Экзистенциальная психология: идеи, этапы развития, представители


16 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Экзистенциализм обычно связывают с мрачным мировосприятием: жизнь — тлен, смысла в ней нет, человек трагически одинок.

Экзистенциальная философия отразила и определила настроение XX века на Западе, когда гуманистические представления о величии человека сильно пошатнулись.

Две мировые войны, изобретение оружия массового поражения, научно-технический прогресс, превращающий дерзкие фантастические идеи в реальность, — все это стало спусковым крючком для экзистенциального восприятия жизни.

Произношение и смысл слова «экзистенциальный»

Для русского языка слово экзистенциализм — труднопроизносимая скороговорка. Многие произносят его с ошибкой, добавляя лишний слог — «экзистенциОНализм». Чтобы правильно употреблять все формы этого слова, нужно понять его происхождение.

Экзистенциализм образован от латинского слова экзистенция (existentia) — существование.

Сложность в том, что синонима для него в русском языке нет, поэтому самыми простыми словами экзистенциализм — это философия существования, а экзистенциальный — это относящийся к существованию.

Признаки наступления кризиса

Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается

Главный признак наступления экзистенциального кризиса – это угнетенное состояние человека, которое может проявляться в разных формах. Чаще всего симптомами критического состояния у мужчин и женщин являются:

  • Депрессия;
  • Стремление к социальной изоляции личности;
  • Утрата интереса к тому, что радовало человека раньше;
  • Интерес к мистике и религии (характерен для 85% людей, переживающих кризис).

Известно, что крупные религиозные секты активно спекулируют на людях, ищущих смысл жизни, и всячески завлекают их в свои сети. Поэтому в этот период человек особенно рискует стать жертвой псевдо-гуру и «духовных учителей».

Экзистенциальное уныние – постоянный спутник кризисного состояния

Экзистенциализм — это…

Экзистенциализм — это направление, в котором предметом изучения становится существование человека с его обыкновенными проблемами, трагедиями, эмоциями.

Перекос в сторону трагичности человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных течений западной философии XX века.

Многоголосье экзистенциалистов крайне неоднородно и разнообразно, но всех объединяет интерес к основным темам — человеческие бытие, свобода, выбор, смерть, смысл жизни.

«Умер мужик, перед райскими вратами видит апостола Петра и говорит ему: — Извините, апостол, у меня к вам есть один вопрос. Я долго жил, но так и не понял, в чем был смысл моей жизни? — Ты действительно хочешь это знать? — Очень! — Помнишь в 1975 году ты ехал в поезде Воркута–Москва? — Ну… кажется, припоминаю. — Вы еще с попутчиком разговорились. — Что-то такое было… — А потом вы с ним пошли отметить знакомство в вагон-ресторан. — Возможно… — Там за соседним столиком сидела рыжеволосая женщина. — Да-да, что-то такое было… — Она попросила тебя передать ей соль. — Точно! Вспомнил, попросила солонку передать! — И ты передал ей соль. — Да-да, передал. — Ну и вот…»

*Бородатый экзистенциальный советский анекдот

Экзистенциализм сформировался как отдельное философское направление перед Первой мировой войной и просуществовал до середины 1960-х годов, пройдя через все катастрофы XX века.

Но истоки этой философии нужно искать в XIX столетии — в творчестве Ф.М.Достоевского, идеях Ф.Ницше, учении датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, которого называют основоположником экзистенциализма.

*Сёрен Кьеркегор (1813–1855)

Именно Кьеркегор выводит понятие экзистенции, ставшее центральной категорией экзистенциальной философии.

Датчанин впервые за всю историю философии ставит вопрос ребром — почему, собственно, философы занимаются чем угодно — сущностью бытия, первичностью материи, Богом, познаваемостью мира, универсалиями, волей и прочими туманными понятиями — но воротят нос от насущных проблем простого человека с его переживаниями, проблемами, страхами?

Кьеркегор повернул философию лицом к обычным людям. Отныне она должна помогать человеку делать внутренний выбор, нащупывать свое Я, находить идею, ради которой стоит жить.

Неудивительно, что экзистенциальные вопросы часто звучат в произведениях художественной литературы. Пожалуй, это философское направление как никакое другое отразилось в литературном творчестве.

Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Райнер Мария Рильке, Альберто Моравия — далеко не полный список писателей, поднимающих экзистенциальные темы в своих произведениях.

