Осознание человеком самого себя неразрывно связано с термином «самопознание». Понимание людьми того, кем они являются в жизни, начинается в достаточно раннем возрасте, достигая высшей точки в подростковые годы и в период юности. Чем старше человек становится, тем больше его тяга к познанию великого, мозг требует постоянной подпитки в виде новых знаний, впечатлений, открытий и прочего.
Именно так и происходит, когда наступает период осознания индивидом себя. Однако, что немаловажно, самопознание всегда влечёт за собой определённую ответственность, которая вытекает из социального статуса, и, соответственно, появляются новые обязанности. Также обычная рутина, ежедневные дела могут очень сильно измениться, «водоворот событий» недавней жизни начинают восприниматься человеком с другой стороны, не так серьёзно, нередко он даже забывает о них, полностью отдаваясь новому, более интересному для него занятию. И даже в этот момент, когда приходит осознание собственного «Я», он, вспоминая прошлое, понимает, что не хватает лишь маленькой частички, чтобы чувствовать настоящий вкус жизни. Вполне возможно, что именно по этой причине человек стал скучать, события, происходящие вокруг него, перестали его радовать, они превратились в те самые обыденные и предсказуемые крупицы, которые происходят со всеми людьми.
Определенно, для кого-то подобный расклад событий может быть приемлемым, относительно благоприятным и стабильным: индивида признают окружающие, его друзья, знакомые и коллеги, всё размерено и идёт своим чередом, есть опора. Но, несмотря на все положительные составляющие такой жизни, человек, который вступил в фазу осознания себя как личности, понимает, что чего-то в его душе явно не хватает, мучает какое-то странное чувство, не дающее спокойно жить.
Даже если человека окружают самые известные люди, его жизнь полна уникальными событиями и интересными знакомствами или если опыт общения в социальной среде просто невероятно ярок и красив, это не дает гарантии на то, что индивид будет чувствовать себя счастливым. Для полного счастья его душе требуется внутренняя сила (проще говоря, работа ума и сознания), которая и будет толкать на новые свершения, постоянное развитие и открытие новых горизонтов познания. Это самая важная составляющая того, что позволяет осуществлять задуманное правильно и чувствовать себя при этом спокойно, её невозможно увидеть, она скрыта от окружающих, но, тем не менее, играет важнейшую роль в самопознании. Внутренняя сила помогает людям реализовывать их планы, проекты, она служит источником вдохновения для творчества и является воплощением самой светлой стороны человеческого бытия.
Именно это и помогает человеку преодолевать трудности, возникающие на жизненном пути, обретать уверенность в собственных силах, когда остальные не понимают или даже не принимают его. Можно сказать, это некий внутренний пульс, поддерживающий жизнь и открывающий вход в хранилище несметных знаний. Немаловажно уметь пользоваться Абсолютом, найти ключ к нему. Каждый из людей уникален, и мир, который скрыт от взглядов, может быть гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Понять это и помогает самопознание.
Основы самопознания и саморазвития
Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У. Джейм выделил 3 основные сферы:
- Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
- Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
- Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.
Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:
- Биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
- Социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
- Личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).
Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — «Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.
Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.
- Самонаблюдение;
- Самоанализ;
- Сравнивание с другими (собой в идеале);
- Постановка целей на будущее;
- Саморазвитие.
Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.
Результат самопознания. Процесс самопознания
В процессе самопознания любой человек становится до определённой степени садху, ведь он познаёт через личный опыт. Знания, почерпнутые из различных источников, применимы на практике, в результате приобретения нового опыта через духовное самосовершенствование человек выходит на более высокий уровень самоосознания. Он не только лучше понимает законы мира и взаимодействия с людьми, но сам всё больше ощущает себя частью этого мира, неразрывно связанным со всеми живыми существами и природой.
Недаром одна из целей метода медитации — это слияние с Абсолютом, растворение в нём. Человек понимает, что нет в жизни одиночества, всё взаимосвязано. Каждая часть мироздания зависит от целого, всё во всём. Процесс самопознания логически приводит к этому выводу. Вы можете понять это через логические умозаключения, дополненные духовными озарениями, полученными через опыт медитации.
Книги для самопознания
Для иллюстрации всего вышесказанного здесь будет дана подборка книг на тему саморазвития, которые можно использовать как для самостоятельной практики медитации и йоги, так и продолжая практиковать под руководством учителя. Для тех, кто только вступает на путь самосовершенствования, можно порекомендовать прочтение этих книг, и, возможно, они станут для вас отправной точкой в главном путешествии вашей жизни — дороге самопознания.
- Патанджали «Йога-сутры»,
- Сутры Буддизма,
- Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы,
- Свами Вивекананда «Раджа-йога»,
- Парамаханса Йогананда «Автобиография йога»,
- Свами Шивананда «Сила мысли»,
- Свами Шивананда «Наука пранаямы»,
- Шри Чинмой «Медитация»,
- Махаси Саядо «Медитация Сатипаттхана Випассана».
