Потребности человека: что это такое, какие бывают, виды в психологии

Определение термина

Данное психическое состояние говорит о желании, которое не нашло удовлетворение, поэтому образуются дискомфорт и напряжение. Такая нужда обуславливается отсутствием условий и средств для достижения поставленных целей – от базовых (питаться, получать тепло, продолжать род) до высоких, к примеру, самореализовываться. Такое ощущение регулирует весь человеческий организм. Очень важно понять свои цели, осознать их природу, а также найти пути их удовлетворения. Иначе они начинают действовать на нас подсознательно.

Итак, все необходимости можно разделить на:

  • Осознаваемые – их понимают, принимают, корректируют и сознательно превращают в цели, интересы.
  • Неосознанные – не воспринимаются напрямую, поэтому актуализируются в эмоциональном плане.

Вне зависимости от того, какие потребности есть у человека, осознаются они им или нет, они решаются или замещаются – так работает психическая реакция, когда не получается добиться желаемого.

Представлю характерные черты данного состояния:

  • отсутствие статичности;
  • неустойчивость, склонность к изменениям;
  • возможность появления новых на месте утраченных или реализованных;
  • зависимость желаний от деятельности.

Данное состояние присуще каждому мужчине и женщине с момента рождения. Если для младенца существенно только получение тепла, непосредственная близость к матери и еда, то для развитого, взрослого члена общества имеют место быть более высокого уровня необходимости, в том числе самореализация.

Наличие у животных

Я уже говорила, что соц.стремления возникают только ввиду принадлежности к обществу. Но в животном мире также имеет место иерархия и законы. Поэтому принято разделять зоосоциальные желания: родительские, миграционные, игровые, адаптационные.

Их сложно назвать общественными в полной мере, но многие ученые считают их первоисточником к возникновению человеческих нужд.

Итак, социальной потребностью является необходимость в общении, реализации, мире, заботе, власти. Перечислять этот список можно довольно долго. Личность не может формироваться вне социума без взаимодействия с другими и реализации своих влечений.

Примеры, связанные с воспитанием детей животными – убедительное тому подтверждение. Известно несколько таких случаев. И во всех из них человек так и не смог приспособиться к жизни среди людей и стать полноценным членом общества. Ведь когда он чувствует только первичные стремления, он становится подобным зверю и фактически превращается в него.

Определение и развитие потребности

Любая задача формируется поэтапно, в несколько шагов. При здоровой психике основные идеи заключаются на раннем этапе – до 18-20 лет, тогда появляется самостоятельная, целостная личность. Если ребенок медленно развивается и не осознает, что хочет, можно ставить вопрос об отклонениях в развитии.

Стоит отметить, что большинство людей в течение всего периода жизни испытывают различного рода изменения. Это обуславливается новыми задачами – это нормально. Если женщина не понимает, что ей движет, почему она принимает не свойственные для нее решения, значит, она не распознала собственные новые желания.

В таких случаях обращайтесь ко мне, я помогу вам разобраться в себе. После моей консультации вы почувствуете прилив сил, проанализируете собственные мотивы, поставите цели и реализуете их.

Итак, любая задача формируется в два этапа:

  • Появляется идеальная сущность – представляемое уникаьное условие для достижения поставленных задач. Этот идеал для деятельности постепенно конкретизируется, приобретает логические черты.
  • Понятие преобразуется в конкретную форму, осознается. Оно начинает двигать намерениями, действиями.

Приведу пример. Человек сперва чувствует пустоту, желание сблизиться с другими. Затем он понимает, что это ощущение – нужда в любви. И только когда происходит полное осознание, данная цель способствует появлению задачи – найти любимого мужчину/женщину, чтобы реализовать собственные интенции.

Самореализация

Естественной потребностью человека является потребность в ощущении себя самодостаточной личностью. Всем нам важно «найти себя». Человек, реализовывая свой потенциал, способности и проявляя знания, чувствует себя полезным. Когда личность занимается тем, что ей нравится и приносит определённый результат, наступает гармония. Человек перестает чувствовать себя бесполезным и безнадежным пустым местом. Вслед за этим удовлетворяется потребность в признании, похвале. Человеку свойственен здоровый эгоизм и нужда быть в центре внимания хоть иногда. Всем ведь знакома такая ситуация: на работе похвалили перед коллективом за определенное достижение, выписали премию. Обычно говорят в таких случаях: «Мелочь, а приятно!» В этот момент удовлетворяется социальная потребность достижений и самодовольства. Так что приподнятое настроение и улыбка на лице – вполне понятное явление.