*Альбер Камю о жизни

Большинство людей живут в условиях неподлинного существования, они плывут по течению, не задумываясь зачем и куда. «Быть как все» — вот девиз такой жизни.

В противовес Кьеркегор ставит подлинное существование — экзистенцию, жизнь, где человек делает осознанный выбор, управляет своей судьбой, находит себя и свое призвание.

Таким образом, цель человеческой жизни — экзистенция, обретение себя. Экзистенциальная истина — это не то, что познается, а то, что переживается каждым человеком индивидуально.

Основные представители

Экзистенциальная психотерапия представлена яркими личностями, труды которых до сих пор являются бестселлерами, а имена известны далеко за рамками направления.

Карл Теодор Ясперс (1883-1969)

Немецкий философ, психолог и психиатр. Раскритиковал диагностические критерии и методы клинической психиатрии. Сформулировал для своих коллег новую задачу — вывести человеческую сущность за пределы границ и рамок, которые диктует ей общество и которыми она окружает себя.

Людвиг Бинсвангер (1881-1966)

Швейцарский психиатр. Первый теоретик экзистенциальной психотерапии как эмпирической науки, работающей в рамках антропологического подхода к человеческой личности. И в то же время — её первый практик: на основе своего же учения успешно вылечил от невротической анорексии одну из пациенток и подробно описал данный случай.

Медард Босс (1903-1990)

Швейцарский психиатр и психолог, основоположник дазайн-анализа. Главная мысль учения — люди не существуют отдельно от мира, но и он не существует отдельно от них. Только человек раскрывает — высвечивает — мир. Dasein (дазайн) и есть то самое «высвечивающее», что выводит вещи «на свет». Исходя из этого понятия, психопатология — жизнь в темноте как осознанный выбор пациента. Соответственно, цель экзистенциальной психотерапии — возвратить его к свету.

Рональд Дэвид Лэйнг (1927-1989)

Шотландский психиатр. Ведущий идеолог антипсихиатрии, к которым сам себя не причислял. Его взгляды на методы лечения психопатологий были сформированы под влиянием экзистенциализма и шли вразрез с общепринятыми положениями психиатрии. Рассматривал поведение любого пациента (даже в самых запущенных случаях) как выражение личной свободы, имеющее полное право на существование.

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997)

Австрийский невролог, психиатр, психолог. Создатель логотерапии — узкого направления в экзистенциальной психотерапии. Считал, что постижение смысла бытия и объективный взгляд на происходящее (насколько бы ужасным оно не было) помогает не только преодолеть все трудности, но и выжить.

Ролло Мэй (1909-1994)

Американский психолог, психотерапевт. При работе с клиентами призывал ориентироваться на основные проблемы экзистенции: вина и тревога, свобода и ограничения, добро и зло, ответственность и судьба, любовь и насилие. Работа «Любовь и воля» стала национальным бестселлером.

Алиса Хольцхей-Кунц (1943)

Швейцарский психотерапевт, ведущий экзистенциальный аналитик современности, доктор философии. Будучи со-редактором Бинсвангера и любимой ученицей Медарда Босса, частично отошла от их взглядов. Представляет абсолютно новое аналитическое течение: примирила психоанализ Фрейда с экзистенциальными основами.

Джеймс Бьюдженталь (1915-2008)

Американский психолог, психотерапевт. Именно он в ответ на критику экзистенциальной психотерапии об отсутствие чёткой стратегии сформулировал 5 основных принципов данного направления.

Ирвин Ялом (1931)

Американский доктор медицины, психотерапевт, профессор психиатрии. Противник формального подхода к лечению без учёта индивидуальности. Предлагает для каждого клиента «изобретать» новую психотерапию — на основе уникальной, не похожей на остальные истории. По его мнению, экзистенциальная терапия должна строиться на межличностных отношениях «здесь и сейчас», на взаимных откровениях врача и пациента. Много работ посвящено преодолению страха смерти.

Альфрид Лэнгле (1951)

Австрийский психолог, психотерапевт. Благодаря ему, появилась экзистенциально-аналитическая психотерапия, которая пользуется на сегодняшний день невероятным успехом. Критикует традиционные методы лечения любых заболеваний (физических и психических) за то, что они всего лишь купируют симптом, не углубляясь в причину. Рассматривает проявления болезни как стимул для саморефлексии. Предлагает пациентам задуматься об отношении к жизни, пересмотреть приоритеты, измениться и тем самым излечиться. Наивысшей ценностью считает постижение глубинной духовной сущности себя и других людей. Возглавляет Ассоциацию экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов.

