Самооценка у детей: методика определения и коррекция

Задумываясь о детской самооценке, оценивая её уровень и заботясь о её адекватности, многим из нас кажется, что серьезно волноваться и переживать нужно только в том случае, если она занижена. Никому ведь из нас не хочется, чтобы наше чадо терзалось одиночеством. Однако, «униженными и оскорбленными» чувствуют себя дети не только с заниженной, но и с завышенной оценкой своих способностей / возможностей. Последние, кстати, могут и, как чаще всего бывает, страдают от этого еще сильнее. Ребенку с завышенной самооценкой помощь нужна не меньше и, как уже говорилось в статье «Самооценка ребенка и методы её повышения до адекватного уровня», оказать её лучше всего можем только мы – родители.

Как формируется?

Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания кризиса самостоятельности, когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является похвала со стороны взрослых, это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.

Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой.

Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло.

Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.

Особенности самооценки у детей

Самоуважение и умение адекватно себя воспринимать меняется по мере взросления личности. Но влияние типа воспитания на самооценку ребенка очень велико, поэтому родителям нужно отслеживать ее возрастные изменения и, при необходимости, корректировать.

В дошкольном возрасте

Самооценка ребенка дошкольного возраста нередко завышена. Это вполне нормально. В начальный период жизни дети учатся оценивать себя и не всегда делают это правильно, особенно если в семье любое их действие сопровождается восторженными комментариями.

При отсутствии перегибов в воспитании (как попустительства и восхваления, так и унижения), завышенная самооценка дошкольника со временем придет в норму. Отсутствие самоуважения у ребенка в этом возрасте более опасно.

Заметив признаки заниженной самооценки нужно пересмотреть воспитательные меры и манеру общения с малышом, так как избавиться от этой проблемы с годами становится намного сложнее. Родители должны помочь поднять самооценку ребенку, сам он с этой задачей не справится.

В младшем школьном возрасте

В чем заключаются особенности самооценки детей младшего школьного возраста? Учась в первом классе, ребенок обычно оценивает себя завышено. Во втором наблюдается тенденция к умеренному снижению самооценки. В третьем школьник оценивает свои способности и возможности нормально или занижено. Случаи завышенной самооценки в этом возрасте редки.

На формирование самоуважения в этот период существенное влияние оказывает учебно-воспитательный процесс, в частности, успеваемость в школе. Дети младшего школьного возраста, по сути, еще малыши, поэтому при нарастающей неуверенности и снижении самооценки у чада не стоит акцентировать внимание на неудачах в учебе.

В среднем школьном возрасте

В средних классах детям свойственно оценивать себя объективно. Происходит закономерное взросление, совершенствуется способность к самоанализу.

Но заниженная самооценка у ребенка среднего школьного возраста возможна и чаще связана со сложностями в общении со сверстниками, чем с учебным процессом. Мнение о нем одноклассников выходит на первый план в системе ценностей.

Ребенок превращается в подростка, но по-прежнему нуждается в одобрении и внимании родителей. На этом этапе важно проявлять интерес к его увлечениям и предоставлять больше возможностей для развития самостоятельности. Тотальный контроль и чрезмерные требования к успеваемости снижают самооценку подростка.

В старшем школьном возрасте

Низкая самооценка у ребенка в старших классах – явление распространенное. Этому способствуют первые неудачные влюбленности, страхи, связанные с экзаменами и предстоящим выбором профессии.

Чтобы сохранить нормальный уровень самоуважения у школьников-старшеклассников, лучше воздержаться от критики их внешности, друзей и увлечений. Если основной причиной повышенной тревожности стала учеба, нужно постараться объяснить бесполезность самобичевания и подсказать пути решения проблемы.

Как определить?

Чтобы определить самооценку своего ребенка совсем не обязательно быть детским психологом, в помощь вам подойдут всевозможные тесты, игры, да и само поведение ребенка расскажет вам об этом.

У ребенка и у взрослого человека может быть завышенной, заниженной и адекватной.

При нормальной (адекватной) самооценке человек оценивает свои силы и возможности так, какие они на самом деле, без каких-то обид на себя или окружающих. Это не приводит к дискомфорту. Взрослый, зная свои слабые и сильные стороны, может использовать в своих личных целях. Такие люди жизнерадостны и оптимистичны.

Чего делать нельзя?