Самое трудное — познать самого себя, самое лёгкое — давать советы другим
Фалес
Ориентация на личность в работах К. Роджерса
Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал психологию гуманизма. В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:
- «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.
- «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.
- «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.
При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.
Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.
Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.
Ключевые правила в работе учителя
- педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
- источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
- личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.
Роджерс предполагал, что самопознание и саморазвитие учеников будут важными составляющими педагогического процесса. Идеи этого психиатра будут полезны и родителям в процессе воспитания целостной и здоровой личности.
Основные качества педагога
- Доверительные отношения;
- Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников;
- Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях;
- Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка;
- Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания;
- Понимать и знать самого себя.
Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться. Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего предназначения, что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир» — говорили мудрецы.
Потребность в самопознании
Для чего необходимо самопознание? С какой целью люди задаются вопросом об истинном смысле жизни и прочих вечных ценностях? Что поможет человеку осознать себя и окружающих? Все эти вопросы напрямую связаны со стремлением индивида узнать что-то большее, чем он знает, и познать собственное «Я».
Смысл жизни – один из главных вопросов, на который у каждого будет свой ответ и который выводится на первый план (без глубокого самопознания понять это невозможно).
Периодические медитации и йогическая практика – способы, предоставляющие новые возможности для самопознания. Они помогают в развитии и повышении духовного уровня. Эра современности несколько изменила эти дисциплины, выведя на первый план физическое укрепление тела и духа.
С правильным пониманием истинных установок медитаций и йогической практики можно сочетать и асаны, которые помогают укреплять дух и здоровье в целом. Дуальность мира – разграничение на духовную и физическую составляющие – не означает, что их нельзя объединить. Как раз-таки наоборот. Гармоническое воссоединение этих двух аспектов оказывает благоприятный для здоровья эффект (при этом необходимо следовать законам, описанным в предыдущей теме).
Психология развития А. Маслоу
Психология Маслоу носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.
Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.
Основные выводы Маслоу
- У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
- Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
- Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами «голоса-импульсы» уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
- Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
- Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
- Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
- Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
- Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
- Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается — потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления своего Я.
- Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.
Второстепенные качества
- Совесть или чувство вины — это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
- Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
- Самопознание — это единственный, главный способ развития личности.
- Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
- Важно понять воздействие защитных механизмов — регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
- Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
- Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
- Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
- Зрелую личность отличает тип познания. Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное, направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное, способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
- Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей, своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
- Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования, психологии и всей жизни.
- Важной задачей становится — быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц, проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.
Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.
Структура сознания
Какова же структура психики человека, структура его сознания? На этот счёт существует очень большое количество теорий. Наиболее популярная теория – это теория психоанализа, основоположником которой считается Зигмунт Фрейд. С точки зрения этой теории, психику (личность) человека можно разделить на 3 части:
- сознательное;
- бессознательное;
- Сверх-Я.
Сознательное – это часть, осознающая саму себя. Это Я-реальное.
Бессознательное – это область психики, которая выражается в снах, различных страхах, нервозах, то есть в том, что не осознаётся. Это Я-Оно. Это та часть психики, которая управляет во-многом всей жизнью, психическим и физическим здоровьем, но при этом тем, что невозможно знать и осознавать. Бессознательное не мыслит словесно, как сознательная часть, а мыслит специфическими образами. Слова переводятся в образы.
Сверх-Я (или Супер-Эго) – это совокупность культурных запретов и норм, которые делает человека культурным, цивилизованным общественным существом. Именно это позволило Зигмунду Фрейду говорить о том, что культура – это совокупность запретов, которая имеет репрессивную функцию по отношению к обществу. Иначе говоря, культура вступает в конфликт с бессознательным. Если бессознательное можно определить в качестве совокупности биологических инстинктов и влечений, то сверх-Я – как совокупность культурных запретов и норм. Это то, что приходит в столкновение с естественными желаниями человека.
В науке также распространена структура самосознания, представляющая собой единство трёх составляющих:
- когнитивной;
- аффективной;
- поведенческой.
Когнитивной составляющей самосознания является знание личности о самой себе. Сначала эти знания случайные, хаотические, отражают только поведение человека в конкретных условиях общения и деятельности. Затем эти единичные ситуативные сведения о себе интегрируются в целостное и адекватное понимание собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов.
Аффективное, или эмоционально-оценочная составляющая самосознания включает эмоциональное отношение (переживания различных эмоций), сопровождающий самопознание, в результате чего формируется самоотношение. Сочетание знаний о себе с отношением к себе образует самооценку личности.
Поведенческая составляющая самосознания (самоуправления) показывает, как проявляется самосознание через поступки и действия, которые осуществляет человек в соответствии с представлением о себе. К ним следует отнести действенно-волевой и результативный компоненты самосознания, результатом которых является саморегуляция и самоконтроль.
Психология Рубенштейна
Самопознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.
