Зачем нужна психология личности?
Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей — ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.
Поэтому с давних времен учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.
Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:
Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид — «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.
Личность в психологии
Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.
К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.
Диагностика
Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.
Основных направления два — тестовое и проективное.
Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.
Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.
Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.
Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.
В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.
Автор: Наталья Калегова
Определение личности
На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:
- Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
- Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
- Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.
Важно! Признаки личности — это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.
Это интересно
Экспериментальный метод подвержен массовой критике из соображений гуманности, однако его результаты всегда оказываются наиболее достоверными и интересными для науки. Например, Стенли Шахтер провел очень любопытный эксперимент, в ходе которого было выяснено, что в экстренной, угрожающей жизни ситуации человек предпочитает находиться не один, несмотря на понимание совместной гибели. Дальнейшее проведение исследования показало, что человек предпочитает находиться рядом с тем, кто переживает те же страхи или эмоции, что и он. То есть в угрожающей ситуации человеку нужен не просто друг, а «страдающий» друг.
Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.
Психологическая структура личности
Это набор психологических, биологических и социальных свойств. Подобное «выстраивание» позволяет объективно анализировать личность, рассматривая отдельно каждую группу.
Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:
Психические свойства
Здесь стоит рассмотреть:
Темперамент
Темперамент — это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя поведение человека.
Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:
- Меланхолический. Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
- Холерический. Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
- Флегматический. Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
- Сангвинический. Сангвиники — наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.
В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.
Характер
Характер — единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.
Группы черт характера:
- Первооснова личности. Например, искренность, скрытность, смелость и неуверенность.
- Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
- Черты, определяющие отношение к самому себе, — заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
- Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.
Также выделяют нормальные свойства — это все вышеперечисленные свойства, которые являются естественными, и аномальные — характерны для психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, переходящая в паранойю. Или ревность, приводящая к возникновению «синдрома Отелло».
Направленность
Направленность — это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.
Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).
Направленность определяет поведение личности.
Способности
Способности — это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.
Одарённость — наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.
Талант — потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение способностью.
Способности делятся на:
- Элементарные — например, способность различать цвета, слышать звуки.
- Сложные — связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.
Также способности делятся по следующим признакам:
- Общие — двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
- Специальные — для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.
Психические процессы
Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.
Делятся на:
- Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
- Эмоциональные. Эмоции — это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.
Виды эмоций:
- Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
- Ещё одно понятие — чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
- Аффекты — бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
- Страсть — яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
- Простые эмоции — вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи.
- Стресс — сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.
Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций — их непостоянство и частая смена.
Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.
Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.
Под этим подразумевается умение ограничить себя для достижения определенной цели, в результате чего человек получает не эмоциональное, но моральное удовлетворение (в конечном итоге) от проявления свойства.
Сила воли помогает управлять своими слабостями и избавляться от них. Но для обладания данным свойством сначала требуется выработать его путём тренировок: постановки целей и их достижения.
Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.
Мотивация — совокупность физиологических либо психологических позывов, которые определяют поведение индивида.
Это свойство побудительного характера, отвечающее за активность и направленность поведения. Сильное значение здесь имеют социальные установки, поскольку в первую очередь воспринимаются социумом.
На мотивацию влияют следующие факторы:
- потребность — состояние, в котором человек нуждается в том, что может обеспечить существование и развитие;
- стимул — фактор (внешний или внутренний), программирующий на достижение цели;
- намерение — решение, которое принимается осознанно, с желанием достичь намеченной цели;
- побуждение — неосознанное стремление, побуждающее человека к срочным действиям.
Психические образования
Это психические явления, с помощью которых происходит формирование жизненного и профессионального опыта.
В содержание психических образований входят:
- Знания — полученная в результате исторического опыта информация. Знания имеют практическое и теоретическое значения. Знания также делятся на «донаучные» — неточные, построенные на предположениях, «вненаучные» — те, которые наукой необоснованы, и «научные» — доказанные и подтверждённые наукой. Также различаются теоретические знания, состоящие из сведений о состоянии окружающего мира, и практические — сведения о способах использования объектов окружающего мира.
- Навыки — действия, сформировавшиеся в процессе повторения и являющиеся результатом освоения. Как правило, может вырабатываться при отсутствии сознательной регуляции процесса в результате тренировок и упражнений. К примеру, выработка навыка быстрого чтения.
Существуют перцептивные (ощущения), интеллектуальные (анализ ощущений) и двигательные навыки.
- Умения. Отработанные и эффективные способы выполнения действий, основанные на приобретенных навыках и знаниях. Для формирования умений необязательно выполнение упражнений и тренировок.
- Привычки. Устоявшийся способ поведения, заученное действие, приобретающее характер потребности.
Рассмотрев психическую сторону структуры, перейдём к изучению её социальной стороны.
Практические и теоретические способности
Под практическими способностями понимают способность индивида ставить и решать задачи, требующие действий в определенных ситуациях.
Теоретические способности определяют абстрактное и логическое мышлением, умение решать теоретические задачи.
