Способности в психологии. Что это такое, определение, виды кратко, примеры

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Определение термина «способность» в психологии

Способности – это в психологии свойства психики человека, обусловленные особенным развитием функциональных органов и психологических структур, которые позволяют ему с особой быстротой и успешностью осваивать новые знания, умения и навыки в конкретной области деятельности.

У людей, которые обладают определенными способностями (в конкретной сфере деятельности), скорость освоения новых знаний и умений в несколько раз превышает эффективность развития в данной сфере тех людей, которые не обладают такими способностями.

Например, если у ребенка есть математические способности (легкость арифметических вычислений, хорошая память, выраженная логичность мышления), ему гораздо легче изучать математику и решать сложные задачи, в отличие от ребенка, не имеющего этих способностей.

Для успешного освоения и осуществления разных видов деятельности необходимы различные способности. От них зависит быстрота и качество приобретения новых знаний, умений и навыков в соответствующей сфере деятельности.

Что мы называем способностями?

Это понятие не столь однозначно, как кажется, и поэтому объясняется учёными по–разному.

Наиболее точно, это понятие сформулировано Б. М. Тепловым, который исходит из трёх идей:

-способности — это индивидуальные свойства человека и с точки зрения психологии присущи каждому человеку

-но это не все свойства, а лишь те, с помощью которых достигаются успехи в жизни

— к способностям не относятся знания и умения, которыми уже накоплены человеком.

Способности проявляются и сохраняются только в постоянном развитии, ибо, скажем, музыкант перестаёт практически поддерживать свою форму, его способности по истечении времени теряются. Человек развивает и совершенствует свои способности, когда применяет их на практике. Замечено, что для успешного выполнения задания недостаточно обладать какой-то одной способностью, необходимо их сочетание, но может случиться так, что менее развитая способность компенсируется другой, более развитой.

Происхождение способностей и их структура

Существует 2 теории происхождения способностей у человека. Теория о возникновении способностей путем передачи генной информации от родителя к ребенку и теория развития способностей в результате обучения, воспитания и воздействия внешней социальной среды на человека.

Генетическая теория возникновения способностей опирается на общеизвестные факты, когда дети выдающихся ученых или деятелей искусства также становились учеными или достигали успеха в соответствующей области искусства. Например, очень частым явлением было обнаружение у детей музыкантов соответствующих музыкальных способностей (Моцарт, Гайдн).

Еще одним ярким примером является возникновение целой династии музыкантов и композиторов среди потомков известного великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

Теория возникновения способностей под воздействием обучения и факторов внешнего социального влияния опирается на ряд экспериментов, которые подтверждают развитие практически любых способностей, в случае правильного и планомерного обучения человека опытными педагогами, а также в результате правильного воспитания в раннем детстве, когда формируются основные анатомо-физиологические компоненты психики ребенка.

В результате сосуществования этих теорий современная психология принимает их в равной степени. На формирование способностей влияет как наследственность, так и факторы внешней среды, которые могут компенсировать отсутствие каких-либо врожденных способностей или наоборот приостановить их развитие.

Базовая структура способностей (в общем смысле) состоит из следующих частей:

  • Информационная часть (знания о мире и обществе, научные знания, знания о способах осуществления определенных действий в различных видах деятельности).
  • Психофизическая часть (опыт осуществления определенных действий в осваиваемой сфере деятельности, выражающийся в конкретных умениях и навыках).
  • Творческая часть (умение и готовность к поиску новых видов решений каких-либо задач, способность создавать более эффективные умения и навыки).
  • Эмоциональная часть (умение формировать позитивные эмоции в отношении осуществляемой деятельности, способность использовать эмоции для более эффективного освоения умений и навыков).

Наличие вышеперечисленных элементов в структуре способностей позволяет человеку эффективно развивать его способности в любых сферах деятельности.

Развитие отдельных элементов структуры способности влияет на общий прогресс развития самой способности, что в свою очередь приводит к дальнейшему усилению развития отдельных ее частей. Таким образом, развитие способности — это взаимный цикличный процесс с участием самой способности и ее отдельных частей.

Структура способности какой-либо конкретной деятельности, кроме общей структуры будет включать в себя ряд дополнительных качеств, которыми должен обладать человек, осуществляющий эту деятельность.

Например, в структуру способностей, которыми должен обладать человек, осуществляющий музыкальную деятельность, входят такие элементы как чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память.

В отношении литературной деятельности, в дополнение к общей структуре способностей, в ее состав должны входить такие дополнительные элементы как четкая работа речевого аппарата, развитое чувство эстетики, потребность к самовыражению и фантазированию.

Каждый конкретный вид деятельности имеет свою структуру способностей. Человек, осуществляющий какой-либо вид деятельности должен обладать соответствующими способностями.

Понятие и значение

Способности — это:

  1. Психические образования, которые продолжают развитие до старости. Нельзя сравнивать способности со знаниями или сопоставлять эти понятия, но они не могут существовать без друг друга.
  2. Система психических свойств, а не только образования работы сознания. Предпосылки для появления способностей — наследственные, физиологические, природные особенности организма. Условия для развития — воспитание, обучение, воздействие социума. Доминирующие факторы, влияющие на скорость развития умения — личные интересы, запросы общества, социальные ценности.
  3. Комплекс свойств, который проявляется больше не в знаниях, навыках или умениях, а в скорости их приобретения, дальнейшего развития.

Благодаря эволюции, развитию общества люди научились компенсировать отсутствие одних способностей высокой развитостью других.

Неспособных людей не бывает, каждый человек обладает рядом талантов и задатков и возможностей, которые выделяют его среди общей толпы, но часто человек и не подозревает о своих скрытых возможностях. Многие педагоги подходят к обучению детей шаблонно, не учитывая, что каждый малыш индивидуален. Из-за этого многие дети чувствуют себя «белыми воронами» и стараются не показывать свою уникальность, боясь осуждения со стороны одноклассников и учителей. Это приводит к позднему выявлению способностей.

Благодаря эволюции, развитию общества люди научились компенсировать отсутствие одни способностей высокой развитостью других.

