Психика в психологии. Что это, понятие, определение, структура, функции, расстройства, свойства, болезни


Что такое психика в человеческой психологии?

Психика в человеческой психологии — это одна из активных форм отображения объективной реальности, которая осуществляется конкретным субъектом, интегрированным в социум. Восприятие и обработка информации происходит путём взаимодействия с предметами окружающей среды и высокоорганизованными живыми существами.

Отличительной особенностью наличия здоровой психики в психологической составляющей психологии является действие регулятивной функции, которая принимает участие в координации поведенческой деятельности и соблюдении общепринятых правил. Фактически это внутренний мир человека, формирование которого происходит на протяжении всей его жизни.

Основные идеи теории Юнга

Есть два личностных типа, характеризующихся стремлением к экстраверсии (обращенности психики во внешний мир) и интроверсии (склонности к самоанализу). А также четыре составляющие сознания – ощущение, интуиция, мышление и чувствование.

Каждый человек наделен личным и коллективным бессознательным. Первое состоит из опыта, истории и переживаний конкретного субъекта. Второе включает родовую память, все образы и архетипы, которые сложились на протяжении эволюции. Люди способны воспринимать коллективные образы во сне или в процессе чтения сказаний, мифов и легенд.

Всем нам присуще стремление к совершенству – Юнг назвал этот процесс индивидуацией. Это желание обрести гармонию с бессознательным приходит во второй половине жизни и проявляется как кризис среднего возраста с последующим становлением более целостной личности.

Сны рождаются во «всеобъемлющих глубинах» для того, чтобы указать нам на пробелы в жизни, на слабые места и призвать к преодолению. Так личность обретает устойчивость (устранив указанные снами комплексы).

Научная трактовка

Психика в психологии — это индивидуальное свойство человеческого организма, заключающегося в способности к самостоятельному восприятию окружающего мира, построению объективной реальности, а также регуляции своего поведения и деятельности.

С научной точки зрения психика характеризуется наличием основных качеств в виде целостности, психоэмоциональной активности, стремления к развитию и познанию окружающего мира, саморегуляции своих действий, коммуникативности с другими высокоорганизованными существами, способностью к быстрой адаптации в новых условиях.

Изучением психики и процессов, которые она охватывает, занимается самостоятельная наука психология.

Тело или психика: что первично?

Согласно общепринятой научной теории, такое свойство человеческого организма, как психика, появилось на определённом этапе биологической эволюции.

Тело было первичной материей, которая на протяжении нескольких тысяч лет проходила множественные этапы своего усовершенствования и адаптации к новым условиям постоянно меняющейся окружающей среды. По мере увеличения и развития головного мозга центральная нервная система человека приобретала новые функциональные возможности.

Высокоорганизованные организмы получили возможность более широкого восприятия мира, осмысливать полученную информацию, налаживать новые коммуникативные связи, создавать собственную картину объективной реальности, а также принимать самостоятельные решения в условиях сложившейся ситуации.

Появление психики сыграло важную роль в дальнейшем развитии человечества. С религиозной точки зрения люди изначально были созданы с развитыми центрами головного мозга, отвечающими за наличие психического аспекта и сознания.

Свойства психики

Свойства психики — это совокупность индивидуальных психологических особенностей, присущих отдельному человеку, которые определяют его уже сформировавшиеся способы коммуникации с объектами окружающей среды. Данный аспект включает в себя взаимодействия с неодушевлёнными предметами, а также другими людьми.

Свойства психики являются индивидуально выраженными качествами, которые считаются неизменными в условиях временного пространства. В тот же момент они могут подвергаться радикальным изменениям под влиянием жизненного опыта, ряда биологических факторов, рода деятельности конкретного человека.

В таблице ниже перечислены, а также подробно описаны основные свойства психики, наличие которых характерно для каждого человека.