Какие виды потребностей существуют

Классификаций есть несколько, но наиболее развита и распространена – по происхождению. Различают:

  • Биологические. Они же – телесные или материальные. К ним относятся все нужды, имеющие врожденный характер. Во многом они схожи с инстинктами у животных и должны реализовываться одними из первых. От их реализации многое зависит, от некоторых – напрямую жизнь индивида, от других – развитие человеческого вида. К данной категории можно отнести необходимость к пропитанию, размножению, обеспечению тепла (отсюда и желание находиться в комфорте). При зацикливании на данной низшей ступени могут начаться серьезные психологические проблемы, в том числе связанные с перееданием или в целом – с потребительским типом сознания, когда у индивида больше нет задач, кроме покупки предметов, одежды.
  • Социальные. Они же личностные. Каждый из нас находится в обществе, является его непосредственной частью. При этом мы играем роли – жены, матери, дочери, сотрудницы, покупателя. В основе каждой маски лежит как типовое (общие стереотипы, нормы), так и индивидуальное. Чем выше уровень индивидуальности, тем ярче прорисовываются черты личности. К данному типу относятся все духовные и социальные стремления, в том числе развитие отношений, карьеры. К наиболее значимым нуждам относится труд и общение. Каждому необходим отдых, но расслабляться нужно после работы.
  • Духовные, или экзистенциальные. Они представляют собой наиболее сложный комплекс из желаний, поскольку они формируются на базе реального культурного опыта, знаний. Есть люди, не испытывающие значительного воздействия данных нужд, поскольку они зациклены на первых двух категориях. К ним относится все, что соединяет конкретного индивида с миром – не только с социальной точки зрения, но с моральной. Это искусство, творчество, самореализация, развитие.

Согласно данным трем разновидностям, основные виды потребностей человека изредка могут быть заменяемы друг другом. Например, представим творческую личность, художника, творца. Он может сутки провести за холстом и питаться одним вдохновением. Здесь мы видим, как биологическая основа временно уступила.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Помимо представленной, существует много классификаций по разным принципам:

  • по происхождению: естественные и привитые социумом (кушать / есть в кафе);
  • по направлению: материальные и духовные (купить шубу / любить животных);
  • по сфере деятельности: коммуникативные, профессиональные (общаться / получить повышение);
  • по происхождению: эндогенные и экзогенные, то есть появившиеся сами по себе, изнутри, или привитые людьми или условиями извне – питаться должен любой организм, а вот получать в два раза больше тепла только тот, кто находится в холодном климате.

Также в профессиональной литературе находит имеет место разделение на базовые и приобретенные. Согласно данной концепции одни составляют фундамент, являются непререкаемыми, в то время как вторые подлежат корректировке, обсуждению.

Зачем удовлетворять нужду

А. Маслоу перечислил желания снизу вверх. Так как только при удовлетворении самой низкой ступени можно перейти на следующую. Духовные и социальные запросы необходимы и важны, но при ощущении голода и недосыпа, индивид будет проявлять к ним равнодушие. В Средневековье такие схемы специально применяли главенствующие тираны и полководцы. Они считали, что индивидом, страдающим от голода, управлять легче, чем сытым.

Неудовлетворенные биологические желания лишают возможности мышления, рационального рассуждения, стремления к свободе, достижения цели. Поэтому поддерживать свой организм в тонусе, постоянно проявляя к нему внимание и исполняя все запросы – важное правило полноценного функционирования в жизни.

Рассмотрим в таблице, какие потребности человека вы знаете

Самыми основными являются:

БиологическиеЖизнедеятельность любого индивида базируется на них. От их реализации напрямую зависит выживание вида.
СоциальныеНе находят отражение у зверей, даже у стадных (желание стать вожаком имеет инстинктивную природу – найти наиболее сильного самца, чтобы он защищал всех). Часто людей судят по уровню развития социальных ролей и по степени их реализации.
ДуховныеОни отражают то, что индивид – часть общества. Их задача – привить цель к реализации себя, к стремлению вперед. Без данной категории не было бы ученых, художников, писателей.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Теория А. Маслоу

Психолог из Америки выделил 5 уровней необходимых для существования и самореализации вещей. Эти ступени заключены в одну иерархию. Они являются показателем сущности – чем выше по пирамиде поднялся человек, тем более развитым он становится.

