7 простых и 7 сложных приёмов манипуляции сознанием. Какие из них используют на вас?


Манипуляция – это хорошо или плохо?

Как-то так повелось, что слово «пользование» вызывает в основном, негативные эмоции и настрой. И вам, наверняка, захочется спросить: «Манипулировать разве хорошо?», отвечу встречным вопросом: «Общаться разве хорошо?» Озадачил? Так вот, знайте, что вы применяете манипуляции каждый день.

Назначая встречи, ведя деловые переговоры, общаясь с другом за чашечкой кофе, в уютном кафе, да просто живя в социуме, вы в каждом случае пытаетесь дать собеседнику посыл, на подсознательном уровне, и выжидаете обратную связь, его реакцию, действия. Все это, ничто другое, как попытка управлять – манипулировать.

Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения


0
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы. Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

Что говорит психология?

С психологической точки зрения, при попытке влияния, человек пытаетесь добраться до подсознания, обходя при этом сознание. Ведь сознание, способно контролировать любую получившую информацию и даже воспротивиться ей. Область чувств этого не может, она ждет зеленый свет от сознательности. По этому, техника управления сверхсознанием, носит в себе больше скрытый характер.

Но, несмотря на это, выделяют две сферы влияния:

  • Директивная (прямая)
  • Косвенная (скрытая)

Директивное воздействие, обычно распространено между начальником и подчиненными. Он прямо говорит, что ожидает от сотрудника, не вуалируя свои требования. Эта техника управления, на сегодняшний день, является скорее исключением, чем обычностью. Так как, в сей час, общению уделяется больше внимания, и оно вышло на новый уровень развития.

Косвенные техники управления, имеют, куда большую распространенность. У каждого из нас есть просьбы, желания добиться взаимной симпатии важного для нас человека, достичь расположения в обществе. А это все, программирование других людей, попытка достичь определенного результата, путем воздействия на их подсознание.

Отвлечение внимания

0
Смотреть все фото в галерее

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики. «Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).

Начальные правила манипуляторных уловок

Сначала рассмотрим самые примитивные варианты влияния. К примеру, если обстоит такая ситуация, что надо задать прямой вопрос, а он неуместен, то человек должен вывести диалог на такой уровень, чтобы получить ответ, особо не досаждая коллеге (другу).

Для этого в беседе должны присутствовать «скрытые» вопросы: « Хотелось бы узнать ваше мнение» или «Интересно, что вы думаете об этом», то есть, все то, что побудит в собеседнике размышление.

К простым правилам манипуляций, относятся также, «скрытые» команды и пресуппозиции. Косвенные установки применимы тогда, когда прямой приказ невозможен или некорректный.

Для примера, разница инструкций: «Закройте окно!» и «Посмотрите, окно закрыто?», то есть, в любом случае, это указание должно быть исполнено, но какой из вариантов приятней выполнять?

Пресуппозиция – это когда ситуация воспринимается как должная. То есть, человек (манипулятор) выстраивает диалог таким образом, чтобы в любом случае получить положительный ответ (результат) от собеседника.

Для этого необходима особая постановка вопроса: «Рассчитываться вы будете кредиткой или наличными средствами?» Эта ситуация уже подразумевает, что оплачивать услугу придется вам, ваш выбор остается только за вариантом оплаты.

Способ постепенного применения

0
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века. Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

Большому кораблю – большое плавание

Нынешний, совершенный мозг человека, требует все новых познаний и усложнений задач. Ведь чем больше знаний – тем больше возможностей. Таким образом, манипуляторные уловки стали намного искусней и умелей.

Конечно, не всегда это все делается во благо человека, иногда люди специально прибегают к влиянию на других персон из корыстолюбия. В любом случае, люди должны обладать знаниями, а как они ими будут пользоваться, зависит от них самих.

По этому, надо знать дополнительные, ведущие методы и способы воздействия на сферу подсознания, а именно:

  • Повторение
  • Прямой контакт
  • Эффект 25 кадра
  • Гипноз

На сегодняшний день, данные варианты внушения, самые эффективные и распространенные. Повторение – это сильный метод влияния на разум человека, путем постоянно бисирующей информации. Хорошим примером, послужит маркетинг, реклама. Здесь запускается инструкция по кругу — сознание устает, сопротивляемость уменьшается, и вот, получается, достучаться до сверхсознания. Человек поддается манипулированию и «выполняет» необходимые установления.

Прямой контакт влияния отличается тем, что он происходит в реальном времени, здесь и сейчас. Человек, который применяет сей вид манипуляций, пытается «расслабить» сознание собеседника доброжелательным диалогом и сфокусированным прямым контактом, в глаза.

Дело в том, что люди на самом деле, разучены к длительной связи глаза в глаза. При этом тяжело логически выстраивать ответы. Сознание путается, подсознание ищет другие «подходящие» варианты, как вы понимаете, выгодные манипулятору. Этот метод часто используют народные лекари, дабы произошло исцеление души и тела человека, через работу с подсознанием.

Эффект 25-го кадра, весьма, своеобразный способ управления подсознанием. До сих пор ученые не могут определиться в реальной его полезности. Тем не менее, почитателей у этого метода достаточно. Механизм его действия, в скрытом от сознания человека 25-м кадре.

Зрительный центр человека способный принимать только 24 кадра за секунду, по этому, 25-й кадр сознание не воспринимает. Таким образом, программируется зона восприятия заложенной информацией в данном кадре. Этот метод манипулирования, очень спорный.

