Самооценка и уровень притязаний личности, тест образа


Уровень притязаний – это стремление человека к достижению тех целей, которые он, на его взгляд, может достичь. Говоря простыми словами, это набор амбиций. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой и самоуверенностью человека. А также он зависит от того, насколько человек знает, принимает и понимает себя. Теперь разберем подробнее, что такое уровень притязаний, как его определяют в психологии и каким он бывает.

Различия в уровнях

В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные, а у остальных — нереалистичные.

Притязания — это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании. Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний. До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот — притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.

Уровень притязаний характеризуется:

  • уровнем трудности достижения цели и проецирование своих будущих действия;
  • выбор человеком очередного действия и следующей цели, которая возникает в результате переживания успеха либо неуспеха после ряда прошлых действий — притязания в настоящий момент;
  • желаемый уровень своей самооценки — собственное я.

Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах.

Самооценка личности и притязания


В поставленной цели индивид может преследовать цели поднять свою самооценку либо лишний раз подтвердить её. Если говорить о ней подробно, то она представляет отношение человека к своей личности, попытку оценить свои силы, достоинства, качества и недостатки, а также влияние на остальных людей в обществе.

В зависимости от особенностей человека самооценка может разделяться на разумную, заниженную либо завышенную.

Не подлежит сомнению тот факт, что между показателями притязаний есть тесная связь, так как ни одно из этих понятий не может нормально существовать без другого.

При повышении либо снижении уровня ожиданий человек получает возможность управлять своей самооценкой, которую некоторые, к несчастью, не всегда могут адекватно применять. В результате этого могут очень часто происходить внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, который будет сопровождаться длительными депрессиями, нервными срывами и состоянием сильной злобы на окружающих и весь мир.

Как определить свой уровень притязаний

Чтобы определить свой уровень притязаний, можно воспользоваться одной из методик для самодиагностики. Например, обратиться к опроснику В. Гербачевского или воспользоваться методикой Шварцландера. Предлагаю разобрать подробнее последнюю технику.

Альтернативное название теста – «Моторная проба Шварцландера». Это универсальный экспресс-тест. Его применяют в школе, университетах и при отборе кадров, а также для диагностики сотрудников.

Суть исследования:

  1. Испытуемому предлагают предположить, сколько плюсиков он успеет поставить за 10 секунд.
  2. Затем ему выдается бланк, ведущий засекает время, а потом останавливает процесс.
  3. Сравнивается предположительное количество знаков (УП – уровень притязаний) и реальное количество проставленных символов (УД – уровень достижений). Данные заносятся в тот же бланк, где испытуемый ставил плюсы (смотрите таблицу после инструкции).
  4. Еще 3 раза испытуемому предлагают оценить свой результат и предположить, сколько знаков он успеет поставить, а затем засекают время. То есть всего эксперимент повторяется 4 раза. При этом 1, 2 и 4 эксперимент длятся по 10 секунд, а третий – 8 секунд.
  5. Затем считается общий балл уровня притязаний по формуле:

Особенности завышенной самооценки

Диагностика сильно завышенной самооценки будет включать в себя выявление таких признаков, как:

  1. Фанатическая вера в свои возможности. Человек, который поражён такой особенностью, не упускает момента убедить людей вокруг в своём превосходстве над ними и очень любит в любых отношениях проявлять своё я («Я всегда прав, я так считаю, я это рекомендую»).
  2. Полная невосприимчивость к критике и указаниям окружающих людей. Любые замечания в этом случае отскакивают от него, как от стенки горох, кроме этого, они вызывают сильное недовольство и яркую враждебность к окружающим.
  3. Враждебное поведение с окружающими. Ошибочно думая, что тактика нападения — это наилучший способ решения любой ситуации, индивид с завышенной самооценкой обладает качеством обыкновенно затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
  4. Слишком высокий показатель притязаний. Имея искажённое представление о действительности и о соотношении своего желания и реальных возможностей, человек пытается достичь слишком высокого, не в силах при этом справиться даже с обычными проблемами и трудностями.
  5. Наблюдается сильная эмоциональная неустойчивость. Обычно она проявляется в сильных перепадах настроения. Человек может сильно смеяться над какой-то шуткой, а уже по прошествии небольшого отрезка времени его пробирает дрожь и он начинает закатывать истерику, обвиняя окружающих людей и срывая на них свою агрессию.
  6. Особенности внешнего вида. При этом у человека можно заметить неестественно прямую осанку, гордо поднятую голову, пронизывающий взгляд, а также голос, в котором присутствуют нотки команды.
  7. Отрицание проигрыша либо неудачи. Для человека с высоким уровнем собственной оценки недопустима мысль о возможной неудаче. Он продолжает сохранять веру в собственной непогрешимости, он старается не участвовать в разговорах на такую тему и бесцеремонно обрывает собеседников, которые задают ему неудобные вопросы.

