Классный час «Моя жизненная позиция» классный час (11 класс)

Человек, имеющий определенное мнение, касающееся различных ситуаций, несомненно, привлекает к себе внимание. Собственное мнение всегда ценится в обществе. Есть люди, которые не могут определиться с порядком действий, направленным на решение каких-либо жизненных моментов, а есть те, у которых не только четко сформированы мысли по этому поводу, но и присутствует конкретный план действий. Таких называют людьми с активной жизненной позицией. Она может выражаться в различных формах. Это могут быть как действия, так и принципы, определенные установки, мотивы, ориентации и т.д. Как происходит процесс формирования позиции, и какими они бывают, рассматривается ниже в статье.

Жизненная позиция – отношение к жизненным реалиям

Что такое жизненная позиция

Жизненная позиция – это выражение отношения определенного индивида к конкретным моментам, которые случаются в данной реальности. Этим выражением личность показывает свое неравнодушное отношение к событиям, которые случаются в его жизни. Определенная точка зрения на многие обстоятельства значительно облегчает течение жизни и сокращает время, потраченное на решение многих проблем.

Человек, который не определился со своими взглядами, расходует свой потенциал еще и на поиск порядка действий. К тому же такая неопределенность чревата тем, что решение некоторых ситуаций затягивается на годы, и индивид просто не может выйти на новый этап, не преодолев предыдущий. Жизненная позиция – это не всегда устоявшееся отношение. Она может меняться с течением времени, но ее суть, как правило, остается неизменной.

Примеры профессиональных целей

Юрист: «Обеспечение правовой поддержки деятельности предприятия/учреждения на должности юриста»; «Качественное выполнение обязанностей юриста в торговой/производственной/… ; «Ведение претензионной и договорной работы, юридическое делопроизводство на позиции помощника юриста в компании торгового профиля»; «Получение должности руководителя юридического подразделения или иного специалиста по правовым делам»; «Зачисление на должность юрисконсульта предприятия».

Бухгалтер: «Соискание должности бухгалтера, позволяющей применить более, чем 15-летний опыт работы в сфере учета»; «Эффективная организация работы участка/подразделения на должности бухгалтера»; «Ведение учета, обеспечение правильного налогообложения на предприятии»; «Ведение бухгалтерского и налогового учета на должности…»; «Отслеживание финансового состояния организации, формирование отчетов перед собственниками и государственными органами»; «Ведение и анализ бухгалтерского учета в компании торгового/производственного профиля».

Менеджер по продажам: «Обеспечивать бесперебойный поток клиентов, исполняя обязанности менеджера по продажам»; «Осуществление функций менеджера, занимающегося активными продажами»; «Трудоустройство на вакансию опытного менеджера по продажам, которое позволит применить навыки эффективного общения и убеждения, наработанные за … лет активности в сфере продаж»; «Получение должности менеджера отдела продаж в организации по производству компьютерных комплектующих».

Указываем слабые стороны характера в резюме так, чтобы не лишиться вакансии

Какие бывают жизненные позиции у человека

Деструктивный характер — что значит в психологии

Жизненные позиции в психологии делятся на 2 вида:

  1. Активная;
  2. Пассивная.

Активная жизненная позиция (позитивная и негативная)

Люди, обладающие активной позицией, зачастую имеют лидерские качества. Синонимами этого понятия являются оптимизм, энтузиазм, иногда – альтруизм. Такие личности являются хорошими ораторами, способными заразить своим отношением к разным ситуациям множество людей. В последнее время даже при приеме на работу в резюме нужно вносить пункт «активная жизненная позиция». Психологи делят активную жизненную позицию на 2 вида:

  1. Позитивная;
  2. Негативная.

Позитивная активная жизненная позиция нацелена на искоренение зла, как в глобальном смысле, так и в индивидуальном. Позитивной точкой зрения обладают только оптимисты – люди, которые даже в бочке дегтя способны увидеть ложку меда. Такие личности обладают высокой нравственностью.


Отношение к жизни формируется с детства

Негативное отношение направлено на разрушение. Как правило, такие люди не способны радоваться чужим успехам, для того чтобы обрести собственный душевный комфорт, им необходимо доставить социуму неприятности. Индивиды, обладающие негативной жизненной позицией, часто создают себе окружение из людей, которые обладают низкими моральными качествами. Для них является нормой навязывание своих мыслей, своего мнения, целей и т.д. Ярким примером личностей с негативной позицией являются лидеры бандформирований.

