Каждый человек приходит в этот мир со своей целью. К ней он и должен стремиться. Только в таком случае, Жизнь человека обретает смысл.
Все мечты не имеют значения, все планы покроются паутиной, цели не будут достигнуты, если не закрепить их действиями. Разве можно попасть в нужное место, имея всего лишь карту, но не передвигаясь? Разве самый строгий и справедливый закон сможет остановить преступника, который только слышал о нем? Разве достаточно одних знаний для того, чтобы стать успешным? Только действие может привести к цели человека, только действие позволит предотвратить преступление, и оно же влияет на всю нашу жизнь. А то, что побуждает к действию человека и имеет название «мотивация».
Что такое мотивация
Психология рассматривает мотивацию с позиции потребности в чем-то. Нужда, ощущение дискомфорта, связанного с ней, целиком и полностью зависит от ситуации – окружающей среды, настроения. Состояние «вчера хотел, а сегодня не очень» вряд ли побуждает к действию.
Мотивация – это мысль о том, как было бы хорошо, если бы. Фактически, это мечта, но не каждая мечта мотивирует подняться с дивана. Это мечта, которая заставляет ее добиваться. Превращает человека в ученого, создавшего гипотезу собственного удовлетворения в случае достижения определенных условия.
Любой настоящий ученый начинает продумывать план действий, проводить эксперименты, идти к цели шаг за шагом.
Точкой отсчета в побуждении становится внутренний дискомфорт, несоответствие реального и желаемого. Мотивация – это то, что заставляет соотнести два фактора:
- могу или не могу (возможности);
- хочу или не хочу (намерения).
Возможности человека зависят от способностей, вооруженности средствами и знаниями – компетенций. Именно так мотивация способна стимулировать внутреннее развитие способностей, обучение, чтобы привести к цели. Однако отсутствие одного из элементов приведет к тому, что волевое усилие не сформируется, и безволие приведет к разочарованию, стрессу.
Как работает мотивация: движение к цели
Главными мотиваторами, подталкивающими человека к действию, являются желание добиться чего-либо и страх что-либо потерять. К первому можно отнести всю деятельность, направленную на различные достижения (покупка, поиск, победа), а ко второму – стремление избежать утрат (времени, финансов, возможностей).
Все остальные являются производными этих 2 факторов. Все свои поступки человек совершает по причине одного из этих стимулов.
Для одного посещение спортзала с большим количеством людей является позитивным аспектом, т. к. есть возможность общения, а для другого – негативным, т. к. большое скопление людей вызывает у него дискомфорт.
Основные характеристики
Мотивация состоит из двух частей:
- внутренняя психологическая установка человека на действие или бездействие;
- способности к эффективному соотнесению возможностей и способностей для реализации цели.
Она приходит к человеку в виде специфических переживаний, которые связаны с положительными эмоциями от достижения предмета или реализации идеи. Но мотив осознается только тогда, когда он совпадает с идеалами и культурными ценностями человека и общества в данный момент времени.
Мотив имеет несколько характеристик:
- дает энергию для активности;
- направляет действия на достижения цели;
- обуславливает избирательность внимания;
- готовит к типичным сценариям реакции.
Мотив также обязательно включает саму деятельность по достижению цели. Мотивация, это не только, насколько сильно человек желает добиться цели, а то, сколько усилий он готов приложить для этого.
Борьба мотивов
Как уже говорилось, одновременно человеком руководит множество разных побуждений. И не все они являются равнозначными и равнонаправленными. Вот классический пример. Человек заводит на ночь будильник, намереваясь на следующее утро встать пораньше – допустим, сделать утреннюю пробежку. Но наступает утро, звонит будильник, и этому человеку уже не хочется вставать. Он оказывается перед ситуацией, когда нужно принимать конкретное решение, и оно зависит от того, какие побуждения преобладают в нём в данный момент. Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется силой воли.
Этот пример не особо критичный, однако бывают в жизни ситуации, когда человеку приходится делать очень сложный выбор. Любой из вариантов действий является определённым образом мотивированным, и это приносит дискомфорт и даже настоящие мучения. Так, в отдельных случаях мы встаём перед выбором – спасти себя от беды или спасти своих близких ценой собственной жизни. Такие внутренние конфликты могут приводить к развитию депрессии или невроза.
