Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Читая об этапах развития, мы мысленно определяем свое место в жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой взгляд на тему этапов развития личности и сознания.
Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если где-то перепрыгиваешь через ступень, скорей всего опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, возможно, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он смог бы обрести мудрость. А в вашей жизни не было уроков, устраняющих корни энергозатратной привычки – осуждать. У развитого человека душа этап за этапом прошла огромный путь. Текущий этап развития зависит от полученного в прошлом опыта.
Все люди разные – каждый на своем этапе, и наилучшим образом этот феномен могла бы объяснить концепция о перерождениях души. Вроде как – прошлое неизвестно, потому и результат прошлого в виде текущего этапа развития приходится принимать как должное. Приемлемость такого объяснения зависит от личного мировоззрения. Если опустить теорию реинкарнации, то можно сказать, что развитой личности повезло – вероятно, у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия жизни.
Бессмысленно осуждать людей, которые относительно нашего уровня «неразвиты». Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая нам кажется элементарной, это значит, что нам «повезло» больше – мы получили лучшее воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок может дать самостоятельное решение проблем.
Не существует объективно высоких и низких этапов развития – все относительно. А если привязываться к этим рангам, на земле всегда найдется человек, который будет выше вашей персоны на две головы, в сравнении с которым наш этап окажется низким. Чем меньше игр в возвышение и унижение, тем меньше пустых энергетических растрат на чувство собственной важности. Однако в нашей шкале шести этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности.
Человек, находящийся на определенном этапе развития может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые по временам могут всплывать в форме временной регрессии. Также могут быть и наработки с продвинутых этапов развития – локальные высоты, способствующие эволюционной карьере как маяки на пути.
Уровни развития человека
Сознанию каждого человека присущ определенный уровень развития, который определяет потребности, цели, желания, стремления, образ жизни, приоритеты и большинство важных вещей в жизни человека. Этот уровень развития определяет зрелость личности человека и отражает степень его понимания мира и самого себя, тем самым устанавливая человеку определенные приоритеты.
Определить уровень развития человек возможно по его целям, по его образу действия, по тому, что он считает наиболее важным. Простое наблюдение и анализ позволяет определить это не только в других людях, но и в самом себе, что даёт важную точку отчёта и направление в саморазвитии.
Уровни развития сознания:
1) Телесный.
2) Эмоциональный.
3) Разумный
4) Духовный.
Значение нравственности в социуме
Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.
Ее формирует влияние многих составляющих:
- семейные ценности;
- индивидуальный опыт;
- влияние школы;
- социума.
В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:
- расовая;
- религиозная;
- гуманистическая.
Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.
Первый уровень развития – телесный уровень.
На телесном уровне человек отождествляет себя исключительно с телом. Это низший уровень развития, сознание человека на нём не развито и его жизнь скорее хаотична и направлена на самые приземленные цели. Человек не осознает иных потребностей и иного пути развития, кроме того, который связан с подержанием и развитием своего тела. Человек также стремится развивать своё материальное состояние, полностью или практически полностью отрицая иные потребности, кроме как потребность в удовлетворении своих чувств и накоплении материальных благ.
Такой уровень развития приводит человека к необходимости эксплуатировать знания или навыки для удовлетворения своих желаний. На этом уровне для человека всё просто – труд = наслаждения. Только по этой причине стоит трудиться.
Этот уровень развития диктует человеку лишь 5 видов деятельности: сон, секс, потребление пищи, развлечения и защиту. То же самое чем может заниматься собака, только используя более продвинутые инструменты. В этом случае, вокруг этих пяти видов деятельности строиться вся жизнь человека, кроме этого он не осознает иных стремлений. Отражение этому можно найти в массовой культуре, которая направлена на то, чтобы побудить в человеке стремление в основном поесть, позаниматься сексом или поразвлекаться. Но для этого необходимо безопасное место и возможность поспать. Так возникает ограниченный круг потребностей.
Такая деятельность действительно присуща животным и наблюдая за ними и за такими людьми можно найти сходства. У животного нет цели, когда ему не приходится работать, защищаться дом или удовлетворять потребности, оно отдыхает, то же самое делают люди. Если нет деятельности удовлетворяющей потребности в сне, размножении, защите и еде или если человек не занят деятельностью обеспечивающей его этим, то есть работа, он ничем не занят. Очень популярная картина. Такого человека больше ничего не интересует. Может пагубные привычки ещё его интересуют, в виде алкоголя, табака или игр.