Перечислю уровни от низшего к наиболее высокому:

  1. Физиология.
  2. Безопасность.
  3. Любовь и принадлежность.
  4. Уважение к себе.
  5. Актуализация себя.

Две первые ступени можно отнести к низким. Их удовлетворение является первичным и необходимым. Но часто на них заканчивается стремление вперед. Каждый индивид получает их с самого рождения, но они могут совершенствоваться, разветвляться.

К физиологии относится все телесное – сон, еда, здоровье. К безопасности – стабильный заработок или иной вид достатка. То есть второй уровень обеспечивает бесперебойную реализацию первого.

Приведу пример. Голодный сперва раздобудет еду на один раз, насытиться, а затем подумает – как сделать так, чтобы пища была постоянной.

Остальные три ступени – это высшие потребности человека, определить которые и развить может только личность, индивидуальность. Они сильно зависят от социума, в котором мы находимся, и отражают общественную, политическую, культурную и даже религиозную обстановку.

Достижение или хотя бы осознание задач первого уровня, стремление к саморазвитию – это показатель здоровой психически личности. Но далеко не все достигают вершины. Чем более высоко находится необходимость, тем легче ее отложить на «потом», оправдать ненужность действий.

Иерархия по А. Маслоу

Представлю еще более конкретную иерархическую систему от психолога:

Дополнительные с точки зрения психологиисамореализацияразвитие таланта, интересов, способностей, умений
эстетиканужда во всех видах искусства
познаниенеобходимость обучения – не в плане получения диплома, а с целью когнитивной деятельности
Основные психологическиеуважениесамоуважение и признание других
любовьдружба, романтические отношения, семья
безопасностьзащита от внешних угроз
Физиологическиепища, отдых, кров, сексуальное желание

Теория К. Алдерфера

По сути психолог является продолжателем Маслоу, но он немного видоизменяет как пирамиду, так и некоторые постулаты. Он выделяет три ступени нужд человека, каждая группа из которых обеспечивает:

  • существование – на физическом, биологическом уровнях как индивида, так и человеческого вида;
  • связанность – это общественные проявления социума;
  • развитие.

Некоторые положения противоречат концепции его предшественника, в том числе о том, что:

  • Потребности могут задействоваться не только одиночно, но и парно, то есть один мотив произрастает из нескольких необходимостей.
  • Каждый, кто не может удовлетворить высокую ступень, начинает сильно желать скорее решить более низкую – к примеру, часто люди замещают любовь сексом.

Теория Э. Фромма

Данный ученый следовал за Фрейдом и его идеей о бессознательном. Именно оно заключает потенциал, который требует развития. По Фромму есть несколько подвидов потребностей:

  • в коммуникации;
  • в творческих занятиях;
  • в ощущении причастности к чему-то большому – семье, нации;
  • в попытке сравнивать что-то с идеальным, возможно несуществующим концептом;
  • в осознании окружающего пространства.

Теория Д. Мак-Клелланда

Ученый не рассматривал базовые инстинкты, которые тождественны животным. Его внимание было сосредоточено на тех проявлениях желаний, которые приобретены в течение жизни. Большое значение он уделяет детскому периоду, поскольку именно в тот момент закладывается одна из трех потребностей. Перечислим их ниже.

В достижении

Начинает формироваться у самостоятельных малышей. Заключается в признании успеха, попытке возглавлять группу людей, компанию, организацию. Очень важно достигнуть норму, а также ее перешагнуть. Например, спортсмен, который ценит свой результат только при условии его превосходства над другими.

В присоединении

Создается в детстве при дружеских отношениях на равных между родителями и младшими. С такими приоритетами появляется стремление наладить со всеми контакт, решать вопросы сообща, находиться в обществе. Он дорожит дружбой и семьей.

Во власти

Уже в юношестве мать и отец могут поощрять такое поведение ребенка. Из названия понятно, что суть потребности проявляется в подчинении людей, в первенстве среди равных, в признании ими лидерства, а также в получении уважения.

