Механизмы психологической защиты личности. Что это по Фрейду, примеры, таблица, характеристика

Согласно теории психоанализа, личность, находящаяся в потоке бесконечных психических конфликтов и компромиссов, для поддержания необходимого уровня равновесия естественным образом создает целый ряд защитных механизмов, основная причина формирования которых – тревога.

Она происходит из переживания неспособности справиться с внутренними или внешними побуждениями и помогает справиться с негативными эмоциями и положительно влияет на психологическую стабильность человека, однако, не является решением внутренних проблем и конфликтов.

Рационализация

Рационализация – искусственное создание логичных объяснений для поступков и неудач. Это необходимо для сохранения положительного суждения о самом себе.

Например, вам нужно позвонить какому-то человеку и договориться с ним о чём-то. Допустим, вы по какой-то причине стесняетесь или даже боитесь этого. Тогда вы начинаете рационализировать свой отказ совершать звонок: уже поздно, вам это вообще не нужно и т.д.

Во многом мы не решаемся признаться самим себе и бессознательно придумываем рационализации. Они, как правило, очень логичны, и поэтому их трудно распознать.

Литература по теме

В заключение рекомендую вам книгу Вадима Евгеньевича Левкина «Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие». Это практическое руководство для изменения себя, своего поведения и механизмов защиты (сознательных и бессознательных). Материал написан житейским языком, подкреплен примерами, по пунктам разложены все рекомендации. Настоящее руководство к жизни.

Также советую прочитать статьи «Виды конфликтов в психологии» и «Типы конфликтных личностей и их характеристика». Удачи в саморегуляции!

Интроекция

Интроекция – это включение человеком воспринимаемых от других людей установок, мнений и т.д. в свой внутренний мир.

Интроекция играет несколько ролей:

  1. Адаптивная. Маленькие дети «впитывают» в себя взгляды и установки своих родителей.
  2. Защитная. Например, маленькие дети по факту беззащитны, но из-за присвоения качеств родителей они себя таковыми не осознают. У взрослых людей этот процесс принимает форму идентификации, о которой мы поговорим отдельно.
  3. Деструктивная. Этот защитный механизм заставляет человека воспринимать нечто внешнее как нечто внутреннее. Следовательно, потеря этого внешнего ощущается как потеря чего-то внутреннего.

Также интроекция лежит в основе знаменитого Стокгольмского синдрома.

Фантазии: дивный новый мир

Фантазии позволяют временно улучшить эмоциональное состояние за счет работы воображения. Мечты, чтение, компьютерные игры и даже просмотр порно дают нам возможность перенестись из сложной ситуации туда, где нам будет комфортнее. С точки зрения психоанализа, возникновение фантазий обусловлено стремлением к исполнению, удовлетворению и осуществлению желаний, которые пока не получается удовлетворить в реальном мире.

Фантазии амортизируют страдания и способствуют успокоению личности. Тем не менее психика не всегда способна до конца распознать, где заканчивается реальность и начинается воображаемый мир. В эпоху развития информационных технологий человек может вступить в отношения с медиаобразом, мечтая о любимой актрисе или взаимодействуя с понравившимся персонажем компьютерной игры. Разрушение таких отношений из-за неудачного контакта с реальным наполнением образа или неприятных ситуаций будет переживаться как реальная потеря и принесет эмоциональную боль. Фантазии также могут отвлекать человека от реального мира. В то же время они часто становятся плодотворной почвой для творчества и ложатся в основу удачных произведений, принося положительные плоды и в реальности.

Аннулирование

Аннулирование – механизм уничтожения неприемлемых для человека действий или мыслей, попытка уравновесить какое-либо чувство (чаще всего чувство вины или стыд).

В качестве примера можно привести подарок, преподнесённый человеком, который в чём-то виновен. Но следует подчеркнуть, что аннулированием это будет являться только в том случае, если человек идёт на этот шаг неосознанно.

То есть у него должно возникнуть искреннее желание подарить что-то, чтобы ликвидировать чувство вины. Если же он просто привык откупаться за свои проступки и дарит что-то потому, что «так надо», это уже не является аннулированием.

Замещение: перенос гнева

Замещение позволяет перенести нежелательные чувства (в особенности гнев и раздражение) с одного объекта на другой с целью самозащиты. Человек, на которого накричал шеф, может ничего ему не ответить, но накричать вечером на своего ребенка дома. Ему необходимо выместить возникший гнев, однако делать это в общении с начальником опасно, а вот ребенок вряд ли может дать достойный отпор.

Объектом замещения может стать и случайный объект. В таком случае следствием работы этого механизма защиты становятся, к примеру, хамство в транспорте или грубость на рабочем месте. Порванный в гневе незаконченный рисунок — это тоже форма замещения, впрочем, намного более безобидная.