Такой уровень жизни не дает человеку достоинства, у него нет стремлений выходящих за удовлетворение своих потребностей, а повышение качества жизни означает для него: еда подороже, сон побольше, работы поменьше, секс получше, развлечения поинтереснее.
Развлечения носят характер традиционных выездов на природу с алкогольными напитками и кучей мусора. Иногда на море. Это распространенная картина. Один плюс есть: такие люди много не просят – “Хлеба и зрелищ” им хватает. Они вполне довольны тем, что имеют, хотя с удовольствием бы приобрели ещё больше, но сил к этому прикладывать не будут. Среди таких людей часто случаются ссоры, но редко достигают каких-то серьезных последствий, если рядом нет алкоголя.
Люди с таким уровнем развития необходимы обществу, как простой рабочий класс. Правда не всегда лицеприятно звучит, но обществу по большей части выгодно иметь много таких людей. Общество наполненное такими людьми очень органично и просто управляется более сознательными людьми.
Список сокращений
ВМКО – внутришкольный мониторинг качества образования.
ВШК – внутришкольный контроль.
ГБОУ – государственное бюджетное образовательное учреждение.
ДОУ – дошкольное образовательное учреждение. ДЮК – детско-юношеский клуб. ДЮСШ – детско-юношеская спортивная школа. ЕГЭ – единый государственный экзамен. ЗУН – знания, умения, навыки. ГИА – государственная итоговая аттестация. ИКТ – информационно-коммуникационные технологии. ИТ – информационные технологии. КМС – кандидат в мастера спорта. КХЛ – Континентальная хоккейная лига. МС – мастер спорта.
МСМК – мастер спорта международного класса. МХЛ – Молодежная хоккейная лига. НХЛ – Национальная хоккейная лига. ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. ОО – образовательная организация. ООП – основная образовательная программа. ОУ – образовательное учреждение. ОФП – общая физическая подготовка. СДЮШОР – специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва. СОУ – совет образовательного учреждения. СОШ – средняя общеобразовательная школа. СПО – среднее профессиональное образование. СПТ – спортивно-педагогический техникум. ССУЗ – среднее специальное учебное заведение. ПК – персональный компьютер. УУД – универсальные учебные действия. ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
ФОД – физкультурно-оздоровительная деятельность. ЦО – центр образования.
Второй уровень развития – эмоциональный уровень.
Эмоциональный уровень развития обозначает человека, который отождествляет себя с своими эмоциями, чувствами, с своим сердцем и всеми впечатлениями и переживаниями. На этом уровне развития для человека главное получать разнообразные впечатления, которые могли бы сделать его жизнь более яркой и приятной. Будут ли это путешествия, общение или наркотики зависит от порядочности конкретного человека. Однако, в общем, на этом уровне главное для человека – это определенная яркая картинка “хорошей” жизни, в которой он себя чувствует прекрасно.
Наслаждения и потребности на этом уровне развития носят уже значительно более тонкий характер – они связаны с внутренним миром, с тем как человек видит и ощущает этот мир. Это уже сердечные впечатления, переживания, эмоциональное видение мира. Поездка на природу это уже не просто повод поесть, но куда более важно насладиться самой атмосферой природы. Секс это уже не сугубо телесный, но уже и глубоко эмоциональный процесс. Развлечения носят эстетический характер, который близок сердце человека. И так далее. Все потребности находят отражение в внутреннем мире человека и вызывают определенные впечатления.
На этом уровне приходит потребность в литературе, музыке, театре, в наслаждения которые дают впечатления. Для человека на таком уровне, впечатления – это главный стимул жизни. И если нет впечатлений, то не будет и действа. Очень часто такие люди действуют из потенциальных впечатлений, которые ещё не наступили или не наступят в общем, что делает их жизнь похожей на постройку воздушного замка, который в будущем “должен” воплотиться.
В отличии от телесного уровня, свободное время такие люди способны занимать творчеством или своими увлечениями, которые носят характер источника положительных ощущений. Такой же характер носит и общение с другими людьми. Хотя часто, именно из-за ожидания положительных впечатлений, приходят разочарования, которые служат источником яркого восприятия негативных впечатлений.