Задатки – природная основа способностей

Способности – это, в психологии, свойства личности, обуславливающие быстроту и качество освоения знаний, умений и навыков. Начальной формой будущих способностей являются задатки, представляющие собой наследственные анатомо-физиологические особенности организма, которые могут проявляться в виде следующих свойств нервной системы:

  • Особенное восприятие художественных форм, звуков или красок (способность к их распознаванию или анализу, быстрое их запоминание или воспроизведение).
  • Высокая чувствительность нервной системы.
  • Стремление к знаниям, высокая активность к общественным связям.
  • Хорошая память и логическое мышление, умение анализировать или обобщать.

Отличие задатков от способностей в том, что они не специфичны и не могут конкретно относиться к какой-либо одной деятельности или к какой-то определенной способности. Одни и те же задатки могут использоваться в формировании различных способностей в различных сферах деятельности.

Например, отличное зрение и врожденная внимательность могут стать частью способностей художника или профессионального стрелка из лука. Разные виды деятельности требуют определенных способностей, которые в свою очередь могут базироваться на необходимых им задатках.

Задатки зрительной системы могут использоваться в деятельности, требующей хорошего зрения (изобразительное искусство, спорт). Задатки речевого аппарата с успехом могут применяться в сфере, требующей высокого уровня его развития (ораторское искусство, лингвистика).

Задатки являются базовыми «кирпичами», на которых строятся способности и вся профессиональная деятельность человека. Они начинают проявляться в детском дошкольном и раннем школьном возрасте. В этот период происходит функциональное развитие участков мозга, отвечающих за координацию органов движения, логику мышления, а также совершенствование различных анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание.

Обнаруженные задатки у ребенка необходимо развивать в отношении той сферы деятельности, которая ему интересна. В результате формирование способностей будет проходить более эффективно, и соответствовать необходимым требованиям этой деятельности.

Московский государственный университет печати

6.

Глава 6. СПОСОБНОСТИ

Понятие о способностях. Задатки как природные предпосылки способностей. Классификация способностей. Одаренность. Талант. Гениальность

6.1.

Понятие о способностях

Успешная деятельность человека во многом определяется сте­пенью развития и формирования у него способностей. Способно­сти человека не столь очевидны, как, скажем, его внешние пара­метры, но мы сталкиваемся с ними воочию, когда несколько чело­век, имеющих равную подготовку, условия и одинаковое стремле­ние овладеть какими-то знаниями или умениями, достигают за рав­ное время разных по уровню результатов.

Способности — это такие индивидуально-психологические осо­бенности личности, которые служат необходимым условием высо­кокачественного выполнения конкретного вида деятельности.

Когда мы говорим о способностях, то имеем в виду именно ин­дивидуально-психологические особенности людей. Например, все люди способны к прямохождению и освоению речи, но отнести эти функции к собственно способностям мы не можем, поскольку они не обладают психологической природой и характеризуются призна­ком всеобщности.

Ярче всего способности проявляются при обучении и переучи­вании или в нештатных ситуациях, в обычной же обстановке успех деятельности зависит от знания, умения, уровня подготовки, а не от способностей личности. Поэтому способности не сводятся к зна­ниям, умениям и навыкам. Так, человек может быть очень хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, люди, феноменально быстро произ­водящие в уме сложные вычисления, нередко при этом обладают весьма средними математическими способностями.

Способности проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько быстро, легко и прочно они усваиваются людьми при прочих равных условиях. Спо­собности выступают лишь как некоторая возможность для приобретения знаний и умений. Возможность превращается в действи­тельность только в такой деятельности, которая не может осущест­вляться без наличия необходимых способностей. Например, нель­зя говорить о способностях человека к рисунку, если его не обуча­ли рисовать. Только в процессе специального обучения можно вы­яснить, есть ли у него способности к рисованию, насколько он лег­ко и быстро усваивает приемы работы, цветовые отношения, нау­чается видеть прекрасное в окружающем мире. Известно, что ко­гда Суриков поступал в Академию художеств, то инспектор, про­смотрев его рисунки, заявил, что ему за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить. На основании того, что у будуще­го великого русского художника не было необходимых умений и навыков рисования, инспектор сделал скоропалительный вывод о его полной непригодности к живописи.

Если человек при прочих равных условиях не справляется с тре­бованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это свидетель­ствует об отсутствии у него соответствующих способностей и озна­чает, что человек, хотя и овладеет необходимыми для данной деятель­ности знаниями и умениями, но это потребует от него чрезвычайно­го напряжения сил при сравнительно скромных результатах.

Способности, как и все другие психические явления, имеют ка­чественно-количественную определенность. Только сравнивая ка­чественно одинаковые формы активности, можно утверждать, что тот или иной человек более или менее способен. Естественно, что сравнение должно проводиться лишь при соблюдении равенства условий.

Способности со стороны их качественных особенностей пред­ставляют собой сложный комплекс психологических свойств лич­ности, обеспечивающих успех деятельности. Другими словами, при качественной характеристике способностей учитывают то, к чему обнаруживает способности конкретный человек, какие его способ­ности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное усло­вие ее успешности. Качественная характеристика способностей позволяет человеку определить, в какой сфере трудовой деятель­ности он сможет достичь серьезных результатов. Например, ярко выраженная способность к педагогической деятельности опреде­ляется такими психологическими качествами, как любовь к детям и преданность делу, обширные познания и нравственная безупреч­ность, умение быстро и безошибочно ориентироваться в воспита­тельных задачах, педагогический такт, инициативность и общитель­ность, выдержка и самообладание и т.п.

Выяснение того, какие конкретно-психологические качества соответствуют требованиям данной деятельности, тесно связано с количественной характеристикой, отвечающей на вопрос, в какой мере эти психологические качества развиты у человека. Для опре­деления количественной характеристики и измерения способно­стей используют различные диагностические приемы, тесты, испы­тания. Но, как правило, они дают представление не о способностях человека, а о наличии у него тех или иных сведений, умений, навы­ков. Поэтому в свое время Л.С.Выготский для выявления уровня спо­собностей ребенка предложил метод определения зоны ближайше­го развития. Суть этого метода заключается в оценке расхождения между результатами самостоятельного решения задачи и решения этой же задачи с помощью взрослого. Если ребенок не может ре­шить задачу ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, есть ос­нования говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Итак, количественная характеристика способностей возможна че­рез выявление динамики успехов человека в процессе обучения.

