Советы
- Свобода или ответственность
- Теория основы
- Бывает ли безусловная свобода?
- Как стать свободной личностью?
- Как понять собственную свободу
Свобода и понятие «свободы» – извечный вопрос, актуальный во все времена. Свобода – весьма противоречивый жизненный аспект, вызывающий много суждений и споров, ведь реалии жизни таковы, что понятие «свобода» для каждого свое.
В то же время свобода личности – понятие многогранное. Свобода выражается в экономическом аспекте, в вольности действия. Есть и прочие виды свобод — политическая, духовная свобода и другие.
Мыслители и философы силились понять свободу, давая понятию различные трактовки.
Т. Гоббс считал, что смысл свободы в том, что у свободного человека нет препятствий к действию. И.Бентам полагал, что законы разрушают свободу. Экзистенциалисты утверждали, что человек свободен от рождения. Н.Бердяев – что человек изначально пребывает в свободе и вывести ее невозможно. Ж.П.Сатр видел смысл свободы в сохранение человеческой сущности.
Свобода или ответственность
Определение свободы человека менялось на протяжении веков. В современном понимании о нем впервые заговорили в период Ренессанса. Именно тогда людей стали считать высшей ценностью, а их свободу – неотъемлемым правом.
Во времена господства протестантской реформации слово «свобода» немного изменило свое значение. Оно подразумевало возможность найти свой путь к Богу и по-своему трактовать Библию.
Начиная с 19 века, свобода личности стала синонимом самовыражения. Под ней подразумевалась экономическая стабильность, возможность самостоятельно выбирать религию, манеру поведения, круг общения.
Ничего не изменилось и в наши дни. Свобода личности занимает важное место в устройстве общества. Индивид волен сам расставлять приоритеты, выбирать цели и методы их достижения. Но есть одно условие. Ваша свобода должна гармонично сосуществовать со свободами других людей. Это называется ответственностью. Более свободный – равно более ответственный человек. Обратная ситуация называется произволом.
Свобода человека в обществе. Что такое свобода в современном обществе
На протяжении тысячелетий с тех пор, как появились запреты, власть и мораль, существует понятие свободы. Некоторые люди определяют ее как отсутствие вышеперечисленных факторов. Другие как власть человека над своими поступками при условии, что они не вредят другим людям. Третьи считают, что свобода — понятие субъективное и зависит от стремлений каждой отдельной личности.
Так что такое свобода? Попробуем разобраться.
Свобода в философии определяется как состояние субъекта, при котором он может самостоятельно определять свой жизненный путь, свои цели, мнения и средства. То есть, фактически, это понятие собирает воедино все суждения, приведенные выше. Свобода каждого человека зависит от степени принятия ее им в качестве жизненной ценности. Именно поэтому мы видим столь много различных подходов к ее пониманию и самореализации. И поэтому все люди по-разному понимают, что такое свобода.
Принято различать две свободы: положительную и отрицательную. Вторая предполагает независимость личности от каких-либо внешних или внутренних проявлений, мешающих ее реализации. Получение ее возможно путем их устранения. Положительная свобода достигается путем духовного развития человека и достижения им внутренней гармонии. Некоторые философы считают, что невозможно добиться этой свободы, не пройдя при этом через стремление к отрицательной. Такое разделение ничуть не противоречит цельности понятия. Напротив, оно помогает расширить наши представления о том, что такое свобода.
Свобода личности напрямую связана со свободой творчества, так как вторая является естественным следствием и выражением первой. Поэтому многие писатели и художники, не получившие в свое время возможности создавать свои произведения из-за запретов цензуры, настраивались против власти. Но стоит различать свободу самовыражения и не путать ее со свободой проявлений агрессии. Запрет на последнюю не является ограничением личности. Напротив, он создан для защиты ее свободы. Подобные запреты будут существовать до тех пор, пока не перейдут в человеческое сознание как естественная необходимость.
В настоящее время люди все чаще ищут свободы не от внешних факторов, а внутри себя. Современный человек стал по-новому понимать, что такое свобода. И он пытается достичь ее через внутреннюю гармонию , самоопределение и выражение в сферах, доступных ему. Такой взгляд близок к понятию положительной свободы, но содержит в себе и отголоски отрицательной. Он образовался в связи с ослаблением общественных запретов. Поэтому теперь на первый план выходит внутренняя свобода — достижение цельности личности и возможность ее выражения.
