Социализация личности. Три составляющие сферы в процессе ее становления.

Личность – человек со свойственным набором психических свойств, определяющих поступки, поведение, значимые для общества, отличающие его от остальных. Связанные между собой социализация и воспитание личности превращают человека-индивида в полноценную, самостоятельную личность, представляющую ценность для общества, обладающей индивидуальностью. Личностное развития – основная проблема и предмет исследования педагогики, социологии, психологии, психиатрии.

Рекомендуем: «Проблемы социального воспитания».

Понятие социализации

Социализация – вхождение индивида в общественную, социальную среду, окружение через приобщение его к социальным нормам, общественным ценностям сложившегося строя. Социализированный человек – основа полноценного общества, активно осуществляющий функции, возложенные на него обществом, государством.

На социализацию влияют группы факторов:

  • макрофакторы – планета, страна, общество, космос;
  • мезофакторы – этнос, средства массовой коммуникации, регион, поселение;
  • микрофакторы – семья, социум, воспитательное влияние.

Социализация личности в психологии – планомерное вхождение индивида в существующую социальную среду, приобщение к комплексу социальных взаимосвязей, приобретение индивидуальности. Процесс двусторонний: с одной стороны – усвоение социального опыта, психологических установок, с другой – активное его воспроизводство. Первое – воздействие окружающего пространства, среды на человека, второе – человека на среду.

Факторы

Факторы, определяющие социализацию человека, могут быть разделены на 2 группы: социальные и социально-психологические.

Первая группа отражает социально-культурный аспект социализации и отражает особенности развития личности в зависимости от культуры, в которой она развивается, исторического фактора и этнических особенностей окружения человека.

Эта группа содержит в себе:

  1. Макрофакторы. Они отражают развитие личности относительно ее проживания в больших социальных общностях (на уровне государства и национальной культуры).
  2. Микрофакторы. Они отражают развитие личности относительно ее развития и воспитания в малых социальных общностях (школа, университет, рабочий коллектив).
  3. Мезофакторы. Они отражают социализацию личности путем ее проживания в средних общностях (регионы, поселения).

Индивидуально-личностные факторы выделяют роль особенности личности в процессе социализации. Необходимо учитывать субъективное усвоение воздействий со стороны общества и личностей, которые по-разному воспринимают одни и те же явления. Все люди выносят из объективно схожих ситуаций совершенно разный опыт, поэтому данный фактор необходимо учитывать при изучении социализации.

Этапы социализации

Выделяются временные этапы включения индивида в социум:

  • первичная – адаптация, от момента рождения до конца подросткового периода. Ребенок адаптируется, приспосабливается, усваивает накопленный родителями социальный опыт;
  • стадия индивидуализации – начинается с подросткового возраста. Для нее характерно стремление выделиться и проявить себя. Результат этапа при нормальном его протекании – формирование устойчивых свойств, установок, ценностей отношений;
  • интеграция – характеризуется желанием найти свое место в социуме. Благополучной интеграция считается если индивид принимается обществом, коллективом;
  • трудовая стадия – социальная зрелость человека, период трудовой активности. Человек усваивает накопленный опыт и способен воспроизводить его;
  • послетрудовая – пожилой возраст. Основное направление – передача накопленного социального опыта следующему поколению.

Социализация как фактор развития личности школьника

Во многом, конечно, социализация важна в школьном возрасте, и на то есть ряд определенных причин.

Во-первых, когда ребенок только приходит в школу, то у него как раз начинается процесс вторичной социализации. Там для него все новое: и учителя, которые могут нести совсем другие мысли и вести себя иначе, чем привычные родители, и новый коллектив, с которым также предстоит выстроить грамотное общение.

Подобное для ребенка в новинку, и это может быть достаточно сложным периодом для него, но он необходим для будущего развития. Человеку нужно учиться жить в социуме за пределами семьи и уметь общаться с самыми разными людьми.