Мышление как процесс решения задач. Мыслительные действия и операции.

Мышление как процесс решения задач. Мыслительные операции

Определение мышления как процесса решения задач используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных механизмов познания, при диагностике мышления. Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя: набор определенных условий; требование, которое нужно достичь. С психологической точки зрения требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условиям – средства ее достижения. Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия в субъективной структуре – между целью и средствами.

Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели и поиск необходимых для этого средств в данных условиях.

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:

1. Ориентировочные действия.

2. Исполнительные действия.

3. Нахождение ответа.

Ориентировочные действия начинаются с анализа условий. Главное в мыслительном поиске – возникновение гипотезы. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы обычно проявляются творческие возможности личности.

Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет – процесс решения продолжается и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.

Для психологического анализа процесса решения задачи важно знание о наличии или отсутствии в прошлом опыте субъекта готовых средств достижения цели. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение фактически сведется к использованию сформированного мыслительного действия, к воспроизводству готового знания. В психологии такое мышление называют репродуктивным.

Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой. Иначе говоря, подлинное мышление можно определить как процесс решения творческих задач. Как правило, творческие задачи составляют основной материал при изучении мышления как процесса решения задач.

Ход и результаты решения задачи существенно различны при эмпирическом и теоретическом мышлении. Осуществляя поиск способа решения задачи, субъект может построить либо способ решения только данной, конкретной задачи, либо найти общий способ решения всех задач того класса, к которому относится предложенная задача.

В первом случае мышление будет эмпирическим, поскольку здесь содержание соответствующей задачи отражается в частной форме. Во втором случае мышление можно квалифицировать как теоретическое, поскольку содержание соответствующего класса задач отражается в общей форме.

Очень точную психологическую характеристику двух способов решения задач дал С.Л.Рубинштейн. “Пока, решая задачу, – писал он, – мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение.

Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически – для данного частного случая, но и теоретически для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение, оно становится теорией или составной частью теории.

Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования”.

Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций:

1. Сравнение выделенных объектов. Чтобы отразить с помощью мышления какие-либо связи и отношения между предметами или явлениями объективного мира, необходимо прежде всего в восприятии или представлении выделить эти явления.

Например, чтобы понять причину неудачного выполнения спортсменом данного физического упражнения, необходимо сосредоточить свою мысль на этом упражнении и на тех условиях, при которых оно выполнялось. Это выделение всегда связано с осознанием задачи, оно предполагает предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов.

Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Например, низкий или высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

2. Абстракция. Чтобы осуществился процесс мышления, необходимо не только различать отдельные свойства предметов, но и мыслить эти свойства отвлеченно от самих предметов. Такая мыслительная операция называется абстракцией (от лат. абстракций — отвлечение).

Процесс абстрагирования есть мысленное (временное) отвлечение одного свойства вещи от других ее свойств, одного предмета от других предметов, с которыми он в действительности связан. Чтобы, анализируя предмет, мыслить отвлеченно его свойства, «надо оставить в стороне все отношения, не имеющие ничего общего с данным объектом анализа», — говорит Маркс.

Так, исследуя закономерности процесса реакции спортсмена на старте, психолог-эксперименталист выделяет только один элемент этого процесса — латентный период, отвлекаясь (пока, на время) от таких побочных явлений, как влияние на спортсмена зрителей, его личное отношение к данному соревнованию и т. д. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.

Абстракция является умственной операцией, которая позволяет мыслить данное явление в его самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Она является источником познания истины.

3. Обобщение. Абстракция всегда соединяется с обобщением; абстрагированные свойства предметов мы сейчас же начинаем мыслить в их обобщенном виде.

Например, разбираясь в характерных особенностях удара боксера при нокауте, мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим это свойство в его обобщенной форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании знакомства с этим явлением во многих других случаях (не только в боксе, но и в фехтовании; не только при ударе, но и при отбивании мяча и т. д.), т. е. как соединение силы с кратковременным прикосновением к поражаемому объекту.

Уже одна эта умственная операция позволяет нам отразить в своем сознании сущность явления: поражающая сила удара при нокауте заключается именно в его резкости.

