Внутренняя и внешняя мотивация: что эффективнее? Вряд ли найдется человек, который не знает, что такое мотивация и не слышал о ее разновидностях: мотивация внутренняя и внешняя, мотивация к и от… Но вопрос о том, как успешно мотивировать себя и, особенно, других, и поддерживать эту самую мотивацию на должном уровне продолжительное время, все-таки остается весьма загадочным для многих. Давайте постараемся внести большую ясность в вопрос о том, что же такое мотивация внутренняя и внешняя, и какая из них лучше.
В первую очередь проясним сам термин «мотивация». Под этим популярным сегодня словом скрывается сила, которая заставляет человека что-либо делать, если выражаться простыми словами. Это двигающая сила может исходить изнутри человека или же извне, и этим различаются мотивация внутренняя и внешняя. Еще выделяется амотивация (отсутствие мотивации как таковой). Считается, что если человек сам горит желанием что-то сделать, или же присутствует достаточный внешний стимул, вопрос о мотивации решается сам собой.
Однако же мы все хорошо знаем, что все совсем не так просто. Кто не сталкивался с ситуацией, когда прекрасно понимаешь необходимость какого-то действия, и оно может быть даже легким и приятным, но не можешь себя заставить его совершить?! А можете ли вы припомнить случаи, когда значительные внешние вознаграждения (в виде ли большой денежной премии, престижных преимуществ или других «плюшек») не сподвигали вас на подвиги?
За этими и многочисленными подобными историями скрывается то, что мотивационные механизмы не работают так примитивно и линейно. Чтобы вы, ваши дети или подчиненные проявляли желание и готовность действовать, делать что-либо конкретное, преодолевать инерцию, необходимо знать о мотивации ряд важнейших моментов. На самом деле вознаграждение и мотиваторы могут иметь обратный эффект. Но не будем забегать вперед. Мы постараемся осветить данный вопрос кратко и емко в нашей статье.
Понятие и характеристика
Мотив в психологии — это некая цель, ценность для человека, которой он стремится достичь. Мотив становится смыслом его деятельности. Он может быть положительным, вызывать позитивные эмоции, или негативным, вызванным неудовлетворением. Мотив часто не очевиден. Для его осознания требуется глубинный самоанализ.
Впервые понятие «мотивация», как основной побудитель к деятельности, употребил в научной работе А. Шопенгауэр. Отдельные психологи предлагали другие трактовки. К. Платонов под мотивацией понимал совокупность мотивов, а В. Вилюнас — систему процессов, побуждающих к деятельности. Советские психологи А. Леонтьев, С. Рубинштейн определяли мотив как потребность, обличенную в форму.
Мотив часто путают с целью и потребностью, но эти термины не взаимозаменяемы. Потребность — это осознаваемый дискомфорт и желание его устранить. Цель — выбор предмета, удовлетворяющего желание. Мотив — достижение цели.
Как выделять цель и формировать задачи?
Также нужно разделять цель (результат) и задачу (ситуацию, решение которой приведет к цели). Цель отвечает на вопрос «Что?», задача отвечает на вопрос «Как?». Правильная постановка цели и выбора задач взаимосвязаны. Если индивид их не различает, то вместо достижения глобального результата он фокусируется на мелких задачах, отдаляется от цели.
Задачи нужно распределять по степени значимости:
- текущие — рутинные действия, которые нужно выполнять часто, но они не занимают много времени (например, проверка почты);
- ключевые — действия, которые требуют много усилий, и их нужно выполнить быстро (например, сдача квартального отчета);
- отложенные — задачи, которые необязательно выполнять сразу (например, подготовка стендов, проведение презентации);
- незначительные – такие задачи не влияют на приближение к цели, их выполнение можно передать подчиненным или вовсе исключить из списка.
У каждой задачи есть этапы — дата выполнения работы или одной задачи. Если очередность этапов не соблюдается, процесс достижения цели стопорится.
