Базовые критерии психологического портрета личности — от темперамента до самооценки

Зачем нужна психология личности?

Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей — ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.

Поэтому с давних времен учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.

Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:

Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид — «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.

Личность в психологии

Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.

К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.

Диагностика

Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.

Основных направления два — тестовое и проективное.

Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.

Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.

Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.

Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.

В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.

Автор: Наталья Калегова

Определение личности

На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:

  • Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
  • Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
  • Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.

Важно! Признаки личности — это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.

Это интересно

Экспериментальный метод подвержен массовой критике из соображений гуманности, однако его результаты всегда оказываются наиболее достоверными и интересными для науки. Например, Стенли Шахтер провел очень любопытный эксперимент, в ходе которого было выяснено, что в экстренной, угрожающей жизни ситуации человек предпочитает находиться не один, несмотря на понимание совместной гибели. Дальнейшее проведение исследования показало, что человек предпочитает находиться рядом с тем, кто переживает те же страхи или эмоции, что и он. То есть в угрожающей ситуации человеку нужен не просто друг, а «страдающий» друг.

Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.

Психологическая структура личности

Это набор психологических, биологических и социальных свойств. Подобное «выстраивание» позволяет объективно анализировать личность, рассматривая отдельно каждую группу.

Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:

Психические свойства

Здесь стоит рассмотреть:

Темперамент

Темперамент — это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя поведение человека.

Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:

  1. Меланхолический. Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
  2. Холерический. Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
  3. Флегматический. Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
  4. Сангвинический. Сангвиники — наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.

В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.

Характер

Характер — единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.

Группы черт характера:

  1. Первооснова личности. Например, искренность, скрытность, смелость и неуверенность.
  2. Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
  3. Черты, определяющие отношение к самому себе, — заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
  4. Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.

Также выделяют нормальные свойства — это все вышеперечисленные свойства, которые являются естественными, и аномальные — характерны для психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, переходящая в паранойю. Или ревность, приводящая к возникновению «синдрома Отелло».

Направленность

Направленность — это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.

Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).

Направленность определяет поведение личности.

Способности

Способности — это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.

Одарённость — наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.

Талант — потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение способностью.

Способности делятся на:

  1. Элементарные — например, способность различать цвета, слышать звуки.
  2. Сложные — связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.

Также способности делятся по следующим признакам:

  1. Общие — двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
  2. Специальные — для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.

Психические процессы

Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.

Делятся на:

  1. Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
  2. Эмоциональные. Эмоции — это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.

Виды эмоций:

  1. Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
  2. Ещё одно понятие — чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
  3. Аффекты — бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
  4. Страсть — яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
  5. Простые эмоции — вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи.
  6. Стресс — сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.

Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций — их непостоянство и частая смена.

Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.

Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.

Под этим подразумевается умение ограничить себя для достижения определенной цели, в результате чего человек получает не эмоциональное, но моральное удовлетворение (в конечном итоге) от проявления свойства.

Сила воли помогает управлять своими слабостями и избавляться от них. Но для обладания данным свойством сначала требуется выработать его путём тренировок: постановки целей и их достижения.

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.

Мотивация — совокупность физиологических либо психологических позывов, которые определяют поведение индивида.

Это свойство побудительного характера, отвечающее за активность и направленность поведения. Сильное значение здесь имеют социальные установки, поскольку в первую очередь воспринимаются социумом.

На мотивацию влияют следующие факторы:

  • потребность — состояние, в котором человек нуждается в том, что может обеспечить существование и развитие;
  • стимул — фактор (внешний или внутренний), программирующий на достижение цели;
  • намерение — решение, которое принимается осознанно, с желанием достичь намеченной цели;
  • побуждение — неосознанное стремление, побуждающее человека к срочным действиям.

Психические образования

Это психические явления, с помощью которых происходит формирование жизненного и профессионального опыта.

В содержание психических образований входят:

  1. Знания — полученная в результате исторического опыта информация. Знания имеют практическое и теоретическое значения. Знания также делятся на «донаучные» — неточные, построенные на предположениях, «вненаучные» — те, которые наукой необоснованы, и «научные» — доказанные и подтверждённые наукой. Также различаются теоретические знания, состоящие из сведений о состоянии окружающего мира, и практические — сведения о способах использования объектов окружающего мира.
  2. Навыки — действия, сформировавшиеся в процессе повторения и являющиеся результатом освоения. Как правило, может вырабатываться при отсутствии сознательной регуляции процесса в результате тренировок и упражнений. К примеру, выработка навыка быстрого чтения.

Существуют перцептивные (ощущения), интеллектуальные (анализ ощущений) и двигательные навыки.

  • Умения. Отработанные и эффективные способы выполнения действий, основанные на приобретенных навыках и знаниях. Для формирования умений необязательно выполнение упражнений и тренировок.
  • Привычки. Устоявшийся способ поведения, заученное действие, приобретающее характер потребности.

Рассмотрев психическую сторону структуры, перейдём к изучению её социальной стороны.

Практические и теоретические способности

Под практическими способностями понимают способность индивида ставить и решать задачи, требующие действий в определенных ситуациях.

Теоретические способности определяют абстрактное и логическое мышлением, умение решать теоретические задачи.

