Управляешь собой – управляешь своей жизнью! Эта непреложная истина, которая актуальна в наше время, как никогда раньше, ведь современный мир – это не только мир высоких скоростей и огромного количества дел и забот, но ещё и мир стрессов и эмоциональной нестабильности, в котором даже самый спокойный человек может легко выйти из себя.
И сегодня мы поговорим о психической саморегуляции, благодаря которой человек может научиться контролировать себя, свои проявления и психические состояния. Если вам эта тема покажется интересной, то советуем обратить внимание на наш курс «Психическая саморегуляция».
Прямые и опосредованные методы
Прямые методы
К прямым методам воздействия на психику относится музыка. Да, ее эффективность экспериментально была доказана еще в XIX веке В. М. Бехтеревым, хотя интуитивно музыку в целях лечения применяли с древности.
Второй метод – либропсихотерапия, или лечение специальной литературой. Книги затягивают человека в вымышленный мир, заставляют испытывать эмоции героев и отвлекают от собственных переживаний.
Опосредованные методы
- Труд и спорт – первые по эффективности методы из опосредованных. Они обеспечивают разрядку, заряжают позитивом и отвлекают от переживаний.
- Имаготерапия, или ролевые игры – метод коррекции состояния через личностные изменения. В процессе формируются новые черты характера, изменяется структура личности и переживание проблем.
- Внушение и самовнушение. Произнесенные слова не критикуются, а принимаются по умолчанию и становятся внутренней установкой человека, которая корректирует его активность.
Как вы могли заметить, эти способы не обязательно относятся к саморегуляции, но есть методы исключительно для самостоятельного применения, развивающие способность к самоуправлению. Например, аутогенная тренировка. Об этом вы также узнаете из статьи, но чуть позже.
Чувства и эмоции человека
Внутренние переживания человека делят на аффекты, эмоциональные настроения, чувства. В чём их отличие?
Аффекты — кратковременные вспышки переживаний (гнев, страх, отчаянье). Такие процессы имеют сильное воздействие на работу внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы. Аффекты проявляются в конкретной ситуации и длятся лишь короткий промежуток времени.
Аффекты могут оставлять глубокие следы в сознании, поэтому людям советуют смену обстановки для улучшения состояния. Человек редко может влиять на причину возникновения ощущения аффекта, это непроизвольная реакция нервной системы.
Эмоциональные настроения — это состояние меньшей интенсивности, чем аффекты, но более длительные. Они связаны с высшими потребностями человека. Эти состояния могут относиться, как к настоящему, так и к будущему, могут влиять на поступки, которые ещё не совершались.
Чувства — отличаются устойчивостью процессов, они позволяют делать отношение к жизни постоянным, к ним относят наиболее важную регулирующую функцию. Интересно, что чувства могут вступать в конфликт с аффектами, но при этом обычно побеждают. Настоящая любовь сильнее временной обиды. Так и мама, даже ругая ребёнка, продолжает любить его.
Настоящие и устойчивые чувства наполняют жизнь смыслом, оказывают помощь в достижении высоких целей, вершин жизни.
Известно, что большое количество негативных эмоций вызывает состояние стресса, которое вредно на физическом и психическом уровне. Считаются опасными состояния постоянных конфликтов, череда стрессов, они ведут к неврозам, нарушениям сна, психозам, депрессивным состояниям. Именно поэтому важна эмоциональная саморегуляция, сильные эмоции вредят человеку.
На физическом уровне стрессы ведут к заболеваниям желудка, язвам, гормональным дисбалансам, приступам астмы, аритмии, повышению травматизма, развитию вредных зависимостей. Кроме того, эмоциональное состояние родителей сказывается на здоровье будущих поколений.
Напряжение и стрессы вызывают следующие факторы
- Ускорение темпа жизни;
- Информационные перегрузки;
- Урбанизация;
- Малоподвижность.
Технический прогресс несёт положительные и отрицательные стороны. Достижения техники упрощают жизнь, однако и наносят вред здоровью, так чрезмерное увлечение компьютерами ведёт к отсутствию подвижных игр, на что раньше был большой упор. Сейчас стараются восстановить здоровый образ жизни, появилась мода на спортивные залы и здоровое питание. Однако стоит помнить, что полезна простая пища и просто движение — бег, физический труд.