4. Конкретизация. Абстракция всегда предполагает противоположную ей мыслительную операцию — конкретизацию, т. е. переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. В учебном процессе конкретизация часто выступает как приведение примера для установленного общего положения.

В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности, так как она не позволяет мышлению отрываться от живого созерцания явлений. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Отсутствие конкретизации приводит к тому, что знания становятся голыми абстракциями, оторванными от жизни, а потому и бесполезными.

5. Анализ. Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. В практической деятельности анализ приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на его элементы.

Например, думая о сложной структуре прыжка, мы мысленно выделяем в нем следующие основные части: разбег, толчок, фаза полета, приземление. Этот мысленный анализ облегчается тем, что и в действительности мы можем выделить эти моменты и совершенствовать в процессе тренировки скорость разбега, силу толчка, правильность группировки в полете и т. д.

6. Синтез. Синтезом называется обратный анализу процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.

Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.

Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.

Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.

При анализе выделяются не всякие части, а лишь те, которые имеют для данного предмета существенное значение. В таком физическом упражнении, как прыжок, можно отметить много разных элементов: движение рук, движение головы, мимику лица и т. д.

Все эти элементы в той или иной степени связаны с данным упражнением, и мы их выделяем. Однако в процессе научного анализа мы опираемся не на эти, а на существенные части целого, без которого это целое не может существовать. Существенными для прыжка являются не мимика лица или движения головы и рук, а разбег и толчок.

Выделение существенных элементов при анализе сложного явления происходит не механически, а в результате понимания значения отдельных частей для целого. Прежде чем мысленно выделить существенные признаки или части, мы должны иметь хотя бы смутное общее синтетическое понятие обо всем объекте в целом, в совокупности всех его частей. Такое понятие возникает в результате предварительного, образующегося еще до детального анализа общего представления о предмете на основе практического знакомства с ним.

Слишком низкая самооценка

Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии, уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:

  1. Сильная робость и осторожность в действиях. От человека с комплексом неполноценности нельзя ждать прямолинейности и твёрдости в ответах. Происходит регулярное опасение задеть чувства других, он чаще всего юлит и мямлит, но никогда не высказывает своей точки зрения.
  2. Чрезмерная требовательность. Люди с сильными комплексами пытаются тщательно добиваться совершенства во всём, придирчиво оценивая не только свои, но также и чужие действия. Такое поведение очень часто приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие люди.
  3. Попытки заслужить одобрение. Многочисленные эксперименты выявили, что неуверенный в себе человек очень сильно зависит от мнения окружающих людей. Неодобрительные взгляды и разговор со стороны для него считается непросто проблемой, а целой трагедией, которая впоследствии ведёт к возникновению новых комплексов и признаков неполноценности.
  4. В этом случае наблюдаются слишком низкие притязания. Самосознание играет в этом случае главную роль и заставляет индивида устремляться в противоположную сторону от своих настоящих желаний и возможностей. Такой человек просто не может адекватно оценивать свои способности и навыки, очень часто он продолжает оставаться «на побегушках», даже в том случае, когда на самом деле заслуживает более высокой должности в карьере.
  5. Чрезмерная любовь к постоянным жалобам. При этом нет значения, насколько обоснованы страдания человека, главное, чтобы мир вокруг знал о том, что он несчастен, болен, недоволен и раздражён.
  6. Особенный внешний вид. При этом наблюдается нерешительная и шаркающая походка, втянутая в плечи голова и быстробегающий взгляд, в котором можно прочитать вину и какое-то предчувствие плохого.
  7. Такой человек стремится выполнять желания либо указания окружающих. Не доверяя при этом своим суждениям, закомплексованный индивид легко и просто поддаётся влиянию со стороны, а также может с большой радостью переложить всю свою ответственность за поступки на другого человека. Если человек под чужим напором делает что-то незаконное либо плохое, то он с облегчением в первую очередь думает о том, что все, что происходит вокруг — это не его вина.

Примеры

Чтобы лучше понять, что такое уровень притязаний личности, приведем примеры каждого из трех видов.

