Как происходит саморазвитие человека в процессе социализации

Социализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе. Если поведение животных обусловлено инстинктами, то человеку для нормальной жизнедеятельности необходима социализация.

На онлайн-программе «Самопознание» вы сможете узнать свои особенности, сильные и слабые стороны и скорректировать вектор своего развития.

Что такое социализация?

Для начала, в качестве вступления непосредственно в области действия науки психологии, приведем здесь толкование понятия социализации.

Итак, социализация — обретение человеком навыков, которые ему нужны для успешной жизни в обществе. Поскольку поведение человека регулируется не только чистыми инстинктами, то без социализации существование в устоявшемся в своих закономерностях обществе будет невозможным. Мы постараемся рассмотреть, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она выражается.

С процессом социализации связано тесно другое понятие психологии — биосоциальная природа человека. Но это уже тема совершенно самостоятельная, и рассматривать ее в пределах данной статьи не будем.

Определение

Проблема определения социализации привела к возникновению различных концепций, которые отличались видением содержания социализации личности.

КонцепцияОписание
ПсихоанализКонцепция основывается на теории о 3 составляющих психики человека:
  • ид – бессознательная инстинктивная часть, которая включает врожденные стремления человека, инстинктивные и иррациональные импульсы психики. Чаще всего включают в себя сексуальные влечения;
  • эго – часть личности, ответственная за принятие решений, которая появляется лишь в результате конфликта Ид и Суперэго и обеспечивает их взаимодействие;
  • суперэго – бессознательная часть, включающая высшую систему ценностей человека. Она приобретается в процессе усвоения правил поведения и общественных норм. Также сюда относятся семейные запреты, которые вызывают у человека чувства вины и страха.Социализация является результатом взаимодействия данных составляющих с одновременным приобретением индивидом власти над собственной биологической природой.
ГуманистическаяОсновными представителями концепции являются: Э. Фромм, А. Маслоу, Э.Гидденс. Исследователи видели содержание процесса социализации в развертывании личностных характеристик. Например, Э. Фромм утверждал, что социализация зависит от государственного строя. Он выделял и анализировал два основных типа социального характера: 1) «рыночный»; 2) «продуктивный». Рыночный характер является результатом адаптации личности к условиям рынка товаров и труда, ее стремления пользоваться спросом и быть не личностью со своими качествами, а «товаром». Продуктивный характер позволяет человеку раскрыть свой творческий потенциал и полностью реализовать себя в обществе. Э. Гидденс определял социализацию как источник процесса индивидуализации, а также способности независимо мыслить и действовать.
БихевиоральнаяИзвестным представителем теории бихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Он считал, что социализация является практикой социального научения, которое может осуществляться только в соответствии с заданными стандартами.
ФеноменологическаяВ данной концепции известны взгляды М. Вебера, Г. Зиммеля и К. Роджерса. М. Вебер считал, что характер поведения человека определяет его роль в общественных взаимодействиях; К. Роджерс видел ключевое значение социализации в биологической тенденции актуализации (превращения возможностей в действительность) и потребности человека в самосовершенствовании. Г. Зиммель видел процесс социализации как развертывание сущностных свойств человека.
Структурно-функциональнаяФранцузский социолог Э. Дюркгейм видел содержание социализации в дисциплинирующем воздействии общества. Он утверждал, что хотя социализация востребуема обществом, она также необходима для формирования личностной духовной основы (платформы). Он также внес важный вклад в понимание общества как ценностной нормативной системы, подчеркивая особенность социального поведения в регулировании наборами правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Основатели философии позитивизма О. Конт и Г. Спенсер считали человека изначально асоциальным, а формирование личности индивида происходит в обществе путем установленных норм, правил и воздействий. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокин при определении социализации выявил ее факторы, которые могут быть внешние по отношению к личности – космико -географические, биологофизиологические, психологические. Глава школы структурно-функционализма Т. Парсонс создал модель социализации, которая включает два уровня: первичный и вторичный. Известное определение социализации принадлежит З. В. Сикевич, русскому доктору социологических наук, которая видела социализацию в усвоении человеком правил и норм поведения, культуры общества, в котором он живет.
ИнтеракциональнаяСимволический интеракционизм – направление в социологии, которое кладет в основу социальной реальности межиндивидуальные взаимодействия, взятые в их символическом (языковом) выражении. Предшественником данного направления был американский социолог Ч.Х. Кули, который отвергал идею врожденной природы человека, которая зарождается в группах; формирование личности происходит только в результате социальных взаимодействий.

https://youtu.be/JeXOpHT3elc

Сферы социализации

Психология называет три основных сектора, отвечая на наш вопрос, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она проявляется. Это — общение, деятельность, самосознание.

Проявляется социализация в создании связей внутри этих сфер, расширении и уплотнении имеющихся. Другими словами, строятся мостики между человеком и окружающими людьми.

