Сущность воображения и его механизмы, роль воображения в психологии

Одной из особенностей, отличающих человека от животного, является его способность, вступая в контакт с окружающим миром, наблюдать, влиять на него, преобразовывать и создавать что-то новое.

Причем часто человек действует, не ограничиваясь рамками действительности, а руководствуясь своими воображаемыми представлениями. Механизмы воображения в психологии мы и рассмотрим в данной статье.

Сущность воображения


Что представляет из себя воображение

Каждый образ, воспроизведенный человеком, — это воплощение видоизмененной реальности.

Воображение – это процесс создания новых образов путем преобразования представлений, полученных в окружающей действительности.

Когда человек создает что-то новое, он имеет в своем сознании несуществующий наяву образ, построенный благодаря своему опыту.

Воображение тесно связано с памятью, мышлением и восприятием. Благодаря связи мышления с воображением, возможен выход из тяжелых жизненных ситуаций и решение задач с неопределенными условиями.

Если необходимо воспроизведение ситуаций из прошлого опыта, то человек находит в своей памяти определенные образы, сохраненные им ранее.

Восприятие жизни было бы не таким ярким и эмоциональным без участия воображения. На протяжении эволюции человека процесс создания образов участвовал не только в развитии труда, но и в мечтах и планах.

Задачи по «Психологии»

1. На основании опыта сделать вывод о психологических причинах, препятствующих решению задачи во втором варианте.

2. Какие психологические условия необходимы для успешного решения задачи во втором варианте?

Решение: Испытуемым была дана установка – использовать коробки, поэтому во втором случае, когда коробки были заполнены гвоздями, испытуемые с конкретным типом мышления не смогли абстрагироваться от полученного указания, и решение задачи вызвало у них затруднение. Для успешного решения задачи желательно не давать никакиз рекомендаций к решению.

Тема: Воображение.

Задача 1

1. Какие положения характеризуют идеалистическое, а какие — материалистическое понимание воображения?

2. Какие из приведенных положений характеризуют не только воображение, но и другие психические процессы?

а) Психическая деятельность, которая не является отражением действительности, а лишь выявляет внутренние, субъективные состояния человека, его аффекты, впечатления, желания;

б) обобщенное и опосредствованное отражение действительности;

в) сложная психическая деятельность, которая является врожденной способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания;

г) отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях;

д) отражение того, что было в прошлом опыте.

Решение: сложная психическая деятельность, которая является врожденной способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания- идеалистическая концепция в западноевропейской и американской детской психологии.

Отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях – материалистическое понимание воображения.

Психическая деятельность, которая не является отражением действительности, а лишь выявляет внутренние, субъективные состояния человека, его аффекты, впечатления, желания – сознание.

Обобщенное и опосредствованное отражение действительности- мышление.

Отражение того, что было в прошлом опыте — процессы памяти.

Задача 2

1. Укажите, в каком отрывке проявляется воображение действующих лиц и в каком — представление памяти.

2. По каким признакам это можно установить?

А. …Андрей тут же вызвал Цветкову и в присутствии Майн спросил, где она хочет работать. Он старался держаться беспристрастно…

Глядя Андрею в глаза, Нина медленно, словно желая, чтобы он остановил ее, сказала:

— Разрешите мне работать с Майей Константиновной. … Она представила себе все это свершившимся. Будет торжественное заседание. Приедут ученые. Майя Константиновна скажет с трибуны, что своим успехом она обязана ей, Цветковой. Все оглядываются, находят Нину, приглашают ее в президиум. Она будет в том самом темно-голубом платье. Или нет, наверное, это случится зимой, она наденет свитер с оленями и высокие меховые ботиночки. Без всякой застенчивости, просто и скромно она расскажет, как работала, и, обведя глазами собрание, увидит Андрея Николаевича. Она небрежно скользнет по нему взглядом, а он покраснеет… нет, он выйдет из зала опустив голову и останется ждать ее внизу. Когда, окруженная народом, она будет спускаться по лестнице, он отзовет ее. Она скажет своим спутникам: “Извините, я сейчас”,—и сухо спросит его: “Что вам нужно?” — “Нина, — скажет он, — простите меня, Нина, я был слеп тогда, я не подозревал, какая вы…” —“Вы опоздали, Андрей Николаевич, — печально и холодно скажет она. — В моей душе все перегорело”.