Повысить самооценку и вернуть уверенность ребенку не получится, если:

  • Говорить, что другие дети сильнее, умнее, успешнее него. Этим вы занижаете его значимость как личности.
  • Хвалить за то, к чему ребенок не прилагал усилий, а также из жалости.
  • Критиковать его поделки, рисунки или оценки в школе, если он старается, но результат вам не нравится.
  • Запугивать в воспитательных целях «Сейчас достану ремень!», «Ты у меня получишь!» и т. д.
  • Наказывать за проступки физически и унижать словесно.

Воспитать из малыша гармонично развитую личность можно – главное, не переусердствовать с критикой и похвалой. Неуверенность в себе, как и излишняя самоуверенность не приносят человеку пользы в любом возрасте.

Автор: Яна Семич, специально для Mama66.ru

Признаки завышенной самооценки

Завышенная самооценка ничем не лучше заниженной, поскольку оборотная сторона все той же медали. Противоположная крайность.

  1. Такой ребенок слишком эгоистичен, высокомерен.
  2. Ставит себя выше других, не считается с чужим мнением.
  3. Не воспринимает советы, критику.
  4. Становится частым провокатором конфликтных ситуаций со сверстниками.
  5. Неудачу воспринимает, как негативное стечение обстоятельств, а не не хватку навыков или знаний.
  6. Не умеет быть благодарным.

Самооценка может меняться в течение жизни, но ее основное формирование происходит в раннем возрасте, что бывает достаточно проблематично изменить. Здесь закладываются детские комплексы, обиды, несбывшиеся надежды и мечты.

Вариантов определения самооценки ребенка множество. Ознакомившись с ними, можете просто время от времени наблюдать за своим ребенком, но делать конкретные выводы можно после шести лет. Тогда ребенок уже может воспринимать себя как отдельную личность, отвечать и осознавать свои поступки, оценивать свои силы. Наблюдайте и прислушивайтесь к своему ребенку:

  1. Когда ребенок рисует или делает поделку, где он ее располагает: в верхней или нижней части листа. Если в верхней самооценка завышена, если внизу — занижена. О том же свидетельствует и почерк, когда ребенок пишет в тетрадке выше клеточек или линеечек, то завышена и наоборот.
  2. Как он выражает свои мысли: я не смогу, у меня не полается, учительница ко меня придирается, ты меня не любишь. Если подобного рода фразы вы слышите чаще всего, то вот вам сигнал.
  3. Методика оценки «Дерево». Предложите ребенку рассмотреть картинку, объясните, что на дереве много человечков и все они разные, каждый занят своим делом. Раскрась красным фломастером того человечка, который похож на тебя? Который напоминает тебя? А зеленым фломастером раскрась того, на месте какого человечка ты хотел бы быть?

Смотрим, какого человечка ребенок выбрал красным, а какого зеленым. каким он хочет быть и каким является на самом деле. Чтобы было понятно, человечки пронумерованы.

Выбор человечков под номерами 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — хорошие отношения с окружающими, общительность.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, депрессия.

№ 20 часто выбирают дети с завышенной самооценкой.

Если ребенок выбрал человечка №16 или №17, обязательно уточните, что именно ребенку видится. Здесь важно: что №16 несет на себе №17, а не то, что они играют или обнимаются.

4. Методика оценки «Кружочки». На рисунке ниже нарисованы кружки. Представь, что эти кружки — люди. Каким кружком ты видишь себя?

Если ребенок указывает на третий — четвертый круг слева, значит адекватно воспринимает особенности своего » Я -образа», осознает свою целостность и принимает себя.

При указании на первый круг, имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого — заниженную.

Как повысить самооценку ребенка?

Как повысить самооценку ребенка? Как сделать так, чтобы малыш перестал стесняться людей, бояться общения и смог проявить себя и показать способности?

  • Хвалите детей. Малыши воспринимают себя так, как их воспринимают окружающие. Меня похвалили, значит, я хороший. Мне сделали замечание, значит, я плохой.

Похвала стимулирует детей, придает уверенности, повышает самооценку. Критика моментально снижает ее и отбивает желание стремиться к чему-то.

  • Если нужно раскритиковать ребенка, старайтесь делать это деликатно. Лучше сначала похвалить, выделить положительные качества, а потом посоветовать, что поправить, чтобы стало лучше. Не обзывайте детей, не смейтесь над ними и не унижайте публично.
  • Не произносите «Но». Фраза «Ты, конечно, молодец, НО…» сразу снижает важность похвалы. Она нацелена на указание недостатка.

Как ее исправить? «Ты, конечно молодец. Твоя работа мне очень нравится. Давай подумаем, как можно сделать ее еще лучше? Может, добавить то-то и то-то?».