Вытеснение

Вытеснением называют процесс исключения из сознания неблагоприятных чувств, мыслей, желаний и т.д. То есть человек как бы избавляется от того, что приносит ему боль, чувство стыда или вины.

Вытеснением объясняют многие случаи забывания чего-либо. Например, вам нужно пойти на встречу с очень неприятным человеком. Одна только мысль об этом вызывает у вас настоящее страдание. Чтобы избавиться от этого гнетущего чувства, ваша психика вытесняет мысль о встрече, вследствие чего вы на какое-то время забываете о ней.

Реактивное образование

Реактивное образование – это защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Если какое-то чувство не может быть проявлено (например, оно не соответствует социальным нормам), оно замещается противоположным.

Например, старший брат может испытывать агрессию к младшему, т.к. из-за него родители стали уделять ему меньше внимания. Конечно же, показывать свою ненависть к брату недопустимо, поэтому агрессия может бессознательно трансформироваться в чрезмерно активную заботу.

Или более банальный пример: мальчишка, который дёргает за косичку девочку, которая ему нравится.

Состояния, запускающие защиту

Механизмы психологической защиты личности не формируются на уровне главного регулятора человеческого поведения – сознания. Фрейд научно обосновал существование глубинного уровня бессознательного, наполненного стремлениями, влечениями и желаниями.

Фрейд понял, что неосознаваемые переживания значительно влияют на жизнь и поведение человека, а также становятся причиной возникновения нервно-психических заболеваний.

Чтобы понять природу возникновения защитных механизмов, необходимо определить структуру психики человека:

  • Ид («Оно»). Врожденные стремления человека, инстинктивные и иррациональные импульсы психики.
  • Суперэго («Сверх-Я»). Высшая система ценностей человека, приобретенная им в процессе усвоения правил поведения и общественных норм
  • Эго («Я»). Часть личности, ответственная за принятие решений, появляется лишь в результате конфликта Ид и Суперэго.

Согласно этой теории, Эго («Я») старается контролировать импульсы «Оно». При этом Эго старается примириться и с Суперэго и его нормами и табу. Главный конфликт происходит между врожденными стремлениями (Ид) и высшей системы ценностей (Суперэго).

Эго уменьшает беспокойство, работая путем направления негативных импульсов в поведение, являющееся положительным и социально удовлетворительным. В этом человеку помогают психические защиты, различающиеся, в зависимости от ситуации и тяжести внутренних личностных противоречий.

Самоограничение

Когда человек понимает, что его достижения проигрывают на фоне достижений других людей, он прибегает к описываемому механизму и прекращает свою деятельность – ограничивает себя. Таким образом, самоограничение – это уход от трудностей к фрустрации.

Анна Фрейд приводит следующий пример самоограничения:

Она и маленький мальчик вместе рисовали. Мальчик с увлечением занимался этим, но потом посмотрел на то, как рисует Анна, и отложил карандаши в сторону.

Проигрывать неприятно. И, чтобы избежать проигрыша, люди отказываются от соревнования вообще.

Механизмы нарушения саморегуляции

Иногда наш организм дает сбой, бессознательные механизмы отключаются, сознательные, оказывается, недостаточно освоены, что выражается зацикленностью на конфликте (проблеме), глубокими переживаниями и невозможностью адекватного разрешения ситуации. Что это за механизмы?

  1. Интроекция. Выделение нежелательных образцов в отдельную категорию личности, которая самим человеком не воспринимается.
  2. Ретрофлексия. Невозможность удовлетворения потребностей, направленных во внешнюю среду, проявляется перенаправлением энергии на себя.
  3. Дефлексия. Это уход от тесного межличностного взаимодействия на поверхностное: болтовня, шутовство, условности.
  4. Слияние. Предполагает устранение границ между внешним и внутренним миром.

В результате каждого из этих нарушений человек отказывается от части своего Я или вовсе теряет индивидуальность.

Расщепление

Расщеплением называют переход к чёрно-белому мышлению, мышлению в категориях «хорошо» или «плохо» и лишённого каких-либо неопределённостей.

Собственно, на избавление от неопределённостей и направлен этот защитный механизм. Наш опыт противоречив, и нам тяжело привести его в единое целое.

Часто к расщеплению прибегают для того, чтобы охарактеризовать себя как хорошего человека. Формулировка «у меня есть как и хорошие, так и плохие качества, поэтому меня нельзя однозначно назвать ни плохим, ни хорошим» мало кого устраивает. А вот если свести всё к двум возможным вариантам, мы вправе назвать себя хорошими.

Также расщепление используется для характеристики социальных групп. Представители одной и той же социальной группы отличаются друг от друга, но нам удобнее наделить их всех одинаковым набором качеств.

