Удивительно, как и при каких обстоятельствах формируются лидерские качества в человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?
Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.
Пару слов о понятии
Это способность организовать и увлечь за собой массу индивидов, сделать собственную идею приоритетом для сотен и тысяч других, а также в одиночку достичь того, что казалось невозможным.
Жизни знаменитостей и великих деятелей подверглись тщательному анализу со стороны психологов, социологов и политологов. И на основе этих исследований были выявлены навыки и умения, способствующие раскрытию потенциала обычного человека и его реализации в обществе.
По одному из многочисленных определений, лидерство – это процесс воздействия на социум, когда личность может прибегнуть к помощи других для того, чтобы достичь общих для них целей. Чтобы изучить такое влияние, необходимо понять, кто такой лидер и каким комплексом качеств он обладает. Но эту тему затронем немного позже.
Власть
Это понятие, к лидерству имеющее непосредственное отношение, тоже нельзя обойти стороной. Властью называется возможность навязать свою волю, умение управлять людьми даже вопреки их сопротивлению.
Что общего между властью и лидерством? Влияние. А еще то, что оба качества должны быть свойственны каждому руководителю. Чтобы организация функционировала эффективно, власть применять необходимо. Если руководитель ею не обладает, то повлиять на людей, от которых зависит деятельность предприятия, у него не получится.
Есть и весомые факторы, отличающие понятия власти и лидерства. И это – баланс. Если речь идет о власти, то он необходим. Умный руководитель осознает, что и его подчиненные тоже имеют над ним власть. Ведь они – движущая рабочая сила его предприятия. Поэтому руководитель должен управлять работниками так, чтобы у них не сформировалось чувство непокорности и протеста.
Сущность
Любая система, относящаяся к социально-экономической сфере, нуждается в вожаке. Ведь главными ресурсами для ее совершенствования являются потенциал, таланты, сила и продуктивность подчиненных, а также проявление инициативы. И все это собирается воедино именно тем, кто имеет лидерские свойства.
Эта особенность является вдохновляющим, тактическим и генерирующим аспектом в становлении любой группы. А в исполнительском ключе на первый план выходит его оперативная, организационная роль, призванная «поддерживать огонь».
Она может проявляться в том, как человек умеет организовывать рабочую деятельность несмотря на сложность поставленных задач, убеждать сотрудников добиваться целей, формировать общую картину будущего и поддерживать мотивацию к труду.
Само понятие «лидерство» в психологии произошло от немецкого слова «lead», в переводе означающего «путь». Поэтому лидер – это тот, кто ведет за собой и показывает направление.
Основополагающая его обязанность состоит в помощи другим безболезненно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, применять в работе творческий подход. Помимо этого, свойство нацелено на то, чтобы поощрять сотрудников на обмен знаниями, накопление навыков и опыта путем корпоративных курсов и обучения, а также выработку новых умений.
Но качество может быть двух видов:
- формальное;
- неформальное.
В первом случае, это руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на мнение коллектива.
Личностная модель лидерства
Говоря простыми словами, это – совокупность личностных и профессиональных качеств, которая эффектно соотносится с поставленными задачами.
Личностных моделей существует бесчисленное множество, собственно, как и самих лидеров. Однако есть универсальная. Считается, что идеальная модель лидерства – это сумма личных качеств и приобретенных навыков, помноженная на психологическую установку и поведенческую компетентность.
Еще в пример часто приводят модель, разработанную Ральфом Стогдиллом, американским психологом, доктором Университета штата Огайо. В нее включены:
- Сочетание врожденных характеристик и темперамента.
- Индивидуальные черты, выработанные на протяжении жизни.
- Поведение, обретенное в результате освоения навыков общения и мыслительных способностей.
- Требующие разрешения кризисные ситуации, послужившие стимулом для саморазвития.
Согласно данной модели, личностная оценка лидера напрямую зависит от его социально-экономических и интеллектуальных возможностей, а еще от жизненных ценностей, активности и потребностей.
Разновидности
Термин «лидерство» берет начало из психологии. Этот процесс подразумевает социальное воздействие, когда личность получает помощь от других для достижения общей для всех цели. Набор характеристик вожака полностью зависит от того, к какому типу он принадлежит.
Самая известная классификация выделяет такие виды:
- Деловой. Имеет места в коллективах, объединенных рабочими или производственными задачами. Здесь понадобятся такие особенности, как компетентность, опытность, способность быстро принимать решения, а также авторитетность. Основные требования в этом случае: продуктивность и креативное мышление.
