Творческие способности — что это такое в психологии


Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Проявление

Психология дает определение способности как суммарности психологических и физических качеств, которые влияют на выбор деятельности человека.

Есть общие способности, которые необходимы в большинстве профессий. К таким можно отнести внимательность, интеллект, речь.

Но есть и другие способности, которые выделяют человека из толпы. Это острый слух у музыканта, творческое видение и чувство цвета у художника.

Начать творить нельзя откладывать!

Основная проблема в развитии творчества, креативности – это преодоление внутренних барьеров, ограничивающих убеждений, «подаренных» нам в детстве: мы многие вещи считаем «невозможными» по определению.

Мы опасаемся, что, раскрасив свою входную дверь подсолнухами, станем объектом насмешек окружающих. И поэтому даже не пытаемся осуществить невозможное, прекрасное, порой жизненно нужное творчество – большое и маленькое, оправдываясь «взрослыми», «объективными» оправданиями.

А потом передаем по наследству эти барьеры нашим детям, заставляя их отказываться от волшебного умения видеть необычное в повседневности, программируя заранее их выбор и побуждая подавлять свои чувства. И именно поэтому во взрослом возрасте самое сложное — это начать творить.

Наверное, один из важнейших аспектов, за которые отвечает наше правое полушарие – это чувство юмора, находчивость. Согласитесь, что умение посмеяться от души над проблемой – залог решения этой проблемы. Недаром в мировой литературе столько героев – гениев находчивости:

«Ходжу с утра до вечера осаждали люди, так что у него совсем не оставалось времени ни для чтения, ни для созерцания, ни для молитвы. Он не знал, что делать, пока ему в голову не пришла великолепная идея. Ходжа повесил на дверь записку: «За два вопроса — сто динаров». Конечно, с того дня времени у него стало гораздо больше. Затем к нему пришёл богач и сказал:

— Ходжа, вот сто динаров, но не кажется ли тебе, что это слишком большая сумма за два вопроса?

На что Насреддин ответил:

— Кажется. А каков твой второй вопрос?»

Креативьте и смейтесь чаще!

Для самостоятельной работы (поисков ответов на вопросы, как развить креативность) вы можете прочитать:

Тони и Бари Бьюзен «Супермышление»

Мэрили Зденек «Развитие правого полушария»

Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления»

Если у Вас возникли вопросы по статье

Развитие

Процесс развития творческих способностей начинается еще в детстве.

Основным источником таланта, безусловно, является врожденная способность у детей.

Однако без тренировок, талан может раствориться, будто бы его и не было.

У дошкольников формирование творческих навыков формируется намного легче и быстрее. Ребенок впитывает новые знания как губка.

Например, на занятиях с детьми дошкольного возраста проявляется творческий потенциал каждого ребенка.

Дети, как известно, не замкнуты в себе и не подвержены влиянию из вне, как взрослые. Такая открытость и тяготение к новым знанием помогает им усваивать информацию в несколько раз быстрее.

У хорошего педагога, который занимается с детьми, существует план развития креативного мышления и навыков, которыми овладевают дети по ходу обучения.

Невероятно важно раскрыть творческий потенциал в раннем возрасте. Именно тогда закладываются основы личности.

Творческие способности ребенка будут помогать ребенку и в школе, и в жизни.

Ученными доказано, что люди с креативным мышлением обладают большей коммуникабельностью и рабочей активностью, они способны решать нестандартные задачи и вносить креативные идеи в рабочий процесс.

Однако, если вы – взрослый человек, это не значит, что вы должны забыть о творчестве. Очень многие люди хотят реализовать себя в творчестве, потому что этого они хотели в детстве. Но в силу обстоятельств, они выбрали другой жизненный путь. И у них это получается. Здесь главное иметь желание и хорошего педагога.

Занимайся спортом

Писатель, философ и публицист Генри Дэвид Торо говорил: «Когда мои ноги начинают двигаться, мысли тоже приходят в движение». Он был абсолютно прав: исследования показали, что физические упражнения не только помогают нарастить мышечную массу, но также стимулируют развитие нейронов, улучшая вербальную и пространственную память, внимательность и творческое мышление. Если не хочешь, чтобы твой мозг начал покрываться пылью, начни заниматься бегом, йогой, ездой на велосипеде. Пару раз в неделю будет вполне достаточно.