Конечно, состояние стресса может быть и причиной личных неурядиц или быть вызвано профессиональными нагрузками, переживаниями. Наиболее подвержены стрессовым нагрузкам представители следующих профессий — шахтёры, полицейские, журналисты, строители, врачи (особенно зубные), актёры, политические деятели, водители, школьные учителя. Наиболее спокойной считается работа сотрудников библиотек, музеев.
Главная опасность стрессов — в этом состоянии в клетках образуются свободные радикалы, которые могут приводить даже к росту даже раковых или размножению бактерий, вирусов, организм ослабевает. Курение, к тому же, стимулирует рост радикалов, поэтому не является эффективным способом в борьбе со стрессом.
Важно найти свои способы эмоциональной саморегуляции, прерывания эмоциональных нагрузок. Они могут быть простые: общение с ребёнком, кошкой, прогулка, созерцание природы, главное — переключиться. Перейдём к рассмотрению психологических приёмов.
Психотехники по задачам коррекции поведения
Снижение возбуждения
Эффективно использовать:
- отвлечение и переключение внимания;
- целеполагание (рассматривать разные варианты);
- физическую релаксацию;
- психомышечную и аутогенную тренировку;
- дыхательную гимнастику на расслабление.
Активизация ресурсов
Эффективно использовать:
- аутогенную тренировку на мобилизацию;
- повышение мотивации;
- дыхательную гимнастику на активность;
- сюжетные представления;
- воспоминания об активных эмоциональных состояниях и вызвавших их ситуациях;
- мыслительную и сенсорную стимуляцию;
- гетеросуггестию.
Психическая десенсибилизация
Эффективно:
- представление успешного поведения;
- самовнушение уверенности и нейтрального отношения к вредным факторам;
- намеренное пассивное отношение.
Устранение эмоционального стресса
Эффективно:
- прослушивание музыки;
- релаксация;
- замещение;
- рационализация;
- фантазия.
Восстановление сил
Эффективно:
- медитация;
- внушенный сон;
- самовнушение на быстрое восстановление.
Регуляция вегетативной системы
Эффективно:
- аутотренировка;
- гетерорегуляция;
- дыхательные упражнения.
Что такое психическая саморегуляция?
Психическая саморегуляция представляет собой управление человека своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается при помощи воздействия человека на самого себя посредством силы слов (аффирмаций), мысленных образов (визуализации) и управления дыханием и тонусом мышц (релаксации). Применяются же методы саморегуляции абсолютно в любых ситуациях, и всегда производят должный эффект.
Так, среди эффектов психической саморегуляции можно выделить три основных:
- Активация, связанная с повышением психофизиологической активности
- Восстановление, связанное с ослаблением проявлений утомления
- Успокоение, связанное с устранением эмоциональной напряжённости
Вообще, имеются, конечно же, и естественные способы психической саморегуляции, среди которых:
- Музыка
- Танцы
- Движение
- Массаж
- Взаимодействие с природой и животными
- Еда
- Сон
Однако данные средства не могут быть использованы во многих ситуациях, к примеру, во время работы, когда человек чувствует, что утомился, и наблюдает напряжение своего психического состояния.
Но именно своевременную психическую саморегуляцию можно воспринимать как психогигиеническое средство, способное предупредить накопление перенапряжения, восстановить силы, нормализовать психоэмоциональное состояние и мобилизовать ресурсы организма.
По этой причине, самыми доступными способами естественной саморегуляции также являются:
- Выражение комплиментов, похвалы и т.п.
- Вдыхание свежего воздуха
- Реальное или представляемое купание в лучах солнца
- Концентрация внимания на приятных вещах, фотографиях и цветах
- Созерцание пейзажей и панорам
- Мышечное расслабление, потягивание и другие подобные движения
- Размышления о приятном и хорошем
- Юмор, улыбка, смех и т.п.
Но, помимо естественных, существуют особые способы саморегуляции, которые в некоторых случаях называют ещё самовоздействием. Именно о них и пойдёт речь далее.
Аутогенная тренировка
Метод был разработан в 1930 году немецким психотерапевтом И. Г. Шультцем. В России метод применяется и изучается с 1950 года.
Сначала аутотренировку использовали только для лечения нервных расстройств, но постепенно стали применять в целях профилактики. Сегодня это популярный метод разгрузки эмоционального и психического состояния во всех сферах и видах деятельности: учеба, работа, отношения и так далее.