Как поступать в случае, если необходимо сделать подобный выбор? Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и тщательно обдумать все варианты, если есть такая возможность. Здесь должен быть рациональный подход; нужно взвесить все «за» и «против», те выгоды и лишения, которые принесёт сделанный выбор. И прежде всего следует руководствоваться социально значимыми побуждениями. Ведь часто бывает, что мы добиваемся своего путём «хождения по головам», в результате чего от нас отворачиваются друзья, близкие люди, родственники, в результате мы теряем больше, чем приобретаем.
Человек осознаёт не все свои побуждения, однако управление своей мотивационной сферой нам доступно. Необходимо составить для себя иерархию потребностей и побуждений и ориентироваться на наиболее значимые и важные из них. Такая иерархия будет связана в первую очередь с социальными ценностями.
Широко известна «пирамида потребностей», составленная американским психологом Абрахамом Маслоу. Эта система распределяет потребности на более «низшие», роднящие человека с другими животными, и «высшие», являющиеся уникальными для людей. Любопытно, что низшие потребности связаны с индивидуальным выживанием организма, а высшие преследуют социальные цели. Наиболее высокие потребности – это необходимость осознания своей связи со всем мирозданием, а не только со своей малой группой или человеческим обществом вообще.
Имея определённые потребности, человек приобретает связанные с ними побуждения. И они мотивируют его на совершение определённых поступков. Бывает, что деятельность кажется «высшей», но в действительности человеком руководят «низовые» побуждения. Так, музыкант может создавать модную, но примитивную музыку, чтобы просто прокормиться (и вообще заработать). Случается, что «за хлеб» люди создают и настоящие шедевры. В других случаях постановка «низовых» целей является лишь промежуточным шагом, в то время как в действительности человек мотивирован более высокими соображениями. Так, отец семейства может заботиться о своём здоровье для того, чтобы иметь силы обеспечивать жену и детей.
Виды мотивации
Человек идет к чему-то или уходит от чего-то. В первом случае – это позитивная мотивация – движение «к цели», во втором – негативная – «от неудовлетворенности (страха/бедности/плохой самооценке). Но обычно позитивные и негативные мотивы сочетаются: если я брошу курить, стану здоровее, смогу заняться спортом и зарабатывать больше. «Брошу» в контексте курильщика – отрицательная установка, но конечная цель – положительная. Мотивация заставляет становиться лучше!
Внешняя мотивация – это призыв к действию, которое может приносить деньги, одобрение, продвижение по службе. Заниматься интересным делом для удовлетворения, самореализации – это внутренняя мотивация. Внешняя – может быть обусловлена мотивом изнутри – взглядом на ситуацию, внутренним состоянием человека. В итоге – внешняя и внутренняя мотивация имеют стертые границы. Мотив – то, что затрагивает сознание человека, зависит от его картины миры. Потому потребность в движении обязательно включает характеристики внутренних и внешних мотивов: предпринимая действия, человек меняет мир вокруг и отношение к нему.
Базовые этапы процесса мотивации
Любая мотивация проходит следующие этапы:
- У человека появляется определенная потребность. Когда он начинает ощущать нехватку желаемого, возникает материальная, психологическая или физиологическая потребность.
- Дальше человек пытается найти возможность удовлетворить возникшую потребность.
- Для этого он придумывает план, движение для удовлетворения потребности. Человек определяет направление движения и осознаёт, какие средства ему для этого понадобятся.
- Следом люди переходят к активным действиям: осуществляют задуманное.
- Вознаграждение за проделанные труды и последующее устранение потребности.
Внешняя мотивация против внутренней: какая сильнее?
Одна сторона мотивации поддерживает другую. Похвала, благодарность или отзыв клиента вызывают чувство собственного профессионализма, компетентности, что растит внутренние побуждения. Тогда ради одобрения извне хочется наращивать мастерство, эффективность, развиваться, как личность. Появляется влюбленность в работу, вдохновение деятельностью.
Взаимосвязь между внутренним и внешним показана в видах мотивации, выражающей стремление к успеху, популярности, признанию значимости, преодолению и самопреодолению (совершенствованию), призванию. Данные типы представлены в виде лестницы саморазвития человека. Они показывают, как ориентация на внешний успех создает людей, которые довольны своим делом.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Сила мотивации состоит из факторов, ее составляющих:
- внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.Цель или желаемый предмет (результат действия) – должен быть настолько значимым, чтобы влиять на картину мира, захватить сознание и внимание.
- Возможности удовлетворения потребности – иногда они гораздо меньше, чем обстоятельства, которые приходится преодолевать. Потому важна трезвая оценка слабых и сильных сторон.
