Чем чувства отличаются от эмоций?
Чувства в психологии – это один из важных факторов восприятия человеком действительности. Вместе с эмоциями, они помогают формировать собственное представление о событиях вокруг.
Однако все попытки определить, чем чувства отличаются от эмоций, имеют разное соотношение: иногда эмоции и чувства отождествляют, но чаще эмоции являются частью чувственного опыта человека.
Главные различия между чувствами и эмоциями в:
- происхождении;
- длительности;
- целенаправленности.
С биологической точки зрения эмоции – это ситуативные переживание непосредственной реальности, они являются краткой реакцией на любое восприятие человеком.
Чувства в психологии, с другой стороны, – это более сложные и длительные внутренние переживания человека, в которых задействованы не только биологические реакции, но и личностный опыт, социальные нормы и духовные потребности.
Также психологи считают, что все одинаково реагируют на ситуацию эмоционально, задействуют те же биологические механизмы, в то время как чувственное переживание – это более субъективный и индивидуальный характер. Поэтому эмоция радости проявляется у всех примерно одинаково, но состояние счастья у каждого свое.
Еще одно важное свойство, отличающее чувства от эмоций, — это важность контекста и социальной среды того или иного общества. Так, например, чувство долга или чувство достоинства имеют разное значение в разные исторические периоды, тогда как страх всегда проявлялся одинаково.
Чувства
Чувства представляют собой особую форму отношения личности к происходящим явлениям действительности, устанавливают соответствие или несоответствие различным потребностям, отличаются устойчивостью проявления. На основе чувственного восприятия можно определить эмоциональное отношение индивида к различным явлениям, выделить моральные ценности и убеждения, изучить внутренний мир человека. Чувства и переживания воспринимают и отражают происходящие явления действительности, и затем выражаются во вне. Развитие личности напрямую связанно с чувственным развитием, являясь необходимым условием эмоционального развития. Совместно с индивидуальным сознанием и воспитательными воздействиями формируются чувственные образы и развиваются индивидуальные личностные особенности.
Сколько всего чувств у человека?
Несмотря на то, что чувства являются одним из способов познания мира человеком, вопрос их полного понимания и категоризации до сих пор открыт.
Чувства лежат в основе большинства человеческих потребностей и действий, а также развиваются в сложной взаимозависимости с культурной и социальной средой человека. Первые попытки описать важность и целенаправленность чувств принадлежат Аристотелю.
Он обосновал наличие 5 чувств человека, способствующих познанию человека:
- зрение;
- слух;
- обоняние;
- осязание;
- вкус.
Позже философы включили сюда еще и чувство интуиции, или непостижимое, и такой набор человеческих чувств считался завершенным на протяжении столетий. Но современные неврологи далеко не согласны с такой классификацией. Чувства стали рассматривать более детально и выделять отдельные аспекты их проявлений.
Так, например, чувство вкуса, как восприятие, включает чувство сладкого, соленого, кислого или горького. Основываясь на разных научных подходах и классификациях, выделяют от 3 до 21 чувств, свойственных человеку.
Современная наука выделяет 3 минимальные категории чувств, таких как:
- химические чувства (обоняние и вкус);
- механические (слух и осязание);
- световое (зрение).
Более расширенный перечень человеческих чувств включает другие ощущения и восприятия:
- суставно-мышечное чувство;
- вибрационная чувствительность;
- вестибулярный аппарат (чувство равновесия или эквибриоцепция и чувство ускорения);
- болевая чувствительность или ноцицепция;
- температурная чувствительность или термоцепция;
- проприоцепция или чувство осознания тела (если исключить восприятие окружение мира человеком 5 чувствами, он все равно осознает, где и как лежит его рука);
- чувство времени;
- висцеральное (интуитивное) чувство.
Главный подход, который свойственен этой классификации, – что все эти чувства могут распознаваться человеком осознано. Немного другой подход к пониманию чувств предлагают психологи. Чувства в психологии – это набор переживаний, свойственных каждому человеку.
