Нравственные качества человека: что это такое, какие бывают, список с определениями и примеры


Нравственные качества человека составляют основу его моральных устоев. Мораль является отражением общепринятых представлений о положительных и отрицательных поступках, о таких философских категориях, как добро и зло, правильное и неправильное. Нравственная позиция индивида – это его видение идеальных норм поведения, сознательный выбор жизненных ценностей и методов их достижения. В некоторых случаях категории: нравственность, мораль и этика, выступают в роли синонимов.

Понятие в психологии

Каждый индивид имеет для себя перечень правил и взглядов и старается им следовать. В комплексе этот свод создает моральный характер. Все это влияет на выбор, взаимодействие в обществе, отношение к другим, к природе, к себе. Нравственность прививается еще в детстве. Есть три варианта развития:

  1. Сдерживание на основе страха. Ребенок начинает понимать связь между наказанием и неправильным поведением и в итоге воздерживается от совершения действий, запрещенных родителями или учителями.
  2. Проявление эмпатии. Это умение представлять то, что ощущает другой. Так человек старается своими поступками сдвинуть эмоциональное состояние людей в лучшую сторону.
  3. Совершенствование мышления личности на ступени формального подхода. В этом случае приобретается определенный опыт по проверке предположений, новой оценки информации и переформулирования взглядов.

В этике нравственность является синонимом к слову «мораль». Но все же различия между ними присутствуют. Под последним подразумевается комплекс норм и правил, сложившихся исторически и относящихся ко всему социуму. Тогда как первое определение сугубо индивидуальное и у всех набор устоев свой.

Смелость

Что люди всегда ценили друг в друге? Смелость. Но почему тогда сегодня это качество присуще не каждому? Смелость и трусость ходят рука об руку. Несмотря на то что люди стали выставлять свою жизнь напоказ, они стали более трусливыми. Они боятся не только того, чего действительно нужно бояться, но и даже каких-то пустяков вроде того как спросить у продавца в супермаркете, где лежит нужный товар. Почему так происходит? Смелость и трусость – это те качества, которые вырабатываются в детстве. Вырабатываются они ребенком самостоятельно. Родители могут наставлять свое чадо, но ходить в сад или в школе они вместо него не будут. Поэтому маленькому человечку приходится самостоятельно решать проблемы, а порой это не всегда удается. И если не выходит раз за разом, человек становится трусливым и боится вступить в спор или в драку. Такая персона не может защитить ни своих, ни чужих интересов. Как живется трусливым людям? Сложно.

Связанные понятия, ориентиры и позиция

Существует несколько смежных терминов, которые нельзя оставить без внимания. Например, духовно-нравственный ориентир – это цели и табу, формирующие поведение. Личность устанавливает для себя границы и старается не выходить за их пределы. Они контролируют деятельность индивида, способствуют поиску места в социуме, определяют степень порядочности. Ведь некоторые не могут совершить воровство, измену или предать других ввиду собственных установок.

Позиция подразумевает то, что персона оценивает правила общественной жизни, пропуская их будто через «внутренний» фильтр, чтобы потом использовать, как ориентир. Сюда входят:

  • самоконтроль поступков и действий;
  • совесть;
  • ощущение человеческого достоинства;
  • поведенческие побуждения.

И, наконец, принципы – основа для выстраивания социальных и межличностных взаимоотношений. Они являются универсальными и регулируются посредством порицания или одобрения деятельности социумом.

Любовь к родине

Человек должен уважать то место, в котором он родился. Понятно, что поговорка: «где родился там и пригодился» сегодня больше не актуальна. Но все же патриотизм – это то чувство, которое должно быть заложено в душу человека. Люди, которые любят свою родину, будут стараться работать на ее благо. Благодаря этому Россия будет развиваться и богатеть. Как следствие, люди будут получать свои дивиденды за любовь и труд. Конечно, любить нужно с умом. Для того чтобы гражданам было не стыдно за объект своего обожания, он должен быть достоин любви. Любить что-то убогое из сострадания тоже можно, но все же такая любовь недостойна уважения. Патриотизм должен присутствовать в душе человека так же как и совесть или доброта. Об этом нельзя забывать, ведь дети – это будущие нашей страны, и именно на них взрослые возлагают свои надежды.

