Улыбка вызывает доверие
В мире, где каждый сам за себя, кому мы доверяем? Правильно — тем, кто улыбается. Они посылают нам сигнал о том, что мы можем на них положиться и иметь с ними дело. Считается, что такие люди с удовольствием делятся чем бы то ни было с окружающими, а по мнению финансистов, еще и вызывают щедрость. Согласно исследованию экономиста Йорна Шарлемана (Jorn Scharlemann), улыбка увеличивает доверие на 10%. Например, увидев фото улыбающегося партнера, люди охотнее заключают финансовые операции.
Укрепится иммунитет
Улыбка заставляет организм быстрее вырабатывать белые кровяные тельца — лейкоциты. Лейкоциты — одни из ключевых солдат иммунной системы: именно они отвечают за защиту организма от вирусов, бактерий и прочей заразы. Чем оперативнее тело способно производить лейкоциты в ответ на угрозу, тем выше иммунитет. Исследования «Does happiness help healing?» Immune response of hospitalized children may change during visits of the Smiling Hospital Foundation’s Artists , проведённые с участием детей в стационарах, демонстрируют: у госпитализированных малышей, которых навещают аниматоры и клоуны, заставляя улыбаться, уровень белых кровяных телец выше, чем у детей, которых не веселят.
Лучше себя чувствуем
Иногда улыбка — это признак вежливости, и, не проявив ее, мы рискуем пожалеть об этом. Например, если ваш знакомый получит купон на скидку на незначительную сумму и сильно обрадуется, вы вряд ли сможете полностью разделить его чувства, но все-таки усмехнетесь, просто потому, что это вежливо. Специалист Бостонского колледжа Мэриэнн ЛяФранс (Marianne LaFrance) провела эксперимент: попросила его участников выслушать чужие хорошие новости с каменными лицами. Как оказалось, подобное поведение вызывает чувство дискомфорта: заставляет людей переживать, что они производят впечатление тех, кто не умеет радоваться за других. К слову, больше об этом беспокоятся женщины.
Почему это важно
Люди не понимают, что не существует точного портрета депрессии, и недооценивают тяжесть своего состояния. Или обесценивают трудности других людей.
Человек, у которого депрессия проявляется более или менее мягко или обходится без «классических» симптомов вроде выраженной подавленности, апатии, потери веса, может сказать себе: «Это всё глупости, я просто немного приуныл, пойду развеюсь и сменю обстановку, в интернете пишут, что должно помочь». Тому, кто грустит «недостаточно» сильно, советуют не накручивать себя, успокоиться, съесть шоколадку или заняться делом. Ведь депрессию лечат в психиатрических больницах, а у тебя так, пустяковая мерехлюндия.
В результате люди не обращаются к врачу и не получают помощи вовремя. А это может закончиться очень плохо: депрессия входит 6 Suicide Questions You Weren’t Sure How to Ask. в число состояний, которые увеличивают риск появления суицидальных мыслей.
Проникаем в суть вещей
Переживая, мы становимся менее внимательными, видим только то, что происходит прямо перед нами, и замечаем идеи лишь в центре нашего сознания. Улыбнитесь. Это поможет вам не только чувствовать себя лучше, но и быть внимательнее и мыслить более целостно. Это называется — видеть лес, а не деревья. Как показало исследование, те участники, которые перед началом теста улыбались, лучше справлялись с заданиями на внимательность.
Выглядим привлекательными
Женская улыбка имеет магическое влияние на представителей противоположного пола. Как показал опыт, проведенный Деброю Уолш (Debra G. Walsh) и Джей Хьюитт (Jay Hewitt), когда женщина устанавливает зрительный контакт с мужчиной, к ней подходят в 20% случаев. Когда же она при этом еще и улыбается, она вызывает интерес в 60% случаев. То есть улыбка делает женщину в глазах мужчин более привлекательной. А вот работает ли это правило наоборот — большой вопрос. По мнению некоторых специалистов, чем меньше человек улыбается, тем более мужественным он кажется. Иногда дам больше привлекает не счастливая улыбка, а нескрываемое чувство гордости или даже стыда.
Как дела? Отлично!
Считается, что улыбаться следует всегда, несмотря на различные трудности и проблемы. Будто бы такая мимика является признаком сильного характера и несгибаемой воли. Многие этому верят, и на вопрос «Как дела?» отвечают: «Отлично!» или «Нормально!», привычно растягивая губы и обнажая зубы. Окружающие не всегда верят, особенно если знают о жизненных неурядицах своего знакомого, но чаще всего остаются вполне довольными таким ответом. Нет необходимости выслушивать долгие жалобы и выражать сочувствие. Сама по себе практика несколько напускного оптимизма и бравости похвальна. Остается один вопрос, и заключается он в том, обязательно ли нужна улыбка, или все же без нее можно обойтись? В Гонконгском университете науки и технологий решили в этом разобраться.