Свойства психикиОписание
ТемпераментДанное свойство психики характеризуется непосредственным влиянием на душевные и психоэмоциональные качества человека. Выделяют 4 основных вида темперамента, среди которых меланхолический, сангвинический, флегматический и холерический. Это психическое свойство свидетельствует о степени возбудимости личности, уровне её жизненной энергии и способности к быстрому принятию решений. В большинстве случаев конкретный вид темперамента человека сохраняется на протяжении всей его жизни, но также может меняться под воздействием биологических факторов. Например, нарушение баланса половых гормонов, возникновение психических расстройств и заболеваний внутренних органов, влияющих на психоэмоциональную составляющую поведения.
ХарактерЭто свойство психики отличается структурой постоянных и стойких качеств конкретной личности, которые влияют на её отношение к окружающему миру, людям, а также определяют её поведенческие нормы. На формирование характера влияют условия, в которых рос и воспитывался человек, наследственная составляющая, факторы окружающей среды. Темперамент и характер имеют тесную связь
Индивидуальные способностиДанное свойство психики заключается в умении человеком реализовывать свои приобретённые навыки в процессы выполнения определённого рода деятельности. Индивидуальные способности личности развиваются на протяжении всей её жизни, но при условии обучения и изначального наличия соответствующих задатков.

Свойства психики — это личностные качества людей, которые подлежат обязательному изучению при составлении психологического портрета. Характер, темперамент и индивидуальные способности взаимосвязаны между собой, а также формируют индивидуальную особенность каждого человека.

Функции

Психика в психологии — это самостоятельная отрасль знаний, которая занимается изучением внутреннего мира человека, его поступков и отношения к своим действиям.

Известные советские учёные Голиков Ю.Я., а также Костин А.Н., выделяли 3 основных функции человеческой психики. Это когнитивную, отражательную и регулятивную способность.

Отражательная способность

Отражательная функция психики заключается в построении индивидуального способа взаимодействия с окружающим миром.

Взрослый человек со здоровой психикой обладает способностью к построению коммуникаций с другими людьми, изучает объекты, находящиеся в его среде обитания, осмысливает полученную информацию, а затем вырабатывает для себя совокупность норм и правил, которыми руководствуется в процессе ежедневной жизнедеятельности.

Отражательная способность психики играет ключевую роль в период адаптации человека к новым условиям окружающего мира. Например, смена работы, знакомство с большим количеством людей, переезд на постоянное место жительства в другой город. Отражательная функция позволяет успешно преодолевать стрессовые ситуации, а также справляться с их последствиями.

Регулятивная способность

Регулятивная функция психики включает в себя способность человека к организации своей деятельности, контроль над психоэмоциональным состоянием, соблюдение поведенческих правил и норм, которые характерны для конкретного социального коллектива или общества.

Под воздействием регулятивной способности человек вырабатывает собственное отношение к условиям объективной реальности, которая его окружает.

По своему содержанию регулятивную функцию человеческой психики можно разделить на эмоциональную и осмысленную составляющую.

В первом случае речь идёт о психоэмоциональных реакций, присутствующих в поведении конкретной личности. Осмысленная составляющая регулятивной функции предусматривает обдумывание своих действий и поступков перед их совершением, во время активной деятельности или после её завершения.

Когнитивная способность

Когнитивная функция психики заключается в способности человека к мышлению и планированию сложных задач, выполнение которых требует использования предметов окружающей среды, приобретение новых знакомств, налаживание коммуникаций, соблюдение правил очерёдности и этапности действий.

Когнитивная способность развивается только в процессе ежедневного обучения, получения новой информации из условий окружающей среды.

Данная функция психики тесно связана с интеллектуальной ступенью развития личности. Одни люди имеют высокие, а другие более низкие генетические задатки к когнитивным способностям, но все они без исключения требует их дополнительного развития.

Без наличия данной функции психики человек не может руководствоваться здравым сознанием, выполнять действия и принимать решения, соответствующие общепринятым правилам и нормам.

