Исследование мотивации достижения и мотивации избегания


Теория мотивации достижения – это одна из наиболее известных работ американского психолога Дэвида Кларенса МакКлелланда, которая также широко известна под названиями «теория удовлетворения потребностей», «теория потребностей» и «теория трех потребностей». МакКлелланд разработал данную концепцию в начале 60-х годов под влиянием трудов Генри Мюррея.

Мотивационная теория объясняет то, как меняются потребности человека с течением времени по мере изменения его жизненного опыта. Она также дает ответ на вопрос, как влияет на поведение человека потребность в достижении успеха, власти и «причастности». МакКлелланд утверждал, что мотивация каждого человека обусловлена этими тремя факторами – независимо от возраста, пола, расы или культуры, к которой он принадлежит.

Мотивация достижения поставленных целей

Ярко выраженная потребность выполнения поставленных целей – черта сильных, принципиальных, волевых личностей. Мотивация достижения успеха представляет собой стремление добиться высоких результатов в выбранной сфере деятельности.

А. Маслоу представлял потребности людей пирамидой, состоящей из физиологических потребностей, безопасности, принадлежности, признания, познания мира, самопознания. Когда потребности не реализованы – личность ощущает себя несчастной, пытаясь выяснить причину. Нежелание выяснять причины порождает апатию, депрессии.

Сильная мотивация

Определяется факторами:

  1. Стремление достижения успешности.
  2. Отсутствие страха трудных задач.
  3. Желание выполнять поставленную задачу качественно.
  4. Самосовершенствование.

Представим двух одинаково способных школьников. Школьник, обладающий сильной мотивацией к результату, занимается ежедневно самостоятельно или с репетиторами, пытаясь разобраться с непонятными темами. Стремится получать только хорошие оценки.

Ребенок со слабой мотивацией к результату, сталкиваясь со сложностями, предпочтет с ними не разбираться. Школьник спишет у товарища.

Редко достигают успешности только при наличии способностей, талантов. Есть знаменитая мотивирующая цитата для достижения успеха Гёте: «гений – это 1 % таланта и 99 % пота».

Вспоминаем об амбициях

Слово «амбиции» у многих людей вызывает негативные ассоциации. Вероятно, это происходит потому, что оно нередко сочетается со словом «завышенные». Люди с завышенными амбициями претендуют на многое, не имея на это достаточных оснований, и переоценивают свои личные качества и возможности. И наоборот, человеку с заниженными амбициями ничего не нужно: он стремится к удовлетворению лишь минимальных потребностей.

Но амбиции бывают и здоровые. И в этом случае они — прекрасный источник мотивации. Человек со здоровыми амбициями постоянно в движении, он стремится выделиться своими знаниями и навыками, ставит цели и достигает их. И хотя психологи уверяют, что амбициозность закладывается в детском возрасте, ее таки можно развить в себе. Особенно помогает в этом общение с амбициозными людьми, которым всегда нужно больше других. Стремление не отстать от них, быть не хуже — хорошая мотивация в стремлении стать успешным.

Формула успешного результата:

У = С* М *Ст;

Где У – успешность, С – способности, М – мотив, Ст– ситуация (благоприятная или неблагоприятная среда для развития). С помощью формулы определяется дальнейший шанс реализации целей.

Мотивация к достижению успеха играет главную роль, личность с сильно развитым стремлением больше трудится, что замечают руководители на собеседовании, тренеры при наборе команды, преподаватели. Мотивация достижения успеха и избегания неудач отличаются – своевременное определение помогает саморазвитию.

Изучение потребности Макклелландом

Теория достижений (или потребность в достижении) была в первую очередь продвинута американским психологом Дэвидом Макклелландом. Он провел большую часть своей жизни, разрабатывая идею, что три ключевые потребности приобретаются посредством обучения или опыта. Их нельзя изучить на каком-нибудь семинаре, но обучиться все-таки им можно, если практиковать в течение нескольких месяцев или года. Какие же эти три потребности:

  • Потребность в достижении. Выбор ситуаций, когда успех зависит от производительности
  • Потребность в принадлежности. По сути – находиться рядом с кем-то. Такой человек наслаждается взаимной дружбой с окружающими
  • Потребность в силе. Те, у кого есть такая потребность, очень нуждаются в управлении событиями и вещами или влиянии на окружающих

Основные отличия

Встречаются два основных вида – мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Достижение успеха

