Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества. С первых своих дней существования маленький человек окружен многими людьми, он уже понемногу включается в коллективное взаимодействие. Во время взаимоотношений человек обретает социальный опыт, какой становится неотъемлемым компонентом индивидуума.
Процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.
Процесс социализации личности в социальные слои является трудным и продолжительным, поскольку включает овладение человеком ценностями и законами общественной жизни, освоение разных социальных ролей.
Социализация личности в психологии является темой, которая активно изучается многими социальными психологами. Ведь человек имеет социальную сущность, а его жизнь является процессом непрерывной адаптации, которая требует стабильных изменений и обновлений.
Процесс социализации предусматривает высокий уровень внутренней активности самой личности, необходимость самореализации. Многое зависит именно от жизненной активности человека, умения результативно управлять деятельностью. Но этот процесс часто встречается, когда объективные жизненные обстоятельства порождают у индивида определенные потребности, создают стимулы деятельности.
Что такое социализация
Социализация – это получение человеком социального опыта, в процессе обретения которого субъектом усваиваются этические и эстетические ценности, правила поведения, знания, навыки и психологические установки, свойственные обществу.
Чтобы норма поведения социализировалась, т.е. стала обязательной к выполнению, она должна пройти процесс интериоризации – стать частью внутренних структур психики личности.
Родители и окружение через пример, убеждение и принуждение воспитывают в ребенке привычки, стереотипы действий и реакций: чистить зубы, есть вилкой и ложкой, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
В процессе адаптации субъекта к обществу принимают участие педагоги, знакомые и друзья, коллеги по учебе и работе, социальные группы и институты.
Чему способствует
Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.
Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.
Факторы социализации
Социализация индивида осуществляется под влиянием генетических, индивидуально-личностных и социальных факторов.
Микрофакторы
Они учитывают влияние нерегулируемых общностей, учебных заведений, религиозных организаций, трудового коллектива, семьи – малых групп.
Требования к личности меняются в зависимости от истории развития социальных структур:
- особенностей перераспределения собственности;
- господствующей религиозной ориентации;
- характеристик трудовых отношений;
- принципов организации коллективов;
- состояния образования.
В условиях стабильного прогрессивного развития или общественно кризиса процессы адаптации отличаются. В последнем случае люди отчуждаются друг от друга, находятся в состоянии беззакония и деформированной системы ценностей.
Макрофакторы
Социальная личность образуется под влиянием институтов государства. Большие социальные общности создают психологические, социально-экономические, политические, культурные и духовные различия.
Важное значение имеет государственная идеология, которая:
- Формирует идентификацию личности, ее социальный статус, перспективы развития, возможности реализации, права и обязанности.
- Закрепляет систему ценностей, образцы поощряемого социального поведения.
- Создает средства массовой информации, политические партии и общественные организации, систему обучения и воспитания подрастающего поколения.
Мезофакторы
К ним относятся влияния на индивида со стороны общностей средних размеров. Свой след на формировании мировоззрения и поведения личности оставляют:
- Национальная принадлежность человека. Людей одного этноса объединяют: язык, традиции, культурные особенности, распространенные стереотипы поведения.
- Государственная религия. Закрепленные в религиозных ритуалах и литературе ценности и святыни часто являются отличительными особенностями принадлежащего к той или иной конфессии человека.
- Специфика региона. Социальное, культурное, историческое своеобразие свойственно многим регионам России. Свои шаблоны поведения, традиции, моральные нормы и духовные ценности имеют, например, казаки или сибиряки.
https://youtu.be/JeXOpHT3elc
Ресоциализация
Понятие ресоциализации личности тесно связано с этапами взросления. В сущности, этот термин обозначает вторичную социализацию личности, которая продолжается всю жизнь и включает в себя постоянную переоценку ранее принятых ценностей.
Ресоциализация начинается с выходом ребенка во внешний мир и наблюдением за людьми с другими культурными, социальными и гендерными стереотипами. Чем больше таких наблюдений накапливает ребенок, тем больше работы происходит в его голове: он начинает понимать, что не все слова папы и мамы являются аксиомами, что существуют иные точки зрения и иной взгляд на мир. И под воздействием этих факторов в подростковом возрасте индивид заканчивает формирование своей личности, оставляя часть прежних, семейных установок, и заменяя остальные установки другими, принятыми извне и расцененными им как более подходящие ему лично.
С течением времени круг общения индивида расширяется все больше, выходит за рамки школы и университета, включает в себя коллег, приятелей в спортивном зале, знакомых из разных слоев населения, поэтому ресоциализация как важный элемент формирования личности является процессом бесконечным.
Функции социализации
Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.
Социализирующие институты выполняют следующие функции:
- Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
- Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
- Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
- Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
- Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.