Творчество для взрослых

Развить в себе творческую жилку можно различными способами. Разберем на примере рисования, что важно в самореализации.

Для взрослого человека важно три вещи, чтобы реализовать свой творческий потенциал:

  • Осознанность. Вы уверены, что хотите повысить свой уровень рисования.
  • Практика. Вам нравится рисовать, и вы регулярно выполняете творческие задания.
  • Креативность. Вы пробуете различные техники, не останавливаетесь на одной идее, вы находитесь в непрерывном поиске.

Пространственный. Он присущ многим творческим людям — художникам и дизайнерам. Все эти три типа таланта необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.  [c.41] Современное производство все более требует от работников качеств, которые не только не формировались в условиях поточно-массового производства, но и преднамеренно сводились к минимуму, что позволяло упростить труд и удешевить стоимость рабочей силы. К таким качествам относятся высокое профессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные решения, навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество готовой продукции, знание техники и организации производства, творческие навыки. Сегодня одной из отличительных черт является зависимость производства от качества рабочей силы, форм ее использования, степени вовлеченности в дела предприятия. Управление персоналом приобретает все большее значение в качестве фактора повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития фирмы.  [c.33]
Творческие навыки 412 Творческий  [c.734]

Навыки, полученные студентом в результате изучения курса «Макроэкономика», используются для многоаспектных оценок конкретных хозяйственных процессов, оказывают существенное влияние на информационную, научную, формально-логическую и творческую стороны выполнения итоговой дипломной работы, а в дальнейшем могут быть использованы в профессиональной деятельности.  [c.118]

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — область знаний, изучающая организацию личного труда работника, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических средств. П.м. позволяет наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей. Готовность руководителя, специалиста к эффективной деятельности определяется знаниями, умениями, навыками и качествами личности. Рационально организовать умственный труд, создать благоприятные условия для повышения его эффективности — эти задачи приобретают сегодня особенно важное значение. В любой сфере умственный труд, помимо мыслительной деятельности, содержит чисто организационные, технические элементы, определенная часть которых является общей для многих профессий. Следовательно, проблемы организации личного труда работника можно изучать с точки зрения организации, используемых методов, принципов и приемов работы. Второй стороной организации личного труда является техника личной работы, технические средства, применяемые в практике повседневной работы персоналом управления. Научную основу П.м. составляет сумма знаний об организации личного труда, накопленная в практике управленческой деятельности и представленная в виде принципов, способов, методов организации трудовой деятельности персонала управления. Как наука П.м. выявляет факторы и условия эффективной работы руководителей и специалистов, на базе которых разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются принципы, формы и методы рациональной деятельности людей в процессе управления. Труд руководителя, специалиста не только объективно обусловлен, но и носит инициативный, творческий характер. С одной  [c.244]

ЦЕЛИ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ — цели, которые ставит перед собой человек при поступлении на работу и организация, принимая его на рабочее место. Нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества, соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры. Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Ц.д.к. имеют более глубокое содержание и проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Ц.д.к. могут быть следующие заниматься видом деятельности или иметь должность, соответствующую самооценке и поэтому доставляющую моральное удовлетворение получить работу или должность в местности с природными условиями, благоприятно действующими на состояние здоровья и позволяющими организовать хороший отдых занимать работу или должность, усиливающую ваши возможности и развивающую их иметь работу или должность творческого  [c.429]

По степени сложности решения делят на стереотипные и творческие. В основе стереотипных решений лежит навык, приобретенный накопленным опытом предыдущих ситуаций. Творческие решения принимаются в условиях возникновения непредвиденной ситуации. Лица, принимающие неформализованные, творческие решения, должны обладать способностью интуитивно выбирать правильную стратегию в игре , уметь давать вероятностную оценку выигрыша и проигрыша при каждом варианте решения, использовать риск в процессе решений, обеспечивать наибольший эффект при наименьших затратах.  [c.303]

При подготовке решений используются различные методы, в том числе методы активизации творческих процессов, математическое моделирование и др. Для развития навыков принятия решений используют формы активного обучения, к числу которых относятся игровая имитация решения конфликтных ситуаций (индивидуальная, групповая) и деловые игры. Последние представляют собой своеобразный инструмент для воспроизведения процессов выявления и согласования хозяйственных интересов.  [c.304]