Задайте вопрос

Формирование

С появлением новшеств будут более обширны и желания. Базируются они на биологических, ведь если не будет гармонии на физиологическом уровне, то и другие не получится реализовать. Затем они развиваются в две стороны – с точки зрения природы и социума.

Например, мужчина хочет кушать. Чтобы он мог максимально полно восполнить эту необходимость, он, а также окружающее общество, получает новую задачу – познание. Так, теперь знание становится ключом к добыванию пищи и пропитанию.

Очень важно, чтобы все желания развивались в нужное время и в правильном русле – без замещения и зацикливания. Приведу ступени развития, характерные для ребенка:

  1. привычка – прививается родителями;
  2. деятельность, которая толкает на изменения привычного уклада;
  3. положительные эмоции – они укрепляют эффект;
  4. творчество;
  5. оценка достижений.

Как не стать зависимым

Порой личность испытывает постоянное желание, которое перерастает в зависимость, например: много есть или спать. Этому способствуют психологические и физические проблемы со здоровьем. Существует целый перечень заболеваний психики, который связан с пищей. Такие болезни имеют аббревиатуру РПП, она расшифровывается как расстройство пищевого поведения. К нему относятся:

  • чрезмерная худоба (анорексия);
  • булимия при нездоровом контролировании массы тела;
  • переедание;
  • стремление к здоровому и правильному питанию;
  • бигорексия.

Справится с такими отклонениями поможет специалист. Если вовремя к нему не обратится, могут возникнуть дополнительные психические нарушения:

  • депрессия;
  • невроз;
  • тревожное состояние;
  • ПТСР.

Излишний аппетит говорит и о гормональных болезнях в организме, которые возникают при приеме каких-либо лекарственных средств. Если вы заметили постоянную тягу к еде и это продолжается уже длительное время – срочно обратитесь к врачу за помощью. Такая частая потребность в пище и сне – это признак разного рода психологических или физических нарушений. Например, людям, страдающим от хронических проблем со здоровьем, отдых нужен больше, чем здоровым индивидам. Однако в крепком организме может возникнуть такое состояние, как гиперсомния (чрезмерный сон и проявление постоянной сонливости). Она проявляется после стрессовых ситуаций, при продолжительном периоде без расслабления, при приеме медицинских препаратов. Также она может возникать при следующих причинах:

  • травмирование головы;
  • депрессивного состояния;
  • уремия;
  • апноэ.

Чтобы не быть заложником нужд физиологии – прислушивайтесь к вашему организму и предотвращайте тревожные сигналы, обращаясь к врачу или психотерапевту.

Основные способы и средства удовлетворения

При отсутствии возможности реализовывать биологические нужды человеческий вид просто не сможет выжить. Другие, более высокие категории, делают из индивида личность, поэтому тоже очень важны. Но чем более развита психологически персона, тем больше дискомфорта она испытывает, когда не может удовлетворить духовные изыскания. Если подходящий способ не был обнаружен, то начинают действовать различные реакции, например, отторжение или замещение. Первая предполагает отказ (намеренный или неконтролируемый) от желаемого, а вторая – замену одной задачи другой, менее сложной.

Представлю средства реализации интенций:

  • формирование связи между раздражителем и последующим событием;
  • конкретное закрепление деятельности за данной целью, то есть поиск типового решения;
  • анализ того, из чего состоит намерение, разбор его мотивов на составляющие – их легче удовлетворить;
  • социализация, подчинение индивидуального – нормам и правилам культуры, общества.

Объяснение понятий

Биологические нужды являются самыми значимыми и ценными, так как они обеспечивают жизнедеятельность. Даже незначительный отказ в удовлетворении может привести к негативным последствиям (заболевание, нарушения системы органов, слабость, смерть).

Потребность – это запрос, который надо сразу же выполнить для того, чтобы индивид чувствовал себя хорошо:

  • ощущал себя защищенным;
  • был важен окружающим;
  • нормально функционировал без сбоев организма;
  • добивался целей и осуществлял мечты;
  • чувствовал удовлетворение.

Физические потребности человека – это вид нужд, невыполнение которых ведет к потере жизнедеятельности. Если личность не сможет их поддержать, она потеряет возможность достижения целей, а если их, вообще, не удовлетворять, будут появляться болезни, нарушения функций организма, что приведет к неименуемой смерти (это не относится к стремлению продолжительности рода).

