Мотивация и стимулирование работников: почему это не всегда работает


Актуальность исследования трудовой мотивации в современных экономических условиях.

Трудовая мотивация — это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Неэффективная система мотивации может вызвать у работников неудовлетворенность, что всегда влечет снижение производительности труда. С другой стороны, эффективная система стимулирует производительность персонала, повышает эффективность человеческих ресурсов, обеспечивает достижение всего комплекса целей системы.

Следовательно, имеет место актуальность вопроса изучения систем мотивации труда, используемых менеджментом в современных экономических условиях России.

Определение

Мотивация – это осознанное человеком побуждение к активности, целенаправленному действию, решению поставленных задач. Стремление является внутренним и проявляется только тогда, когда оно до конца понято субъектом. В основе мотивации лежит определённая потребность (физиологическая, духовная, ценностная), после удовлетворения которой импульс к действию существенно снижается.

Стимулирование – это мера внешней поддержки, благодаря которой осуществляется воздействие на активность человека. Главная задача такого процесса – ускорение управленческих процессов, склонение субъекта к совершению ожидаемого действия, изменение поведения. Стимулирование может быть как позитивным (вознаграждение), так и негативным (угроза применения санкций).

Данные понятия обозначают процессы воздействия на личность человека, благодаря которым программируется его поведение. Однако мотивация свойственна конкретной личности и является внутренне осознанным побуждением к действию, в то время как стимулирование – воздействие внешнее. Различие является фундаментальным для целого ряда наук, в числе которых – психология и маркетинг. Стимулирование – простая форма воздействия на человека, к примеру, предоставление скидки клиенту при совершении покупки.

Вызвать у субъекта внутреннюю мотивацию — значит проникнуть к нему в душу. Мировые бренды формируют у своих клиентов особое мировоззрение, благодаря которому покупка нового товара становится принципиальной (вспомните продукцию Apple, функции которых от модели к модели практически не меняются, а армия поклонников только растёт). Таким образом, стимулирование – это всего лишь воздействие на человека, которое продолжается до тех пор, пока процесс активен.

Мотивация – внутренний процесс, протекающий индивидуально. Он не закончится до того момента, пока потребность не будет удовлетворена или её не заменит иной импульс к действию. Стимулирование может быть эффективным для целой группы людей, к примеру, работников предприятия. Дополнительные меры поощрения (отпуска, премии) помогут им работать на благо компании активнее и лучше. Мотивация чаще всего у каждого человека своя, и привить её достаточно трудно.

Подробно о первом понятии

Мотивация — внутреннее осознанное побуждение человека к активности. В ее основе лежит какая-то потребность: физиологическая, материальная, духовная или любая другая. Человек стремится удовлетворить эту потребность и для этого делает определенные действия. Отличие мотивации от стимулирования заключается в том, что она всегда индивидуальна и зависит от личности конкретно взятого человека.

Это особый внутренний процесс, который будет продолжаться до того момента, пока потребность не будет удовлетворена. Принципиальными отличиями считают угасание интереса к работе после достижения цели, поскольку человек уже получил желаемое. Мотивацией для каждого может выступать что-то свое. Можно сказать, что это основные цели, ради которых совершаются определенные поступки.

Именно поэтому ни при каких обстоятельствах мотивацию нельзя создавать с помощью принуждения. Для руководителя важно уметь правильно управлять персоналом, чтобы каждый из сотрудников наиболее эффективно выполнял свои функции. Для этого нужно понимать, каким образом можно мотивировать того или иного работника. Одному важны деньги, другому — должность, третьему — похвала и признание. Главная цель — заинтересовать сотрудника самой задачей.

Если говорить о рабочем коллективе, то здесь можно выделить ряд таких мотивирующих факторов:

  • социальность (потребность человека находиться в коллективе);
  • самоутверждение (необходимо для работников высокой квалификации);
  • самостоятельность (люди, которые готовы пожертвовать стабильной работой ради собственного бизнеса);
  • надежность (мотив, при котором для человека важна стабильность);
  • приобретение нового (материальные блага, знания и опыт);
  • справедливость;
  • состязательность (желание быть лучше остальных).

Выделяют 2 вида мотивационного духа: положительный и отрицательный. Первый связан с проявлением хороших эмоций, а второй — с применением осуждения и неодобрения. При отрицательной мотивации цель человека — уйти от неудач, в противном случае это влечет за собой больше моральное, чем психологическое наказание.

Характеристика и взаимосвязь основных теорий мотивации

Кроме сложившегося разнообразия понятий мотивация и терминов, которые косвенно либо же напрямую связанных с ней, как следствие, в истории также сформировались различные теории мотивации.

В современных исследованиях выделяются теории содержания мотивации и процессуальные теории мотивации.

Первые теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. Один из первых исследователей мотивации Ч. Барнард, рассматривая множественность возможных видов удовлетворения человека в организации, выделил конкретные побуждения: материальные, личные нематериальные для отличия престижа и власти, духовные

Но он не создал теории мотивации. Исследователи в 1950-1960-х гг. выделили основные потребности. При этом А. Маслоу и К. Альдерфер выдвинули теории иерархии потребностей. По Маслоу, потребности, находящиеся на нижнем уровне, требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идет снизу вверх. Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз; движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз – фрустрацией – процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность .

Все же большую популярность во многих сферах научных знаний имеет знаменитая пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей. И исходя и з этого Маслоу распределил потребности по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании пирамиды – физиология. Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней – потребность в принадлежности к какой-либо социальной группе. Следующая ступень – потребность в уважении и признании. И последняя ступень пирамиды, наивысшая, – стремление к раскрытию внутреннего потенциала (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

Для удовлетворения потребностей следуя Пирамиде Маслоу, исходя из сферы организации труда можно использовать такие методы стимулирования:

— низшего порядка хороши: виды материального стимулирования;

— второго уровня – страхование;

— третьего уровня – с использованием видов сотворчества, активизации общения;

— четвертого уровня – в процессе привлечения к более сложной работе, делегирования полномочий, продвижения по службе;

— пятого уровня – привлечение работников к нестандартной для него деятельности (написание гимна компании, издание сборника творческих работ сотрудников, организация выставок произведений искусства, созданных работниками и прочие) .

Подводя итог данной теории, очевидно, что в концепции А. Маслоу отражены только первичные и вторичные потребности, упущен культурно надиндивидуальный уровень развития потребностей, т.е. духовных устремлений. Хозяйство, экономика, сам способ производства теснейшим образом связаны с религией. Божественным авторитетом и благословением освящены духовно-нравственные основания труда и собственности, достатка, справедливого обмена и распределения, этические нормы хозяйствования.

Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда поел выполнения служебных обязанностей, чувствовали себя особенно плохо?» .

Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией» (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Мотивация и стимулирование: понятие и функции

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 12Следующая ⇒

Одна из важнейших категорий организационного поведения – мотивация.

В основе мотивации лежит мотив – то, что побуждает деятельность, ради чего она совершается.

В настоящее время термин «мотив» используется для определения различных явлений и состояний, вызывающих человеческую активность. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы, ценности.

Понятие мотива тесно связано с понятием предмета деятельности.

Первичная форма существования мотива – вещественные предметы, которые отвечают первичным, материальным потребностям. Затем мотивами становятся также идеальные предметы – представления или сознательные цели – «мотивы-цели».

Деятельность человека побуждается одновременно несколькими мотивами. Один из них – ведущий, остальные – вспомогательные. Особенность ведущего мотива состоит в том, что кроме функции побуждения и направления он придает деятельности определенный личностный смысл.

Мотивы находятся в различных соотношениях между собой и внешними обстоятельствами: они усиливают или ослабляют друг друга, противоречат друг другу и/или объективным возможностям реализации поведенческих актов.

В реальной деятельности мотивы часто маскируются (сознательно или несознательно) мотивировками – высказываниями, оправдывающими то или иное действие ссылкой на побуждающие его объективные или субъективные обстоятельства. Мотивировки могут и не совпадать с реальными мотивами.

Поэтому мотивация, как процесс побуждения к совершению тех или иных поступков, представляет собой достаточно сложный акт. Мотивация осложняется тем, что далеко не все реальные мотивы осознаются субъектом в актуальный момент (при подготовке и выполнении действия – вспомните об ориентировочной основе действия). Часто реальный мотив обнаруживает себя уже после совершения поступка или действия.

Если мотив – это в большей степени внутренний побудитель человеческой деятельности, то стимул – это внешнее побуждение, воздействие, которое обуславливает определенную реакцию организма. Стимулы опосредуются психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями. Другими словами, эффект внешнего побуждения зависит от того, как человек воспринимает его в данный момент времени.