Атеистический и религиозный экзистенциализм

Внутри философии экзистенциализма выделяют два течения, хотя разделение это весьма условно:

  1. Атеистическое течение, главными идеологами которого стали Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю.
    «Выбирая себя, я выбираю человечество». *Ж. -П.Сартр

    Для этого направления характерно представление о «богооставленности» человека, который следует свободно выбранному пути развития вне зависимости от внешних обстоятельств.

    Но выбирая путь ответственности за себя, человек взваливает на свои плечи ответственность за все человечество, подобно Богу. Отсюда ощущение непосильной ноши, осознание свободы как кошмара.

    «Бог умер», заявил Ницше, но теперь его роль выполняет человек. Точкой отсчета экзистенциальной философии становится фраза Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено».

    Вера для атеистических экзистенциалистов — это всего лишь способ спрятаться от ужасающей реальности, в которой каждый из нас с рождения приговорен к смертному приговору. Конец экзистенции — смерть.

  2. Религиозное течение представлено Николаем Бердяевым, Карлом Ясперсом, Мартином Бубером, Габриэлем Марселем.
    Религиозные экзистенциалисты не считают веру способом убежать от реальности.

    Вера для них — это испытание, попытка понять сущность человека, открыть для себя Бога-личность, с которым можно вести бесконечную внутреннюю беседу.

    Человек — со-творец Бога. Он сам творит свою жизнь и мир вокруг.

    Вера — это не слепое следование обрядам и изучение писаний. Вера — это истина, которую нельзя знать, но можно проживать, доказывая ее состоятельность своей жизнью.

Анотація

У статті затверджується необхідність соціологічного осмислення поняття екзистенціальних цінностей і пропонуються загальні теоретичні підстави, а також деякі перспективи дослідження даного типу цінностей. Спираючись на різні соціологічні, філософські і психологічні підходи до аксіологічної проблематики, автор схиляється до визначення екзистенціальних цінностей як кінцевих, термінальних цінностей, які не підкоряються цінностям вищого порядку і визначають ціннісну структуру особистості та суспільства.

Проблемы экзистенциализма

Экзистенциализм в философии — это реакция на кризис рационализма (это что?).

Экзистенция не может быть препарирована рационалистическими методами анализа, разложена по полочкам и структурирована.

Человеческое существование абсурдно и не поддается логике. Сам человек может прозреть только в условиях пограничных ситуаций, когда сознание отключается и открывается истинная сущность личности.

Главные проблемы, интересующие экзистенциалистов:

  1. Уникальность человеческой личности и ее экзистенции. Каждый из нас переживает все по-своему, поэтому не в состоянии до конца понять другого.
  2. Научно-технический прогресс убивает значимость человека.
  3. Пропасть между внутренним и внешним миром.
  4. Отчуждение человека от общества.
  5. Человеческая «заброшенность», глобальное одиночество, бессмысленность жизни.
  6. Поиск себя и своего места в жизни, проблема внутреннего выбора.
  7. Проблема свободы и ответственности за свою жизнь.

Причины, почему возникает

Творческий кризис — что это такое, как определить его наступление и побороть

Основная причина кризиса – экзистенциальный конфликт. Он может принимать разные формы. Как правило, в качестве провокатора могут выступать следующие травмирующие человека ситуации:

  • Серьезная болезнь или травма;
  • Заболевание или смерть близкого человека;
  • Взросление детей и их уход из родительского дома;
  • Конфликтная ситуация на работе;
  • Понижение в должности или преждевременный уход на пенсию.

В некоторых случаях проблема усугубляется употреблением психоактивных веществ или алкоголя. Известны случаи, когда творческие люди, охваченные экзистенциальным кризисом, спивались буквально на глазах. Также кризисное состояние личности, переживаемое одним из партнеров, в тяжелых случаях может привести к распаду семьи или расставанию парня с девушкой.

У разных людей кризис проявляется по-разному

Экзистенциальная психология

Из философии в область психологии экзистенциализм попал благодаря работам немецкого мыслителя и психолога Карла Ясперса и швейцарского врача Людвига Бинсвангера, который, по сути, бросил вызов Фрейдовской модели анализа, заявив об уникальности существования каждой личности.

Экзистенциальная психология строится на философских понятиях жизни и смерти, одиночества и смысла существования.