Итак, определяющим звеном учебного процесса является преподаватель, его неповторимая личность, богатый творческий потенциал, способность к импровизации, педагогический артистизм. Нетрадиционный подход к процессу преподавания реализуется через варианты театральных приемов, позволяющих решать вопросы оптимизации процесса обучения иностранному языку, с одной стороны, а с другой — формировать профессионально значимые навыки и умения с первых дней обучения студента в вузе. Задача артистичного педагога — оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами заставить играть воображение, а игра — всегда свободный выбор [1].  [c.43]

По нашему мнению, человеческий капитал как функциональная составляющая инновационного производства — это знания, навыки, практический опыт, одухотворенные интеллектуальной активностью, выступающей формой реализации интеллектуальных, нравственно и культурно ориентированных способностей человека к созданию нового, ранее неизвестного знания, обеспечивающего получение интеллектуальной ренты и различного рода преимуществ перед конкурентами. Из определения следует, что интеллектуальная активность является тем компонентом, который отличает способности к творческому труду от способностей к исполнительскому труду, человеческий капитал от простой рабочей силы, определяет условия и природу процесса капитализации способностей к труду.  [c.53]

Бухгалтерский учет — это система, в которой некоторые аспекты предпринимательства количественно определяются и регистрируются для использования при принятии экономических решений. Только те аспекты предпринимательства, которые могут быть выражены в стоимостных рублевых величинах, находят свой путь в систему бухгалтерского учета. Если, например, Метрополь покупает единицу оборудования, эта единица признается в системе, потому что она имеет определенную стоимость. Однако знания, творческие способности и навыки, которыми обладает руководитель предприятия с тридцатилетним опытом, не признаются. Цена фирмы или имидж качества также не признается, если только компания не приобретает его специально у другого предпринимательства. Дело в том, что бухгалтерские  [c.33]

Основной целью изучения данной учебной дисциплины является формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственной деятельности. В процессе изучения курса студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности функционирования предприятия.  [c.3]

Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующаяся на эмпирических данных, успех стратегии определяется не в последнюю очередь предвидением, интуицией, чувством поступать правильно — т.е. всем тем, что определяется как предпринимательская инициатива. Как отмечает И. Ансофф, предпринимательское поведение означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было. Это, в свою очередь, требует формирования новых систем, новых структур и новых навыков менеджеров, в частности, выраженных лидерских черт — харизмы , умения творчески решать проблемы, брать на себя риск, планировать, основываясь на предпринимательских взглядах.  [c.13]

Диалог представляет собой процесс коллективного обдумывания и осмысления проблем и дает возможность группе достичь более высокой степени реализации творческих способностей. Диалог труден на уровне исполнителей, поскольку предполагает свободное течение разговора, и исполнители ведут себя неуверенно, не желая проявлять слабость. Известно, например, что в ряде центров обучения проводятся семинары по персональному видению и ментальным моделям для усиления диалога. Проводится обучение основным навыкам ведения разговора, например, тому, как предотвратить неправильные абстрактные заявления, как объяснить мысль, ее истолковать, сделать нужные выводы и как охладить разговор .  [c.313]

Члены целевой группы отвечают за повышение собственной квалификации и постоянное совершенствование своих производственных навыков. Непрерывная сменяемость операций создает условия для работы на всех этапах производственного цикла, что способствует творческому подходу работников, стимулирует изобретательскую деятельность. Такой подход широко используется японскими фирмами и  [c.445]

Курсовая работа является одной из форм самостоятельной работы студентов. Подготовка курсовой работы приобщает студентов к самостоятельной, творческой работе с экономической литературой формирует у студента навыки четкого и последовательного изложения теоретического материала прививает навыки работы со статистическими и фактическими данными, умение творчески применять экономическую теорию, связывать ее с практикой.  [c.4]

Обладать умом, творческими способностями Иметь знания, навыки, опыт Иметь силу, волю, энергию, целеустремленность Работать Обладать честностью, порядочностью 9,7 7,6 6,2 4,7 2,7 30,9  [c.294]

Человеческий капитал. Совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей служащих компании, приложенная к выполнению текущих задач. Другими его составляющими являются моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу. Человеческий капитал не может быть собственностью компании. 2. Структурный капитал. В эту категорию входят техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, торговые марки и все то, что позволяет работникам компании реализовать свой производственный потенциал — иными словами, то, что остается в офисе после ухода служащих домой. Структурный капитал включает также отношения, сложившиеся между компанией и ее крупными клиентами. В отличие от человеческого капитала структурный может быть собственностью компании, следовательно, и объектом купли-продажи .  [c.44]