Учебные и творческие способности

Под учебными способностями понимают, то насколько хорошо человек обучается новому, усваивает знания, приобретает навыки.

Творческие способности определяют умение индивида генерировать новые идеи, производить духовные и материальные ценности.

Общие и специальные способности

Под общими способностями понимаются те способности, что есть у каждого человека (общие умственные, двигательные). Но они развиты у всех по-разному. И именно от этого зависят успехи в тех или иных областях.

Специальные способности можно определить как специфические способности, которые есть не у каждого индивида. Как правило, они требуют врожденных задатков. Это могут быть музыкальные, актерские или литературные способности.

Социальная структура личности

Это социальные свойства при общении и жизнедеятельности.

Направления, характеризующие данную структуру:

  1. Составляющие структуры по 1-му подходу:
      Память — совокупность приобретаемых знаний.
  2. Культура — единство социальных норм. А также — социальные ценности.
  3. Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
  4. Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
      Объективный подход — «статус + социальная роль».
  5. Субъективный — следование правовым, культурным нормам.
  6. 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
      возможность целенаправленной деятельности;
  7. мышления и анализа;
  8. регуляции потребностей; проявления способностей;
  9. обладания определенной социальной ролью, статусом;
  10. обладания ценностными ориентациями;
  11. обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.

Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.

Следовательно, социальное развитие личности невозможно в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом называется социофобией:

Структура личности по Рубинштейну

По теории является необходимым наличие 3-х составляющих личности:

  1. Направленность. В неё входят потребности человека, а также убеждения, интересы и мироощущение. В направленности заключена концепция «Я» и социальная сущность индивида.
  2. Психические образования. Благодаря приобретаемым знаниям, умениям и навыкам человек соориентирован во внешнем мире, и достигает хороших результатов в разных видах деятельности.
  3. Индивидуальные свойства типологического характера — проявления характера, темперамента и способностей. Благодаря этим факторам формируется индивидуальность.

Таким образом, психология личности формируется благодаря взаимоотношениям с окружающим миром и социумом.

Важно! Рубинштейн выделяет жизненный, личностный и психический уровень организации человека. Жизненный появляется в процессе накопления опыта, личностный уровень состоит из индивидуальных особенностей, а психический — из активности психических процессов.

По Рубинштейну, соотношение всех уровней создает психически здорового, социально адаптированного человека.

Определение понятий

Этот раздел психологической науки объединяет в себе важнейшие концепции изучения внутренних связей и психических процессов индивида. При этом разные психологи предлагают различные подходы к тому, что же является объектом исследования. Для одних это единичный представитель человечества, являющийся носителем сознания. Для других – он же, но как элемент общественных отношений. В связи с этим рождается обобщенное определение, которое понимает человека как существо, отличающееся сознательной мыслительной деятельностью и являющееся субъектом социальных взаимодействий.

Предметы ПЛ

  • темперамент;
  • нравственные аспекты;
  • мотивы индивида;
  • интеллектуальные особенности;
  • роли в обществе.

Что это такое – личность: краткое определение в психологии

Если говорить более простым языком, это совокупность следующих свойств:

  • способностей (умственных и физических внутренних ресурсов);
  • характера (того, что формирует поведение и взгляды на мир);
  • мировосприятия (особого видения действительности и индивидуального отношения к ней);
  • эмоциональности (выражения реакции на внешних побудителей);
  • направленности (возможности определять ценности и ориентиры, ставить цели и достигать их);
  • общего портрета (внешних особенностей – походки, привычек, мимики, жестикуляции);
  • темперамента (неизменных установок, которые влияют на формирование поведенческих факторов – меланхоличность, холеричность, флегматичность, сангвиничность);
  • мотивации (того, что является определяющим в поступках человека);
  • опыта (приобретенных умений и знаний).

Структура личности по Платонову

Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.

По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:

  1. Подструктура биопсихической обусловленности — является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
  2. Подструктура индивидуальных особенностей. Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
  3. Подструктура опыта — социальные особенности человека. То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
  4. Подструктура направленности — определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.

Структура личности по А. Н. Леонтьеву

Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.

А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта, пребывании в социуме.

Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:

  1. Фундамент структуры — деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
  2. Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов.
  3. Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.

Следовательно, главное качество данной структуры — это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.

Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:

  • то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
  • то, насколько эти отношения иерархизированы;
  • и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.

Важно! По А. Н. Леонтьеву личностная структура не зависит от структуры индивида.

В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.

Воля чем характеризуется

Сила воли определяет умение людей справляться с трудностями, стремиться к поставленной цели. В качестве индивидуально-типологической характеристики воля определяет произвольность и самоконтроль поведения людей.

Сила воли определяет наличие или отсутствие у человека таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, инициативность, смелость, дисциплинированность, исполнительность, организованность.

Внимание! Воля выражается в поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностях личности. Наблюдать проявление воли можно, когда человек анализирует свои поступки и несет ответственность за свои действия.

Индивидуально-психологические особенности личности делают людей непохожими друг на друга. Уникальность каждого человека делает его неповторимым в деятельности и общении. Примечательно, что можно целенаправленно развивать у себя те или иные стороны характера, чтобы привлекать к себе нужных людей.

Привлекательная индивидуальность

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]