Эта фраза уже нацеливает малыша на продолжение деятельности и на совершенствование сделанного.

  • Давайте детям свободу действий. Не нужно указывать с точностью до пункта на то, что нужно выполнить. Дайте простор фантазии, попросите придумать решение и воплотить его.

Ребенок не всегда беспомощный, просто ему много чего запрещено.

Характерные ошибки родителей

Развитие самооценки ребенка происходит постепенно и складывается путем наложения нескольких факторов. В первую очередь, если идет дисбаланс, то в этом непосредственную роль играют близкие члены семьи: его родители, братья и сестры, бабуси и дедуси:

  • Даем оценку не поступку ребенка, а переходим на характеристику личности. Как часто мы можем разговаривать с ребенком в подобном ключе: «какой ты бестолковый, не можешь сам уроки сделать, все тебе помогать нужно»; «какой ты поросенок, весь вывозился, посмотри (подтверждаем свои слова)»; «опять наделал тут делов, убирай все немедленно, пока не надовала тебе, растяпа».
  • Так же, противоположный пример, когда ребенка при малейших успехах слишком расхваливают и превозносят. Как, когда и за что хвалить можно почитать здесь.

И таких примеров можно привести миллиарды, даже порой мы не придаем им особого значения, они происходят как бы сами собой. Но ребенок все та же губка, которая все впитывает и впитывает.

Так же если ребенок старался, делал поделку или рисовал, радостно с вдохновением показывает маме свое творение, но мама, занятая домашними делами, не проявила достаточного интереса. Ребенок разочарован, он думает, что маме не понравилось, теряется стимул для дальнейшего творчества, если подобное происходит регулярно.

В школьные годы ребенка начинают оценивать не только близкое окружение, но и учителя, тренера и другие люди. Происходит сравнение его с другими ребятами, их отношение к нему. Как много у него друзей и есть ли они вообще, их взаимоотношения. Все это приводит к формированию мнения о себе.

Что делать с низкой самооценкой?

Дети с заниженной самооценкой нуждаются в помощи. В первую очередь, родительской, а в случае стойких изменений – и профессиональной.

Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка:

  • Найдите для него «зону успешности». Это может быть хобби или другое занятие, которое ему нравится и хорошо получается. Для повышения самооценки желательно, чтобы он мог видеть результаты своих трудов – получать грамоты, занимать призовые места и т. д.
  • Если предпочтений и талантов нет, можно сделать сундучок достижений – метод подходит детям младшего возраста. В течение дня нужно записывать все хорошие поступки и успехи (помог по дому, прочел книгу, нарисовал рисунок и т. д.) и складывать записки в коробочку. Периодически сундучок открывают и вместе с ребенком вспоминают о его достижениях.
  • Разрешайте чаще принимать решения и действовать самостоятельно, конечно, в соответствии с возрастом. Возможность самому выбрать одежду или приготовить простое блюдо (хотя бы бутерброды) положительно скажется на самооценке ребенка, при условии, что вы воздержитесь от критики и подчеркнете положительные моменты.
  • Чаще напоминайте, что любите его. Это важно и малышам, и подросткам.
  • Не оставляйте достижения ребенка без внимания. Это не означает, что хвалить нужно буквально за все (дети сразу чувствуют фальшь), но реальные, пусть и небольшие победы, должны поощряться.
  • Развивайте у ребенка положительный настрой и веру в себя. Говорите, что верите в его успех, ведь он умный и способный, как мама с папой. И по возможности подкрепляйте слова дельными советами.

Развитие самооценки школьника

Развитие самооценки школьника приобретает новые очертания. Если дошкольник оценивал себя с точки зрения физиологии и внешности, то в школе он начинает оценивать уже практические действия и моральные качества. Попадая в новую среду — школу, дети начинают делить сверстников на плохих и хороших. Оценки за домашние задания, замечания или похвала учителя, мнение сверстников — всё это влияет на развитие самооценки младшего школьника. Начинаются постоянные сравнения себя с одноклассниками и вот тут наша с вами задача, как родителей, не дать укрепиться мнению, что сравнение с другими это хорошо. Смотрим 1 принцип и внедряем со страшной силой. Ну, и, конечно же, дорогие мамы и папы, не зацикливаемся на оценках. Нам ли с вами не знать, что не они главное в жизни.

