Разработка урока по обществознанию «Свобода – условие самореализации личности. Свобода и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности»


Самореализация личности

Что такое самореализация личности можно объяснить сточки зрения нескольких аспектов:

  • это деятельность, присущая каждому человеку;
  • это процесс самопознания с целью развития собственных способностей, талантов;
  • это реализация приоритетных качеств личности с целью достижения определенных целей.

Но в любом из вариантов, неотъемлемой частью выступает деятельность, как условие самореализации личности, основанная на саморазвитии и самосовершенствовании. Важно понимать, что это длительный и непрерывный процесс, успех которого определяется множеством показателей, структурой.

Структура самореализации личности представляет собой совокупность взаимосвязанных составляющих:

  • самостоятельности, проявляющейся в способности к планированию своей деятельности, регулированию, контролю и целенаправленности;
  • свободы, определяющей способность личности к автономному поведению (свободе выбора, принятия решения и пр.), саморегуляции и межсубъектному взаимодействию;
  • творчества, позволяющего проявить креативность в деятельности.

В связи с тем, что период реализации потенциала достаточно длительный, то и цели данного процесса могут изменяться в зависимости от жизненного этапа на данный момент.

Цели самореализации личности

Процесс самореализации личности можно разделить на следующие отрезки жизни:

  • детство;
  • юность;
  • зрелость.

В соответствии с этими периодами формируются установки и цели саморазвития, самовыражения:

ДЕТСТВОЮНОСТЬЗРЕЛОСТЬ
· учеба – направлена на развитие умственных способностей, формирование навыков и становление характера;

· общение с другими детьми – способствует формированию личности, определению сильных и слабых сторон;

· развитие творческого потенциала в процессе самоопределения

· выбор направления для профессиональной реализации;

· выбор спутника жизни;

· интеллектуальное развитие;

· познание азов интимных отношений;

· совершенствование физической и духовной сферы

· достижение высокого уровня профессионализма и расширение компетенций;

· определение собственной значимости и формирование взаимоотношений в трудовом коллективе;

· построение гармоничных отношений в семье;

· достижение желаемого социального статуса в обществе

Таким образом, можно сделать вывод, что цель самовыражения в любой форме и возрасте – проявление индивидуальности, реализация потенциала в различных сферах жизни. Формирование целей самореализации во многом зависит от того, какой тип модели семьи создан родителями, и на каком этапе жизненного цикла семьи вы на данный момент находитесь.

Самореализация личности по А. Маслоу

Самореализация личности представлена в теории А. Маслоу, которая основана на существовании у человека потребностей разного рода, и следовательно на необходимости их удовлетворения. Данная система получила название «Пирамида Маслоу», основание которой включает базовые потребности (голод, жажда, сон и др.). Чем ближе к вершине пирамиды, тем меньше значимость и насущность их удовлетворения, и соответственно ниже степень мотивации.

Согласно теории, главными факторами в самовыражении личности являются виды неудовлетворенных потребностей, так как именно они являются актуальными для личности и мотивирующими к действию. Условно потребности делятся на три группы:

  • инстинктивные;
  • базовые;
  • возвышенные.

Потребности первой группы являются доминирующими, а каждые последующие активизируются только в том случае, когда удовлетворены нисходящие. Стремление человека к самореализации является высшей точкой его развития и находится на вершине желаний согласно пирамиде потребностей американского психолога Абрахама Маслоу.

Конспект занятия по теме «Свобода человека»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № ___

Дисциплина:

обществознание

Тема:

Свобода человека

Цель занятия:

создать условия для формирования у обучающихся представления о свободе личности в различных ее проявлениях и признаках свободного общества как важнейших ценностей современной цивилизации

Планируемые результаты

Предметные:

владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

Метапредметные:

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Личностные:

гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности

Норма времени:

2 часа

Вид занятия:

лекция информационная

План занятия:

  1. Свобода как условие самореализации личности.
  2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).
  3. Выбор и ответственность за его последствия.
  4. Гражданские качества личности.
  5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Оснащение:

учебник, тетрадь.

Литература:

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.

Обществознание. 10 кл. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А, Белявский А.В. и др. М.: Просвещение, 2014

Преподаватель: Шумская Н.В.

Тема: Свобода человека

План:

  1. Свобода как условие самореализации личности.
  2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).
  3. Выбор и ответственность за его последствия.
  4. Гражданские качества личности.
  5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Вопрос 1. Свобода как условие самореализации личности.