Примеры адекватного уровня притязаний:

  1. Человек хочет сменить работу на более прибыльную. Он изучает вакансии и останавливается на одной из них. Он сравнивает требования к соискателю со своими навыками, знаниями, умениями. У него есть опыт, который здесь требуется: он знает английский язык, «общается» с компьютером на уровне продвинутого пользователя, да и вообще соответствует описанному портрету. Он приходит на собеседование и получает эту работу.
  2. Обычный парень-работяга ищет себе девушку среди таких же простых женщин. Да, внешне ему нравятся ухоженные и местами накаченные девушки (он постоянно любуется на их фото в Инстаграме), но он понимает, что не потянет такую даму, да и она вряд ли вообще посмотрит на него.
  3. Фрилансер ищет заказы. Он изучает требования по одному из проектов. Все понятия ему знакомы, похожие задачи он уже выполнял. Только одна программа, с которой нужно работать, пока неизвестна, но он уверен, что сможет с этим разобраться, потому что в аналогичных сервисах он успешно работает. Фрилансер подает заявку на заказ, а параллельно приступает к изучению этой программы, ведь все равно в будущем это пригодится.

Примеры завышенного уровня притязаний:

  1. Молодой человек, который еле-еле закончил 9 классов, дальше ни на кого не учился и ни дня не работал, приходит устраиваться в крупную фирму. Он претендует на роль директора. Из раза в раз ему отказывают, но он не сдается и давит авторитетом своего успешного отца: «Да вы хоть знаете, кто мой отец! Он закроет вашу шарашкину контору!». Молодой человек путает свои способности и возможности с достижениями отца.
  2. Красивая, но не самая умная и мудрая, невоспитанная, необразованная девушка (а иногда еще и не красивая, не умеющая и не желающая следить и ухаживать за собой) ждет принца на белом коне. Она уверена, что какой-то миллионер должен взять ее под свое крыло и удовлетворять все ее потребности просто за сам факт ее существования. То есть она ему ничего не может предложить, кроме своего тела (и то не всегда), но считает, что этого вполне хватит для того, чтобы прийти к успешной жизни.
  3. Парень 25 лет отказывается работать за минимальную оплату, потому что считает, что это не его уровень – ему нужно сразу и минимум 50 тыс. рублей в месяц. Но при этом у него за плечами только школа, официального трудового стажа нет, хромает самоорганизованность и дисциплина, неразвиты многие другие деловые качества, специальных навыков для работы за желаемую оплату тоже нет. Но он продолжает игнорировать реальные для него вакансии, отказывается работать над собой и продолжает ходить на собеседования в крупные компании. А потом жалуется на то, что весь мир против него, работы нет, а директора этих компаний совсем обнаглели и зажрались. Периодически он устраивает скандалы прямо в офисах.

Особенности фрустрации

Фрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.

При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.

В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.

Частный и общий уровень

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Фундаментальные основы Успеха. На что Ты мотивирован в жизни?

Вторая особенность счастливого человека, после положительной самооценки, — это УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ!

Как важно осознавать, что нет необходимости ожидать перманентного идеального поведения или результатов, как от самого себя, так и от «кого-то» ещё, без ущерба для своей адекватной самооценки.

«Уверенность приходит не от постоянной правоты, а от отсутствия страха быть неправым», писал Питер Макинтайр.

Верным ПОКАЗАТЕЛЕМ наличия у человека «УВЕРЕННОСТИ в себе» является возможность сохранять свой внутренний настрой в позитивном отношении к себе практически при любых обстоятельствах в жизни.

При негативных обстоятельствах САМООЦЕНКА может, конечно, незначительно или более сильно колебаться, но на кратковременный срок.

Со временем равновесие внутри восстанавливается и человек, как и прежде, воспринимает себя в адекватном свете.

Марианн Уильямсон говорил: «Наши глубокие опасения состоят в том, что мы неполноценны. Мы выражаем опасения, что мы сильны сверх меры. Это наш свет, а не наша тьма, пугает нас больше всего. Мы спрашиваем себя: «Кто я такой, чтобы быть блестящим, великолепным, талантливым и знаменитым?». На самом деле, кем Вы не можете быть? Вы дитя Божье.

Ваши маленькие игры не служат миру. Нет ничего просвещённого в застенчивости, так что люди не будут чувствовать себя неуверенно вокруг Вас.

Мы рождены, чтобы ЯВИТЬ славу Божию, что НАХОДИТСЯ ВНУТРИ НАС!

И когда мы позволяем блистать нашему собственному Свету, мы бессознательно даём людям разрешение сделать то же самое. Когда мы освобождаемся от наших страхов, наше присутствие автоматически освобождает других.

Уверенность в себе ДАЁТ ПРАВО на принятие собственных ошибок. Ошибаться можно и порой «нужно» — человек не идеален.

А КАК ВАЖНО ЭТО ПОНИМАТЬ?!

