Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях

Воображение как создание новых образов, несомненно, имеет высокую ценность и для успеха в любой деятельности, и для становления самой личности. Обычно, говоря о необходимости развития воображения, имеют в виду детей. Это вполне понятно, ведь именно в дошкольном и младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется тяга к фантазированию, да и развитие познавательных процессов в целом в этом возрасте имеет принципиальное значение.

Однако потребность в развитии воображения есть и у взрослых, а в ряде случаев она ими очень остро осознается. И психологи убеждены, что развить, усовершенствовать этот процесс можно в любом возрасте.

Индивидуальные особенности воображения

Иногда кажется, что некоторые люди рождены со способностью к творческому воображению, настолько быстро и легко у них рождаются новые проекты, оригинальные идеи, нестандартные решения. А другие даже сказку своему ребенку придумать не в состоянии, не говоря уже о каком-то открытии или создании произведения искусства. В чем здесь дело?

Способность к воображению присуща всем людям от рождения, она связана с особенностями высшей нервной деятельности, со спецификой обмена информацией между нервными клетками головного мозга. Однако проявляется эта способность по-разному. И при развитии воображения следует учитывать индивидуальные особенности этого психического процесса.

Сила воображения

Это одна из самых важных и заметных характеристик процесса рождения образов. Причем у некоторых людей фантазии настолько живые, что могут соперничать с реальными объектами. Особенно такая живость образов воображения характерна для детей.

Дело в том, что сила воображения связана с рациональным контролем и ограничивается им. Чем более развито рациональное, логическое мышление, а следовательно, и рассудочное отношение к собственным фантазиям и выдумкам, тем слабее воображение, его образы более тусклые, размытые и приземленные.

У детей рациональная сфера сознания пока еще не слишком развита, поэтому воображение у них более сильное и живое. Но у детей другая проблема – недостаток информации для творчества и навыков осознанного фантазирования.

Правда, нельзя сказать, что рациональный контроль только мешает свободе воображения. Его ограничение тоже необходимо. При слабости логического, рационального мышления может возникнуть такое психическое явление, как визионерство, когда человек не в состоянии отличить продукты своего воображения от реальных объектов и ситуаций.

  • Чаще всего визионерство встречается у детей, в силу особенностей их мышления. Можно вспомнить такой пример визионерства, как образ вымышленного друга (Карлсон, который живет на крыше).
  • У взрослых визионерство встречается намного реже, но все же в психологии и психиатрии описаны подобные случаи, например, у экзальтированных верующих или у людей, находящихся в состоянии аффекта.

Но это все же исключение. А при развитии воображения у взрослых следует обратить внимание на формирование способности осознанного сдерживания рационального контроля, временного отключение логики. Для этого существуют разнообразные методики, связанные с активизацией нестандартного, нешаблонного мышления.

Легкость рождения образов

Воображение – это во многом спонтанный процесс, связанный с активностью подсознания и свободным ассоциативным мышлением. Поэтому у некоторых людей новые образы, сюжеты и идеи рождаются легко и почти непроизвольно, вызванные стихийными ассоциациями. Такие люди в причудливо изогнутой коряге увидят сказочное чудище, а из случайно услышанного разговора создадут сюжет целого романа. Они постоянно замечают что-то удивительное, необычное в совершенно обычном мире.

Восклицая: «Смотри, эти трещины на асфальте напоминают морду льва!» — они рискуют быть непонятыми и даже высмеянными. А ведь у них есть очень важное и полезное качество: спонтанное творческое мышление и легкость воображения. А другие только пренебрежительно хмыкают, потому что в коряге они видят банальную гнилушку, а в трещинах на асфальте – небрежность коммунальщиков.

Легкость рождения образов во многом зависит от скорости мышления и способности к созданию ассоциаций. Вообще ассоциативное мышление – важное качество для воображения и творчества, и его стоит развивать.

Образное мышление

Это одно из трех основных видов мышления. Наряду с наглядно-действенным и абстрактно-логическим, оно играет важную роль в психике человека. Но для воображения, оперирующего образами, уровень его развития и активности имеет принципиальное значение.

Преобладающее в дошкольном возрасте образное мышление у взрослых часто подавляется, сдерживается абстрактно-логическим. Это снижает и яркость образов, и силу воображения. Но как известно, за операции с образами отвечает правое полушарие головного мозга, тогда как за операции с понятиями, знаками и логическое мышление – левое. И есть люди, которых называют правополушарными за повышенную активность этого полушария мозга. У таких личностей нет проблем с образным мышлением и воображением. А вот левополушарным стоит позаботиться о развитии такого важного познавательного процесса.

Эмоциональная насыщенность образов

Воображение и эмоциональная сфера тесно связаны, и у людей с яркими, сильными эмоциями, как правило, более продуктивное воображение. Поэтому многие известные художники, писатели, артисты отличались повышенной экзальтированностью.