Соответственно, стимулирование – это процесс, при котором человека каким-то образом побуждают выполнить те или иные действия.

В теории управления и организационного поведения в отличие от психологии и физиологии, термины «стимулирование» и «мотивация» употребляются как синонимы. Хотя, строго говоря, это не одно и то же. С другой стороны, иногда стимулы и мотивы могут и совпадать: выдача аванса на определенную работу – это стимул, который, воспринимаясь человеком, как определенная часть будущего вознаграждения, становится мотивом. Тем не менее уточним и определим более четко эти понятия.

Итак, с точки зрения управления и организационного поведения мотивация (а равно и стимулирование) – это процесс побуждения себя и членов организации к желательному поведению, направленному на достижение личных и/или организационных целей.

Под стимулами же мы условимся понимать совокупность способов и средств, используемых руководством организации и ее подразделений для побуждения работников к деятельности на благо организации.

В понятие организационной мотивации и стимулирования входят не только вопросы непосредственного побуждения к деятельности, но и вопросы активизации желательного поведения, его регулирования и ориентирования, а также объяснения причин и последовательностей поведенческих актов.

Основные функции мотивации и стимулирования:

· ориентация членов организации на ее цели;

· увязывание результатов деятельности организации с потребностями людей;

· побуждение членов организации к целерациональному поведению;

· объяснение причин и последовательностей действий людей;

· учет и координация воздействий на членов организации внешних факторов и обстоятельств;

Тип мотивации –это преобладающая направленность деятельности человека на удовлетворение определенных потребностей. Существует достаточно много типологий мотивации, приведем здесь лишь одну.

1 тип – работники, которые ориентируются преимущественно на содержательность и значимость выполняемой работы.

2 тип – работники, ориентированные на оплату труда и другие материальные ценности.

3 тип – работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Не нужно проводить больших исследований, чтобы понять, что в современной России подавляющее большинство работников относятся ко 2 типу мотивации, т.е. в большей степени ориентированы именно на материальные ценности, и их мотивационное ядро основано на высокой (в их понимании) заработной плате. Для педагогов же всегда более характерным был (и во многом остается) 1-й тип мотивации и, к сожалению, этот факт вовсю эксплуатируется властью… Только в последние годы появились определенные сдвижки в этом процессе.

Поэтому, рассматривая нижеприведенный материал не только с точки зрения теории, но и с точки зрения будущей практики, нужно учитывать этот фактор и помнить, что любые методы и средства мотивации и стимулирования эффективны только после тщательного изучения руководителем своих сотрудников, отношений между ними и их отношения к организации, ее целям и руководству.

Концепции мотивации

В этой части мы кратко рассмотрим основные концепции мотивации.

Первая группа – потребностные концепции. Они основываются на том, что ведущим мотивационным фактором является удовлетворение определенных потребностей.

Наиболее известные среди потребностных концепций: теории А.Маслоу, Д.МакКлелланда и так называемые «эргономические» концепции (Ф.Герцберг и др.).

Иерархическая концепция мотивации А.Маслоу

Концепция Абрахама Маслоу оказала огромное влияние на развитие теории менеджмента и, в частности, теории организационного поведения. По мере развития психологии и смежных наук в ее адрес нарастала волна критических замечаний, появились новые взгляды и подходы к проблеме мотивации[9]. Но сейчас стало ясно, что ни одна из мотивационных теорий не может полно и точно объяснить все многообразие проявлений человеческого поведения и причин, побуждающих человека поступать так или иначе.

Тем не менее, концепция Маслоу, как и другие рассматриваемые ниже теории, помогут разобраться в том, что же мотивирует личность и как это знание может использоваться в организациях. Суть теории Маслоу – вкратце – в следующем.

Маслоу определил человека как «существо желающее», которое крайне редко достигает полного удовлетворения в чем-то. Если какая-то потребность удовлетворена, то внимание человека тут же переключается на новое желание, на новую потребность. Когда удовлетворяется эта, появляется новая и т.д. Жизнь человека – это непрерывная и бесконечная цепь возникающих желаний и потребностей и действий по их удовлетворению.

Маслоу определил, что все потребности личности врожденные и что организованы они в виде определенной иерархии, которую принято изображать в виде пирамиды (рис. 7).

Рассмотрим потребности в порядке их очередности (снизу вверх).

Физиологические потребности. Это самые сильные и неотложные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для человека. Сюда включают потребности: в пище и питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных природных явлений (жары, мороза, ветра), в сенсорной стимуляции (эмоциональная нагрузка, впечатления).

Потребности безопасности и защиты. В эту группу Маслоу включил такие потребности: в организации, стабильности, законе и порядке, в предсказуемости событий, ситуаций и действий окружающих, в свободе от угрозы болезни, хаоса, страха. Эти потребности отражают заинтересованность человека в долговременном выживании.

Социально-коммуникационные потребности, или потребности принадлежности и любви. Эти потребности отражают стремление устанавливать отношения привязанности с другими, принадлежать к определенной группе, общаться, дружить и любить, в общем, это потребности в близких взаимоотношениях с другими людьми. Неудовлетворение подобных потребностей ведет к появлению чувства одиночества, отверженности, ненужности миру и другим и т.д.

Рис. 6. Иерархия потребностей по А Маслоу.

Потребности в уважении и самоуважении (статусные потребности). Сюда относятся такие потребности, как: компетентность, уверенность, достижение, свобода и независимость (это все – самоуважение); престиж, признание, репутация, статус, оценка и признание (это – уважение со стороны других). Удовлетворение этих потребностей ведет к появлению чувства уверенности, достоинства и осознания своей полезности миру. И, наоборот, их неудовлетворение вызывает чувства неполноценности, бессмысленности жизни, слабости и зависимости, пассивности.

Потребности в самовыражении (самоактуализации). По Маслоу, это желание человека стать тем, кем он потенциально может стать. Другими словами, это стремление делать то, что делаешь, наилучшим образом и не только на свое благо, но и на благо окружающих.

В основе теории Маслоу лежит допущение, что потребности низших уровней должны быть в определенной степени удовлетворены до того, как человек осознает и мотивируется потребностями более высоких уровней. То есть потребность более высокого уровня должна быть удовлетворена прежде, чем расположенная выше проявится. Удовлетворение потребностей низших уровней делает возможным осознание высших и их участие в мотивации.

Расположение основных потребностей в иерархии – главный принцип лежащий в основе организации мотивации человека. Маслоу исходил из того, что иерархия распространяется на всех людей и что чем выше человек в иерархии, тем более он индивидуален и развит психически и нравственно.

Конечно, есть люди, которые самоактуализируются и самовыражаются, несмотря на серьезные лишения и трудности. Есть также люди, не готовые отказаться от своих идеалов и ценностей (достаточно вспомнить историю религий или политической борьбы).

Наконец, есть люди, которые создают свою индивидуальную иерархию потребностей, ставя, например, работу, престиж и карьеру выше семьи и друзей или служение Богу – выше всего остального (отшельники, монахи и т.д.).

Важнейшие прикладные аспекты теории А.Маслоу заключаются в следующем:

à чтобы стимулировать и эффективно мотивировать работника, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить важнейшие его потребности;

à потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности низших уровней, но недостаточное удовлетворение низших (физиологических) потребностей – главное препятствие для метамотивации;

à система потребностей динамична: нельзя надеяться на то, что мотивация и стимулы, сработавшие однажды, будут эффективны всегда.

В таблицу 1 сведены возможные способы мотивации и стимулирования на основе удовлетворения потребностей высших уровней.

Теория потребностей Д. МакКлелланда.

Согласно ей, людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности.

Потребность власти – это желание воздействовать на других. Люди с развитой властной потребностью энергичны, не боятся конфронтации и стремятся отстаивать свои принципы и представления. Потребность власти и мотивации, связанные с ее удовлетворением, являются основой такого феномена организационного поведения и управления, как лидерство.

Потребность успеха – желание довести работу до успешного завершения. В современной теории организационного поведения потребность успеха тесно связана с понятием мотива достижения. Мотив достижения – это характеристика мотивационной сферы личности, отражающая стремление к наилучшему выполнению деятельности в ситуациях достижения. Эти ситуации характеризуются наличием двух условий: задачи и стандартов качества ее выполнения.