Считается, что первичными являются 2 формы чувств – удовлетворение и страдание, а количество их производных возрастает и усложняется с возрастом.
Поэтому, исходя из взаимозависимости жизненного опыта, настроения, эмоций и мышления, психологи описывают 5 основных чувств и их разновидностей, которые испытывает каждый человек.
А именно:
- гнев (бешенство, ненависть, раздражение, обида, ревность, недовольство);
- страх (ужас, испуг, оцепенение, вина, стыд, замешательство, раскаяние);
- грусть (горечь, тоска, лень, жалось беспомощность, одиночество);
- радость (счастье, восторг, умиротворение, надежда, любопытство, вера, уверенность);
- любовь (нежность, сочувствие, доброта, восхищение, искренность, естественность).
Таким образом, чувства человека являются основой психологической грамотности, которая обеспечивает устойчивое формирование личиночного развития и познания.
Фундаментальные эмоции
Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
Функции чувств
Чувства в психологии – это неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Они помогают формировать собственное представление о мире, оценивать приоритеты и эффективно поддерживать коммуникацию с другими людьми.
Мотивационная
Мотивационная функция чувств выполняют основополагающую роль стимулирования человека к действию и поддержания его активности.
Мобилизуя все переживания и цели, чувство желания является важным побуждающим фактором к любому действию:
- концентрации над заданием;
- планированию;
- формированию необходимого психоэмоционального настроя;
- быстрому восстановлению после стресса или тревоги.
Сигнальная
Сигнальная функция является способностью человека реагировать на разные сигналы из окружающей среды и собственного внутреннего состояния.
Благодаря этой функции человек воспринимает любую информацию (эмоции, чувства, невербальную коммуникацию), а его мозг может идентифицировать и придать значимости тем или иным сигналам, на основании которых формируется оценочное суждение и ответная реакция.
Оценочная
Главное задание оценочной функции человека – понять, что происходит вокруг, интерпретировать любое восприятие информации (вербальной и невербальной) с субъективной точки зрения как желаемое или вредное воздействие на собственное состояние.
Оценочная функция формируется на основании жизненного опыта и неосознанно придает некой значимости предмету или ситуации в положительном или негативном ключе.
Функция, синтезирующая основы образа
Чувства в психологии – это множество разных чувственных раздражителей, которые воспринимают информацию по-разному.
Поэтому цель синтезирующей функции состоит в создании целостной и понятной картины восприятия из разных кусочков информации (например, целостное восприятие торта с его формой, запахом, вкусом и эстетикой). Эта функция создает возможность гармонического существования мыслей, чувств и эмоций.
Экспрессивная функция
Экспрессивная функция чувств является важной частью коммуникации каждого человека. Она помогает не только воспринимать невербальную информацию во время общения с другими, но и обеспечивает собственное синхронное выражение чувств и мыслей с целью создания более полной картины экспрессии.
Классификация эмоций
В зависимости от того, какое чувство вызывают те или иные эмоции, психологи разделяют их на положительные, отрицательные и нейтральные.
Такая классификация позволяет более четко понимать, как эмоции воздействуют на организм и как на них нужно реагировать: например, как работать с чувством паники или со страхом.
Нейтральные эмоции
Ученые считают, что к категории нейтральных эмоций стоит относить все те психоэмоциональные и физические ощущения, когда человеку ни больно, ни приятно. Это скорее даже не четкое выраженные эмоциональные состояния, как просто их слабая интенсивность проявления, из-за чего некоторые ученые относят их к категории положительных эмоций, ведь они не вызывают болезненных ощущений и не отвлекают от жизненных дел. Самыми наглядными примерами нейтральных эмоций является проявление любопытства, безразличия или изумления.
Положительные эмоции
Положительные эмоции служат индикатором благоприятного состояния человека. Они помогают укрепить веру в собственные силы, придают положительного значения жизненным планам, дают ощущение правильно выбранного пути.