Это место выглядело каким-то сомнительным. И вообще, она не была уверена, станет ли он вскакивать, уходить и ждать ее внизу… Нет, все будет не так. “Нина”, — скажет он…

— Ниночка, у вас насморк?—раздался над ухом голос Новикова.

— Нет, почему, — не поняла она.

— А я смотрю, вы сидите с открытым ртом.

Все исчезло… (Д. А. Гранин. Искатели. Избр. произв. в 2-х т т. 1. “Художественная литература” 1969, стр. 281, 282.)

Б. Антон отковал еще две детали и испортил: у одной перекос, вторая не заполнила форму. В ярости грохнул об пол клещами, метнулся к окну, ткнулся лбом в стекло и заплакал—от ненависти к себе, к молоту, от того, что устал, что голоден, что уже поздно — за полночь, что не удалась ни одна поковка.

И вдруг на какое-то мгновение он увидел свое село, родную избу, прудик перед окнами, высокие ветлы, густо закиданные грачиными гнездами, и себя, маленького парнишку Антошку;

вот он карабкается по сучьям ветлы, все выше, выше, к гнездам, выше гнезд! Грачи всполошено хлопают крыльями, в беспокойстве кружатся над деревьями, хрипло и надсадно кричат. А снизу доносится тревожный и в то же время ласковый голос матери: “Антошка! Антошка! Куда ты залез, бесенок? Упадешь ведь! Слезай, тебе говорят! Слышишь?” …Антон очнулся, когда мастер тронул его за плечо. (Л. Д. Андреев. Широкое течение. М., Трудрезервиздат, 1955, стр. 82

В. Много дней Павел Афанасьевич молчал. И вдруг решение вопроса пришло. Внезапно (Павлу Афанасьевичу казалось всегда, что догадка его осеняет внезапно) с поразительной четкостью он представил конструкцию механической скалки.

Идея была так проста, что Павел Афанасьевич почти испугался ее простоты и доступности. (М. Прилежаева. Над Волгой. М., “Детская литература”, 1962, стр. 21.)

Решение: Представление действующих лиц проявляется в отрывках А и В. В отрывке А – Нина представила возможное развитие ситуации с реальными действующими персонажами. В отрывке В – Павел Афанасьевич представил конструкцию которую никогда не видел, но у него было достаточно знаний и идей для их объединения. В ситуации Б- Антон вспомнил свое родное село и ситуацию, которая когда-то произошла с ним в реальной жизни.

Задача 3

1. Определите, какой вид воображения проявляется в приведенном отрывке.

2. Выделите признаки, на основании которых вы это делаете.

А. …Начиналось воспаление легких… Яше становилось все хуже, очень хотелось пить, но он никак не мог ни позвать кого-нибудь, ни подняться с кровати.

Вдруг он убедился, что находится внутри металлического шара, фантастического межпланетного корабля, того самого, на котором путешествовал Кэйвер с Земли на Луну. Шар почему-то вращался, и Яшу с большой силой прижимало к его гладкой раскаленной поверхности. Кроме того, все предметы расплывались в волнах розового тумана, застилавшего глаза… В нем замелькали большие радужные круги. Потом круги поблекли, туман исчез и Яша с удивлением заметил, что находится среди каменных гор. Это была .странная местность—без всяких признаков растительности и воды. Она не походила на те места Урала, которые знал Яша, хотя все это он уже где-то видел. Вот только где? И тут он понял, что находится… на Луне! В черном небе горели необыкновенно крупные звезды. Они не мерцали и были так же ярки, как и солнце, висевшее над острыми гребнями скал… (Б. Фрадкин. Дорога к звездам. Пермское книжное изд-во, 1958, стр. 78, 79.)

Решение: непроизвольная форма воображения- грезы или даже галлюцинации, связанные с болезненным состоянием, повышением температуры и жаждой. В сознании возникли образы ранее никогда не виденные.

Б. … Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые крики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тотчас же, точно в мальчике… закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты…

…И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды…

… Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит . людей и сам суетится,—ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. “Ну, капитан, выручайте. — обращается он к Ромашову. — Знаете, по старой дружбе. Помните, хе-хе-хе, как мы с вами ссорились? Уж, пожалуйста”. Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно — высокомерным видом: “Виноват, господин начальник… Это ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело — принимать приказания и исполнять их…” А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.

Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры… (Л. Куприн. Поединок. Собр. соч. в 9-ти т., т. 4. М., “Художественная литература”, 1971, стр. 21, 22.)

Решение: произвольное творческое воображение, т.е. воображение в ходе которого самостоятельно создаются образы, имеющие личную ценность. Образы возникающие в сознании связаны с сильным эмоциональным переживанием, в представленной ситуации участвуют реальные люди, но у них противоположный статус. Ромашов таким образом компенсирует нанесенную ему начальником обиду, хотя бы в воображении, потому, что в действительности сделать этого не может.

В. …Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия — Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.

Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К. Паустовский. Золотая роза. Собр. соч., в 6-ти т., т. 2. М., Гослитиздат, 1957,стр. 547.)

Решение: произвольное воссоздающее воображение , в результате которого на основании полученных описаний возникают новые образы. Изучение реальных карт и описаний дало возможность человеку представить себя, путешествующим по эти местам.

Г. Первые же испытания макета локатора обнаружили опасность искажений. На экране дрожали, исчезая и вновь появляясь, несколько зеленых импульсов, мешая определить место повреждения. Невидимые электрические бури нарушали истинную картину…

…Андрей приказал разобрать всю установку…

Отказываясь от достигнутого, Андрей ничего не мог предложить взамен. Он знал одно — путь, избранный ими, неверен. Достаточно посмотреть на схему: она была сложной, уродливой и, значит, чем-то порочной…

В работе ученого наступают периоды, когда воображение иссякает и нет никаких способов пробудить его. Иногда это длится часами, иногда — годами. Сознание того, что решение близко — достаточно одного усилия, одной счастливой мысли, чтобы найти его,—гнетет мучительно…

Оставаться в лаборатории он не мог, здесь все ему напоминало о его бессилии. Он вышел…

…— Подождите, пожалуйста, — умоляюще попросил Андрей. Он отломил стружку. Острые кромки впились в кожу. Андрей потянул стружку за концы, они сжимались и разжимались, пружиня, они напоминали ему броню кабеля. Он растягивал стружку, пока она не сломалась; тогда он нагнулся и поднял целый ворох колючих стружек. Лицо Андрея слегка побледнело. Технолог смотрел на него с интересом.

…Открытие всегда наступает внезапно… За какие-то секунды мозг Андрея представил стружку в виде специальной обмотки, которую вот таким же способом можно растягивать, изменяя характеристику. Если подключить такую катушку, то искажения скомпенсируются; он мысленно прикинул по формулам, как все изменится, и все, все стало поразительно простым и ясным Тут же, не выпуская из рук стружки, он принялся возбужденно объяснять технологу… (Д. А. Гранин. Искатели. Избр. произв. в 2-х т., т. 1. Л., “Художественная литература”, 1969,стр. 334—346.)

Решение : произвольное творческое воображение. Андрей на месте стружки представил обмотку, а затем используя воссоздающее воображение представил эту катушку в действующей схеме, получив уже новый «нужный» образ.

Задача 4

1. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения.

2. По каким признакам это можно установить?

А. В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа — кентавры (существа с головой человека и телом лошади}, сфинксы — существа с головой человека и телом льва), драконы и т. д.

Решение: агглютинация- создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Человек и лев реальные существа, сфинкс состоит из соединения частей.

Б. Беседуя о создании литературных образов, А. М. Горький говорил: “Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения ч из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д….” Он советовал молодым писателям: “Если вы описываете лавочника, так надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе — тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе — арзамасского попа…”

Решение: используется прием типизации, т.е речь идет об акцентировании наиболее существенных, типичных признаков образа , «…чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе — тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе — арзамасского попа…».

В. Какой прием создания образа воображения использован изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

Решение: использовался прием агглютинации танк и лодка- танк-амфибия.

Виды воображения


Воображение бывает преднамеренное и непреднамеренное

Подобно процессам памяти, процессы воображения разделяются по степени волевых усилий на преднамеренные и непреднамеренные.

Непреднамеренная работа воображения разворачивается в грезах, снах или полусонном состоянии.

Образы создаются самопроизвольно и в необычных комбинациях.

Это пассивный процесс, независящий от желаний человека, в котором часто воплощаются его неудовлетворенные потребности.