Семья — сфера первичной социализации

Социальная сфера, в которой происходит социализация личности на начальном этапе жизни — семья. Здесь закладываются основы, на которые надстраиваются в будущем новые и новые ступени социализации.

Главнейшую важность для первичной социализации имеет именно семья. С нее начинает складываться картинка-представление об обществе. Ценности, которым следует семья, информация, предоставляемая семьей ребенку, моральные нормы и ценности — все это те самые основы, кирпичики будущего представления об обществе.

Родители — самые важные люди, которые влияют на ребенка на этом этапе. Их взаимоотношения между собой и с социумом становятся примером для ребенка. Именно они способны привить несформировавшейся личности представления о том, что нормально, а что — отклонения.

Зависимость процесса от воспитания и ближайшего окружения

Без всяких сомнений, наибольшее влияние на человека оказывают агенты его первичной социализации. Личность ребенка формируется примерно в возрасте пяти-шести лет и дальше она уже глобально не изменяется, может лишь поддаваться легкой корректировке либо же человек будет притворяться для достижения тех или иных целей.

Становление личности напрямую зависит от событий, происходящих в жизни ребенка до, примерно, шестилетнего возраста. Не зря психологи говорят, что все проблемы идут из детства. Так все события, произошедшие в детстве, несут неизгладимый отпечаток на личность и остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Примечательно, что на разных людей одинаковые события оказывают различное влияние. Это обусловлено личными качествами и темпераментами. Поэтому и не бывает одинаковых случаев и проблем.

Пример из психологии, который продемонстрирует и важность социализации, и влияние действий на развитие личности: мать по обстоятельствам или личными убеждениями, не подходила к плачущему младенцу в колыбельке по первому его крику. Ребенок чувствовал себя брошенным и всеми покинутым. Когда он вырос, то стал крайне болезненно относиться к расставаниям с девушками, до такой степени, что понадобилась помощь профессионала, чтобы продолжать полноценную жизнь.

Такое могло случиться только с этим конкретным человеком. На любого другого описанная ситуация повлияла бы иным образом либо бы вообще никак не отразилась. Тут нельзя предугадать наверняка.

Поэтому родителям никогда неизвестно, каким образом повлияют на ребенка те или иные действия и повлияют ли вообще. Конечно, такие определенные явления, как жестокое обращение либо насилие оставят неизгладимый отпечаток, но чаще всего невозможно предугадать, что и как повлияет на ребенка. Зачастую сильный эффект могут возыметь самые рядовые вещи.

Каждая семья выбирает собственный метод воспитания ребенка: в некоторых он излишне суровый и жесткий, в других — излишне либеральный, а в третьих — демократический. Это обусловлено взглядами родителей и их личным воспитанием.

Конечно, никто не вправе указывать родителям, как им воспитывать своего собственного ребенка. Но наилучший метод, позволяющий ребенку расти и нормально развиваться — это тот, где родители с ним регулярно общаются. Объясняют, почему так нельзя что-то делать, а не просто запрещают.

Рассказывают, за что будет наказание, и много общаются с ребенком, а также проводят с ним время за увлекательными занятиями. Что еще важно — родители должны быть последовательны. У них не должно постоянно меняться мнение, а также и отец, и мать должны быть заодно, иначе ребенок будет расти полностью дезориентированным, с отсутствием какой-то системы ценности, а также достаточно неуверенным в себе.

Описанная система воспитания желательна для хорошего развития ребенка. Но, к сожалению, она не является гарантией или панацеей для чего-то.

Следующий этап: школа

После семьи центр социализации человека переносится в школу. Основная функция учебного заведения — представить новые условия развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Перед глазами ребенка оказываются и такие же, как он, личности на этапе социализации, и взрослые — готовые «продукты» этого процесса.

Правила, которые следует соблюдать в школьных стенах, играют также значительную роль. Новшество этапа состоит еще и в том, что теперь ребенку предстоит приобщиться к большой группе — классному коллективу, школьному в целом.

Принципы гармоничного развития

Формирование гармоничной личности направлено на достижение целей:

  • формирование сознания гражданина, патриота;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • развитие креативности, способности к творчеству;
  • формирование адекватной Я-концепции, способности самореализации.

Принципы, которые нужно соблюдать:

  • уважительные, доверительные отношения между педагогами, воспитанниками;
  • природосообразность (учет возрастных, гендерных, других природных особенностей);
  • культуросообразность (опора на культурные традиции народа);
  • гуманизация, эстетизация среды воспитательного учреждения.

Новые этапы — новые социальные группы

После школы социализация человека происходит по схожим принципам. Круги общения расширяются, появляются те, которые личность готова считать своими. Семья, друзья, одноклассники, одногруппники, преподавательский состав высшего учебного заведения — все это те круги общения, которые влияют на дальнейшую социализацию личности.

