Самопознание: этапы, суть и сама цель для человека

Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей
С. Цвейг

Самопознание начинается с того момента, когда вы начали себя осознавать. Этот процесс воплощается очень рано, ещё в детстве, и достигает своего расцвета в годы юности, когда жажда познания велика, ум ненасытен, требует новых открытий и впечатлений, а душа рвётся к высоким целям и кажется, что можно объять необъятное.

Всё это именно так, но с грузом ответственности, который накладывает социальный статус, новые обязанности, да и просто ежедневный водоворот событий увлекает своей скоростью, человек забывает о чистоте порывов, которые ещё когда-то наполняли смыслом его жизнь. И сейчас, осознавая суетность существования, он оглядывается назад, видит себя в прошлом и понимает, что чего-то в его настоящей жизни недостаёт. Не оттого ли она стала казаться ему обыденной, такой предсказуемой.

Да, в ней есть стабильность: он добился признания своих заслуг, его ценят коллеги и уважают друзья, присутствуют стабильность в семье и опора в жизни. Однако это смутное чувство внутри не перестаёт нас волновать и то, что весь этот антураж, внешняя составляющая бытия, не исчерпывает то многообразие, которое жизнь может нам предложить.

Каким бы уникальным и красивым ни был опыт жизни в социуме, постоянно поощряющий нас служить своему эгрегору, тем не менее материальная составляющая жизни не могла бы существовать, если бы не было внутренней жизни, той, которая происходит внутри, проявляется работой сознания и ума. Она и есть самое важное в человеке, то, что скрыто от взглядов, но откуда мы черпаем силы для реализации проектов; она источник вдохновения и творчества; то место, где живёт сознание и душа; отражение всего самого чистого, что есть в каждом человеке.

В моменты непонимания окружающими именно к этому источнику вы обратитесь, чтобы вновь обрести уверенность в себе. Это тот внутренний пульс, который связывает нас с Абсолютом. В нём кроется вход в несметное царство знаний и добродетелей. Нужно уметь им воспользоваться, найти к нему ключ. Внутренний мир человека огромен. То, что мы привычно зовём внутренним миром, — это всего лишь подступы к нему. Чтобы узнать целую Вселенную, скрытую за надписью «внутренний мир», мы прибегаем к приёму, называемому самопознанием.

Результаты самопознания и процесс самопознания

В ходе самопознания человек познает самого себя. Эти знания можно поделить на группы. Например, эмоции, черты характера, особенности поведения, интеллектуальные свойства. Также их называют конструкты. Они формируют Я-образ, на основе которого формируется Я-концепция.

Если выделить общие результаты самопознания, то это чувство личностной компетентности. Из чего оно складывается? Первое, это чувство того, что мы все подобны, т.е. идентичны. А второе, это то, что мы принимаем себя целиком и полностью, с плюсами и минусами, положительными и отрицательными качествами. Человек не сопротивляется самому себе, при этом у него есть, желание расти, развиваться и менять в себе что-то, но это происходит постепенно.

В ходе возникновения чувств идентичности и самопринятия появляется самоуважение. В этом чувстве выражается степень симпатии человека к себе самому.

А, идентичность, самоуважение и самопринятие способствуют возникновению чувства собственной компетенции. В чем оно проявляется? В том, что человек принимает себя, свои особенности, он может принимать важные решения сам и определять свою судьбу.

Структура самосознания и Я-концепции

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

В результате самопознания создается система представлений человека о себе, называемая Я-концепцией. Это достаточно устойчивое образование, зафиксированное в словесной форме. Я-концепция делится на три составляющие:

  1. Когнитивная. Сводится к осознанию человеком (верному или нет) своих характеристик на протяжении длительного периода его жизни. Например, если кто-то считает себя сильным, это не означает, что он в данный момент таскает тяжести. Просто в процессе он понял, что у него получается поднимать нелегкие предметы. Причем, возможно, он на самом деле никакой не сильный. Просто таким себя почувствовал после появления первых успехов в тренажерном зале.
  2. Оценочная. На основе осознаваемых характеристик человек анализирует их модальность.
  3. Поведенческая. Объективная составляющая «я»-концепции. Описывает то, что на самом деле получается.


Самопознание позволяет понять свою истинную личность

Интересно. Г.Е. Залесский выделяет два компонента Я-концепции: когнитивный и мотивационный. Первый определяет содержательную часть представлений о себе, второй – самооценку, цели, мотивы, эмоции человека.