Аутотренировка в современном понимании даже имеет свои подвиды:
- психомышечная тренировка (ПМТ);
- психотоническая тренировка (ПТТ);
- психорегулирующая тренировка (ПРТ).
Но в основе любой аутотренировки заложен механизм релаксации, то есть:
- освоение приемов расслабления мышц;
- развитие навыков ощущения тепла и холода в теле;
- повышение концентрации внимания и волевой установки на общее состояние организма.
Цель аутотренировки – снять мышечное и эмоциональное напряжение, внушить в расслабленном состоянии развитие произвольности.
Предлагаю познакомиться с утренней аутотренировкой, заряжающей бодростью и позитивом на весь день. Выполнять ее можно в любое время, хоть сразу после пробуждения, лежа в кровати. Нужно лишь произнести следующие слова (установки). Очень важно говорить от своего лица в настоящем времени.
Текст можно сохранить и распечатать как памятку
Литература
- Алексеев А. В. Об адекватности формул самовнушения // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1976.
- Гримак Л. П., Звоников В. М., Скрыпников А. И. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности / Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Изд-во АН СССР, Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика», 1983.
- Дикая Л. Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1. С. 55-65.
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
- Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М: Смысл, 2009. — 311 с. — ISBN 978-5-89357-241-4
- Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.
- Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — 519 с. — ISBN 978-5-02-037102-6
- Обознов А. А. Психическая регуляция операторской деятельности (в особых условиях рабочей среды). М.:Изд-во ИП РАН, 2003
Самовнушение
По сути, описанная выше методика и есть самовнушение. С помощью этих слов усиливается ваша вера в собственные силы, реализацию планов. Вы получаете установку на успех и понимаете, что все зависит только от вас.
Самовнушение – это всегда позитивные утверждения от первого лица, сказанные в настоящем времени. Вы сами можете придумать собственные актуальные и отвечающие потребностям установки. Самовнушение напрямую влияет на психофизиологию мозга, заставляет его концентрироваться на цели.
Существует несколько принципов построения фраз. Вы обращаетесь к подсознанию, потому соблюдать их обязательно.
- Используйте позитивные и утвердительные фразы, не прибегайте к «не» и «никогда». Например, вместо «голова не болит» скажите «боль покинула голову».
- Максимум конкретики. Не скупитесь на слова и предложения. Большую цель разбивайте на маленькие. Например, «я успешна» – общая фраза. Расшифруйте, что это значит именно в вашем представлении.
- Старайтесь заменять абстракции. Например, не «голова прошла», а «лоб охладел».
- Не усложняйте формулировки, используйте простые слова, самое главное, понятные вам.
- Одна фраза – максимум 4 слова.
- Всегда только настоящее время. Подсознание воспринимает это как уже совершившееся, и сказанное действительно происходит.
Функции и механизмы
Существуют разные механизмы самозащиты с похожим принципом действия. Они действуют на уровнях органов, клеток.
Главная функция метода — изменение психической активности, позволяющее субъекту достигать состояния равновесия, гармонии. Благодаря этому личность может выполнять несколько действий:
- справляться с любыми невзгодами, возникающими на протяжении жизни;
- контролировать свое состояние в различных конфликтных ситуациях;
- восстанавливать собственные силы;
- мыслить рационально при стрессах.
Медитация
Медитация предполагает работу с вниманием: его расслабление или наоборот повышение концентрации. Цель медитации – снять эмоциональное напряжение, развить умение останавливать поток мыслей.
Концентрация на счете
Считайте медленно от 1 до 10, концентрируясь на каждой цифре. Вы не должны думать ни о чем другом. Если вы понимаете, что мысли опять «улетели» в ваши проблемы, то начинайте счет с начала. Так посчитайте в течение нескольких минут (не сбиваясь).
Сосредоточение на эмоциях и настроении
- Зафиксируйте свои внутренние мысли, внутреннюю речь.
- Остановите ее.
- Поймайте свое настроение и сосредоточьтесь на нем.
- Оцените его: хорошее, плохое, грустное, веселое, среднее, приподнятое.
- Теперь сосредоточьтесь на эмоциях. Представьте себя в приподнятом радостном состоянии. Для этого вспомните радостное событие из жизни, приятный образ.
- Выйдите из состояния релаксации.
- Пройдите рефлексию, то есть оцените свое состояние и мысли теперь и в процессе упражнения.