С экзистенциальным психоанализом связаны имена многих известных психологов. Виктор Франкл, Ролло Мэй, Альфрид Лэнгле, Ирвин Ялом — каждый из них разрабатывал собственные оригинальные методики в ключе экзистенциализма.

Немецкий психолог Эрих Фромм в 1955 году в работе «Здоровое общество» пишет о том, что человек никогда не сможет ощутить полноту жизни, удовлетворяя лишь свои базовые физиологические потребности.

*Эрих Фромм (1900–1980)

Фромм выводит формулу из пяти экзистенциальных потребностей, утоляя которые человек двигается по пути самосовершенствования.

  1. Общение, установление связей, благодаря которым притупляется ощущение одиночества.
  2. Трансценденция — преодоление себя, выход из зоны комфорта.
  3. Укорененность — определение своего места в мире, надежный тыл, дающий ощущение безопасности.
  4. Самоидентичность — принятие своей индивидуальности.
  5. Система ценностей.

Влияние экзистенциального кризиса на развитие личности

Хоть экзистенциальный кризис и сопровождается неприятными эмоциями, его нельзя рассматривать исключительно с негативной точки зрения. Все личностные кризисы содержат в себе огромный потенциал для развития. Они как бы напоминают человеку, что тот засиделся в зоне комфорта и перерос ее.

Что-то мешает человеку вылезти из своего уютного мирка – страх, лень, неуверенность в себе. Тогда туда врывается кризис и переворачивает все с ног на голову.

Зона комфорта превращается в зону дискомфорта, и человек начинает искать из нее выход.

Если у него хватит решимости побороть свои страхи и инерцию, он выйдет на новый уровень личностного развития. К сожалению, так происходит не всегда. Кризис может сломить слабую личность – естественный отбор никто не отменял. Но не будем о грустном.

Именно экзистенциальный кризис, например, помог человеку по имени Сиддхартха Гаутама достичь просветления и стать Буддой. Его готовили стать царем и пророчили ему великое будущее. До 30 лет родные скрывали от него факт, что человек смертен, чтобы оградить наследника престола от огорчений и страданий. Во дворец не допускали больных и стариков, чтобы не вызывать у него лишних вопросов.

Когда Сиддхартха впервые вышел за пределы замка, в одночасье на него обрушилась зловещая и горькая правда. Он увидел нищих больных стариков, разлагающиеся трупы животных, монахов, отрекшихся от мирской жизни. Последние особенно заинтересовали молодого человека. Он уже не мог беззаботно радоваться жизни, как раньше, и решил покинуть дворец. Так начался его духовный путь.

Если вас настиг экзистенциальный кризис, не стоит воспринимать его как наказание. Считайте это подарком судьбы. Она дает вам волшебный толчок, чтобы начать новую жизнь.

Лотерейный билет в обмен на жизнь

Шанс добиться Успеха в мире кинематографа сравним с шансом выиграть в лотерею. Это касается актеров, режиссеров, сценаристов и многих других. Статья может оказаться полезной, особенно в условиях наступившего кризиса. Информация в статье касается только тех людей, которые пытаются «сорвать куш» отказываясь от стабильной работы и нормальной жизни. Увы, таких немало. Сразу предупреждаю что это только мнение частного лица, а не претензия на истину в последней инстанции.

Наступил кризис. Его причины, возможные последствия и пути выхода — оставим на обсуждение диванным экспертам в социальных сетях. Здесь он рассматривается только как фактор который неизбежно заморозит (и даже похоронит) множество кинопроектов. Кризис только обострит и вскроет множество проблем участников околокинематографической тусовки.

Люди которые пытаются продать сценарий, найти продюсера или инициировать кинопроект часто страдают из-за того, что ставят на кон всё. Пытаясь «сорвать куш» они отказываются от нормальной стабильной работы, от нормальной семейной жизни. При планировании будущего почти не рассматривают вариант неудачи. И могут так жить годами! Перебиваются лишь случайными подработками, часто имеют серьезные финансовые проблемы. Они мечтают что вот-вот и продадут сценарий, найдут инвестора/продюсера и большинство накопившихся жизненных проблем решится одним махом. В глубинных механизмах такого поведения нужно разбираться психологам (корни те же что и лудомании). Мы же лишь рассмотрим основные проявления.