В основе мотива достижения – стремление удовлетворить определенные социальные потребности, связанные с достижением успеха и избежанием неуспеха при выполнении задачи. Стремление к достижению успеха проявляется в инициативности поведения, соревновательности и разумном риске, стремление избежать неуспеха – в уклонении от действий, осторожности, нежелании нанести ущерб своему престижу.

Таблица 1. Основные методы удовлетворения потребностей высших уровней (по Маслоу)

Группа потребностейМетоды удовлетворения (основные стимулы)
Социально-коммуникационные· Создание и поддержание командного духа · Регулярное проведение совещаний · Поощрение возникновения неформальных групп (если они не наносят реального, а не воображаемого ущерба организации) · Создание условий для социальной активности сотрудников вне организации и внутри ее · Организация работ, позволяющих работникам общаться
Потребности в уважении· Обеспечение положительной обратной связи с полученными результатами · Положительная оценка и поощрение достигнутых результатов · Привлечение подчиненных к формулировке целей и принятию решений · Делегирование подчиненным дополнительных полномочий и прав · Карьерное продвижение сотрудников · Обеспечение обучения и повышения квалификации сотрудников · Предложение подчиненным более содержательной работы
Потребность в самовыражении· Предложение важной работы, требующей полной самоотдачи · Поощрение и развитие творческих способностей · Максимальный учет в видах и сложности работ личностных особенностей и уровня квалификации работников · Обеспечение возможностей для обучения и развития, позволяющего в полной мере использовать потенциал

Стимулирование работника в данном случае будет заключаться в определении таких способов побуждения к деятельности, которые в максимальной степени поощряли бы стремление к успеху и минимизировали бы возможность появления фрустраций в случае неуспеха.

Потребность в причастности схожа с группой социально-коммуникационных потребностей Маслоу. У МакКлелланда под ней понимается заинтересованность в компании знакомых, дружбе, оказании помощи другим. Людей с развитой потребностью причастности привлекает работа в группах, с широкими возможностями межличностных контактов и общения, и лучшими стимулами для них будет поручение на выполнение работ именно в группах.

Эргономические концепции мотивации.

В исследованиях конца 1960-х годов ряда американских ученых, изучающих проблемы потребностей и мотивации (Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, Тавистокская группа), было замечено, что деньги или стремление к власти нельзя рассматривать как постоянно действующий побуждающий фактор, поскольку люди работают за деньги лишь до определенного предела, границами которого являются субъективные представления о «достойной жизни».

Ф.Герцберг разделил все мотивирующие факторы на две группы. Первая группа – гигиенические факторы, в нее вошли: оплата, условия работы, качества руководителя, технологии управления. Он называл их еще «негативными побуждающими стимулами», имея в виду следующее: удовлетворение потребностей этой группы будет всего лишь снимать неудовольствие, но никак не будет стимулировать работников на эффективную работу. Иными словами, приличная зарплата, условия труда, хорошее руководство – это не мотиваторы деятельности, а минимально необходимые условия, при которых работник будет выполнять свои обязанности. С другой стороны, это стимулы, побуждающие человека выполнять работу на минимально приемлемом уровне (здесь уместно вспомнить известную поговорку времен развитого социализма: «Если начальство думает, что оно мне платит, пусть тогда думает, что я работаю»

).

Вторая группа – побудительные мотивы (или позитивные стимулы). К ним Герцберг отнес: достижение, признание, выбор, карьера. Использование этих факторов вызывает удовлетворение от работы.

С учетом теории Герцберга (с дополнениями из материалов исследований группы Тавистокского института) приведем таблицу, в которой сгруппированы общие психологические требования к работе.

Таблица 2. Общие психологические требования к работе

Содержание работыУсловия работы
1. Содержание работы должно требовать разумных усилий для ее выполнения1. Минимальная степени социальной поддержки и признания на рабочем месте
2. Предоставлять разнообразие и выбор в работе (методов, средств)2. Работник должен связывать деятельность на работе с общественной и личной жизнью
3. Обеспечение возможности учебы на работе3. Работа должна вести к будущему осуществлению желаний

Вторая группа концепций рассматривает мотивацию не только как функцию потребностей. В число факторов, определяющих поведение, вводятся такие, как восприятие, ожидание и последствия избранного типа поведения. Самые популярные концепции этой группы — инструментальная модель В. Врума, модель Портера-Лоулера, теория справедливости и т.д. Не вдаваясь в детальное описание моделей, отметим лишь прикладные аспекты этих концепций.

Прикладное значение инструментальной теории мотивации В.Врума заключается в следующем:

· Люди по-разному воспринимают и оценивают конкретное вознаграждение и оно должно сопоставляться и приводиться в соответствие с потребностями и ожиданиями. Для одного работника лучшей наградой за одинаковую работу будет публичное признание заслуг и похвала, для другого – премия, для третьего – продвижение по службе. Даже для одного и того же работника одинаковое вознаграждение может иметь разный мотивирующий эффект в зависимости от ситуации.

· Эффективная мотивация по Вруму предполагает также установление твердого соотношения между достигнутым результатом и вознаграждением. Эффективная работа – высокий результат при минимуме затраченных усилий – предполагает более высокое вознаграждение. С этой точки зрения совершенно неэффективно вознаграждение только на основе затраченных усилий.

· Цели-результаты 1-го уровня (общеорганизационные) должны быть высокими, но реально достижимыми. Один из методов мотивации здесь – убедить сотрудников в том, что их можно добиться, если приложить определенные усилия. Если руководство, не учитывая факторы внешней и внутренней среды, ставит перед персоналом «глобальные» цели, то ожидания в отношении затрат труда и результатов будут очень низкими, соответственно, будет очень слабой мотивация.

Модель Портера-Лоулера учитывает также такие факторы, как установки и ценностные ориентации – мотивация с опорой на определенные жизненные принципы и морально-этические нормы и ценности не менее важна, чем мотивация с опорой на материальные стимулы.

Основные формы и методы стимулирования в образовательных организациях

В завершение приведем сводную таблицу (таблица 3) наиболее распространенных форм стимулирования.

Таблица 3.Основные методы и формы стимулирования работников образовательных организаций

ГруппаОсновные формы и методы стимулирования
Материальное стимулирование¨ Заработная плата ¨ Различные премиальные системы ¨ Бонусы по итогам года ¨ Участие в доходах от внебюджетной деятельности ¨ Планы дополнительных выплат (агентские, комиссионные) за оказание платных образовательных услуг ¨ Льготы и компенсации (оплата обучения, лечения, путешествий и т.д.) ¨ Страхование ¨ Льготное кредитование ¨ Справедливое распределение фонда заработной платы (общеорганизационный стимул
)
Стимулирование ответственности и надежности¨ Объяснение всех аспектов политики организации и особенно изменений и инноваций ¨ Высокая оценка преданности, стажа работы и т.д. ¨ Предоставление возможности быстрого доступа к руководителю ¨ Предоставление лучших условий (компьютеры, кабинеты и т.д.) ¨ Делегирование полномочий ¨ Карьерное продвижение
Стимулирование профессионализма и профессиональной гордости¨ Направление на обучение, повышение квалификации ¨ Карьерный рост ¨ Предоставление возможности проявить себя на новых задачах ¨ Дифференциация работ с учетом профессиональных качеств работников ¨ Предоставление подписки на профессиональную периодику и литературу ¨ Возведение в ранг наставника молодых специалистов ¨ Поощрение разумной инициативы ¨ Обеспечение знаниями об организации (история, престиж, место на образовательном рынке, перспективы) ¨ Создание атмосферы взаимодоверия, уважения и поддержки ¨ Разработка фирменного имиджа (герб, флаг, гимн) и формирование надлежащего отношения к нему ¨ Формирование и проведение четкой и понятной всем идеологии организации
Стимулирование конкуренции и соревновательности¨ Использование рейтинговых систем ¨ Ощутимые призы ¨ Публичное подведение итогов соревнования
Стимулирование на основе выражения признания¨ Вручение разнообразных знаков отличия (грамоты, знаки и т.д.) ¨ Публичные поощрения ¨ Присвоение почетных званий, титулов ¨ Допуск работника в «клуб» (лучшие …) ¨ Оценка работы ¨ Предоставления допуска к ранее недоступным благам (особая столовая или стоянка, машина и т.д.)
Компенсационное стимулирование (санкции)¨ Материальные стимулы (снижение выплат или лишение их – в любом виде, кроме заработной платы, оговоренной контрактом) ¨ Нематериальные стимулы – все вышеперечисленные, с приставкой не- (при условии, что работник ожидает именно такого положительного стимула) ¨ Взыскания (выговоры, порицания, предупреждения и т.д. в различных формах – от публичных, устных до письменных и «tête-á-tête» ¨ Замалчивание и игнорирование

Необходимо отметить, что:

1) здесь приведен далеко не полный перечень методов;

2) некоторые методы и формы стимулирования «пересекаются» и находятся как бы во взаимозависимости;

3) большинство нематериальных стимулов оказываются более эффективными в «сопровождении» материальных;

4) многие методы и формы стимулирования отнесены к той или иной группе достаточно условно;

5) различные люди вознаграждаются по разному, это зависит от типа мотивации, от доминирующей группы потребностей, от ожиданий и т.д. Как уже выше отмечалось, то, что для одного – поощрение, для другого может выглядеть наказанием.