Какие бывают нравственные качества личности: список

Сразу же скажу, что помимо хороших, существуют отрицательные свойства: завистливость, злость, властность, лживость. При низкой степени нравственности подобные деяния рано или поздно начнут казаться допустимыми, а может даже и предпочтительными. Чтобы этого не допустить, необходимо, в первую очередь, следить за собой и своими поступками.

Этот перечень поможет выявить сильные или слабые стороны и наметить курс на самосовершенствование. Но это только первые шаги к улучшенной версии себя. Если вы решительно настроены на развитие положительных характеристик, то записывайтесь на мою консультацию.

Ответственность

Индивид обязан понимать, что его деятельность и даже ее отсутствие ведет к конкретным последствиям. Увы, такая черта присуща в основном зрелым личностям, отличающимся самостоятельностью и обладающим самоуважением. Ведь тем, кто привык, что за них все проблемы решают другие, будет довольно сложно отвечать за собственные поступки.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Ответственность зависит от воспитания. Ребенок, зная о правилах и запретах, понимает, что нарушив их, он будет наказан. Взрослым развить это свойство уже сложнее. Для этого можно за каждый проступок придумать штраф. Например, сделать то, что не очень хочется, но полезно.

Гуманизм

Это высокое нравственное качество, без которого жить в обществе было бы гораздо сложнее. Сюда входят сопереживание, заботливость. Но затруднение в том, что вызвать эти чувства специально практически невозможно, так как они просто возникают. Также довольно сложно любить всех вокруг. Но если присмотреться к окружению, интересоваться их жизнью, наблюдать за ними, любовь становится оправданной.

Верность

Эта характеристика сегодня в большой цене. Ее проявление подразумевается не только к возлюбленному, но и к себе и к собственным обещаниям. Если индивидуум желает, чтобы его ценили и уважали, то ему следует сдерживать слово. В противном случае нужно заранее предупредить о трудностях, чтобы не испортить взаимоотношения.

Дисциплина

Это пример морального качества человека, когда необходимо соблюдать все сложившиеся общественные нормы, чтобы не наткнуться на санкции со стороны государства. Но в психологии также есть понятие девиантной личности. Оно применимо в том случае, если индивид не может соблюдать законы и порядочно себя вести.

Честность

В первую очередь, открытым нужно быть перед собой. Ведь жить в «розовых очках» в наше время чревато нехорошими последствиями. Но перед тем как довериться другим, будьте очень внимательными. Стоит убедиться, что перед вами надежное плечо. В противном случае вы просто облегчите ему задачу в поиске ваших слабых мест.

Трудолюбие

Морально-нравственные качества бывают разными. Одно из них – это трудолюбие. Человек, который не отлынивает от работы, всегда имеет вес в глазах общества. Какая же должна быть работа? Это неважно. Каждый индивид должен трудиться в меру своих возможностей и способностей. Если он может зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, значит, он должен работать инженером, программистом и т. д. Если человек не получил специального образования, он всегда может устроиться водителем, диспетчером, строителем и т. д.

Воспитание трудолюбия должно начинаться в детстве. Некоторые родители оберегают детей. Они не заставляют своих чад трудиться и аргументируют это тем, что у ребенка должно быть нормальное детство. Но ведь если не приучать детей к труду, из них вырастут лентяи. Подростки с 14 лет уже могут идти на работу. Причем часто это практикуется в семьях с хорошим достатком. Таким образом родители приучают своих чад к работе. Трудолюбие – это привычка, и если ее нет, человеку придется очень трудно в жизни. Чтобы не прослыть лентяем, нужно работать не только на основной работе, но и дома. А также следует по мере необходимости помогать друзьям и родственникам.

Поведение

Его можно назвать нравственным в том случае, когда личность связывает его со сложившейся системой взглядов и ценностей. Все это выливается в совокупность поступков – действий, вызывающих одобрение или осуждение в социуме. Но если ситуация требует активности, а индивид ее не проявляет, это также можно назвать деянием, имеющим собственные последствия.