Скрывает наши мысли
Время с помощью улыбки мы пытаемся скрыть свои грустные мысли, радостное настроение или то, что нам неприятный собеседник и/или тема разговора. Большинство психологов убеждены: искренняя улыбка никогда не врет. Как ее распознать? Принято считать, что при фальшивом “задействованы” только уголки рта, как при искренней еще и уголки глаз (хотя некоторые исследования ставят под сомнение, что ее невозможно “подделать”). Еще одним признаком искренности считается, если человек “расплывается” в улыбке, а не “одевает” ее мгновенно. Кроме того, “медленная” улыбка вызывает больше доверия и выглядит более привлекательной.
Сильнейший тот, кто улыбается
Улыбка не только эффективна в деловых коммуникациях, но и полезна для здоровья. Ее нужно использовать ежедневно как в общении с людьми, так и для себя лично “От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется!” Михаил Пляцковский Недавно была приглашена на одно из крупных московских предприятий для участия в деловой встрече. Планировалось обсудить детали будущего сотрудничества. Охранник на входе тщательно проверяет документы и записывает данные в журнал. Затем меня проводят в комнату для переговоров. Проходим через солидный офис — красивая дорогая мебель, современный дизайн… Как говорится, все на уровне. “В таком офисе”, — подумалось мне, — “должны работать настоящие профессионалы!” Через несколько минут дверь открывается, и входят две молодые симпатичные женщины — руководитель PR-отдела и менеджер, проводившая предварительные переговоры. Естественно, искренне улыбаюсь вошедшим, настроенная на доброжелательный, конструктивный разговор. А в ответ, как в песне поется, — тишина. Два мрачных напряженных лица готовых к жестокому бою. Агрессивное невербальное начало нашего общения продолжилось перекрестным допросом. Лишь после этого пошло обсуждение, для которого я, собственно, и приехала… И эти люди хотят продвигать на рынке свою продукцию? Наверное, излишне говорить, что от сотрудничества с такими “профессионалами” пришлось отказаться. Ну почему в России именно так принято вести дела? Почему считается, что переговоры обязательно надо проводить в стиле “наезд” и с лицом воина? Кстати, никогда не встречала подобного на Западе, где на любом уровне и при любых обстоятельствах — улыбка, позитив, открытость, желание понять и разобраться. Может быть, поэтому там люди живут лучше, чем у нас? Ведь улыбка не только эффективна в деловых коммуникациях, но и полезна для здоровья. Ее нужно использовать ежедневно как в общении с людьми, так и для себя лично. Всегда и везде она наш помощник и друг. И в качестве доказательств тому позвольте привести высказывания классиков психологии, менеджмента, драматургии ОБ УЛЫБКЕ. Виктор Павлович Шейнов, доктор социологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики БГУ, в своей книге “Скрытое управление человеком (психология манипулирования)” пишет: “Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению… Когда люди улыбаются, их лицо делается несравненно лучше. В улыбке, по словам Л. Толстого, содержится в лице то, что называется его красотою. Существует непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. Если на душе скверно — улыбка будет страдальческой. Если вам хорошо — улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке. Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение. В жизни всегда имеется много проблем. С меньшими душевными и физическими потерями их преодолевают те люди, которые улыбаются. Лечебное свойство улыбки Улыбайтесь не только тогда, когда на душе хорошо. Установлено, что, если при плохом настроении заставить себя несколько раз улыбнуться, то, несмотря на вымученность улыбки, неожиданно почувствуешь облегчение. Ну а уж если настроение хорошее, то тут обладатель его должен дарить улыбки направо и налево — и свое настроение поддерживать, и окружающим его дарить”. Признанный не только в США, но и далеко за их пределами мастер психологии общения Дейл Карнеги в своем бестселлере “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” посвятил множество страниц обсуждаемой нами теме. Предлагаю вашему вниманию наиболее красноречивые строки: “Не так давно я присутствовал на одном обеде в Нью-Йорке. Среди гостей была женщина, которая получила значительное наследство и страстно хотела произвести впечатление. Она израсходовала немалое состояние на соболя, бриллианты и жемчуг, но ничего не предприняла в отношении выражения своего лица. На нем так и было написано, что она вечно всем недовольна и эгоистична. Она не отдавала себе отчета в том, что известно каждому, а именно: выражение лица женщины гораздо важнее ее одежды… Чарльз Шваб* сказал мне, что его улыбка стоила миллиона долларов. И вероятно, он даже не покривил против истины, ибо его индивидуальность, обаяние и способность нравиться лежали в основе почти всех его поразительных успехов. А одной из его чудесных особенностей была пленительная улыбка… Дела звучат громче всяких слов, а улыбка говорит: “Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть”… А как насчет неискренней улыбки? Нет, она никого не обманет. Мы знаем, что она искусственна, и возмущаемся ею. Я же имею в виду настоящую, согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, улыбку, которая ценится так высоко. По словам менеджера по персоналу большого нью-йоркского супермаркета, он скорее принял бы на работу девушку-продавщицу, не закончившую начальную школу, но обладающую чарующей улыбкой, чем доктора философии с постным лицом… Древние китайцы были людьми, умудренными жизненным опытом. У них была пословица, текст которой и вы, и я должны наклеить внутри своих шляп. Она гласит: “Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин”. Поскольку мы упомянули о магазинах, то отмечу, что в одном из рекламных объявлений… содержится следующий образец безыскусственной житейской философии. Цена улыбки на рождество: Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности на работе и служит паролем для друзей. Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали! А если в суматохе, вызванной наплывом посетителей, делающих в последний момент покупки к рождеству, кто-нибудь из наших продавцов настолько устанет, что будет не в состоянии одарить вас улыбкой, не разрешите ли вы нам попросить оставить одну из ваших? Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать! Итак, если вы хотите нравиться людям… Улыбайтесь! Олег Игоревич Жданов, врач-психофизиолог высшей категории, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. На основе собственного профессионального опыта, достижений современной науки и древних индийских учений разработал авторскую систему сохранения здоровья, которой и посвящена книга “10000 дней: менеджмент жизни”. Значительное место в этой системе занимает улыбка: “Приятное выражение лица весьма благоприятно для общения. Оказавшись в чужом окружении на неведомой земле, вы мгновенно испытываете величайшее облегчение, увидев на лицах окружающих искренние, теплые улыбки. И доселе незнакомые люди тут же превращаются в ваших друзей. Улыбка — легко читаемое любым послание, которое гласит: не волнуйся, все в порядке, ты принят здесь, и ничего тебе не грозит. И вы расслабляетесь, снимаете доспехи настороженности. Японская пословица гласит: “Сильнейший тот, кто улыбается”. Улыбка — это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица “работают на улыбку”, то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг “посылается” позитивный сигнал”. Владимир Игоревич Кнорринг, академик Международной академии наук (Мюнхен, Германия), профессор ИБДА Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, известнейший российский специалист в области управления. В своем учебнике по менеджменту “Теория, практика и искусство управления” он объясняет необходимость для руководителя быть приветливым, уметь правильно пользоваться таким универсальным механизмом, как улыбка: “В своей повседневной жизни, дома и на работе, душевный комфорт человека обеспечивается его реакцией на окружающий мир, умением поставить блокировки на пути негативных раздражителей. И если человек привыкнет быть постоянно приветливым, улыбчивым, “желать ближнему своему того, что и сам себе пожелал”, то жизнь его будет, несомненно, счастливее… Приветливость и человеческое обаяние делают счастливее и самого человека, и окружающих его людей. Приветливость и личное обаяние — один из методов искусства управления, один из эффективных способов воздействия на личность и коллектив… непременная особенность талантливых и опытных руководителей. Доброе заинтересованное отношение начальника к своим подчиненным должно закрепляться не только улыбкой или теплым рукопожатием, но и искренним желанием способствовать их служебному продвижению… Улыбка свойственна спокойным, уверенным в себе и в своей жизни людям, она красит и молодых, и старых, она — обязательный атрибут современного менеджера… Нужно учиться всему, в том числе и улыбке… И вообще, оглянитесь вокруг — как мало приветливых, улыбающихся лиц и как много хмурых и озабоченных… Улыбайтесь! Кшиштоф Занусси, режиссер с мировым именем, в своем выступлении перед телезрителями, подчеркнул, говоря об искусстве руководителя: “Плохой начальник не улыбается”. И я с ним полностью согласна! Потому что, как было сказано в пьесе Григория Горина “Тот самый Мюнхгаузен”: “Серьезное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!” Напоследок разрешите поделиться с вами одним своим наблюдением. Есть очень эффективное средство омоложения лица, известное с древнейших времен, универсальное, мгновенное и бесплатное — это улыбка. Улыбайтесь, и вы будете выглядеть лучше и моложе в любом возрасте! ______________________________________________________________ *Чарльз Шваб — один из богатейших людей Америки, основатель и исполнительный директор Charles Schwab & Co. Компания обслуживает около 6 млн активных клиентских счетов как в США, так и в ряде других стран. О Чарльзе Швабе говорят, что он принес фондовую биржу в массы.
Улыбка помогает зарабатывать деньги
Выше уже были упомянуты исследования экономистов, которые оценили улыбку в плюс 10% к доверию. Но можно ощутить ее преимущества в денежном эквиваленте? По мнению Кати Тідда (Kathi Tidd) и Джоанна Локард (Joan Lockard), так: еще в 1978 году они обнаружили, что улыбающимся официанткам оставляют больше чаевых. В целом сфера обслуживания (гостиничный бизнес, ресторанный, авиаперевозки, развлечения) предусматривает проявление сотрудниками определенных эмоций при общении с клиентами. Психологи называют это “эмоциональным трудом”.