Тема 9. Контроль и эффективность управления образовательной организацией

Общие подходы к оценке эффективности образовательной организации

Эффективность функционирования образовательной организации зависит от механизма и качества обратной связи.

Управление образовательной организацией означает воздействие руководителей на участников образовательного процесса с целью достижения запланированного результата. Объектом управления в данном случае являются образовательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности. Эффективность управления образовательной организацией во многом определяется наличием системного подхода к управлению всеми его звеньями. Очень важно умение видеть перспективы развития организации, строить программную деятельность с опорой на творческий потенциал педагогического коллектива.

Эффективность управления образовательной организацией – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления образовательной организацией – это результат достижения ее целей. Если нужные свойства результата достигаются быстро и с экономией ресурсов, правомерно говорить об эффективном управлении.

От того, насколько полно, целесообразно, реально и конкретно распределены функциональные и должностные обязанности между руководителями, зависит эффективность управляющей системы, а, следовательно, и жизнедеятельности организации в целом.

Оценка эффективности успешного управления является важной и вместе с тем малоизученной и противоречивой проблемой.

С одной стороны

, возможна оценка эффективности управления по показателям самого управления, т.е. по оценкам качества осуществления педагогического анализа, планирования, организации, контроля и регулирования независимо от конечных результатов деятельности организации как системы или отдельных подсистем.

С другой же стороны

, управление – не самоцель, и эффективность его следует оценивать по тому, какова динамика педагогических процессов и как осуществляемые преобразования оказывают влияние на развитие личности каждого обучаемого и воспитываемого.

Повышение эффективности управления образовательной организацией необходимо начинать с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководители должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.

Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие), существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Результаты педагогической деятельности, отражены в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Для эффективного управления образовательной организацией руководителям необходимо знать, что является критериями ее успешности или, наоборот, чем вызваны проблемы, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль. Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, так как неверно выбранные показатели не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Один из вариантов группы критериев деятельности образовательной организации применительно к среднему образованию (Зеленцова Е.В.) приведен ниже.

Этот подход включает в себя четыре группы критериев, конкретизированные в их важнейших показателях и индикаторах (признаках).

1) Критерии качества результатов образовательного процесса

Критерий социокультурного развития учащихся:

§ школьная и внешкольная успешность (успеваемость, степень обученности, победы на олимпиадах, конкурентоспособность при поступлении в Вуз, готовность к продолжению образования);

§ ориентация на истинные ценности;

§ культура общения и поведения;

§ социальная адаптированность.

Критерий психического развития школьников:

§ особенности когнитивной сферы (уровень интеллекта, особенности познавательных процессов, умственная работоспособность);

§ личностные особенности (учебная и школьная мотивация, особенности самосознания).

Критерий физического развития школьников:

§ состояние здоровья (соответствие показателей физического развития возрастным нормам, индекс здоровья, заболеваемость, утомляемость);

§ ориентация на здоровый образ жизни (негативное отношение к вредным привычкам)

2) Критерии эффективности функционирования образовательного процесса

§ Содержание основного и дополнительного образования.

§ Наличие и характер используемых образовательных и здоровьесберегающих технологий.

§ Содержание, организация и формы внеклассной воспитательной работы

§ Организация учебно-воспитательного процесса (сменность занятий, наполняемость классов, особенности расписания)

3) Критерии эффективности созданных в школе условий

§ Учебно-методическая обеспеченность (наличие современных учебников, дидактических материалов, информатизация образовательного процесса).

§ Качество кадров (укомплектованность штатами, квалифицированность кадров, их инновационность, наличие медицинских работников и психологов, психологический климат в коллективе).

§ Материально-техническая оснащенность (количество и качество компьютеров, демонстрационной техники, ТСО, спортинвентаря, функционального оборудования).

§ Санитарно-гигиенические условия (качество питания, медицинского обслуживания, выполнение требований СанПиНов).

4) Критерии престижа школы

§ Социальный статус школы (тип школы, ее место в микросоциуме, условия приема, контингент учащихся)

§ Удовлетворенность учащихся и их родителей качеством предоставляемого школой образования (эффективностью функционирования образовательного процесса, созданными условиями, образовательными результатами)

Оценка эффективности управления по выделенным показателям осуществляется на основе сравнения оцениваемого параметра с определенным эталоном (нормативом).

⇐ Предыдущая10Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Зачем нужна мотивация

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.

Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо.

Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.

Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.

Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно и тем самым добиться впечатляющих результатов.

Оставайтесь с нами, и найдете еще много полезного. И пусть все, что вы делаете, приносит радость!

Добиться высоких результатов в любом труде невозможно, если человек не имеет личной заинтересованности. Ведь невозможно строить взаимодействие исключительно на принципах принуждения: эффект будет молниеносно нивелирован. Вызвать желание работать можно двумя способами – мотивацией и стимулированием. Несмотря на кажущуюся идентичность, понятия имеют целый ряд отличий между собой. Понимание разницы поможет руководителям и лидерам эффективнее справляться с поставленными задачами, даже не имея в своём арсенале большое количество ресурсов.

Мотивация

– это осознанное человеком побуждение к активности, целенаправленному действию, решению поставленных задач. Стремление является внутренним и проявляется только тогда, когда оно до конца понято субъектом. В основе мотивации лежит определённая потребность (физиологическая, духовная, ценностная), после удовлетворения которой импульс к действию существенно снижается.
Стимулирование
– это мера внешней поддержки, благодаря которой осуществляется воздействие на активность человека. Главная задача такого процесса – ускорение управленческих процессов, склонение субъекта к совершению ожидаемого действия, изменение поведения. Стимулирование может быть как позитивным (вознаграждение), так и негативным (угроза применения санкций).

Подробно о втором понятии

Под стимулированием понимают внешнее воздействие на человека для того, чтобы он успешно выполнил ту или иную задачу. Это прямое или косвенное принуждение к совершению определенного действия. Стимул может быть как положительным (например, какое-то вознаграждение), так и негативным (угроза применения санкций).

Для стимулирования персонала не нужно глубокого изучения каждого сотрудника в отдельности, так как его можно применять для группы людей. К примеру, как стимул может выступать материальное вознаграждение за проделанную работу, получение грамоты либо наказание за несвоевременное выполнение задания. Нужно помнить, что одни и те же стимулы не всегда одинаково влияют на всех работников, поэтому могут произвести абсолютно разные впечатления на людей.

Разбирая все ту же рабочую среду, можно выделить основные виды положительных стимулов на работе:

  • материальные блага;
  • социальные возможности (карьерный рост, престиж, имидж);
  • духовные блага (грамоты, различные награды, уважение);
  • творческие возможности (усовершенствование и саморазвитие);
  • другие поощрения (путевки, лечение).

Исходя из этого, становится понятно, что не любое внешнее воздействие можно назвать стимулом. Он должен иметь побуждающий эффект и соответствовать понятиям, принципам и мотивам человека. После получения извне какого-то стимула люди пропускают его через свою психику, сопоставляют со своими потребностями, интересами и возможностями. Важная разница между стимулом и мотивацией состоит в том, что первое обычно не прекращает своего действия после достижения цели. Чем более адекватным будет внешний импульс, чем меньше их различий с внутренней мотивацией, тем более успешным получится результат.

Почему стимуляция не работает

Во-первых, из-за отсутствия у работника внутренних и/или внешних мотивов, которые могут побудить его к работе.

Во-вторых, стимуляция могла не сработать, так как стимул, который вы, как начальник, предложили, диаметрально противоположен тем мотивам, которым следует сотрудник при выполнении того или иного задания. Так, например, сотрудник не хотел оказаться на доске почёта – его гораздо больше интересует денежная премия.