Избегание неудач

Четкое ориентирование на успехУспех неважен
Правильная оценка возможностейНеумение рассчитывать силы
Постановка реалистичных целейПостановка слишком легких или слишком трудных целей
Здоровая самооценкаЗавышенная или заниженная самооценка
Понимание важности неудачСтрах неудач
Радость новому виду деятельностиСтрах неизвестного вида деятельности
Настойчивость, максимальное использование ресурсовОтсутствие настойчивости, использование только легких путей
Оптимистичный взглядПессимистичный взгляд

Если выражена мотивация к избеганию неудач, и нет стремления к достижению успеха, стоит задуматься. Определить уровень стремлений помогут специальные тесты Элерса.

Смотрим мотивирующие фильмы и видео, читаем мотивирующие книги

Создать нужное настроение помогут мотивирующие фильмы. Например, «В погоне за счастьем» (об отце-одиночке, который хочет, чтобы его ребенок был счастлив), «Социальная сеть» (об истории создания студентами-однокурсниками Facebook сделавшей их миллионерами), «Всегда говори „Да“» (о том, как короткое слово «да» может изменить всю жизнь), «Человек дождя», «Достучаться до небес», «…А в душе я танцую», «Пока не сыграл в ящик» и др.

Среди книг можно выделить книги Рэя Брэдбери «Лекарство от меланхолии» и «Вино из одуванчиков», Лэнса Армстронга «Мое возвращение к жизни», Грега Мортенсона «Три чашки чая», Джерри и Эстер Хиксов «Сара» и др.

Впрочем, наверняка у каждого есть своя книга или фильм, к которым хочется возвращаться снова и снова, особенно когда душевные силы на исходе. Главное, не забывать, что, по словам английского поэта Мэтью Арнолда, «самый большой банкрот в этом мире –человек, утративший свой жизненный энтузиазм».

Повышение уровня

Для повышения уровня нужно:

  • Думать об удачном исходе начатого дела;
  • Не сравнивать себя;
  • Подмечать даже небольшие собственные результаты, вести дневник;
  • Читать биографии успешных личностей, замечать схожие трудности;
  • Ограничивать круг общения, отдавать предпочтение оптимистичным людям;
  • Изучать психологию, смотреть соответствующие фильмы, видеоролики.
  • Участвовать в различных тренингах, вебинарах. Изучить биографию потенциального тренера, почитать отзывы.

Умение планировать – важный фактор развития

Классификация и возможности побуждения

Зачем нужна мотивация, каким образом она влияет на человека? На основании общих признаков можно поделить мотивацию на 4 большие группы, которые играют ключевую роль во время всего процесса.

Первая — базовые группы. Классификация мотивации в данном случае будет следующей:

  • материальная (стремление к достатку, роскоши, обеспеченности);
  • трудовая (желание заработать повышение на работе, получить положительные санкции в виде премии или награждения);
  • статусная (побуждение к изменению положения, смене карьеры, переменам в личной жизни);
  • духовная (мысли о достижении внутреннего постоянства, изучение важной детали, которая еще не была описана).

Отвечают за первичное возникновение желания достичь нужного результата. Сохраняются на протяжении всего процесса, при этом могут изменяться или заменяться. В некоторых случаях могут служить поводом для прекращения мотивирования. Например, когда есть более легкая и доступная альтернатива, которая заставляет отказаться от ранее придуманного плана.

Вторая группа — способы достижения цели:

  • нормативная (внушение, убеждение, информирование);
  • принудительная (оскорбления, угрозы, запугивание, давление);
  • стимулирующая (предоставление реальных благ и условий, заключение письменного и устного соглашений).

Влияют на выбор средств, которые будут использованы во время побуждения. В частых случаях комбинируются и используются в определенных ситуациях. Для эффективного действия применяются также и материальные блага. Умение уговорить/надавить на собеседника во многих случаях позволяет добиться положительного результата, однако любой успех необходимо закреплять.

Третья группа — причины возникновения. Классификация:

  • внутренняя (появляется во время умственного или физического процесса, когда человек решает задачу, формирует мотивы);
  • внешняя (источники влияние извне, например оплата труда или распоряжение).

Сильная мотивация возможна лишь в том случае, если имеются внутренние и внешние источники. В момент, когда хочется бросить выполнять этапы для достижения цели, человек подсознательно начинает вспоминать о других причинах, которые в дальнейшем побуждают его трудиться еще больше.