Никто не имеет права лишать человека своего опыта.

Процесс обучения и становления очень важен и относиться к ошибкам надо адекватно, благодаря за полученный урок и опыт.

Всё, что даёт Бог в жизни — заслуженно, даже если не до конца логично вписывается в рамки нашего рационального мышления и паниковать и сетовать на жизнь, уверенный в себе человек, не будет!

«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — это самый тяжелый», — писал Конфуций (Кун-цзы).

Следующая особенность счастливого человека — ЭТО ДОВЕРИЕ К СЕБЕ, самоуважение, чувство собственного достоинства.

Подобная тема заслуживает отдельного рассмотрения, но, в общем, коснёмся и её.

Надо хорошо себе представлять разницу в этих, на первый взгляд, похожих понятиях!

Дело в том, что САМООЦЕНКА может показывать как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а САМОУВАЖЕНИЕ выражает обобщённую самооценку.

САМОУВАЖЕНИЕ — это обобщённое отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение=успех/притязание), то есть, чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

С другой стороны, Самоуважение является одним из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Насколько выражено у Вас это чувство, можно понять, представив себя в следующей ситуации:

Допустим, Вы совершил ошибку, сделали что-то не так… Какова Ваша реакция?! Если Вы обладаете достаточно высоким уровнем самооценки, Вы сможете «успокоить» себя и привести эмоции в равновесие. При этом Ваши мысли: «Ничего страшного, ведь в целом, я не глупый человек и ошибки ещё не говорят о моей ограниченности. Надо приложить больше сил и найти другие источники решения проблемы. Я это сделаю, заранее ничего не предрекая, а потом посмотрим», то есть срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

ВЫСОКОЕ самоуважение означает, что человек в душе своей не считает себя «хуже» своего окружения и положительно относится к себе как к личности. Также не надо путать высокомерное отношение к другим с высоким самоуважением личности.

НИЗКОЕ самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности.

Самоуважение не означает чрезмерную демонстрацию своей значимости. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в «громких» внешних проявлениях, помпезных одобрениях «великих» людей, она проявляется в реальных поступках, в умении самовыражаться и отстаивать свои интересы в отношении к себе и, конечно, в уважительном отношении к окружающим, в умении четко и ясно принимать свою ответственность и осознавать итоги сделанных действий.

Самоуважение включает в себя уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к личному праву жить и быть счастливым!

Конечно, логично возникает вопрос: «Почему же, всё-таки, есть люди с разным личностным отношением к самому себе»?!

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве: отношение родителей, которые создавали почву для формирования в личности ребенка веры в свои силы, либо веры в свою полную «непригодность», положение среди сверстников, отношение педагогов и коллег по работе.

Исходя из чего формирует человек свою самооценку?!

Ответ потрясающий! Из сопоставления мнений окружающих людей о себе! Вот так!

Причем, что любопытно, человек В НАЧАЛЕ УЧИТСЯ оценивать ДРУГИХ, а потом уже оценивать СЕБЯ! А разве, каждый из нас делал по-другому?!

В основном, к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.

Надо отметить, что сложившаяся у человека самооценка может быть АДЕКВАТНОЙ (человек правильно, объективно оценивает себя), либо НЕАДЕКВАТНО ЗАВЫШЕННОЙ или НЕАДЕКВАТНО ЗАНИЖЕННОЙ.

При рассмотрении вопросов самооценки, самосовершенствования, самоуважения нельзя обойти вниманием еще одно значимое понятие — УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ. Почему?! Потому, что уровень самооценки человека, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, показывающий определённую степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение этих целей представляется человеку наиболее привлекательным.

По рассуждениям человека о «себе», можно предположить о наличии у него той или иной самооценки!

Так, например, если человек «распыляется» в том, что он «самый добрый, самый честный и самый-самый…» — это наверняка люди с заниженной или завышенной самооценкой.

Людей с истерическими проявлениями «выдают» такие суждения: «Я гораздо трудолюбивей, порядочней, добрее большинства людей, но я самый невезучий и самый несчастный». Знакомая «картина»?! В своём окружении мы просто не замечаем подобных индивидуумов, но они всегда ищут себе «собеседника» для «сливания» своих негативных мыслей.

Сколько же вокруг нас, именно такого склада людей?! Спросите себя: «А что они делают возле Вас»?! Насколько они важны и значимы в Вашей жизни?!

Жалея и соглашаясь с таким человеком, что Вы этим делаете для себя?! Ответьте?!!