Кроме того, вам стоит уделить особое внимание системе распределения премий и денежных поощрений: вполне вероятно, что вы не совсем справедливы в этом. Сотрудник может недоумевать, почему у него такая же премия, как у его коллеги, который работает гораздо меньше часов, либо выполняет свою работу недобросовестно

Помимо прочего, стоит отметить, что стимулирование к работе имеет краткосрочный эффект, ведь совсем скоро работники могут привыкнуть к поощрениям и выполнять свою работу с меньшим рвением. Ваша задача в момент стимулирования

– понять внутренние и внешние мотивы ваших сотрудников, чтобы в дальнейшем мотивация и стимуляция труда были совмещены и представляли собой общий слаженный процесс.

Стимулировать работу персонала

– задача не из лёгких. Однако, вам стоит изучить психологию человека, в частности, — своих подчинённых, чтобы иметь представление о том, что поможет наладить рабочий процесс и как это лучше сделать. Если вы сможете найти грамотный и правильный подход к своим сотрудникам, очень скоро вы увидите, что эффективность труда повысилась, а результаты вас радуют.

В этой статье мы рассмотрим, чем мотивация отличается от стимулирования. С целью функционирования хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики необходимо усиление рассматриваемых явлений.

Чем можно стимулировать работников?

Специалисты выделяют несколько потребностей у сотрудников, которые можно разделить на 3 группы:

  1. Социальные потребности. Предлагаем такие варианты:
  • Улучшайте коммуникацию между подчиненными. Представьте такую работу, где требуется коллективный труд и общение.
  • Важность командного духа. Постарайтесь создать его на рабочем месте и поддерживать время от времени.
  • Поддерживайте контакт. Не стоит игнорировать своих сотрудников. Успешные бизнесмены прислушиваются к мнению своих подчиненных, выслушивают новые идеи и регулярно проводят коллективные совещания.
  • Неформальные группы. Если вы заметили наличие неформальных групп в своём коллективе, не следует их разрушать. Вы можете вмешаться лишь в том случае, когда вам или компании угрожает реальный ущерб.
  • Создайте такие условия и возможности, чтобы ваши сотрудники имели возможность общаться вне рабочего времени и хотели этого.
  1. Потребности в уважении. Важно и то, чтобы по отношению к вам прониклись уважением. Так на вас будут равняться и считать примером.
  • Акцент на более содержательной работе. Предложите эту возможность своим подчинённым.
  • Если имеется такая возможность, сделайте так, чтоб не только вы, но и работник пожинал плоды своих трудов.
  • Поощрения. Обращайте внимание на любые достижения ваших сотрудников. Помимо одобряющих слов применяйте денежное вознаграждение.
  • Позволяйте своим людям высказываться, вырабатывать собственное мнение. Привлеките их к решению сложной задачи, где ценится мысль и идеи каждого.
  • Делегируйте свои права. Тем самым сотрудники оценят ваше доверие, а вы сэкономите драгоценное время.
  • Отмечайте рост своих работников. Если вы заметили, что они хорошо себя проявляют в деле, вносят правильные идеи и повышают вашу прибыль, поощрите их новым служебным званием. Это даст стимул совершенствоваться ещё больше.
  • Регулярно устраиваете тренинги и консультации. Вы должны обучать и побуждать людей постоянно повышать свою квалификацию.
  1. Потребность самовыражения. Вашим подчинённым комфортно в социуме, и они уважают вас как начальника. Но этого недостаточно, ведь важно ещё и самовыражение.
  • Максимально раскройте их потенциал. Для этого предоставляйте возможность обучения и реализации своих талантов.
  • Не давайте сотрудникам элементарной или рутинной работы. Предоставьте возможность заниматься сложными задачами, которые требуют предельной сосредоточенности и самоотдачи.
  • Возможность творчества. Важно, чтобы ваши люди не только раскрывались в работе, но и реализовывали творческие способности.

Что это за понятия

В первую очередь необходимо разобраться со значениями этих понятий. Что такое мотивация? Вы сами ощущаете желание, энтузиазм и азарт достичь поставленных целей и задач. Это внутреннее стремление, возникающее при полном его осознании человеком.

Что лежит в основе? Вы испытываете физиологическую или психологическую потребность. Как только вы её удовлетворите, импульс начинает стремительно угасать.

Стимулирование исходит не из внутри, а снаружи. Вы получаете внешнюю поддержку, которая активизирует ваш энтузиазм.

Задачей является ускорение процессов управления. По характеру оно бывает позитивным (к примеру, выдача премий или иного денежного вознаграждения) и негативным (угроза увольнения или применение штрафов).

Понятия для сотрудников

Сущность мотивации и стимулирования понятны, стоит рассмотреть, каким образом можно на них влиять в рабочем коллективе. Создавая свою систему, нужно учитывать состав сотрудников, ведь свои особенности и различия будут видны в зависимости от пола, возраста, образования работников и многих других факторов. Кроме того, придумывая новые мотивы, нужно учитывать наличие уже имеющихся.

В первую очередь необходимо определить основные цели . Исходя из целей, строят мотивы и подбирают ряд стимулов для их достижения. Нужно не допускать развития в коллективе демотивации — явления, по своей сущности противоположного мотивации. Она проявляется в снижении работоспособности, потере интереса, отсутствии активности и равнодушии к работе. В чем же может быть причина этого? Скорее всего, дело в отношениях руководства с подчиненными, коллег между собой либо, возможно, в условиях труда.

В свою очередь, основные причины неэффективности стимулов могут крыться в неправильном их подборе

Нужно обращать внимание на отличия работников исходя из их мотивов. В некоторых случаях сотрудники могут привыкнуть к разного рода поощрениям и воспринимать их как должное

Именно поэтому принципиальное различие состоит в кратковременности эффекта мотивации.

Таким образом, это основной внутренний фактор, который определяет направленность деятельности человека. Именно поэтому одной из главных функций управления является формирование мотивации своих сотрудников. А для более эффективного достижения целей внутренние побуждения подкрепляются внешним воздействием — стимулом.

Каждый человек сталкивается с таким явлением как успех. Как добиться его и достигнуть высоких результатов в кратчайшие сроки? В этом поможет мотивация и стимулирование.

Лишь заинтересованность в деле и уверенность в своём успехе помогут достигнуть желаемой цели. Некоторые работодатели применяют исключительно принуждение. Но через время они добьются обратного эффекта. Мотивация и стимулирование имеют ряд существенных отличий, несмотря на видимую схожесть. Понимая разницу, вы сможете решать задачи более эффективно.

Есть ли разница?

Оба этих понятия воздействуют на нашу личность, формулируя определённые модели поведения. Разница между ними есть. Стимулирование является внешним явлением, в то время как мотивация – внутреннее и осознанное побуждение человека.

Разница между ними разительна для многих наук, в особенности маркетинга и психологии. Если стимулирование можно причислить к простому побуждению и воздействию (к примеру, оказание скидки покупателю), то для мотивации этого недостаточно. Она должна обращаться к душе. Такими приёмами часто пользуются маркетологи.

Мировые бренды создают особую атмосферу и мировоззрение, побуждая покупать именно их коллекцию. К примеру, благодаря Стиву Джобсу мы узнали о знаменитых айфонах. С каждым годом число почитателей и сторонников этой продукции растет, хоть выпуск новых моделей практически не отличается от старых.

Мотивация – это прежде всего не массовость, а индивидуальность. Вы не избавитесь от неё до тех пор, пока достигнете желаемой цели. Либо она закончится в том случае, когда вы пересмотрите свои потребности и замените их на какие-либо другие.

Стимулирование больше рассчитано на массовость, что делает его эффективным в рабочей среде. Сотрудники будут работать намного активнее и с большим интересом, если выделить дополнительные поощрения, будь то премия или оплачиваемый отпуск.

Основные принципы стимулирования работников

Чтобы стимулирование было действенным и эффективным, руководитель должен придерживаться ряда определенных принципов стимулирования :

1. Доступность

— стимулы должны применяться ко всем работникам, все должны иметь к ним доступ.

2. Постепенность

— вознаграждение нужно увеличивать постепенно, плавно, чтобы работник не получил за раз неоправданно большую награду.

3. Ощутимость

— стимул должен быть значим и ощутим для работника.

4. Сочетание материальных и нематериальных стимулов

— нужно не только выдавать премии, но и хвалить работников за трудолюбие и профессионализм.

5. Минимизация разрыва между результатами труда и вознаграждением за него

. Чем быстрее работник получит деньги за свой труд, тем лучше. Так он будет четко понимать взаимосвязь между своей работой и ее вознаграждением.

6. Политика кнута и пряника.

Кроме стимулов, в ряде случаев уместно применять и антистимулы. Не только премии за перевыполнение плана, но и штрафы за его невыполнение.