- Способность к планированию – план необязательно должен быть на бумаге, а только в голове. Чтобы выполнить действие, нужно обладать знаниями, инструкциями по его свершению. Нехватка знаний может быть причиной низкого уровня мотивированность.
- Самоконтроль и выполнение плана – зависит от того, чем приходится пожертвовать ради достижения цели. Недостаточное вознаграждение способно разочаровать – потому мотивированность всегда состоит из внутренних и внешних факторов.
Вектор приложения усилий, направление – важно то, чтобы человека привлекали внешние стороны процесса или результата.Именно внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.
Диагностика
Путем множественных экспериментов было установлено, что существует оптимальный уровень мотивации. И диагностика этой сферы позволяет выявить, насколько реальный уровень соответствует оптимальному.
Для проведения диагностики применяют специальные методики:
- тематический Апперцептивный Тест (ТАТ),
- мотивационный тест Хекхаузена,
- методика цветовых метафор,
- техника репертуарных решеток,
- опросник потребности в достижениях (Ю. Орлов).
Помимо этого активно применяют метод интервью, когда сбор данных происходит путем личного контакта специалиста и испытуемого.
Методы(способы) мотивации
Способы побуждений зависят от объекта приложения усилий. Термин мотивация используют, чтобы заставить человека действовать определенным образом. Если говорить точнее, то мотивированность – повышает эффективность деятельности человека в любой сфере. Методы воздействия зависят от области применения.
Мотивация персонала
Мотивацией персонала называют меры, принимаемые для роста эффективности труда. В зависимости от целей и принципов руководства в организации используют:
- материальные стимулы;
- организационно-административные (штрафы, регламент, принуждение, отрицательные стимулы);
- социально-психологические (обращены на внутреннее побуждение – причастность к чему-либо).
Выбор мотивационного метода в менеджменте зависит от мастерства руководителя, умения находить индивидуальный подход к подчиненным.
Мотивация учащихся
Педагоги обязательно учитывают возрастные особенности внимания, мышления и памяти, чтобы организовать познавательную активность детей различного возраста. Чаще всего используют классичес
- словесные – яркий, эмоциональный рассказ;
- наглядные и практические пособия – карточки с заданиями, лабораторные занятия, которые открывают в детях желание экспериментировать;
- репродуктивные и поисковые – методы проблемных ситуаций, направленные на развитие творческого потенциала;
- самостоятельная работа – подготовка рефератов от группы или ученика, проведение наблюдений, которые связывают теорию с практикой.
Как повысить мотивацию, если ничего не хочется делать
Вспомните о том, что подвигло вас к переменам. Бывает, что вам нужно выполнить дела, выполнять которые вы совсем не хотите. В этом случае спросите себя: а почему вам нужно это сделать, вспомните о причине, ради которой вам нужно преодолеть себя.
Правило пяти минут. Если вы никак не можете заставить себя поработать хотя бы полчаса, уделите этому занятию всего 5 минут. Просто начните двигаться. Как правило, нам тяжелее всего начать, а в процессе мы принимаем и продолжаем заниматься нужным делом с удовольствием.
Наполнитесь энергией. Подумайте, что может сделать вас бодрым прямо сейчас, что зарядит силами и позитивом. Придумайте себе ритуал перед важной задачей, и тогда ваш мозг со временем будет сам ждать выполнить задание.
Разделите задачу на простые и конкретные шаги. Этот способ поможет преодолеть прокрастинацию и обмануть наш мозг от страха выполнять такую огромную задачу.
Подумайте, что мешает вам работать. Может быть, вы устали или хотите перекусить. Найдите и устраните причину усталости и выгорания. Если нужно, устройте себе выходные.
Проанализируйте свои страхи. Это кажется абсурдным. Но на самом деле наш мозг устроен таким образом, что старается защитить нас от кажущихся опасностей. И, может быть, карьера и спортивное тело не кажется вам чем-то страшным, однако для подсознания такие изменения в жизни кажутся опасными, поскольку требуют за собой кардинальных перемен, ежедневных тренировок и умственной деятельности.