6.2.

Задатки как природные предпосылки способностей

Вопрос о природе и о происхождении способностей — один из наиболее сложных в психологии. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению данного вопроса.

Еще со времен Платона разрабатывается концепция, утверждаю­щая врожденность (наследственность) способностей. В качестве аргументов приводятся данные о раннем проявлении способностей у ребенка. Так, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в трехлетнем возрасте. Доказательством наследственности способ­ностей выступают также факты повторения их у потомков выдаю­щихся людей, приводятся примеры одаренных семей и целых ди­настий. В семье Бахов музыкальные способности обнаружились впервые в 1550 году, а иссякли в 1800 году. Всего в семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся, но особенно прославился И.С.Бах.

Экспериментальные исследования на животных, в которых скре­щивались только особи, справлявшиеся с поставленной задачей успешнее других, свидетельствовали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

С точки зрения другого подхода к вопросу о происхождении спо­собностей, способности не есть нечто данное от природы, врож­денное, они формируются под воздействием условий социальной среды, обучения и воспитания. В качестве доводов здесь приводят­ся факты массового развития некоторых специальных способно­стей, а именно звуковысотного слуха в условиях русской и вьет­намской культур. Исследования О.В.Овчинниковой и Ю.Б.Гиппенрейтер под руководством А.Н.Леонтьева показали, что звуковысотный слух, составляющий основу музыкального слуха, недораз­вит у одной трети взрослых русских испытуемых, в то время как испытуемые вьетнамцы обнаружили стопроцентную музыкаль­ность. А объясняется это особенностями русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», а второй — к «тональ­ным» языкам. Во вьетнамском языке, в отличие от русского, высо­та звука несет функцию смыслоразличения. В результате все вьет­намские дети, овладевая в раннем детстве родной речью, одновре­менно развивают свой музыкальный слух. Как следует из данного исследования, музыкальный слух может формироваться под влия­нием условий среды.

Если первая концепция о врожденности способностей, по сути дела, игнорирует необходимость напряженной деятельности по развитию способностей, раз они появились сами по себе, то вто­рая, напротив, утверждает, что всякой деятельности можно нау­читься даже при отсутствии желания и увлеченности ею. Поэтому более приемлемым является представление, согласно которому спо­собности подчиняются закону развития, но основы их заложены генетически. Например, люди могут, а животные не могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Предел здесь кладут задатки, которые морфологически, генетически детермини­руют предельные возможности совершенствования мышц гортани, коры больших полушарий головного мозга и т.д. Так и относитель­но способностей психология не отрицает врожденности анатомо-психофизиологических особенностей человеческого организма, которые могут оказываться условиями успешного выполнения ка­кой-либо деятельности.

Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются за­датками. В психологии стала крылатой фраза профессора Б.М.Теплова: «Способность — это задаток в развитии». Таким образом, человек рождается только с задатками, этими природными предпо­сылками развития способностей. К врожденным задаткам относят­ся, например, такие свойства зрительного анализатора, как точное определение пропорций, цвета и т.п., необходимые для успешного развития способностей к художественному творчеству, или очень тонкая чувствительность обонятельного анализатора, на основе которой развиваются профессиональные способности парфюме­ров-создателей новых сортов духов.

Само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о про­явлении и развитии способностей. Чтобы это случилось, необхо­димо занятие соответствующей деятельностью. Даже самые ярко выраженные задатки могут развиться в способности лишь в про­цессе труда, обучения, игры. Многие выдающиеся люди, про ко­торых обычно говорят, что у них талант от Бога, в своих воспоми­наниях подчеркивали ведущее значение труда в их творчестве. Так, Эдисон как-то сказал: «Гений — это на 1% вдохновение и на 99% потение».

В упорном труде и при огромном желании можно развить спо­собности даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или иному виду деятельности. В качестве примера обратим­ся к жизни выдающегося оратора античности Демосфена. Когда Демосфен поставил перед собой цель стать оратором, он был хи­лым молодым человеком со слабым голосом и прерывистым корот­ким дыханием, кроме того, он шепелявил и картавил. Все это про­тиворечило сложившемуся в Древней Греции образу оратора, ко­торый должен был обладать красивой фигурой, величавой внешно­стью, артистической мимикой и жестами, иметь красивый громкий голос. Но Демосфен не отступил от поставленной цели и начал на­пряженно работать над своей внешностью, голосом, дикцией, ды­ханием. Перед зеркалом он учился актерской игре, вкладывал в рот камешки и так читал на память стихи, во время бега, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какую-нибудь длинную фразу. Упорно развивая плохо выраженные от рождения задатки, Демосфен по сути сотворил себя заново. Это стало возможным бла­годаря тому, что поставленная Демосфеном цель стать оратором, побуждаемая к осуществлению его горячим желанием словом воз­действовать на огромную массу людей, превратилась в самостоя­тельную побудительную силу, мотив.

Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напря­женная активность личности являются необходимыми условиями развития способностей.

Разглядеть задатки порой бывает очень трудно. Об этом говорят многочисленные примеры из жизни выдающихся людей. Например, Ньютон слыл в школе тупицей, и родители вынуждены были взять его домой из-за неспособности к обучению. Ф.Шаляпина не приня­ли в хористы «по неспособности к пению».

То, насколько проявятся задатки, зависит от условий индивиду­ального развития личности. Неблагоприятные условия препятству­ют оформлению задатков. Например, обедненная среда, в которой ребенок лишен разнообразных впечатлений и возможности актив­но действовать, уменьшает возможности формирования у него спо­собностей. Частые психические травмы, наносимые ребенку в про­цессе неправильно организованного обучения и воспитания, так­же создают неблагоприятные условия для развития способностей. Фактором, тормозящим становление способностей, может стать некорректное обращение с мотивацией. Так, излишнее принужде­ние к какому-либо виду деятельности вызывает, как правило, нега­тивные переживания, которые затрудняют проявление специаль­ных способностей.

Не развитые вовремя задатки могут атрофироваться. Известно, что дети, попавшие в силу тех или иных обстоятельств в логово зве­рей и лишенные, таким образом, возможности развить свои задат­ки и способности, теряли их навсегда.