Что интересно, стимулы не всегда работают. Бывает так, что несмотря на все усилия руководителя стимулировать сотрудников, эффект от его действий — нулевой. Вот лишь некоторые возможные причины того, почему стимулирование не работает :

1. Отсутствие мотивации.

Если работник не мотивирован в достижении результата, никакие стимулы не заставят его работать быстрее и лучше.

2. Несоответствие стимула потребностям работника.

Например, работник абсолютно не амбициозен и его не волнует, попадет он на доску почета или нет. В тоже время он был бы рад повышению заработной платы. Но руководитель говорит лишь о конкурсе на лучшего работника месяца и ни слова о премии…

3. Привыкание

. Если премии выдаются часто и регулярно, работники скоро к ним привыкают. Премия уже не воспринимается как поощрение, а рассматривается как сама собой разумеющаяся доплата.

4. Непонятность системы стимулирования.

Если работники четко не понимают, за какие показатели их стимулируют и как рассчитывается та же премия, толку от стимулирования будет мало. В коллективе начнется недовольство — все будут думать, что работают одинаково или больше чем коллеги, а получают меньше.

Стимулирование персонала

Стимуляция
– это процесс, который не требует глубокого знания психологии и тщательного изучения своих сотрудников. Таким образом, в данном случае воздействие на работника происходит с помощью внешнего воздействия. Что такое стимулирование?

Стимуляция труда помогает в организации работы. Например, если вам необходимо, чтобы работник остался сверхурочно или отправился в командировку, то вы можете предложить дополнительные приятные бонусы: доплату, ещё один выходной и тому подобное.

Вам стоит понять, что, если сотруднику неинтересна работа, он сделает всё, чтобы её избежать и не делать. Особенно, если ему не хватает внутренней и внешней мотивации. Именно здесь вам необходима стимуляция труда – она поможет начальнику вовлечь работника в рабочий процесс, сделав его более увлекательным и привлекательным.

Если вы ставите сотруднику определённую цель – допустим, ему необходимо выполнить какую-то работу, уложившись в данный ему срок, то это тоже можно и нужно поощрять. Стоит отметить, что поощрение может быть не только материальным: так, вы можете пообещать повесить портрет работника на доску почёта, сделать его лучшим сотрудником месяца или вручить почётный знак. Вариант поощрения выбирайте, исходя из приоритетов и направления вашей компании.

Также вы можете стимулировать работу персонала, выплатив им заранее премию или аванс. Однако, стоит учитывать, что подобный шаг может не сработать – ведь некоторые люди могут расслабиться и вовсе ничего не делать.

Значение и место стимулирования трудовой деятельности в систему управления персоналом.

Стимулирование труда — это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и как работника одновременно. Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.

Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в обществе

При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта

Социальная функция обеспечивается формированием социаль ной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе.

Стимул часто характеризуется как воздействие на работника извне (со стороны) с целью побуждения его к эффективной деятельности. В стимуле заложен определенный дуализм. Дуализм стимула состоит в том, что с одной стороны, с позиций администрации предприятия, он является инструментом достижения цели (повышения производительности труда работников, качества выполняемой ими работы и др.), с другой стороны, с позиций работника, стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможность их утраты (негативный стимул). В связи с этим можно выделить позитивное стимулирование (возможность обладания чем-либо, достижения чего-нибудь) и негативное стимулирование (возможность утраты какого-либо предмета потребности).

Когда стимулы проходят через психику и сознание людей и преобразуются ими, они становятся внутренними побудительными причинами или мотивами поведения работника. Мотивы — это осознанные стимулы. Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но между ними нет «китайской стены». Это две стороны, две системы воздействия на работника, побуждения его к определенным действиям. Поэтому стимулирующее воздействие на персонал направлено преимущественно на активизацию функционирования работников предприятия, а мотивирующее воздействие на активизацию профессионально-личностного развития работников. На практике необходимо применение механизмов сочетания мотивов и стимулов труда

Но важно различать стимуляционные и мотивационные механизмы поведения работников и администрации предприятий, осознавать важность их взаимодействия и взаимообогащения

Здравствуйте, дорогие читатели. Иногда осознание некоторых моментов помогает людям быть успешными и счастливыми. Вы можете смотреть на своих друзей, коллег, родственников и только завидовать – как они достигают таких высот, откуда берут мотивацию, насколько же сильна их сила воли и вера в собственные силы.

В чем секрет этих людей? В сегодняшней статье мы постараемся это выяснить. Вы узнаете в чем разница между стимулированием и мотивацией, каких результатов добились психологи в своих исследованиях этих моментов, как помочь себе или персоналу эффективнее работать, а также многое другое, так что садитесь поудобнее, мы начинаем.

Система материального стимулирования

Ее основным компонентом является система оплаты труда, которая осуществляется в форме повременной или сдельной. В государственных учреждениях в основном распространена повременная оплата, при которой она определяется количеством отработанного времени работником с учетом его квалификации и условий труда. При сдельной форме оплата осуществляется в зависимости от достигнутых результатов.

Помимо этого, к материальному стимулированию персонала относятся нерегулярные дополнительные выплаты, премии, бонусы, различные проценты, надбавки и доплаты.

Большая часть работников ориентированы именно на данные методы стимулирования. Однако, как уже отмечалось, при достижении блага оно перестает быть стимулом, поэтому необходимо сочетать методы материального и нематериального стимулирования и мотивации.

Принципы стимулирования работников

Если компания начинает стимулировать сотрудников, то необходимо помнить о том, что примененный один раз стимул даст такой же одноразовый результат. Бессистемное стимулирование персонала также не принесет требуемой пользы.

Чтобы стимулирование работало и давало ощутимый эффект, важно соблюдать основные принципы:

  1. Стимулирование должно увеличиваться со временем, постепенно. Большое количество преференций, предоставляемое одномоментно, обксценивается, поскольку для их получения сотрудник не приложил усилий.
  2. Применяемые стимулы должны быть ощутимыми, сотрудник должен получить определенную пользу или ощутить на себе воздействие стимула, например, при применении штрафных санкций. Если заработная плата работника составляет более 50000 рублей в месяц, а штраф за опоздание составит 5 рублей за одно опоздание, можно с уверенностью утверждать, что сотрудник будет продолжать опаздывать. Сумма вычета в 105 рублей в месяц не является для него ощутимой.
  3. Комбинировать материальные и нематериальные стимулы. Работники должны одинаково ценить и финансовое поощрение и похвалу руководителя.
  4. Своевременность стимулирования. Если между результатом, за который должно последовать поощрение и самим поощрением проходит большое количество времени, достижение обесценивается.
  5. Взаимосвязь стимула и мотивации. Стимул должен попадать в мотивационную систему координат сотрудника. Если человеку важна спокойная работа, понятные должностные обязанности, а ему предлагают повышение и передачу в подчинение сотрудников, то вряд ли такое назначение будет его мотивировать работать дальше.

Главное отличие мотивации от стимулирования в менеджменте

Стимулирование и мотивация принципиально различны. Суть этого различия в том, что стимулирование используется как одно из мотивирующих средств. Так оно может включать мероприятия, направленные на материальную и нематериальную мотивацию.

Стимулирование работает по принципу «здесь и сейчас». Про мотивацию такого сказать нельзя – она действительна в течение длительного времени. Ее мы ощущаем до момента прекращения актуальности потребности.

Если вы занимаете руководящую должность, то вас наверняка интересует то, как можно вдохновить работников на свершения. Чем отличается стимуляция от мотивации? Мотивация и стимуляция труда – что же это? Будем разбираться.

Виды мотивации

Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям:

По источнику мотивов.

Экстринсивная (внешняя)

– группа мотивов, основанных на внешних стимулах, обстоятельствах, условиях (работать, чтобы получить зарплату).

Интринсивная (внутренняя)

– группа мотивов, исходящих из внутренних потребностей, интересов человека (работать, потому что работа нравится). Все внутреннее осознается человеком как ”порыв души”, т. к. исходит из его личностных особенностей: склада характера, склонностей и т. д.

По результатам действий.

Положительная

– стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).

Отрицательная

– установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).

По устойчивости.

Устойчивая

– действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).

Неустойчивая

– нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).

По охвату.

В управлении коллективом различают личную

и
групповую
мотивацию.

Чем мотивация отличается от стимулирования: основные различия

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня я решил затронуть тему, которая, как мне кажется, беспокоит многих. Ведь мы так часто ставим перед собой задачу, а потом все мотивы и стимулы внезапно исчезают. Тогда у нас находятся тысячи отговорок для ее невыполнения.

