Воображение – это процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Воображение – необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа конечного и промежуточного продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Т.е. воображение позволяет представить результат труда до его начала, представить не только конечный продукт, но и промежуточные результаты.
Воображение тесно связано с мышлением. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. тогда, когда нужно отыскать новое решение. Но опережающее отражение действительности в процессе воображения происходит в виде ярких представлений, а опережающее отражение в процессе мышления происходит путем оперирования понятиями. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления (например, научная проблема).
Если проблемная ситуация отличается неопределенностью и исходные данные с трудом поддаются точному анализу, то в действие приходят преимущественно механизмы воображения (например, работа писателя). Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления, когда отсутствует нужная полнота знаний, и все-таки представить себе конечный результат. Хотя иногда намеченные фантазией пути решения бывают недостаточно точны.
Воображение тесно связано с восприятием и памятью, т.к. воображение всегда строится на переработанном материале прошлых восприятий, которые человек запомнил. Например, создавая образ пустыни, человек опирается на прошлый опыт (он знает, что такое песок, видел на картинке или в зоопарке верблюда).
Процессы создания образов воображения.
Технология создания образов воображения имеет аналитико-синтетический характер, т.е. осуществляется с помощью анализа и синтеза. Человек расчленяет ранее сложившуюся систему представлений и создает на этой основе новые образы. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.
Но анализ и синтез при создании образов воображения могут осуществляться в различных формах.
1. Агглютинация (в переводе с греческого — склеивание) – соединение различных качеств, свойств, частей, характерных для двух разных объектов. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр). Также этот прием используется в техническом творчестве (танк-амфибия соединяет качества танка и лодки, аккордеон – сочетает фортепьяно и баян, троллейбус).
2. Гиперболизация (гипербола – увеличить объект, литола — уменьшить) – увеличение или уменьшение предметов, или изменение количества частей предмета (великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини в Индии, дракон с семью головами, одноглазый циклоп).
3. Подчеркивание – заострение каких-либо признаков (дружеские шаржи или злые карикатуры).
4. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации (создание художником национального орнамента, элементы которого взяты из растительного мира; образ итальянца, американца и т.д.).
5. Типизация – используется в художественной литературе, скульптуре, живописи; здесь характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение этого в конкретном образе.
Виды воображения
По степени активности в процессе создания новых образов различают два вида воображения: активное и пассивное.
Активное воображение возникает из потребностей человека и стимулирует его творческую и практическую активность. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Воссоздающее – это воссоздание образов существующих предметов, создание образов, соответствующих описанию.
Творческое – это самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности (открытия в науке, изобретения в технике, создание произведений искусства). Творчество – это работа и памяти, и мышления.
Воображение необходимо и в педагогической деятельности (педагогическое творчество). Учитель должен быть в состоянии предвидеть комплекс причин, обусловливающих поведение учащихся, предвидеть ход урока, предугадать реакции учеников. Кроме этого, воспитание – это проектирование личности, создание идеального образа, но в индивидуальном порядке.
Пассивное воображение – это когда фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное воображение проявляется тогда, когда образы возникают в результате специального намерения человека. Преднамеренно вызванные образы, которые человек не стремится воплотить в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессе воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности. У таких людей воображение выступает как замена действительности: человек уходит в область фантастических представлений, чтобы скрыться от тяжелых условий, неразрешимых задач.
Непреднамеренное воображение возникает при ослаблении деятельности сознания без специальных намерений человека. Например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).
Особый вид воображения – мечта — это создание образов желаемого будущего. В отличие от грез мечта выступает побудительной силой деятельности.
Сензитивным периодом для развития воображения является дошкольный возраст, т.к. ведущей деятельностью здесь является игра, а необходимый элемент игры – воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто». Богатую пищу воображению дают ролевые игры, которые позволяют не только усваивать общественный опыт, но и углубляют и закрепляют ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость). Хотя говорить о настоящем творчестве в дошкольном возрасте еще рано, т.к. недостаточно опыта.
Эмоции и чувства, свойства и виды эмоций.
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, испытывает те или иные чувства. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие – нет, одних людей он любит, других ненавидит, к третьим равнодушен.
Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
Эмоции — физические состояния и процессы, возникающие в результате действия на индивида значимых явлений и ситуаций и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний.
Эмоции и чувства для человека выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее.
Функции эмоций и чувств:
1. Отражательная (позволяют определить полезность или вредность события).
2. Побудительная (эмоциональное переживание содержит образ предмета и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию).
3. Подкрепляющая (значимые события быстрее и надолго запечетлеваются в памяти).
4. Переключательная (обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность).
5. Приспособительная (благодаря эмоциям устанавливается значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей, поэтому организм может эффективно приспособиться к тем или иным окружающим условиям).
6. Коммуникативная (мимика и пантомимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям). Благодаря этой функции человек может воздействовать на других людей.
Развитие
Творчество лучше всего способствует развитию воображения
Если Вы намереваетесь развивать свое воображение, то можно прибегнуть к следующим советам.
- Занимайтесь интеллектуальной деятельностью. Человек должен развиваться творчески и заниматься научной деятельностью.
- Учитесь мыслить креативно.
- Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
- Обогащайте свой опыт восприятия.
- Продумывайте свои действия, рассматривайте возможные результаты.
- Старайтесь почаще фантазировать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее определенный момент произошли весомые изменения.
- Если у Вас есть детки, сочиняйте им сказки.
- Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь творить, используя различные материалы.