  • Эмоции с одной стороны делают продукты воображения живыми, «реалистичными».
  • А с другой – связь с эмоциями гарантирует удовольствие человека от результатов своего творчества.

Индивидуальные особенности воображения во многом связаны с врожденными характеристиками нашей психики. Но несмотря на это, их можно развить. Главное — учитывать специфику познавательных процессов и эмоций человека.

Метод разрешения противоречий

Целью метода разрешения противоречий является избавление от противоречивых свойств объекта или системы. Противоречия могут разрешаться во времени, пространстве, структуре, воздействиях, отношениях. Эти принципы были впервые представлены Г.С. Альтшуллером – основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Для громадного и рационального решения некой проблемы чаще всего требуется выявить противоречия несколькими способами без применения дополнительных средств.

Метод разрешения противоречий во времени имеет следующую формулу: Интервал вымени Т1 имеет изменяемый ресурс, который имеет свойство «А», в то время как интервал времени Т2 имеет изменяемый ресурс со свойством «не А».

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Метод разрешения противоречий в пространстве имеет формулу: место М имеет изменяемый ресурс со свойством А, а место М2 имеет изменяемый ресурс «не А».

Метод разрешения противоречий в структуре имеет формулу: некий изменяемый ресурс имеет несколько частей, одна часть или части – это А, другая (-ие) часть (-и) — «не А».

Метод разрешения противоречий в воздействиях имеет формулу: при одном виде воздействия (воздействие 1) на некий изменяемый ресурс, этот ресурс начинает обладать свойством А, а при другом виде воздействия (воздействие 2) изменяемый ресурс начинает обладать свойством «не А».

Метод разрешения противоречий в отношениях имеет следующую общую формулировку: по отношению к эталону 1 изменяемый ресурс будет иметь свойство «А», а по отношению к эталону 2 изменяемый ресурс будет иметь свойство «не А».

Овладение техникой воображения

Как бы ни привлекательно казалось легкое и спонтанное рождение новых образов и идей, но все же любой познавательный процесс эффективнее тогда, когда он подчинен нашему сознанию, целям и задачам деятельности, то есть носит произвольный характер.

Приемы творческого воображения

Произвольное воображение требует правильной организации, и одним из важнейших направлений развития творческого воображения является обучение технике создания новых образов.

Такие приемы или техники люди неосознанно использовали еще в глубокой древности, создавая фантастические образы и сюжеты мифов и сказок. И в настоящее время писатели, художники, ученые с помощью этих приемов организуют процесс своего творчества.

  • Гипербола и литота (преувеличение и преуменьшение). Это один из простейших приемов преобразования образов реальности. Такой способ можно использовать как в отношении объекта в целом (Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, великан и т. д.), так и в отношении отдельных элементов объекта (Карлик Нос, Карабас Барабас с длинной бородой и т. д.).
  • Агглютинация (склеивание). Это древний и довольно эффективный прием, в котором используется способность нашего мышления к синтезу деталей имеющихся в памяти образов. Агглютинация может быть довольно простой, как, например, в образах кентавра (получеловек-полулошадь), нага (получеловек-полузмея), сфинкса (лев с головой человека). Но соединяемые детали могут быть предварительно видоизменены, искажены, и тогда прием агглютинации позволяет создавать совершенно фантастических персонажей или картины. Агглютинация часто используется и в художественной литературе, в том числе реалистической, когда писатель создает образ героя, используя черты характера нескольких реальных людей. Используется этот прием и в конструкторском деле, многие современные механизмы, приборы, механизмы, гаджеты соединяют в себе элементы различных устройств, взять хотя бы мобильный телефон.
  • Акцентуирование – изменение пропорций образа или его характеристик за счет выделения, «выпячивания» отдельных черт. Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах, анекдотах или фельетонах. Один из примеров акцентуирования – образ рассеянного из стихотворения С. Маршака. В этом стихотворении в общем-то обычная черта характера доведена до абсурда, за счет чего создается сатирический эффект.
  • Типизация – процесс создания типических образов, то есть скомбинированных из наиболее типичных черт какой-то группы объектов. Этот прием часто используется в изобразительном искусстве и в литературе для создания образов типичных представителей общества. Например, типы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Типизация – один из наиболее сложных и «интеллектуальных» приемов воображения, так как он предполагает не только внимательный анализ объектов, но и конструирование нового целостного образа на основе разрозненных черт.
  • Персонификация – придание образам неодушевленных объектов характерных черт живых существ. Этот прием часто встречается в сказках и в литературе жанра фэнтези, например, печка и яблонька из сказки «Гуси-лебеди», посуда из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
  • Придача – наделение объектов новыми свойствами и функциями. Используется этот прием не только в сказках (ковер-самолет, молодильные яблоки), но и в конструкторском деле, в разработке товаров с новыми свойствами. Например, щетка-пылесос, зажигалка с фонариком, подушка с ароматизатором.