Стартаперское движение и околокинематографическая тусовка — близнецы

Я имел возможность общаться с представителями как околокинематографической, так и стартаперской тусовки. Между ними очень много общего — кинопроект в некотором роде сам является стартапом. Их объединяет то, что многие люди одинаково носятся со своими проектами (концептами, сценариями, заявками, пилотами) в надежде найти инвестора. Иногда годами. Чаще всего — безуспешно.

В этих родственных тусовках бывают одни и те же люди. И часто даже «места обитания» у них одни и те же — коворкинги и «кафешки».

Оптимизм — зло

Пессимизм и оптимизм — одинаково вредны. Всегда нужно оставаться реалистом. Если вы принимаете решения в соответствии с неадекватно позитивным прогнозом будущего — то скорее всего вы проиграете.

Мечтать и думать о хорошем — нужно обязательно. Но не стоит ставить на кон всё. У некоторых людей оптимизм становится своего рода религией (особенно у людей составляющих аудиторию макулатуры Зеланда и фильмов подобных «Секрету»). И такие люди в итоге совершенно неадекватно оценивают обстановку и принимают неверные решения. Не принимают в расчет то, что неудача во много раз более вероятна чем успех.

Такие люди продают квартиры, чтобы дать детям актерское образование или пристроить в элитную спортивную школу. Такие люди влезают в долги, чтобы инвестировать в свой «интернет-стартап». Такие люди берут кредиты в банках (или вообще у бандитов), чтобы открыть абсолютно нежизнеспособный бизнес (после «накачек мотивацией» в бизнес-сектах). И эти люди проигрывают в большинстве случаев. И хорошо если этот проигрыш ограничится потерянным временем и испорченными отношениями с близкими. В худших случаях это заканчивается многолетней депрессией, потерей всего имущества, запойным алкоголизмом, разрушением семей, суицидами и местью кредиторов.

Как бы каламбурно ни звучало, но оптимизм может убить вас. В прямом смысле слова.

Простая арифметика

Рассчитаем упущенные возможности на примере сценариста. Допустим, есть некий «сферический в вакууме» сценарист который написал неплохой сценарий. Он мечтает его продать продюсеру. Если этот сценарист имеет стабильную постоянную (оплачиваемую) работу и попытка продажи сценария для него лишь попутная деятельность — то все в порядке. Это нормально и адекватно.

Но если этот самый сценарист попытку продать сценарий делает своим основным занятием, перебивается случайными заработками — то это печально. И чем дольше это длится, тем больше подсознательно «повышаются ставки». Чем больше проблем накопится, тем больше соблазн решить их все одним махом, продав сценарий.

Но, как мы с вами понимаем, шанс успеха невысок. И даже в случае крайне маловероятного успеха, выручить за сценарий можно не такую уж и большую сумму. Для российского кинематографа стоимость оригинального сценария от малоизвестного автора очень редко превышает 20 тысяч долларов. Если считать докризисными 35 рублями за доллар, то сумма выходит всего в 700 тысяч рублей. Такие деньги вполне можно заработать за полтора-два года, на стабильной работе. При этом жить полноценной жизнью. Многие стартаперы (в том числе «кинематографические») почему-то не хотят принимать во внимание такие расчеты. И они лишают себя нормальной, полноценной жизни. Часто возможный успех не покроет упущенной выгоды. Успех и так крайне маловероятен, а в условиях кризиса…

Пример из палаты мер и весов

Приведу каноничный пример. Один неизвестный начинающий режиссер решил снять короткометражку. Расчет был на то что она «выстрелит» на каком-нибудь из крупных фестивалей, режиссера (и актеров засветившихся в ней) заметят и все завертится. Снято было не так уж и плохо и актеры старались. Весь процесс обошелся в сумму около 120-150 тр. В основном взятых в долг у знакомых и родственников.

Но… как и можно догадаться, «не взлетело». Короткометражка не прошла отбор на престижных фестивалях. Усилия и деньги потрачены впустую (если не считать задачи обучения, развлечения и ощущения собственной важности в процессе съемок для режиссера). В надежде что короткометражка «выстрелит», многие месяцы откладывались серьезные дела типа работы. Человек пребывал в экзистенциальном угаре, строя вымышленные сценарии успеха. Но это все разбилось о суровую действительность. Упущено время. Человек влез в долги которые так и не вернул. Подобных случаев история знает немало.