Введение

Психика – это сложный термин, который бытует в таких сферах человеческого познания и деятельности, как философия, психология и медицина. Данное понятие можно трактовать по-разному:

  • Общее количество явлений и процессов душевного характера (например, ощущение, восприятие, эмоция).
  • Специфическая особенность, проявляемая животными, включая человека, и связанная с окружающей действительностью.
  • Активное отображение субъектом объективных компонентов реальности. Она возникает в ходе взаимодействия между высокоорганизованными живыми существами и внешней средой. Осуществление выражает себя в поведении.
  • Психика – это свойство, характерное для материи с высокой организацией. Ее суть заключается в активной форме отображения субъектом окружающего объективного мира. Основывается на саморегуляции индивидуального поведения и деятельности субъекта.

Психика – это определение, которое характеризуется понятиями активности, развития, саморегуляции, коммуникативности, адаптации т. д. Оно тесно связано с всем разнообразием телесных (соматических) процессов. Появление ее отслеживается на определенной биологической стадии эволюции индивида. Человек обладает высшей формой психики – сознанием. Изучает этот феномен психология.

Психическое здоровье – это благополучное состояние, позволяющее человеку реализовать индивидуальный потенциал, решать проблемы, возникающие вследствие влияния стресса, осуществлять плодотворную и продуктивную работу, а также привносить нечто (как положительные, так и отрицательные компоненты деятельности) в жизнь социума – среды обитания. Важно знать, что смысловое содержание термина «психика» не исчерпывается лишь критериями медицины и психологии, но также оно отражает общественный и групповой перечень норм, регламентирующих жизнь человека.

Понятие психики тесно связано с самосознанием, которое представляет собой субъективное восприятие объективного мира вокруг себя. Это отличная форма анализа всех объектов вокруг, которая, так или иначе, отличается от любого другого человека. Она формируется с накоплением и осмыслением опыта. Самосознание определяет для индивида набор потребностей, которые являются жизненно важными, например, потребность в мысли, чувстве, мотиве, переживании, действии.

Структура психики

Психика в психологии — это сложная и целостная структура, базовые элементы которой описаны в таблице ниже.

Составляющие компоненты психической структурыХарактеристика отдельных элементов структуры психики
Психический процессЭто один из наиболее динамичных компонентов, который присутствует в психике любого человека. Психические процессы возникают и развиваются во время взаимодействия личности с предметами окружающей среды, общения с другими людьми, изучения и сбора новой информации. Отличительной особенностью данного компонента психики является то, что психические процессы являются непрерывными. Они продолжаются даже в то время, когда человек спит. Импульсы нервных окончаний, влияние внешних и внутренних факторов, появление новых потребностей, все это составляющие психических процессов различной направленности.
Психическое новообразованиеЭто отдельный структурный элемент психики, который включает в себя приобретаемые людьми навыки, знания и новые умения. Психические новообразования являются результатом продолжительной работы, обучения, жизненного опыта отдельного индивида. Массовая доля этого структурного элемента психики зависит от каждого человека в отдельности. Люди, занятые на производстве, работающие со сложным оборудованием, программным обеспечением, постоянно обновляют свои психические новообразования, приобретая дополнительные знания.
Психическое состояниеЭто часть общей структуры психики, которая характеризуется наличием общего психоэмоционального состояния человека. Это может быть бодрость, усталость, радость, гнев и порывы ярости, злоба, сожаление, усталость. Различные психические состояния индивида возникают не случайно, а создаются влиянием совокупности факторов, которые являются важными для конкретного человека. Например, состояние здоровья, успешность в бизнесе и на работе, потеря близкого человека, поощрение или наказание за содеянное. Общее психическое состояние разделяют на пессимизм и оптимизм.

Полноценное развитие всех структурных элементов психики позволяет человеку получать дальнейшее образование, приобретать новые навыки и способности, налаживать социальные связи, а также жить в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Психология современности

Нам повезло жить в необыкновенное время. В чем-то правы те, кто называет некоторые города новым Римом – там царит такой же вечный праздник, не омраченный узами морали. Современная психика – это свободная территория, которую благодаря науке Бог покинул, а новые правила, составляющие основу души, еще очень зыбки и ненадежны.

И мы снова ищем опору. Теперь в науке. Как будто, если подтвердить эту пресловутую теорию всеобщего поля, исчезнут войны, и люди возлюбят друг друга. Чем современные поиски новых элементов отличаются от изысканий алхимиков с их философским камнем, представлявшим модель души?