Учебные и творческие способности
Под учебными способностями понимают, то насколько хорошо человек обучается новому, усваивает знания, приобретает навыки.
Творческие способности определяют умение индивида генерировать новые идеи, производить духовные и материальные ценности.
Общие и специальные способности
Под общими способностями понимаются те способности, что есть у каждого человека (общие умственные, двигательные). Но они развиты у всех по-разному. И именно от этого зависят успехи в тех или иных областях.
Специальные способности можно определить как специфические способности, которые есть не у каждого индивида. Как правило, они требуют врожденных задатков. Это могут быть музыкальные, актерские или литературные способности.
Социальная структура личности
Это социальные свойства при общении и жизнедеятельности.
Направления, характеризующие данную структуру:
- Составляющие структуры по 1-му подходу:
- Память — совокупность приобретаемых знаний.
- Культура — единство социальных норм. А также — социальные ценности.
- Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
- Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
- Объективный подход — «статус + социальная роль».
- Субъективный — следование правовым, культурным нормам.
- 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
- возможность целенаправленной деятельности;
- мышления и анализа;
- регуляции потребностей; проявления способностей;
- обладания определенной социальной ролью, статусом;
- обладания ценностными ориентациями;
- обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.
Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.
Следовательно, социальное развитие личности невозможно в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом называется социофобией:
Структура личности по Рубинштейну
По теории является необходимым наличие 3-х составляющих личности:
- Направленность. В неё входят потребности человека, а также убеждения, интересы и мироощущение. В направленности заключена концепция «Я» и социальная сущность индивида.
- Психические образования. Благодаря приобретаемым знаниям, умениям и навыкам человек соориентирован во внешнем мире, и достигает хороших результатов в разных видах деятельности.
- Индивидуальные свойства типологического характера — проявления характера, темперамента и способностей. Благодаря этим факторам формируется индивидуальность.
Таким образом, психология личности формируется благодаря взаимоотношениям с окружающим миром и социумом.
Важно! Рубинштейн выделяет жизненный, личностный и психический уровень организации человека. Жизненный появляется в процессе накопления опыта, личностный уровень состоит из индивидуальных особенностей, а психический — из активности психических процессов.
По Рубинштейну, соотношение всех уровней создает психически здорового, социально адаптированного человека.
Определение понятий
Этот раздел психологической науки объединяет в себе важнейшие концепции изучения внутренних связей и психических процессов индивида. При этом разные психологи предлагают различные подходы к тому, что же является объектом исследования. Для одних это единичный представитель человечества, являющийся носителем сознания. Для других – он же, но как элемент общественных отношений. В связи с этим рождается обобщенное определение, которое понимает человека как существо, отличающееся сознательной мыслительной деятельностью и являющееся субъектом социальных взаимодействий.
Предметы ПЛ
- темперамент;
- нравственные аспекты;
- мотивы индивида;
- интеллектуальные особенности;
- роли в обществе.
Что это такое – личность: краткое определение в психологии
Если говорить более простым языком, это совокупность следующих свойств:
- способностей (умственных и физических внутренних ресурсов);
- характера (того, что формирует поведение и взгляды на мир);
- мировосприятия (особого видения действительности и индивидуального отношения к ней);
- эмоциональности (выражения реакции на внешних побудителей);
- направленности (возможности определять ценности и ориентиры, ставить цели и достигать их);
- общего портрета (внешних особенностей – походки, привычек, мимики, жестикуляции);
- темперамента (неизменных установок, которые влияют на формирование поведенческих факторов – меланхоличность, холеричность, флегматичность, сангвиничность);
- мотивации (того, что является определяющим в поступках человека);
- опыта (приобретенных умений и знаний).
Структура личности по Платонову
Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.
По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:
- Подструктура биопсихической обусловленности — является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
- Подструктура индивидуальных особенностей. Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
- Подструктура опыта — социальные особенности человека. То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
- Подструктура направленности — определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.
Структура личности по А. Н. Леонтьеву
Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.
А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта, пребывании в социуме.
Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:
- Фундамент структуры — деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
- Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов.
- Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.
Следовательно, главное качество данной структуры — это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.
Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:
- то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
- то, насколько эти отношения иерархизированы;
- и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.
Важно! По А. Н. Леонтьеву личностная структура не зависит от структуры индивида.
В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.
Воля чем характеризуется
Сила воли определяет умение людей справляться с трудностями, стремиться к поставленной цели. В качестве индивидуально-типологической характеристики воля определяет произвольность и самоконтроль поведения людей.
Сила воли определяет наличие или отсутствие у человека таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, инициативность, смелость, дисциплинированность, исполнительность, организованность.
Внимание! Воля выражается в поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностях личности. Наблюдать проявление воли можно, когда человек анализирует свои поступки и несет ответственность за свои действия.
Индивидуально-психологические особенности личности делают людей непохожими друг на друга. Уникальность каждого человека делает его неповторимым в деятельности и общении. Примечательно, что можно целенаправленно развивать у себя те или иные стороны характера, чтобы привлекать к себе нужных людей.
Привлекательная индивидуальность