Глава IV

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Психологическая защита – один из тех феноменов, который с неизменной постоянностью рассматривается самыми различными психологическими учениями. Этот термин использу­ется и в гештальт-психологии, и в психоанализе, и даже в бихеви­оризме, где он имеет название «перцептивная защита». Эти на­учные направления в психологии очень мало схожи друг с другом, порой просто противоположны. Но термин «психологическая за­щита» используется всеми при построении своих концепций. И, по-видимому, он будет использоваться и в дальнейшем развитии науки, поскольку это одно из немногих явлений, определенных достаточно фундаментально и достоверно.

Понятие «психологическая защита» родилось в рамках психоана­литической школы. Выделение этого понятия было естественным для психоанализа, потому что упрощенно структура психики предусмат­ривала в нем наличие механизмов защитного характера для того, чтобы подавлять, менять ненормативные, запретные, социально неодобряемые влечения человека. Но, повторимся, примечательно то, что практически все психологические школы, стоящие на самых разных петициях в отношении психики человека, так или иначе, ис­пользовали это понятие. Сам этот факт говорит о том, что это одно из базисных понятий в психологии человека, своеобразный универ­сальный феномен, который монтируется во все психологические картины мира и психологические представления о природе челове­ческой души. Психологическая защита – это постоянно встречаю­щееся явление, а не какое-то уникальное. Кроме того, это понятие тесно связано с идеей адаптивности психики.

Что же такое психологическая защита – ахиллесова пята или броня, без которой человек бы погиб? Это – и то, и другое, в за­висимости от ситуации. Есть экстремальные ситуации, когда че­ловек практически лишен возможности адекватного функциони­рования, например: человеку квалифицированный врач сообщает, что у него неоперабельный рак, который нельзя вылечить. Что лучше: если он «уберет» из сознания мысль о раке и будет считать, что у него гастрит в тяжелой форме, или признает правоту врача, вследствие чего у него возникнет глубочайшая депрессия, которая отравит ему оставшиеся дни жизни. В этой ситуации, видимо, лучше первое. Если же это операбельная ситуация, и человек, зная о своей болезни, проводит необходимое лечение и потом живет много лет, то в этом случае психологическая защита может сыграть роковую роль, отрезав человеку пути к лечению.

Раньше такое заболевание, как невроз (особая форма реагиро­вания человеческой психики на стресс), рассматривали однознач­но – как брешь в психологической защите, пробитая броня. Позже обнаружилось, что невроз – это гипертрофированная психологи­ческая защита – особая, слишком тяжелая броня. Затем, под вли­янием многих фактов, появилось утверждение, что невроз бывает и в результате нарушенной психологической защиты, и вследствие слишком мощной психологической защиты.

Еще один важный вопрос: почему возникли психологические защиты у человека, и может ли человек жить без них?

Человек столь сложен и противоречив. Сложна и окружающая его действительность, в которой, так или иначе, человек должен совме­щаться с тем, что часто не совместимо с его внутренними побужде­ниями. Для того, чтобы адаптироваться к самому себе и к ок­ружающему миру, и возникли психологические защиты. Главный смысл психологической защиты – адаптация: «я» адаптируется к «я»

и «я» адаптируется к миру. Это адаптация между изменчивым и почти не меняющимся, между биологией человека, которая консервативна (пищевой, питьевой, сексуальный инстинкт, темперамент), и куль­турой, в которой человек живет. Существует также культура семьи, которая может резко отличаться от культуры общества, и это будет еще одним объектом, к которому необходимо адаптироваться. Чело­век, хорошо вписывающийся в культуру своей семьи, может совсем не вписываться в культуру общества. Поэтому нет на земле человека без психологической защиты, нельзя остаться голым на арктическом холоде, психологическая защита – это одежда человека. Сказка про голого короля – это мудрая сказка про психологическую защиту. Каждый из людей в какой-либо момент жизни – неминуемо «голый король». Разница между людьми в этом случае заключается в том, что одни бывают больше «голыми королями», другие – меньше, одни – чаще, другие – реже. Например, человек поглаживает себя по животу и перед ним возникает образ Карлсона, который очень гордился своей упитанностью, и вдруг понимает, что это его психологическая защита: потому что раньше он был худым и строй­ным, а сейчас его беспокоит, что с возрастом он полнеет и что ему не нравится его растущий живот. Как сработала его психологичес­кая защита? В момент беспокойства за растущий живот она под­сунула ему славного Карлсона, чтобы он не пугался и знал, что это нормально, это хорошо и этим можно гордиться. Значит, какие-то психологические защиты человек может отмечать в себе и работать с ними.