Классификация и отличительные особенности
Саморегуляция в психологии – это довольно широкий в своем понимании феномен, используемый в разных целях. Самые главные предпосылки, помогающие развить ту или иную форму саморегуляции, сводятся к тому, что с помощью осознанного внимания к собственным психологическим и ментальным процессам, можно научиться управлять эмоциями и мыслями.
Во многом на саморегуляцию влияют внешние обстоятельства, но научиться контролировать собственные реакции, переживания и ощущения, вызванные ситуациями, можно. Чтобы лучше понимать, как работает саморегуляция, необходимо разделять ее психологическую, эмоциональную и рефлексивную составляющую.
Психическая саморегуляция
Задачи психической саморегуляции нацелены на выработку стрессоустойчивости и быстрого восстановления сил. Умение поддерживать высокую мотивацию и критически воспринимать любые замечания, является основой здорового формирования личности. Психологическая саморегуляция помогает управлять собственным состоянием в зависимости от потребностей и норм общества.
В результате хорошо развитой психологической регуляции у человека формируется стойкий иммунитет к необоснованной критике, адекватная оценка собственных достижений и возможностей, что является признаком самодостаточной личности. Таким образом, психологическая саморегуляция является основой для успешной социализации индивида.
Эмоциональная саморегуляция
Эмоциональная саморегуляция – это способность быстро осознавать и регулировать проявление собственных эмоций, вызванных внешними обстоятельствами. Этот навык контроля эмоций основывается на умении корректировать сильные эмоциональные состояния как негативные (в случае разгромной критики), так и положительные (чрезмерное веселье).
Эмоциональная саморегуляция – это осознанное переживание эмоций в нужном темпе, а также умение гибко и спонтанно реагировать на любые обстоятельства. Как результат, контроль собственных чувств придает не только уверенности в собственных силах, но также и придает четкое понимание того, как достичь задуманного.
Рефлексивная саморегуляция
Самым важным аспектов саморегуляции является умение рефлексировать и анализировать собственные ощущения и как они меняются в зависимости от ситуации. Это осознанный подход, который помогает понять собственные силы, возможности и приоритеты.
Рефлексивная саморегуляция способствует более четкому представлению личностных потребностей, моделированию проблем и их решений, помогает контролировать процесс их реализации и при необходимости корректировать собственные действия.
Тренинги
Пожалуй, самая популярная психологическая техника на сегодняшний день. Тренеров и желающих пройти тренинги немало. Тренинги подразделяются по отдельным профилям, освещающим узкие темы. Например, популярны тренинги по повышению стрессоустойчивости. Чаще всего они направлены:
- на повышение самооценки (или понижение до корректного уровня при необходимости), эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;
- формирование мотивации достижения успеха и стратегии поведения при стрессе.
Информация к размышлению: «Агрессия»
Агрессия (от лат. аggressio — нападение) — это деструктивные действия, поведение, эмоции и чувства человека, причиняющие ему и (или) другим психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб.
По месту проявления (во внешнем поведении человека или во внутреннем мире человека) агрессия делится на два вида:
• внешнюю ― слова, действия, поведение человека; • внутреннюю ― негативные эмоции, чувства и мысли, которые или не отражены в поведении, или проявляются косвенно (например, в мимике, жестах).
По направленности агрессия также подразделяется на два вида:
• агрессию, направленную против других; • агрессию, направленную на себя (аутоагрессию).
Сочетание двух критериев позволяет выделить четыре вида агрессии (см. рисунок).
Дыхательная гимнастика
Вариантов дыхательной техники существует множество, но ошибочно считать, что все они направлены на замедление психических реакций. Есть упражнения наоборот активизирующие работу мозга.
Упражнения на расслабление
Цель – усвоить осознанное естественное дыхание, снять мышечные зажимы и напряжение, успокоить эмоции. Хочу познакомить вас с некоторыми упражнениями.
«Отдых»
Поставьте ноги на ширину плеч, выпрямитесь, вдохните. На выдохе наклонитесь вниз, расслабьте шею и плечи (будто они сами спокойно свисают). Находитесь в таком положении 1-2 минуты. Дышите глубоко, следите за дыханием. Медленно выпрямитесь.
«Осознанное дыхание»
Сядьте удобно и расслабьтесь, но спину держите прямой. Сделайте первый неглубокий вдох и выдох. Затем второй вдох и выдох, но уже глубже. И на третий раз вдохните всей грудью, но выдыхайте очень медленно (один к трем).