К числу самых частых положительных эмоций ученые относят:
- удовольствие;
- спокойствие;
- восторг;
- радость;
- уверенность;
- любовь;
- симпатии;
- благодарность;
- смирение.
Отрицательные эмоции
Отрицательные эмоции считаются причиной психологического саморазрушения и катализатором многих хронических болезней. Ученые уже давно доказали, что негативные эмоции не только мешают человеку проявлять свой потенциал и само реализоваться, но они также влияют на наше здоровье.
К этой категории эмоций относят все телесные и душевные ощущения, которые вызывают чувство дискомфорта или продолжительных негативных состояний. Список эмоций и чувств, которые отрицательно влияют на человека очень большой и часто включает в себя близкие по описанию эмоции.
Таблица, где выше описывались моральные чувства, включает самые частые примеры следствий отрицательных эмоций, к которым психологи относят злорадство, стресс, горе, тоску, тревогу, страх, гнев и отчаяние. Они имеют разную интенсивность и продолжительность, поэтому и их влияние на психическое состояние человека может быть разным – от испорченного дня до хронической бессонницы.
Виды чувств, их проявления и классификация
Из-за того, что само понятие чувств и их производных до сих пор остается открытым, существуют разные их категории и виды. Самой часто используемой классификацией сегодня является отражение чувств как социальной сущности человека, которая разделяет все психоэмоциональные переживания на 3 группы.
Чувства в психологии делятся на 3 группы: моральные, интеллектуальные и этические.
Они такие:
- моральные;
- интеллектуальные;
- этические.
Также существуют такие подкатегории как социальные, практические, правовые и профессиональные чувства, которые частично пересекаются с тремя вышеупомянутыми.
Моральные или нравственные чувства
Нравственные чувства являются основой каждого общества. Они имеют исторические и культурные корни, обусловленные нормами поведения, формировавшимися столетиями. Их существование обусловлено необходимостью каждого человека чувствовать себя причастным к коллективу.
Моральные чувства предполагают оптимальное поведение людей с целью быть понятыми, также они формируют основы коллективного и индивидуального сознания.
Придерживаясь основ нравственного поведения, человек, как общественное существо, чувствует удовлетворение и принятие себя другими. Моральные чувства формируют ощущение привязанности, общности и коллективной идеи с которой отождествляются все члены общества.
Впервые основу для понимания нравственных чувств описал английский философ Адам Смит в XVIII столетии. Он дал собственную классификацию их важности, однако особенностью нравственных чувств является их изменчивый характер, поэтому, сегодня, важность и ценность моральных норм существенно изменилась.
Также не все нравственные чувства имеют одинаковую значимость и могут варьироваться в том или ином обществе, зависимо от того, какие культурные и общественные цели считаются приоритетными.
Самыми распространенными и универсальными нравственными чувствами сегодня являются:
Примеры моральных чувств | Описание |
Симпатия и сочувствие | Чувство симпатии и его влияние между людьми формирует положительное расположение и желание помочь человеку, даже вопреки собственному комфорту. Сочувствие, как разновидность симпатии, является способностью разделять любые чувства собеседника. |
Привязанность | Это ощущение близости, основанное на глубинной симпатии. В отличие от любви, привязанность касается только эмоциональной близости, формируется в процессе социализации и дает ощущение общности ценностей. |
Уважение | Чувство выражения достойного отношения к любому другому человеку, независимо от его достижений, ценности или важности. Уважение подразумевает необходимость учитывать мнение других и значение последствий тех или иных действий не только для себя, но и для коллектива. |
Благодарность | Это чувство признательности, возникшее на основании положительного опыта за сказанное или сделанное другим человеком. Благодарность является глубоким внутренним переживанием, пассивной реакцией на различные способы выражения уважения или поддержки, не требующей взаимных действий. |
Любовь | Это сильное чувство привязанности, обычно сопровождается эмоциональными и душевными переживаниями, нежели привязанность или симпатия. |
Дружба | Бескорыстные отношения между людьми, основанные на взаимных интересах или рода занятости. Дружба является важной составной частью процесса адаптации человека в обществе. |
Коллективизм, товарищество, патриотизм | Ощущение разделения и понимания единых жизненно важных ценностей с другими людьми. Такие чувства как коллективизм и патриотизм являются основополагающими для формирования общества и совместной культуры. В отличие от дружбы, чувство товарищества не нуждается в наличии общих личностных интересов, в его основе лежит разделение некой идеи. |
Совесть | Чувство осознанного выбора собственных действий, согласно с которым, последствия не должны причинить вреда другим членам общества. |
Доброжелательство и справедливость | Высшие чувства нравственности, вызванные желанием действовать бескорыстно во благо других. |
Таким образом, нравственные чувства являются основополагающими для формирования гармонии в межличностном существовании, независимо от наличия общих интересов с другими людьми или нет.