Преднамеренное воображение – это целенаправленный процесс создания конкретных образов человеком по собственной воле. Он сам контролирует и направляет свои представления в зависимости от ситуации, осознавая цель и мотивы своих действий.

Произвольное воображение имеет такие формы, как воссоздающее (воспроизведение какого-либо образа по его характеристикам) и творческое воображение (воплощение нового образа путем собственного домысливания).

Воссоздающее воображение работает, когда, имея конкретное описание объекта, человек представляет его полный образ. Например, при чтении художественной литературы, складывается мысленное представление об описанных персонажах или событиях.

Творческое воображение – это создание нового образа с помощью дополнений и преобразований существующего. Этот вид воображения является основой искусства.

В процессе творчества в основном работает активное воображение, происходит сознательное формирование образа. Творец позволяет взглянуть на мир с другой стороны, пользуясь своими средствами выражения.

Пути создания образов, их свойства и признаки

Воображение – это психический процесс, который проявляется вследствие пережитых эмоций, причём как положительных, так и отрицательных. После каких-либо событий у человека могут возникать картинки в голове. Ещё с малых лет ребёнок начинает фантазировать и додумывать, тем самым требуя от родителей удовлетворения своих желаний. На фоне восприятия окружающего мира и впитывания различных поступков и высказываний мозг малыша способен формировать хитроумный план для своей выгоды.

Виды воображения и его свойства

Таким образом, различают активное и пассивное, а также продуктивное и репродуктивное воображение.

Активное – возникает, когда человек специально воспроизводит в мыслях какое-то значимое событие и додумывает к нему свои желания и ожидания.

Пассивное воображение обычно не зависит от мыслей, а образы и картинки возникают неожиданно в любое время.

Продуктивное воображение – действительность, сознательно конструируется человеком, не исключая добавление творчества.

Репродуктивное — воссоздаёт реальность в первоначальном виде с минимальной долей фантазии, больше напоминая память.

Нашему воображению присущи некоторые свойства, которые приносят весомую пользу мозгу человека:

  • воображение помогает снять нервное напряжение, даже стресс путём переключения сознания на другую тему;
  • оно помогает решать задачи для успешного общения с разными ячейками общества;
  • воображение способно научить разделять события по важности и оставлять мелкие маловажные задачи для дальнейшего решения;
  • с помощью этого свойства воображения мы учимся планировать, анализировать и настраивать себя на определённые действия.

Ещё существуют некоторые пути создания образов:

  1. Агглютинация – это соединение нескольких частей или элементов в один единый образ для целостности картины.
  2. Акцентирование – это выделение чего-то важного из общей массы информации, классическим примером является карикатура или шарж на тему той или иной слабости человека.
  3. Гиперболизация – это изменение частей какого-либо предмета или образа в большую или меньшую сторону, то есть фантазии на тему необычного существа или человека.
  4. Схематизация – это сглаживание различий предметов и выделение сходств между ними. Примерами служат узоры и орнаменты, элементы которых позаимствованы с внешней среды.
  5. Типизация – это воспроизведение образа человека либо картины посредством множества разнообразных аналогичных эпизодов и образов, что является своего рода прототипом для конечного результата при составлении желаемой картины.

Воображение может различаться по степени произвольности. Произвольным считается осознанная, направленная деятельность, выполняя которую человек отдаёт себе отчёт относительно её целей и мотивов. К произвольному воображению относятся мечты, творческое, креативное мышление человека. Примером непроизвольного воображения служат сны, в которых элементы происшедших ранее событий всплывают в самых неожиданных формах и образах.

Воспроизведение образов и мысленное структурирование чего-либо также различается по некоторым признакам:

  • по яркости образов, насколько чётко человеку представляется желаемое;
  • по степени реалистичности и правдивости воображаемых картин, по новизне и оригинальности;
  • по широте воображения, то есть насколько многообразно можно придумать или составить план реализации;
  • по произвольности, то есть умение натренировать мышление таким образом, чтобы картинки в голове могли рисовать нужные образы в соответствии с поставленной задачей;
  • по типу представлений, которыми может пользоваться человек во время мыслительного процесса, в помощь может идти всё, что человек видит, слышит или ощущает;
  • по устойчивости, насколько сильно можно закрепить полученную и обработанную информацию. Здесь не последнюю роль может сыграть внимание человека и умение концентрироваться на важных деталях.