Известные модели мотивации
- Модель Абрахама Маслоу – основоположника одной из наиболее популярных теорий мотивации, представляет собой 5-уровневую пирамиду потребностей человека:
1 (низший) уровень – физиологические потребности (дыхание, сон, пища и др);
2 – потребность в безопасности (материальная обеспеченность, жилье, юридическая защищенность);
3 – потребность принадлежать к какой-либо группе (родственники, коллеги), получать поддержку и понимание;
4 – потребность в уважении;
5 – потребность в самоутверждении, раскрытии личностного и профессионального потенциала.
По мнению Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности постепенно – от первичных (физиологических) до высших.
- Модель мотивации В. Врума, основанная на теории ожиданий, подчинена законам математики и выглядит как произведение 3 переменных:
— ожидание того, что выполненные действия приведут к необходимому результату;
— ожидание вознаграждения за достигнутый результат;
— валентность, отражающая степень проявления отдельных мотивов.
Мотивация по данной модели пропорционально зависит от значений каждого из переменных – чем выше значение, тем выше мотивация. В случае нулевого значения одного из сомножителей мотивация также будет равна нулю.
Историческая сводка
Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.
Начиная с 14 века, когда философы сосредоточились на изучении гедонизма как естественного стремления индивида к удовольствию, внутреннее побуждение рассматривали как заложенный природой механизм выживания. Впоследствии единение побуждающих к действию импульсов назвали мотивацией. Этот термин стали использовать для объяснения причин поведения человека, животных.
Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие. Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение. Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.
Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет. Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала. Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.
На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:
- Мотивация — социально обусловленное образование. В течение жизни она может изменяться.
- Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
- Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
- Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.
Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.
Мотивы
На основе возникших потребностей формируются мотивы. Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Таким образом, в мотивах конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей. Образно выражаясь, на «входе» мотива стоит потребность, а на «выходе» — намерение и побуждение человека осуществить какое-либо действие или акт поведения.
Этапы и виды
В механизме формирования биологической мотивации ведущую роль играет гипоталамус. Он запускает схему появления мотива:
- Выработка гормона — биологические потребности трансформируются, посылая сигналы другим системам органов. Например, возникает чувство голода.
- Мотивационное возбуждение — возникает потребность удовлетворить желание. Индивид стремится избавиться от чувства голода.
- Выбор стратегии поведения — необходимо определить дальнейшие действия. Приходится выбирать, как устранить чувство голода: выбрать готовую еду, приготовить что-то самому или поесть в кафе.
Виды:
- Внешняя — обусловлена обстоятельствами, не связана с конкретной деятельностью. Она может быть стимулирована извне (предложение награды) или изнутри (через управление эмоциями). Подходит для решения простых задач. Для сложной творческой работы нужен другой подход.
- Внутренняя — связана с сутью деятельности. Для нее нужна не материальная, а эмоциональная награда. Выполняя задачу, человек чувствует моральное удовлетворение и это уже достаточный стимул.
- Отрицательная — основана на желании избежать неудачи. Подавляя страх наказания, индивид испытывает отрицательные эмоции. Чтобы избавиться от них, он отказывается от деятельности. Длительная отрицательная мотивация может деморализовать человека.
- Положительная — основана на положительных стимулах. Индивид стремится к реализации способностей, раскрытию психологического потенциала. Увлеченность помогает достигать хороших результатов в труде.
- Индивидуальная — помогает удовлетворить базовые потребности. Благодаря физиологическим мотивам человек стремиться улучшать бытовые условия.
- Групповая — необходима для нормальной социализации. Помогает поддерживать структуру общества, занимать свое место в групповой иерархии.
- Познавательная — направлена на удовлетворение исследовательской деятельности. Работает в детстве, когда ребенок через игру познает окружающий мир.
Для одного и того же вида деятельности могут использоваться разные способы стимуляции. В отдельных сферах используется только один, основной вид мотива, без которого невозможно достичь цели.