Первый этап работы с психологической защитой – это этап ее диагностики. Но диагностика психологической защиты сама по себе еще ничего не дает. В медицинской практике был случай, когда психотерапевты обучили своих больных диагностировать у себя пси­хологическую защиту и получили следующее: функционировать эти больные продолжали столь же неконструктивно, лечение их не продвигалось, зато во время работы психотерапевтической группы они радостно замечали друг другу: «А у тебя – психологическая защита!» Поэтому основной вопрос заключается в том, как работать с психологической защитой. По сути, обучение психотерапевта и обучение психотерапии есть во многом обучение работе с психоло­гической защитой: а) психотерапевта или врача; б) пациента.

Работа с психологической защитой врача стоит на первом месте потому, что он такой же человек, и от его психологической защиты будет зависеть терапия и ее успех.

Чтобы понять, что такое психологическая защита, необходимо взглянуть на это явление как на функцию, обеспечивающую более адаптивное взаимодействие с окружающим миром, Когда проис­ходит перестройка восприятия ситуации внешнего мира, позво­ляющая человеку снять напряжение и дискомфорт, это значит, что начала работать психологическая защита.

Функции психологической
защиты
1. Интегрирование личности, то есть возможность сделать человеческое «я» цельным и непротиворечивым, уберечь его от распада. Классическая ситуация, когда в человеке одновременно сосуществуют многие «я». Для того, чтобы собрать эти разные «я», необходимы психологические защиты. Это своеобразный цемент, который не позволяет распадаться на множество «я».

В тренинге групп личностного роста существует упражнение, краткий смысл которого – встреча со своими разными «я» в процессе медитации. Одна из участниц, встретившись со своими «я», обнаружила, что они очень разные – женщины и мужчины разных возрастов и обликов, но у них была одна черта, которая объединяла всех, – они все были лохматые. Вот эта лохматость – нечто вроде психологической защиты, которая объединяла этих людей, это свое­образная перцептивная защита для человека, который, пережив эти ощущения, захотел сохранить цельность своего «я».

2. Главная функция психологической защиты заключается в следующем: во-первых, достижение потребностного уровня самоува­жения, самоодобрения, «самопоглаживания», во-вторых, получение социального одобрения. Причем, часть людей ориентирована в своих психологических защитах, в основном, на получение социального одобрения, и только тогда у них возникает самоуважение. Американ­ский психолог Эрик Берн называет это социальное одобрение «по­глаживанием».

У людей другого склада самоуважение меньше связано с соци­альным одобрением. Абсолютное большинство людей принадле­жит к первой группе. Значительно меньшая часть – ко второй, их, очень условно, можно назвать «нонконформистами». Они не эгоисты, не эгоцентрики, а люди, для которых ценность собствен­ного «я» и ценность собственных суждений выше, чем заблуждения многих. Такие люди, вопреки общему мнению, что Земля плоская, доказывают, что она – круглая, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца, такие люди доказывают, что какое-то социальное явление не столь хорошо, как это утверж­дают другие.

Группы личностного роста – это во многом группы работы со своей защитой, попытка увидеть себя без того зеркала, которое искажает людям взгляд на самих себя. В одной из таких групп во время упражнения на преодоление психологической защиты моло­дой человек-врач, когда нужно было «увидеть» себя в образе како­го-нибудь животного, увидел, что с неба к нему свалилась ободранная курица. Он был растерян: «Я считал себя сильным человеком, незау­рядным и неординарным, я думал, что прилетит орел». Это вовсе не означает, что этот человек является «драной курицей», но его про­блема заключалась в том, что глубоко внутри себя, без психологичес­кой защиты, во многом он безосновательно воспринимал себя, как общипанную курицу.

3. Сокрытие от сознания истинных мотивов и желаний – еще одна функция психологической защиты. Предыдущий пример – подтверждение этой функции. Иначе говоря, психологичес­кая защита – это возможность не знать ту правду, которую не хочешь знать про себя.

4. Предстать перед миром таким, каким мир хочет видеть человека – также функция психологической защиты.

Она помогает человеку чувствовать себя социально норматив­ным, социально приемлемым, социально одобряемым.

5. Психологическая защита не только защищает человека от реальности, но и от тех отрицательных качеств, которыми человек реально не обладает, но признает их за собой, подозревает, что они у него есть. Получается, что психологическая защита «спасает» и от мифических недостатков.

Например, человек с очень длинным носом «научно» разрабаты­вает свою теорию о том, что люди с длинными носами – это прямые потомки марсиан, и поэтому обладают особыми умственными спо­собностями, и вообще они лучше тех, у которых короткие носы.

Длинный нос – реальное качество, его можно измерить в сан­тиметрах, а вот, например, жадность, которую человек себе при­писывает и боится ее у себя обнаружить в сантиметрах не изме­ришь. Поэтому психотерапевт при работе с психологической за­щитой должен уточнить: от чего защищает психологическая защи­та–от настоящего недостатка или мнимого.