Обращаться к народу как к малым детям

0
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

Работа с установками адресата

В психологии существует понятие «иррациональные убеждения», которое способно нанести вред личности. На них манипулятор тоже может сыграть. Американский психолог Альберт Эллис занимался изучением таких установок и вывел механизм АВС, который объясняет их работу. Он расшифровывается следующим образом:

  • А – появление событий.
  • В – убеждения, принадлежащие конкретной личности, которые используются для объяснения событий.
  • С – отклик индивида под действием своих установок, который выражается как эмоционально, так и в поведении.

Личностные убеждения можно разделить на четыре группы: «я (ты, мир) должен»; установки, рождающие иллюзию плохого исхода; мнение о том, каким должен быть мир вокруг, чтобы индивид чувствовал себя в безопасности; обвиняющие себя или других людей.

Средства психологического воздействия на человека

На примере одного из средств психологического воздействия на массы можно рассмотреть, ставшую обыденным явлением, рекламу. Относительно недавно реклама существовала в качестве вывесок на магазинах, кафе или предприятиях общественного питания. Это были обычные афиши, рекомендующие просмотры фильмов или концерты звезд эстрады.

Сегодня реклама превратилась в масштабные качественные ролики, которые не только информируют людей о товаре, представлении или анонсе, они заставляют сделать выбор в пользу того или иного продукта, формируют становление ценностей и направляют в нужное русло мысли и поступки человека. Важно обращать внимание на то, что смотрят ваши дети, так как есть воздействие, оказывающее разрушительное влияние на личность.

Многие считают, что психологическое воздействие рекламы – это двигатель торговли (фраза избитая, но это правда), другие полагают, что спрос подразумевает выпуск новых продуктов, борьба за первенство между которыми решается посредством рекламы. Это одно из самых действенных средств, которые оказывают воздействие на массу людей и заставляют действовать под диктовку.

Под воздействием рекламы многие девушки ходят на неудобных высоких каблуках

Это относится не только к какому-то товару или певцу, рекламой можно склонить общественное мнение в пользу того или иного кандидата для выборов в правительство. Этот метод еще называется «манипуляцией общественным мнением» или «темное искусство воздействия на людей». Причем, манипуляция производится не насильственным путем, а методами правильного построения рекламной программы кандидата. Выясняется, что необходимо электорату на данном этапе становления и развития общества и подгоняются общие фразы и обещания. Каждый человек «видит» в этих посулах выгоду для себя и голосует именно за этого избранника.

Цели психологического воздействия на человека

Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.

Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.

Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан.

Родители знают, как психологически воздействовать на своё чадо, например, рассмешить его

Психологическое воздействие рекламы преследует цель заставить купить тот или иной рекламируемый товар, проголосовать за нужного кандидата или посмотреть фильм, на который затрачено много средств, и их необходимо вернуть в кратчайшие сроки.

Не всегда приемы влияния на людей подразумевают следование благой идее. Это можно увидеть на примере террористов-смертников. Ведь эти люди подвергались внушению, обработке и гипнозу с тем, чтобы уничтожать себе подобных. Вместе с массой людей, которых они убивают, они умирают сами. А это противоречит человеческой природе. Следовательно, с помощью психологического воздействия можно кардинально изменить мировосприятие человека, сделать его марионеткой в чужих руках и заставить действовать вопреки здравому смыслу.

Как уже было сказано, любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей. Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте индивидуумы плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.

Основные приемы рефрейминга

Методы «переописания» объясняют, как можно манипулировать человеком лишь при помощи замены слов, части сообщения. Рассмотрим их подробнее.

  1. Техника замены новым предложением или словом одного фрагмента вербальной информации. Например, вместо выражения «Я боюсь» сказать «Я опасаюсь». Страх уже не будет таким выраженным, и индивид примет его как указание быть более внимательным и осторожным.
  2. Переоформление намерений, вернее, истинное их раскрытие. Что значит манипулировать человеком при помощи этого метода? Согласно основам нейролингвистического программирования, цель любого поведения является позитивной. И стоит лишь открыть истинное намерение, то можно подобрать более приемлемые действия. Например, жена часто недовольна мужем, позволяет себе повышать на него голос. При попытке супруга выяснить причины такого поведения она плачет или уходит. Работая с женой, психолог помогает открыть настоящую цель истеричных действий – нехватка внимания, поддержки, любви. После проговаривания намерения супруга может облачить свое поведение, например, в мягкую, нежную форму и тем самым попробовать заново достигнуть желаемого.
  3. Как манипулировать человеком с использованием метафоры? Она представляет собой притчу или короткий рассказ, в котором присутствует сравнение с рассмотренной ситуацией. Можно воспользоваться примером из известной сказки или мультфильма.
  4. Еще одной действенной техникой в «переописании» является использование критерия, который сформулировал адресат в новом утверждении. Показательным примером является история о греховности женщины. Когда Иисус на предложение закидать ее камнями ответил: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в меня камень».
  5. Побуждение взглянуть на себя со стороны. Иначе — изменить позицию восприятия адресата. Как манипулировать человеком таким способом? При осуждении адресатом некой ситуации можно задать вопрос: «А если бы ты оказался в таких обстоятельствах?»
  6. Техника влияния за счет неспособности мозга отличать вымысел и реальность. Задавая вопросы типа «А откуда ты знаешь…?» или «Почему ты так решил…?», манипулятор достигает цели приема — обдумывается «правильность» восприятия ситуации.

Как видно из описания техник, рефрейминг лежит на лингвистических приемах, которые дают возможность рассмотреть обстоятельства по-новому. Что значит манипулировать человеком, применяя данный способ? Это раскрытие разных путей достижения своих истинных намерений, а также умение посмотреть на действия со стороны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]