С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания. Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые принципы и убеждения.
Субъективность при оценке критериев развития личности очевидна. Про одного человека можно сказать, что он «буйный и безрассудный тип» и в то же время «самый веселый парень на вечеринке». Тысячи психологических тестов, даже будучи составлены по всем канонам, могут противоречить друг другу.
Так как же оценить личность? Тестирование и диагностика должны отвечать следующим критериям: стандартизации, нормам, надежности и валидности. Однако, в виду невероятной сложности в измерениях, все это остается теорией, потому что в оценку все равно примешивается оттенок субъективности.
Концепция Л. И. Божович
С точки зрения выдающегося советского психолога, ученицы Льва Выготского – Л. И. Божович, возможно выделение двух ключевых критериев сформированной личности.
Согласно первому критерию, человек может считаться личностью лишь в том случае, если его мотивам присуща определенная иерархичность, то есть волевых усилий человека достаточно, чтобы преодолевать одни побуждения, отдавая предпочтение другим. Если человек обладает данным качеством, он способен к опосредованному поведению. Однако необходимо учитывать, что при опосредованном поведении мотивы, с помощью которых отдается предпочтение некоторым стремлениям, должны быть социально значимы и обоснованы, само происхождение этих мотивов имеет социальную обусловленность, они воспитаны в человеке обществом.
В качестве второго необходимого критерия сформированности личности нужно рассматривать способность человека сознательно контролировать собственное поведение, управлять им. Данное управление возможно с опорой на осознанные мотивы-цели, убеждения и стремления личности.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Отличие критериев друг от друга состоит в том, что второй предполагает именно осознанное соподчинение мотивов. Лишь опосредованное поведение (без управления мотивами; первый критерий) может быть построено на стихийно сложившейся иерархии мотивов, то есть человек не будет осознавать, что же именно заставило его поступить определенным образом, но при этом считать свое поведение оправданным. Итак, хотя во втором критерии также имеется в виду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Критерии оценки личности
Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:
- Что главное при оценке человека?
- Какие качества в нем наиболее фундаментальные?
Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:
Темперамент
Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.
Характер
Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Социализация
Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.
Понимание других
Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.
Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.
Творческое мышление
Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач.
Осознанность
Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.
Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.
Целостность
Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.
Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.
Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.
Концепция Г. Олпорта
По мнению Г. Олпорта, составляющими понятия сформированной личности выступают ее психическое здоровье, разумность и зрелость. В соответствии с этим ученый предлагает шесть основных критериев сформированности личности.
- Расширение Я-концепции, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте и расширяется с опорой на непосредственный опыт человека. Особую роль в развитии Я-концепции играет активность личности, целенаправленность ее деятельности.
- Крепкие социальные связи. Сформированная личность способна реализоваться как участник близких отношений (брак, дружба), может их поддерживать путем осознанного опосредованного поведения (то есть не отдавая предпочтение лишь неосознанным мотивам поведения, которые могут быть неприемлемы для другого человека).
- Принятие себя и терпимость к окружающим. Сформированная личность манифестирует собственные убеждения и мировоззренческие взгляды, учитывая убеждения, интересы и чувства окружающих людей, и понимая при этом, что взгляды других могут существенно отличаться.
- Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Сформированная личность способна сосредоточиться на решении объективной проблемы, учитывая собственные возможности. Поставленная задача должна отводить на второй план удовлетворение второстепенных влечений. Данный критерий напрямую связан с ответственностью – экзистенциальным идеалом зрелой, сформировавшейся личности. При этом сформировавшаяся личность находится в непрерывном взаимодействии с окружающим миром.
- Самообъективация. Сформировавшаяся личность способна «быть собой» в любой ситуации, она находится в гармонии со своим внутренним миром, не играя никакие другие роли.
- Единство мировоззренческих взглядов. У сформированной личности присутствует представление о своей жизненной цели. Зрелая личность обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести.
Определение
Сформированная совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой.
Важно отметить, что процесс формирования личности не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «сформированность личности» и «взрослость» не синонимичны. Также в рамках одной парадигмы проблема становления личности может рассматриваться как соотношение между различными уровнями организации человека: индивид, личность, субъект деятельности.
Личностный рост
Личностный рост – одно из измерений психологического благополучия личности. Субъективно он выражается чувством непрекращающегося развития, самореализации, личной экспансии. Личностный рост обнаруживается также во все большей открытости человека по отношению к внешнему и внутреннему миру, элементам нового опыта. Личностный рост связан с ощущением все большего самопознания и самосовершенствования, все большей эффективности себя и своего поведения. Процесс личностного роста противоположен состояниям скуки, апатии, депрессии, стагнации.