Но что с нами происходит в этот момент? Как объяснить отсутствие стремления идти к той или иной цели? Чем мотивация отличается от стимулирования и какая между ними существует связь? Почему так легко запутаться в значении этих понятий? В статье я постараюсь ответить на все эти вопросы.

Каждый поступок совершается по каким-либо причинам, имеет мотивацию. Это означает, что индивид действует сознательно, у него есть намерение достигать цели и находить выход из затруднительных ситуаций.

Активные шаги он предпринимает только тогда, когда до конца понимает, что ему нужно. Совершить поступок его побуждает внутреннее стремление. Если поступки мотивированы, человеком управляет потребность.

Стоит отметить, что бывают ситуации, когда людям необходимо делать то, в чем они не нуждаются. Тогда, соответственно, ни результат таких действий, ни сами действия не приносят ожидаемых результатов. В таких случаях применяются разные методы мотивации.

Существует 3 группы методов:

  • Социальные, которые делятся на профессиональные, материальные и моральные.
  • Для обучения (моделирование ситуаций для школьников и студентов).
  • Самомотивация.

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в одной из своих многочисленных работ. В современном мире этот феномен остается среди актуальных проблем для таких отраслей, как:

  • педагогика;
  • психология;
  • социология;
  • философия.

Итак, все действия индивида осознанные, поскольку он имеет побуждения к их совершению. То есть, он заинтересован в достижении поставленной цели.

Подробнее о мотавации вы можете прочитать в статье: «Что такое положительная мотивация и как она для вас свернет горы».

Понятие стимулирования

Стимулированием называют воздействие на субъект извне. Это сильный фактор, который подталкивает на совершение поступков.

Он может быть не только внешним, но также и внутренним. Это своеобразный рычаг, который запускает в движение мотивацию.

Стимулами для людей чаще всего являются отдельные предметы, действия окружающих, предоставляемые возможности и т. д.

Также важно знать, что человек может реагировать на стимул сознательно или бессознательно.

В чем разница между мотивацией и стимулированием

На первый взгляд рассматриваемые явления весьма схожи. Но где же находится грань различия? И почему так важно их не путать? Давайте вместе с вами проанализируем все, что мы знаем на данный момент.

Во-первых, и то, и другое является процессом, который влияет на поведение личности.

Во вторых, стимулирование – это более простой способ подтолкнуть человека к действию. Стимул обычно исходит от самого исполнителя.

В третьих, мотивация является системой стимулов, реагируя на которые человек действует.

Стимулирование также отличается тем, что оно работает «здесь и сейчас». А мотивацию, в зависимости от вида, мы можем ощущать длительное время. Она актуальна до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена.

Мотивы индивидуальны в отличие от стимулов. Но стимулирование можно применить для воздействия на группу людей с общими интересами и положением. Например, это премии и поощрения в трудовом коллективе.

5 критериев различия стимула и мотива

Подводя итоги, хочу отметить 5 основных критериев, по которым я разграничил значения двух понятий, о которых шла речь выше.

Я решил составить таблицу, чтобы вам, читатели, было легче проследить различия.

КритерийМотивацияСтимулирование
ПринадлежностьОпределенная личностьГруппа людей, объединенная общим признаком
Только позитивная, поскольку в большинстве случаев определяется самим индивидуумомКак позитивное, так и негативное
НаправленностьИсполнитель заинтересован совершить действиеЧаще всего это воздействие из окружающего мира
ЦельУдовлетворить желание и/или потребностьМетод влияния
СуществованиеИспользуется, пока не достигнута цельДействует, пока не отменено

Виды мотивации персонала

Существует множество теорий мотивации персонала, но наиболее известны и зарекомендованы лишь три.

Теория Тейлора

Согласно этой теории, работниками движут исключительно физиологические потребности и инстинкты. Как повысить производительность труда в данном случае?

  1. Оплата работы по каждому часу.
  2. Принуждения с руководящей стороны.
  3. Чёткие инструкции и правила, в которых говорится о нормах и порядке поведения на рабочем месте.

Теория Абрахама Маслоу

Учёный руководствовался иерархией потребностей человека. Работник движется по этой пирамиде от низшего к высшему. Маслоу выделял следующие ступени:

Физиологические. Они являются базисными и представляют собой потребности в пище, воде и жилье. Безопасность

Человеку важно чувствовать себя в безопасности и ощущать стабильность в жизни и на работе. Любовь. Принятие общества играет большую роль. Признание

Человек стремится к одобрению его действий со стороны других людей. Самореализация, что является вершиной иерархии потребностей.

Теория Герцберга

Согласно данной теории, поведение сотрудников напрямую зависит от внешних условий (это может быть денежное поощрение) и от содержания труда (чувства удовлетворения от проделанных дел). Герцберг утверждал, что это и есть самые эффективные виды мотивации.

Делая вывод, можно сказать, что существует 2 вида мотиваций:

  1. Материальная (всё, что связано с обогащением сотрудника, будь то комиссионные или премии).
  2. Нематериальная. Сюда можно отнести личный транспорт, бесплатные обеды, различные статусные элементы.

Трудовая мотивация

Совокупность мотивов создает определенные типы трудовой мотивации работников. По отношению к материальности ценностей, которые сотрудник хотел бы получить в результате своей работы, выделяется три типа мотивации.

Ориентация на материальные ценности. Сотрудники с таким типом мотивации ориентированы за размер заработной платы, наличие дополнительных выплат и премий, предоставления компенсаций, льгот. Если в компании произойдут изменения, вследствие которых уменьшится доход или будут изменены условия по льготам и компенсация, у сотрудника может снизиться результативность. Ориентация на нематериальные ценности

Для работников с данным типом мотивации особенно важно само содержание рабочих задач, уровень их сложности, ценность результата для всей компании. Им важно получать обратную связь о результатах работы, получать оценку профессионализма. Смешанный тип, при котором для специалиста одинаково важны и материальные ценности и нематериальные блага.

По нацеленности на достижение результата выделяют два типа трудовой мотивации, разделяющих всех сотрудников на две категории: тех, кто нацелен на достижение результата, и тех, кто стремится избежать неудач.

  1. Достижение успеха. Эти специалисты готовы решать задачи и принимать ответственность на себя. Для них важен факт получения результата и достижения успеха. Если они продолжительное время не могут показывать успешные результаты, то теряют интерес к тому, что делают.
  2. Избегания неудачи. Эти специалисты делают все, чтобы задачи были либо проще, либо им по силам. Избегающие неудач не готовы к принятию ответственности и всегда опасаются допустить ошибки в своей работе.

Мотив и мотивация: в чем разница и сходство

Чтобы разобраться в том, являются ли понятия «мотив» и «мотивация» идентичными, требуется ознакомиться с психологией личности

Важно определить различия и сходства этих определений

Мотив – это внутренний двигатель, заставляющий человека совершать определенные действия. Он основан на потребности: в безопасности и материальном благополучии, общественном признании или самовыражении. Пока потребность актуальна – человек пытается достичь желаемой цели. Если она реализована, то уровень активности личности резко снижается или движение прекращается совсем до момента, пока потребность опять не актуализируется.

Мотивация – это комплекс факторов, активизирующий движение человека к реализации потребности, или сам процесс побуждения.

При найме персонала можно часто услышать от кандидатов формулировку собственной мотивации для трудоустройства в компанию, например:

  • «мотивация – заработать столько денег, чтобы обеспечить учебу своих детей в частной школе»;
  • «хочу работать в компании, потому что могу в ней профессионально развиваться, и дальше сделать карьеру по своей специальности»;
  • «нужна работа, чтобы заработать и открыть свое дело».

В каждой формулировке присутствует направление к цели (мотивация), и собственно сама потребность, которая должна быть удовлетворена (мотив).

Как мотивировать себя и окружающих

Если вы хотите поработать над мотивированием себя и стать немного продуктивнее, могу посоветовать вам отличную книгу, мгновенно ставшую бестселлером. В некоторых крупных фирмах даже не берут на работу тех, кто не читал Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Она подсказывает как сформулировать цели, достичь их, становиться лучше с каждым днем.

Еще одна популярная книга о работе над собой «Психология чемпионов» Боба Ротеллы. Это свод правил, помогающий сформировать правильное отношение к работе, научиться вдохновляться ей и работать со стимулами самостоятельно.