То, как человек себя ведет в обществе, расценивается в виде реализации таких принципов, как доброта, вежливость, справедливость. Но вместе с тем выделяется и безнравственное поведение, основанное на ненависти и лжи. Оно несет разрушающее воздействие, в то время как позитивные проявления, наоборот, реализуют стремления индивидуума и делают его лучше в глазах окружающих и его самого.

Оценка нравственных качеств личности – не всегда объективно. Не выявлено даже критериев для подобного оценивания. Но все же анализ разбивается на множество факторов. Среди основных выделяются:

  1. Мотивы. Их огромное количество и они неоднозначны. Ведь бывают ситуации, когда благороднейшие стремления приводят к негативным действиям.
  2. Последствия. Их стоит учитывать всегда. Часто поступок оценивается с точки зрения общественной значимости.
  3. Действительность. Одно и то же деяние при разных обстоятельствах может стать значимым либо осуждаемым.
  4. Средства, используемые для совершения. С точки зрения морали, достижение результата любыми способами не есть хорошо. Ведь это развивает эгоистические свойства.

Нравственное поведение определяется моральными убеждениями личности, степенью ее культурного и общего развития. Оно устанавливает дальнейшую жизнь индивида, возможность сосуществовать в обществе и добиться в нем высокого положения, а также создает его представление о добре и зле, счастье.

С одной стороны, это свободный выбор, а с другой – ограничение посредством установленных требований. Поэтому человек всегда старается найти баланс между двумя крайностями: социальными рамками и собственной независимостью.

Скромность

В наш век интернета каждый человек мечтает прославиться. Для этого люди пытаются выставить напоказ свои таланты или же милую внешность. Но почему тогда в детском саду ребятам до сих пор преподают уроки вежливости? По той причине, что человек должен быть хорошо развит и уметь отличать плохое от хорошего. Скромность – это та черта характера, которая придает человеку загадочность. Если человек не выставляет себя напоказ, с ним интересней разговаривать. Люди, которые пытаются пустить пыль в глаза, выглядят слишком ненатурально. Скромность украшает. Она помогает людям добиваться успеха. Это качество особенно актуально сегодня. Благодаря скромности человек может удачно выделяться на фоне своего окружения. Люди, которые ведут себя слишком откровенно и чрезмерно раскрепощенно, почему-то поощряются нашим обществом. Стоит отметить ту простую истину, что именно благодаря таким личностям люди с каждым годом деградируют все быстрей.

Разновидности норм: какие бывают

Установки со стороны нравственности похожи на правовые. Они также формируют поступки людей, но при этом не зафиксированы в письменном виде, а просто известны всем.

Такие ценности воплощают мораль, ведь она определяют сознание индивидуума в различных сферах, будь то семья, профессиональная деятельность или межличностные взаимоотношения. И если за нарушение закона государством применяются санкции в виде административной или уголовной ответственности, то несоблюдение нравственных устоев карается общественным осуждением и возникновением внутренних негативных эмоций, что мы называем угрызениями совести.

Если говорить о видах норм, то представим себе шкалу с двумя противоположными полюсами: плюс и минус. Это поощряемые и порицаемые поступки, влекущие за собой определенные последствия.

К первым можно отнести всем известные требования:

  • уступать место в транспорте беременным, детям и пожилым;
  • приветствовать и прощаться;
  • помогать нуждающимся.

Каждое из этих правил имеет свой антипод. Он и станет недопустимым в социуме действием. Сохранить нейтральную позицию в системе невозможно, так как даже бездействие повлечет за собой конкретные события. Именно поэтому личности приходится следовать имеющимся нормам, чтобы успешно жить в обществе.

Самокритичность

Урок вежливости в детском саду и в школе должен начинаться с рассказа преподавателей о критике. Маленьким детям она встречается нечасто, но чем старше становится человек, тем чаще он сталкивается с критическим мнением. Мало кто умеет нормально воспринимать осуждающее мнение о себе или же, о своей работе. Но нужно иметь в виду, что каждый окружающий вас человек имеет право на свободу слова. По этой причине люди могут критиковать все, что видят. Каждый индивид с детства должен стать самокритичен. Зачем? Чтобы научиться отличать полезную критику от злословья. Иногда окружающие не хотят обидеть вас или же предмет вашего творчества. Они хотят помочь и высказывают свое мнение, которое может оказаться компетентным. По этой причине его нужно выслушать и взять на заметку. А негативное высказывание, которое не поддержано никакими аргументами, следует научиться пропускать мимо ушей. А главное — нужно научиться не отвечать на злословие и не мстить в ответ. Каждый человек должен уяснить простую истину, с людской завистью бороться невозможно. Завистливая персона – это несчастная личность, которая нуждается в сострадании и любви.