Пассивная жизненная позиция

Пассивнаятакже делится на несколько видов:

  • Безынициативность;
  • Инфантильность;
  • Разрушительность;
  • Импульс.

Покорность, как вид пассивного отношения к жизни, определяет собой человека, который неспособен на принятие каких-либо решений. Он никогда не сделает первый шаг, а займет позицию ожидания. Ситуация все равно будет решаться рано или поздно, но без активного в ней участия индивида.

Инфантильные люди не способны задумываться о том, какое бы действие смогло принести им больше комфорта и положительных эмоций. Они выберут самый легкий путь, который уже кто-то прошел, и будут следовать основным правилам разрешения обстоятельств, не обдумывая, насколько они рациональны, не замечая их несоответствия.


Инфантильность – отсутствие способности к принятию решений

Разрушительные личности создают вокруг своей идеи много шума, навязывают свое мнение другим людям, не составив четкого плана действий. То есть они продвигают в общество идею, но не ее решение. Излишняя суета не приводит к конструктивности и решению, поэтому их идеи так и остаются лишь идеями, на обсуждение которых потрачено много сил и энергии. Они склонны отрицать очевидное.

Последняя категория относит к себе холериков-пессимистов. Эти импульсивные личности характеризуются тем, что перекладывают свое эмоциональное напряжение на близких или совершенно посторонних людей. Они винят в своих проблемах всех вокруг, только не себя, при этом очень агрессивны, не склонны к рассуждению и самоанализу.

Обратите внимание! Иметь в своем окружении такого человека очень тяжело, так как негатив выплескивается с него постоянно. Для людей с тонкой душевной организацией это чревато постоянными депрессиями и склонностью к психологическому самобичеванию.

Зачем сообщать о целях?

Даже если ваши амбиции не идут дальше того, чтобы получать зарплату, вам придется заинтересовать HR.

Вы же не собираетесь искать работу вечно

?

Ваши ближайшие личностные цели в резюме и рабочие планы – это ваш ответ рекрутеру на вопросы:

  • Готовы ли вы приносить пользу на своем месте;
  • Какой вклад внесете в развитие бизнеса работодателя;
  • Станете ли проявлять инициативу или будете ждать четких указаний сверху.

А рекрутер уже решит, совпадают ли важные задачи вашей жизни в резюме с курсом компании.

И тут не удастся отделаться «отпиской».

О ближайших целей в жизни и в профессии все равно спросят на собеседовании.

Лишите рекрутера возможности застать вас врасплох – ответьте на вопросы о целях заранее.

Для этого подойдет сопроводительное письмо или блок «вступление».

Если не планируете увольняться через месяц-другой, отнеситесь серьезно к основным целям жизни в резюме. Дайте нанимателю понять, на что рассчитываете. Если его пожелания и ваши мотивы совпадут — повезло обоим. Нет – не тратьте напрасно время, ищите другое место работы

Дополнительно рекомендуем проверить ваше резюме на 14 основных ошибок

Формирование жизненной позиции

Жизненная позиция берет истоки с нравственного воспитания человека. Индивид получает воспитание с момента рождения. С раннего возраста на него влияют не только люди, связанные родственными узами, но и социум. С процессом взросления ребенка взрослеет и способность выбирать себе жизненную позицию самостоятельно. На это могут влиять обстоятельства, межличностное общение, социум и т.д. Дети более восприимчивы к словам взрослых, нежели подростки, поэтому формирование точки зрения вполне может быть навязанной с детства.

Хандра — что это значит

Ребенка с активной позицией в школьный период определяют по качеству написания сочинений на различные темы. Такие дети очень хорошо раскрывают любые темы, так как имеют свое мнение на ситуации. Человек, окруженный негативом и пессимистами, не может стать обладателем позитивной жизненной позиции, так как весь оптимизм, заложенный в него с детства, в этом же периоде полностью гасится навязанным пессимизмом. Взрослая самодостаточная личность должна начинать воспитание с себя, только в этом случае дети, которые ее окружают, будут иметь четкие и правильные цели и понятия.

Важно! Есть очень хорошая цитата, автор которой неизвестен: «Дети нас не слышат, дети на нас смотрят».

Если родители хотят видеть своего ребенка успешным и счастливым, необходимо с детства прививать ему правильные ценности и объяснять, что такое «хорошо», а что такое «плохо».


С самого раннего возраста воспитание играет большую роль в выборе жизненного пути

Цели для резюме без конкретной должности

В этом случае цели диктуют внешние обстоятельства.