Физиологические основы


Комбинации нервных связей образуются на сознательном и бессознательном уровнях

Физиологические процессы, ответственные за работу воображения, регулируют процессы жизнедеятельности организма.

Происходят сложные процессы в головном мозге, в течение которых активизируются и перераспределяются нервные связи.

В результате этих процессов появляются новые нервные сочетания, которые и являются основой физиологии воображения.

Комбинации нервных связей образуются:

  • на бессознательном уровне: от самопроизвольной реакции в коре головного мозга на различные раздражители (например, сон или галлюцинации);
  • на сознательном уровне: в процессе самостоятельного создания человеком новых образов работает несколько отделов головного мозга (во всех произвольных видах воображения).

Образование новых связей не является случайным процессом, его можно охарактеризовать как творческую работу мозга.

Воображение влияет на множество физиологических процессов: работу органов, уровень активности желез, обменные процессы. К примеру, когда человек представляет себе вкусное блюдо, у него сильнее выделяется слюна.

При мыслях об интенсивной физической нагрузке можно зафиксировать еле заметную активность мышц. Следовательно, воображение тесно связано с процессами жизнедеятельности и поведением человека.

Когнитивные искажения, мешающие найти верное решение

К видам ошибок, которые выдает быстрая фаза человеческого мышления, относятся анормальные отклонения в программе деятельности мозга, препятствующие принятию правильного варианта решения вопроса:

  • интуитивный сценарий мышления, заставляющий считать событие или суждение правдивым на почве доступности поиска подтверждающего примера;
  • доверие к многократно повторяющимся утверждениям;
  • сохранение мнимой истинности убеждения вопреки противоречащим аргументам;
  • неприятие информации, которая способна кардинально трансформировать сформировавшуюся точку зрения.

Почему мы так не любим критику, и как правильно на неё реагировать, узнайте здесь.

Функции воображения


Иногда воображение выполняет защитную функцию

Мозг человека не может долго оставаться в бездействии, потому люди предаются мечтам.

Для работы воображения необязательно наличие новой информации или решение каких-либо задач.

Известно, что человеку очень сложно остановить воображение и прекратить мыслить по своей воле.

В течение жизни человеческое воображение исполняет множество функций, основные из которых:

  • регуляционная – планирование будущего, представление путей достижения целей, регуляция и программирование деятельности и ее результата;
  • познавательная – знакомство с окружающим миром через концентрацию внимания, памяти и мышления, активизируемые воображением;
  • приспособительная – представление сложных явлений и образов через более простые;
  • психотерапевтическая – создание психологической защиты;
  • аффективная – изменение эмоционального состояния, снятие напряжения.

Используя свое воображение, человек контролирует процессы, происходящие в организме, а также подстраивается под различные ситуации. Известно, что благодаря воображению можно изменять частоту сердцебиения, показатели давления и температуры тела.

Роль воображения в жизни человека


Хорошее воображение — необходимое качество для успеха

В отличие от животных человек со своей способностью к воображению действует на перспективу, планируя будущее.

Воображение стимулирует человека к действию, заставляет проходить сложный, многоступенчатый путь, побуждает верить в результат своего труда.

Но, с другой точки зрения, человек-мечтатель удовлетворяет свои потребности мысленно, отказываясь от реальных усилий.

Такой негативный фактор снижает активность человека, оборачивая воображение против действительности.

Фантазия играет большую роль в производстве новых изобретений. Любой современный, привычный предмет являлся плодом фантазии человека сотни лет назад.

Благодаря воображению и упорному труду новые достижения постоянно внедряются в жизнь людей. Развитое воображение – это неотъемлемая способность успешного человека.

Этапы развития воображения


Воображение — не врожденное свойство, и его можно развивать

Тем не менее, воображение – не врожденное свойство.

Его развитие происходит постепенно, по ходу получения определенных представлений, служащих фундаментом для создания новых образов.

Развитию воображения способствует самосовершенствование личности, образование, тренировка памяти, мышления и чувств.

Сложно ограничить этапы развития воображения по возрастным категориям, так как это зависит от индивидуальных характеристик.

Исходя из некоторых закономерностей, можно сказать, что впервые воображение реализуется через восприятие. Например, маленькому ребенку сложно представлять себе сюжет сказки, но ему проще представить ситуацию, происходящую с ним самим.