(Посмотрите это видео, если хотите прожить школьные годы спокойно)

Ещё больше полезной информации об учебе в школе в моем курсе для родителей “Школа без потерь”

Причины

Формирование данного типа самооценки происходит в период первичной социализации: в процессе родительского воспитания или обучения в образовательных учреждениях. Причины, по которым люди начинают ставить себя выше других, могут быть разными:

  1. Проявление родительского нарциссизма. Ребенок для родителей становится способом самоутверждения, что не дает воспринимать его как личность.
  2. Избалованность. Ребенку в семье уделяется повышенное внимание, ему не ставят ограничений, удовлетворяют любые прихоти по первому требованию. В детстве к человеку за проступки не применялись никакие виды наказаний.
  3. Внешность или какие-либо отличительные способности. Эффектные внешние данные или талант нередко ощущаются человеком как некоторое преимущество, что позволяет чувствовать свою избранность.
  4. Оценка педагогов. Поддержка учителей, которая может основываться на личных симпатиях или выгоде, способствует формированию высокой самооценки.
  5. Материальная обеспеченность.

«Царь, просто царь»!

Так в шутку представляется пятилетний Ваня, наш маленький гость. У окружающих самовлюбленность малыша вызывает улыбку, но сам-то мальчик нисколько не шутит. Он требует от родителей самого лучшего, самого дорогого, стремится всегда быть первым.

Таким он стал после рождения младшего брата и теперь вынужден ежедневно доказывать родителям, что он ЛУЧШИЙ! Лучше ест, уже ходит в садик, лучше одевается, чем младший братишка. Нормальным такое соперничество не назовешь, ведь родители только поддерживают Ванину «веру в себя». Так они стараются компенсировать ему недостаток внимания.

И зря, наверное. Самовлюбленный парнишка то и дело «получает» в садике от ребят, у него нет друзей. Чем еще грозит малышу завышенная самооценка? И как понять, как относится к себе самому ваш ребенок?

Уровни самооценки:

Адекватная – высокая самооценка: Я такой как все!

Ее не стоит путать с завышенной, это именно высокая, оптимальная самооценка. Такой малыш любознателен в меру, жизнерадостный и общительный, открытый, ведет себя в обществе непринуждённо. Он прислушивается к взрослым, не конфликтует со сверстниками.

Если вы никогда не задавались вопросом – какая самооценка у вашего малыша, то она именно такая, нормальная. Она позволяет ребенку гармонично развиваться, и в эмоциональном, и в интеллектуальном плане.

Завышенная самооценка: Я Лучше всех!

Таких детей сложно не заметить на детской площадке или в классе, они более развиты физически, стремятся к максимальному познанию, всегда пытаются «быть хорошими», угождают взрослым. Такие малыши часто берутся за новые дела, но их импульсивность мешает им их закончить.

Если у ребенка завышена самооценка, то он очень капризный, требовательный, обидчивый и конфликтный. Он пытается обратить на себя внимание любыми способами. Не приемлет критики, среди детей сразу занимает позицию лидера.

Заниженная самооценка: Я хуже всех!

Такая самооценка даже опаснее, чем завышенная, она мешает развитию ребенка. Малыш неактивен и очень скромный, ранимый, нерешительный. И если в детстве он рискует в одиночку рисовать мелом или строить домики, то во взрослой жизни такая самооценка не даст ему реализоваться ни в карьере, ни в семье.

Он будет тревожным подростком, который не верит в себя и боится всего нового. И если вы не хотите, чтобы в коллективе его считали неудачником, изгоем и плаксой, то пора принимать меры!

Полезные советы родителям

Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Нельзя проводить сравнения Распространенная ошибка семьи — проводить аналогию между детьми. «Посмотри, Вася прекрасно учится», «Катя дома убирает, ты — разбрасываешь вещи». Подобные замечания развивают чувство неуверенности, ущербности. Нужно замечать сильные стороны крохи, подчеркивать их. Например, «Вася отлично знает математику, ты — русский язык», «Катя убирает, а ты замечательно моешь посуду».
  2. Нужно реально оценивать достижения Чрезмерная похвала способна привить ребятам зависимость от оценки. Критикуя, можно развить комплекс неполноценностей личности. Нельзя занижать способности, но и нельзя их завышать.
  3. Принятие границ малыша Под этим определением понимается широкий спектр особенностей личности. Родители должны уважать чувства, мысли собственного чада, бережно относиться к игрушкам, иной собственности. Принимать друзей, интересы, увлечения. Следует понимать — малыш может иметь плохое настроение, быть злым, расстроенным. Уважительное отношение родителей способствует формированию адекватной самооценки дошкольников.
  4. Быть примером Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал — маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]