Часто доводится слышать выражения типа «стремление к свободе как самореализации личности», «свобода – цель самореализации». Возникает вопрос – является ли свобода самореализацией личности, не происходит ли тут путаницы понятий?

Для того, чтоб разобраться в том имеет ли выражение «свобода как самореализация личности» смысл, имеет смысл разобраться вначале с тем, что являют собой понятия «личность», «самореализация» и «свобода».

Определений понятия «личность» существует немало. Основное значение их сводится к тому, что личность

– это некая совокупность выработанных человеком привычек и предпочтений, на которые наложили отпечаток общественный опыт и образование.

Личность формируется в конкретных социальных условиях, которые и определяют в большинстве своем его поведение в различных ситуациях.

Самореализация

— это выявление и реализация человеком своих возможностей и способностей – как творческих, так и личностных. Самореализация это, собственно, самоутверждение себя как личности.

Свобода

– это способность человека делать осознанный выбор, обоснованием которому являются его интересы и стремления, это возможность создавать условия для реализации себя как личности.

Теперь вернемся к тому, с чего начали – является ли выражение «свобода как самореализация личности» таким, которое имеет смысл, является ли свобода – целью самореализации?

Опираясь на приведенные выше обобщенные трактовки основных понятий, можно сделать вывод, что самореализация – это действие, направленное на развитие своих возможностей и утверждения себя как личности, а свобода – возможность создать условия для этого, средство для достижения этих целей.

Свобода нам нужна не просто так, а именно как возможность, как инструмент для самореализации.

Поэтому словосочетание «свобода как самореализация личности» употреблять не стоит правильнее будет «свобода как средство для самореализации личности».

Вопрос 2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. А один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.

Рассмотрим ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим — собственным здоровьем, а иногда и жизнью.

Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия.

Ответственность – неблагоприятные последствия в случае нарушения установленных правил, это ограничение свободы человека.

Внешние – нормы морали, права, традиции, обычаи, общественное мнение.

Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.

Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется.

Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке.

В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей.

Вопрос 3.Выбор и ответственность за его последствия.

Ядро свободы

— это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

— историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д.;

— индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Вопрос 4. Гражданские качества личности.

Гражданские качества личности проистекают из личностных качеств, а также находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство.

Воспитание гражданственности личности определяется объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.

К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

Основная цель гражданского воспитания

— воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества.

Гражданская позиция

– это система, состоящая из трех структурных элементов:

– эмоционально-чувственный компонент – совокупность гражданских чувств личности, к которым относятся чувства долга, чести, достоинства, осознания гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения;

– интеллектуальный компонент – совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами, до становления гражданского мышления, под которым мы понимаем способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость;

– деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности.

Гражданские качества

– это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико- ориентированную деятельность.

Патриотизм,уважение к закону,толерантность,высокая нравственность,любовь к Родине,самоотверженность во имя её,небезразличие к судьбе своей страны, активность в жизни своего государства.

Вопрос 5.
Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.
Правомерное поведение — поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

— правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. — правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение. — правомерное поведение осуществляется на добровольном

и
осознанном
основании.

— правомерное поведение должно быть распространено среди большинства

населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное поведение

— высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности.

Конформистское поведение

основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности.

Маргинальное правомерное

поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

Значение социальных

предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятию «свобода».
  2. К чему может привести неограниченная свобода выбора?
  3. Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»?
  4. Что такое «гражданские качества личности»?
  5. Назовите виды правомерного поведения.

Проблема самореализации личности

По статистике, примерно 4% людей способны достичь вершины пирамиды потребностей. Проблема самовыражения личности чаще всего заключается в том, что чем ближе к конечной ступени данной системы, тем меньше человек осознает свои желания и способности, в результате чего он не в состоянии двигаться в нужном направлении, достигая успеха с чувством удовлетворения.

Кроме этого встречаются и другие враги самореализации личности:

  • психологический аспект – несоответствие между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, степенью развития навыков и реализации опыта в реальном мире;
  • неблагоприятная географическая среда;
  • наличие физических дефектов или ограничений (слепота, тугоухость и др.);
  • прекращение перспективы реализовать собственные таланты или гениальные способности (например в результате болезни или травмы);
  • ограниченное материальное благосостояние или финансирование проекта третьими лицами.

Таким образом, самовыражение человека невозможно при отсутствии условий для его осуществления. Например, желание женщины стать матерью нельзя реализовать если она одинока или не может иметь детей по медицинским показаниям.

