целей такого уровня сложности, который соответствовал бы ее способностям. Он зависит от успешности или неудачливости человека в какой-либо сфере деятельности: чем успешнее результат, тем выше уровень притязаний и, напротив, в случае отрицательного или недостаточно успешного результата, он понижается.

Люди с уровнем притязаний, соответствующим их реальным возможностям, обычно более успешны и уверены в своих силах.

Уровни

Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:

  • познавательный – представления человека о самом себе как личности, индивидуальности, познание и принятие всех своих особенностей;
  • оценочный – чувство самоценности, собственной значимости, в том числе осознание человеком значимости и ценности его профессии, внешних особенностей, характера;
  • поведенческий – поведенческие установки и отношение человека к собственной личности.

Нравственное самосознание личности

Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов. Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.

Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.

Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.

А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.

Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.

Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков. Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими нравственными нормами. Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания. Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие. Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Индивидуальное становление

Самосознание не является высококачественной чертой при рождении. Оно длится безграничный период и улучшается постоянно.

В целом самосознание личности в психологии происходит через конкретное число чередующихся событий, которые можно символически поделить на такие этапы:

  1. До года — выделение малыша из мира людей и предметов. Ребёнок различает себя и отделяет от других, но не понимает личностные особенности тех, кто родной для него. Происходят игры, которые демонстрируют ведущее различие между активным и пассивным собственным значением малыша. Этот опыт дает ребёнку возможность воплотить в жизнь индивидуальный потенциал. Возникновение и составление детской речи имеет особенный смысл. Это буквально вселяет его в сферу отношений с окружающими его людьми.
  2. 1−3 года — характеризуется интенсивным и необходимым эмоциональным развитием. Самоидентификация личности малыша связана с побуждениями к идеальным действиям и их координацией во времени. Оппозиция другим нередко бывает неблагоприятной. Как раз по этому основанию, не обращая внимание на несовершенство и непостоянность данных о первых формах мотивации, случается определение духовного Я.
  3. 3−7 лет — развитие и понимание происходит равномерно. На 3-м году жизни малыш перестаёт говорить о себе в 3-м лице, желает испытывать собственную свободу и противопоставиться другим. Эти старания по обретению личной свободы приводят к ряду конфликтов.
  4. 7−12 лет — резервы продолжают скапливаться, а процесс самосознания протекает без значимого регресса и скачков. Отмечаются очень важные конфигурации в сознании, связанные с переменами общественных критериев (например, школы).
  5. 12−14 лет — ребёнок вновь начинает показывать внимание к собственной личности. Новый прогресс развивается, когда он стремится выделяться и противопоставить себя зрелости. Общественное осознание внятно выражено.
  6. 14−18 лет — имеет особенное значение, личность поднимается на новый уровень, а это неизмеримо воздействует на дальнейшее составление самосознания. Разум, сбор познаний о своей личности являются главной ценностью. Это начало зрелости.

САМОСОЗНАНИЕ

осмысление человеком своих личностных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем.

одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.

осмысление человеком своих личных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем ..

выступает механизмом, обеспечивающим слежение за зависимостью динамики содержания образа «Я» от содержания фиксированного образа «Я», помещаемого в рефлексивную позицию.

осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практич. и познават. деятельности, как личности (т.е. своего нравств. облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С.

свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе обществ, отношений, своих общих интересов и идеалов. В С.

человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и обществ, событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретич. мышления.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего др. люди, С. по самому существу носит обществ, характер. См. ст. Сознание и лит. к ней.

выделение в сознании человека своего «я» из объективного мира, осмысление своего места в мире, своих достоинств и недостатков, самоанализ своих состояний и переживаний, самооценка личностных качеств и саморегуляция поведения.

Только человек обладает самосознанием, как видением своего своеобразия, своей отдельности и разности с другими себе подобными. Самосознание всегда духовно, в нем зарождаются идеи свободы, самоуважения. Оно дает начало человеческой личности.

В них проявляется историческая память об основных этапах развития сообщества, и тогда мы имеем дело с гражданственностью, патриотизмом, гордостью, уважением к истории своего народа.

осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С.

свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В С.

человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С.

по самому существу носит общественный характер. Профессиональное С. учителя складывается из его представлений об оценке себя как профессионала со стороны учеников, коллег, руководства, родителей и других референтных для педагога людей.

Основы сознания

В подростковом и юношеском возрасте случается скопление основ самосознания. Как раз этот этап (от одиннадцати до 20 лет) включает в себя воздействие на человека его собственного статуса между сверстниками, оценку философии общественного мышления, его работу и соответствие реального «я» с совершённым. Определяющими категориями формирования самоидентификации считается сознание мира и субъекта.