С противоположной стороны, существуют антиобщественные чувства, которые деструктивно влияют на отношение между людьми.
К ним относятся чувства:
- гнева;
- злобы;
- ненависти;
- антипатии;
- презрения;
- вражды;
- зависти;
- недоброжелательности.
Интеллектуальные чувства
В отличие от нравственных чувств, которые дают человеку ощущение общности, интеллектуальные связаны с познавательной деятельностью.
Таким образом, интеллектуальные чувства являются не только психологической составной каждого человека, но и формируют его мировоззрение и мыслительные процессы, способствуя умственному воспитанию и развитию творческого мышления.
Возникновение интеллектуальных чувств у каждого человека, по мнению психологов, основывается на физиологической предпосылке ориентировочного рефлекса, связанного с потребностью объяснять все процессы вокруг себя, которые каждый воспринимает с помощью органов чувств.
В отличие от нравственных чувств, неосознанно копируемых от других членов общества, интеллектуальные чувства развиваются целенаправленно в процессе обучения. Они являются основой для профессионального роста человека, а также составляют важную часть его уверенности в собственных силах.
К самым главным примерам интеллектуальных чувств относятся:
Примеры интеллектуальных чувств | Описание |
Чувство удивления | Вызванное чем-то новым и необычным, мало привычным для личной картины мира человека. В результате удивления повышается внимание, и стимул разобраться в непознанном объекте. |
Чувство догадки | Возникает в процессе познания чего-то нового. Чувству догадки свойственно составлять гипотезы, предполагать исход событий и построение логических связей между доступной информацией. Главная цель этого чувства – понять природу и суть нового. |
Уверенность | Чувство, которое рождается при правильном формировании логических связей и общей картины понимания того или иного предмета. Уверенность возникает в процессе мышления, и основывается на ощущении правильного объяснения информации. |
Чувство удовлетворения | Возникает как результат успешно проделанной работы. |
Чувство ясности и нечеткости мысли | Чувства, возникшие на основании четкости осознания мыслительного процесса: если решения и выводы получаются легко, ощущается легкость и ясность, в противоположном случае – чувствуется смутность. |
Недоумение | Чувство, вызванное трудностями объяснения фактов и причинно-следственных связей. Недоумение может иметь двоякое влияние на познавательный процесс: или побуждать разобраться в проблеме, или провоцирует сильный ступор и непонимание, куда двигаться дальше. |
Сомнение | Чувство, связанное с возникновением сомнений из-за несогласованной и нелогической информации, нестыковки фактов и проблем в наблюдении за событиями. Обычно чувство сомнения не позволяет увидеть полную картину происходящего. |
Эйфория | Ощущение, возникшее от правильного решения, успешно пройденного пути и завершенной работы. |
Таким образом, интеллектуальные чувства являются главным источником приобретения новых знаний и развития собственных творческих способностей.
Все навыки, полученные в результате развития интеллектуальных способностей, связанные с решением проблем и формированием собственного независимого мышления.
Эстетические или высшие чувства
Эстетические чувства являются самыми неоднозначными среди всех свойственных человеку переживаний. Несмотря на постоянные попытки создать объективное понимание об их критериях и свойствах, эстетические чувства остаются субъективным.