- Эмоциональный. Свойственен психологическим группам. Человек приобретает вес за счет индивидуальных симпатий и собственной харизмы и обаяния. У окружения такой лидер должен вызывать уважение, доверие и любовь.
- Ситуативный. Он может принадлежать как к первой, так и ко второй категории. Его отличие в том, что он носит неустойчивый характер. Выражается при конкретных обстоятельствах, например, во время экстренного случая.
Но разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в компетенции специалиста. По этому условию различают:
- Бытовой – в школьной или университетской среде, в организациях досуга, в семейном кругу.
- Социальный – спортивные или творческие ассоциации, производственные или профсоюзные компании.
- Политический – деятели государства и общества.
Классификация на основе функций лидера
- Организатор. Его потребностями являются нужды всей группы. Поэтому он ведет активную деятельность для достижения общих целей.
- Борец. Ему присущи такие черты, как настойчивость, самоуверенность, упорство и развитая сила воли. Он, без сомнений, вступает в борьбу.
- Творец. Обладает новаторским, креативным мышлением, решает вопросы любой сложности. Он придерживается метода общения, а не раздает приказания.
- Утешитель. Сильная сторона такой личности – эмпатия. Он с почтительностью относится ко всем, проявляет понимание и сочувствие.
- Дипломат. Ситуация находится у него под контролем и он мастерски владеет ей вплоть до мельчайших деталей. Этот человек знает, каким образом и на кого можно воздействовать.
Важно, что в любом социуме могут присутствовать несколько из описанных выше видов. Каждый из них занимает свое место и не конкурирует с остальными.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Кто такой антилидер
Антилидер – это человек, находящийся у власти, но не обладающий качествами, способными заставить толпу по собственной воле действовать ради его интересов. Его поведение не вызывает уважения, а его личность – симпатию.
Антилидер стоит на месте, не готов развиваться и меняться. Он уверен в собственной правоте и не способен отклониться от первоначального плана. Не занимается сочинением собственной стратегии поведения, а использует уже опробованные методики. Такой человек не придерживается принципов, он с легкостью говорит одно, а поступает иначе, не посчитавшись с мнением группы. Для него главное, чтобы люди его поддерживали, соглашались, их точка зрения интереса не вызывает.
Антилидер своим поведением провоцирует конфликты, не следит за гармонией в коллективе и не хочет примирять возникающие разногласия. Он не пытается поддержать или помочь, не дает разъяснений, или они настолько краткие, что не приносят пользы. Он просто раздает команды, используя контрольный подход, при этом может повысить голос или оскорбить члена коллектива.
Антилидер
Лидерские качества необходимы человеку, чтобы найти поддержку для достижения цели. Уважение и любовь коллектива может заслужить не каждый. Только уверенный в себе человек, способный слушать и поддерживать окружающих, заработает авторитет. Постоянное самосовершенствование и способность нестандартно мыслить привлекают, вызывают желание действовать во имя общей цели.
История
Концепция лидерства начинается в 20-х гг двадцатого столетия. Именно тогда впервые проявляется интерес к механизму управления, как к науке. В первую очередь, ученые обнаружили наличие одинаковых свойств у самых известных лидеров. Так и появилась «Теория великих людей».
Но, увы, она не достигла успеха, так как объединяющие черты характера выявить оказалось довольно трудно. Конечно, среди них были и наличие развитого интеллекта, и обширный кругозор, и запоминающийся внешний вид. Но обобщенную картину создать все равно не удалось, так как те, у кого не было таких характеристик, все равно стали вожаками.
После исследователи выдвинули идею о ситуационной направленности. Она гласит, что авторитетом становятся в силу определенных обстоятельств. И в зависимости от того, какая стоит задача, личность с лидерскими наклонностями может меняться.
Ф. Фидер, проведя трудоемкую работу, установил, что стиль руководства связан с атмосферой, царящей в коллективе. Так, например, если ситуация между сотрудниками благоприятная, то они воспринимают начальника доброжелательно, уважают его и прислушиваются к его мнению. В этом случае эффективным будет вожак, ориентированный на цель. Так как положение позволяет ему быть требовательным и распределять точные обязанности. Но эта схема действует и в обратном направлении, когда коллективные отношения отрицательные.
Но вот на среднем уровне позитивности более выигрышным станет вариант, когда руководитель ориентируется на взаимоотношения между членами объединения и создание положительной ситуации.