Понимание свободы в современном мире

В древнем мире свобода являлась роскошью, так как не все ею могли обладать. Существовало чёткое разделение на людей благородных чистых кровей и рабов, которые не обладали вольностью. За исключением тех личностей, что стали рабами благодаря долгам. Ещё пару веков назад в России существовало крепостное право, при котором свободные действия некоторые жителей страны сильно ограничивались.

Раб не имел возможности проявить себя, а значит, и развиваться тоже. Его основной задачей всегда было выполнять поручения хозяев. Они же несли ответственность за своего подчинённого.

В современном мире всё немного иначе. Здесь, с отменой рабства и крепостного права, понятие воли исказилось и обрело совершенно новый смысл. В реальном времени независимость проявляется в виде способности самостоятельно осуществлять выбор и принимать, выходящие из него последствия. Единственное условие – не выбираться за рамки дозволенного обществом. Проще говоря, людям даётся полное право выбора, но лишь из предложенных вариантов. Но и этого достаточно для эффективной самоактуализации.

Осознание воли выбора и независимости происходит в два этапа:

1. Осознанная необходимость.

Внутренний момент, при котором индивид только задумывается о смысле жизни, окружающих его людях и способности выбирать, как двигаться дальше, с кем общаться.

2. Способность выбирать.

Так плавно первый этап перетекает во второй, где персона уже задумалась о том, что ей придётся либо осуществлять свой выбор, либо создавать новые возможности для этого.

Факторы способствующие самореализации личности

Условия самореализации личности делятся на две составляющие:

  • воспитание;
  • образование.

Каждая социальная общность вырабатывает собственную систему воспитательных и образовательных процессов. То есть традиции, принятые в социуме, оказывают влияние на формирование навыков, способностей и мотивов реализации собственного потенциала.

Кроме этих факторов, специалисты выделяют другие условия развития становления самореализации личности:

  1. Отсутствие ограничений любого характера (физических, моральных, материальных).
  2. Самостоятельный контроль происходящих жизненных процессов (отсутствие давления со стороны близких, самостоятельное принятие решений и т.д.).
  3. Способность адаптации к изменяющимся окружающим обстоятельствам.
  4. Творческий потенциал.
  5. Способность принимать решения.

Самореализация невозможно без целеустремленности личности и уверенности в собственных силах. Поставленная цель может быть достигнута только при условии трудолюбия, самостоятельности и наличии потенциала.

Сферы самореализации личности

У каждого человека, способности могут проявляться в различных сферах. У кого-то в творчестве, у кого-то в профессии, а у кого-то в науке или спорте. Добиться одинаково высоких показателей сразу в нескольких жизненных сферах мало кому удается, потому что чаще всего все ресурсы и возможности направлены на одну конкретную цель.

Чтобы определить свое направление, достаточно выполнить несложный алгоритм:

  1. Объективно оценить свои таланты и способности. Проще развивать и реализовывать те сферы, в которых есть большой потенциал и талант.
  2. Проанализировать свои положительные и отрицательные качества, не ориентируясь на мнение окружающих.
  3. Выделить все виды деятельности, которыми интересно реализовывать себя.
  4. Напротив каждого отмеченного вида деятельности записать те качества, которые помогут добиться успеха.
  5. Проанализировать полученный результат. Расстановка приоритетов и определение талантов позволит правильно определить то направление, в котором с большей вероятностью получится добиться успехов.

Необязательно развитие потенциала возможно только в творческом плане. Поэтому и существует несколько видов самовыражения.

Почему так важна самореализация

В каждом человеке с рождения заложены способности к реализации внутренних резервов тем или иным способом. Именно самореализация играет главную роль в определении личности, выявляя таланты и возможности индивида, причем даже те, которые не очевидны. Благодаря этому жизнь в обществе становится более успешной и стабильной.

Кроме того, в детстве могут появиться проблемы с самореализацией, которые будут сопровождать человека долгие годы. Необходимо их выявить и решить, для чего требуется целенаправленная работа. Самым большим врагом самореализации являются стереотипы. Мышление, основанное на них, широко распространено в обществе и часто навязывается еще в раннем детстве.

Виды самореализации личности

Специалисты выделяют три основных направления или вида самореализации личности:

  • профессиональная;
  • творческая;
  • социальная.

Чаще всего, для личности приоритетный является только один вид из представленных вариантов.