Если вы еще не выбрали профессию или пока не встретили на 100% подходящую вакансию, приходится брать то, что есть.

Точнее, что предлагает рынок труда.

Ищите вакансии, подходящие по заработной плате, графику работы, местонахождению офиса и обязанностям.

Составляйте под каждую вакансию отдельное

резюме с личными и профессиональными мотивами и отправляйте работодателям.

Постарайтесь подстроить цели под требования вакансии:

Пример

Требуется навыки планирования?

Покажите, что всю жизнь только этим и занимаетесь. Посмотрите несколько вебинаров, прочитайте пару книг и добавляйте это в резюме

Как определиться с жизненной позицией

Канцерофобия — что это значит, симптомы

Когда подходит время определяться со своей точкой зрения, многие начинают метаться и не понимают, что для них лучше. При выборе своего личного отношения к различным ситуациям психологи советуют придерживаться таких соображений:

  1. Расставить приоритеты. Личность должна определиться с самыми важными для нее аспектами, осознать, какие действия принесут ей больше комфорта.
  2. Опираться на опыт. В течение жизни действия бывают как правильными, так и ошибочными. Самое главное – уметь признавать свою неправоту и стремиться не совершать более действий, которые влекут за собой дискомфорт существования.
  3. Характер поведения. Для определения жизненной позиции очень важно понимать, какие действия более всего соответствуют характеру индивида. Существуют принципы, переступая которые человек загоняет себя в осознанную депрессию, поэтому рекомендуется избегать поступков, которые противоречат собственным взглядам на жизнь.
  4. Поиск группы людей с одинаковыми ценностями. Индивид должен заручиться поддержкой людей, которые имеют схожие взгляды на жизнь. В этом случае он не будет сомневаться в правильности выбора действий.

Существует 4 типа жизненных позиций:

  1. Я хороший, ты хороший. Философия этих людей заключается в совершении хороших поступков, не требуя ничего взамен, просто потому, что они считают оппонента хорошим человеком. Чаще всего это волонтеры.
  2. Я хороший, ты плохой. Контроль над своими эмоциями является главной характеристикой человека с такой жизненной позицией.
  3. Я плохой, ты хороший. Эти личности не склонны делиться, но желают получить максимум от других людей.
  4. Я плохой, ты плохой. В эмоциональной основе людей с такими убеждениями лежат злость, гнев, негатив, агрессия.


Позиционный тип: Я плохой, ты хороший

Основные этапы развития личности

Ролевой конфликт — что это такое в социологии

Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.

Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.

Стадии развития по Фрейду

Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:

  • младенчество – от рождения до 1 года;
  • раннее детство – от 1 года до 3 лет;
  • возраст дошкольника – от 3 до 6 лет;
  • возраст школьника – от 6 до 12 лет;
  • юность – от 12 до 19 лет;
  • молодость – от 20 до 25 лет;
  • зрелость – от 26 до 64 лет;
  • старость – от 64 лет до смерти.

Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.

В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.

Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность

Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.

Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.

В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.

Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.

К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.

В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей

Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания

Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП

Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.

Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.

Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации. На пике этого возможно проявление девиантного поведения

Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло

На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.

Пример направления девиации

Примеры жизненных позиций

Так как для любого ребенка родители являются самыми мудрыми, зачастую из-за неправильного отношения последних к ситуации формируется неадекватная жизненная позиция маленького человека. Например, если ребенка холят, лелеют и каждый его поступок оправдывают, из него вырастет эгоистичный, самовлюбленный взрослый. Для такой личности будет близка позиция «я хороший, ты плохой».

Другая крайность в воспитании заключается в постоянном осуждении любого поступка ребенка. Такие слова в детстве как: «А я тебе говорила…», «Сам виноват…», приводят к формированию жизненной позиции «я плохой, ты хороший».

Самым важным моментом в выборе жизненной позиции является свобода. Только тот человек, который свободен от навязывания чужого мнения, способен скорректировать свою жизни и направить ее в правильное комфортное русло.

Роли, как и сценарии, распределены заранее

Как сказал Эрик Берн: «Жизненный путь человека – его судьба определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Свобода дает ему возможность осуществлять собственные планы, а сила – вмешиваться в планы других». Но то, как он будет жить и то, как окончит свой жизненный путь человек решает для себя в раннем детстве. В дальнейшем вся его жизнь человека подчинена выбранному сценарию, который можно назвать жизненным планом.

Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, наша основная задача – попытаться научиться определять свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный путь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]