Найдите себе единомышленника, наставника. Всегда проще делать великие дела с человеком, схожим по интересам и целям. Вы сможете мотивировать друг друга и не допускать впадения в депрессию. К тому же, когда мы видим как другой человек делает то, что приведет его к цели, мы бессознательно не хотим отставать и делаем то же самое
Правильно начинайте свой день. Планируйте все дела с вечера. Заведите себе привычку: начало дня начинать с самой сложной задачей. В книге ” Выйди из зоны комфорта” этот принцип представлен как “съесть лягушку”.
Читайте книги и смотрите мотивационное фильмы. И пусть это будет сторонней внешней мотивацией, вы все равно будет воодушевлены, а значит настроены на покорение новых вершин
Создайте подходящую обстановку. Оборудуйте свое рабочее место в комфортной обстановке. Подготовьте спортивную форму с вечера. Создайте условия, в которых вы не сможете отложить выполнение важной задачи.
Фиксируйте свои успехи. Не забывайте учитывать все свои прошлые успехи и возможности. Записывайте и помните о них. Это поможет вам проследить с какой эффективностью вы двигаетесь вперед. К тому же такой метод не даст вам возможность принизить свои достижения. Если вы увидите, сколько всего сделали, замотивировать себя идти дальше не составит труда.
Вознаграждайте себя. Всегда находите время и возможности на то, чтобы отпраздновать свои успехи. Выполнили нужную задачу или шаг, который приближает вас к цели – наградите себя. Это может быть поход в кафе, нужная покупка или поход в любимое место. Однако помните, что вознаграждение не должно мешать вам в достижении цели и откатывать ваши усилия назад. То есть, если вы сбросили 1 кг не нужно вознаграждать себя тортом.
Как становятся миллионерами с нуля
Сферы применения понятия
Мотивация – понятие широкое, но в целом отражает причины поведения человека. В различных научных сферах человек – это объект исследований различного направления. Потому рассматриваются разные виды мотивации. В психологии – носитель сознания, в экономике – это субъект экономической деятельности с потребностями, а в менеджменте – сотрудник, деятельность которого подчинена целям компании. Педагоги мотивируют, повышая активность познавательной деятельности у школьников, студентов. Термин используют в маркетинге, когда человек, обладающими потребностями, мотивами и суждениями, принимает решение о покупке товара.
В психологии
Психология ищет ответы на два вопросы:
- Чем поведение человека отличается от животного?
- Как можно регулировать поведение для решения задач обучения, воспитания, управления активностью?
Потому в широком смысле слова мотивация включает:
- психологические и физиологические особенности человека;
- факторы внешней среды, влияющие на поведение.
В узком смысле слова – это психологические изменения, которые формируют, направляют и поддерживают поведение человека. Это причины, которые объясняют, почему человек поступил именно так в конкретной ситуации. Почему? С какой целью? Ради чего?
Психология мотивация изучает три аспекта:
- биологические и физиологические механизмы, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
- поведенческие или непсихологические стимулы из внутренней и внешней среды – условные рефлексы;
- психологические – рассматриваются психологические факторы (бессознательное, внутренние и внешние стимулы, социальные факторы, гуманистические – сознание человека).
Существуют различные направления психологии, которые изучали аспекты поведения.
В менеджменте
В менеджменте мотивацией называют процесс стимулирования одного или нескольких людей к деятельности, которая направлена на цели предприятия. Это способ эффективного выполнения работы.
Нематериальная
Я уже не раз упомянул в своей статье – хорошо мотивируют не только деньги. Хотя без них никуда. А жаль.
Я бы сам мог не использовать никакие другие виды мотивации труда, а очень много выдавать нематериальной мотивации свои коллегам, если бы её одной было достаточно.
Поэтому работаем комплексно. Виды нематериальной мотивации персонала могут быть следующие:
- Повышение по службе. Как в горизонтальной, так и в вертикальной карьерной лестнице;
- Мотивационные спичи или совещания. Особенно хорошо показали себя в кризис, когда дух сотрудников падал;
- Мотивационные доски (легко сделать, если внедрена crm типа Битрикс24 или Мегаплан);
- Конкурсы и соревнования;
- Культурные мероприятия внутри компании;
- Поздравления со значимыми датами для сотрудника;
- Публичное признание достижений сотрудника;
- Оценки коллег;
- Участие в совещаниях с руководством;
- Помощь в семейных делах.