Профессиональная самореализация личности

Что такое профессиональная самореализация – это достижение поставленных целей трудовой деятельности, в соответствии с выбранной профессией и занимаемой должностью на данный момент.

Для мужчин, в большинстве случаев, карьера рассматривается как способ самореализации личности. Раскрытие потенциала человека происходит в условиях общественно полезной деятельности, следовательно в профессиональной сфере открываются наиболее широкие перспективы.

Для самовыражения в данном направлении характерно формирование профессионального мышления:

  • понимание собственной принадлежности к выбранной профессии;
  • осознание своего места в иерархии профролей;
  • оценка степени признания в данной профессиональной сфере;
  • понимание своих сильных и слабых сторон в данном аспекте, адекватная оценка успехов и неудач;
  • понимание перспектив дальнейшего развития в работе и ее роль в жизни в целом.

Перечисленные характеристики позволяют определить уровень профессиональной самореализации.

Творческая самореализация личности

Творчество – неотъемлемый аспект деятельности человека. Материальные блага, которые нас окружают – результат трудов научных деятелей и великих мастеров. Творческая деятельность является базисом технического прогресса, развития материальной и духовной сферы человечества. Именно поэтому существует прямая связь между воплощением в жизнь творческих способностей человека и реализацией социально значимых аспектов общества.

Специалисты утверждают, что наиболее полноценное раскрытие творческих способностей проявляется при реализации в общественно значимой деятельности. Но в то же время должны быть учтены и внутренние потребности личности. В итоге в процессе творческого самовыражения происходит формирование личностного мировоззрения. Успешным результатом реализации потенциала в этой сфере является создание шедевра в области искусства или научное открытие, способствующее развитию человечества.

Социальная самореализация

Социальная самореализация затрагивает такой важный аспект, как взаимоотношения с людьми. Следовательно целью данного вида развития собственного потенциала является построение таких отношений, которые принесут чувство удовлетворения и ощущение счастья, свободы, самостоятельности. При этом личность ориентирована на единственно необходимые действия для себя, а не навязанные обществом.

В результате социальной самореализации формируются и развиваются такие качества личности, как ответственность, коммуникабельность, трудолюбие и др. Для данного вида характерно утверждение « Я для других». В этом случае не гарантировано профессиональное признание или высокий уровень дохода, успехом для личности является возможность осуществления деятельности для других людей.

Движущие силы самореализации

Понятно, что творческая и профессиональная самореализация – это долгий и упорный труд. Зачастую человеку необходимы мотивирующие факторы, искать их нужно среди общечеловеческих ценностей:

  • потребность в признании и уважении;
  • желание установить личные рекорды;
  • стремление проявить интеллект;
  • желание создать семью;
  • потребность занять определенное социальное положение.

Это важно! Мотивирующие факторы доступны и понятны. Идеалы, к которым стремится человек, разнообразны. Именно поэтому временных ограничений для воплощения поставленных целей не существует. Но необходимо помнить, что только в деятельности происходит самореализация личности.

Способы самореализации личности

Способы самореализации человека непосредственно связаны с видами раскрытия потенциала. Каждый день мы проявляем свои качества, способности и навыки в труде, в профессии, общении с людьми. Сейчас интенсивно развивается еще один способ – информационная сеть.

Несмотря на это, самым актуальным способом самореализации личности является творчество. Даже если нет способностей к искусству или науке, не стоит отрицать данный метод самореализации личности. Творческий аспект может присутствовать при решении профессиональных задач или жизненных проблем в любой сфере. Данный способ самовыражения способствует максимальной возможности раскрытия потенциала, саморазвитию и достижению целей в различных областях жизнедеятельности.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация, как одна из важнейших форм жизненного самоосуществления, которая характеризуется высоким уровнем раскрытия личностного потенциала:

  • Наличие у специалиста выраженной потребности в постоянном профессиональном развитии;
  • Высокий уровень раскрытия личностного потенциала и способностей специалиста в определенной профессии;
  • Достижение специалистом поставленных профессиональных целей;
  • Признание достижений специалиста профессиональным сообществом, широкое использование его профессионального опыта и достижений;
  • Непрерывность — постоянная постановка и достижение новых профессиональных целей;
  • Высокий уровень творчества при осуществлении профессиональной деятельности;
  • Формирование собственного «жизненно профессионального пространства».