Немаловажен также и подростковый период, когда ребенок учится в средних и старших классах. В процессе пубертата меняется не только тело, но и образ мышления. Родители, их мнение и образ жизни обычно уходят на второй план, а освободившееся место занимают друзья. Тяжелее всего в этой ситуации придется детям ведомым, их могут подмять под себя более авторитетные личности.

И, конечно же, не стоит забывать про «эффект маятника». В знак протеста, который является неразрывным спутником переходного возраста, ребенок захочет чего-то противоположного, чем то, что есть у него в семье, а это способно привести к плачевным последствиям. Поэтому родителям важно держать руку на пульсе и контролировать ребенка.

Понятие воспитания

Воспитание – микрофактор, влияющий на социализацию. Социализированный индивид соответствует нормам, ценностям, противостоит отрицательному действию окружающей среды, тенденциям, тормозящим, отклоняющим развитие индивидуальности.

Общепринятого определения термина не существует. Связано это с многозначностью понятия. Его рассматривают как общественно направленную деятельность, процесс, воздействие на отдельного человека.

Воспитание – направленное влияние на деятельность человека организованных институтов общества, среды, собственной активности. Направлено оно на формирование необходимых устойчивых свойств личности, индивидуальных качеств.

В психологической науке воспитание – деятельность, осуществляющая передачу следующему поколению общественного исторически накопленного опыта. Оно является целенаправленным действием на сознание, далее на поведение через формирование значимых для жизни установок, идеалов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для дальнейшего развития, подготовки индивида к жизни в обществе, труду. Цель – ожидаемые запланированные изменения, получаемые под воздействием подготовленных действий. Результаты – степень усвоения запланированных черт, норм, правил. Нормы, соблюдения которых добиваются от ребенка родители, становятся внутренними идеалами, принципами мировоззрения.

Важно

Отсутствие воспитания приводит к отклонениям умственного развития, нарушению формирования обязательных для жизни в человеческом обществе социальных ролей.

Стадии процесса социализация личности по Эриксону

Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:

1 Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка.
2 Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности.
3 Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем.
4 Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности.
5 Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание
6 Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным.
7 Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми.
6 Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него.

Конечно же, данная тема намного широка и интересна, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Формирование самооценки у детей
  • Роль искусства в развитии детей
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • Критерии личности
  • Социальная установка
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
  • Формирование самосознания
  • Теория психосоциального развития
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение

Ключевые слова:1Самопознание

Воспитание – направленное действие на личность

Воспитание – показатель развития или направленный психологический, педагогический процесс формирования важных личностных качеств. Оно зависит от собственных усилий, склонностей, задатков, работоспособности, проявляющихся в разных видах деятельности. Этим объясняется его разное действие на людей, живущих и воспитывающихся в одинаковых условиях.

Современные методы воспитания личности

Оно выполняет функции:

  • упорядочивает влияния, факторы;
  • создает условия для ускоренного вхождения человека в общество;
  • помогает преодолеть, уменьшить негативные последствия стихийной социализации, придать личностную положительную ориентацию, мотивацию.

Формы проявлений

Социализация в психологии – это процесс, во время которого человек воспринимает и осваивает социальный опыт в зависимости от своих субъективных особенностей.

Социализация может проявляться по следующим признакам:

  • личность легко адаптируется к социальным условиям;
  • личность усваивает ценности, установки и нормы поведения в обществе;
  • личность воспроизводит социально одобряемые модели поведения в обществе;
  • деятельность человека направлена на морально-нравственное поведение, освоение гуманистических ценностей;
  • в жизни человек постоянно развивает свои личностные качества;
  • личность идентифицирует себя с социальными ролями;
  • человек в процессе развития становится интеллектуально зрелым, обретает способность анализировать;
  • личность несет ответственность за свои поступки перед коллективом;
  • личность развивает самосознание и учится рефлексировать.

Виды воспитания

Выделяют воспитание умственное, физическое, трудовое. По другой классификации – нравственное, физическое, трудовое, эстетическое. Часто добавляется правовое, гендерное, экономическое, экологическое.