В зависимости от выбранных параметров, социологи выделяют и другие функции, свойственные процессу адаптации: компенсаторная, прокреативная, коммуникативно-информационная, ценностно-ориентационная, личностно-преобразовательная.
Десоциализация
Понятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс?
Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.
Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.
Типы социализации
Науки, изучающие общество, выделяют следующие виды социализации:
- полную и частичную;
- направленную и ненаправленную;
- семейно-бытовую;
- профессионально-трудовую (организационную);
- субкультурную;
- групповую;
- ресоциализацию;
- гендерную (поло-ролевую).
Человек формируется под влиянием ограничивающих, стимулирующих, направляющих и формирующих становление институтов и агентов.
Ученые, разрабатывающие социологическую теорию, относят к агентам людей, которые ответственны за выработку у субъекта общественных ценностей и обучение его культурным нормам – учителей, друзей, лидеров молодежных группировок, родственников.
Не менее важное воздействие на человека оказывают средства массовой информации, церкви, правоохранительные органы, вооруженные силы, предприятия, образовательные учреждения и представители администрации учебных заведений – общественные институты.
Первичная социализация
В соответствии с возрастом индивидуума можно выделить первичную социализацию – в первой половине жизни, и вторичную, охватывающую зрелость и старость.
Включение в социальные структуры начинается в кругу родных и близких. С нормативно-содержательной точки зрения, агенты, принимающие участие в адаптационных процессах в этот период, относятся к неформальным. Контакты осуществляются на межличностном уровне, их форма и содержание в своей основе не регламентированы.
В дальнейшем большую социализирующую роль играют представители формальных структур – общественные и государственные институты. Они действуют на основании документов, определяющих время, порядок и содержание взаимоотношений.
Неформальные институты функционируют на протяжении всей жизни, но наиболее влиятельны в период становления личности – в детстве и юности, а также в пожилом возрасте. В середине жизни на первый план выходят формально-деловые отношения.
Первые образцы поведения и социальных санкций закладывается в семье. Здесь вырабатываются нормы взаимопомощи и моральной ответственности. Семейное воспитание предполагает:
- участие в процессе взрослого человека;
- индивидуализированную форму передачи человеческого опыта;
- удовлетворение основных потребностей ребенка;
- определение отношения детей к учебе;
- формирование уровня притязаний человека за счет осуждения, безразличия, поддержки или одобрения его решений и поведения.
Начальная адаптация часто носит стихийный характер и зависит от взаимоотношений членов семьи, стиля жизни, их просоциальных или антисоциальных установок, материальных условий, социального статуса, уровня образования и состава.
Ресоциализация
Примеры социализации, изучаемые наукой, содержат процесс, который иногда происходит у взрослых людей во второй половине жизни – ресоциализацию. Она может быть вызвана субъектом осознанно или иметь бессознательную природу. Под воздействием новых обстоятельств личность вынуждена приспосабливаться к изменившимся требованиям окружающей среды.
Процесс вторичной адаптации запускают:
- перемена социального статуса и роли человека в обществе;
- стрессовые факторы: смерть близких, болезнь, природная катастрофа, глобальные социальные конфликты;
- условия, вызывающие изоляцию субъекта, например, попадание в военное училище, психиатрическую лечебницу, колонию, любое другое закрытое учреждение, со своими нормами и ценностями.
Вторичные процессы протекают в разных формах:
- Поверхностной. Корректируются только не основополагающие ценности и внешние шаблоны поведения.
- Адаптационной. Меняются нормы и правила, помогающие приспособиться к ситуации.
- Идентификационной. От личности требуется пересмотреть базовые убеждения и оценки, которые лежат в основе ее самоидентификации.
Групповая
Уровни социализации индивидуума зависят и от характеристик и состава групп, в которые он входит тем или иным образом. Общность людей можно считать группой, если:
- ее члены взаимодействуют регулярно;
- существуют цели взаимодействия, которые являются общими;
- участники выступают как единый организм, осуществляют групповое поведение;
- группе свойственна самоидентификация;
- люди со стороны определяют общность как единое целое.
Основой консолидации является идеология. Члены коллектива имеют одинаковые убеждения, ценности, мотивы, цели и реализуют групповые поведенческие паттерны.
Человек отождествляет себя как члена общности и осознает ее отличие от иных социальных образований. В социализирующем механизме группы можно выделить следующие части:
- обязательства, которые принимает на себя член объединение, если его удовлетворяет качество и объем вознаграждений (выгод), получаемых от взаимодействия;
- оценка группой и индивидуумом последствий реализации взаимных ожиданий, декларируемых норм и целей;
- ролевые изменения, происходящие вследствие динамики взаимоотношений “индивид-группа”, когда происходит коррекция принимаемых сторонами обязательств.