В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.
Самопознание
Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.
Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.
Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.
Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.
Индивидуальность — яркий, неповторимый человек
Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.
Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.
Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.
Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало. Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.
Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости. Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.
Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.
Личность
Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.
Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.
Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.
Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.
Начало пути самопознания
Начальным этапом самопознания является умение слышать себя, свой внутренний голос. Это важный навык, без которого невозможно познать свои глубинные чувства и стремления. При появлении в голове мыслей необходимо их сортировать: что это за мысли и кому они принадлежат. Часто людей посещают мысли, навязанные чужим мнением и жизненным опытом, не имеющие ничего общего с действительностью.
Также следует прислушиваться к своим ощущениям. Необходимо задать себе вопрос: как я чувствую себя в этот момент – хорошо или плохо? Иногда в такой процесс вмешивается человеческое эго и диктует неверные ответы. Эго представляет собой механизм, защищающий человека от всего нового и непонятного. Через призму собственного эго мы воспринимаем окружающую реальность. Эго – это все то, что навязано извне, тот опыт, который мы получаем в течение жизни.
Основы саморазвития и характеристики
Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным). Социальная активность проходит следующие пути развития:
- Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
- Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
- Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.
Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.
Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.
Выделяют несколько этапов саморазвития
- оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
- одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
- персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
- индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
- универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).
Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.
Ценности в самопознании через практику йоги
Первый этап – яма – содержит следующие правила:
- сатья – только правда и истина;
- апариграха – частичный отказ от мирских благ;
- ахимса – порицание насилия в любом его проявлении;
- брахмачарья – нераспущенность;
- астения – воровать плохо.
Второй этап:
- сантоша – скромность;
- свадхьяя – чтение первоисточников;
- шаучья – чистота (как внутренняя, так и внешняя);
- ишвара-пранидхана – идеал;
- тапас – самодисциплина, самоограничение.
Вывод
Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.
Развитие предполагает стремление к своему «Идеальному Я», которое уникальное у каждого человека. Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться.
Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!
Открытие любви на пути самознания
Любовь – главная движущая сила, порождающая жизнь. Человек рождается для любви. Его основная цель и миссия на Земле – научиться любить. Любовь является ключом ко многим дверям, она дает понимание множества аспектов человеческой жизни. Любовь неотделима от человека, она протекает, как река, сквозь мир и все живые существа, населяющие его. Она – основа существования, не искаженная вымышленными ценностями и идеалами.
Чтобы познать это чувство, следует выйти за рамки обыденности, стать более осознанным и глубоким. Следует признать, что без любви теряется смысл бытия. Без нее не может существовать человечество.
Техника использования медитации
Медитация – метод восприятия действительности, осознания глубины внутреннего мира. Она помогает привести в равновесие разум и тело, достичь внутренней гармонии и спокойствия. Для этого существуют различные способы медитации, благодаря которым осуществляется проработка всех чакр. Медитация может происходить как под музыку, так и в полной тишине. Индийский духовный наставник Ошо утверждал, что медитацией может быть любая деятельность. Важное правило – иметь при этом высокий уровень осознанности и присутствие в текущем моменте.
Одним из наиболее популярных способов избавления от ненужных мыслей и эмоций выступает 15-минутная практика. В течение этой медитативной практики осуществляется выход вовне всех негативных проявлений эмоционального и физического характера.
В процессе медитации включается подсознание, мысли становятся легкими и светлыми, ощущается внутренняя свобода. Длительность такой медитации следует рассчитать индивидуально, отталкиваясь от эмоционального состояния. Средняя продолжительность курса составляет от 10 до 12 суток. Если во время медитации человек чувствует себя комфортно и расслаблено, а после ее окончания наблюдает изменения в лучшую сторону, то длительность курса можно увеличить.
Из чего состоит саморазвитие?
Существует большое количество элементов саморазвития, мы же выделим наиболее важные и ценные из них:
- самопознание;
- самосознание;
- повышение уверенности в себе;
- улучшение навыков обучения;
- повышение самооценки (или понижение, если она завышена);
- развитие сильных сторон и навыков;
- развитие навыков, необходимых для карьеры;
- улучшение здоровья;
- изучение и применение методов самореализации;
- повышение социального статуса;
- осуществление устремлений;
- создание и выполнение плана персонального развития;
- повышение социального интеллекта;
- повышение эмоционального интеллекта;
- управление временем.
Когда мы говорим о саморазвитии, следует также сказать, что к нему относится наставничество. Если вы усвоили педагогические приемы и умеете влиять на учеников таким образом, что они прогрессируют как личности, значит вы и сами растете.
Помимо улучшения себя, саморазвитие проявляется при помощи практики и исследований:
- Практика выражается в поиске методов личного развития, учебных программ, систем оценок, инструментов и техник.
- Как область исследований, темы саморазвития проявляются в журналах, книгах и на сайтах в сфере образования, менеджмента, экономики развития человеческого потенциала.