Профессиональная самореализации происходит через два взаимосвязанных способа:

  • 1. Внешне профессиональный — достижение значимых достижений в различных аспектах профессиональной деятельности;
  • 2. Внутренне профессиональный — профессиональное самосовершенствование, направленное на повышение профессиональной компетентности и развитие профессионально важных качеств.

Стратегии самореализации личности

Процесс самореализации протекает всю жизнь, но действия, которые на нее направлены, изменяются в зависимости от постановки жененных целей и обстоятельств. То есть, другими словами, человек в разные этапы жизни придерживается определенной стратегии самореализации.

Если на начальном этапе человек стремится получить воспитание и образование, а далее происходит выбор спутника жизни и профессии, не получится выполнять один и тот же алгоритм действий, его придется менять, чтобы достигнуть желаемого результата.

Выбор определенной стратегии самореализации происходит в зависимости от возраста, характера, желаний и потребностей. Но не редки случаи, когда действовать приходится «здесь и сейчас», например, когда порядок действий очевиден или нет времени обдумывать их.

Самореализация является неотъемлемой частью развития и становления личности. Человек в праве самостоятельно выбрать направление для самовыражения: творчество, профессию или семью. В процессе взросления алгоритм действий для самореализации меняется в зависимости от смены приоритетов на каждом конкретном жизненном этапе. Свобода ответственность и самореализация личности взаимосвязанные составляющие, которые позволяют добиться цели и успеха в жизни.

Роль воли при самосовершенствовании

Порой некоторым не хватает личной независимости для совершения каких-либо поступков. Например, в детском возрасте проявляется жесткий родительский контроль, и право выбора переходит в руки старших. Что касается взрослой жизни, то и здесь нам преграждают дорогу саморазвития многие неприятные факторы. Это может быть отсутствие свободного времени, низкий заработок или же навязывание обществом своего мнения. Если перебороть всё это давление со стороны, то можно многого добиться в жизни, главное не бояться действовать!

Бывают случаи, когда помехой для личной вольности встают внутренние сомнения и переживания. Например, наиболее часто всплывают такие вопросы, как: “А вдруг у меня не получится?”, “Что скажут люди?” и так далее. Именно поэтому необходимо приложить все силы для работы над собой, чтобы разобраться со своими страхами и мыслями, найти таланты, способности и умения, а затем значительно улучшать их.

Ответственность за свой выбор

Свобода несёт за собой последствия, которые лягут на ваши плечи. Поэтому любой ваш выбор – большой груз ответственности за свои действия. В данном случае явление это – осознанная деятельность. Каждое слово, действие или даже реакция, всё это становится началом появления неизбежных последствий, к которым нужно быть готовым.

Пожиная плоды за совершение поступков, мы можем получить как положительные результаты, так и отрицательные. Говоря другими словами, последствия могут быть абсолютно разными. Например, мы решили стать лучше и твёрдо идём к этому, от такого решения, скорее всего, будет положительный результат. В меньшей степени возможен и обратный эффект. К примеру, мы не смогли сдержать обещания и не справились с поставленной задачей, тогда результат будет скорее неприятным.

ВАЖНО! Прежде чем совершить какое-либо действие, особенно в обществе, где стоят вольные рамки, стоит не раз обдумать последствия, которые оно принесёт. Только свободная личность, ответственная за свои поступки, может всецело развиться и эффективно раскрыть свой потенциал.

Мы советуем:

  1. Создать подходящую обстановку для совершенствования и развития своей натуры. При соблюдении этих правил процесс вашего становления ускорится, и уже совсем скоро вы заметите большой прогресс в работе над собой.
  2. Развеять страхи и сомнения. Освободившись от мысленных оков, вы обретёте настоящие просторы для решительных жизненных изменений.
  3. Преодолеть внутренние барьеры и ограничения. Только разрушив их можно действовать дальше.
  4. Оградить себя от внешнего давления. У каждой личности есть своё мнение, это неизбежно, но не всегда обязательно прислушиваться к нему, ведь оно у вас есть своё личное.
  5. Принять ответственность за все свои поступки. Полное осознание чувства ответственности за то, что вы совершаете, делает вас готовым к дальнейшей самореализации.
  6. Осмыслить и выявить то, что ограничивает вас на данный момент. И желательно устранить неприятность, чтобы впредь ничего не мешало дальнейшему развитию событий в нужном русле.
  7. И наконец – положить старт своим изменениям Если уж вы решили прогрессировать, становить совершенней и умнее, то, возможно, именно сейчас для этого самый подходящее время!
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]