Примеры биологических запросов:

  • употребление калорийной еды для получения энергии и поддержания существования;
  • отдых и сон;
  • воздух;
  • жидкость;
  • желания сексуального характера и продления рода.

Они являются самыми низшими нуждами. Их обязаны выполнять не только человеческие существа, но и представители всего животного мира, даже насекомые. Однако у простейших организмов этот перечень не такой большой.

Признаки успешной реализации интенций

Можно быть уверенным, что все идет правильно, если личность обладает следующими чертами:

  • гармоничное развитие;
  • контакт и взаимопонимание с природой и окружающим миром;
  • уважение, любовь к себе и людям;
  • социализированность;
  • твердый и прагматичный подход к решению проблем;
  • индивидуальность;
  • способность испытывать глубокие чувства – любовь, крепкая дружба.

Теория Маслоу — кратко

Что такое пирамида в теореме Маслоу?

Психологи и психотерапевты начала и середины 20-го века были нацелены преимущественно на исследование отклонений от нормы, а сферы, связанные с изучением психически здоровых людей, их потребностей, трудностей, особенностей развития, изучались не столь активно.

Абрахам Маслоу (на фото) был одним из тех исследователей, которые работали в области изучения психической нормы и всего, что с ней связано.

Абрахам родился в семье еврейских эмигрантов в 1908 году, и его детство было тяжелым: он был изгоем среди сверстников из-за ярко выраженных еврейских черт во внешности и большую часть свободного времени проводил за чтением книг.

Тяга к знаниям во многом помогла Абрахаму: он стал одним из наиболее выдающихся учеников в школе, а после поступил в юридический колледж. Но юристом ему было стать не суждено: он, осознав свою любовь к психологии, сменил учебное заведение.

Первоначально Абрахама привлекали идеи бихевиоризма, но позднее он заинтересовался другими подходами и основал гуманистическую психологию.

Первая концепция потребностей человека была изложена Абрахамом Маслоу в начале 40-х годов 20-го века, но позднее он несколько раз возвращался к ней и дорабатывал.

Первоначально, описывая человеческие потребности, американский социолог Маслоу выделил ряд наиболее существенных и рассортировал их по уровням (см

картинку), в зависимости от степени важности для комфортного существования

Если человек не удовлетворит должным образом более «низкие» потребности, не сможет полноценно удовлетворить «высокие» и в принципе может не почувствовать, что это необходимо делать. Сложно иметь потребность наслаждаться красивыми картинами, если постоянно голодаешь.

Позднее, по мере доработки, концепция стала более совершенной и получила два дополнительных уровня высших потребностей.

Популярные темы сообщений

  • Профессия программист Программист – это человек, который пишет компьютерное программное обеспечение. Термин программист может относиться к специалисту в одной области компьютерного программирования или к специалисту широкого профиля,
  • Дерево (Хвойное) Многим деревьям необходимо разное количество тепла. Хвойные деревья не требуют особого тепла. Они растут в северной холодной части и образуют хвойные леса, обозначающие тайга. Хвойные деревья называются так,
  • Норвегия Много легенд и рассказов ходит про Норвегию. Что-то из этого правда, а может быть и вовсе вымысел. Хоть и считается что это северная страна, она почти не отличается во многом от других стран. Здесь большое изобилие различных курортов,

Подходы ученых

Изучением потребностей занимались философы древних времен. Первым, кто сумел разложить понятие в виде цельной структуры, считается психолог Америки Абрахам Маслоу. По его идеологии, желания индивида располагаются в виде восходящей лестницы или спирали:

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Социальная сущность человека
  • 2. Человек, индивид, личность, индивидуальность
  • низшие биологические;
  • высшие духовные.

Иерархическая теория порядка выстраивания желаний описана в трудах психолога.

Другие авторы предлагают объяснить природу потребности по-другому:

  • нужда – Л. Брентано;
  • удовлетворения того, в чем появилась нужда, – В. Лежнев;
  • ценность, благо – В. Магун;
  • необходимость – Д. Леонтьев;
  • напряжение – И. Джидарьян;
  • реакция – Й. Шванцер;
  • противоречие между реальностью и необходимостью – Б. Поршнев.

Интересно то, что все авторы, разбирая природу понятия, согласны в одном положении: любые потребности развивают человека, делают его активным. Тема «Потребности» рассматривается в науке, как двигатель человеческой эволюции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]