Ожиданий и надежды служат для таких людей причинами эмоциональных горок. Вверх-вниз. Страх сменяется надеждой, а надежда страхом. Всё из-за очень активного ума, который является наиболее активным на этом периоде развития. Именно он производит внутри человека желания, мечты, стремления, страхи, настроения и прочее. И именно ими живёт человек.
Вообще эмоции по отношению к кому-то, даже самые лучшие, заставляют всегда работать эти горки – “вверх-вниз”. И у таких людей часто бывает депрессия и внезапный подъем. Они отождествляют себя с чем-то более тонким чем тело и испытывают наслаждение от переживаний, событий, общения, эмоций и эстетического наслаждения. Они также очень увлечены чем-то и хотят ещё больше быть увлеченными. На вопрос “чего ты хочешь?” они часто ответят “не знаю” потому что хотят слишком многого.
Третий уровень развития – разумный уровень.
Разумный уровень развития – этот уровень приводит человека к отождествлению себя с своим делом, долгом, характером, принципами. Со своей судьбой и путём. Человек ощущает свою природу и занимается делом, которое соответствует ей. Иллюстрацией этого уровня развития может быть странствующий воин, который имеет свой кодекс чести и непонятные для остальных цели и мотивы. Он явно не стремиться наслаждаться этим миром как обычный человек, но возвел способ наслаждаться в образ жизни, осознавая что иного пути для него не существует.
На этом уровне развития человек уже не отождествляет себя со своими эмоциями, но все больше погружается в внутренний мир. Для него уже важен больше процесс не потребления впечатлений, а погружения в себя, в свой путь, в своё дело. Это сопровождается определенными принципами, которым человек следует для того, чтобы не отклониться, чтобы не потерять себя и свой образ жизни.
Рекомендуем также эту статью: Веды – можно ли убивать насекомых: комаров, тараканов, ос, блох?
Этот уровень развития позволяет человеку обрести дисциплину, так как для человека важнее становиться он сам, то, как он выглядит для самого себя, а не впечатления. Это позволяет человеку стремительно развиваться и преуспевать в деле, так как у него нет отвлечений ни на какие-либо наслаждения или соблазны, ни на мнение других людей или общественные стереотипы. Путь такого человека прямой и постоянный, хотя и на нем происходят падения.
На этом уровне развития появляется вкус к развитию внутренней жизни, к избавлению от негативных качеств характера и приобретению положительных черт. Если в первых двух уровнях развития человек делал это для того, чтобы получить возможность наслаждаться от других, то разумный человек поступает так для самого себя. Для того, чтобы стать лучше. У него нет внешних причин поступать так.
С другой стороны, у такого образа действий есть обратная сторона. Разумному человек достаточно трудно найти других разумных людей, так как они составляют в обществе меньшинство. Общение ради эмоций или грубых наслаждений уже не привлекает его и навеивает скуку, по этой причине он редко добровольно сходиться с людьми низшего уровня развития. А если и сходится, то это носит временный характер. Такие отношения, в действительности, не могут поддерживаться достаточно долго. Всё это формирует ограничение социальных связей, которое, впрочем, не создает сильных беспокойств.
Человек на этом уровне понимает себя, свою природу и свои настоящие потребности. Он способен обрести счастье и идти к нему прямым путём, без дозволения других людей. В отказе обретается свобода. Внутреннее наслаждения от собственного ощущения в этом мире и отсутствия внутренних конфликтов и противоречий лишь укрепляет выбор человека в пользу себя, а не общества. Хотя это не всегда означает, что отказ от общества обязателен. Просто люди уже не так нужны для счастливой жизни, как раньше.
Этот уровень освобождает человека от условностей человеческой жизни и многих желаний, которые присуще большинству. Это создает благоприятную обстановку внутри человека для продолжения своего пути, исполнения своего долга или достижения своей цели. Все это создает возможность быть серьезным, не поддаваться на расхлябанность окружающих и оставаться самим собой, отстаивая своё место и свои принципы в мире, не поддаваясь искушению предать самого себя, ради наслаждений, славы или богатства. Счастье, которое обретается на этом уровне, становится более значимой ценностью, чем любое материальное благо, а потому у человека просто нет нужды предавать или обманывать себя. Это действительно воин, который живёт ради своего пути.
Четвертый уровень развития – Духовный уровень.