Человек может обнаружить и развить свои способности к опре­деленному виду деятельности благодаря не только упорному труду, но и методике обучения. Совершенствование приемов формиро­вания соответствующих знаний и умений приведет в конечном ито­ге к тому, что такие способности, как поэтические, музыкальные, артистические, организаторские и т. п., о которых принято говорить как о «врожденных», будут развиваться так же, как, скажем, грам­матические или арифметические способности. Другими словами, как сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что любого нормального ребенка можно научить читать и писать, так обычным делом будет учить всех детей писать стихи, сочинять музыку, рисо­вать и т.д. И сегодня в этом направлении уже многое делается. На­пример, существуют экспериментальные школы, в которых у абсо­лютно немузыкальных детей путем системы индивидуальных тре­нировок формируют музыкальный слух.

Важным фактором развития способностей человека являются склонности и интересы. Склонность — это особенность личности, проявляющаяся в предпочтительном выборе занятий какой-либо конкретной деятельностью. Так, повышенная склонность ребенка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждаю­щихся у него способностей к художественному творчеству. Как правило, склонность к занятиям живописью сопровождается про­явлением интереса к цвету, особенностям формы окружающих предметов, ко всему, что так или иначе связано с изобразительным искусством, к художественному творчеству в целом. Однако нали­чие интересов и склонностей само по себе не всегда говорит о том, что человек обладает соответствующими способностями. Но то, что интересы и склонности, как и другие черты характера, например настойчивость и целеустремленность, благоприятствуют формиро­ванию и развитию способностей в процессе самой деятельности, является неоспоримым фактом.

6.3.

Классификация способностей

Единой и общепринятой классификации способностей в психо­логии не разработано. Принципы ее построения предлагаются са­мые разные. Так, по основным видам деятельности выделяют ин­женерные, научные, экономические и другие способности. Разли­чия, связанные с особенностями работы органов чувств, выступа­ют основанием для деления способностей на обонятельные, музы­кальные и др. По силе уравновешенности и подвижности нервных процессов, скажем, в двигательной сфере различают разнообраз­ные спортивные способности. Наиболее распространенным явля­ется разделение способностей на общие и специальные.

Общие способности — это свойства личности, которые в той или иной мере необходимы для самых разнообразных видов дея­тельности. Эти свойства имеют такие вполне конкретные психо­логические проявления, как наблюдательность, конструктивное воображение, способность к оперированию абстрактным материа­лом и т.д. Общие способности влияют на образование новых зна­ний и умений.

Поскольку все люди разнятся по качественно-количественному составу задатков и условиям развития, то со временем индивиду­альные различия становятся существенными, и наряду с общими способностями выделяются способности специальные. К специаль­ным обычно относят способности, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Это могут быть психомоторные, сенсорные, мнемические, интеллектуальные и другие способности.

С началом профессионального обучения образуются новые структуры индивидуальности, которые получили название профес­сиональных способностей. Обычно профессиональные способности не выделяются психологами в отдельную группу, а рассматри­ваются как разновидность специальных. Но в отличие от специаль­ных профессиональные способности формируются в гораздо бо­лее позднем возрасте. Кроме того, они тесно взаимодействуют с задатками: в ответственные моменты своей профессиональной дея­тельности человек мобилизует все ресурсы своей психики, вклю­чая задатки. Для любительской деятельности это не характерно. По мере овладения новыми профессиями формируются все новые про­фессиональные способности, нередко совершенно в другой облас­ти. Человек может быть прекрасным менеджером, журналистом и писателем одновременно и во всех этих областях работать профессионально.

Способности, талант, голосовая, слуховая или зрительная исклю­чительность личности находят свое выражение прежде всего в твор­честве. По мнению замечательного русского мыслителя СЛ.Фран­ка, всякий человек, хоть в малой мере, является творцом: его труду всегда, пусть в минимальной степени, присущ момент творчества. Если ремесленник работает с любовью и со вкусом, вкладывает в труд свою личность, то он, по сути, совершает творческий акт. В этом смыс­ле различие между ремесленником и художником относительно. Даже самый обыденный человек, кроме простого выполнения своих обязанностей, вносит в свою работу элемент чутья, импровизации и, реализуя свои способности, справляется с непредвиденной ситуаци­ей каким-то новым, небывалым для него способом.

Наиболее типичным образцом творчества является художествен­ное творчество. Человек, способный к художественному творчест­ву, обладает рядом развитых духовно-мыслительных особенностей. Американский психолог Д.Гилфорд отмечает шесть таких склонно­стей способного художника: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость или оригинальность, умение придавать художественной форме необходимые очертания.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляю­щих общественный интерес.

Существует иерархия степеней, характеризующих предраспо­ложенность человека к творчеству: способность — одаренность — талант — гениальность.

Человек, находящийся на более высокой ступеньке этой твор­ческой лестницы, сохраняет те положительные качества, кото­рые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но не­пременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.

6.4.

Одаренность

Обычно понятие «одаренность» употребляется для характеристи­ки детей, поскольку деятельность ребенка отличается весьма отно­сительной успешностью, самостоятельностью и оригинальностью.

Определяют одаренность как совокупность природных задатков, выступающих одним из условий формирования способностей.

Психологический анализ одаренности позволяет выделить об­щую структуру способностей, складывающуюся из таких психиче­ских качеств, которые обеспечивают возможность осуществления на самом высоком уровне широкого спектра занятий. Изучение детей с ярко выраженной одаренностью к различным видам дея­тельности показало, что следующие способности проявляются у подавляющего большинства высокоодаренных детей. Во-первых, это внимательность, собранность, постоянная готовность к напря­женному труду. Во-вторых, готовность к труду перерастает в тру­долюбие, в неуемную потребность трудиться. В-третьих, это высо­кая продуктивность умственной деятельности, которая выражает­ся в быстроте мыслительных процессов, систематичности ума, в повышении возможности анализа и обобщения.

Наблюдения за одаренными детьми свидетельствуют, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к ко­торой они способны. Они могут буквально часами изо дня в день заниматься интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно и труд, и игра. Все их инте­ресы, переживания, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Ю.Б.Гиппенрейтер рассказывает о мальчике, у которого в три с половиной года пробудился интерес к числам. Он провел мно­го дней за пишущей машинкой, печатая последовательно числа на­турального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции сло­жения и вычитания. Персонажами его воображаемых игр были числа, многие из которых имели свой особый характер и поведе­ние. Он сам открыл отрицательные числа, операцию умножения.