Основой мотивации в Японии является иерархия рангов, которая применяется как на предприятиях, так и в государственных органах. Ранг зависит не только от квалификации, но и от стажа работы в фирме, помощи коллегам, готовности к выполнению новых функций и т. п. В отличие от стилей управления, основанных на1 фиксированном разделении труда (что характерно для стран Западала, также для России), японские рабочие и служащие поощряются,за» овладение широким спектром знаний и навыков творческую активность умение работать в коллективе находить компромиссные решения в интересах фирмы. Ранг сотрудника-японской фирмы  [c.122]

Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего характеристиками трудового потенциала здоровьем, нравственностью, творческими способностями, активностью, образованием, профессионализмом, организованностью, ресурсами рабочего времени. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель благ, производимых предприятиями, а с другой — как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным органам.  [c.265]

Мастерство. Работники, получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию своих навыков, к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому, особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно попробовать воздействовать на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты контроллинга.  [c.159]

Практический опыт успешно работающих фирм показывает, что само по себе сегментирование — сложный и трудоемкий процесс, творческий по своей сути, требующий серьезного опыта, хороших знаний и навыков в маркетинговой деятельности в целом. Все это тем более важно, что до сих пор формализованной, или устоявшейся, методики сегментирования рынка не существует. Более того, фирмы тщательно засекречивают свой опыт сегментирования традиционных рынков. Есть, правда, определенные рекомендации в каждой печатной работе по маркетингу, но это всего лишь общие положения.  [c.48]

Преимущества. Ситуативное интервью дает некоторое представление о том, как кандидат принимает решение, о его навыках, рассудительности и творческих способностях. Это интересно интервьюеру и кандидату.  [c.77]

Навыки научной работы и незаурядные аналитические способности помогли Г. Эмерсону обобщить и творчески осмыслить богатый практический опыт, что получило свое отражение в главной его работе Двенадцать принципов производительности , которая вышла в свет в 1912 г. Главное внимание в этой работе уделено концепции производительности (т.е. эффективности), под которой он понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.  [c.200]

В системах подготовка персонала не является изолированной функцией. Это в большей степени задача общей рабочей группы, обладающей множественной квалификацией. Члены целевой группы сами отвечают за повышение собственной квалификации и постоянное совершенствование производственных навыков. Постоянная сменяемость операций создает условия для работы на всех этапах производственного цикла, что способствует высокому творческому подходу и изобретательской деятельности.  [c.368]

Профессиональная подготовка должна исходить из необходимых для успешной реализации требований рынка навыков и умений. Повышение уровня квалификации уменьшает потребность в контроле и позволяет сократить число уровней управления. Сменяемость операций способствует творческому подходу и изобретательству.  [c.132]

Способности индивида могут быть классифицированы на механические двигательно-координационные, умственные и творческие. Многие из этих способностей обусловливаются генетическими факторами и мало поддаются тренировке (пример, беглость пальцев и быстрота реакции), а такие, как мастерство общения и руководства, поддаются. Навыки в этих областях человек получает дома, в школе, в вузах, на работе.  [c.45]

Человеческий капитал — это совокупность коллективных знаний персонала предприятия, их творческих способностей, умений решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков. Сюда же включаются психометрические данные и сведения о поведении отдельных личностей в различных ситуациях, например при командной организации работы или в стрессовых ситуациях.  [c.44]

Творческий потенциал работника включает в себя его адаптивные, креативные, инновационные, эвристические способности, знания, навыки и умения, реализуемые трудовой сфере.  [c.210]

Однако следует помнить о том, что труд руководителя не только объективно обусловлен, но и носит инициативный, творческий характер. В этой связи можно говорить о том, что принципы и правила НОТ требуют творческого осмысления для определения степени их применимости с учетом складывающейся производственной ситуации. В данном случае принципы и правила служат лишь исходным пунктом для работы руководителя над совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и методов организации своего труда.  [c.313]

Поскольку консалтинг является не только интеллектуальный, но и творческой профессией, то обучение консультанта должно быть построено скорее по принципу «творческой мастерской», чем по принципу «технического вуза». Должны в максимальной степени применяться активные методы обучения (тренинг, разбор конкретных ситуаций, игротехника), формироваться личностные творческие навыки и умения, хотя и при обязательным освоении «ремесла», т.е. технологии профессии. В программу начального обучения целесообразно включать и стажировку, т.е. практическое (полевое) обучение в процессе осуществления консалтинговых проектов под руководством наставника.  [c.165]