Впервые серьезное описание психологической защиты, встреча­ется у 3. Фрейда и смысл его таков: это защита нашего сознатель­ного «я» – «эго», которое сплющено между «суперэго» (социаль­ными нормами, культуральными представлениями, накладываю­щими запрет на многие биологические призывы человеческого бессознательного) и «ид».

В практике известен случай, когда женщина-парикмахер имела постоянное навязчивое стремление отрезать ухо своему клиенту. Это желание было настолько сильным, что однажды она не смогла с ним справиться и порезала ухо мальчику. После этого она, когда это желание становилось необоримым, звала напарницу и просила ее достричь клиента, ссылаясь на недомогание. Затем она обратилась за помощью к психотерапевту. В этой ситуации мотив наносить раны и повреждения другому входит в противоречие с социальными нор­мами. Во времена палеолита таких социальных норм не было, и агрессия, нанесение другому физического ущерба было естественной вещью, следовательно, и психологическая защита от такого желания в виде невроза не была нужна. Все запреты, которые сейчас имеет человечество: не убий, не укради, не прелюбодействуй и другие – все они появились в процессе развития цивилизации и становления культуры. Вместе с ними формировалось и содержание психоло­гических защит. Человек оказался между двумя огнями: между исконными инстинктами, которые обусловлены биологически, и социальными, культуральными нормами. И для того, чтобы избе­жать ощущения вины за свои желания у человека и возникает психологическая защита, которая становится буфером между «суперэго» и «ид», между темным в человеке, тем, что его личность отказывается принять, и требованиями окружающего мира.

Общепринятого определения понятия «психологическая защи­та» на сегодняшний день не существует, каждое из психологичес­ких направлений выделяет в понятии свои особенности психологи­ческих защит. Но эти различия лежат не в общей оценке этого феномена, а в преимущественном рассмотрении той или иной его стороны. Одни исследователи делают акцент на то, как это дела­ется, каковы механизмы, с помощью которых происходит психо­логическая защита. Другие описывают, прежде всего, то, для чего это делается, какова цель психологической защиты. Внутри второ­го направления могут быть разные решения.

От позиции исследователя зависит вывод: к чему приводит пси­хологическая защита, что она создает. Здесь возникает некоторая терминологическая проблема: слово «защита» как бы говорит, что это механизм, однозначно полезный для человека. Поэтому одной из причин, по которой происходят чисто терминологические разделе­ния этого феномена, является стремление уйти от однозначности в понятии успешности и полезности психологической защиты.

В отечественной литературе проблемы, связанные с термином «психологическая защита», определялись причинами социально-историко-политическими. Понятие психологической защиты было понятием однозначно психоаналитическим, а значит буржуазным, враждебным. Тогда в отечественной литературе появился термин «психологическая компенсация». В какой-то степени он даже более точно отражает суть этого феномена. В книге известного психотерапевта Ф. Василюка «Психология переживаний» психоло­гические защиты вошли в реестр переживаний. Московским пси­хофизиологом и психиатром Ф.Б. Березиным было введено поня­тие близкое, но не эквивалентное психологической защите, поня­тие «психической адаптации», и описаны феномены психической адаптации у людей в сложных экстремальных условиях Крайнего Севера. Используя термин «психическая адаптация» можно по­строить ее новую типологию. В нее входят механизмы психологи­ческой защиты, механизмы психологической компенсации и поня­тия, которые являются более сложными и представляют собой, по сути, конгломерат различных адаптационных механизмов, таких, как «адаптационный образ «я», «адаптационный образ болезни». В основу этой типологии легли следующие моменты.

– Отношение к сфере сознательного или бессознательного. Явления психологической защиты протекают на бессознательном или малоосознаваемом уровнях, а механизмы компенсации – на осознаваемом уровне. Еще один адаптационный механизм – ме­ханизм разрядки.

– В определение механизма психической адаптации можно ввести главную ориентацию – структурирование внешнего и внут­реннего мира человека разными способами и приемами.

– Обязательный феномен психической адаптации – это работа с чувством тревоги, стремление снизить тревогу, снять неопреде­ленность, потому что всякое структурирование мира и себя – это способ снятия тревоги, устранения неопределенности, ибо всякая неопределенность есть источник тревоги.

Почему механизмы психической адаптации приводят к упроще­нию мира? Потому что психика работает по принципу вероятност­ного прогнозирования, а вероятностный прогноз – это статисти­ческий выбор самого высокого вероятного варианта, маловероят­ные варианты отбрасываются. И мир становится более упрощен­ным, потому что не принимаются нюансы.