Направление социализации на всех этапах остается одно: перенимаются в большей степени те нормы поведения, которые приняты в обществе, где человек проводит больше всего времени.

Примеряем роли

Помимо того, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она выражается, нас интересуют роли, которые человек примеряет на этом пути. Один из важных моментов этого вопроса — освоение гендерных ролей.

Гендерная социализация — одна из сфер, в которых происходит данный процесс. Он подразумевает ознакомление и принятие тех норм и ролей, которые присущи мужчине и женщине в окружающем социуме. Мальчикам, соответственно, важно перенять линию «мужского» поведения, девочкам — «женскую».

Формы проявления

У адаптации их три. Итак, первая – внутренняя. Подразумевает перестройку поведения и деятельности человека под новые условия. Простой пример – школьники. Они получили аттестаты, поступили в вузы. Теперь они студенты. У них другой график и статус, подразумевающий иное поведение. И им придётся под это адаптироваться.

Вторая форма – внешняя. Её ещё называют поведенческой. Это те случаи, когда человек не перекраивает себя, сохраняя свою индивидуальность и самостоятельность. Но внешне он начинает соответствовать условиям, которые того требуют. Вот пример: татуированный мужчина-сорвиголова, обожающий экстрим и безрассудные поступки, работает в серьёзной фирме, занимает солидную должность. Вне предприятия он всё такой же безумный экспериментатор. Но на работу он ходит в строгом костюме и руководит серьёзными делами.

И наконец, последняя форма – смешанная. Тут и из названия можно всё понять. А подразумевается частичное изменение человека. В одном он перекраивает себя полностью, но в другом сохраняет своё «Я».

Ресоциализация: вносим коррективы

Мы продолжаем рассматривать отдельные аспекты проблемы, в каких сферах происходит социализация личности и какие условия для этого нужны.

Процесс социализации постепенен, а вот обратим ли? Можно ли заменить сложившиеся навыки другими? Ответ психологии на это положительный. Такой процесс называется ресоциализацией — устранением имеющихся у личности моделей поведения и представлений новыми.

Подобные изменения всегда приводят к некому разрыву между представлениями в прошлом и настоящем. Но процесс ресоциализации просто необходим в условиях динамичного общества.

Влияние факторов социализации на формирование характера и моральных качеств

На формирование характера влияет, как уже было не раз сказано до этого, только первичная социализация, воздействие вторичной сильно переоценено. С моральными качествами все гораздо сложнее. Конечно, у человека может поменяться мнение о различных вещах или отношение к тем или иным вещам на протяжении жизни, однако не настолько глобально.

Костяк, основные качества, которые были сформированы изначально, в самом детстве изменить невозможно, это сама суть человека.

Если ребенок вырос, например, в семье расистов и, соответственно придерживался такой же точки зрения всю свою жизнь, потому что по-другому не умел, то в какой-то момент в его жизни могут произойти события, заставившие его понять ее, смягчить либо полностью отказаться.


Это работает с вопросами убеждений и взглядов. Но если человек изначально был жадным, то это никуда не уйдет. Он может притворяться, чтобы расположить к себе людей, может через силу раздавать пожертвования и казаться щедрым, может даже сам себе внушить, что он такой на самом деле, но он не сможет изменить себя. Только скорректировать свое поведение так, чтобы оно его устраивало. Для этого нужно проделать гигантскую работу над собой и продолжать делать ее каждый день.

Поэтому на формирование характера влияет исключительно первичная социализация. На формирование моральных качеств и вторичная тоже, но что из них в большей степени сказать сложно.

Саморазвитие — это сложный, многогранный процесс. Вместе с этим он неразрывно связан с каждым человеком и является его постоянным спутником на протяжении всей жизни. Человек так или иначе развивается постоянно, его жизнь не стоит на месте: он получает новую информацию, знакомится с людьми, входит в новые социальные группы, поэтому изменения неизбежны.

В природе человека изначально заложена тенденция и к саморазвитию, и к самореализации, это то, к чему он стремится, и без чего невозможно представить его жизнь. Просто у кого-то это выражено в более яркой степени, а у кого-то в менее, поскольку каждый человек индивидуален, как и его потребности.

Самореализация — один из самых важных процессов в развитии человека, они неразрывно связаны, поскольку люди — существа социальные и им нужно общение. Эти процессы также происходят всю жизнь человека, это нескончаемый процесс, который тем или иным образом помогает человеку добиться того, чего он хочет и к чему стремится. К нему нужно подходить с умом. Ребенка стоит направлять в правильное русло и контролировать процессы его развития, и тогда он вырастет хорошим, гармоничным человеком без проблем в любых сферах жизнедеятельности.

Из следующего видео узнаете 20 правил личностного роста:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]