Страшно представить, что переживает психика ребенка: насилие, рекой льющееся с экрана, интернет с порнографией и соцсетями… Небывалое давление, которое мы переживаем, готовит почву для самых непредсказуемых последствий. Снова человек оказался на перепутье без подсказок и помощников. К чему приведет этот эволюционный виток, известно только Богу, которого мы свергли. Может, мы прорвемся, и новый мир озарится рождением невиданного ранее строения психики?

Стадии развития психики человека

Психика человека имеет 4 основных стадии развития, на каждой из которых индивид расширяет спектр своих возможностей, получает новую информацию, знания, меняет своё отношение к обществу и окружающему миру.

Элементарная сенсорная ступень

Элементарная сенсорная ступень характеризуется минимальным количеством навыков, необходимых для выживания. На данном этапе развития психика человека представляла собой совокупность сложных поведенческих норм, большая часть из которых основывалась на приобретённых инстинктах.

Без специального обучения человек мог приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, добывать себе пищу, конкурировать за ареал существования, продолжать род, защищать свою жизнь в случае возникновения опасности.

Перцептивная ступень

Перцептивная ступень развития психики уже не основывается на основе инстинктивного восприятия мира и связанных с ним ощущений. На данном этапе эволюции человек приобретает новые способности к более тщательному изучению объектов окружающей среды, сбору и анализу информации.

Появляются первые признаки индивидуального поведения, которое напрямую зависит от условий окружающей среды. Переход на перцептивную ступень развития психики связан с усложнением структуры центральной нервной системы и развитием коры головного мозга. На данном этапе человек не просто приобретает жизненный опыт, но также получает способность к самообразованию и обучению новым способностям.

Интеллектуальная ступень

Интеллектуальная стадия развития психики выводит людей на новый более конкурентный уровень.

Отличительные особенности этой ступени заключаются в том, что человек больше не руководствуется инстинктивными мотивами или первичными навыками, а получает способность анализировать сложившуюся ситуацию, находить взаимосвязь между определёнными предметами, искать пути решения конкретных задач.

На данном этапе развития психики происходит усиление когнитивной функции, улучшается память, обучаемость и усвоение новой информации.

Ступень сознания

Ступень сознания — это особенное состояние психики, которое характерно только для человека. Данная стадия развития позволяет индивиду иметь собственное субъективное мнение, переживать события, происходящие в окружающем мире, делать логические умозаключения и формировать внутреннее отношение к произошедшему.

Сознание является наивысшей формой психического отражения окружающей реальности.

У. Самнер

Согласно работе У. Самнера (1840-1910) «Народные обычаи», на жизнь масс влияет ряд факторов, которые оно назвал обычаями. Они появляются, когда люди стараются выжить в сложных климатических условиях или под угрозой уничтожения другой группой. Так складываются и совершенствуются модели поведения, которые принимаются людьми и передаются следующим поколениям.

На обычаи также влияют личные интересы — голод, жажда, секс, честолюбие. По Самнеру, психика – это либо «мы — группа», когда отношения складываются на основе поддержки и взаимопонимания, либо «они — группа», где между сообществами устанавливается враждебность.

Итак, изучив культуру народа, его мифы, мораль и мировоззрение, можно с большой достоверностью говорить как о психике индивида, так и целого народа.

Психические процессы

Психика в психологии — это целостная структурированная система, элементами которой являются психические процессы. Последние представляют собой группу ежедневных событий, которые объединены по функциональному признаку.

Выделяют следующие виды психических процессов:

  • воображение;
  • мышление;
  • речевая активность;
  • ощущения;
  • физиологическая рефлексия;
  • эмоции;
  • нахождение в состоянии стресса;
  • аффект;
  • постановка и преследование заданной цели;
  • принятие самостоятельного решения;
  • сомнения в выборе;
  • борьба мотивов;
  • концентрация внимания;
  • способность к запоминанию информации.