На приемах использования психологических защит построена идеология национализма, религиозного фанатизма. Многие лозунги формулируются с учетом действия механизма психологической за­щиты, например: «Тот, кто не с нами, тот против нас». Этот лозунг является упрощением картины мира, совершенно исключающим позицию нейтралитета. Или лозунг: «Дети – цветы жизни». Да, в основном, это так, но ведь известны случаи, когда рождаются дети с диагнозом «ядерная психопатия» или с генетически обезображенным характером, и впоследствии они будут асоциальны, в какие бы идеальные условия семейного воспитания их не поместили.

Были проведены эксперименты по восприятию картин амери­канского художника-карикатуриста, который изображал детей как воплощение зла, как каверзных, злых, агрессивных существ. Эти картинки были предложены на просмотр воспитателям детского сада и людям такого же возраста, но не связанных по работе с детьми, у которых не было особых проблем с воспитанием собст­венных детей. Проводилось сравнение реакций и ответов на эти картинки. Оказалось, что воспитатели детских садов одобрили эти карикатуры и комментировали их так: «Это что, вот я сейчас вам расскажу про одну девочку!» Реакция невоспитателей была однозначна: «Боже мой, какая гадость! Какой это уродливый художник! Как он отвратительно видит мир!» Для воспитателей, у которых повседневно возникали с детьми проблемы, важно было упроще­ние этого мира и снятие с себя чувства вины. И это – тот, дру­гой признак использования механизма психической адаптации при возникновении психологических проблем, использование его как способа работы с психологической проблемой, а не ее реше­ния.

Психологическая проблема – одна из возможных ситуаций вза­имодействия человека с миром и с самим собой. Понятие «проблема» очень близко подходит к понятию «фрустрация», ситуации, когда что-то кажется неразрешимым или действительно является неразре­шимым. Человек, лишенный обеих ног, уже никакими способами не может вернуть их обратно. Он может надеть протезы, пользоваться инвалидной коляской, но ног у него уже не будет.

Массовая культура является отражением стремления общества создать эталоны психической адаптации. Во-первых, она всегда упрощенная. Может ли быть какой-то роман или фильм в массовой культуре, который бы по-разному трактовался? Нет. А вот фильмы Андрея Тарковского, как пятна Роршаха: можно выслушать мне­ния 10 кинокритиков и получить очень убедительные и совершен­но разные трактовки. Кроме того, можно было услышать мнение самого Тарковского при съемках фильма и через десять лет его же мнение, но уже совсем другое. Немассовая культура – это слож­ный мир, не поддающийся однозначной оценке. А массовая куль­тура умеет мимикрировать и создавать имитации сложного мира. Так же, как народные целители в Кыргызстане появились как проявление массовой культуры восточной медицины, в которой имеет место глубочайший уровень движения к Богу и к самопо­знанию, а в примитивной народной медицине – жесткие бездуш­ные технологии. Массовая культура ориентирована на снятие тревоги. Ведь сложные, непонятные, неоднозначные произведения искусства порождают в человеке очень противоречивые чувства: от наслаждения до ощущения собственной никчемности из-за невоз­можности понять это произведение. Это может вызывать чувство растерянности. А массовая культура дает эталон разрешения про­блем: главного героя 10 раз прострелили, 7 раз выкинули с 28 этажа, но он падает на случайно проезжающий в это время грузовик с матрацами, остается цел и убивает всех своих врагов. Массовая культура ориентирована на создание массового чувства, это чувст­во личной сопричастности. Она никогда не ставит перед собой проблем, которые не решаются однозначно.

Механизмы психической адаптации ориентированы также и на то, чтобы закрыть или упростить не только внешние, но и собст­венные внутренние проблемы.

Еще одно важное свойство механизмов психической адаптации – это снятие ответственности, чаще всего за принятие решений.

Психологическая проблема – это проблема, которая не только делает какую-то ситуацию нерешаемой (и если не включается механизм адаптации, то это чувство нерешенности так и остается, если включается – неопределенность сразу уменьшается), но и выражает противоречивость человеческих желаний. Это ситуация «буриданова осла», когда чувства, желания, мотивации по силе примерно равны, но противоположны по направленности. Можно найти еще несколько характеристик психологической проблемы, но сведя их все в одну (упрощенную формулу), получим: психоло­гическая проблема – это проблема выбора. Есть ситуации нераз­решимые: на Северном полюсе не цветут сады, и там не тепло, а хотелось бы, чтобы цвели сады и было тепло. С этим ничего не поделаешь, но это не является проблемой людей, не живущих на Северном полюсе. Психологической проблемы нет.