Теории на основе специфической картины человека
Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: “Теория X и Y” Макгрегора и “Теория Z” Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.
XY теория Макгрегора
Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.
Теория Х гласит, что:
- люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
- человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
- он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
- сбрасывает с себя амбиции как балласт;
- полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.
Согласно теории Y:
- труд – неотъемлемая часть жизни человека;
- хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
- творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
- достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.
Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.
Теория Z Оучи
В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:
- совпадение целей работника и предприятия;
- правильная организация труда;
- преданность коллективу и совместным целям;
- солидарность;
- доверие.
Положительные стороны этой теории:
- Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
- Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
- Организация обучения без отрыва от производства.
- Предоставление возможности роста.
Недостатки теории:
- Завышенные требования к соискателям.
- Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
- Медленное продвижение по службе.
Сферы применения
Чтобы реализовать потенциал, индивид должен использовать правильный мотив, подходящий для конкретной деятельности:
- Работа — профессиональная реализация. Руководители в качестве стимула часто выбирают штрафы, бонусы. Материальное вознаграждение влияет на работника только на начальном этапе. Работник привыкает к денежной стимуляции очень быстро. Когда эффект от нее проходит, а новых методов побуждения нет, работоспособность снижается. Чтобы повысить ее, у работника должна быть установка на раскрытие своего профессионального потенциала.
- Учеба — получение знаний. Основным стимулом становятся высокие отметки. Низкие не только расстраивают, но и лишают стремления попробовать понять сложную тему. В учебной деятельности главным стимулом должно стать повышение уровня знаний. Если его нет, обучение будет восприниматься как наказание и ученик будет его избегать.
- Спорт — победа над собой. Достижение нового спортивного рекорда мотивирует малую часть людей. Спортсмен должен хотеть улучшить собственные результаты, а не превзойти соперников. Иначе он постоянно будет сравнивать себя с другими и у него быстро наступит профессиональное выгорание.
- Личные цели — стремление к самосовершенствованию. Выбрав целью получение новой профессии, открытие собственного бизнеса, человек должен стремиться раскрыть свой потенциал. Если мотив деятельности — доказать кому-то свою состоятельность, то желание исчезнет, как только пропадет внешний стимул.
- Реклама, развлечения — получение удовольствия. Психологический комфорт связан с уровнем дохода и покупательной способностью. Мотивировать человека, который изначально не заинтересован, сложно. Для него лучше сработают методы самомотивации, которые можно придумать для себя самостоятельно.
Методы самомотивации для достижения результата
Когда принятые способы побуждения не работают, на помощь придут методы, облегчающие поиск внутренних ресурсов для выполнения деятельности:
- Метод маленьких шагов. Большая задача выглядит сложной. Снизить неприятный психологический эффект поможет применение метода поэтапного выполнения. Большие задания нужно раздробить на маленькие, а их — на еще меньшие действия, которые можно выполнить за 5–10 мин. Попытка выполнить работу сразу демотивирует, а на выполнение маленького задания легко настроиться. В психологии такой подход называют «детскими» шагами — ведь чтобы научиться бегать, ребенок сначала должен сделать первый неуверенный шаг.
- Метод негативного подкрепления. Он подходит, когда нужно победить вредную привычку или зависимость. Нужно придумать для себя наказание (например, класть в копилку 10 руб.) и каждый раз, когда не получилось сдержаться, «оплачивать» свой промах. Минус такого метода — его нельзя использовать для больших целей.
- Метод авторитета. У каждого человека есть кумир — личность, чье мнение значимо. Этот прием основан на желании получить одобрение кумира. Нужно представить, что он следит за выполнением работы. Можно даже писать для него отчет или записывать видео.
Основной способ достижения цели — четкое понимание, для чего это нужно человеку. Навязывать мотивацию бесполезно. Выполняя деятельность, которая не нравится, раздражает, человек будет мечтать только об одном — избавиться от этой обязанности. Мотивация должна строиться на личном желании — тогда она будет действенной.
