Как научиться спорить и отстаивать свое мнение — практические советы

У авторитарных родителей обычно растут дети, не имеющие своего мнения, дети, которые без согласия мамы или папы не могут принять самостоятельное решение. В подростковом возрасте такой ребенок попадает под влияние сильного лидера и «смотрит ему в рот». Люди, не умеющие отстоять своей точки зрения, не продвигаются по карьерной лестнице, и в семейной жизни они попадают под влияние второй половинки.

Кого-то устраивает такая жизненная позиция, за них решают другие. Но это значит, что они согласны жить «по указке» и, возможно, не добьются того, чего могли бы добиться. С потребностью встать на защиту своих взглядов человек сталкивается ежедневно. От банального: что приготовить на завтрак, до защиты стратегического плана развития компании.

Отстаивать себя, прислушиваться к другим, а не слушаться чужих указаний, это те качества, которые взрослый человек должен воспитывать в себе, если они не были сформированы ранее.

Основная проблема людей, не умеющих отстаивать свое мнение – неуверенность в себе. В первую очередь разбираться нужно именно с ней.

Нужно ли отстаивать свое мнение

Интересный вопрос, особенно, если учесть тот факт, что мнений ровно столько же, сколько и людей на планете. И если кто-то просто молча придерживается своего, то другие считают, что они всегда и во всем правы. И это при том, что часто их точка зрения ничем не обоснована. Такие личности будут спорить до последнего, переубедить их не представляется возможным. Это про них говорил Бернард Шоу: «Каждый человек имеет право на собственное мнение — при условии, что оно совпадает с нашим».

Налицо ошибочность такого поведения, поскольку в некоторых случаях лучше не заставлять оппонента изменить мнение, а оставить этот разговор на потом. Но это лишь одна сторона медали. Другая связана с тем, что во многих ситуациях именно от правильного мнения зависит ни больше ни меньше человеческая жизнь.

Получается, что нельзя дать однозначный ответ на вопрос, стоит ли отстаивать свою точку зрения. Все зависит от обстоятельств.

Изучайте психологию влияния на людей

Если вы хотите научиться отстаивать собственную точку зрения, то самое время начать изучать психологию влияния на других людей. Манипулировать своим собеседником можно с помощью различных психологических приемов. У каждого человека есть особые неосознанные точки, на которые можно надавить, чтобы заставить выполнять все, что вам вздумается. Если вы хоть немного знакомы с этими методами, то понимаете, о чем идет речь. Смена точки зрения – лишь малая часть того, чего можно добиться с помощью подобной манипуляции. Старайтесь изучать больше психологической литературы по этому поводу и постоянно ищите в других людях те ценности, которыми они дорожат.

Рождается ли истина в споре

Говорят, что именно так считал Сократ. Однако на самом деле он затрагивал более глубокие моменты, чем обычный обмен мнениями на повышенных тонах. Философ любил общение с разными людьми. Он не только доносил до них свое мнение, но и сам получал массу полезной информации. Благодаря этому никто не оставался расстроенным, обиженным или агрессивным. Так и выглядит поиск истины. Вы не только доказываете свою правоту, но и обогащаетесь знаниями, которые есть у оппонента.

Сократ считал, что лучший способ найти самое правильное мнение — диалог. Причем разговаривать нужно с одним человеком, а не с целой толпой.

Какой можно сделать вывод? Истина в споре не рождается, поскольку в процессе никто из спорящих не слушает, что говорят другие. Каждый человек на 100% уверен в своей правоте и пока мнение высказывает его собеседник, он думает над ответом.

По поводу спора была высказана интересная мысль: «Спор — лучшее средство похоронить заживо Прекрасную Даму — Истину».

Выбирайте подходящий момент и формат

Возможно, высказываться публично в больших компаниях, на конференциях, во время обсуждений и мозговых штурмов — пока не ваше. Но это не значит, что вы должны молчать. Попробуйте поговорить с руководителем или коллегой лично и донести до него свои мысли. Или обратитесь к человеку в письменной форме — это тоже отличный вариант представить свою точку зрения.

А какие приёмы вам помогают справиться с застенчивостью и уверенно высказывать своё мнение? Не стесняйтесь поделиться в комментариях!

Какие навыки нужны для того, чтобы отстаивать свою точку зрения

Итак, как научиться отстаивать свое мнение? Есть несколько рекомендаций.