Другой пример, к врачу приходит пациентка и говорит: «25 лет я прожила с мужем и 25 лет этот человек безобразно со мной обращал­ся. Очень часто он уезжал в командировки, а когда бывал дома, то ежедневно приходил пьяный. Я вырастила ему шесть детей, и это хорошие и нормальные дети, а он вообще ими никогда не занимался. Он ни разу с нами не поужинал за 25 лет. Проблема в том, что меня не понимают ни мои братья и сестры, ни мои дети; они считают, что мне должно быть стыдно уходить от мужа, что я их всех позорю, ведь мой муж не какой-то дебошир, пьют мужья у всех, не одна я такая. Я мучаюсь от того, что близкие меня не понимают». Врач предлагает ей остаться с мужем по совету родственников, на что пациентка возражает: «А когда я себя буду человеком чувствовать?» Здесь обострилась проблема выбора – либо поступать по правилам своей культуры и культуры своей семьи и остаться с ненавистным мужем, либо подчиниться требованиям своего внутреннего мира, для кото­рого важно обрести достоинство, то есть расстаться с мужем. В таких ситуациях почти каждый врач слышит вопрос: «Доктор, что мне делать?» Совет врача, ведущий к упрощению мира, не решает про­блему. Он создает иллюзию ее решения.

При очень распространенной психосоматической патологии – мастопатии – чаще всего врачи-гинекологи советуют женщинам жить интенсивной половой жизнью. А, например, женщина в разводе и воспитана в пуританских правилах, она человек того поколения, в котором не одобрялись внебрачные связи. Или она замужем, но у му­жа сексуальные проблемы. Врач-гинеколог не говорит ей, чтобы они с мужем шли к сексопатологу и попытались с его помощью решить сексуальные проблемы, а советует прибегнуть к помощи любовника. После чего семья распадается, и она готова наброситься на врача-ги­неколога, который так просто попытался решить ее проблему.

Напрашивается вопрос: успешны или неуспешны механизмы психической адаптации, в частности, психологической защиты?

Первый ответ: неуспешны, так как они создают иллюзию реше­ния проблемы, не решая ее. Но это не однозначное правило, так как опять будет упрощение мира.

Второй ответ: механизмы психической адаптации успешны. Если человек болен неизлечимым заболеванием, ему не может помочь ни один врач на Земле, а он не обладает мужеством, у него нет конструктивных путей разрешения проблемы смерти. Напри­мер, он – атеист, он не хочет обращаться к Богу, думать о загроб­ной жизни. И если у него возникнет механизм психологической защиты, который отвергнет его заболевание, это будет успешно? Наверное, да.

Как мы видим, однозначного ответа нет: механизмы психичес­кой адаптации могут быть как успешны, так и неуспешны. Этот факт делает очень сложным, очень трудным и очень неоднознач­ным понимание психопатологии. Кому из психиатров традицион­ной школы может прийти в голову мысль, что депрессия может быть удачна? Никому. Но некоторые зарубежные и отечественные психиатры говорят: «Мы не знаем, удачно это или неудачно, но это способствует психической адаптации». Потому что они счита­ют, что самое опасное, самое страшное для человеческого организ­ма – тревога, а депрессия – снимает неопределенность при тревоге, и уменьшает чисто биологические ее последствия.

Не психологи, а драматург Б. Брехт и литературовед В. Шклов­ский описали феномен отчуждения, когда какая-то ситуация стано­вится труднопереносимой для человека. Например, муж тянется к своей жене и не может понять, что его с ней разделяет. И тогда он говорит себе, что это не его жена, а подделанное под нее существо. Для психиатра здесь все понятно: бред метаморфозы, – дать боль­ному галоперидол и это пройдет. Феномен этот, действительно, пройдет. А вот что будет с системой отношений с женой? Изменится? Иди человек испытывает тревогу за свою коммерческую дея­тельность, за свою способность к самоактуализации, за свою способность решать какие-то проблемы, которые необходимо ре­шать по его должности, и не находит ответа. Он никак не может совершить выбор, решить – удачен ли его образ жизни или неудачен. Тогда возникает чувство отчуждения от этого мира: «…этот мир хочет меня убить, потому что я – неудачлив, потому что я совершаю ошибки…» Так решается проблема выбора.

Из всего сказанного можно сделать вывод: человек хочет жить в простом мире, в котором проблема решается одним из двух способов и это определяет принципы некоторых психотерапевти­ческих подходов. Человек обращается к психотерапевту именно за этим. Он хочет сохранить свой упрощенный мир, и многие виды психотерапии являются видами укрепления механизмов психичес­кой адаптации, то есть выполняют заказ клиента.