«Дыхание при стрессе»
Дыхание ритмично и сочетается с ходьбой. Схема такая: два шага – вдох, два шага – выдох. Постепенно увеличивайте продолжительность выдоха, то есть потом будет: два шага – вдох, три шага – выдох и так далее.
Упражнения на возбуждение
Цель следующих упражнений – повысить нервно-психическую активность и активировать ресурсы.
«Замок»
Сядьте прямо, положите руки на колени и сомкните их в замок. Вдохните и одновременно поднимите руки вверх (ладони кверху). Задержите дыхание на пару секунд, резко выдохните ртом и «уроните» руки на колени.
«Настраиваемся на работу»
Нужно дышать по определенной схеме, описанной ниже. Первая цифра – вдох, вторая (в скобках) – задержка, третья – выдох.
2(2)+2; 4(2)+4; 4(2)+5; 4(2)+6; 4(2)+7; 4(2)+8; 8(2)+5; 9(4)+5; 10(5)+5.
Техники и упражнения для саморегуляции
По сути, упражнения для саморегуляции – это действия для управления эмоциями. Главное их качество в том, что они являются комплексным воздействием на активные точки тела. Так вырабатываются гормоны, повышающие устойчивость организма. Упражнения для снятия напряжения:
- «Мысли на бумаге» полезны перед сном, чтобы перенести внутреннее напряжение во внешний мир. На лист бумаги выписываются все мысли, пока «в голове ни станет чисто».
- «Растяжка мышления» эффективна для ухода от негатива. Заметив у себя тревожность, можно поиграть в мыслительную игру «плохо, но и хорошо, потому что» на гибкость мышления.
- «Воображение с пользой», то есть визуализация, так как вследствие образов в сознании организм «доверяет» им. Если надо стать бодрым, нужно представить себя таким.
Упражнения для саморегуляции помогут управлять эмоциями
Методы психологической саморегуляции полезны при напряжении, упадке сил, эмоциональном выгорании и подобных ситуациях. Самовоздействие – хорошее основание всегда находиться в бодром настроении.
Релаксация
Цель – осознать, найти и снять мышечные зажимы, напряжение; научиться мышечному контролю.
«Напряжение-расслабление»
Встаньте прямо, сосредоточьте внимание на правой руке и напрягите ее. Через несколько секунд сбросьте напряжение. Сделайте то же с левой рукой, потом одновременно с обеими. После – с правой ногой, левой ногой, обеими ногами, поясницей, шеей.
«Мышечная энергия»
- Как можно сильнее согните указательный палец правой руки (не повредите его).
- Почувствуйте, куда уходит напряжение. Сам палец, кисть, локоть, шея?
- Теперь постарайтесь постепенно ослаблять напряжение: в шее, плече, локте. Но палец все еще согнут и напряжен.
- Снимите напряжение с других пальцев. Указательный не трогаем.
- Удалось? Снимите напряжение с указательного пальца.
- Проделайте то же с левой ногой (вдавите пятку в пол, не переусердствуйте).
- Куда уходит напряжение? Постепенно расслабляйте, как и в случае с пальцем.
- После этого напрягите спину. Оговорюсь, что людям с больной спиной (грыжа, остеохондроз) это упражнение не подходит. Если ваша спина здорова, то наклонитесь и представьте, что на спину положили ящик.
- Куда уходит напряжение? Постепенно расслабляйте все тело, в последнюю очередь – спину.
Непроизвольная визуализация
Цель – отвлечение от стрессовых ситуаций и навязчивых мыслей средствами непроизвольного внимания на фоне релаксации.
- Закройте глаза и посмотрите будто на обратную строну век. Через пару минут вы увидите точки, пятна, черточки.
- Еще спустя время эти пятна могут начать складываться в какие-то образы, лица, предметы.
- Важно делать это в состоянии расслабления, тогда постепенно навязчивые мысли через эти едва заметные образы выйдут.
- Поддерживайте лицо и тело в расслабленном состоянии. Не пытайтесь сами что-то нарисовать, а только смотрите, словно со стороны за тем, что появляется.
- Это упражнение требует сноровки. При первых практиках внимание часто соскальзывает, нужно сознательно возвращать его к точкам.
- После откройте веки и оцените свое состояние.