Осознание — это система целостных суждений человека о себе, о действительности, текущих положениях и действиях людей. Индивид опирается на способности и познания, обретённые к определённому периоду, делает работу преднамеренно. Самоутверждение и самосовершенствование — это поведение человека, которое оправдывается увеличением самомнения и поддержанием желанного общественного статуса. Метод зависит от образования, возможностей и собственных свойств определённого лица. Индивид может сказать о себе как при помощи личных достижений, так и другим способом.

Между иных весомых категорий могут выступать:

  • осознание необратимости времени и значения жизни;
  • формирование самооценки;
  • собственное понимание интимной чувствительности (но есть и половые различия по причине того, что девочки на самом деле физиологически развиваются быстрее мальчиков). Происходит осознание любви как психологическое выражение.

В одном ряду с данными категориями нужно обозначить социальную роль и общественный статус как главные нюансы формирования самосознания. Это считается обязательной чертой поведения, выражающейся в реализации действий, соответственных признанным эталонам и собственным ожиданиям. У индивида могут начинаться соединения своих суждений с фактическим выполнением роли.

Это оказывает сильное воздействие на составление личности, к примеру, как общественное взаимодействие в значимой степени может посодействовать человеку приспосабливаться к жизни. Общественный статус — это положение, что включает в себя ряд прав и обязательств. Некоторые высокими именами могут называться при рождении, в то время как иные осознанно достигают высот в направлении всей жизни.

Структура Я-концепции

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Формирование индивидуальности

Каждый человек уникален по-своему. Он предстает одновременно с нескольких позиций, являясь индивидом, личностью и субъектом деятельности. Однако это вовсе не означает того, что каждый сможет на протяжении своей жизни добиться гармоничного взаимодействия всех свойств, качеств, а также способов деятельности. Другими словами, не все люди способны стать индивидуальностью.

Действительно, самосознание и развитие личности происходит у всех по-разному. При этом далеко не каждый человек способен до конца использовать свои потенциальные возможности, придя к наивысшим результатам в той или иной деятельности. Страдает от этого и профессиональное самосознание личности. Работа человека при этом становится малопродуктивной и нетворческой.

Для развития индивидуальности понадобится приложить колоссальные внутренние усилия. И здесь никак не обойтись без самосознания. Формирование личности происходит под влиянием происходящих вокруг нее событий и возникающих переживаний. Но стоит отметить, что эти испытания идут на пользу личности. Без сложных ситуаций и переживаний ее развитие тут же бы прекратилось.

Жизнь любого человека протекает таким образом, что он вольно или невольно узнает новое, а также прикладывает некоторые усилия для того, чтобы реализовать свои мечты и планы. И самосознанию в этом отводится главная роль.

Как правило, индивидуальность дешево не обходится никому. Люди вынуждены отстаивать ее перед близкими людьми и коллегами, которые порой просто не понимают возникших желаний. Выстраивание же собственного, ни на кого не похожего образа, позволяет сформироваться «Я – концепции» самосознания личности. Она-то и определяет, каким в будущем станет человек, а также благодаря чему он достигнет поставленных целей. И на все это оказывает огромное влияние уровень самосознания.

Самосознание и самооценка личности

Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках. В процессе социализации человека формируется способность к самооценке. Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.

Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.

Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение

Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.

Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.

У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.

Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.

Осознание своего Я в психологии

Осознание человеком своего «Я» происходить с детства. Начинается всё с того, что ребенок наблюдает за моделью поведения своих родителей или окружения. Созерцание плавно переходит в повторение действий, а еще чуть позже ребенок понимает себя как индивидуальность. Он, потихоньку, начинает формировать ценностное отношение к себе, то есть формируется его самооценка.

Важно заметить, что с процессом взросления у человека меняется отношение к себе. Происходят изменения в оценке действий других людей, сравнивание с теми образами, которые уже были сформированы прежде. Во внимание принимаются не только уже действия, а уже и переживания, желания, стремления.

Человек чувствует кто он есть в действительности и что его отличает от остальных людей. Можно сказать, что осознание человеком своего «Я» это результат его развития, а не врожденные данные. Это наш разум, который анализирует и делает выводы. Это означает что окружение и всё, что попадает взору человека, те события, которые с ним происходят производят влияют на формирование его самооценки.

Самовосприятие во время выполнения действий, понимание того, что нравится или не нравится – это и есть осознание своего «Я».

Этапы развития

Самосознание личности формируется одновременно с психическим развитием ребенка, когда происходит становление его индивидуальной и интеллектуальной сфер. Подобный процесс охватывает время практически от самого рождения человека до подросткового периода и продолжается далее.