Другие, личностно-ориентированные школы психотерапии отвер­гают такой подход. Их установка – человек сможет решить проблему только тогда, когда поймет, ощутит и выстроит себе новую картину мира, в которой не бывает всего двух цветов: черного или белого. Проблема человека в том, что он упростил мир до черного и белого и никак не может решить, что же теперь выбирать: черное или белое? Психотерапевт вместе с пациентом может прийти к идее разноцвет­ности мира, его многообразия, его пестроты, невозможности выбора однозначных решений. Психотерапевт не будет делать мир своего клиента хаотичным, он только поможет ему расширить его границы. Такая психотерапия ориентирована не на использование потребных пациенту, упрощенных механизмов психической адаптации, а на изменение картины мира.

Возникает важный этический вопрос: как достичь того, чтобы эта идея не навязывалась клиенту, а он пришел бы к ней сам? Ведь нельзя же в сложный мир втянуть насильно. Ответ один: психоте­рапевт может предложить клиенту в доступной форме все, что врач может для него сделать, человек должен почувствовать, ощутить все возможные варианты предлагаемой помощи. Врач не вправе навязывать что-либо, ибо то, как мы уже говорили, что является подходящим для самого врача, может не быть наилучшим для его пациента. Выбор за пациентом. Многие психотерапевтические техники, ориентированные на тело человека, обусловлены именно тем, что человеку умом выбирать очень трудно, а телом – гораздо легче, потому что тело – это вместилище человеческих чувств.

(Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности:

Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С. 67-80)

Регрессия

Регрессия – процесс приспособления к ситуации, когда человек бессознательно прибегает к формам поведения, свойственным более ранним этапам развития, которые, как ему кажется, гарантируют защиту и безопасность.

Примером может служить девушка, в первый раз севшая за руль. В стрессовой ситуации она может испугаться, бросить руль и закрыть глаза – это детское поведение, к которому она бессознательно прибегает из-за сильного чувства тревоги.

Сублимация

Сублимация – это перенаправление импульсов на социально приемлемую деятельность. Личность не избавляется от нежелательного импульса, а направляет его на то, что считается допустимым, например, на творчество.

К примеру, человек с садистскими желаниями может заниматься хирургией.

На 4brain есть отдельный материал, из которого вы можете узнать о сублимации и её влиянии на жизнь гораздо лучше. Познакомиться с ним вы можете по ссылке.

Что такое защитный механизм

Защитный механизм – рычаг предотвращения психических расстройств личности. Однако защитные механизмы обладают двойственностью. С одной стороны, они стабилизируют внутренний мир личности, то есть налаживают взаимоотношения человека с самим собой, а с другой – могут разрушить взаимоотношения с внешним миром.

Цель работы защиты – предотвращение травмы. Задача – справиться с сильной негативной эмоцией и сохранить самоуважение индивида. Для этого внутри личности происходит перестройка системы (иерархии) ценностей. Это резервные способы решения мозгом поступающих проблем. Они включаются тогда, когда основные нормальные методы дали сбой, а проблема не осознается самим человеком.

Реверсия

Реверсия – психологическая защита, выражающаяся в проигрывании жизненного сценария с переменой в нём мест субъекта и объекта. Этот механизм основывается на принципах двух других: идентификации и проекции.

Например, человеку не хватает заботы о нём, поэтому он сам начинает заботиться о ком-то и идентифицировать себя с этим кем-то. Часто именно этот механизм лежит в основе альтруизма.

Попробуйте проанализировать свой жизненный опыт и найти в нём проявление описанных защитных механизмов психики. К каким из них прибегаете лично вы? Сможете ли вы использовать полученные знания для улучшения свой жизни?

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Оборонительный пессимизм
  • Чувство вины
  • Манипулятивные тактики токсичных людей
  • Аутентичность личности: что значит быть собой
  • Эффект ореола
  • Защитные механизмы психики и психодиагностика «Индекс жизненного стиля»
  • Поведенческие механизмы
  • Механизмы бегства от свободы: тезисы Эриха Фромма
  • Социальная перцепция
  • Самообладание и как его развить

Ключевые слова:1Самопознание

Определение психологической защиты личности в психологии

Механизмы психологической защиты личности начали исследоваться еще З. Фрейдом и интенсивно изучались зарубежными и отечественными психологами. Психологическая защита представляет собой совокупность механизмов психики, действий и способов, направленных на уменьшение или устранение причин, угрожающих целостности и устойчивости человека, его «Я».

Данный механизм неосознанно искажает восприятие действительности и способствует созданию более благоприятного ее и собственного образа. В результате такого искажения смягчается противоречие и снимается или сглаживается внутриличностный конфликт. Психологическая защита позволяет сохранить стабильность личностной самооценки и образа «Я», избежав неприятной и травмирующей ситуации.

Основная роль данного механизма заключается в формировании равновесия между личностью и окружающим миром, уменьшении тревожности, связанной с субъективным интерпсихическим конфликтом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]