Взрослея, год за годом, мы формируем для себя некий идеал, которому пытаемся соответствовать…

Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определённое расхождение, стимулирующее еще одно ключевое понятие для личности — САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

Известный французский философ, идеалист, профессор Жюль Лашелье писал: «Человек может оставаться собой лишь в том случае, если он неустанно стремится над собой возвыситься».

Стремиться к совершенствованию и считать себя «совершенным» — разные понятия и, как правило, находят своё проявление в соответствующих условиях развития личности.

Вернёмся к вопросу об уровнях ПРИТЯЗАНИЙ…

Понятие уровня притязаний было введено в психологию Т. Дембо, представительницей школы К. Левина. Первый экспериментальный анализ явления притязаний был сделан также представителем этой школы Ф. Хоппе, который определил УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ как «совокупность с каждым выполнением сдвигающихся, то неопределенных, то более точных ожиданий, постановок целей или притязаний к выполнению».

Из классических определений понятия уровня притязаний можно привести определение Дж. Френка, основную идею которого можно сформулировать следующим образом:

«От чего же зависит уровень ПРИТЯЗАНИЙ»?! Ответ на этот вопрос однозначен — от «ВЕРЫ ЧЕЛОВЕКА В СВОИ!!! СПОСОБНОСТИ и проявляется в стремлении завоевать определённую репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей». Можно также сказать, что уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.

Итак, подведем итог вышесказанному.

Очевидно, что уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными.

Именно учёт уровня притязаний позволяет подчас понять, почему человек не радуется после удач и не огорчается после неуспеха?!!

Вы, наверняка, не раз задавали себе такой вопрос?! А всё очевидно?!

Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний.

Ведь, если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться. Вот и весь секрет!

Как важно адекватно относится к оценке своих способностей реализовать поставленные цели!

Вы не МОЖЕТЕ уловить причины трудностей и «невезения», возникающих на пути реализации Ваших целей?! Сейчас есть хороший шанс это попытаться сделать! Для этого честно и спокойно ответьте себе на вопросы: Так ли реальны Ваши способности?! Оцените адекватно свои стремления! Проанализируйте цели! Реально ли Вы способны их достичь?! Адекватно ли Вы оцениваете свои возможности?!

Факт, что мы редко задаём себе подобные вопросы, а еще реже, боясь «разочароваться» в себе, отвечаем правдиво и реально.

Обманывать и «уговаривать» себя можно сколько угодно, но положительного итога на разумном уровне Вы не получите никогда!

Мы же, зачастую, начинаем нервничать, обижаться и искать «виноватых» в том, что зависит на самом деле только от наших мыслей и самооценки!

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не адекватен их способностям и возможностям.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, то есть каждому хочется уважать себя.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чём-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

РАСХОЖДЕНИЕ между ПРИТЯЗАНИЯМИ И РЕАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ведёт человека к тому, что он начинает «неправильно» себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность.

Внимательно проанализируйте своё поведение и эмоциональное состояние?! Нет ли у Вас перечисленных признаков?! Не «находите» ли Вы у себя похожие реакции реагирования?!

В нашей современной жизни понятия «самооценка» и «достижение успеха» уже давно идут «рука об руку»!

Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает ЗАВИСИМОСТЬ САМООЦЕНКИ человека от его притязаний.

САМООЦЕНКА = Успех/Притязания.

Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ в различных видах деятельности.

О чем еще «говорит» нам эта формула?!

Она свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами: человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачу.

В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается.

Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определён довольно точно.

Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА в различных видах деятельности.

Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех.

Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, МОТИВИРОВАННЫЕ НА ИЗБЕЖАНИЕ НЕУДАЧИ.

Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи.

Это принципиальная разница в подходах формулирования личных целей.

Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается.

Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определённые положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач.

Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия, в первую очередь, направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает её.

Обычно, в результате он оказывается не победителем, а побеждённым.

Таких людей нередко называют «неудачниками»!

Наверняка Вы сталкивались с такими людьми?!

Ещё одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые ИМ К САМОМУ СЕБЕ.

Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки. Конечно, как и в любом вопросе, так и здесь должна присутствовать адекватность и реалистичность своих представлений об имеющихся способностях, необходимых для решения задач.

Подтверждено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Итоги большинства авторитетных психологических исследований в данной области подтвердили предположения, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур «трудными» и чересчур «легкими» задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

В формировании притязаний немаловажную роль играет как и предвосхищение успеха или неудачи, так и учет и оценки всех прошлых успехов и неудач.