В отличие от других структурных элементов психики вышеперечисленные процессы присутствуют в жизни человека ежедневно. Наиболее востребованными являются психические процессы познавательного типа, связанные с мыслительным процессом, общением с другими людьми, концентрацией внимания, работой воображения.

Состояния психики

Состояния психики — это совокупность режимов жизнедеятельности человеческого организма, которые отличаются между собой энергетическими характеристиками, эмоциональной составляющей, физиологической активностью внутренних органов и систем. Изменение состояний психики напрямую связано с влиянием внешних и внутренних факторов.

Существуют следующие психические состояния, свойственные человеку:

  • ситуативно-обусловленные, возникающие в качестве ответной реакции на временный раздражитель (непринятие брани, плохих поступков окружающих людей);
  • поверхностные, связанные с переменчивым настроением;
  • положительные, которые вызваны чувством вдохновения, эмоциями радости, счастья, любви;
  • неосознанные, которые присущи людям, находящимся в состоянии сна или транса;
  • астенические, возникающие при усталости, потере жизненных сил, мотивации к действиям;
  • физиологические, сопровождающиеся чувством голода, боли.

В зависимости от разновидности состояний психики их продолжительность может носить краткосрочный, среднесрочный или длительный характер. Скорость изменения психических состояний зависит от особенностей характера и темперамента отдельного индивида.

Происхождение и развитие

История науки по-разному старалась определить понятие психики в естественной среде природы. Смена точки зрения изменялась в ходе развития знания человека.

Панпсихизм утверждает, что природа в целом является одушевленной. Биопсихизм считает, что данное свойство характерно для любого живого организма, включая растения (клетки исключаем). Нейропсихистические взгляды говорят нам о том, что психикой обладают только существа с нервной системой. Сторонники антропопсихизма полагают, что этот феномен присущ только человеку, а животные – это «автоматы».

Более современные гипотезы определяют свойства психики и ее наличие в соответствие с набором критериев, которые зависят от способностей определенных живых организмов (например, поисковое поведение). Одной из таких гипотез, получившей признание со стороны множества ученых, является утверждение А. Н. Леонтьева. Он предположил, что объективный критерий психики — это умение организма проявить ответную реакцию на воздействие биологически нейтрального раздражителя. Это свойство называют чувствительностью. Согласно мнению Леонтьева, оно включает в себя ряд аспектов как субъективного, так и объективного характера.

По Леонтьеву, эволюция психических форм разделяется на 3 этапа, среди которых:

  1. Элементарная сенсорная п-ка.
  2. Перцептивная п-ка.
  3. Психика интеллекта.

К. Фабри из трех, вышеупомянутых стадий психики, оставил только два первых. А этап анализа интеллекта он «растворяет» в понятии перцептивной психики.

На первом этапе полагается, что животное может отражать только отдельный ряд свойств, которые связаны с внешним воздействием. Вторая стадия отображает состояние внешнего мира в форме цельных образов по отношению к объектам и субъектам.

Детская психика

Отличительные особенности детской психики заключаются в том, что на разных этапах развития ребёнка происходит формирование её структурных составляющих.

Качество и состояние здоровья детской психики напрямую зависит от того, в каких условиях происходит воспитание, какие методы при этом используются, получает ли ребёнок дошкольное образование, полноценное питание и заботу близких людей.

Формирование детской психики происходит путём возникновения внутренних и социальных кризисов, которые проявляются по мере достижения определённого возраста.

Теория Карла Юнга

Научная революция уронила авторитет церкви, чему во многом поспособствовал Фрейд. Поэтому новым исследователям сознания открылась девственная нетронутая территория – душа человека. Следующим, кто пришел в психологию вслед за Фрейдом и сделал не менее значительный вклад в развитие этой науки, стал сын швейцарского пастора – Карл Густав Юнг.

В молодости Юнг восхищался Фрейдом, революционностью его идей и смелостью методов исследования. Однако в какой-то момент пути выдающихся ученых разошлись. Юнгу претило то, что по Фрейду психика – это не более чем по-разному истолкованная теория сексуальности. Он считал ее слишком односторонней и не оставляющей места человеческому духу.