Общие способности, образующие структуру умственной одарен­ности, дополняются рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности, которая может осуществиться лишь при наличии соответствующих способностей. Например, художе­ственная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впе­чатления, извлекать из памяти и включать в богатую систему ассо­циаций и связей, диктуемых творческим воображением. Конкрет­но, если ребенок увлекается литературным творчеством, то его ли­тературная одаренность будет характеризоваться такими специфи­ческими способностями, как высокий уровень эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатая фантазия, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении.

Отечественная психология исходит из того, что достаточно силь­ное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание. В западной психологии, напротив, получила распространение концепция, согласно которой одаренность имеет предустановленный характер. Авторы этой кон­цепции считают, что умственная одаренность зависит от генов лич­ности и лишь в незначительной степени поддается действию среды и воспитания. Они утверждают, что умственную одаренность мож­но измерить. Количественное измерение производится с помощью так называемых тестов. По содержанию тесты умственной одарен­ности состоят из задач различной степени сложности, которые не зависят от опыта и знаний испытуемого и представляют собой сло­весные испытания или различные «головоломки». Успешность ре­шения задач исчисляется в сумме баллов или очков, которые набрал каждый испытуемый за установленное время, и определяется ко­эффициент умственной одаренности. Он выражается в процентах:

где IQ — коэффициент умственной одаренности, а умственный воз­раст определяется средней суммой очков.

Например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков, соответствующую умственному возрасту одиннадцати с половиной лет, набрали два ребенка десяти с половиной и четырнадцати лет. Тогда коэффициент их умственной одаренности равен:

Коэффициент умственной одаренности объявляется постоян­ным. Установив его в раннем возрасте, на всю жизнь определя­ют возможность человека успевать в учении и практической дея­тельности.

Итак, в зависимости от коэффициента умственной одаренности осуществляется отбор самых способных детей для обучения в спе­циализированных, привилегированных школах и высших учебных заведениях. В действительности же данный коэффициент выявля­ет не одаренность детей, а лишь наличие у них определенных све­дений, умений и навыков.

6.5.

Талант

Человек как безусловно своеобразная, единственная и неповто­римая личность в процессе творческой деятельности, научной, тех­нической или художественной, выражает прежде всего свои субъ­ективные переживания. Талантливый человек, пытаясь выразить себя, одновременно привносит в творчество нечто объективное, общечеловеческое. Причем это не делается умышленно, а рожда­ется из вдохновения.

Вдохновение — это специфически творческое состояние ясно­сти мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассо­циаций, обостренной виртуозности в чувствовании формы, глубо­кого проникновения в суть жизненных проблем. Гёте говорил, что бывают мгновения, когда как бы спадает пелена с глаз, и мир вдруг является обнаженным для наших органов чувств, в своей первоздан­ной нетронутости, яркости и необычности. Такие мгновения могут вызвать, писал он, особого рода жуткое переживание, доходящее до страха. Но чаще всего приходит на помощь «деятельный свод­ник» — рассудок, который быстро все переводит в обыденные штам­пы и образцы.

Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию и делает творческий процесс особенно плодотворным. С древнейших времен образом вдохновения является крылатый конь — Пегас.

Благодаря вдохновению талант порождает ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой общечеловеческое значение, в то время как человек одаренный создает ценности, обладающие устойчивой значимостью для определенного общества, хотя и на значительный период его развития.

Наука всесторонне исследует психологические аспекты челове­ческой деятельности, в том числе творчества, но тем не менее и сегодня можно согласиться со словами А.С.Пушкина о том, что «вся­кий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарско­го мрамора видит Юпитера и выводит его на свет, резцом и моло­том раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выхо­дит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройны­ми однообразными стопами? — Так никто, кроме самого импрови­затора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волей…».

В психологии талант определяют как благоприятное сочета­ние и взаимодействие способностей к той или иной деятельно­сти, обеспечивающих успешность творческого выполнения этой деятельности.

Составляющие талант способности не являются идентичными, так как структура таланта детерминируется характером требова­ний, которые предъявляет личности конкретный вид творческой деятельности. Поэтому сочетание психических качеств личности талантливого полководца будет иным, нежели талантливого архи­тектора.

Как и способности, талант представляет собой лишь возмож­ность достижения успехов в творчестве. В конечном счете, приоб­ретение высокого мастерства в творчестве зависит от исторических условий существования людей, и история, особенно средневековья и Возрождения, дает тому подтверждение. Как писал Н.А.Бердяев: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культу­ру. Это подчинение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового времени произошла перецентрализация, были от­пущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессан­сом… Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифференциации всех сфер общест­венной и культурной жизни, когда все области культуры становят­ся автономными. Автономной является наука, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся общественность и вся культура».

В то же время человеческая история изобилует примерами, сви­детельствующими о слабой приспособленности социальной струк­туры того или иного общества к надежному поддержанию твор­чества и высокой духовной деятельности. Нередки серьезные расхождения между обществом и талантливой личностью, соблазн ху­дожника уйти от мира официальности в уединение свободного творчества. Примерами такого уединения могут быть бегство мо­лодого Гете в Италию, где он создал «Римские элегии», болдинская осень Пушкина, уход Н.К.Рериха в долину Кулу, бегство Гогена на Таити и т.д.

Талант как потенциальная возможность создания значительных ценностей в науке, искусстве, социальной жизни, которая может реализоваться в продуктах материальной и духовной культуры об­щества при соответствующих общественных условиях, предполагает также большой, творческий, напряженный труд. Люди, чей талант в глазах всего человечества был бесспорен, всегда много трудились. Подчеркивая ведущее значение труда в своем творчест­ве, Гёте, например, писал: «Меня считают баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было кроме тяжкого труда, и я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, ко­торый снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх».

В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходимый комплекс умений и навыков, без которых невозможны никакие творческие успехи, высочайшее мастерство, всемирная извест­ность. Мастерство как проявление таланта личности в деятельности раскрывается не только в сумме соответствующих умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированно­му осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи.

6.6.