Примеры:
- Мне очень нравится компания Zappos. В ней есть специальный отдел, который занимается тем, что помогает сотрудникам решать обычные, домашние, рутинные дела. К примеру, если у Вас заболел зуб, то они могут записать Вас с зубному. Или отвести Вашу маму в больницу;
- В компании Google среди сотрудников отдела, раз в неделю проводится бесплатный обед, на который они могут пригласить своих близких;
- Также в Google pа лучшую работу в клиентском отделе разместить фотографию человека с подписью “Лучший сотрудник месяца”;
- В компании Lego после 25 лет усердной службы каждому сотруднику дарится небольшой золотой слиток, выполненный в форме детальки Lego;
- Снова мой любимый Zappos (на мой взгляд у них самая крутая корпоративная культура). Ваши коллеги раз в месяц перечисляют выданные им виртуальные доллары понравившемуся сотруднику. Все виртуальные деньги можно обменять на вполне реальные.
Кстати. Если Вы решили использовать CRM, то рекомендую Мегаплан, и специально для Вас – промокод “Megastart”. Он дает скидку 10% + еще 14 дней бесплатно -> megaplan.ru. Или протестируйте самую популярную CRM в России – Битрикс 24.
Данный абзац можно разделить на два типа: социальный и психологический. Чтобы не забивать Вам голову, я умышленно объединил всё это в одно.
Могу поспорить, что Вы даже разницы не заметили в приведённых примерах. Если всё это обобщить и назвать одной фразой, то получится “Сделайте своих коллег СЧАСТЛИВЫМИ”.
Зачем нужна мотивация
Кому она нужна? Мотивация – это инструкция к поведению. Когда человек чего-то хочет, то мозг самостоятельно находит подсказки для достижения успеха. Парень добивается внимания девушки, ребенок находит подарки от Деда Мороза, женщина худеет после родов. Они мотивированы, потому что точно знают, чего хотят. Поиском мотивации занимаются те, кто в цели не уверен. Человек, который получает деньги за работу для выживания, будет ползти на работу. Его эго будет кричать о том, что лучше поспать, но за поспать захочется поесть, а еда покупается за деньги. И опять нужно работать!
Мотивация – это борьба с собственными привычками, устоями. Потому тренеры-мотиваторы предупреждают – готовьтесь менять жизнь полностью. Примерять чужой опыт на себя – мотивироваться чужим успехом. Вот и раскрывается грань между тем, как работает внешняя и внутренняя мотивация – разница между навязанной целью и целеустремленностью.
Теория мотивации: особенности содержательного направления
Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.
- Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия. Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
- Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
- Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
- Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;
Практические советы
Мотивация нужна тем, кто хочет заставить человека выполнять требования, подчиняться. Потому управляют детьми, подчиненными, потребителями – покупателями товаров и услуг. Даже стремление обладать стройным телом- навязанный мотив. Чтобы не нуждаться в мотивации, нужно:
- определить вид деятельности, который нравится;
- обозначить цель, которую можно достичь в этой деятельности;
- иметь в результате достижения цели удовлетворение финансовой и внутренней цели – благодарность, самооценка, признание мастерства.
Именно тогда в мотивации не будет потребности. Цель деятельности мотивирует сама.
Методы самомотивации для достижения результата
Когда принятые способы побуждения не работают, на помощь придут методы, облегчающие поиск внутренних ресурсов для выполнения деятельности:
- Метод маленьких шагов. Большая задача выглядит сложной. Снизить неприятный психологический эффект поможет применение метода поэтапного выполнения. Большие задания нужно раздробить на маленькие, а их — на еще меньшие действия, которые можно выполнить за 5–10 мин. Попытка выполнить работу сразу демотивирует, а на выполнение маленького задания легко настроиться. В психологии такой подход называют «детскими» шагами — ведь чтобы научиться бегать, ребенок сначала должен сделать первый неуверенный шаг.
- Метод негативного подкрепления. Он подходит, когда нужно победить вредную привычку или зависимость. Нужно придумать для себя наказание (например, класть в копилку 10 руб.) и каждый раз, когда не получилось сдержаться, «оплачивать» свой промах. Минус такого метода — его нельзя использовать для больших целей.
- Метод авторитета. У каждого человека есть кумир — личность, чье мнение значимо. Этот прием основан на желании получить одобрение кумира. Нужно представить, что он следит за выполнением работы. Можно даже писать для него отчет или записывать видео.
Основной способ достижения цели — четкое понимание, для чего это нужно человеку. Навязывать мотивацию бесполезно. Выполняя деятельность, которая не нравится, раздражает, человек будет мечтать только об одном — избавиться от этой обязанности. Мотивация должна строиться на личном желании — тогда она будет действенной.