Этапы, которые проходит субъект при ролевых перемещениях:
- Отсутствие членства. Статус характерен для выбывших из коллектива или его потенциальных участников.
- Квазичленство. Не оправдавшие ожидания группы или не достигшие полноправного членства люди наделяются таким статусом.
- Полноценные члены группы. Они пользуются всеми доступными привилегиями, берут на себя полный спектр социальных обязательств.
Гендерная
Стихийная социализация приводит к тому, что ребенок начинает относить себя к женскому или мужскому полу около 3 лет с рождения, а в 3-7 лет уже понимает, что изменить гендерную принадлежность невозможно.
Факторы, которые оказывают влияние на поло-ролевую самоидентификацию и адаптацию:
- Социум наказывает за неприемлемое поло-ролевое поведение и поощряет, когда действия соответствуют гендерному вектору, тем самым усиливая дифференциацию.
- На разделение по полу оказывает воздействие подражание, которое свойственно детям по примеру моделей поведения, существующих в семье, в школе, среди сверстников.
Для общества характерно, что оно осуждает женственное (фемининное) поведение мальчиков, но терпимо относится, когда девочки ведут себя маскулинно (по-мужски).
Социализирующими механизмами по гендерной принадлежности с точки зрения психологии являются:
- поло-ролевые схемы поведения;
- понимание ролей, которые свойственны полу;
- социальные ожидания;
- социальные подкрепления;
- идентификация.
Организационная
Средства социализации используются при подготовке сотрудников в разных организационных структурах.
О положительном результате процесса адаптации человека в компании можно утверждать, если:
- у нового сотрудника отсутствуют неуверенность, страх, чувство напряжения;
- работник свыкся с профессиональной ролью, приобрел необходимые навыки и нужный объем знаний;
- руководителей устраивают результаты его работы;
- оценка трудового вклада руководством и коллективом удовлетворяет работника;
- новый член трудового коллектива хочет развиваться в профессии, связывает с этим свой жизненный успех.
Для того чтобы человек стал полноправной частью структуры предприятия, им должны быть усвоены паттерны профессионального поведения, социокультурные и нравственные ценности организации.
Способность компании социализировать новых членов можно оценить, если проанализировать текучесть кадров, производительность труда и приверженность сотрудников фирме.
Проблемы, которые приходится решать в процессе вхождения субъекта в производственную структуру:
- изменение поведения человека;
- коррекция организационных требований и условий;
- оптимизация взаимодействия между организационным окружением и новым работником.
Кроме официальных требований, в процессе адаптации вновь поступающие сотрудники узнают:
- распределение властных полномочий;
- неписаные, но обязательные к выполнению нормы и правила;
- одобряемый внешний вид;
- свойственные должности поведенческие стереотипы;
- допустимые свободы в выполнении трудового распорядка, использования времени для отдыха.
Досрочная
Проблема социализации возникает на этапе принятия личностью решений о тех или иных формах сотрудничества с обществом.
Перед принятием на себя субъектом полноценных юридических обязательств и вытекающей из этого ответственности, существуют способы его предварительного ознакомления с требованиями и нормами социальных структур, условиями взаимодействий с будущим общественным окружением.
Человеку досрочно предоставляется возможность побыть в роли члена группы, познакомиться с ее традициями, шаблонами поведения, культурными, этическими и эстетическими предпочтениями.
Социальные институты, предлагающие социализироваться досрочно:
- Общности по интересам и профессиям. Человек может присутствовать на собраниях, семинарах, участвовать в открытых мероприятиях, организованных такими структурами специально с целью ознакомления будущих членов с условиями сотрудничества.
- Учебные заведения. Перед тем как поступить в вуз, можно поприсутствовать на лекциях, поучаствовать в практических занятиях, пройти предварительное курсы при университете, институте, колледже.
- Семья. Некоторые пары предпочитают пожить вместе до заключения брака, чтобы познакомиться с семейными отношениями поближе, прочувствовать нюансы и проблемы совместного бытия.
- Религия. Осознанный выбор вероисповедания предполагает предварительное ознакомление с учением, особенностями его традиций и ритуалов, литературой, характером жизни последователей.
- Вооруженные силы. При некоторых военных институтах и училищах организованы постоянно действующие курсы, на которых будущий офицер может пожить жизнью военнослужащего, поучаствовать в процессе обучения и тренировках, перед тем как связать свою судьбу с армией окончательно.
- Пенитенциарная система. Для трудных подростков, попавших в зону внимания полиции, проводятся мероприятия, дающие им возможность ознакомиться с условиями содержания заключенных в тюрьмах и колониях, испытать на себе социальный статус ущемленной в правах личности.
Девиантное поведение
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.
Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения.
Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям. Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.
Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.