Концепция А. А. Реана
Обобщая наиболее известные теории, в центре внимания которых находится психологический анализ основных критериев сформированности личности, А. А. Реан предлагает рассматривать четыре базовых критерия:
- ответственность;
- терпимость;
- саморазвитие;
- позитивное мышление (положительное восприятие мира).
Последний критерий – интегративный, он реализуется не только самостоятельно, но и присутствуя во всех остальных.
Согласно концепции А. А. Реана, формирование личности не сводится сугубо к обретению автономии и самостоятельности в принятии решений. Утверждение о том, что формирование личности – это процесс, который не имеет логического завершения и никогда не прекращается, указывает на бесконечность и неограниченность возможностей самоактуализации личности. По мнению исследователя, в процессе своего развития личность преодолевает длинный путь, который включает, во-первых, формирование способности к самодетерминации, самоуправлению, подчинению одних мотивов деятельности другим (более социально значимым); во-вторых, успешную реализацию имеющихся сил, задатков и ресурсов; в-третьих, умения преодолевать ограничения собственного Я и активно осваивать более глобальные и значимые ценности.
На процесс формирования личности влияет значительное число факторов, к числу которых относятся индивидуальные (главным образом, биологически обусловленные) и возрастные особенности человека, качественные и количественные характеристики отношений с окружающими людьми (в том числе в семье), успехи в профессиональной деятельности (или их отсутствие) и т. д. Таким образом, процесс формирования личности не может быть равномерным, в связи с чем изменения характера отношений на определенных жизненных этапах носит прогрессивный характер.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы личности одна из центральных в психологии, по словам одного из психологов, истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Важно понять и принять своеобразный принцип “непознаваемости до конца”, и данное положение особенно значимо в практике психологической помощи.
Никто, даже сам человек не может полностью разобраться и понять свою личность. Такое состояние неопределенности и есть начало психологической помощи.
Цель данной работы — изучить личность и её формирование.
Для достижения цели, необходимо рассмотреть более углубленно следующие понятия:
— Личность
— Индивид
— Индивидуальность
— Критерии сформировавшейся личности
— Структура личности и ее направленность
— Формирование личности
Общие представления о психике
Психика представляет собой многогранную конструкцию, определяющую личность человека.В ней различают несколько звеньев:
- Психические процессы. Это динамические показатели, которые являются критериями понимания мира, помогают брать и анализировать информацию из всего, что окружает человека, формируют его эмоции в конкретном эпизоде жизни, его поведение, цели и мотивы, а также регулируют общение, в зависимости от ситуации, изменяя жестикуляцию и позу, громкость и тональность голоса, мимику. В процессе развития личности они постоянно варьируются.
- Психические свойства. К свойствам относят:
- темперамент, который закладывается при рождении;
- характер, который при исследовании личности оказался также во многом зависящим от наследственного фактора и лишь на 10 % от внешнего;
- способности, которые как заложены природой, так и формируются при развитии личности.
Свойства являются понятием статическим, однако подвержены относительной вариации при воздействии продолжительного раздражающего фактора.
- Психические состояния. Определяет какие именно процессы и свойства человека проявятся в данной ситуации и какие из них будут преобладать над другими.
Список литературы
- Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. — М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999. — 463 с.
- Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. — М.: ИП РАН, 1997. — С.270-373.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — Т.15, № 1. — С. 3-18.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. — 1993. — Т.14, № 2. — С. 8-17.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. — М., 1982.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 104 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.
- Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учеб. пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Н.Н. Волоскова; Ставроп.гос.ун-т. — Ставрополь, 2000. — 273 с.
- Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: дис. … канд. психол. наук. — М., 1994.
- Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — № 1.
- Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темпераметра — к характеру и типологии личности. — М.: Владос, 2001. — 255 с.
- Батаршев А.В. Психология личности и общения. — М.: Владос, 2004. — 246 с.
- Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине, в психогигиене). — М.: Медицина, 1976. — 176 с.
- Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Ставрополь: СГУ, 2000. — 20 с.
- Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. — Т.1: Психика и жизнь / Отв.ред.: Г.С.Никифоров, Л.А. Коростылева. — СПб.: Алетейя, 1999. — 256 с.
- Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. — Т.2: Объективное изучение личности / Отв.ред.: Г.С. Никифоров, Л.А.Коростылева. — СПб.: Алетейя, 1999. — 283 с.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1984. — 142 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995. — 328 с.
- Боев И.В., Шурупов В.А. Личностно-психологическая характеристика руководителей муниципального и регионального уровней новейшего периода России. — Ставрополь: СГУ, 2002. — 88 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Размер: 34.33K
Скачано: 103
07.11.13 в 12:47 Автор:DLife
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно
, а нам
приятно
).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.