Сила мотивации 17.06.2015
Наверное, у каждого человека в жизни случался переломный момент, когда его занятия переставали приносить и удовлетворение, и радость. А для того чтобы что-то новое становилось по душе и начинало приносить доход, необходимо правильно ставить перед собой цель и иметь достаточную мотивацию.
Как поставить перед собой цель так, чтобы это было не только желание, но и руководство к действию?
Цели делятся на несколько видов.
1. Бессмысленные
Бессмысленная цель – это цель ради цели, которая, по большому счету, ничего в себе не несет.
Вот несколько примеров из жизни.
— Я снимаю на окраине квартиру за 30000 рублей, а хочу снимать в центре за 35000 рублей.
— Мой ежемесячный доход составляет 37000 рублей, а хотелось бы, чтобы он был 38000, потому что каждый месяц я плачу 1000 за кредит.
Достижение таких целей не приносит совершенно никаких изменений в жизни и зачастую удовлетворения тоже не приносит. Обычно на такие желания и цели мозг просто не реагирует, поэтому дальше разговоров дело не доходит.
К этой категории относится меньшинство людей. Как правило, такие люди ни к чему не стремятся, а все их цели и желание остаются лишь на уровне слов.
2. Нереальные цели
Нереальные цели – это цели, которые человек перед собой ставит, не понимая, как он дальше будет их реализовывать.
Например, 17 летний подросток рассказывает о том, что через год у него будет новенький Мерседес за 3 миллиона, несмотря на то, что на сегодняшний день у него ничего нет.
Такое хвастовство объясняется просто: он открыл бизнес и считает, что за год сможет увеличить свой доход в тысячи раз, при этом ничего для этого не делая.
Или еще пример. Проведите эксперимент. Напишите на бумаге свой ежемесячный доход. Затем добавьте к этой цифре ноль и представьте, что Ваш доход увеличился в 10 раз. Что в этот момент происходит в Вашей голове? Ваш мозг думает: что делать с таким доходом, и нужна ли Вам такая сумма ежемесячно. С таким мыслями и таким настроем у Вас никогда ничего не будет.
На нереальные цели мозг реагирует следующим образом: «У меня нет такого запаса энергии, а потому браться за это дело не имеет никакого смысла».
На самом деле, людей, относящихся к этой категории, тоже не так много, как в предыдущей категории.
3. Неявные цели
Неявные цели — это те цели, которым подвержены большинство людей. Например: «Я хочу быть богатым, я хочу быть худым, я хочу иметь свой бизнес. Ваше подсознание реагирует на эти цели следующим образом.
Предположим, Вы ставите себе цель «Хочу похудеть». Вы идете в супермаркет и покупаете себе низкокалорийные продукты. В результате Вы теряете пару килограммов и получаете от мозга сигнал следующего содержания: «Цель достигнута. Можно расслабиться и есть сколько угодно».
То же самое происходит и с деньгами. Вы ставите себе цель «Получить дополнительный доход». И в этот момент вспоминаете о том, что занимали соседу 1000 рублей или случайно находите в кармане куртки 500 рублей. Деньги получены, а, значит, мозг снова подает сигнал: «Задача выполнена и цель достигнута».
К этой категории относится большинство людей. Те, кто ставят цель и даже начинают что-то делать для её достижения, получив малейший результат, останавливаются. Причина на самом деле проста. Этих людей одолевает элементарная лень.
4. Правильные цели или SMART-цели
Правильные цели – это цели, которые дробятся на этапы и достигаются постепенно.
Например: «Хочу трехкомнатную квартиру с видом на пруд, чтобы в одной комнате у меня была итальянская мебель, в другой была обстановка в стиле хай-тек, а над интерьером третьей комнаты поработал дизайнер».