Процесс самопознания

Процесс самопознания – это полное осознание себя самого, характера, своей сути. Кстати именно самопознание отличает человека от других обитателей нашей планеты, например, животных. Во всех верованиях, религиозных течениях самопознание определяется как средство опознавания и понимания своей общности с Богом. Особенно это прослеживается в восточных религиях.

Довольно просто и понятно, что человек определяет свой жизненный путь. Выбирает между несколькими вариантами, ставит себе цель, совершает поступки, взаимодействует с окружающими. Благодаря этому, он начинает быть интересной личностью, как для окружающих, так и ему начинает нравиться проводить время с самим собой.

Психология развития А. Маслоу

Психология Маслоу носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.

Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.

Основные выводы Маслоу

  1. У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
  2. Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
  3. Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами «голоса-импульсы» уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
  4. Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
  5. Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
  6. Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
  7. Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
  8. Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
  9. Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается — потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления своего Я.
  10. Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.

Второстепенные качества

  1. Совесть или чувство вины — это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
  2. Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
  3. Самопознание — это единственный, главный способ развития личности.
  4. Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
  5. Важно понять воздействие защитных механизмов — регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
  6. Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
  7. Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
  8. Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
  9. Зрелую личность отличает тип познания. Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное, направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное, способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
  10. Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей, своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
  11. Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования, психологии и всей жизни.
  12. Важной задачей становится — быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц, проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.

Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.

Способы самопознания

  • Самонаблюдение считается началом всего процесса самопознания. В ходе него человек наблюдает за самим собой. Используя этот способ, человек повышает свою осознанность. Здесь вы должны акцентировать внимание на том, что происходит внутри вас, на том, какие чувства вы испытываете.
  • Самоанализ. Анализируя самого себя, вы смотрите на свое поведение и реакции. Вы пытается понять, почему поступили именно так, и никак иначе. В психологическом плане самоанализ считается самым сложным.
  • Сравнение. Здесь человек волей неволей проводит сравнение себя самого с другими. Такова их природа. В результате сравнений человек лучше познает себя самого.
  • Самопринятие. Тут человек принимает себя полностью и без остатка. Он осознает свои достоинства и недостатки и готов самосовершенствоваться.

Определение понятия

Самопознание в философии – это что? Впервые проблему необходимости изучения своих персональных особенностей поставил еще Платон в диалоге «Протагор» с рядом других философов Древней Греции: Фалесом, Питтаком, Биантом. Тогда они сошлись вместе и определили как зачаток мудрости познание самого себя.

Позднее этот процесс в качестве движущей силы для личностного роста был определен Карлом Роджерсом, одним из представителей направления гуманистической психологии. Без него, как он утверждал, невозможно ощущать полноту жизни и осознавать ее смысл.

Самопознание личности в философии – это более общая категория, чем в психологии. Это полноценный научный метод. Особенности самопознания в этой научной дисциплине в том, что большинство ученых ищет ответы на базовые вопросы мироздания в себе и советует так делать каждому.

Самопознание является важной частью самосознания – способности человеком понимать себя, свои действия и потребности, мысли, чувства, причины поведения, достоинства и недостатки. Это психический феномен, позволяющий человеку определять себя как субъекта собственной деятельности. В результате все представления личности объединяются в «образ-Я».


Самопознание – изучение особенностей собственной личности

Человек не рождается осознающим себя. В младенческом возрасте самопознание проявляется лишь в виде задатков, когда кроха замечает, что в результате его действий происходят определенные события (кинул игрушку – она полетела). Самооценка и осознание личностных качеств начинают формироваться только в подростковом возрасте.У некоторых людей адекватная способность познавать себя так и не формируется. В результате у них проявляется завышенная или заниженная самооценка с соответствующим отношением к другим людям и своей деятельности.

Самопознание направлено на самого человека, но не упускает из виду других людей.

Виды самопознания

Выделяют несколько видов самопознания. Среди них:

  • Аналитический – имеет связь с деятельностью нашего ума;
  • Творческий – связан с нашими чувствами;
  • Духовный – связана с нашей религией, верой.

Также выделяют опосредованное самопознание (когда человек проводит анализ собственного поведения) и непосредственное самопознание (самонаблюдение).

Аналитическое самопознание

Аналитическое самопознание происходит в результате познания самого себя и наблюдения за самим собой. Хорошо помогает узнать себя лучше письменный анализ при самонаблюдении. Например, ведение личных дневников. Ещё один способ — это самоисповедь. В этом случае нужно рассказать себе о самом себе. Порой, это бывает довольно сложно, потому что включаются защитные механизмы. Здесь может помочь психолог. А вот рефлексия имеет отличие от исповеди, потому что вы будете просто наблюдать за процессом, без всякой оценки себя самого.