Итак, чуть ли не каждое поколение формирует новый взгляд на то, что такое свобода. И нельзя сказать, что кто-то из них неправ. Ведь каждый человек свободен дать свой собственный ответ на этот вопрос и придать этому слову близкое ему значение. Для кого-то свобода — это возможность высказать свое мнение, для кого-то — отсутствие запрета на творчество, для кого-то — гармония с окружающим миром… Но в любом случае, она играет важную роль для каждого отдельного человека и общества в целом.
Теория основы
Известные общественные и культурные деятели описывали свободу личности по-разному:
- Возможность действовать в согласии со своими интересами и целями. Белинский.
- Отсутствие политического и экономического гнета, ограничений в политической и общественной жизни и деятельности класса или общества в целом. Добролюбов.
- Отсутствие рабства и крепостной зависимости. Чернышевский.
- Личная независимость, самостоятельность. Отсутствие зависимости или стесняющей связи. Возможность поступать так, как хочется. Достоевский.
- Легкость, отсутствие затруднений. Л. Толстой.
Часто свободу личности связывают с волюнтаризмом и фатализмом. Первое слово действительно имеет отношение к свободному человеку. Это стремление достичь поставленных целей, не обращая внимания на объективные обстоятельства и последствия. Фатализм – прямо противоположное волюнтаризму понятие. По мнению фаталистов, личная свобода каждого индивида – это не что иное, как утопия. Жизнь человека заранее предопределена внешними факторами. Изменить их нельзя. Как обстоят дела на самом деле?
Связь с прогрессом
В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.
По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.
Бывает ли безусловная свобода
В рамках идеального мира да. Никто не способен ограничить полет мысли. Однако к реальной жизни это понятие неприменимо. Абсолютная или безусловная свобода личности, конечно, заманчива. Но сама идея имеет ряд недостатков. К примеру, невозможность стать свободным от своего тела, совести, дисциплины или ответственности. Такие состояния могут причинить вред и самому человеку, и тем, кто его окружает. В любом случае свобода наделена конкретикой и определенностью. Поэтому она не безусловна, а относительна. Но это не значит, что постоянно есть какие-то ограничения. Часто они не более, чем расширение возможностей. Получается, нет необходимости стремиться к абсолютной свободе личности. Это иллюзия.
Что вы понимаете под свободой человека и для чего она нужна. ХОД УРОКА
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свободе. Какие выражения с этим словом вам известны? (Свобода слова, свобода совести, свобода выбора, свобода творчества и т.д.).В качестве эпиграфак уроку я предлагаю вам латинское изречение Vita sine libertate, nihil!, которое переводится как «Жизнь без свободы ничего не значит».
Нам предстоит рассмотреть в ходе урока ряд вопросов:во-первых, что такое свобода, каковы ее основные аспекты, чем она ограничена и как она нарушается;во-вторых,мы посмотрим, как свобода проявляется в различных сферах общественной жизни ( в каких? — экономической, политической, социальной и духовной), в-третьих, для чего нам нужна свобода. Мы не случайно обращаемся к этой теме. Свобода – это одна из вечных ценностей, и сегодня как никогда важно знать, какими свободами и в какой мере мы обладаем и каким образом мы можем защищать свою свободу.
Что же такое свобода? Давайте обратимся к фрагменту № 1 дидактического материала и познакомимся с одним из определений понятия «свобода». Словарь С.И.Ожегова дает нам следующее определение понятия «свобода»: это «независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность… общества и его членов». Но это определение было таким не всегда. В разные исторические эпохи свобода воспринималась людьми по-разному.Для первобытного человекабыть свободным означало принадлежать роду, племени, «быть своим».В античностисвобода — это возможность распоряжаться судьбой, которая была в руках богов, а также свобода от политической деспотии.В средние векапод свободой подразумевалось ведение духовной, праведной и безгрешной жизни.В эпоху Возрождениясвобода понималась как беспрепятственное развитие человеческой личности, раскрепощение творческого сознания людей.В новое времяэто слово было написано на знаменах всех западноевропейских революций и символизировало равноправие всех граждан. Длячеловека индустриального, современного нам обществасвобода обрела экономический и юридический смысл. Что такое свобода лично для вас? (это возможность иметь политические и гражданские права; распоряжаться своими ресурсами, своим капиталом, своим временем).
Как стать свободной личностью
Для начала осознайте, что настоящая свобода идет изнутри. Она зависит от установок, заложенных глубоко в сознании и подсознании. Свободный человек обладает рядом отличительных признаков:
- Управляет своими инстинктами и рефлексами. Благодаря этому ведет себя в обществе корректно.
- Не устанавливает себе рамки, не расписывает жесткий режим. Свободные личности тонко чувствуют сигналы организма. Они знают, когда нужен отдых, когда наступает лучшее время для работы или приема пищи.