Гениальность

Гениальность есть целостное качество человеческой личности. Как писал Н.А.Бердяев, «гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть му­чение над вопросом о смысле жизни, искание правды жизни. Свя­тому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в пре­вращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать».

Другими словами, гениальность человека проявляется в силе восприятия им мира и глубине воздействия на других людей и не обязательно выражается в таланте писать замечательные картины или оригинальные научные трактаты, быть великим полководцем или выдающимся актером.

Таким образом, понятия «гениальность» и «гений» не являются тождественными. Гений рождает соединение гениальной натуры человеческой личности с талантом. Гений создает высшие общече­ловеческие ценности, опережающие историческую эпоху и имеющие мировую значимость на все времена. Гениями, например, в искусстве были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, И.Репин, В.Суриков и др. Причем гений Леонардо да Винчи распро­странялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Так, им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты, разработаны проекты передви­гающихся орудий, напоминающие современные танки и т.д. Мике­ланджело также был не только замечательным живописцем, но и выдающимся скульптором, поэтом. Рембрандт с потрясающей пси­хологической глубиной раскрыл душевные качества своих совре­менников в галерее портретов, показал целый мир сложных чело­веческих отношений в своих прославленных картинах. И.Репин в таких пользующихся мировым признанием картинах, как «Запо­рожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и др., выразительно раскрыл наиболее закономерные явле­ния в общественной жизни России, дал глубокий психологический анализ изображаемых им людей.

Известно, что произведения любого искусства, в отличие от до­казанных учеными истин или апробированных технических изо­бретений, всегда открыты для меняющихся оценок и интерпрета­ций воспринимающего в зависимости от его социального и лично­го опыта. Может быть уничтожен престиж того или иного автора, который в былые времена считался гением, и, наоборот, поднят из забвения художник, казавшийся современникам непонятным и недостойным внимания. Так, в наше время возвращения к тради­ционным духовным ценностям русской культуры творчество «аги­татора, горлана, главаря» В.Маяковского звучит гораздо менее убе­дительно, чем стихи некогда запрещенного и презираемого рево­люционным пролетарием С.Есенина. Или полубредовые для совре­менников полотна нидерландского живописца Херонимуса Босха, причудливо соединившие элементы научной фантастики, социаль­ной сатиры и реалистических наблюдений над жизнью людей в со­четании с высокой художественной техникой, оказались неожидан­но пророческими в нашу эпоху социальных, атомных, биологиче­ских и иных научных экспериментов, определяющих лицо этого «безумного, безумного, безумного» мира.

Великие произведения искусства, созданные гениями, остают­ся неподвластными времени и относительно независимыми от ме­няющихся групповых и национальных вкусов. Они отличаются тем, что перед лицом вечности продолжают оказывать могучее воздей­ствие на сердца и души новых поколений, оставаясь непревзойден­ными образцами для подражания. Они остаются великими, потому что доступны и понятны всем.

6.7.

Резюме

Индивидуально-психологические особенности личности прояв­ляются в ее способностях. Способности имеют общественно-исто­рическую сущность, но несут в себе природные предпосылки раз­вития в виде задатков, которыми люди наделены от рождения. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуально­го роста. Задатки обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют их.

Задатки многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Всякая же способность является способностью к какой-нибудь деятельности. В процессе деятельности важное зна­чение имеет взаимосвязь между способностями и знаниями, уме­ниями, навыками. Неотъемлемым компонентом способностей яв­ляется повышенная мотивация.

Степень предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности характеризуется такими психологическими особен­ностями личности, как способности, одаренность, талантливость, гениальность.

6.8.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое способности?
  2. Являются ли способности врожденными?
  3. Как соотносятся между собой способности и задатки?
  4. В чем выражается связь способностей со знаниями, умения­ми, навыками?
  5. Какая существует зависимость между систематическим тру­дом и развитием способностей?
  6. Какова структура способностей?
  7. В каких взаимоотношениях находятся склонности, интересы и способности?
  8. Что такое одаренность, талант и гениальность?

Что такое склонности?

Когда у человека появляется интерес к какому-либо определенному типу деятельности, и он стремится развивать свои задатки именно в этом направлении, то такую начальную направленность индивида называют склонностью.

В процессе освоения выбранного направления развития, склонность может перерасти в способность. Если человек в процессе освоения выбранного направления меняет свои интересы, то могут появляться другие склонности, которые могут быть в дальнейшем развиты до соответствующих способностей или остаться без дальнейшего развития.

Уровни развития способностей

Способности – это в психологии свойства личности, влияющие на возможность человека осваивать необходимые умения и навыки в определенной сфере деятельности.

Развитие способностей состоит из 3-х следующих уровней:

  1. Определение и развитие задатков.
  2. Определение и развитие склонностей.
  3. Развитие способностей.

В результате исследований развития способностей человека выяснилось, что разные способности проявляются в разные возрастные периоды в течение раннего детского возраста. Например, в 2-4 года у ребенка проявляется способность к обучению речи. В 5-6 лет возникает способность к чтению. В младшем и среднем школьном возрасте у ребенка проявляются склонности к творческому развитию.

Если в нужные моменты времени не помочь ребенку в развитии соответствующих базовых способностей, это негативно может сказаться на дальнейшем его развитии. Эти моменты времени онтогенетического развития называются сензитивными периодами.

Для успешного развития способностей огромную роль играет фактор внешней социальной среды и качество обучения. Наличие задатков и склонностей само по себе не может сформировать необходимые способности у человека.

Формирование конкретных способностей происходит в результате целенаправленного процесса обучения преподавателями или родителями (если они компетентны в соответствующей сфере деятельности).

Кроме фактора среды, эффективность развития способностей зависит и от фактора личной активности самого человека. Правильно выработанное отношение к выбранной трудовой деятельности и формирование интереса к ней, позволяют достигать успеха более эффективно.

Очень важно на раннем этапе развития ребенка максимально заинтересовать его той деятельностью, к которой у него в этот период проявляются задатки и склонности.

Если у человека в детстве будут сформированы способности к самоорганизации и личной заинтересованности в развитии каких-либо способностей, то в дальнейшем ему легче будет ориентироваться в мире и достигать необходимых успехов в достижении поставленных им целей.

Диагностика

Получить информацию можно с помощью тестов. Они могут быть общими или узкоспециализированными.