Теории и уровни
Существует несколько актуальных теорий саморегуляции, каждая из которых имеет определенные особенности.
Системно-деятельностная регуляция
Ее автором является Л. Г. Дикая. Она одновременно рассматривается как система и деятельность. Автор выделила 4 уровня саморегуляции:
- Непроизвольный — регуляции, которые строится на активности, проявляющейся при торможении, возбуждении психики. Личность не может контролировать непроизвольные реакции, но их продолжительность кратковременна.
- Осознаваемый — из-за постоянного дискомфорта, человек встает перед выбором развивать саморегуляцию или выполнять какие-либо действия для выхода из сложившейся ситуации. Он расставляет приоритеты, изменяет ценность потребностей, оценивает мотивы. При этом начинают работать самопрограммирование, самоубеждение, самовнушение, самоанализ, самоприказ. Происходят личностные, когнитивные изменения.
- Сознательная регуляция. Личность чувствует дискомфорт, может осознать уровень негативного состояния. После осознания ситуации, субъект делает выбор между способами изменения собственного состояния. Это может быть проявление силы воли, аутотренинг, психофизические упражнения, самоконтроль.
- Произвольный уровень. Саморегуляция проявляется только при тяжелом стрессе, сильной усталости. Это может быть задержка дыхания, напряжение мышц, судороги, речевая активность, эмоции, жесты, которые невозможно контролировать.
Системно-функциональная теория
Ее автором является А. О. Прохоров. Он рассматривал процессы саморегуляции как изменение психических состояний от одного к другому. Проявляется двумя способами:
- Функциональная структура процессов регуляции психического состояния складывается постепенно.
- Субъект пользуется сознательными методами регуляции, чтобы достичь необходимого состояния. Для выполнения поставленной задачи субъект проходит несколько промежуточных состояний.
На успешность методики влияет адекватность образа, который был представлен, степень осознанности текущего состояния. Чтоб описать сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать несколько факторов:
- ритм дыхания;
- телесные ощущения;
- мысли, чувства;
- воображение, воспоминания;
- восприятие времени, пространства.
После точного осознания сложившейся ситуации, можно разработать методику перехода от негативного состояния к необходимому.
Метод «Якорения»
Техника саморегуляции, связанная с условными рефлексами, то есть схемой «стимул-подкрепление». Наверняка у вас бывало, что песня или запах вызывал конкретные воспоминания и эмоции. Это и есть ваш «якорь», который может быть положительным или отрицательным. Чей-то голос или жест тоже может быть «якорем».
Саморегуляция в виде якорения предполагает сознательную постановку «якорей» и их разумное использование, то есть высвобождение в стрессовой ситуации нужного ресурса.
- Определите ситуацию, в которой вам нужны ресурсы.
- Определите конкретно, какой ресурс нужен (уверенность, смелость, решительность и так далее).
- Спросите себя: «Если бы этот ресурс был у меня сейчас, то я бы им действительно воспользовался?» Если ответ положительный, то вы не ошиблись в выборе и можно идти дальше. Если ошиблись, то подберите новый ресурс.
- Вспомните ситуацию, когда вы обладали этим ресурсом.
- Выберите три «якоря»: что слышите, что ощущаете, что видите.
- Смените положение в пространстве, воспроизведите в памяти ситуацию, когда ресурс у вас был, добейтесь пика состояния.
- Выйдите из него и вернитесь на прежнее место.
- Воспроизведите ситуацию еще раз и прикрепите три «якоря». Удерживайте их столько, сколько понадобится.
- Проверьте успешность работы: «включите якоря». Вы входите в желаемое состояние? Если да, то все хорошо. Если нет – повторите предыдущий пункт.
- Определите сигнал, который намекнет вам в трудной ситуации, что пора «бросать якоря».
- При необходимости создайте сразу комплекс вызываемых состояний, эмоций, чувств.
Способы самовоздействия
Итак, способы самовоздействия можно разделить на:
- Связанные со словесным воздействием
- Связанные с движением
- Связанные с дыханием
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Способы саморегуляции, связанные со словесным воздействием
Воздействие словом отличается тем, что активизирует сознательные механизмы самовнушения. В результате этого начинается прямое воздействие на психофизиологические функции, выполняемые организмом. Как правило, словесные самовнушения формулируются посредством кратких и простых утверждений, в которых не используется частица «не».