Становление самосознания личности на первом этапе связано с формированием у маленького человечка схемы тела. Она является неким субъективным образом, указывающим ребенку на взаимное расположение частей туловища и их движения в пространстве. Формирование подобного представления происходит на основе информации, которую детки получают при приобретении ими жизненного опыта. В дальнейшем схема тела постепенно начинает простираться и за пределы его физических форм. Со временем она включает в себя, например, предметы, находящиеся в непосредственном соприкосновении с кожей (одежду). Все те ощущения, которые возникают у ребенка, создают у него различные эмоции, связанные с самочувствием тела. Это может быть впечатление комфорта или дискомфорта. Таким образом, схема тела и становится первым компонентом в структуре самосознания личности.

Второй этап формирования понятия о собственном «Я» стартует одновременно с началом ходьбы. При этом для ребенка важна не столько техника новых для него движений, сколько появившаяся у него возможность общения с разными людьми. Малыш становится независимым от того, кто его поведет, и кто к нему подойдет. Все это приводит к появлению уверенности в себе, а также к пониманию того, где для него заканчиваются границы свободы. Самосознание личности на данном этапе выражается в некоторой самостоятельности малыша по отношению к окружающим его людям. Осознание такого субъективного факта дает ребенку первое представление о своем «Я», которое не существует вне отношений «Ты».

Следующим этапом в формировании самосознание личности является развитие у малыша полоролевой идентичности. Это выражается в том, что ребенок начинает относить к себя к определенному полу и осознает содержание половой роли. Ведущим механизмом подобного процесса является идентификация. Детки уподобляют себя другому лицу в форме присущих ему действий и переживаний.

Важнейшим этапом в развитии самосознания и формирования личности является овладение малыша речью. Ее возникновение существенно меняет характер тех отношений, которые складываются между маленьким человечком и взрослыми. Ребенок, овладевший речью, способен направить действия находящихся рядом людей по своему желанию. Другими словами, его положение как объекта воздействия окружающих меняется на состояние субъекта, воздействующего на них.

В возрасте от 3 до 7 лет развитие самосознания происходит равномерно и плавно. В начале этого периода дети перестают говорить о себе в третьем лице. Это объясняется желанием испытать некую независимость, а также противопоставить себя другим. Подобные стремления личности к самостоятельности приводят к периодическому возникновению конфликтов с окружающими.

Рост самосознания и развитие личности продолжаются и в период от 7 до 12 лет. Это время, когда ребенок накапливает резервы. Процесс повышения самосознания при этом происходит без ощутимых скачков и кризисов. В этом возрасте существенные изменения в понимании мира отмечаются лишь в связи с возникновением новых социальных условий, когда маленький человек становится школьником.

Собственная личность начинает вновь интересовать ребенка с 12 до 14 лет. В этот период происходит развитие нового кризиса. Ребенок противопоставляет себя взрослым и стремится быть отличным от них. В этот период особенно ярко выражается социальное самосознание.

Особую значимость в формировании внутреннего «Я» человека имеет период его жизни с 14 до 18 лет. Здесь происходит подъем индивидуальности, которая перемещается на новый уровень. Человек при этом сам начинает влиять на дальнейшее развитие всех характеристик самосознания личности. Подобный этап свидетельствует о начале зрелости.

Вам также может быть интересно

.

Понятия и состояния

Виды и формы

Социальный контроль — что это такое, виды

Основой самосознания является внутренняя чувствительность – синестезия. Она реализуется в виде чувства свободы, уверенности и самочувствия. Психологии выделяют несколько видов самосознания.


При ясном сознании человек адекватно оценивает себя, у него хорошие реакция и ориентация в пространстве

При помрачении сознания индивид начинает терять интерес к миру, становится равнодушным и не реагирует на вопросы. Он неторопливо все делает, у него замедлены все реакции.

Важно! Помрачение может быть признаком опасных для жизни состояний.

Существует еще такой вид самосознания, как ступор. Для него характерны оцепенение, сонливость, очень плохая ориентация в пространстве. В таком состоянии речь неразборчивая, движения человека становятся замедленными.

В коме индивид себя не осознает, не реагирует на раздражители и находится в апатичном состоянии. Даже если он очнется, ему придется проходить длительный курс реабилитации.

Самосознание предполагает не только индивидуальность. Оно бывает нескольких форм. Общественное – означает духовную жизнь социума. В нее входят традиции, обычаи, нравы. Под обыденным – понимают повседневную жизнь и решение типичных ситуаций: как обустроить быт, разделение обязанностей и т.п.

Самосознание включает в себя массовость. Через эту форму рассматривают жизнь определенных социальных групп: общественных и политических. Особенно интересно влияние мнений лидеров, СМИ на отдельно взятых людей.

Также выделяют три типа самосознания. Общественный – позволяет индивиду понять, как вести себя в коллективе, исторический – позволяет учитывать опыт предыдущих поколений, политический – дает возможность отслеживать изменения в мире.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]