Однако, в целом, для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других.

Так, опрос взрослого населения психологами Калифорнийского университета в Беркли, являющимся старейшим общественно-исследовательским университетом США, показал, что независимо от социального статуса и половой принадлежности, большинство из опрошенных считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и тому подобное.

Следовало бы задать себе вопрос: «Если все имеют показатели «выше средних», то у кого же тогда всё-таки они «средние», если не сказать — «низкие»?

Потрясающе интересный факт, который не осознаётся нашим сознанием, — намеренно или нет, но мы сами нередко сравниваем себя с окружающими нас людьми. В итоге вырабатываем для себя довольно устойчивое и «заслуженное» мнение о своём интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, то есть формируем себе «набор самооценок», от которых будут зависеть: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоены, застенчивы или кичливы. Многие люди так и живут с этим «набором», «свято» веруя во всё, что себе создали сами… Жизнь такого контингента населения, прямо скажем, получается не самая «веселая»!

Сложно жить и верить в то, что не является истинным?! Сложности и трудности в общении с окружающими людьми — это неотъемлемая составляющая жизни людей с завышенной самооценкой о себе!

Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает, мягко говоря, раздражение окружающих. Согласитесь, что это логично?!

Это естественно, ведь мысль: «видите, какой я суперумный» подразумевает пренебрежительное, а порой и презрительное отношение к окружающим. А кому это понравится?! Кому приятно чувствовать себя дураком в чём-то, по мнению, далеко «не лучше» разбирающегося в этом, коллеге?!

Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих.

Наверняка Вам приходилось общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относились к успехам сослуживцев?!

«Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», — утверждал знаменитый английский писатель и драматург XVIII века Генри Филдинг.

Хотелось обратить внимание читателей ещё на одну, весьма важную, актуальную и всегда животрепещущую тему — ОБИДЧИВОСТИ человека!

Так вот, именно завышенная самооценка способствует такой черте характера, как чрезмерная обидчивость.

Обида, как правило, — это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих.

Но что значит для человека «несправедливое»?

А ТО, что ЧЬЕ-ТО МНЕНИЕ О НЁМ НИЖЕ ЕГО СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ О СЕБЕ!!!

Отсюда ясно, что ЗАВЫШЕННАЯ самооценка СПОСОБСТВУЕТ обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность — человек с высоты своего «Я» даже серьезную И КОНСТРУКТИВНУЮ критику не принимает близко к сердцу).

Надо понимать, что человек с неадекватно высокой самооценкой(!!!) потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд!

Подобные нюансы необходимо учитывать в работе больших коллективов с «разношерстным» контингентом в отношении личных амбиций, самооценки и адекватности восприятия собственных способностей.

Хотя подобные причины могут побуждать личностные конфликты и в кругу близких людей.

Несовпадение ожидаемых и реальных наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые постепенно накапливаются и нарастают как «снежный ком» и, наконец, прорываются резким обвинением, а порой и оскорблением в чей-либо адрес.

Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков, также формируют у человека нелестное мнение о себе.

Немного поговорим о трудностях в общении человека с заниженной самооценкой. Набор «плохих» и «недостойных» качеств у таких людей, по их личному мнению, находится в «изобилии» (причем не всегда они это будут явно подтверждать).

Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типом акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая, излишне низкая самооценка формирует образ «никчёмного» человека и несёт за собой вероятность чрезмерной зависимости от мнения и желаний других, несамостоятельность и даже заискивание (плебейское заискивание), появляются робость, замкнутость, даже искажённое восприятие окружающих.

Следующее свойство личности, вытекающее из предыдущих, — это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свою жизнь.

«Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё», — писал великий русский писатель Федор Достоевский.

Имея АДЕКВАТНЫЕ представления о своих способностях, УВАЖАЯ свои потребности, ЦЕНЯ природные особенности темперамента и телосложения, НЕ СТРАШАСЬ ошибок, МНЕНИЙ И ОТЗЫВОВ окружающих и субьективно-негативного отношения к себе, недопонимания со стороны близких людей, СЧАСТЛИВЫЕ люди не лишают себя ПРАВА ВЫБОРА, точнее права на свое ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ, которое, между прочим, есть всегда и у всех!

Надо отметить, что свой выбор счастливый человек делает осознанно, не под гнетом обстоятельств, а сознательно, основательно, не мимоходом. Взвесив все «за» и «против», на благо себе, защищая свои интересы и принципы.