Творческое самопознание человека

Такое самопознание позволяет лучше узнать себя с помощью игр, походов в театр, общей деятельности и общественных мероприятий. Например, игра в театре. Он положительно влияет на психику, потому что исчезают внутреннее сопротивление. Ведь это игра, и человек там актер. Здесь происходит глубокое познание себя.

Духовное самопознание

В этом виде самопознания человек выбирает определенный способ духовного самопознания. Это может быть йога или духовные практики. И начинает с помощью этого способа познавать себя, анализировать собственные действия.

Виды самосознания

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Самосознание – более общая категория. Выделяются такие уровни, формы и виды самопознания (они в разных степенях проявляются у различных людей):

  1. Самоконтроль. Это управление своими мыслями и действиями на основе требований общества и личных целей.
  2. Самопознание – это пища для остальных составляющих самосознания. В результате этого процесса человек понимает, какие у него цели, ценности, мотивы. На их основе осуществляется самоконтроль. Например, достижение любой цели требует избавления от сиюминутных удовольствий. Чтобы оградить себя от вредного, но приятного, нужен самоконтроль. Сначала предстоит осознать, зачем так страдать в краткосрочном временном отрезке. Пример самопознания – медитация, когда происходит постоянное наблюдение за собой.
  3. Самооценка – определение человеком меры своих способностей достичь цели, качества выполненных действий, значимости совершенных им поступков и прочее. Она не всегда является обязательным компонентом самосознания в текущий момент времени. Например, человек может наблюдать за своим внутренним миром непосредственно, не оценивая свои мысли, эмоции.
  4. Самопринятие.


Прояснение внутреннего мира

Самопознание, как основа самосознания, совершается в результате:

  1. Анализа последствий собственных поступков и взаимоотношений с другими людьми. Человек сравнивает свои действия с общественными нормами, в результате он определяет свое поведение как правильное или неправильное, полезное или вредное.
  2. Анализа чужих оценок, т.е. как оцениваются поступки другими людьми.
  3. Наблюдения за своим внутренним миром. Оно может осуществляться как непосредственно в момент деятельности или общения с другими людьми, так и вследствие анализа воспоминаний.

Самопознание по Варламовой – это творческий поиск при решении личностных трудностей.

Этапы самопознания

Человек познает самого себя все жизнь. В каждый возрастной этап происходят соответствующие этапы познания себя.

  1. Самоузнавание

Самоузнавание – это начальная стадия познания себя. Он начинается почти с момента рождения. Ребенок понимает, что он живет как отдельная личность. Смотрясь в зеркало, он узнает себя.

  1. Я-концепция

Я-концепция – это очень устойчивое понимание человеком самого себя, своих особенностей. Такая концепция формируется в процессе разных жизненных событий.

  1. Самооценка

Самооценка определяет, на сколько человек значим для себя самого, на сколько, важна его деятельность, признания всех плюсов и минусов. Здесь значимое положение занимают достижения самого человека, его оценка окружающими людьми.

Ценности в самопознании через практику йоги

Благодаря йоге, различным духовным практикам люди могут разобраться в своем внутреннем мире, лучше осознавать себя самих. В йоге есть несколько ступеней, которые необходимо пройти. Так, формируется целый список, благодаря которому у человека появляется упорядоченный его ценности, особое место там занимают духовные ценности, к которым он стремится весь свой жизненный путь.

Потребность в самопознании

Люди часто задаются вопросами о смысле жизни, истинных ценностях. Как человеку понять себя и окружающих? Такие вопросы являются основой в потребности самого себя. Такая потребность присуща каждому человеку. Люди находятся в вечном поиске смысла жизни, становится у них на первое место. Ведь пока мы не поймем в чем смысл жизни, мы не научимся понимать себя самих.

Внутренний мир и самопознание

Где находится смысл жизни? Логично, что он находится внутри нас, не во вне. Когда мы понимаем это, то наша жизнь начинает меняться. Отсюда появляются монахи, которые продают свой мерс и прощаются с прошлой жизнью. Здесь не все так просто. Такие люди выбирают путь духовности, не потому что им так захотелось именно сейчас, а через неделю они вернутся обратно к привычной жизни. Здесь речь идет о том, что они идут по пути духовности всю свою жизнь.