Поведенческая теория лидерства
Главная мысль этой теории говорит о том, что человека практически в любом случае можно сделать лидером. Особое внимание уделяется поведению,считается, что именно оно в будущем позволит сделать из человека лидера. В рамках данного подхода сформировано само понятие, а также виды стилей лидерства. Они подразделяются на три варианта руководства: это авторитарный, демократический, а также попустительский.
Для создания авторитарного стиля руководства человека необходимо будет научить властному поведению, жесткому, диктаторскому контролю над группой. Если же в коллективе необходим демократическое руководство, то человека следует обучить прислушиваться к мнению других, обсуждать с группой рабочие вопросы, а также делегировать часть своих функций по контролю коллективу.
Попустительский вариант лидерства – это наименее востребованный стиль руководства, но иногда и он нужен. Для этого человека следует научить совсем терпеливо относиться к мнению коллектива, ориентироваться в процессе на конечный результат работы, практически не контролируя сами внутренние проработки. Теория исходит из того, что практически любого человека, использующего специальные программы и тренинги, можно обучить лидерству. Это сможет открыть абсолютно новые возможности для современного человечества.
Лидер в группе: психология
Этот человек знает, как сохранить спокойствие и самообладание даже при очень трудных обстоятельствах. Он обладает стрессоустойчивостью, продуктивно и быстро принимает важные решения. И главное, он берет ответственность за свои поступки.
Его особенности:
- Умение продвигаться к цели. Вожак знает, что конкретно ему нужно достичь, и идет к этому несмотря на преграды и неудачи. Более того, он не собирается останавливаться на достигнутом. Если он твердо решил получить желаемое, то никто не сможет его притормозить. Поэтому настойчивости и упорства ему не занимать.
- Высокоразвитый интеллект. Ему регулярно приходятся решать сложные задачи, думать на шаг вперед и разрабатывать стратегии дальнейшей работы. Поэтому он стремится обзавестись новыми знаниями не только в области профессиональной деятельности.
- Самоуверенность. Он не должен сомневаться во время продвижения вперед. Если у личности нет уверенности в собственных силах, то вряд ли она станет ведущей своей группы. Ведь за слабым индивидом никто не последует.
- Способность объединять вокруг себя многих единомышленников. Авторитетом не становятся сами по себе, это явление социальное. Поэтому ему необходимо управлять другими, вести их вслед за собой. А если это хороший руководитель, то и работа выходит слаженной и организованной.
- Готовность к переменам. Вожак осознает, что в любой момент может все измениться. Тогда придется корректировать планы, принимать новые решения, а возможно, кардинально менять методы саморазвития и совершенствования своей команды.
Но самое важное в таком определении, лидер в психологии – это тот, кто внутренне готов к управлению окружающими и имеет соответствующее самоощущение.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Лидер и руководитель — одно и то же?
Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.
Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть. «Зверь» он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу). Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. Лидерские качества в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?
Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения. Действительно, что может быть проще — если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды. При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.
Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.
Феномен
Ученые долгое время пытались объяснить, что именно заставляет людей следовать за конкретным индивидом и игнорировать других. Ведь общественная система создана таким образом, что ей обязательно нужно руководить, иначе она рано или поздно разрушится, и наступит хаос.
Социум во все эпохи нуждался в грамотном начальнике, так как группа людей не способна самостоятельно избирать направление для развития. Им гораздо проще, когда есть тот, кто указывает путь и говорит что нужно делать.
Психологические стили
Модели лидерства базируются на психологических особенностях темперамента. Классификация лидерства по Д. Кейсрич выделяет 4 стиля:
- интуитивно-эмоциональный;
- интуитивно-логический;
- сенсорно-решающий;
- сенсорно-воспринимающий.
Интуитивно-эмоциональный
Руководитель является своеобразным катализатором для стимуляции роста ведомых людей. Такой лидер внимательно относится к проблемам подчиненных, старается перенаправить их личностный потенциал на общее благо. Для него на первом месте стоит психологический комфорт сотрудников.
Проблемы, возникающие в процессе работы, воспринимаются лидером как личное поражение. Из-за такого стиля правления сотрудники часто становятся слишком своевольными и не выполняют работу вовремя.
Интуитивно-логический
Такому лидеру мало важны чувства окружающих. Вся его работа основана на создании и развитии планов. Любую свою точку зрения он яростно отстаивает. Не слишком нуждается в последователях.
В подчинение себе выбирает людей самостоятельно, никого рядом силой не удерживает.
Нетерпим к людям с низким уровнем интеллекта. Представляет существующую картину сложнее, чем она есть на самом деле.