Экзистенциальная ловушка

Одна из главных причин такого нелогичного поведения в той ловушке для разума которую сплела реклама и массовая культура. Людям показывают картинки красивой жизни и убеждают что у них есть шанс жить также. И поэтому люди терпят любую социальную несправедливость, любые лишения только ради призрачного шанса причастия. Поэтому процветает «жизнь в кредит», демонстративное потребление, экономические преступления, бытовая проституция и т. д. Причин и следствий у этого явления очень много и все их рассмотреть не получится даже в формате целой книги. Главное то, что эта ловушка провоцирует неадекватно-оптимистичное (и весьма рискованное) планирование. Человек пребывает в вымышленном мире потребительского счастья и готов рискнуть ВСЕМ ради малейшего шанса оказаться в нем одним скачком.

Очевидные вещи? Детсадовский уровень? Отнюдь…

Многие отметят что в статье описаны настолько очевидные вещи что их знает каждый. Но, к сожалению, не каждый. Я знаю нескольких взрослых и психически здоровых людей которые годами ходят на переговоры с потенциальными инвесторами/продюсерами/покупателями, тусуются на питчингах, «пасутся» на тематических сайтах в надежде разом решить свои проблемы. Безуспешно.

При этом сами все в долгах, живут весьма бедно, довольствуются непостоянными заработками. Иногда от таких людей уходят жены, они теряют друзей и портят отношения с родственниками (из-за долгов).

Не покупайте лотерейные билеты по слишком дорогой цене. Всегда будьте реалистами и рассматривайте неудачу как наиболее вероятный результат своей попытки. Во времена кризиса неадекватно-позитивное планирование может с убийственной силой ударить вас о самое дно.

Примечания

Оригинал статьи Мельников А.С. Социологическая интерпретация экзистенциальных ценностей // Соціологічні дослідження: Збірник наукових праць. — № 10. — Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2008. — С. 130-142.
См.: Бакиров В. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. — Х.: Вища школа,1988; Здравомыслов А. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986; Подольская Е. Ценностные ориентации и проблема активности личности. — Х.: Основа, 1991; Ручка А. Социальные ценности и нормы. — К.: Наукова думка, 1976; Ручка А. Ценностный подход в системе социологического знания. — К.: Наукова думка, 1987; Сурина И. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. — М.: Социум, 1999; Шрейдер Ю. Ценности, которые мы выбираем. — М.: Эдиториал, 1999; Boudon R. The origin of values. — New Brunswick: Transaction, 2001; Joas H. The genesis of values. — Chicago: University of Chicago Press, 2000; Rokeach М. The Nature of Human Values. — N.-Y., L., 1973; Spates J. The Sociology of Values // Annual Review of Sociology. — 1983. — Vol. 9. — P. 27-49; Hitlin S., Piliavin J. Values: Reviving a Dormant Concept // Annual Review of Sociology. — 2004. — Vol. 30. — P. 359-393; Wuthnow R. The Sociological Study of Values // Sociological Forum. — 2008. — Vol. 23. — Issue 2. — P. 333-343.

В частности, у Сорокина понятие ценности воплощено в типологии динамических социокультурных суперсистем, а у Парсонса в этом отношении можно назвать схему типовых переменных действия (также см. его работу [3]).

См. детальное исследование, посвященное истории развития понятия ценностей в социологии [4].

Некоторыми особенностями обладает ценность гедонизма, которая относится одновременно к полюсу «открытости изменениям» и к полюсу «самовозвышения».

Дополнительным аргументом в пользу модели Ш.Шварца является ее успешное применение в рамках крупномасштабного исследовательского проекта European Social Survey. См. отчет о жизненных ценностях украинцев в сравнении с европейскими странами [6]. Помимо ESS, кросс-культурные эмпирические исследования ценностей проводились в рамках проектов International Social Survey Program (украинский отчет см. [7]) и World Values Survey (см. https://www.worldvaluessurvey.org). В основу последнего из указанных проектов заложен подход к изучению ценностей Р.Инглхарта.

Каждый желающий может пройти тест Хаузера на веб-странице https://moral.wjh.harvard.edu/index.html

См.: Гаврилюк В., Трикоз Н. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. — 2002. — № 1. — С. 96-105; Лапин Н. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. — 1996. -№ 5. — С. 3-23; Смирнов Л. Эмпирическое изучение базовых ценностей // Мир России. — 2002. — № 1. — С. 166-184; Яницкий М. Ценностные ориентиры личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000; Атаян В. Аксиологические концепты регулятивной функции ценности в обществе // Гуманитарные и социальные науки. — 2008. — № 6. — С. 2-9.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]