Вроде бы, все правильно. Сегодня у Вас уже есть двухкомнатная квартира, но Вы хотите ее увеличить до трехкомнатной. Вроде бы цель достижима и исчислима, и ее достижение расписано по этапам. Но! Даже если цель достигнута, никаких особых изменений в Вашей жизни не происходит.
Как же сделать так, чтобы поставленные цели достигались, и их достижение приносило удовольствие?
Обычно в таких случаях говорят, что человеку не хватает мотивации. То есть, чтобы чего-то добиться, нужна самомотивация.
Вся мотивация делится на несколько видов.
1. Мотивация внутренняя
Это — то самое «хочу». Это Ваше желание, которое созревает внутри Вас и толкает Вас на определенные действия.
2. Мотивация внешняя
Чаще всего ее можно охарактеризовать словом «надо». Например, Вы взяли кредит на покупку машины. Хотите Вы того или нет, но Вы обязаны платить, чтобы не лишиться своего приобретения.
3. Мотивация «к»
Вы поэтапно идете к достижению своей цели. Вы рисуете себе какую-то цель, например, покупку квартиры, и пытаетесь всячески её добиться.
4. Мотивация «от»
Мотивация от противного. Например, «Я очень не хочу остаться без жилья, поэтому я плачу ежемесячно ипотеку».
На сегодняшний день существует одна серьезная загвоздка. В мире значительно повысился уровень жизни граждан, поэтому просто так никто ни от чего не умирает.
Сегодня даже самый последний человек без определенного места жительства (БОМЖ) с точки зрения риска смерти живет значительно лучше, чем жил самый знатный викинг, или самый прославленный рыцарь, а иногда даже лучше, чем сам король.
Задумывались ли Вы когда-нибудь об этом?
В связи с тем, что уровень жизни населения стал намного выше, чем раньше, у людей отпало желание что-то менять в своей жизни. Каждый рассуждает примерно так: «Даже если я ничего не буду делать, то у меня все равно всегда будут хлеб, молоко и спички, и с голоду я не умру».
Вы сейчас даже в самом худшем своем состоянии живете все равно лучше, чем люди 150 лет назад с самым лучшим достатком. Как бы ни парадоксально это звучало, но это факт!
Но самое удивительное, что даже в самом затруднительном положении, кроме недовольств и жалоб, Вы не предпринимаете никаких попыток хоть как-то улучшить свое положение.
Скорее всего, Вы наивно полагаете, что настанет время, и Вы обязательно самостоятельно выберетесь из рутины повседневных нелюбимых дел и ненавистной работы. И это произойдет по первому требованию. Ничего подобного! Если до сих пор Вас не устраивала ваша жизнь, и вы не сдвинулись ни на шаг с мертвой точки, то и через год, и через 5 лет, Вы так и будете продолжать находиться все на том же уровне, не пытаясь что-то исправить.
Если у Вас возник логичный вопрос «Почему», это нормально. Ответ: «Вам мешают».
Кто же работает против Вас? Что мешает Вам стать счастливым и состоятельным человеком?
1. Система денег
Что такое система денег, и как она работает?
Деньги – это ровно то, что Вы нарисовали у себя в голове, и больше ничего! Согласитесь, тяжело высчитать цену доллара, когда Америка должна всему миру несколько триллионов. Также тяжело высчитать и цену евро, когда половину стран Европы – банкроты. Также тяжело понять цену рубля, когда россияне зависят от цен на нефть.
Деньги – это условная единица обмена. А именно обмена Вас, Ваших знаний, умений, опыта, навыков, труда, физической силы на Ваши потребности и желания. Почему? Да потому что настоящей цены денег на сегодняшний день не знает никто.
Что делает банковская система, а точнее система денег? Эта система обезналичивает деньги. Если еще 200 лет назад каждая денежка соответствовала кусочку золота, 100 лет назад каждая денежка относительно соответствовала драгоценным металлам и камням, то сегодня деньги не соответствуют ничему.