Личностное рост как этап самопознания

В ходе своего развития у человека повышается уровень самопознания. Например, в начале ребенок учится отличать себя от других людей. Далее, взрослея, у него вырабатываются убеждения относительно себя самого. А далее находит мотивацию, которая побуждает его к улучшению своей жизни и развитию.

Путь самопознания

Путь самопознания так близок, и вместе с тем необозримы его горизонты, что человек подчас не знает, с чего начать своё путешествие на пути к самому себе. Но нужно всего лишь начать, пробудить желание самоузнавания, внутреннего роста себя как личности, и одновременно появится страсть к самосовершенствованию. Они как близнецы: похожи друг на друга, развитие одного подразумевает включение в работу другого. Самопознание не может жить без самосовершенствования.

Самосовершенствование — стремление достичь Абсолюта, приближение к идеалу

Процесс самосовершенствования имманентен натуре человека в равной мере, как и самопознание. Стремление к идеалу — вот для чего мы живём. Возможно, это громко сказано, и всё-таки в каждом человеке есть жажда самореализации, мы не можем этого недооценивать. Вследствие наличия желания реализовать себя через различные аспекты жизнедеятельности, человек постоянно стремится улучшить свои знания и навыки. На этой дороге он также подвергает пересмотру и свои цели, в основе которых лежат ценности.

Изменение ценностных категорий ведёт к трансформации самой личности. Часто процесс перехода, нахождение себя, сопровождается и переменами во внешней жизни человека: меняются его окружение, друзья, место проживания, род занятий. Одно лишь остаётся неизменным — тяга к самосовершенствованию через самопознание.

Методы самопознания

Самопознание происходит в тот момент, когда человек начинает осознавать, что отличается от других. Какие методы использует человек?

  • Моделирование личности. Этот метод определяет эмоции. Позитивные и негативные эмоции и чувства к людям, которые способствуют успешному сотрудничеству или же провоцирует конфликты. Этот метод позволяет оценить ваше положение в окружающем вас мире.
  • Метод единение антиподов. Благодаря этому методу человек понимает, что к кому-то он относится положительно, а к кому-то отрицательно. Определенно вы замечаете, что с разными людьми вы ведете себя по-разному.

Развитие самосознания

Депрессия — что это такое в психологии

Разные ученые различно смотрят на проблему совершенствования этого качества. Например, В.М. Бехтерев считал, что самосознание у ребенка формируется еще раньше, чем сознание. С. Л. Рубинштейн был убежден, что самосознание развивается в процессе овладения речью и совершения первых попыток действовать самостоятельно. Проще говоря, начало наступает в возрасте 2-3 лет.

Самопознание начинается с того, что ребенок понимает границы своего тела. Этап наступает в один год. Можно считать, что с этого возраста начинает формироваться самосознание. Годовалый ребенок проявляет самостоятельность в манипуляциях с предметами. Чуть позже появляется самоузнавание – это способность понимать, что отражение в зеркале – это он сам.


Самопознание – изучение своих мыслей

Где-то в три года малыш учится употреблять местоимение «Я». Также он может давать себе простейшую характеристику – «хороший».

В дальнейшем активно формируется интеллект, благодаря чему происходит обретение умения оценивать (сначала – других людей, затем – самого себя). Самооценка пока зависит от мнения взрослых. Дошкольник учится осознавать себя во времени.

Для младшего школьного возраста характерны такие новообразования:

  1. Самоуважение, как правило, становится более уместным и дифференцированным. Мальчик или девочка различает свои физические и умственные черты, оценивает собственные способности на основе чужих результатов.
  2. В конце младшего школьного возраста ребенок все чаще описывает характерное поведение, может ссылаться на мысли и чувства, характерные для его внутреннего мира.
  3. Оценки обретают стабильность, объективность, начинают иметь не только аффективный, но и рациональный компонент.

В подростковом возрасте самосознание плавно становится таким же, как и у взрослых. Для этого периода характерно большое количество новообразований, в частности, таких:

  1. Постепенно образуются две новые формы самосознания: ощущение зрелости и я-концепция. Подросток начинает себя чувствовать взрослым.
  2. Заинтересованность собственным внутренним миром, что приводит к усложнению процессов самопознания. Проще говоря, в подростковом возрасте человек начинает изучать себя.
  3. Самооценка низка в целом и нестабильна, но может быть чрезмерно высокой (как компенсационный механизм). Одна из причин этого – отношение со стороны взрослых, как к ребенку, хотя человек себя уже не ощущает таковым.

Важно! Подростковым возрастом процесс формирования самосознания не ограничивается. Это бесконечный процесс, который продолжается вплоть до конца жизни.