Что указывает на зрелость

Степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.

Выделю 6 критериев:

  • Широкое ощущение «Я». Оно появляется еще в раннем возрасте, сформировывается в течение первых 10 лет и позже начинает расширяться с приобретением опыта и увеличением социальных ролей. Важным фактором является целенаправленная активность.
  • Проявление заботы об окружающих. Выражение глубоких чувств к близким, способность любить и дружить.
  • Принятие себя. Зрелая личность имеет свои взгляды и ценности и может их транслировать, учитывая мнение других.
  • Восприятие реальности, достижение целей. Индивид сосредоточен на конкретной задаче, забывая об удовольствиях, эгоизме. Это связано с ощущением ответственности, что является идеалом зрелости.
  • Самообъективация. Незрелый человек может совершать поступки напоказ, не отдавая себе отчета в том, что это выглядит неестественно. Более развитый индивидуум понимает, что поддельных личностей быть не может.
  • Жизненная философия. Наличие представления о единой цели в жизни.

Отмечу также, что социализация не прекращается даже у взрослых. Она вообще не имеет окончания, но всегда преследует конкретную цель, будь она осознанной или нет. Поэтому слова «зрелость» и «взрослость» – это не синонимы.

Понятие релятивизма – что это такое

Говоря о морально-этических качествах, стоит затронуть тему и об этом философском течении. Его сторонники уверены, что понятий абсолютного добра и зла не существует. Согласно этой теории, мораль не привязана к универсальным правилам. Всякое суждение является оценочным и относится к конкретному субъекту, генам, эпохе или культуре.

Задайте вопрос

В связи с этим термин рассматривается с двух сторон:

  • мнение о добром и злом условно;
  • социальная нравственность также относительна в зависимости от установленных стандартов.

Пару слов о развитии нравственных устоев

Как же моральные ценности формируются у детей? Существует 3 этапа развития детского сознания:

  • Доморальный (от 4 до 10 лет). В этот период в приоритет ставится собственная безопасность и выгода. Малыш стремится избежать наказаний и поэтому поступает так, чтобы получить одобрение взрослых. Затем наступает вторая стадия, где действия детей направлены непосредственно на вознаграждение.
  • Конвенциональный (от 10 до 13). Происходит осознание установленных правил и системы ценностей. Сначала авторитетом выбирается близкий. И нежелание его расстроить становится причиной соблюдения этих норм. Затем ребенок начинает понимать причину рамок и использует их для отстаивания собственных прав.
  • После 13 лет. В этот период подросток формирует свой комплекс взглядов путем корректирования социального шаблона. На первой ступени большое внимание уделяется требованиям, обеспечивающим спокойствие жизни. А на второй – создается индивидуальный устойчивый свод.

В этом возрасте человек уже сможет вынести осуждение, если поведение массы покажется ему отдаленным от справедливости.

Явление безнравственности

Процессы в обществе происходят циклично. Поэтому наступает момент, когда нравственность переживает упадок. Причиной этого может стать постоянная трансляция образа успешной личности, не берущей в счет мораль, идущей к своей мечте, разрушая на пути все имеющиеся стереотипы.

Все это, конечно, подается под соусом романтики, так привлекающей молодежь, легко поддающейся влиянию. Однако молодое поколение в большинстве своем не может оценить масштабность последствий. Ведь игнорирование требований ведет к анархии, хаосу и беззаконию.

Безнравственный социум — это сообщество, где люди следуют на поводу у собственного эгоизма. Они не испытывают угрызений совести, когда наносят вред окружающим. Все это ведет к глобальной катастрофе. Разрушаются исторически сложившиеся установки, размывается граница между добром и злом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]