Сенсорно-решающий
Планирует все заранее. Требует четкого следования плану. Главным критерием в его работе является сохранение установленных правил, материальных ресурсов, традиций. Порядок устоявшейся системы является главной ценностью, не приемлет новых идей.
Такой лидер очень ответственно относится к обязанностям своим и окружающих. Минусами такого правления являются узколобость руководителя в вопросах введения новшеств и тоталитарные предпочтения в общении с подчиненными.
Сенсорно-воспринимающий
Подходит для реализации в силовых структурах, службах скорого реагирования. Лидер быстро находит решение, опираясь только на свои ощущения и знания. Не всегда уважительно относится к установленным законам.
В рутинных делах такой стиль руководства совсем ни к чему. Да и сам лидер, наделенный быстрыми реакциями, не может усидеть на месте.
Что такое руководство
Вожак занимается тем, что пытается контролировать и регулировать межличностные взаимоотношения в коллективе. Его появление носит стихийный характер и находится в зависимости от настроений в группе.
Руководитель – это название должности, которая наделяет индивида полномочиями и назначается сверху. Это понятие отличается от термина «лидер». Но зачастую именно оно включает большее воздействие на массы.
В деятельность конкретной компании начальник занимает составлением плана будущей работы, контролирует выполнение обязанностей работниками. При этом тот, кто имеет лидерскую позицию, влияет непосредственно на поведение и эмоциональную составляющую, он умеет убеждать.
Социальная сущность явления
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод относительно того, что такое лидерство. Это – процесс социальной организации и управления общением в определенной группе людей. То есть процесс, очевидно, психологический.
Лидерство – социальное явление. Хорошим руководителем может быть лишь тот, к кому коллектив испытывает доверие. Человек, достоинства и заслуги которого признаются и уважаются всеми членами команды. Тот, за кем люди готовы следовать и без принуждения.
И лидеру приходится нелегко. Во-первых, он находится в сильной зависимости от коллектива. Он должен выражать все его интересы, прислушиваться к каждому, демонстрируя таким образом уважение к работникам, которое мотивирует их на деятельность. Обретя лидерство в группе, человек обязан инициировать активность, скоординировать действия коллектива, обеспечить внешние и внутренние связи, ресурсы, отрегулировать межличностные отношения.
Говоря простым языком, лидер должен быть успешно социализированной личностью, способной эффективно руководить без власти и учитывать интересы каждого члена команды.
В чем кардинальная разница между лидерством и управлением
Менеджер распоряжается процессом в фирме. Сюда входит постановка задач, ответственность за их выполнение и общие результаты команды. В его обязательства также включается контролирование того, насколько правильно действуют подчиненные.
Зачастую он играет пассивную роль: есть распоряжения свыше – их нужно исполнять. Но при этом он не задумывается о том, чтобы повысить мотивацию, или стимулировать сотрудников.
В то же время, лидер – это активность, эмоции и уважение со стороны объединения. Такой человек обладает колоссальной энергией, стремится идти вперед, добиваться большего. Не каждый начальник сможет стать таким. Вожак выбирает единомышленников, а для менеджера этот момент не является важным, так как для него в приоритете – выполнение приказаний.
Сравнительная таблица
Авторитет | Руководитель |
Контролирует межличностный контакт членов группы. | Заведует только официальными связями. |
Поведение возникает самостоятельно. | Назначение на должность совершается вышестоящими лицами. |
Решение насущных проблем. | Разрешению трудностей препятствуют некоторые условия. |
Влияние на маленькое объединение. | Воздействие на небольшую ячейку внутри широкой системы. |
Участник микросреды. | Субъект макросреды. |
Формы власти
Их перечислить тоже стоит. Всего форм пять:
- Власть, которая опирается на принуждение. Худшая из форм, так как подчиненным внушают: руководитель имеет право и возможность наказывать их.
- Власть, которая базируется на вознаграждении. Подчиненные верят, что руководитель удовлетворит их потребности, если они будут выполнять все, что им приказано.
- Экспертная власть. Работники верят в то, что у руководителя есть знания, позволяющие удовлетворить их потребности.
- Эталонная власть. Имеет отношение к психологии лидерства. Руководитель обладает настолько привлекательными личностно-профессиональными чертами, что его примеру хочется следовать. Лучшая из форм.
- Законная власть. Строится на вере подчиненных в правильность следующего расклада: руководитель отдает приказы, а они – исполняют.