Теперь Вы знаете, что собой представляет развитие воображения. Человек должен понимать, что данная способность помогает лучше ориентироваться в мире, быть креативным, иметь нестандартный взгляд на привычные вещи. Нужно развивать воображение у детей и у себя, научиться планировать свои шаги, представляя возможные результаты.
Выражение эмоций и чувств.
Нередко слова «эмоции» и «чувства» употребляются как синонимы. Но эмоции имеют ситуативный характер. Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Например, эмоцией называется не само чувство любви к музыке, а состояние восхищения, которое человек переживает в данный момент, слушая концерт.
Эмоции и чувства по своему качеству могут быть положительными и отрицательными. Но иногда отрицательные эмоции могут иметь положительную окраску (гнев на плохой поступок). А иногда возможно переживание противоположных эмоций («Мне грустно и легко», — Пушкин). Это явление называют амбивалентностью (двойственностью) чувств (любовь и ненависть при ревности).
Эмоции и чувства можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают они активное или пассивное состояние. Если эмоции побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил, их называют стеническими (от греч. «стенос» — сила). Например, человек готов «свернуть горы». Радость, гнев, ненависть — стенические эмоции. Если же переживание эмоции характеризуется пассивностью, расслабляет человека, то говорят об астенических эмоциях («астенос» — слабость).
Как говорят, «подкашиваются ноги». Печаль, тоска, уныние — астенические эмоции. Но у некоторых людей одни и те же эмоции могут переживаться как стенические, у некоторых — как астенические. Например, эмоция страха может вызвать у одного человека беспомощное состояние, у другого — бурную реакцию.
По форме протекания все многообразие эмоций и чувств можно разделить на эмоции (в узком смысле этого слова), аффекты, настроения, фрустрация, стрессовые состояния, высшие чувства, страсти, увлечения. Эти формы переживания эмоций и чувств и образуют эмоциональную сферу личности.
Эмоции (в узком смысле этого слова) — непосредственное переживание какого-либо чувства.
Выделяют следующие «фундаментальные эмоции» (по К. Изарду) или основные эмоциональные состояния:
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствует развитию умений и навыков, приобретению знаний.
2. Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.
3. Удивление — не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака, возникает внезапно, тормозит все предыдущие эмоции и направляет внимание на объект его вызвавший. Может переходить в интерес.
4. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Им астенический характер.
5. Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности. Имеет стенический характер.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (людьми, предметами, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами субъекта.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями или поведением самого объекта.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Имеет как стенический так и астенический характер.
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении.
Аффект – (от лат. аffectuctus – душевное волнение) сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания. Быстро овладевает человеком и бурно протекает. Аффекты кратковременны, т.к. вызывают огромную затрату сил. Если обычная эмоция — это душевное волнение, то аффект — буря, взрыв.
Человек утрачивает контроль над собой, совершая безрассудные действия, а потом может жалеть об этом и вспоминать как сквозь сон. После аффективной вспышки наступает разбитость и упадок сил. Любая эмоция может перерасти в аффект: радость в восторг, злость в гнев, страх в ужас, страдание в отчаяние. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какая эмоция переживается человеком. Человек может управлять аффектом, сдерживать его наступление на первых этапах.
Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека (радостное, печальное, серьезное, легкомысленное, бодрое, вялое). Обычно настроение не осознается человеком, но иногда имеет значительную интенсивность и накладывает отпечаток и на умственную деятельность и на продуктивность работы (все спорится).
Настроение – бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Источники настроения: удовлетворенность или нет ходом жизни, делами на работе, в семье; состояние здоровья, погода и т.д. Настроения различаются и по продолжительности. Это зависит от: возраста (у детей – быстро меняется), характера, темперамента, силы воли и т.д. Настроение оказывает влияние на поведение, стимулирует или подавляет деятельность.
Стресс — (от англ. stress — давление, напряжение) возникает в необычно трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. По своим психологическим характеристикам близок к аффекту, по длительности протекания — к настроению. Может иметь стенический или астенический характер (пример с экзаменом). Возникает при опасности, больших физических и умственных нагрузках и т.д. Стресс может быть физиологическим и психическим.
Психологический стресс в свою очередь – информационным (человек не справляется с задачей, не успевает быстро принять верное решение при высокой ответственности) и эмоциональным (угроза, опасность, обида). Разные люди по-разному переживают стресс («стресс льва», «стресс кролика»). По своей направленности выделяют стресс (положительная направленность, обеспечивает мобилизацию систем организма, например, в случае опасности) и дистресс (отрицательная направленность, носит разрушающий характер, приводит к истощению организма).
Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации.
Фрустрация – (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность.
В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию, расстройство, двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные движения), апатию. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека, типа темперамента и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источник фрустрации — отрицательная социальная оценка.
Для чего нужно воображение
Воображение является психическим процессом, необходимым для создания новых образов на основе уже имеющихся представлений. Так ли оно необходимо каждому? Может быть, оставить его художникам, дизайнерам, изобретателям и другим людям, призванным создавать новые образы?
По мнению психологов, без воображения никто из разумных существ не обойдется, так как оно приводит в движение мысли, помогает выходить за пределы настоящего и постигать будущее, пробуждает чувства, способствует построению планов. Оно зародилось в процессе труда на основе мышления и памяти, значит, работает в неразрывной связи с ними. Без воображения оскудеет вся психика человека.
Интересно. Синонимом воображения является фантазия, это действие известно каждому. Фантазия сопровождает детство человека, делает его памятным и нескучным. Все виды детской деятельности связаны с воображением.