Какие качества воспитывать? Основой можно считать содержание, предложенное российским педагогом Караковским, выделившим общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Знания, Труд, Культура, Земля, Отечество, Мир. Принятие ценностей рождает положительные черты, нравственные качества, правильные потребности, поступки.

Разделяется воспитание личности по моделям, зависящим от развития общества на различных исторических этапах, соотношения социальных групп, социально-политической ориентации. Достаточно вспомнить основы тоталитарного и демократического общества, отличающиеся по системам ценностей и требующие формирования разных качеств личности.

Воспитание проходит двумя способами:

  • Путем сообщения, объяснения общественно значимых целей, принципов, ценностей, норм поведения. Способ исключает возможность поиска, совершения ошибок. Основывается на переработке имеющихся у человека мотиваций по осмыслению отношения к действительности.
  • С помощью специальных условий, созданных для формирования познавательного интереса, стимулировании активной общественно-полезной деятельности.

Первый способ – традиционный, второй – современный. Оба они эффективны при совместном применения, взаимодополняемости.

Цели и функции

Основная цель социализации — это усвоение человеком норм и правил, позволяющих успешно интегрироваться в общество и взаимодействовать с другими людьми, поддерживать продуктивный контакт.

Функции:

  • нормативно-регулятивная;
  • личностно-преобразовательная;
  • ценностно-ориентационная;
  • информационно-коммуникативная;
  • творческая;
  • функция воспроизводства или прокреация;
  • компенсаторная.

Если хотя бы одна из функций не была выполнена, социализация не может считаться успешной, т.к. ситуация может перекоситься в сторону десоциализации или ресоциализации.

Принципы гармоничного развития

Формирование гармоничной личности направлено на достижение целей:

  • формирование сознания гражданина, патриота;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • развитие креативности, способности к творчеству;
  • формирование адекватной Я-концепции, способности самореализации.

Принципы, которые нужно соблюдать:

  • уважительные, доверительные отношения между педагогами, воспитанниками;
  • природосообразность (учет возрастных, гендерных, других природных особенностей);
  • культуросообразность (опора на культурные традиции народа);
  • гуманизация, эстетизация среды воспитательного учреждения.

Теории

Теория Ученый Идея
Теория развития личности Чарльз Кули

Джордж Герберт Мид

«Зеркальное отражение» или восприятие себя через представления об оценочных суждениях окружающих
Психоаналитические теории Зигмунд Фрейд

Эрик Эриксон

Личность развивается поэтапно, приближаясь к половой зрелости. Каждая стадия связана с преодолением кризисных состояний.
Теория развития познания Жан Пиаже Личность развивается постепенно, во время прохождения стадий. На каждой стадии развивается новый познавательный навык.
Теория нравственности Лоренс Колберг Нравственное развитие происходит посредством стадий, каждая из которых предполагает овладение новыми познавательными способностями и навыком понимания чувств окружающих.

По Фрейду

Теория личности З. Фрейда предпологает наличие у человека трех личностных состояний (Оно, Я, сверх-Я).

Ид, «Оно» — это энергия, которая побуждает человека к получению удовольствия.

Эго, «Я» выступает в качестве контролера, который руководствуясь реальностью, позволяет человеку регулировать Ид. Суперэго, «Я» — это родитель внутри человека.

Та часть сознания, которая оценивает поведение и стремится довести его до установленного родителями стандарта.

Также Фрейд выделяет 4 стадии сексуального развития:

  • оральную;
  • анальную;
  • фаллическую;
  • генитальную.

На каждой стадии возникает конфликт между запретами, установленными родителями. А затем конфликт возникает уже с Суперэго, которое выполняет роль родителя. На стыке этих противоречий происходит социализация.

Связь воспитания и социализации

Как социализация, так и воспитание направлены на усвоение нравственных норм. Но есть отличия. Первое направлено на развитие духовных качеств, духовного здоровья общества, второе – развитие качеств личности. Одно без другого существовать не может. Если общество не стремится к духовному оздоровлению, социализация становится стандартной адаптацией. Общество, стремящееся к устойчивому формированию, развитию личности, обеспечивает гармонию свобод, прав, обязанностей всех граждан. Если общественный строй поддерживается принудительными методами, здоровым общество назвать нельзя.