В этом и кроется главная проблема людей: Вы не можете получить то, что вы хотите. А причина в том, что Вы ошибочно считаете, что стоите ровно столько, сколько на данный момент Вы получаете на работе, и не рублем больше.
Представьте, что вчера Вы работали и получали 37 тысяч рублей. А сегодня Вы сменили работу и стали получать 52 тысячи рублей. А теперь вопрос: «Сколько Вы стоите, 37000 или 52000 рублей?»
Может быть, все-таки проблема в том, что Вы столько стоите не потому, что Вы такой никчемный, а потому, что Вы просто не нашли, кто даст в разы больше за ваши знания и умения?
Система денег – это первая преграда, мешающая Вам осознать свою стоимость и соответственно жить в разы лучше, чем Вы живете в настоящий момент.
2. Глубинные инстинкты
Это то, что заложено в Вашем подсознании. Большинство людей рассуждают следующим образом: все мои предки всегда ходили на работу и получали за это деньги. Моя прабабушка всю жизнь работала в поле, бабушка прошла войну, а затем трудилась на заводе, мама работала на почте, а потом в банке. Все ходили на работу, поэтому и я должен делать именно так.
Суть глубинного инстинкта в том, что мы все считаем себя рабами: рабами барина, рабами партии, рабами завода или начальника. Такое мировоззрение заложено с детства практически в каждом человеке.
Кто-то пытается с этим бороться и думает, что сможет легко открыть свой бизнес. Он считает, что это не сложно, и дает отличную возможность заработать хорошие деньги. В результате «горе предприниматель» прогорает. Так происходит потому, что большинство людей привыкли думать, что их реальная цена составляет уровень ежемесячной заработной платы. В подсознании заложено то, что он должен работать на кого-то, а работать на себя он просто не может.
Получается, что Вы раб, поскольку во всех поколениях Ваши родственники были рабами. Это заложено еще с детского возраста. Потому-то у многих и получается такая ситуация: «Хочу чего-то добиться, а как это сделать — не знаю.
3. Банковская система
Это огромная система, которой постоянно требуются рабы. Причем рабы в прямом смысле слова. То есть люди, которые самостоятельно не могут принимать никаких решений. Они лишь делают то, что говорит им система.
На сегодняшний день даже в самой развитой Европе есть страны-рабы. Самостоятельно ни эти страны, ни их жители ничего не решают. За них все решения принимает внешнее управление. Они рабы всемирного банка, рабы стран, от которых зависит их экономика, рабы стран экспортеров и импортеров и так далее. Если целые страны попадают в зависимость от банков, то, что уж говорить о простых людях.
Каждый день на протяжении многих лет ведется пропаганда кредитов. С экранов телевизоров, радиоволн и билбордов Вас призывают пользоваться заемными средствами, потому что это удобно, доступно и, главное, это дает возможность приобрести желаемое сейчас, а заплатить за него потом. А в итоге получается, что Вы живете «в минус»: пользуетесь «минус» пылесосом, ездите на «минус» машине, живете в «минус» квартире.
Однако Вас забывают предупредить, что кредит – это кабала. И, взяв его, Вы уже не можете жить, как Вам хочется, и распоряжаться своими средствами так, как считаете нужным. У Вас есть обязательства перед кредиторами, и Вы должны их погашать, если не хотите лишиться того, что только недавно приобрели.
Получается, что когда Вы связаны своими кредитными обязательствами, Вы не можете быть свободны. Вы сами себе не хозяин, ведь Вы не можете делать то, что Вам хочется, например, поменять работу или сменить место жительства, потому что Вам нужны деньги на то, чтобы платить кредит.
Таких примеров можно привести великое множество. Но суть остается прежней.
Самое главное, что ни один человек не может самостоятельно вырваться из «системы невозможности достижения своих целей».
Вот пример из жизни, который наглядно иллюстрирует все выше сказанное:
На одном из тренингов участниками было получено два задания.