Юнг всегда повторял о неоценимом вкладе оппонентов, но критиковал нарочитую «догматичность» их взглядов, которая использовалась для подавления религиозного инстинкта. Значительная часть его трудов посвящена мифам, легендам и взглядам средневековых алхимиков. Такая гибкость взглядов позволила ученому создать аналитическую психологию, включающую сны, озарения и предчувствия. Его метод иногда напоминает магию, когда говорит о связи всего сущего и передаче мысли на расстоянии.

Что такое психологическая устойчивость и неустойчивость?

Психологическая устойчивость — это индивидуальная способность личности к преодолению стрессовых ситуаций и сложных жизненных обстоятельств, используя при этом только конструктивные методы решений.

Это свойство человеческого организма является врождённым, но также может быть развито с помощью специальных психологических тренингов. Психологическая неустойчивость индивида выражается в его неспособности адекватно противостоять возникающим трудностям, восстанавливаться после стрессовых ситуаций, возвращаясь к привычному ритму жизни.

Психические расстройства и болезни

Психиатрия является развивающейся наукой, которая изучает виды заболеваний психики, причины их возникновения и способы излечения.

Выделяют следующие виды психических расстройств и болезней:

  • шизофрения и бредовые состояния;
  • поведенческие и психические расстройства, связанные с употреблением алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;
  • аффективные расстройства, вызванные резкими перепадами настроения;
  • невротические, связанные с пережитой стрессовой ситуацией и продолжительным психоэмоциональным перенапряжением;
  • умственная отсталость;
  • расстройства эмоциональной составляющей;
  • патологии психического развития, проявляющиеся ещё в раннем детском и подростковом возрасте.

Тяжесть психического заболевания определяется в индивидуальном порядке путём обследования пациента. В процессе диагностики устанавливаются причинные факторы, повлиявшие на неправильное формирование психики.

Как сделать психику устойчивее?

Для того, чтобы сделать свою психику более устойчивой в условиях стрессовых ситуаций, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • развивать интеллектуальные способности;
  • всегда сохранять уверенность в своих силах;
  • не вступать в споры с неприятными людьми;
  • принимать решения на основании потенциальных плюсов и минусов;
  • в случае поступления невыгодного предложения необходимо всегда уметь ответить отказом;
  • не позволять страху завладеть рассудком;
  • уметь принимать поражение, воспринимая его в качестве начала новой деятельности;
  • не зацикливаться на уже совершенных ошибках;
  • не подавлять свои эмоции;
  • всегда держать себя в форме, укрепляя не только психику, но и опорно-двигательный аппарат;
  • обеспечивать организму полноценный отдых, не допуская физического и умственного переутомления;
  • ограничить употребление кофеина, спиртных напитков и табачных изделий.

Психика человека — это сложное понятие, которое изучается в отдельных разделах психологии, медицины и философии. Сама по себе психика представляет совокупность беспрерывных душевных процессов и физиологических явлений, связанных с ощущениями, положительными и отрицательными эмоциями, восприятием окружающей среды, способностью запоминать и накапливать полезную информацию.

Психика имеет свою уникальную структуру, в состав которой входят психические процессы, новообразования и состояния. Люди с удовлетворительным психическим здоровьем имеют возможность адаптироваться к любым жизненным условиям, выходить из стрессовых ситуаций более сильными, способны принимать волевые решения без нарушения общепринятых поведенческих норм.

Аналитический метод Юнга

В своих исследованиях Юнг использовал комплексный подход, при котором, помимо принятых тогда кляксографических и других тестов, применялся метод словесной ассоциации. Он заметил, что некоторые слова вызывают необычную реакцию – паузу, повторение или забывание.

Ему удалось доказать существование скрытых идей и чувств, названных комплексами и влияющими на жизнь личности. Эти спайки из травматических переживаний ведут активную деятельность, скрываясь от сознания. И так как эти констелляции способны причинять неудобства индивиду, Юнг разработал лечение, при котором комплексы выявляются и путем рефлексии сводятся на нет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]