При этом, понимая ценность желаемого и осознанно обделяя себя в чём-то, они понимают ради чего (каких более значимых ценностей) был сделан данный выбор.

Испанский драматург, поэт и прозаик Лопе де Вега писал: «Человеку рождение не прибавляет заслуг и не отнимает их у него, ибо оно не зависит от его воли, но за свои поступки, как хорошие, так и дурные, он полностью отвечает сам».

Желая большего, надо благодарить Бога за имеющееся…

Просить у Бога желаемое можно и нужно, но только принимая то, что уже есть с благодарностью (заслуженное) и осознанным чувством необходимости научиться признавать и исправлять ошибки, мешающие развитию в себе добра, «света», ВЕРЫ, — всего того, что не приходит с академическим образованием, а постигается годами через личный выбор души…

М. Веритакс.

И, в завершении нашего знакомства с миром личностных качеств и самооценки человека, поговорим ещё об одной особенности счастливых людей — о САМОРЕФЛЕКСИИ.

Чем так значима саморефлексия?

По сути, она даёт нам возможность увидеть истинное положение вещей и даже понизить накал страстей… Да, да!!

САМОРЕФЛЕКСИЯ даёт возможность перейти от бесплодных переживаний — в случае кризисной ситуации, — к конструктивному поиску, активному и продуктивному решению проблемы.

А в случае радостного события — лучше понять себя, свои потребности, цели, систему ценностей.

Другими словами, данный термин подразумевает, что мы отдаём себе отчет в своих чувствах, мыслях, умеем объективно посмотреть на себя со стороны, наблюдать и целенаправленно описывать свои переживания и поведение в третьем лице. То есть не «мне хорошо или плохо», а «он(а) почувствовал(а) радость, грусть, потому-то и потому-то». Такое, если хотите, сознательное «раздвоение личности»!!

Саморефлексия наиболее развита и доступна для человека, обладающего чувством самоуважения, доверия к себе и адекватной положительной самооценкой.

Саморефлексия насыщает и делает более яркими наши положительные эмоции, но при этом имеет возможность высвечивать и те эмоции, которые не «приветствуются» стереотипами общества!

Весь спектр человеческих чувств и эмоций доступен для практически любой личности, другое дело, что не все осознают или понимают свое «законное» естественное право на любые эмоции, как и право на их выражение. Задумайтесь над этим!?

И теперь самое интересное и долгожданное…

Вернемся к тесту с буквой «Е», который мы рассматривали в первой части данной темы. Вы все благополучно «нарисовали» эту букву, а может и не раз — отлично! Теперь проверьте «как» Вы это сделали?!

Если буква «Е» писалась у Вас так, чтобы её было удобно Вам читать а, к примеру, для собеседника, находящегося напротив, она видна зеркально отображенной, то в таком случае главенствующей является самооценка; если наоборот, буква написана правильно с точки зрения смотрящего на вас извне — более значимо мнение других. Надеюсь это поможет Вам!

И, главное, помните:

НИКТО И НИКОГДА НЕ ПРОЖИВЁТ ВАШУ ЖИЗНЬ ЗА ВАС!

НИКТО И НИКОГДА НЕ ИЗМЕНИТ НИЧЕГО из той реальности, которую именно ВЫ И СОЗДАЛИ…

НИКТО И НИКОГДА НЕ СДЕЛАЕТ ВАС СЧАСТЛИВЫМ(ОЙ) и УДОВЛЕТВОРЁННЫМ(ОЙ) ПОЛНОСТЬЮ!!! Но всегда и во всём есть зерно Мудрости и оно ДАНО КАЖДОМУ, а значит — Вам тоже…

Если Вы ещё не увидели его и не смогли «прорастить» — СДЕЛАЙТЕ ЭТО!!!

Бог даёт Вам выбор, а значит у ВАС ЕСТЬ ПУТЬ…

Сложно противостоять устоям, системе, установкам и даже традициям… Но на то мы и люди — многогранные частицы Вселенной, чтоб искать и найти, бороться и победить!

Решайте во имя «света» в себе, а не вопреки «темноте» в других!!!

А что каждый хочет для себя получить?!

Как раз таки «то», что он сможет иметь, только победив в себе «всё», что находится на противоположной чаше весов его Выбора!

ВЕРЬТЕ В СЕБЯ… И Жизнь ПОВЕРИТ В ВАС!… И МИР ПОВЕРИТ ВАМ!

Удачи Вам, СО-зидания и БЛАГО-получия!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]