Уверенность в себе

Развить эту черту характера сложно. Но если постараться, то у вас все получится. Всегда держите в памяти такие моменты:

  1. Ваша жизнь в ваших руках. За нее не должны отвечать родители, друзья и кто-то еще. Вы сами ответственны за свои действия и решения. А это значит, что у вас есть полное право иметь свое мнение. Также вы вправе его отстаивать в случаях, когда окружающие необоснованно пытаются вас переубедить или подавить.
  2. Ошибки — это не страшно. Это часть вашего жизненного опыта, который показывает, как вести или не вести себя в будущем. Помните, что любое принятое вами решение было лучшим для вас в конкретный момент времени. И пусть оно ошибочное, но ведь не существует идеальных людей, не так ли? А те, кто считают себя таковыми, тоже не раз наступали на свои же «грабли».
  3. Ваше мнение является наиболее правильным для вас. Помните об этом. Меняя его на чужое, вы начинаете жить жизнью того человека. А оно вам надо? Люди вряд ли будут как-то по-другому к вам после этого относиться, вы точно не станете важнее в их глазах. Согласитесь, вам тоже неприятно общаться с теми, кто всегда соглашается с окружающими. Поэтому научитесь не думать о мнении о вас. Не стесняйтесь активно участвовать в разговорах, выслушивайте оппонентов, но при этом не позволяйте им унижать и склонять вас к своей точке зрения.

Лишить вас уверенности в себе может и рассказ собеседника о богатом опыте в каком-то вопросе. Это совсем не аргумент, потому что он был получен в обстоятельствах, которые вам не довелось пережить. У каждого из нас свой опыт, порой отличный от других. И пусть его не так много, как хотелось бы. Главное, что он получен именно вами благодаря вашим действиям и решениям.

Саморазвитие

Здесь тоже речь пойдет об опыте. Возможно, вы боитесь спорить из-за его отсутствия. Но задумайтесь о том, что многие люди упорно отстаивают свою точку зрения, не имея при этом никаких доказательств правоты. Нет, они не являются примером для подражания. Тут дело в другом. Человек, который может доказать свои слова фактами и аргументами, всегда занимает более выигрышную позицию.

Поддерживайте других

Возможно, в вашем окружении есть человек, которому тоже трудно высказаться и проявить себя. Попробуйте помочь ему. Допустим, на встрече вы замечаете, что коллега пытается, но не может вклиниться в беседу. Привлеките внимание остальных участников: «Кажется, Маша хочет что‑то сказать, давайте дадим ей слово».

Или поддержите человека, если видите, что ему сложно говорить и он заметно волнуется: «Да, отличная идея! Я согласен с тобой». Таким образом вы как бы разделяете волнение на двоих и учитесь быть смелее.

Помогает ли агрессия при споре

Точно нет. И этому есть логическое объяснение:

  1. Ваша аргументация снизится. Часто случается, что человек, у которого заканчиваются факты и аргументы, просто начинает кричать, переходя при этом на личности.
  2. Ссора с оппонентом ни к чему хорошему не приведет. Выше сказано, что обращать внимание на мнение окружающих о вас — пустая трата времени. И это так. Но спокойно и грамотно доказывать свою точку зрения — это одно, а кричать и оскорблять — это совсем другое.

Правила аргументации

Некоторые считают, что аргументов не должно быть слишком много максимум 5-7.Но Д. Качоппо и Р. Петти доказали, что увеличенное число доказательств влияет на установки, но вовсе не потому, что их обдумывают. Люди просто, используют эвристику представительности — аргументов очень много, следовательно, истинность сообщения не может быть под сомнением и в следствии этого принимают решения. Что нужно отметить, после сильного аргумента следует более слабый, потом опять сильный и т.д. Сильные аргументы рядом затмевают друг друга. Но еще более правильно считается использовать 3 аргумента, хотя если их недостаточно то больше вполне приемлемо. Для правильного построения аргументации, часто используют еще одно правило аргументов

, называемое «правило Гомера». Первый аргумент сильный, потом средний — и еще один заключительный самый сильный. В выступлении, можно повторить такую аргументацию 2 раза. Это правило подразумевает, что слабыми аргументами лучше не пользоваться вообще, поскольку слушатель, собеседник их выявит, и может использовать против вас.

Рекомендации, помогающие отстаивать точку зрения

Как еще отстоять свое мнение? Психологи выделили ряд простых, но эффективных советов.