Роль коллектива в воспитании личности

Социализация проходит под влиянием воспитания и других факторов. Сформировать личность с нуля только воспитательным влиянием школы невозможно, до поступления в образовательное заведение на ребенка уже воздействует семья, микроокружение.

В отличие от социализации, проходящей всегда стихийно, воспитание – направленный процесс, оно рассматривается как механизм, средство управления нормальным входом в общественную жизнь. Основная функция его – регулирование влияния социального окружения, создание условий для успешного развития.

Социализация – процесс непрерывный, человек взаимодействует с ее факторами в течение жизни. Воспитание дискретно. Оно планомерно, но осуществляется специальными организациями, ограниченными во времени и пространстве.

Методы управления

Социализация в психологии – это процесс, который играет решающую роль в развитии личности с раннего возраста. Методы управления социализацией чаще всего используются в воспитании; сопоставление особенностей процесса социализации и возможностей воспитания позволяет определить конкретные функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией ребенка.

Компенсация недостатков первичной социализации

Известно, что первичная социализация играет важную роль в приобретении ребенком первых навыков общения и уяснении им норм поведения. Распространенность жестокого обращения с детьми приводит к тому, что целые группы несовершеннолетних становятся жертвами неблагоприятных условий социализации.

Неблагоприятно действует на социализацию детей и переживаемая взрослыми людьми упадок самого института семьи. Поэтому воспитание должно выполнить задачу компенсации того внимания, которое не было получено ребенком в семье.

Ее может выполнить педагог с помощью следующих позиций:

  • принятие ребенка таким, как он есть;
  • понимание причин замкнутости ребенка;
  • создание ребенку ситуацию успешности;
  • включение ребенка в ситуации деятельности, где он может чувствовать себя значимым.

Предупреждение или коррекция детских комплексов

Дети часто не уверены в себе из-за чувства своей неуспешности в деятельности. Ребенок чувствует дискомфорт из-за пренебрежительного отношения и недоброжелательности со стороны сверстников, начинает считать свою внешность некрасивой и придираться к себе.

Данные процессы приводят к формированию у ребенка комплексов и выученной беспомощности, что в дальнейшем мешает реализации личности и ее социализации. Поэтому важным является формирование благоприятной среды для развития ребенка и убеждение его в собственной полноценности и нужности.

Расширение социального опыта детей

Формированию здоровой социализации может помочь использование комплекса мероприятий, участие в которых позволяет личности расширить кругозор и освоить опыт гуманных отношений в межличностном взаимодействии.

К таким мероприятиям относятся:

  • экскурсии в музеи, картинные галереи;
  • связь с учреждениями дополнительного образования и культуры;
  • мероприятия социально направленной деятельности (благоустройство архитектурно-пространственной среды, выступление с концертами перед населением);
  • встречи с представителями разных профессий.

Процесс социализации личности – это важное явление, которое начинает проявляться с самого детства. В психологии различают формы, виды и этапы социализации, знание которых, наряду с правильной диагностикой, может помочь своевременно выявить проблемы взаимодействия с обществом и вовремя их скорректировать с помощью методов управления процессом социализации.

Автор: Анна Флейман

Семья: зарождение личности

Семья — главный агент первичной социализации, первое окружение ребенка, определяющее весь последующий процесс вхождения в социум.

С помощью семьи дети вписываются в социум. Родители формируют качества ребенка с ранних этапов. Отсутствие и недостаток внимания родителей содействует появлению у детей множества психологических, социальных отклонений, комплексов, сильно нарушающих нормальную деятельность в будущем.

Родители создают основу личностных качеств, социальное положение влияет на статус ребенка, профессия определяет образовательный, культурный уровень. Семья закладывает фундамент нравственных, семейных, гендерных ценностей.