Сначала индивид должен пройти общие тесты, чтобы исследователь понял какие свойства у него преобладают. Требования к тестированию:

  • стандартизация — процедура должна быть единообразной, чтобы результаты получились достоверными;
  • надежность — вопросы должны быть проверены на практике;
  • непредвзятое отношение к испытуемому со стороны исследователя.

Полученные результаты озвучиваются, на их базе составляются другие тесты.

При определении творческих наклонностей нужно учитывать характеристики креативности:

  • смысловую гибкость;
  • образное мышление;
  • оригинальность ассоциаций.

Условия формирования способностей

Фундаментом для появления и развития способностей являются нервно-мышечные функциональные органы, которые формируются у ребенка с момента рождения до 6 лет. У здорового ребенка все физиологические элементы (слух, речь, нервная система, мышление) позволяют полноценно развивать как базовые, так и специальные способности.

Во время обучения детей, важным условием эффективного развития способностей является их комплексное развитие. Одни способности тесно связаны с другими (речь связана со слухом, зрение связано с мышлением). Развитие только одной какой-либо способности в отрыве от других недопустимо.

Для разностороннего развития ребенка необходимо:

  • обеспечить творческий подход к обучению;
  • сформировать заинтересованность предметом обучения;
  • создать позитивный эмоциональный настрой;
  • обеспечить необходимую степень сложности задач в отношении осваиваемых способностей.

Творческий подход к делу формирует у ребенка самостоятельное мышление, в результате которого он может:

  • находить новые решения поставленных задач;
  • анализировать свои действия;
  • корректировать их, улучшая свои возможности.

Во время обучения необходимо позаботиться о достаточной трудности выполняемых задач, поставленных перед ребенком. Они не должны быть слишком сложными: если они будут невыполнимы, то это может приостановить формирование соответствующих способностей.

Если же задачи и соответствующая им деятельность будут слишком простыми, то это также не приведет к должному развитию способностей, а лишь обеспечит их функционирование на текущем уровне.

В процессе деятельности, развивающей способности ребенка, его эмоциональный настрой играет существенную роль в освоении новых умений и навыков.

При достижении определенных положительных результатов в деятельности ребенка, направленной на развитие его конкретных способностей, необходимо позаботиться об эмоциональном подкреплении каждого его успеха, поскольку в процессе деятельности возникают также и неудачи, которые на фоне успехов не должны вызывать негативного отношения ребенка к осуществляемой им деятельности.

Способности и индивидуальные различия

Если обучить несколько человек одним и тем же способностям, они все равно будут отличаться друг от друга:

  • характерами;
  • степенью владения этими способностями;
  • наличием других способностей и задатков.

Индивидуальные различия между людьми определяются их задатками, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными.

От выраженности тех или иных задатков зависит скорость и эффективность развития соответствующих им способностей. Врожденные задатки являются фундаментом для определенных способностей, которые в свою очередь могут являться задатками для способностей высшего порядка.

Например, чтобы приступить к изучению высшей математики, необходимо сначала освоить элементарную математику, которая будет выступать в роли задатка, необходимого для ее изучения.

У разных людей существует различный набор задатков и соответствующих им способностей. Таким образом, в результате их развития и взаимодействия с другими людьми в социальной среде возникает индивидуальное их различие.

Два подхода к развитию способнос­тей:

  1. Согласно структурному подходу способности – это базовые понятия, единицы анализа, элементы струк­туры. Задатки определяют область возможностей для развития способностей. Они проявляются в деятельно­сти. Б.М. Теплов отмечал, что существует прямая связь между задатками (абсолютный музыкальный слух) и предметной спецификой.
  2. Функциональный подход (личностный) рассматри­вает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи. Например, если испытуемый мо­тивирован стать музыкантом, то слух можно сформи­ровать (псевдоабсолютный слух). Способности форми­руются и развиваются в деятельности путем преобра­зования других природных задатков.

Способности и склонности

Способности человека развиваются в соответствии с его склонностями, которые представляют собой проявление интереса к той или иной деятельности. Возникшие склонности побуждают человека развивать соответствующие им способности. Как правило, склонности начинают проявляться с раннего детства.

Существуют индивидуальные и общие склонности. К индивидуальным склонностям, например, можно отнести стремление ребенка к изучению музыки, живописи или техническим наукам.

К общим склонностям, возникающим практически у всех детей, например, можно отнести склонности к ручному труду. Развитие этого вида труда очень важно в раннем возрасте ребенка, поскольку это способствует его умственному развитию, формирует и укрепляет работоспособность, а также развивает творческое мышление.

Очень важно отличать истинные склонности от стремления к какой-либо деятельности в целях выгоды или в результате навязывания ее человеку другими людьми. В случае, если склонности не вызывают подлинной любви к делу, а продиктованы лишь целью успеха, развитие способностей в таком случае может быть слишком трудным или невыполнимым.

И наоборот, истинная заинтересованность и любовь к выбранной деятельности или профессии приведет к полноценному развитию способностей, соответствующих этой деятельности.

Проблематика

Изучением проблематики развития способностей занимались многие психологи. Они пытались ответить на вопрос, почему одни люди развиваются быстро, достигают больших высот, а другие не могут найти себя в течение жизни. На фоне проводимых исследований было составлено несколько методик, позволяющих найти хобби, развить таланты.

Нельзя путать способности с задатками или талантами. Задатки — «спящий» потенциал, который может быть не раскрыт до конца жизни. Таланты будут прорываться наружу, независимо от того чем человек занимается. Способности помогают индивидууму развиваться в интересующей его сфере.

Способности и одарённость

Способности – это в психологии индивидуально-психологические качества человека, которые позволяют ему эффективно осваивать новые знания, умения и навыки в определенной сфере деятельности.

Наличие различных способностей у разных людей отличает их друг от друга, но некоторые люди обладают такими способностями, которые позволяют достичь сверхнормативных результатов по отношению к аналогичным способностям других людей. Таких людей называют одаренными.

Обычно одаренность проявляется с раннего детства, причем одаренность к различным сферам деятельности проявляется в определенное время. Например, одаренность к искусству (музыка, рисование) проявляется раньше, чем одаренность к наукам.