Первая форма не только самая худшая, но и неэффективная. Ибо влияние через страх обычно приводит к неудовлетворенности подчиненных работой, что влечет снижение результативности. В итоге многие организации просто разваливаются.
Известные концепции
Как уже я отмечала ранее, лидерство изучалось различными исследователями. В связи с этим было выдвинуто несколько идей:
- Теория лидерских качеств. Ученые пытались составить обобщенный образ с чертами, присущими всем известным людям.
- Стиль поведения. Приходится на начало 20 столетия, когда пытались выявить особенности действий вожаков в различных ситуациях.
- Ситуационная авторитетность. Необходимо применять те методы, которые подходят к конкретным обстоятельствам.
Борьба за статус
Естественно, без упоминания этой темы нельзя обойтись. Борьба за лидерство – это явление, знакомое многим. Как правило, тягу к этому статусу обуславливает желание самоутвердиться, получить уважение, признание, власть или авторитет.
И если в ситуации, когда вопрос выбора лидера действительно актуален, сталкиваются два человека, соответствующих всем ранее упомянутым качествам, начинается самая настоящая борьба. Это не фигура речи. Как выглядят два лидера, каждый из которых намерен занять ту или иную должность? Это два активных, смелых, решительных, сильных человека, отличающихся напористостью, развитыми коммуникативными способностями, харизмой и стремлением.
И лидерство в организации в итоге получает тот, кто оказывается более рациональным, расчетливым, честным и перспективным.
Гендерные факторы
Многие из вас замечали, что среди руководителей женщин гораздо меньше. В большей степени это связано с исторически сложившимся восприятием того, что девушки не могут занимать подобные должности. Но в нашем мире такие взгляды подверглись пересмотру: все больше дам становятся менеджерами и довольно эффективно справляются со своими обязанностями.
Выделю несколько концепций:
- поток – половой аспект является важным;
- отбор – предъявляются различные требования;
- идея андрогинии – выделение идет по присутствию признаков феминности или маскулинности;
- фрейдизм – отрицательное отношение к тому, что лидер – женщина.
Основные типы
Если рассматривать процесс управления как отношения руководитель — подчинённый, типы лидерства базируются на двух принципах.
- Авторитарное правление.
- Демократическое.
Авторитарный стиль лидерства предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека. Руководитель самолично выбирает цели и методы их выполнения. Связи между ведомыми людьми минимизированы и полностью контролируются руководителем. Подчиненные подавляются, инициатива не приветствуется. Главным инструментом правления является страх перед наказанием.
Демократический стиль лидерства предполагает активное участие сотрудников в работе над поставленными целями, инициатива приветствуется. Ответственность ведомых людей значительно выше, чем при авторитарном правлении.
Существует еще одна классификация, разработанная М. Вебером. Сегодня это ведущая типология лидерства.
- Традиционный тип правления – в основе концепции лидерства лежат традиции определенной социальной или культурной группы, ее привычки, ритуалы. Власть передается по праву наследования. Лидером может стать только рожденный в семье правителей.
- Рациональный тип основан на установленных в определенном обществе правовых нормах. Лидера выбирают в соответствии с этими нормами. Права и обязанности правящего лица также регламентируются общепринятым законодательством.
- Харизматический тип. Основа его заключается в исключительности лица лидера. Учитывается сочетание реальных качеств человека и тех, которыми его наделило общество ведомых последователей, личные же качества лидера играют второстепенную роль в управлении.
По Веберу ведущим типом правления является харизматический, т. к. он не привязан к прошлому и предполагает развитие, т. е. переход к рациональному типу.
Проблема
Лидерство – это выражение силы воли и возможности оказывать влияние. Такому человеку всегда нужно доказывать собственное превосходство и бороться за власть. В противном случае на его место найдется другой.
Тяжело приходится представителям как формальной, так и неформальной разновидности. Ведь первые из них несут ответственность за функционирование подчиненных, а вторые – применяют сложные способы убеждения и стараются сохранить свою авторитетность.
Задайте вопрос
Природа политического лидерства в обществе
Лидерство выступает в форме социального явления, внутренне присущего человеческой природе. Уже на первейших этапах человеческого развития его существование было немыслимым без формирования каких-либо моделей группового поведения. А это обуславливало выбор такого порядка жизни общества, где главную роль играли сильные, опытные, умные люди, которые обретали доверие, признание, авторитет среди соплеменников. От лидерства в личностной форме общество переходило к наиболее сложным формам: к групповому лидерству, к институтам лидерства.