- Свободная личность не имеет комплексов. Особенно это касается неуверенности в себе и низкой самооценки. Эти отрицательные качества забирают жизненную энергию, съедают изнутри. Поэтому свобода от них развивается так долго.
- Не находится во власти эмоций. Зависящий от чувств и ощущений человек часто совершает необдуманные поступки. После он о них жалеет, но ничего не может изменить. В результате развивается еще один комплекс. Независящая от эмоций свободная личность легко принимает решения, может со стороны оценить свои поступки и осознанно исправить ошибки.
Еще один признак свободного человека – детская непосредственность наряду со взрослым мышлением.
Философио.Ру
Свобода человека — это возможность и способность действовать в направлении реализации собственных интересов. Человек, как уже отмечалось выше, может не только приспосабливаться к окружающей его действительности, но и изменять саму эту действительность, приспосабливать её «под себя». При этом свобода человеческой воли неизбежно наталкивается на природную и социальную необходимость. Существует три модели разрешения этой коллизии свободы и необходимости: 1. Человек пытается безоглядно и безусловно навязать свою волю окружающему миру, во что бы то ни стало претворить в жизнь свои цели. При этом он игнорирует действие объективных природных и социальных законов. Как правило, подобные попытки завершаются крахом. К примеру, человек пытается вырастить в зоне рискованного земледелия, в северных широтах, растения, требующие много тепла и солнечного света. Или насаждает институты либеральной демократии в стране, находящейся на стадии феодализма. Такая модель поведения получила название волюнтаризма. 2. Стремясь реализовать на практике свои идеи, человек сталкивается с суровыми реалиями жизни, которые кажутся непреодолимыми и парализуют его волю. Из этого он делает вывод, что против законов природы идти невозможно и отказывается от первоначальных замыслов. Такая позиция называется фатализмом (от лат. fatum — судьба). 3. В своей деятельности человек исходит из того, что законы природы и общества имеют объективный характер, то есть действуют независимо воли, желания и интересов человека. Поэтому оптимальным решением является познание этих законов и использование их в своих целях. Согласно закону всемирного тяготения, всякое тело, тяжелее воздуха, подброшенное вверх, обязательно упадет на землю. Но человек, не оспаривая этого закона, тем не менее, создал летальные аппараты, способные преодолевать земное притяжение и передвигаться в воздушном пространстве. Свобода в данном случае проявляется в способности человека действовать не вопреки необходимости, а в согласии с ней, в использовании закона в интересах свободы. Ф.Энгельс обобщил такое понимание свободы следующим определением: «Свобода есть познанная необходимость»36. Свобода человека проходит испытание не только в столкновении с необходимостью, но и в соприкосновении со свободой другого человека. Тот факт, что в одном жизненном пространстве проживает множество людей, каждый из которых имеет собственные представления о том, какой должна быть жизнь, неизбежно приводит к конфликтам. Томас Гоббс, один из авторов теории общественного договора, назвал это состояние изначальной свободы «войной всех против всех». Единственно разумным выходом из ситуации столкновения свободных воль является достижение согласие, в основе которого должно лежать ограничение свободы. Для надзора за соблюдением этого ограничения были учреждены институты государства и права, которые, посредством принуждения, обеспечивают среднюю меру свободы в обществе. Необходимость, на этот раз в общественной форме, становится на пути свободы воли. По этому поводу существует довольно избитая сентенция: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Те знания о человеке, которыми мы располагаем на сегодняшний день, дают основания усомниться в том, что абсолютная свобода воли, понимаемая как способность и возможность человека действовать в соответствии со своими представлениями о жизни, реально существует. Имеется масса объективных факторов, которые извне детерминируют поведение людей, делая его несвободным. Это: климат и другие природные явления; идеологическая пропаганда; влияние родителей; воздействие рекламы; общественные предрассудки и т.