Критикуйте позицию, а не человека

Как вы считаете, во время спора оппонента интересует ваше мнение о нем, его внешнем виде и других особенностях? Вряд ли. Он озабочен лишь тем, как отстоять свою позицию. Поэтому не стоит бросаться язвительными замечаниями и колкостями. Это покажет вашу слабость и отсутствие аргументов.

Будьте готовы критиковать конструктивно. В вашем арсенале должны быть заготовлены весомые доказательства, которые в миг обезоружат соперника.

В отличие от глупой критики самого человека, аргументированная позиция представит вас в выгодном свете.

Используйте проверенные факты

Достоверная информация может загнать оппонента в тупик даже в случаях, когда он насмешками и колкостями пытается вывести вас из себя. И не обязательно читать лекцию или пересказывать научные труды. Достаточно предоставить пару ссылок на исследования известных в этой области ученых. Если ваш собеседник — умный человек, он изменит свое мнение.

Подавайте информацию четко

Этот совет, как отстаивать свою точку зрения, в большей степени касается споров в массах, например, в социальных сетях. Высказывая свое мнение, будьте предельно точны. По возможности не используйте специфические термины, необычные выражения и ребусы. Иначе люди вас просто не поймут. А если вы все же употребили пару непонятных словечек, сразу расшифруйте их.

Проявляйте вежливость

Представьте себе двух совершенно разных людей. Первый преподносит свою точку зрения достойно, используя разные формы подачи информации, проверенные факты и разумные доводы. А второй ведет себя как маленькая, постоянно лающая собачка, которая пытается привлечь внимание окружающих. Как вы думаете, кому отдадут предпочтение зрители? Конечно, первому человеку. Ввиду этого при любых обстоятельствах ведите себя с достоинством, сохраняйте лицо.

Будьте внимательны при цитировании собеседника

Цитировать слова оппонента — это всегда большой риск. Поэтому проявляйте осторожность. Не вырывайте фразы из контекста, не добавляйте и не убирайте отдельные слова. Иначе вы станете посмешищем. Лучше, используя факты и доводы, шаг за шагом доказывайте свою правоту.

Психологи рекомендуют прибегать к цитированию только в тех случаях, когда вы на 100% уверены в правильности своего мнения и в том, что имеете аргументы, которые разобьют позицию противника в пух и прах.

Научитесь емко формулировать свои слова

Чтобы после диалога осталось время на конструктивную критику, необходимо научиться не только отстаивать свою точку зрения, но и достаточно емко формулировать те мысли, которые рождаются у вас в голове. Для этого постарайтесь отбросить лишние обороты и сконцентрируйтесь на главном – тех словах, которые заставят вашего собеседника поменять точку зрения. Проще всего выписать основные и безоговорочные аргументы вашей позиции и начинать любой спор именно с них. Если вам удастся ввести своего оппонента в замешательство с первых же слов, то выиграть спор не составит особого труда. Самое главное – формулируйте свою речь грамотно, емко и понятно. Тогда другим людям будет казаться, что ваши доводы в остальных вопросах будут не менее убедительными.

Будь немного эгоистичной


Привычка постоянно жертвовать собой и ставить чужие интересы выше твоих в конечном итоге приведет к тому, что ты начнешь чувствовать себя усталой, неудовлетворенной, копить обиду. Не жди, что окружающие вдруг прозреют и обязательно отплатят за твою доброту. Мы все по-разному смотрим на одни и те же вещи, поэтому люди могут хорошо к тебе относиться, но искренне не замечать твоих потребностей. Сохраняй в себе здоровый эгоизм. Учись расставлять приоритеты и заботиться о себе, а не только о других.

Правила аргументации

Правила аргументации достаточно просты, но каждое из них отличается набором своих особенностей. Всего этих правил четыре:

Правило первое

Оперируйте убедительными, точными, ясными и простыми терминами. Имейте в виду, что убедительность легко теряется, если приводимые доводы размыты и абстрактны

Также берите во внимание то, что в большинстве случаев люди улавливают и понимают намного меньше, чем хотят показать

Правило второе

Метод аргументации и ее темп желательно подбирать в соответствии с особенностями своего темперамента (о типах темперамента вы можете почитать здесь). Это правило предполагает:

  • Свидетельства и факты, озвученные по отдельности, действуют более эффективно, чем те, которые преподносятся все вместе
  • Несколько (три-пять) наиболее ярких доводов более действенны, чем множество средних фактов
  • Аргументирование не должно иметь форму «героического» монолога или декларирования
  • При помощи грамотно расставленных пауз можно достичь лучшего результата, нежели при помощи потока слов
  • Большее воздействие на собеседника оказывает активное, а не пассивное построение высказываний, в особенности, когда нужно привести доказательства (к примеру, фраза «мы это сделаем» намного лучше фразы «это можно сделать», слово «заключить» намного лучше фразы «сделать заключение» и т.д.)