Связь воображения и восприятия проявляется также, когда ребенок переносит полученные представления в свои игры, изменяя мысленно внешний вид предметов. Работа воображения в детском возрасте всегда связана с деятельностью, в данном случае – игрой.

На этапе, когда ребенок учится говорить, он начинает формировать не только образы, но и более сложные представления. Ему приходится находить слова для выражения того, что существует в его воображении.

Ребенку становится проще отделять характеристики объекта от него самого и использовать их для выражения других представлений. Образы непроизвольно возникают и комбинируются в детском воображении.

На следующем этапе воображения ребенок уже умеет преднамеренно воссоздавать образы. Он начинает контролировать воображение в процессе игр и творческих занятий, представляя себе цель или сюжет.

При наступлении школьного возраста воображение поднимается еще на одну ступень. Прикладывая усилия для выполнения учебных задач, ребенок активно воссоздает образы и использует имеющиеся представления.

Механизмы создания образов


Без воображения не было бы книг и фильмов

Образы, возникающие в воображении, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о реальных явлениях и объектах.

Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы.

Процессы воображения делятся на два уровня:

  1. Анализ впечатлений.
  2. Синтез полученных образов.

На первом уровне представления об объекте абстрагируются от прочих образов, рассоединяются их составляющие, происходит анализ. В дальнейшем эти образы преобразуются: сочетаются в разные комбинации или перевоплощаются в абсолютно новые представления.

Этот синтезирующий процесс имеет множество форм. Агглютинация – одна из распространенных форм синтеза, в ходе которой новый образ создается с помощью передачи характеристик одного предмета другому.

Таким способом в воображении создавались образы древних богов и мифических существ. В искусстве и прочих творческих процессах широко используется прием агглютинации.

Например, для того, чтобы нарисовать несуществующее животное, в нем сочетались черты разных известных зверей и птиц. С помощью агглютинации увеличиваются или уменьшаются части какого-то объекта или объект полностью. Так создавались сказочные великаны и гномы.

Благодаря внедрению существующих представлений в новые ситуации, получаются новые связи с абсолютно отличающимся значением. Человек достигает соответствий в этом сочетании, представляя цель и контролируя процесс.

Синтез представлений осуществляется через схематизацию и акцентирование. Схематизация происходит в результате недостаточно полного восприятия объекта. В итоге целостный образ может быть искаженным и не соответствующим действительности.

Также схематизация может проявляться при забывании каких-либо свойств объекта и более обобщенном его представлении. Человек может сознательно или бессознательно выделять в образе определенные черты.

Акцентирование заключено в заострении внимания на главных свойствах образа и создании типичного представления о предмете. В этом сложном творческом процессе обобщения человек выделяет основные, по его мнению, черты в образе и отражает реальность через свою призму.

Каковы причины агглютинации

В творческом воображении агглютинация выявляется в идеях, мотивах, существующих в подсознании, которые могут функционировать бессознательно. Понятие агглютинации используется для познания и понимания личности человека, так как человеческое воображение является диалогом внутреннего «я» с личностью.

Здесь лично хочется отметить один нюанс. Учитывая то, что человек управляем Высшим Я через подсознание, можно предположить, что именно таким путем передаются новые знания, которые должны вести человечество к поднятию на новый уровень развития. История знает немало таких примеров. Например, Менделеев, искавший упорядоченность химических элементов, открыл свою таблицу с помощью подсказки во сне, или Леонардо да Винчи, который проявил себя в разных направлениях. Сочетание и комбинирование несовместимых элементов производится осознанно для передачи идеи через аллегорию. Эта агглютинация выявляется у творческих людей.

Индивидуальные особенности развития воображения

У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. Индивидуальность людей в том, что они отличаются своим собственным видением мира.

От степени развитости воображения зависит яркость представлений, новизна преобразованных идей. Сильное воображение является неотъемлемой чертой художников, писателей, скульпторов, режиссеров.

Человеку со слабым воображением трудно решать задачи, связанные с мысленным проектированием и представлением конкретных объектов. Недостаточно развитое воображение делает жизнь менее яркой и эмоциональной.

Люди существенно отличаются по доминирующим типам воображения: зрительный, слуховой, кинестетический. Но бывает, что у человека сильно развиты все типы, что отражается в его характере и поведении.

В этом видео вы узнаете о психологии воображения:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]