Словесное воздействие может выражаться в самоприказах, самопрограммировании и самоодобрении.
Самоприказы
Самоприказы – это короткие и отрывистые распоряжения, которые человек даёт самому себе. Применять самоприказы человек должен тогда, когда убеждён в том, что необходимо вести себя конкретным образом, но с организацией своего поведения в этом плане есть некоторые проблемы.
Следует говорить себе нечто вроде: «Говори спокойно!», «Молчи, молчи!» или «Это всего лишь провокация. Отставить реакцию!» — такие сампориказы позволят сдержать эмоции и вести себя в рамках приличия, этики и достоинства.
Работать с самоприказами следует так:
- Самоприказ формулируется
- Самоприказ несколько раз повторяется про себя
- Самоприказ произносится вслух (если есть возможность)
Самопрограммирование
В некоторых жизненных ситуациях человеку необходимо «посмотреть назад», т.е. освежить в памяти прошлые успехи в таких же ситуациях. Это способно стать показателем того, что в нём есть скрытые волевые, интеллектуальные, духовные и даже физические резервы, а также указать на возможности и придать уверенности в себе.
Настраивать же себя на успех можно при помощи самопрограммирования. Осуществляется оно так:
- Человек должен вспомнить ситуацию, в которой уже успешно справлялся с подобными проблемами
- Затем нужно использовать аффирмацию. Чтобы усилить эффект, можно придать ей текущее время, например: «Сейчас я смогу это сделать», «Сегодня я буду максимально уверен в себе», «Сейчас я буду настойчив, как никогда раньше» и т.д.
- После этого следует повторить полученную аффирмацию несколько раз (мысленно, перед зеркалом или просто вслух, если позволяет обстановка)
Самоодобрение
Довольно часто люди не могут получить положительной оценки себя и своих действий со стороны, что очень болезненно переносится в ситуациях с нервно-психическими нагрузками. Дефицит положительной оценки может стать причиной раздражительности, нервозности и даже агрессивности. По этой причине человек должен поощрять себя сам.
Для самоодобрения или самопоощрения следует просто проговаривать про себя определённые слова, такие как: «Я – супер!», «Молодец!», «Красавчик!», «Умница!», «Получилось» и т.п.
Послесловие
Саморегуляция действительно работает. Тело и мозг едины, о чем давно свидетельствует психосоматика. Потому не стоит скептически относиться к упражнениям, казалось бы, мало относящимся к психологии.
Но подходить к развитию саморегуляции нужно осторожно и соблюдая ряд правил:
- четко видеть цель и придерживаться ее;
- процесс выработки навыка должен быть последовательным и целенаправленным;
- быть готовым к большим энергетическим затратам, особенно в начале пути;
- несмотря на последовательность и целенаправленность придерживаться разнообразия в проработке методов саморегуляции.
Невозможно создать один комплекс методов саморегуляции на всю жизнь, так как сама способность к самоуправлению связана с такими изменчивыми элементами, как потребности, особенности личности и характера, мотивы и другое. Подробнее о тонкостях становления саморегуляции и о том, что это такое, можно прочитать в статье «Саморегуляция – что это в психологии. Понятие, виды и функции».
Представленные в статье техники были заимствованы из книги Т. Г. Волковой «Практикум по психологии самосознания и саморегуляции: методические материалы к курсу». Вы можете найти эту литературу и подробнее ознакомиться с другими техниками и приемами саморегуляции.
Понятие саморегуляции в психологии
Саморегуляция в психологии – это комплексный подход к развитию собственных реакций, эмоций, мыслей и уровня мотивации. Понятие широкое, и в зависимости от цели может использоваться для улучшения психоэмоционального баланса, повышения уровня внимания и устойчивости реакций поведения на внешние ситуации.
Таким образом, саморегуляция – процесс внутренней активности каждого человека, главная цель которого – научиться управлять собственным состоянием и активностью.
Процесс усвоения навыка начинается во время возникновения любых противоречий, связанных с мотивацией, мировоззрением человека или его пониманием норм поведения в обществе. В зависимости от разных социально-психологических ситуаций, саморегуляция может выполнять задачи становления личностного восприятия событий, развития волевых усилий и самоконтроля.
Развитие саморегуляции является важным интегральным процессом становления целостной личности, которая способна анализировать, оценивать и корректировать собственное поведение в контексте возникшей ситуации.