Правило третье

Аргументация всегда должна выглядеть корректной. Это значит:

  • Если человек прав, открыто признавайте это, даже если последствия могут быть для вас неблагоприятными
  • Если собеседник принял какие-либо аргументы, в дальнейшем старайтесь использовать именно их
  • Избегайте фраз-пустышек, свидетельствующих о снижении концентрации и ведущих к нецелесообразным паузам для выигрыша времени или поиска нити разговора (такими фразами могут быть: «не было сказано», «можно и так, и так», «наряду с этим», «иначе говоря», «более или менее», «как я уже сказал» и т.п.)

Правило четвертое

Адаптируйте аргументы к личности собеседника:

  • Выстраивайте аргументацию, учитывая мотивы и цели оппонента
  • Помните, что так называемая «чрезмерная» убедительность может вызвать неприятие со стороны оппонента
  • Старайтесь не применять формулировки и выражения, затрудняющие понимание и аргументирование
  • Стремитесь к максимально наглядному изложению своих доказательств, соображений и идей с приведением примеров и сравнений, но помните, что они не должны расходиться с опытом собеседника, т.е. должны быть близки и понятны ему
  • Избегайте крайностей и преувеличений, чтобы не вызвать недоверия оппонента и не поставить под сомнение всю свою аргументацию

Следуя этим правилам, вы повысите внимание и активность собеседника, минимизируете абстрактность своих высказываний, намного эффективнее увяжете аргументы и обеспечите максимальное понимание своей позиции. Общение между двумя людьми, когда речь идет о спорах и дискуссиях, практически всегда происходит по схеме «атакующий – защитник»

Очевидно, что вы можете оказаться как в первой, так и во второй позиции. По этому принципу формируются и конструкции аргументирования

Общение между двумя людьми, когда речь идет о спорах и дискуссиях, практически всегда происходит по схеме «атакующий – защитник». Очевидно, что вы можете оказаться как в первой, так и во второй позиции. По этому принципу формируются и конструкции аргументирования.

Распространённые ошибки

Психологи отмечают следующую закономерность: чем увереннее становится человек, тем хуже ведёт себя: критикует других и порой даже хамит. И обратная ситуация: чем доброжелательнее личность, тем меньше у неё уверенности в себе.

В первом случае вы рискуете нажить себе врагов, во втором – друзей-паразитов и коллег-эксплуататоров, которые при возможности будут использовать вас.

Наглядный тому пример – главный персонаж горьковской пьесы «Горе от ума» Чацкий. Стремление навязать обществу личное мнение, пусть даже правильное, привело к отторжению окружающих, непониманию и одиночеству. Старайтесь не допускать грубых ошибок при общении с людьми, пусть ваша уверенность не превращается в наглость.

Что неправильно:

активно навязывать личное мнение окружающим;слушать только себя и не уважать мнение собеседника;перебивать собеседника или запугивать его;кричать, позволяя негативным эмоциям управлять вами;доказывать правоту тем, кто не уважает вас и людям с неадекватной психикой;выражать своё мнение робким тихим голосом;молчать, когда твоим мнением интересуются.

Психологи советуют придерживаться правил золотой середины, культивируя в себе одновременно два качества: доброжелательное отношение к окружающим и уверенность в себе. Тогда проблем с общением не возникнет, а выражать своё мнение станет легко и просто.

Не извиняйся, когда просишь о чем-то

Жалобное «извините» часто заменяет обращение к собеседнику или служит просто для связки слов, но у него есть конкретное значение. Ты не должна просить прощения за то, что выражаешь свое мнение, просьбу или просто существуешь.

Скажи о своей проблеме и предложи решение – так ты останешься верна своим границам и убеждениям. Начиная с извинений, ты заведомо ставишь себя в слабую позицию. Чтобы оставаться вежливой, есть другие чудесные слова, например «спасибо» и «пожалуйста».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]