Японский ребенок должен запомнить тысячи идеограмм. И конечно, при этом он совсем не развивает у себя навыков последовательных процессов мыслительной деятельности (в психологии они именуются суксес-сивными ), так необходимых для творчества. У него обостряются лишь навыки по оперированию образами (в психологии они именуются симультанными ). Анализ мышления, — пишет известный советский психолог С. Л. Рубинштейн, — вскрывает теснейшую связь мышления с речью и языком [53, с. 102]. Для творческого мышления необходимы и суксессивные и симультанные процессы. Японцы же развивают главным образом лишь последние. От этого страдают их творческие способности.  [c.32]

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТНИКА -совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Основные компонены Т.п.р. возраст здоровье (физ. и психическое состояние, вес, режим и качество питания, занятие физкультурой и спортом, употребление алкоголя, курение и т.д.) личностные характеристики (тип темперамента, черты характера и т.д.) подготовка (общеобразовательная, профессиональная, экон. способность профессионального роста, непрерывного образования и т.д.) отношение к труду (творчество, дисциплина, ответственность, инициативность и т.д.) опыт, навыки к труду, стаж работы по данной профессии, специальности семейное положение (семейный, одинокий, наличие детей, материальное положение семьи, микроклимат в семье и т.д.). Каждую из рассмотренных обобщенных характеристик можно разукрупнить и в пределах общей ее оценки дать оценку каждого ее отдельного элемента и подэлемента. Чем больше дифференцирован Т.п.р., тем глубже и полнее его измерение. Основа Т.п.р. — качества, заложенные природой. Это относится к здоровью (физ. и психическому), творческим способностям и до некоторой степени к нравственной ориентации личности. Развитие природных данных и их реализация определяются тремя основными системами — семья, трудовой коллектив, общество.  [c.389]

Способности к исполнительскому труду характеризуются набором конкретных физических и нервно-психических потенций человека, прфессионально-квалификационных знаний, навыков, умений, производственного опыта — всего того, что предопределяет репродуктивную трудовую деятельность в рамках материального производства. Способности к творческому труду — это способности к исполнительскому труду, оплодотворенные интеллектуальной активностью, направленной преимущественно на саморазвитие и самореализацию личности в системе общественной организации производства. Главным и отличительным компонентом способностей к творческому труду выступает интеллектуальная активность, благодаря которой репродуктивная трудовая деятельность наполняется созидательной силой.  [c.53]

Конкуренты могут использовать политику ценообразования для захвата доли рынка или получения более высоких прибылей. Здесь требуется определить тенденции изменения цен во времени, потому что значительные изменения прибылей конкурентов часто являются последним звеном цепочки небольших колебаний в течение многих лет. Если анализ относительных затрат требует навыка и некоторой доли творческой фантазии, то сбор информации о ценах конкурентов относительно прост. Если конкуренты продают больше чем один товар, то можно рассчитать индекс цен конкурентов. Точность вычислений перепроверяется по суммарным доходам.  [c.396]

В современном мире слово «Вапакунунк» могло быть интерпретировано как обретение компетентности, уверенности и комфортабельности в постоянно меняющихся жизненных условиях. Существующая образовательная система тем не менее, требуя механического запоминания вместо творческого мышления, узкой специализации прежде универсальных навыков, необходимости наниматься на работу вместо антрепренерства, полностью контролирующего деньги и бизнес, учит людей быть негибкими вместо способности меняться время от времени. Слишком много молодых людей выходят из школы будучи кем угодно, но только не «Вапакунунк».  [c.90]

Стратегия дифференциации заключается в том, чтобы выпускать уникальную, индивидуализированную продукцию с учетом специфических требований каждой группы потребителей и тем самым перевести конкуренцию в плоскость качества и технических свойств продукции. Дифференциация может также заключаться в создании имиджа марки, особом послепродажном обслуживании. Применение этой стратегии требует навыков маркетинговой деятельности, «творческой жилки», гибкости производства. Опасность заключается в том, что часто для покупателей цена не менее важна, чем свойства товара. Кроме того, подчас дифференциация сводится к имитации, и как только потребители начинают это понимать, стратегия псевдодифференциации перестает «работать».  [c.185]