Если вы хотите поработать над мотивацией персонала, то лучше почитать «Новый взгляд на мотивацию сотрудников» Сьюзен Фаулер. Более 10 лет она исследовала работу людей по всему миру и ответила на очень много важных вопросов: как лучше мотивировать, откуда берется энергия, как переквалицицировать навязанные требования в личную ответственность.

Вот и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч.

Нематериальная мотивация

Существуют две основных формы рассматриваемого явления — материальная и нематериальная. Мотивация и стимулирование деятельности персонала должны быть направлены на то, чтобы заинтересовать работников в результатах своего труда, которые способствуют достижению целей хозяйствующего субъекта, которое должно достигаться одновременным сочетанием этих двух форм.

Большинство работников заинтересованы в высокой оплате своего труда. Но при этом нельзя не учитывать и тех, для кого требуется использование методов нематериальной мотивации персонала.

Под последней понимают систему создания у работников внутренних мотивов, не связанных с материальными поощрениями, способствующих повышению производительности и эффективности труда.

Нематериальная мотивация персонала должна охватывать всех сотрудников, быть сопоставимой с целями организации, быть обновляемой — новые методы должны приходить на смену старым. При этом необходимо учитывать потребности работников в соответствии с пирамидой А. Маслоу: физиологические, в безопасности, уважении, самовыражении, социальные.

Методов нематериальной мотивации очень много. Вот некоторые из них:

  • похвала;
  • обращение по имени;
  • дополнительный отдых за выдающиеся достижения;
  • памятные награды;
  • карьерный рост;
  • задачи и критерии оценки должны быть ясными;
  • каждый работник должен иметь возможность высказывать мнение, которое должно быть услышано;
  • непосредственный контакт топ-менеджмента с сотрудниками;
  • доска почета;
  • необычное название должности;
  • благодарность работникам от менеджмента в публичном ключе;
  • мотивационная доска;
  • предоставление большей свободы в разумных пределах с оставлением функций контроля;
  • поздравления сотрудников с праздниками;
  • помощь в решении личных и семейных проблем и т. д.

Стимул и применение разных видов стимулов

Мотив и мотивация – внутренняя движущая сила человеческих поступков. Стимул – это внешний побудитель, подвигающий человека на выполнение действия. Основная задача стимулирования –воздействие на работника, в результате которого увеличивается скорость или качество выполнения работы. Стимулы подразделяются 2 основных группы: материальные и нематериальные.

К материальным стимулам относятся: 1. Стимулы, имеющие финансовое выражение:

  • заработная плата;
  • частота выплат;
  • наличие премий;
  • доплаты за вредность;
  • премии;
  • компенсации;
  • возмещение расходов на связь, транспорт;
  • доплата за стаж работы в организации;
  • выплата 13 заработной платы.

2. Материальные стимулы, не имеющие денежного выражения:

  • обучение работника за счет компании;
  • предоставление общежития и служебного автомобиля;
  • льготные путевки в дома отдыха или санатории;
  • предоставление медицинского страхования;
  • оплата жилья за счет компании;
  • предоставление дополнительных дней к отпуску.

К нематериальным стимулам относят: 1. Моральные стимулы, помогающие реализовать потребности человека:

  • награждение грамотами и подарками;
  • присуждение званий;
  • признание лучшим сотрудником года;
  • размещение статьи о сотруднике в корпоративном издании.

2. Социальные стимулы, активизирующие реализацию социальных потребностей:

  • предоставление возможностей карьерного роста;
  • статусность должности;
  • доброжелательный и дружный рабочий коллектив;
  • участие в профессиональных конкурсах.

3. Творческие стимулы, позволяющие реализовать в работе творческие возможности работника:

  • интересные рабочие задачи;
  • самореализация в новационных проектах компании;
  • использование креативных способностей при выполнении функционала должности.

Способы мотивации

Непосредственные руководители и топ-менеджмент компании могут мотивировать работников тремя способами: принуждением, договором о повышенной оплате качественного труда и созданием условий, способствующих самомотивации сотрудников.

При всеобщем управлении качеством наибольший приоритет отдается третьему способу.

Самомотивация представляет собой выработку желаний и внутренних стремлений работников к некоторым видам деятельности. Это возможно достичь в том случае, когда в организации созданы условия, способные доставить ее сотрудникам положительные впечатления от проделанной работы.

В нашей стране в коммерческих структурах достаточно распространен способ принуждения, базирующийся на штрафах, увольнениях и других отрицательных явлениях. Технология TQM отрицательно относится к ним. Однако в некоторых случаях без них не обойтись, но они должны обозначать границы, далее которых нельзя переступать.

К способам мотивации относится и вознаграждение, которое может быть как в материальной, так и в нематериальной формах.

Помимо этого, необходимо создавать соответствующий микроклимат в учреждениях, воспитывать, обучать сотрудников, а где нужно — и убеждать, чтобы цели работников были максимально приближены к таковым организации.

В случае оказания влияния на цели организации у работников появляется ощущение соучастия в деятельности хозяйствующего субъекта. При этом осуществляется делегирование полномочий на те уровни, для которых они необходимы, что способствует понятию целей организации большим количеством работников.

Отличия

Некоторые люди полагают, что мотивация и стимул – это одно и то же. Однако, это далеко от истины и разграничение этих понятий помогает человеку максимально эффективно и быстро добиваться своих целей.

На самом деле, мотивация – это внутренний стержень человека, его мир: убеждения, активность, интересы, жизненные принципы, желания и потребности. На них невозможно повлиять. Они не поддаются внешним манипуляциям.

Человек сам стремится работать и получает от этого моральное удовлетворение. Его не волнуют премии или выплаты, он просто ходит на работу и выполняет определенные требования. У него есть такое желание. Мотивированный человек дисциплинирован, у него всегда есть план действий, он старается достичь высоких результатов просто потому, что по-другому не умеет и не хочет.

Его удовлетворяет собственная должность, зарплата, место работы, коллектив и все остальное.

Стимул – это что-то вроде внешнего раздражителя. Нечто, что подталкивает человека к работе. Благодаря премиям и другим вознаграждениям работодатель может воздействовать на работника, повышать продуктивность его труда.

Стимулы бывают не только материальными – для некоторых очень важно признание в коллективе, похвала начальника или даже членов своей семьи. По сути, оба эти понятия имеют одну и ту же цель – повысить результативность, вот только «на плечи» мотивации ложатся глобальные задачи, а стимулирование помогает решить эти проблемы, каким-то образом посодействовать ее возникновению и поддержанию себя в тонусе

По сути, оба эти понятия имеют одну и ту же цель – повысить результативность, вот только «на плечи» мотивации ложатся глобальные задачи, а стимулирование помогает решить эти проблемы, каким-то образом посодействовать ее возникновению и поддержанию себя в тонусе.

К примеру, человек только что устроился на работу и хочет получить должность. Это его мотивация, внутренний порыв. Пока его не взяли, он находится на испытательном сроке, трудовой договор – это стимул работать продуктивно.

В отличие от мотивации, стимулы имеют временное влияние. Рано или поздно о заключении договора забываешь, как и о повышении в зарплате, должности и так далее.

Мотивация имеет долгоиграющий характер, так как основана на внутренних порывах и желаниях самого человека. Конечно, иногда она может пропадать, зачастую это связано со стрессами, но после кратковременного отдыха или полноценного отдыха появляется вновь. Естественно, если сотрудник продолжает быть мотивирован и наслаждается условиями собственного труда.

Научные исследования

Американский психолог Фредерик Герцберг полагал, что на мотивацию сотрудников влияют два типа факторов. Условия труда оказывают давление на неудовлетворенность работой. Человек не будет особенно сильно ценить свою должность, если в его кабинете большие окна и отличный вид, зато плохое освещение или отсутствие кондиционера обязательно скажутся на мотивации персонала. Существуют также мотиваторы, которые, по словам Фредерика Герцберга, отвечают за удовлетворенность – карьерный рост, премия, похвала, зарплата и всеобщее признание.

Другой психолог, Дэвид МакКлелланд, полагал, что мотивы делятся на три группы – потребность в успешности, соучастии и власти. Он говорил о том, что сотрудник работает продуктивнее, если у него есть возможность контролировать ситуацию (реализовывать потребность во власти) и ощущает собственную причастность к успехам фирмы.

Если человек настроен на успех, то он ведет себя более ответственно, проявляет активность и без проблем соглашается выполнять задачи в нерабочее время. Такие люди приносят компании большую пользу.

Виктор Врум выявил взаимосвязь между трудом, результатами, вознаграждением и ценностью наград. Мотивация слабеет, если вложенные усилия не соответствует ожидаемым результатам и ценности полученного вознаграждения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]