Четвертая группа — направленность на достижение результата:

  • положительная (поощрения, награждения, похвала);
  • отрицательная (взыскания, штрафы, публичное порицание).

В действительности бывают такие случаи, когда человек стремится достичь одного результата, но в итоге получает совершенно другое. Ошибка кроется в выборе направления мотивации. Общая характеристика мотивации подскажет, как действовать дальше.

Стимулирование

Стимулирование предполагает создание наиболее эффективных условий работы. Поощрение может носить материальный или моральный характер. Естественных стимулов, побуждающих работника трудиться, недостаточно для эффективной деятельности. Особенность стимулирования работников — опора на нормативный уровень труда. Сотрудник осознает степень ответственности, цель, меры наказания. Потеря материального вознаграждения выражается частичной выплатой премий, полным лишением.

Дисциплина отчасти — метод принуждения, ограничения личностной свободы. Грань между принуждением и стимулированием условна – работник, обладающий развитой ответственностью дисциплинирован всегда. Сотрудник качественно, добросовестно выполняет порученные обязанности.

Система стимулирования

  1. Денежные стимулы. Заработок – распространенная цель работников.
  2. Социальные стимулы включают в себя:
  • Достойные условия. Организация рабочего места, отсутствие посторонних звуков, умеренное освещение, эффективное распределение труда, отдыха;
  • Возможность замены монотонной деятельности творческим процессом;
  • Наличие свободного времени. Отдых способствует продуктивной работе;
  • Хорошие отношения внутри коллектива. Авторитет личности руководителя, восприятие начальника лидером;
  • Возможность карьерного роста.

3. Психологическое стимулирование ориентировано на принятие работника, как многогранной личности. Восприятие сотрудника механизмом, выполняющим набор действий, порождает негативные последствия – отсутствие желания работать, увольнение.

Думаем не о трудностях, которые нам предстоят, а о выгодах, которые в итоге получим

Подробно расписываем в уме или на бумаге все преимущества, которые получим, когда достигнем цели. Они будут нас вдохновлять и мотивировать. Отвечаем себе на вопросы: как изменится наша жизнь — материальное положение, образ жизни, с какими интересными людьми мы сможем познакомиться, что нового сможем узнать, где побывать, как расширится наш кругозор, какие возможности появятся?

Из фотографий и рисунков, соответствующих тому, чего мы хотим достичь, можно создать свой «коллаж мечты» и повесить его так, чтобы наш взгляд падал на него как можно чаще, не давая забыть о ждущем нас вознаграждении за труды. Такая визуализация желаний может быть хорошей мотивацией. Одновременно создаем и «антиколлаж», где так же красочно изображаем то, чего не хотим, боимся и хотим избежать — черно-белые фотографии, на которых изображены скучные унылые люди, бедность, нищета и пр.

Ежедневные тренинги для себя и семьи

Мотивировать себя на выполнения задач можно в кругу близких людей, просить совета и узнавать, что думают о тебе другие люди. Такие способы мотивации помогают посмотреть на себя с другой стороны, увидеть, что делается неправильно, где совершается ошибка:

  1. Хвастун. Где найти мотивацию, как ее развить? Данный комплекс поможет изменить представления о собственной жизни. Упражнение направлено на развитие внутреннего мира, раскрытие творческого потенциала. Человеку необходимо представить себя главой какой-либо известной компании, в распоряжении у начальника имеются профессиональные работники. В первый раз руководитель должен порицать своих сотрудников, показывать свое преимущество, лишать работников заслуженной премии. Во втором случае начальнику следует благосклонно относиться к своему коллективу. Выслушивать их просьбы, идеи, награждать лучших сотрудников компании. Так, человек наглядно видит, что многое зависит от него самого. Результат действий напрямую зависит от отношения человека к самому процессу. Четкое понимание целей и способов их достижения является залогом успеха и самореализации.
  2. Анализ оправданий. Как часто человек находит вроде бы логичное объяснение ситуации, но при этом ничего не говорит о совершенных ошибках? Задача данного упражнения — это понять, что все зависит лишь от собственных сил, а не от выдуманных проблем. Упражнение работает как механизм мотивации, вовремя позволяет найти недостающую деталь, упущенное действие. Большинство причин неудач связаны с неверным мышлением, выбором неправильного пути. Человек сам виноват в том, что добиться желаемого не удалось. Но это не повод бросать все идеи и уходить в депрессию, это лишь отправная точка для новых свершений. Когда индивид начинает искать внешние причины провала, то этим он блокирует свои истинные побуждения и желания. Поиск иных причин может свидетельствовать о том, что человек:
  • не умеет организовывать и контролировать себя;
  • не умеет правильно расставлять приоритеты;
  • не умеет систематически выполнять работу.