Дифференциация Сильные способности к маркетингу Технический дизайн продукции Способности к творчеству Сильные исследовательские возможности Репутация предприятия в области качества или технологического лидерства Давняя традиция в бизнесе или уникальная комбинация навыков, привлеченных из других бизне-сов Сильная кооперация по каналам Хорошее координирование функций отделов исследований, разработок и маркетинга Субъективные измерения и стимулы вместо количественных мер Удобства для привлечения высококвалифицированных рабочих, ученых и творчески мыслящих людей  [c.73]

Упражнения

Тема развитие творческих способностей набирает все большую актуальность в наши дни. Самообразование пользуется огромной популярностью. Люди хотят узнавать новое и пробовать себя в новых областях.

Творческие способности личности возможно тренировать. Как узнать, развиты творческие способности у человека или нет? Если вы заинтересованы в этом, то вот два упражнения:

Упражнение «Игра в ассоциации» нацелено на креативную работу и генерирование идей. Возьмите лист бумаги и запишите на нем первое слово, которое придет вам в голову. Это должно быть абстрактное слово, к которому вы не привязаны. Например «пианино».

Затем, как только вы выбрали слово, запомните первую ассоциацию, которая пришла вам на ум. Не нужно долго размышлять и специально придумывать ассоциацию. Это должно быть спонтанно и неосознанно.

Важно, чтобы каждую новую ассоциацию вы придумывали к новому слову.

Проследим две цепочки ассоциаций:

Пианинно – ноты – музыкант – артист – сцена – выступление.

Пианино – клавиши – инь и янь – Китай – фарфор – аукцион.

  • В первом случае ассоциации находятся в одной тематике. Человеку не удалось выйти за пределы стереотипного мышления.
  • Во втором случае ассоциации находятся в безусловной связи между собой, но сам ход мышление меняет свое направление из одной области в совершенно другую.

Из этих примеров видно, что вторая цепочка ассоциаций принадлежит человеку с более развитыми творческими способностями.

В эту игру полезно играть как взрослым, так и детям. Эффективный метод, который тренирует интеллектуальные и творческие особенности.

Второе упражнение «Универсальный предмет» тренирует и креативное мышление, и фантазию, и образное мышление.

Назовите любой предмет, который первым придет в голову. А затем придумайте, как его можно использовать, кроме его прямого назначения. Чем больше ряд слов в образовавшейся цепочке, тем креативнее вы мыслите.

Например, слово «сковорода». Ее можно использовать как веер, поднос, палитру, кепку, зонт, теннисную ракетку… и т.д.

В эту игру можно играть в компании. Тот, кто не придумывает новое назначение, выбывает из круга. Таким образом, выявляется самый креативный человек в компании.

Способности и их роль в деятельности

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности:

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, интеллект.
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в талант.

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Особые навыки

Задачи развития творческого потенциала включают в себя соединение идеи и практического решения. В любой творческой сфере не достаточно просто обладать оригинальной идеей. Очень важно знать, как ее воплотить. Именно поэтому люди учатся многие годы и приобретают мастерство.

Юные музыканты изучают ноты и музыкальную грамоту, а затем перекладывают свою теоретические знания на практику. Соединение этих двух аспектов занимает долгое время.

Формирование и развитие практических навыков позволяет реализовать все идеи, что у вас в голове.

Вам знакома ситуация, когда у вас в голове сформировалось красивое изображение, которое вы попытались изобразить на листе бумаги, но кроме как разочарования ничего не получили?

Эта проблема возникает как раз из-за отсутствия должных навыков рисования. Многие по ошибке думают, что они бездарны и у них нет творческих способностей. Однако это не так.

В ходе обучения, человек приобретает необходимые навыки, которые превращают его из любителя в мастера. А его деятельность становится искусством.

Очень часто бывает так, что желание и потребность в рисовании не осуществляется, а творческий потенциал человека не реализуется. Вы можете обладать высоким творческим потенциалом, но, вовремя не реализовав его, вы распрощаетесь с творчеством и будете чувствовать опустошенность.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо — среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу Эйнштейна о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Творчество и интеллект

Интересным фактом является то, что самые креативные люди принадлежат к людям со среднем интеллектом. Среди людей, у кого IQ ниже 100 не наблюдается проявлений в творчестве и креативе.