Семья может оказать негативное влияние. Алкоголизм, конфликты, разводы, социальное отчуждение, жестокое обращение накладывают серьезный отпечаток на развитие у ребенка важных для общества качеств, его мировоззрение.

Семья находится в центре проблем, связанных с физическим, психологическим, социальным здоровьем детей. Социальное развитие зависит и от других агентов, качеств индивида, врожденных черт. Поэтому дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье, не обязательно вырастают преступниками, а могут стать высоконравственными людьми и полноценными личностями.

Понятие и факторы саморазвития личности

Саморазвитие — это постоянная усердная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. Как и социализация, этот процесс длится на протяжении всей жизни.

Этапы саморазвития

  • Самопознание, а также анализ собственной личности и деятельности в самых разнообразных ее проявлениях.

Самое главное и основное для личности — это понимание, кто она такая, какие у нее сильные стороны, какие недостатки. К чему ей стремиться, а чего не хватает. Без самоанализа не получится и никакого развития, человек просто не будет понимать, что ему делать и зачем.

  • Формирование идеального образа.

Грубо говоря — постановка конкретных целей. Человек решает каким он хочет быть, а потом переходит к следующему этапу.

  • Создание плана саморазвития.

На этом этапе создается четкий план: человек уже не только понимает, чего он хочет, но и знает, как этого добиться.

  • Реализация плана саморазвития.

Тут все понятно из названия: человек создает четкий план и строго ему следует ради достижения своей цели.

  • Подведение итогов

После того, как цель достигнута, человек анализирует весь процесс еще раз с самого начала.

Основные формы саморазвития

  • Самоутверждение. Оно дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, с помощью подтверждения в той или иной форме.
  • Самосовершенствование. Стремление стать еще лучше в соответствии с заранее созданным идеальным образом.
  • Самоактуализация. Стремление выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни, а также использовать свои возможности по максимуму для достижения этой цели.

Факторы саморазвития

  • Внутренние.

К ним относятся личные качества человека, мировосприятие, предпочтения, а также личные интересы и цели.

  • Внешние.

К внешним факторам относится все, что окружает человека: семья, система обучения, государственные органы и т.д., а также их влияние на него и его развитие.

  • Социальные.

К социальным факторам относится среда обитания человека, ее особенности и то, как она воздействует на него. Важную роль здесь также играет самоидентификация, а точнее, ощущает ли человек принадлежность к той или иной социальной группе или нет.

  • Наследственные.

К ним относятся любые факторы, которые передаются по наследству и могут как-то влиять на его жизнь. Например, к этому относится предрасположенность к психиатрическим болезням.

Школа – социальный институт

Школа предоставляет детям систематическое образование, обеспечивает разносторонний воспитательный процесс. Образовательные и воспитательные учреждения – сосредоточение культуры, политических, нравственных ценностей. Школа призвана поддержать социализацию, начинающуюся из семьи, исправить ее при необходимости, что сделать достаточно сложно. Работа учреждения зависит от личностных, профессиональных качеств учителей, воспитателей, микроклимата коллектива, форм, методов, современности учебного заведения, множества других факторов.

Социализация человека и воспитание личности – неразрывно связанные процессы, дополняющие друг друга и одновременно противоположные. Без них невозможно полноценное развитие человека как полноценного члена общества, являющегося сформированной личностью.

Человек как объект и субъект

Человек выступает в качестве объекта социализации, так как он подвергается воздействию общества. Индивид впитывает общественные установки и ценности, в процессе взаимодействия со значимыми людьми.

Общество же в свою очередь стремится превратить людей в «стандартных» и «нормальных» представителей социума и активно работает над этим.

Однако можно рассматривать человека и как субъекта социализации. Ведь индивид является не просто пассивным наблюдателем. Во время процесса адаптации он выполняет определенные задачи, проявляя активность и субъектность:

  • естественно-культурные задачи;
  • социально-культурные задачи;
  • социально-психологические задачи.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]