Для выполнения упражнения следует взять чистый листок бумаги и написать предложение, например: «Не выполнил данное задание, потому что…». Необходимо проанализировать оправдание и ответить на вопросы:

  1. Почему было выбрано именно это оправдание, есть ли этому альтернатива?
  2. Зависит ли это от внешних и внутренних факторов?
  3. Что мешает исправить данное положение?

На этом этапе следует подумать, какие меры можно предпринять для достижения цели. Главные инструменты мотивации: деньги, здоровье, связи.

Проблема снижения стимула

Отсутствие мотивации знакомо многим людям. Эксперты называют 3 основные причины, которые связаны с потерей желания достичь целей. Тщательно проанализировав их, человек может переосмыслить собственное поведение и найти новые способы решений насущных проблем. Как вернуть мотивацию:

  1. «Тренировка и правильное питание с понедельника». Верит ли сам себе человек, когда говорит о том, что он собирается сесть на диету с понедельника? Конечно, намного проще переложить трудное дело на поздний срок, чем начать именно сейчас. В большинстве случаев такие идеи не воплощаются в жизнь, а затем и вовсе пропадают. Особенно это касается представительниц прекрасного пола. Отличная мотивация для девушек в такой ситуации: «Начну прямо сейчас, а закончу дело намного раньше».
  2. «Хочу быть неповторимым именно сейчас и навсегда». Человек стремится получить все и сразу, мечтает обладать роскошными сокровищами, иметь великолепную фигуру и любящую семью. Но так ли реально сразу же достичь всего этого? В действительности приходится выбирать, что на данном этапе важнее и полезнее. Но это вовсе не значит, что нет возможности достичь других целей.
  3. «Не могу сделать это, потому что…». Неважно, каким будет ответ, но эту фразу люди слышали миллионы раз. Вместо того, чтобы действительно сделать что-то существенное, человек стремится найти причину, чтобы этого не делать. И, как правило, эти самые причины бывают нелепы и нелогичны.

Как развить мотивацию и бороться с собственной ленью? Успех не приходит просто так, его нужно планировать. Потеря мотивации — это знак того, что индивид должен пересмотреть свои потребности. Человек должен представлять реальную картину желаемого, ставить конкретные сроки, видеть цель и самостоятельно прокладывать путь к ней.

Современная теория Z Оучи

Понятие мотивации отличается в культурах многих народов. Японские опыты в сфере психологии и медицины подтолкнули гениального американского психолога Уильяма Оучи к созданию собственной модели Z. За основу взят принцип коллективизма, когда человек представлен не как отдельно стоящий элемент, а как важная деталь всего механизма. И если он откажется от своей работы, то все устройство тотчас разрушится.

Для того чтобы воспользоваться теорией Z, необходимо понимать, что большинство сотрудников любят работать в коллективе, нежели справляться с тяжелым заданием в одиночку. Кроме того, работники твердо уверены в том, что работодатель позаботится о них, а они, в свою очередь, качественно выполнят работу. Модель Z будет активно развиваться, если компания пойдет навстречу желаниям сотрудников. Руководитель должен давать возможность работникам повышать квалификацию, получать повышение по карьерной лестнице.

Взаимопонимание и взаимоотдача — главные принципы мотивации, залог успешного бизнеса и отличное подспорье для стимуляции работников. Заинтересованные в повышенной оплате труда, получении наградных орденов и значков, премий и смене должности сотрудники укрепят позиции компании и выдвинут ее на лидирующие позиции.

Применимы в данном случае методы мотивации, затрагивающие персонал, учащихся и собственно самого человека. Во всех случаях необходимо акцентировать внимание на материальных поощрениях и соблюдении моральных норм. Так, например, студенты получают стипендию за успешную учебу, а персонал за качественную работу, сделанную в срок. Однако с самомотивацией дело обстоит немного сложнее. Всегда трудно начать, а именно найти причину, ради которой будут приложены все усилия. Тем не менее именно собственное желание способно кардинально изменить не только жизнь, но и самого человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]