д. Наши поступки и мысли в значительной мере находятся под влиянием биологического потенциала, социального окружения, воспитания и образования. Данное обстоятельство порождает не только теоретические коллизии, но и практические сложности. К примеру, солдат на войне, выполняя приказ, убивает людей и уничтожает вещи. Делает это он не по собственной воле и желанию, а подчиняясь приказу свыше. Он несвободен, то есть, по сути, не принадлежит самому себе. Границы вооруженного насилия на войне довольно размыты, и это создает проблему чрезмерного, избыточного применения силы, граничащего с военным преступлением. Насколько нравственно и законно обвинять в подобных преступлениях военных, если они не свободны в своих действиях? Еще одно обстоятельство, заставляющее усомниться в возможности свободы воли, объясняет теория и практика психоанализа. Исследования психоаналитиков доказывают, что человеческие оценки, суждения и действия в той или иной степени предопределены факторами, которые не сознаются людьми, образуя сферу так называемого «бессознательного». Поэтому, даже тогда, когда человек поступает, как он сам считает, свободно, его поведение все равно детерминировано. Часто человеку предоставляется свобода в выборе того или иного варианта действий, но правила, которыми он руководствуется в этом свободном выборе, устанавливаются не им, а даны извне. Он не может влиять на содержание этих правил и нести за них ответственность, и поэтому выбранное им действие не является свободным. Философская позиция, утверждающая, что человеческой свободы не существует, называется детерминизмом. Позиция индетерминизма, напротив, допускает в той или иной степени свободу человеческой воли. В истории философии накопилось множество доводов в пользу как первой, так и второй точки зрения. Наиболее острые дискуссии между последователями детерминизма и индетерминизма ведутся в сфере теологии. Все мировые религии исходят из того, что жизнь человека во всех деталях предопределена Божьим промыслом. Бог, будучи Абсолютом, обладает всезнанием, всемогуществом и всеблагостью и поэтому без его воли ничто не происходит. В противном случае он не был бы Абсолютом. В дополнение к теологическому обоснованию детерминизма существует философское, которое вытекает из утверждения: «У каждого события должна быть причина». Английский философ Дэвид Юм, больше других уделявший внимания проблеме философского обоснования причинности, утверждал, что в актах волеизъявления можно найти такую же последовательность и чередуемость, какая существует в природных событиях. И поэтому можно с достаточной точностью предсказать, каким окажется выбор человека в той или иной ситуации. В пользу детерминизма свидетельствуют факты, зафиксированные в различных отраслях научного знания: в психологии, нейрофизиологии, биохимии сделаны открытия, позволяющие утверждать, что человеческое поведение контролируемо на всех стадиях, начиная от замысла и заканчивая его практической реализацией. Однако, несмотря на убедительность аргументов, выдвигаемых партией детерминизма, доводы оппонентов не менее впечатляющи и убедительны. Сторонники доктрины свободы воли исходят из того, что человек свободен настолько, насколько он сознает свою свободу. Поэтому человек может быть свободным, даже находясь в заточении и напротив, будет несвободным, живя в самом демократическом обществе. После создания квантовой механики индетерминисты пытаются использовать в своих интересах принцип неопределенности Гейзенберга, согласно которому даже в природе, на уровне элементарных частиц, не существует жесткой причинной заданности событий. Если такое возможно в природе, то тем более это возможно применительно к человеку. Весомым аргументом в пользу свободы воли является наличие у человека совести. Чувства стыда и раскаяния за совершенный поступок могут быть поняты лишь исходя из того, что люди свободны, то есть, они могли и не совершать того, что совершили. О том, что свобода воли существует, свидетельствует привлечение людей к ответственности за совершенные поступки. Если свободы воли нет, то как можно наказывать человека за совершенное им преступное деяние? Ведь мы не подвергаем судебному преследованию волка, зарезавшего овцу, или оползень, похоронивший под собой горное селение, поскольку не считаем эти объекты свободными и ответственными за свои действия. Чем же тогда от них отличается человек, если полагать его несвободным? Свободу не следует воспринимать как некий дар человеку со стороны природы или бога, предназначенный для того, чтобы обеспечить ему спокойную и комфортную жизнь. Свобода — это всегда выбор, а значит — и ответственность за результаты данного выбора. Редко когда выбор оптимального варианта действия осуществляется на основании знания всех особенностей ситуации и возможных последствий. Всегда существует вероятность риска. Не рискует только животное, ибо оно не выбирает, а следует велению закона — инстинкта самосохранение. Это самый надежный проводник в мире, где все подчинено необходимости. Ответственность, сопровождающая свободу, является причиной феномена, который получил название «бегства от свободы».37 Этот феномен объясняется противоречием между внешней свободой, которая предоставляется индивиду социальными и государственными институтами, и его неспособностью осознать эти возможности и выявить для себя перспективы, которые открываются с ними. А.И.