Средства самопознания

Зная методы самопознания, человек начинает использовать средства самопознания, которые помогают ему развивать свой духовный мир. Такие средства помогают лучше начать понимать самого себя.

  1. Первое средство – это самоотчет. Можно завести личный дневник или блог, где вы сможете проанализировать перемены, происходящие в вашей жизни.
  2. Кино, книги, театр. Необходимо читать, ходить на представления, развивая духовное начало.
  3. Посещение социально-психологических мероприятий. Тренинги помогают лучше познать себя самого.
  4. Не бойтесь консультаций у психолога. Это не врач, он просто поможет вам лучше понять себя самого.

Быть верным пути самопознания

  • Когда дело доходит до познания себя, никто не сможет сделать это за вас. Конечно, потребуется некоторое время, чтобы осознать все свои личные качества, то, чем вы дорожите, и даже свой жизненный путь.
  • Здесь есть много способов, которые позволят вам осознать, кто вы на самом деле. Даже четко зная свои жизненные ценности, трудно оставаться верным себе, потому что все мы имеет свойство меняться, и устои общества часто противоречат вашим собственным.
  • «Будь собой» — звучит проще, чем на самом деле. Но когда вы познакомитесь с одной из ваших «жизненных ценностей», возникнет чувство волнения. Действуя на основе самопознания, вы получите энергию и сохраните ее.
  • Вы почувствуете свободу и силу, потому что больше не будете соответствовать навязанным стандартам.
  • Используйте все эти шаги или только те, которые вам больше всего нравятся. Каждый из них ведет на путь самопознания, который будет приносить вам плоды всю жизнь.

Самопознание и самооценка

Самооценка является одним из компонентов самопознания. Человек дает оценку себе самому, выстраивает свою систему ценностей. Самооценка может быть нормальной (адекватной), заниженной и завышенной.

Не секрет, что высокомерные люди слишком самоуверенны, имеют низкую критичность к себе самому. Заниженная самооценка вызывает робость, делаем человека замкнутым и стеснительным. А адекватная самооценка позволяет человеку быть уверенным в себе и оценивать свои возможности и силы без искажений.

Теория самоконцепции как этап самопознания

Когда у человека сформировано представление о себе, то это называется самоконцепция. В нее входят: личное «Я» и социальное «Я». Первое показывает то, как человек видит самого себя. А второе то, как понимают его другие люди.

Эта теория основывается на двух аспектах: стремлении прийти в гармонию с собой и возможностью поднять свою самооценку.

У самоконцепции есть 2 вектора:

  • объективное – это то, как мы воспринимаем себя в своей жизни;
  • желаемое – это желаемый образ того, как мы хотим, чтобы нас воспринимали.

К желаемому образу человек всегда будет стремиться в своей жизни. За основу такого образа можно взять человека в прошлом и в настоящий момент. Сейчас человек достиг значимых результатов. Спустя время отрезок между желаемым и действительным сократиться, пока не произойдет его исчезновение.

Значение самопознания в жизни человека

В молодости человек ставит перед собой высокие цели, осознавая, что самосознание — путь к просветлению. Приобретая общественный статус, обязанности и ответственность, личность может растерять благородство порывов, дающих ранее смысл жизни. А само бытие становится обыденностью. В такой момент важно умение находить положительные аспекты там, где ранее наблюдался лишь негатив. Это дает дополнительные силы, чтобы принять это свойств и играет весьма большую роль при совершенствовании себя. Человек, осознающий себя, как личность, знаком с собственными характеристиками, отличиями от других, может проводить сравнения. Все это улучшит понимание того, что самопознание — путь к просветлению.

Упражнения на самопознание

Данные упражнения позволяют лучше понимать себя. Благодаря им человек самосовершенствуется.

Например, можно выполнить упражнение «4 квадрата психологии сознания». Нужно поделить лист бумаги на 4 квадрата. В первом надо написать свои положительные черты и качества, в третьем написать отрицательные, на ваш взгляд, качества. После чего нужно в соседних квадратах написать антиподы этим качествам, совершенно противоположные. Необходимо быть максимально честным с самим собой и понять, что нет абсолютно идеальных людей и черт личности. Следует самосовершенствоваться и делать акцент на плюсах, работая над минусами.

Основы саморазвития и характеристики

Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным). Социальная активность проходит следующие пути развития:

  • Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
  • Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
  • Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.

Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.

Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.

Выделяют несколько этапов саморазвития

  • оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
  • одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
  • персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
  • индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
  • универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).

Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]