В процессе творчества эти приемы часто комбинируются, смешиваются, взаимодополняются, что позволяет получать совершенно уникальные по своим характеристикам образы или находить оригинальные решения проблем.

Освоение приемов творческого воображения не только полезно, но и интересно. Оно может быть организовано в виде увлекательных игр, в которые с удовольствием играют не только дети, но и взрослые.

Примеры упражнений по овладению техникой воображения

Упражнение «Образ жителя другой планеты» (агглютинация)

Используя прием агглютинации, нужно придумать, как может выглядеть разумное существо с другой планеты с условиями, отличающимися от земных. Например, обитатели планеты «Океан», или планеты, атмосфера которой состоит из горящих газов, или планеты, так густо заросшей непролазным кустарником, что в нем сложно передвигаться и т. д.

Можно попробовать нарисовать придуманные образы. Рисование очень полезно, оно стимулирует образное мышление и делает продукты вашего воображения материальными.

Упражнение «Герой нашего времени» (типизация)

На основании выделения наиболее характерных черт и признаков создать типичные образы людей нашего общества: завсегдатая социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассников), современного дизайнера, феминистки, поклонника аниме и т. д.

Упражнение «Полезные вещи» (придача)

Используя прием придачи, придумать и описать несколько обычных вещей с новыми полезными свойствами. Например, можно взять для усовершенствования такие вещи, как расческу, столовую ложку, домашние тапки, коврик около двери.

Упражнение «Что было бы, если бы…» (гипербола и литота)

Нужно подумать, смоделировать и описать ситуацию, которая возникла бы, если бы вы внезапно увеличились в размерах до величины пятиэтажного дома. В чем бы вы почувствовали преимущество, а в чем неудобство? Как бы вы стали себя вести? Чем бы занялись? Как бы стали строить отношение с окружающими? Можно оформить размышления в связный рассказ.

Затем происходит обратный процесс, но вы, уменьшаясь, становитесь величиной с мышку. Как бы это повлияло на ваше поведение? В чем вы видите преимущества такого роста, а в чем недостатки?

Это упражнение очень любят дети, но взрослым оно тоже полезно и для развития воображения, и для формирования нешаблонного мышления и способности выходить за рамки банальной обыденности и стандартной логики.

Несмотря на то что процесс развития воображения у взрослых и детей имеет много общего, все же стоит обратить внимание на различия и особенности.

Морфологический метод

Морфологический метод может иметь две основные цели: во-первых, он нужен для того, чтобы привести в систему возможные варианты решения проблемы, во-вторых, он может использоваться с целью фантазирования.

Для начала следует проанализировать объект или систему. Затем необходимо вычленить основные свойства, которые имею значение для решения некой проблемы или достижения цели. Каждое свойство необходимо прошкалировать. Затем следует изучить все возможные варианты значений в этих шкалах.

Замечание 1

Этот метод является весьма эффективным для поиска нестандартных решений, которые не могут быстро возникнуть в воображении. Как недостаток этого метода можно назвать то, что в процессе выбора появляется много ложных вариантов.

Особенности развития воображения в детском возрасте

Дошкольный возраст психологи называют сензитивным, то есть наиболее чувствительным для развития воображения. Это связано с особенностями психики дошкольника:

  • преимущественно образный характер мышления;
  • открытость всему новому и яркому;
  • живость и яркость образов;
  • свобода от стереотипов и шаблонов, которые еще не успели сформироваться;
  • возможность проводить развивающие занятия в игровой форме, предпочтительной для развития воображения.

Но есть и проблемы, которые следует учитывать, организуя занятия с дошкольниками. Одна из самых серьезных – недостаток в памяти образной, сенсорной информации, материала для работы воображения. Поэтому начинать необходимо с развития восприятия, в том числе творческого, то есть способности быть наблюдательным, замечать необычное в обычных вещах, уметь не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, а слышать.

Очень полезны для развития такого типа восприятия упражнения на поиск необычного в привычной окружающей обстановке. А также хорошо способствуют развитию творческого видения и воображения упражнения по дорисовыванию геометрических фигур, абстрактных линий и зигзагов до узнаваемых образов.

Вторая проблема – неустойчивость психики. Дети этого возраста еще плохо владеют произвольным вниманием, часто отвлекаются и быстро устают, если им приходится заниматься серьезной умственной работой. А заставлять детей ни в коем случае нельзя, все развивающие занятия должны выполняться с охотой и доставлять удовольствие.

Поэтому взрослым нужно активно подключаться к выполнению упражнений, увлекать детей своим примером. Еще хорошо заниматься развитием воображения на прогулке или в долгих поездках.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]