Политическое лидерство рассматривается политологией как один из механизмов урегулирования людских отношений, институтов, социальных групп, общества в целом. Его суть образуют отношения подчинения и доминирования, следования и влияния.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Кто такой лидер – определение
Это личность, умеющая контролировать собственные эмоции и придавать мотивацию другим для совершения действий. Она ставит перед собой конкретные цели, становится успешной и продвигается вперед независимо от мнения окружающих.
Признаки
Приведу факторы, отличающие его от обычного индивида:
- умеет принимать важные решения;
- при возникновении экстренных ситуаций остается спокойным;
- внушает доверие и желание подчиняться;
- хорошо формулирует мысли;
- не боится провалов и принимает их за дополнительный опыт;
- знает, как убеждать.
Таблица качеств
Категория особенностей | Описание |
Физиологическая | Обаятельность, привлекательность, прекрасное здоровье и высокая степень продуктивности. |
Психологическая | Это может быть и интроверт, и экстраверт. Но к основным чертам приписываются здоровые амбиции, желание иметь власть, устойчивая психика, упорство и настойчивость, смелость. |
Интеллектуальная | Нестандартное мышление, хорошее образование, рассудительность, эрудированность, разносторонность. |
Деловая | Организованность, дисциплинированность, честность, порядочность, внимательность, общительность, дипломатичность, умение идти на компромиссы. |
Функции
Этот комплекс связан с типом коллектива, но общее здесь тоже имеется:
- регулирование взаимоотношений между сотрудниками;
- политическая;
- планирование;
- освобождение участников от несения ответственности (весь удар берет на себя);
- наблюдение и контролирование деятельности.
Примеры
Среди таких людей можно выделить:
- Генри Форд;
- Франклин Рузвельт;
- В.И. Ленин;
- У. Черчилль;
- Ганди;
- Мартин Лютер.
Антилидер – что это
Но обязательно наступает момент, когда появляется тот, кому не нравится нынешнее руководство. Он начнет настраивать коллектив против начальника и создать множество проблем вплоть до отказа в подчинении.
Такой индивид высказывает недовольство формальным вожаком и собирает вокруг себя сторонников своих мыслей. И если его позиция будет только укрепляться, то борьба может стать негативным аспектом.
Но существует и обратная ситуация: здоровая критика только улучшит функционирование, укажет на промахи и поспособствует их быстрому исправлению. В любом случае при появлении такой угрозы менеджеру желательно перевести эту личность в другой отдел или вовсе уволить.
Функциональный аспект
Все модели лидерства базируются на определенных действиях, которые будет выполнять руководитель. Функции лидерства и их характеристика описаны ниже.
- Конструктивная – заключается в выражении и осуществлении целей определенного общества, без ущемления в процессе работы прав других социальных слоев. Установка идеально звучит, но на практике еще ни разу не была осуществлена. Из-за отсутствия продуманных концепций современного типа и плана их воплощения в жизнь большая часть революций закончилась неудачей.
- Организационная – лидер не занимается полностью всей работой самостоятельно. Для воплощения в жизнь определенных идей ему нужны свободные руки. Основные его задачи заключаются в умении увидеть потенциал в человеке и сделать его работоспособным звеном общей системы.
- Координация – осуществление контроля работы органов власти и принятие решений в соответствии с установленными в обществе законами, обычаями. Интегративная – привлечение единомышленников к своей программе. Без этого качества ни один лидер не сможет надолго задержаться на главных ролях.
Как помочь ребенку развить лидерские качества
Напомню, что лидер – это тот, кто готов взять на себя ответственность. Он точно видит собственную цель и упорно к ней продвигается. Для обучения малыша таким свойствам достаточно воспользоваться некоторыми полезными советами:
- Получение опыта. Для этого у детей должно быть свободное пространство. Не старайтесь оберегать их от ошибок – им необходимо набивать шишки и делать из этого выводы.
- Соревнования. Но это не значит, что ориентироваться стоит исключительно на победу. Истинный вожак должен гордо принимать и поражения.
- Личные обязательства. С раннего возраста человеку следует осознать, что все его поступки имеют последствия.
Демонстрация качеств
Качества лидера демонстрируются словами, интонацией, способом ведения беседы, мимикой и жестами, уверенностью и твердостью во взглядах.
- Уверенный человек соблюдает осанку.
- Не отводит взгляда от глаз собеседника.
- Улыбается только в соответствующих ситуациях.
- Уважительно относится к собеседнику.
- Одевается соответственно занимаемой должности.