Если нравственные чувства воспринимаются человеком через неосознанное проживание в обществе, а интеллектуальным обучаются, то эстетические чувства являются максимальным проявлением индивидуальности и развиваются интуитивно каждым человеком.
Поэтому, самыми важными чертами эстетического мировоззрения является индивидуализм и исторический контекст.
Главная цель эстетических чувств – не в ощущении единства или поиске истины, а в стремлении к совершенству, красоте, гармонии и пониманию всех процессов. Отличающая черта эстетических чувств – поиск качества.
Уровень эстетического удовольствия проявляется не в функциональности и практичности, а в попытке творения и материализации в художественных образах действительности, которую человек созерцает, как источник вдохновения.
Поэтому, эстетические чувства описывают попытку человека найти прекрасное, возвышенное, определить суть комического и трагического.
Предполагается, что проявление этих чувств самое разнообразное и его можно найти везде: от созерцания природы (голубизны неба или блеска звезд), архитектуры, живописи, поэзии и музыки до поступков людей и поиска наслаждения в ежедневном труде.
Особая черта эстетики состоит в том, что чем дольше человек ищет прекрасное и возвышенное, тем больше он его находит и понимает в разных проявлениях.
Этому процессу свойственно выделение факторов, особенностей, связей и осознание эмоционального переживания личности к заинтересованному предмету, которого она наделила особым интересом.
Эстетические чувства всегда субъективные и специфические, они формируются человеком с целью не только осознать фактическую важность предмета или явления для общества, но, и чтобы наделить его особым смыслом.
Главными элементами, формирующими эстетические чувства, являются:
Примеры эстетических чувств | Описание |
Любование, или эстетическое наслаждение | Особое восприятие целостности объекта, чувство удовольствия от сочетания красок, форм, звуков, движений или других особенностей предмета или явления. |
Гармония | Осознание завершенности предмета или явления, логичности его формы и важности каждого элемента. |
Чувство красивого | Субъективная оценка реально существующего предмета, его внутренней гармонии и творческого вклада создателя и важности его намерения. Чувство красоты оценивается с точки зрения разных факторов (сочетание цвета и форм, контрастов и исторической актуальности предмета). |
Чувство возвышенного | Восприятие гениального в предмете или явлении, выделении уникальных особенностей сочетания важности, интеллектуального вклада и прогресса. |
Чувство прекрасного | Свойство чувственного восприятия, переживания и подражания реальности не через фотографическое копирование увиденного, а через художественную переоценку того или иного объекта. |
Чувство трагического | Сильные душевные переживания, цель которых – оторваться от будничной реальности и задуматься над глубиной и смыслом жизни. |
Чувство комического | Восприятие целостности и несоответствия разных аспектов предмета, дисгармония между формой, смыслом и сюжетом. |
Чувства в психологии, такие как эстетические, моральные и интеллектуальные – это высшие познавательные свойства каждого человека.
Развивая те или иные элементы высших чувств, человек не только осознает свое место в обществе и чувствует себя частью коллективного сознания, он также способен развивать индивидуальные потребности и стремление осуществить задуманные идеи.
Классификация чувств
Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.
Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.
Выделяют три критерия чувств:
- валентность (тон);
- интенсивность (сила);
- стеничность (активность или пассивность).
Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:
КРИТЕРИИ | ВИДЫ | ||
Валентность | Положительные | Отрицательные | Нейтральные (амбивалентные) |
Интенсивность | Сильные | Слабые | Средние по силе |
Стеничность | Стенические (побуждающие к активности) | Астенические (пассивные, расслабляющие) |
Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.
Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.
Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.
Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:
- радость;
- печаль;
- гнев;
- страх;
- удивление;
- отвращение;
- презрение.
Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:
БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ | ПРОИЗВОДНЫЕ |
Страх | Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие. |
Грусть | Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие. |
Злость | Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие. |
Радость | Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие. |
Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.