Герцен говорил по этому поводу, что человека нельзя освободить внешне в большей мере, чем он свободен внутренне. Если человек не сознает, что такое свобода, он, естественно, начинает её бояться. Наглядным подтверждением реальности феномена «бегства от свободы» можно считать отношение среднего российского гражданина к политическим, экономическим и социальным преобразованиям, начавшимся в стране с момента распада СССР и образования России как суверенного государства. Отказ от плановой, регулируемой государством экономики и курс на создание рыночного хозяйства, натолкнулись на психологическую неготовность людей жить в обществе, где каждый является «кузнецом своего счастья и благополучия». Тема свободы тесно сопряжена с проблемами военной службы. Во всех странах и у всех народов военная служба считается одним из самых напряженных видов деятельности, связанных со значительными лишениями и тяготами. Как правило, специфику военной службы усматривают в том, что она непосредственно связана с риском и опасностью для жизни, с тем, что военный человек в любой момент должен быть готов идти в бой. Это действительно так. Однако подлинная трагичность военной службы заключаются вовсе не в опасностях, сопровождающих её. Шахтер, каждый день спускающийся в забой, рискует жизнью и здоровьем не меньше, чем военный. Милиционер, патрулирующий опасный в криминогенном отношении район, может в любой момент подвергнуться нападению и погибнуть, а пожарный, несколько раз в течение смены выезжающий на пожар, испытывает воздействие множества таких опасных факторов, которые не всегда встречаются в бою. Опасность — это удел не только военного человека. Но только военный, в силу специфики своей профессии, ограничен в самом ценном для человека праве — свободе. Причем, это ограничение носит добровольный и сознательный характер. Главная добродетель военного человека — способность подчиняться приказу и умение эти приказы отдавать. Первое предполагает подчинение своей воли воле вышестоящего командира, а второе сопровождается навязыванием своей воли подчиненным. Если приказ не выполняется, то невозможен успех в бою или в специальной операции, которые являются главной стихией войны. Профессиональным военным никогда не станет человек, не сознающий необходимости и важности самоограничения воли, проявляющейся в безусловном подчинении приказу. Обзор различных аспектов свободы как сущностного признака человека позволяет сделать вывод о том, что свобода присуща каждому человека в качестве возможности проецировать во внешний мир свои субъективные намерения. Однако реальное бытие свободы предполагает её осознанность человеком. Иными словами, человек свободен настолько, насколько он сознает, что такое свобода, какие возможности и какие последствия связаны с ней. Поэтому развитие человека означает не появление у него каких-то качественно новых способностей или признаков, а связано с развитием сознания свободы. Человек будет считаться полностью развитым человеком тогда, когда он, наконец, сознает, что значит — быть свободным. Но пока он находится только в начале этого пути. Чтобы понять особенности и перспективы развития человека, необходимо разобраться с существующими в настоящее время концепциями антропогенеза.
Как понять собственную свободу
Задайте себе 4 вопроса:
- Самостоятельный ли я человек? На ваше мнение и поступки не должны влиять внешние факторы. Учитесь, развивайтесь, смело идите вперед. Останавливаться на достигнутом никак нельзя.
- Есть ли у меня любимое занятие или хобби? Человека, который не любит работу, вряд ли можно назвать свободным и счастливым. Поэтому задумайтесь, можно ли ваше хобби сделать постоянным источником дохода.
- Много ли времени я уделяю чтению? Начните с книг, посвященных саморазвитию и самопознанию. Свободы они, может, и не прибавят. Но вы точно будете знать, куда двигаться дальше.
- Могу ли я управлять своими эмоциями? Это, наверное, самый сложный навык.
Свободный человек обладает всеми перечисленными умениями. Он живет так, как считает нужным. Ориентируется только на свои ценности и приоритеты, оставляя позади мнение окружающих. Вы действуете точно так же? Значит, вас можно поздравить. Вы – свободная личность.
Практические рекомендации
Следование простым, но действенным советам поможет обрести внутреннюю свободу и уверенность в себе.
Поймите, что мешает быть свободным
Сделать это нужно в самом начале пути к внутреннему освобождению. Существует 7 факторов, делающих личность зависимой:
- страх, неуверенность в себе, комплексы;
- мнение общества, стереотипы;
- зависимость от денег;
- неумение делать выбор самостоятельно.
После того, как вы определите причину несвободы, решительно действуйте. Искореняйте перечисленные факторы один за другим.
Победите свои внутренние барьеры
К ним относятся все те же страхи и комплексы. Обычно это следствие прошлых неудач. Бывает и так, что родители, потерпев крах в каком-то деле, неосознанно программируют на него детей. Это первый и самый главный барьер.
Вывод
Каждый человек – маленькая автономия в пределах большого общества. И это значит, что он обладает свободой личности. Поэтому пользуйтесь своим правом жить так, как хочется вам. Не ограничивайте свои желания и мечты. Раскрасьте жизнь в те цвета, которые радуют ваш взгляд. Возможно, окружающие не смогут понять ваши действия. Но разве это так важно для личности, наслаждающейся свободой?
Яна Карпова
Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.