Духовный уровень развития – этот уровень приводит к отождествлению человека с своим истинным “Я” – душой. На этом уровне для человека главным приоритетом становиться взаимодействие с духовной энергией, посредством погружения в свою истинную природу, познание духовных знаний или поклонению Верховному Господу, Богу, Абсолютной истине. В этом человек раскрывает не только свою настоящую природу, но и абсолютное и чистое счастье.
Осознавая себя как вечную душу, обусловленную этим телом, но в то же время не связанной с ним, подобно тому, как человек в униформе вынужден быть обусловлен своим нахождением в ней, но не считает себя ею. Человек в таком случае свободен от материальных или мирских желаний, полностью погружаясь в созерцание духовной природы внутри самого себя.
Это приводит его к свободе от привязанностей, желаний, страхов и благостному безразличию к миру, которое проявляется в нежелании почестей, наслаждений, богатства, терпимости к другим людям, их недостаткам и поступкам. Всё это продиктовано осознанием себя вечной душой, которая не может быть повреждена, изменена или уничтожена. Такое восприятие мира освобождает человека от очень многих страданий и дарует человеку возможность быть полностью удовлетворенным в своем духовном внутреннем счастье.
Благостная отрешенность от мира не обязательно проявляется в полном внешнем отречении. Скорее это находит отражение в восприятии человеком мира вокруг себя и окружающих людей. Он начинает осознавать их положение, сострадать, воспринимая их не с позиции ложного эго, а как бы с своей собственной. Ведь никто не рождался святым.
Человек на этом уровне достигает пика своего внутреннего развития – в нём преобладают положительные, благостные, добродетельные качества, он счастлив и не испытывает дискомфорта в жизни и в общении с другими людьми. Не опасаясь смерти с одной стороны и не привязываясь к материальным вещам и людям с другой, такой человек постоянно свободный, хотя и занят разнообразной деятельностью.
Разнообразные проявления негативных качеств не находят отражения в таких людях, что с одной стороны делает их привлекательными для других, а с другой вызывает непонимание, вплоть до антипатии со стороны менее сознательных людей. Но если перед знанием мудрый преклоняется, а глупый насмехается – то это и есть подтверждение его истинности. Невозможно встретить знание, которое было бы достаточно ценным, применимым и общепринятым. По большей части, потому что люди разные и их восприятие и уровень развития ограничивает их способность увидеть истинность.
Духовный человек – это человек постигший духовное знание, знание о душе, продвинутый на духовном пути и облагодетельствованный духовной энергией, раскрыв её в себе. Духовная природа носит три качества – вечность или неизменность, знание или совокупность качеств, которые считаются наиболее благоприятными и блаженство – состояние полного и безусловного счастья. Эти три признака являются признаками продвижения на духовном пути и служат наградой самому человеку, когда раскрываются в его сердце.
Волевые характеристики
Коснемся основных:
Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.
Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо действия. Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.
Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.
Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается психологией как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.
Уровни развития
Уровни развития определяют место человека в жизни общества, его мироощущение, внутреннее состояние бытия, которое определяет будет ли он счастлив или будет переживать постоянные страдания внутри себя. Ведь как известно:
Если стал порочен целый свет, То был тому единственной причиной Сам человек: лишь он – источник бед, Своих скорбей создатель он единый.
Алигьери Данта. Божественная Комедия.
Эволюция внутреннего мира человека заключается в постепенном переходе от одного уровня к другому. Постепенный рост, шаг за шагом, ступень за ступенью – так выглядит настоящий рост. В то же время, когда человек просто захотел встать на определенный уровень, он просто обманет себя на время, притворившись, к примеру, разумный. Однако, способность жить в соответствии с определенным укладом жизни происходит именно из внутреннего соответствия, а не волевого усилия или большого желания. Последние очень часто приводят к разочарованию и падениям, так что к процессу внутреннего роста стоит относиться терпеливо, но настойчиво, твердо, но постепенно.
На каждом последующем уровне больше счастья, труда и ответственности. Чем более развит человек, тем больше на него возлагается надежд касаемо исполнения его долга. На каждом последующем этапе развития, человек вынужден отказываться от вредных привычек, на него налагается больше запретов, обязанностей и духовного труда, но он и более радостен и разумен. Все любят честных, добрых, спокойных и светлых людей.
Для роста и развития необходимы глубинные изменения, которые дает только долговременная практика и глубокая работа над собой. Однако, это будет самая удачная сделка в жизни – счастье в обмен на труд. Удачи.