Тем, чей интеллект находится за 130, мешает логика и рационализм. Они не дают «вырасти» творчеству.

Таким образом, можно сделать вывод, что высокие интеллектуальные способности не гарантируют высоких творческих успехов.

Наряду с коэффициентом IQ был создан коэффициент креатива – Cr. Существуют специальные тесты для определения вашего уровня креативности.

Определение присутствия творческих способностей

Дети, ставшие взрослыми, таланты которых не были раскрыты своевременно, могут попытаться обнаружить в себе способности к творчеству и заняться их развитием. Это поможет определить область трудовой деятельности, в которой человек будет работать с максимальной отдачей, а также выбрать любимое хобби, следовательно, улучшить качество жизни.

Существуют различные тесты, выявляющие креативность, но для оценки результата надо получить консультацию у психолога. Только он может сделать правильный вывод.

Основной признак наличия способностей к творчеству – это заинтересованность в интеллектуальной деятельности, когда хочется заниматься ей без принуждения.

Существует три степени такой деятельности:

  1. Стимульно-продуктивная. Человек способен продуктивно работать, эффективно выполняя возложенные на него задачи, но он делает это под внешним влиянием (без внутренней потребности) и не старается использовать новые методы в своей деятельности;
  2. Эвристическая. Человек работает в рамках предложенного способа действий, но при этом пытается применить оригинальное решение отдельных задач, повинуясь внутренним импульсам;
  3. Креативная. Здесь человек уже сам разрабатывает новые способы действий и предлагает их другим. Причем его необычайно увлекает исследование каждой возникающей проблемы.

Творчество в команде

Пользуясь этими критериями, можно определить, кем является человек: источником идей, или креативщиком, тем, кто их доводит и совершенствует, или эвристиком, либо практиком, претворяющим их в жизнь.

Детские занятия

Отдельно хочется поговорить о детской творческой деятельности. Многие родители стремятся отдать своих детей в различные секции и кружки. И это правильно, так как именно в детстве закладываются и развиваются особые навыки.

Рисование отвечает за развитие творческих способностей как никакой другой предмет.

В наши дни существуют различные технологии и средства, чтобы обучение протекало с комфортом для ребенка, а знания постепенно укладывались голову.

Какие навыки приобретает ребенок?

  1. Концентрация. Ребенок сосредотачивается на своих действиях и анализирует полученный результат.
  2. Интеллектуальное развитие. Головной мозг получает много новой информации и соединяет тактильные и визуальные ощущения.
  3. Цвет и его природа. При смешивании цветов ребенок узнает, что он может не только создавать новый цвет, но и выбирать его.
  4. Мелкая моторика. Работа с карандашом и кистью заставляет лучше владеть ручками.
  5. Осознанность. Ребенок понимает, что может создавать новое изображение, которое он выбирает сам.

Урок рисование зачастую способен дать больше, чем вы ожидаете.

Средства развития творческих способностей детей – это занятия в творческих группах или индивидуально.

Для детей дошкольного возраста лучше подходят индивидуальные занятия. Контакт с педагогом один на один позволяет ребенку лучше усваивать информацию.

Школьникам младших классов важно давать интересные и современные задания, чтобы рисование открыло для них совершенно иную сторону.

Уроки по развитию творческих способностей у детей могут также включать лепку из пластилина или соленого теста. Дети обожают лепить и фантазировать. Из соленого теста получаются очень красивые изделия, которые потом можно обжечь.

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

Современное решение

В современном ритме жизни, бывает сложно водить детей на занятия. Сколько времени ежедневно мы тратим на дорогу? Родители заняты на работе и дома.

Но это не значит, что при нехватке времени нельзя заниматься творчеством. Развитие творческих способностей детей через интернет – это удобно и просто.

Существуют онлайн курсы и школы, а также репетиторы по изобразительному искусству, которые научат вас любой технике. Такие занятия подойдут и детям, и взрослым. Изучать то, что вы всегда хотели у себя дома в комфортных условиях – что может быть лучше?

Лично я занимаюсь обучением изобразительному искусству с 2014 года.

Имею опыт преподавания как взрослым, так и детям. По переезду в другую страну продолжила преподавать по Skype. Ученики довольны и продолжают заниматься с удовольствием.

Чтобы заниматься со мной, напишите мне по почте или в одну из соц. сетей.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество тестов, которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]