1. Попросить денег взаймы, формулируя свою просьбу следующим образом: «Не мог бы ты одолжить мне денег, но, правда, я вряд ли смогу их тебе вернуть».
Исход этого эксперимента, наверное, пояснять не стоит.
2. Самому прийти и предложить свои услуги за деньги. Например, «Я готов помыть тебе машину за 500 рублей».
Самый высокий результат группы составил 4000$ за день. В общей сложности за 2 дня, отведенных на этот эксперимент, было заработано около полу миллиона рублей.
На самом деле нет сложности в том, чтобы самому предложить кому-то свои услуги. Если у Вас не хватает денег на жизнь, то Вы всегда можете воспользоваться этим способом. Однако мало кто так делает.
То есть получается, что практически каждый человек знает, как вести себя в кризисной ситуации, и что нужно делать для того, чтобы из нее выйти, однако не делает этого. Все дело в том, что таким людям не хватает внутренней мотивации.
Почему так происходит?
Потому что есть миллион ограничений. Это система, в которой Вы живете. Это Ваше мировоззрение, потому что Вы просто не верите, что стоите больше, чем получаете сегодня. Это Ваши глубинные инстинкты, потому что Вы знаете, что никто из Ваших родственников так не делал, и значит, Вы тоже делать не должны. Работает против Вас так же и банковская система, ограничивая Вашу свободу.
Согласитесь, очень странно заработать за 2 дня полмиллиона из воздуха.
А вот теперь ответьте себе честно на вопрос: «Если бы это было не задание в рамках тернинга, а Вы придумали его сами, то Вы стали бы воплощать свою задумку в жизнь?
Ответ почти каждого будет отрицательный. Отсюда возникает вопрос: «Почему Вы знаете, что нужно делать, понимаете, как это нужно делать, но не делаете?» Всё дело в том, что Вы придумали себе отличную отговорку, которая называется «Лень».
Что подразумевает под собой это понятие?
Да ничего. Это просто одно из слов-пустышек, которые придуманы для того, чтобы ничего не делать.
К этим словам можно отнести также слова «Любовь», «Успех» и подобные слова и выражения.
Это так называемые слова ни о чем. Вроде бы слово существует, а конкретного значения не имеет. И если Вы спросите у нескольких людей, что эти понятия значат для них, то, наверняка, получите разные ответы. А кто-то, может быть, вообще затруднится ответить.
Все знают легенду о Трое. О том, как Троянские мужчины пытались уплыть от нападавших на них воинов на кораблях, а когда побег не удался, приняли сражение и оказались достаточно сильными воинами.
Эта ситуация очень напоминает действия многих людей сегодня. Как только нужно что-то сделать, или возникает проблемная ситуация, этот человек тут же пытается убежать от проблемы на корабле, пытается найти множество причин и отговорок, чтобы этого не делать. Но как только он понимает, что побег не удался, он соглашается сделать то, что нужно. И, что самое странное из всего этого — это то, что он делает это достаточно хорошо и достигает нужного результата.
Лень – это пустое слово. Его, как такового, не существует. Это лишь отговорка, это корабль, на котором многие уплывают от проблем.
Есть один единственный способ, который работает всегда. Это внешнее воздействие. Причем это внешнее воздействие для Вас должно быть некомфортным.
Например, когда у Вас возникают проблемы со здоровьем, Вы обращаетесь к врачу. То есть Вы прибегаете к внешнему воздействию. А врач, в свою очередь, лечит Вас путем внешнего воздействия, давая таблетки и делая уколы.
Когда у Вас что-то болит, то Вы принимаете решение идти к врачу. А во время лечения, скорее всего, чувствуете дискомфорт. Но, как бы неприятно это было, лечение Вам помогает.
Так и во всех остальных ситуациях. Если у Вас есть проблема, которую Вы сами решить не можете, постарайтесь сделать так, чтобы получить воздействие извне. И тогда, скорее всего, проблема решится.