Этапы социализации
Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:
- Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
- Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
- Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
- Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.
Осознанность выбора группы
Выбор социальной группы, с которой вы будете взаимодействовать, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда принимаем решение заняться каким-либо видом спорта, поступить в определенный университет, переехать в другой квартал. В этом случае мы можем подготовить себя к тем нормам, которые, скорее всего, будут свойственны окружению, в которое мы попадем, так как у нас будет время на изучение вопроса, проработку своих реакций и навыков социализации.
Но иногда мы по независящим от нас обстоятельствам оказываемся в окружении, которое нельзя назвать удачным, и особенно опасно это для не до конца сформировавшихся личностей — детей и подростков.
В случае вынужденного переезда в не самый благоприятный район взрослые члены семьи способны максимально дистанцироваться от соседей, наладить с ними контакт, не включающий принятие их социальных стандартов поведения. А вот ребенок или подросток, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не умеет противостоять чужому авторитетному мнению, и неосознанно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые ему не следовало бы включать в свою картину мира как правильные.
Такая проблема социализации личности не всегда может быть решена путем запрета родителями на общение ребенка с «нехорошими» приятелями, а ведь окружение, в котором растет ваш ребенок — очень важный фактор взросления и формирования его личности.
Виды
Социализация — что это такое, как рассматривается
В психологии принято выделять варианты социализации. Например, при половой происходит освоение разных гендерных ролей: девочка, девушка, женщина. Семейно-бытовая форма предоставляет возможности усвоить социальные роли: дочери, матери, жены и т.п. Мальчик перенимает роль сына, мужа, отца и другие.
Первичная социализация
Такой вид еще можно назвать детской. Процесс является неосознанным, на ребенка влияют разные факторы окружающей среды. Именно под их воздействием происходит усвоение норм поведения. В роли проводников выступают родители, родственники, воспитатели.
Чем старше ребенок, тем больше осознанности он начинает проявлять. В возрастных периодах это имеет свои особенности. Например, подросток может отрицать общепринятые нормы и вести себя асоциально. Перед ним появляется выбор, какую линию поведения выбрать.
Семья является первым местом, где у ребенка формируются представления об одобряемых действиях
Ученые смогли доказать, что первичная социализация возможна только под влиянием внешних факторов. Пример – дети-маугли (малыши, которые выросли с животными) могут адаптироваться к социуму только до 9 лет, потом они навсегда теряют возможность возвращения к нормальному образу жизни.
Вторичная социализация
С взрослением процесс усвоения общественных норм не прекращается. Человек проходит вторичную социализацию, т.е. привыкание к разным коллективам. Например, когда индивид поступает в колледж или университет, ему приходится усваивать новые образцы поведения.
Важно! Сложнее всего процесс проходит при переезде в другую страну, так как приходится менять привычки, традиции.
Не всегда процесс социализации проходит легко. В некоторых ситуациях человеку требуется помощь психолога.
Перманентная социализация
Любое общество не является постоянным образованием. В нем происходят перемены, которые влияют на социализацию. Например, пару веков назад у женщин было не так много прав, а в современном мире они наделены уже большим количеством привилегий.
В жизни каждого индивида тоже проходят перемены. Он может выбрать новую сферу деятельности, переехать в другой город. В социуме устаревают идеалы, появляются другие ценности. Если процесс происходит постепенно, то он не такой стрессовый.
Все иначе, когда перемены носят революционный характер. В таком случае не все люди смогут интегрироваться в новое общество. Легче всего ситуацию перенесут индивиды, которые обладают гибкой психикой. Если социализация проходит плохо, человек ощущает неприятие и дискомфорт.
Разные подходы
Всего в психологии выделяют две концепции. Согласно первой, сущность социализации заключается в том, что само общество заинтересовано в единых нормах поведения.
В рабочем коллективе у каждого есть своя роль, усвоение правил позволяет увеличить производительность
Подобной теории придерживались Дж. Баллантайн, Т. Парсонс и другие. Другая концепция основана на мысли, что при социализации индивид претерпевает внутренние изменения. Подобная идея принадлежит Дж. Миду.
Стадии
В психологии принято выделять несколько ступеней развития социализации. В основе классификации лежит социально-экономический аспект.
Первый уровень – дотрудовой. В него входит усвоение базовых норм, моделей поведения. Процесс проходит под воздействием воспитательных факторов.
Второй уровень – трудовой. У индивида раскрываются все способности, он проходит профессиональную ориентацию. Происходит формирование социальной роли и статуса.
Третий уровень – послетрудовой. Начинается после выхода на пенсию. В это время происходит закрепление новых навыков существования, старая система представлений устаревает. Человек вынужден искать новые способы самовыражения. Различия между стадиями позволяет выявить степень социализации человека.