Наличие одаренности еще не означает, что ребенок станет художником или математиком сам по себе. Развитие способностей детей (с любым уровнем задатков) в большой степени зависит от факторов окружающей среды, качества обучения и воспитания.

Что такое задатки у человека?

Для человека характерно обладание определёнными задатками: различают врождённые и приобретённые. Развитие способностей у человека проходит в несколько этапов, но только отдельные способности достигают высокого уровня. Чтобы достичь его, необходимо иметь определённый начальный уровень. Задаток становится основой, с которой следуют дальнейшие шаги. Он же обуславливает индивидуальные особенности при формировании, специальных способностей. Индивидуальные способности складываются при взаимодействии наследственных признаков и окружающей среды, и это проявляется уже при рождении. В человеке с детства закладываются такие свойства, которые с возрастом могут помогать или затруднять формирование конкретных способностей. Вместе с тем, на основании проведённых исследований доказано, что нервной системой человека не предопределяются формы поведения, и в ней не формируются задатки. Нервной системой человека определяется его темперамент, именно от него зависит выбор деятельности каждым человеком.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что задатки обусловлены социальной средой. Обучение и воспитание коренным образом влияют на поведение и психологическое состояние. Были проведены исследования по выявлению различий в способностях между мужчинами и женщинами. В детском возрасте большой разницы в обладании способностями не отмечено. А вот, с возрастом, когда накапливается жизненный опыт, когда накладывает отпечаток профессиональная деятельность, различия проявляются больше. Мужчины, которые занимаются физическим трудом, имеют более развитую координацию движений, они не испытывают затруднений при ориентации в пространстве и др. У женщин лучше развита речь, быстрее скорость восприятия информации, счёт и др. Таким образом, социальная среда оказывает непосредственное влияние на формирование способностей, дополняя и развивая биологические.

Виды способностей, примеры

Способности людей бывают разных видов, которые отличаются друг от друга характером связанной с ними деятельности и ее содержанием.

Творческие способности личности

К творческим способностям относятся такие способности человека, которые позволяют ему формировать нечто новое, как в материальной, так и в социальной сфере общества.

Благодаря наличию у индивида этих способностей, у него появляется возможность находить ранее неизвестные, более эффективные решения существующих задач, создавать новые идеи и достигать поставленных целей, используя смекалку и неординарное мышление.

Творческие способности могут включать в себя следующие элементы:

СпособностьРасширенная возможность
Умение находить причину проблемыВ процессе изучения какого-либо вопроса или проблемы уметь находить и анализировать информацию, выходящую за рамки данного вопроса или проблемы.
Умение генерировать новые идеиПрименять новые идеи в процессе профессиональной деятельности.
Оригинально и гибко мыслитьВо время решения поставленных задач использовать информацию из разных классов явлений и источников.
Умение улучшать уже известные методы осуществляемой деятельностиКомбинировать различные методы в целях более эффективного решения задач.
Умение критически оценивать свои действияАнализировать результат работы и находить недочеты самостоятельно.

Творческие способности личности используются практически во всех сферах деятельности (музыка, живопись, наука).

Индивидуальные способности личности

Существуют такие типы способностей, которые отличают одних людей от других. Индивидуальные способности могут быть разной степени выраженности. Умение сочетать несколько способностей и максимально эффективно выполнять сложную деятельность называется одаренностью.

Умение создавать нечто новое, оригинально и легко решать задачи повышенной трудности называется талантом. Если результатом деятельности являются шедевры мирового значения, то в данном случае имеет место гениальность личности.

Социальные способности личности

В результате общения с людьми у индивида вырабатываются способности, отвечающие правилам поведения и определенным социальным нормам. К социальным способностям можно отнести умение работать в команде, умение управлять людьми, умение решать различные социальные конфликты.

В процессе социального воспитания, у личности вырабатываются такие социальные качества как:

  • лидерство;
  • альтруизм;
  • честность;
  • дисциплинированность;
  • уважение к людям и обществу.

Профессиональные способности личности

Профессиональные способности делятся на два вида: общие и специальные. Общие профессиональные способности – это такие свойства индивида, которые необходимы для выполнения определенного вида деятельности и определяются предметом труда в профессии:

  • человек;
  • природа;
  • техника;
  • художественный образ.

Специальные профессиональные способности определяются конкретной профессией, узкая специализация которой требует особых профессиональных навыков.

Коммуникативные способности личности

Правильно и эффективно взаимодействовать с людьми помогают коммуникативные способности человека. Если эти способности хорошо развиты, человеку легко находить общий язык с окружающими людьми, а также достигать успехов в деловых отношениях и бизнесе.

Интеллектуальные способности личности

В зависимости от того насколько богат у человека накопленный опыт интеллектуальной и профессиональной деятельности, определяется степень его интеллектуальных способностей.

Развитие этих способностей происходит благодаря расширению кругозора человека и приобретению опыта в разных видах деятельности. Благодаря данным способностям человек может абстрактно и логично мыслить и рассуждать, использовать пространственное воображение, а также эффективно использовать знания из различных сфер деятельности в решении поставленных задач.

Развивая свои способности, человек может улучшить качество своей жизни, а также повлиять на состояние внешней социальной среды и условия жизни других людей. Знания об организации и возможностях этих свойств в психологии, позволяют людям осознанно и целенаправленно развивать и обогащать свои знания, что является одним из основных критериев достижения успехов в жизни и развития общества в целом.

Автор: workenter

Индивидуальные способности личности

Каждый из нас наделен Матерью-природой своеобразным комплектом задатков. К ним относятся:

• анатомическая конституция;

• физиологическая организация;

• динамические характеристики;

• эмоциональная сфера;

• мозговое устройство.

Во всем этом наборе уже представлены индивидуальные способности личности. Но пока человек не начнет действовать и развивать их, они находятся в зародышевом состоянии.

Если ими пренебречь, то они так и останутся в зачаточном виде. Другими словами, наличие задатков – даже очень больших, в том числе и выдающихся, – не гарантирует перерастания их в способности. С другой стороны, отсутствие каких-то природных дарований может компенсироваться развитием других – близких по проявлению.

Формирование индивидуальных способностей личности происходит на протяжении всей жизни. В этом процессе самосозидания достигается своеобразие личности с ее индивидуальным стилем жизнедеятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]