Побуждение — это прежде всего мотивация, а не стимулирование субъекта отношений

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование — это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Понимание

Побуждение — это стремление любого индивида к осуществлению каких-либо действий или планов. Исходит оно чаще всего от самого субъекта, но может и возникать как результат взаимодействия процессов, протекающих независимо от самого человека.

Другими словами, побуждение — это сила, подталкивающая индивида совершать какие-либо действия, но оставляющая ему возможности выбора. Такое явление представляет собой вариант позитивного желания, что отличает его от других видов мотиваций. Противоположным по значению термином считается слово «принуждение». Основные синонимы слова — мотивы, намерения, причины, действия и т. д.

Система мотивов человека

Человек всегда движим мотивами. Причем мотивов у каждого человека много, что создает определенную систему. Ее развитием сначала занимаются родители, а затем и общество, формируя в голове каждого индивида определенные убеждения и установки, которые будут указывать направление, в котором он будет идти.

Также на направленность мотивов и движения человека по жизни влияют:

  • Влечения – потребность человека, которую он может не осознавать. Однако он испытывает необходимость ее удовлетворить (и, возможно, она после этого исчезнет).
  • Идеал – определенная картинка того, как должно быть (каким должен быть человек, как он должен жить и что должен делать в конкретной ситуации). Это влияет на то, что человек постоянно желает соответствовать данной идеальной картине.
  • Желания – влечения, которые человеком осознаются и становятся сознательными целями для достижения. Индивид сам начинает их хотеть и стремиться к их получению.
  • Интерес – повышенное внимание к определенным объектам окружающего мира, что влияет на формирование желаний.
  • Стремления – интерес + сила воли + сознательное совершение действий для получения определенного блага.
  • Склонность.
  • Мировоззрение и убеждения. Здесь подразумевается целостный взгляд на мир, каким его видит человек, что и определяет, в каком направлении он будет идти. Убеждениями называются определенные взгляды, которые являются нерушимыми и истинными в голове человека.

Толкование

Что такое побуждение? Термин произошел от глагола «побудить». Вначале термин обозначал действие, направленное на осуществление каких-либо планов. В настоящее время толкование слова изменилось. В словаре существует несколько основных значений термина:

  • действие, близкое к глаголу «побудить»;
  • желание или намерение сделать что-либо;
  • влечение или стремление к осуществлению чего-либо.

Применение слова связано с его лексическим значением. В настоящее время термин «побуждение» широко применяется в прикладной психологии. Некоторые фразы, в которых используется слово, стали нарицательными (не из дружеских побуждений, не доверяйте внезапным побуждениям, из лучших побуждений и т. д.).

Мотивы личности

Мотивы личности — это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности.Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Потребности человека проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения — это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Систематизация

Побуждение может быть первое, внезапное, невольное, инстинктивное, естественное и т. д. На характер явления большое влияние оказывает его назначение. Побуждение имеет разную полярность. Оно может быть положительным, отрицательным, нейтральным. По интенсивности проявления оно может быть сильным, средним и слабым.

Явление подразделяется на внешнее и внутреннее. Внутренне побуждение — это естественное стремление к определенной деятельности, связанное с намерениями и желаниями самого индивида. Оно может быть основано на обращении к чувствам (мотивация) или к разуму (убеждение). Например, естественным стремлением считается спрятаться от дождя (будет не так сыро).

Внешнее побуждение — это произвольное стремление человека к осуществлению определенных планов, возникающих в случае взаимодействия процессов, протекающих независимо от субъекта отношений. Оно также может быть основано на обращении к чувствам (природный зов) или к разуму (призыв).

Например, выполнение работы не предусматривает сиюминутную награду. Оплата и стимулирование труда считаются специально оговоренными, а не произвольными последствиями отношений. Побуждение — это прежде всего мотивация, а не стимулирование.

Мотивация. Роль мотивов в развитии человека

Матов А.Д.

МАОУ гимназия № 29, г. Томск

Мотивация: роль мотивов в развитии человека

Рассматривая жизнь человека как движение вперед по пути развития, можно сказать, что это процесс преодоления новых рубежей, достижения новых результатов, саморазвитие и личностный рост. В этом процессе важную роль играет вопрос смысла всех действий и поступков. У любого действия и бездействия практически всегда есть свой мотив.

В психологии на сегодняшний день существует достаточное количество исследований по рассматриваемому вопросу как в зарубежной науке, так и в отечественной. В ряде случаев "мотивация” и "мотив” являются синонимами. О мотивации говорят, имея в виду комплекс разнообразных мотивов. Актуальность данной темы заключается в том, что, получив представление о том, что же такое мотивация, каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, возможно эффективнее распоряжаться жизнью, адекватно воспринимать всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает:

  • выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности);
  • при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив. Практикующим психологам мотивация достижения интересна как эффективная движущая сила. В критической жизненной ситуации активизировать человека на целенаправленную деятельность также можно именно мотивацией достижения успеха. Это применимо в любой сфере: творчество, спорт, труд, наука, образование. [1]

Мотивация достижения играет важную роль в регуляции поведения человека. Изучение ее проблем является значимым направлением в психологии, что определено разными тенденциями развития современного общества. Научно-технический прогресс, повышение престижности образования ставят человека перед необходимостью достижения определенного уровня успешности в ситуациях, связанных с соревнованием, объективной оценкой, конкурсным отбором. Чтобы добиться поставленной цели необходимо приложить усилия. Это может позволить мотивация достижения. Вот почему так важно развивать ее. И это необходимо не для одного поколения. Если основы мотивации достижения закладываются в период с трех до тринадцати лет, родителям просто необходимо создать оптимальные условия для ее развития. Возможно, наше теоретическое исследование поможет понять важность мотивации достижения в жизни каждого человека.

Учитывая вышесказанное, целью работы является определение роли мотивации достижения в развитии личности.

Основная часть

Мотив

— это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.[4]В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности. Мотив нередко путают с потребностью или целью. Это в корне неверно. Потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель это результат сознательного процесса постановки целей. Голод – это потребность, желание поесть – мотив, а еда – это цель.

Мотивирование —

это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов. убеждение намерение

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование внутренней мотивации человека Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но результаты превосходят результаты первого типа мотивирования. Такой тип носит воспитательный и образовательный характер.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу). [4]Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.[7]Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности —

это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности.

Деятельностные мотивы

могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. [9] [9]li>

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам

следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

— это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми.

Убеждения —

это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям.

Намерение

— сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда. [8]Мотивация человека и личности

Мотивация —

это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Мотивация – способность человека удовлетворять свои потребности через деятельность. Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.); во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности

    — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

  • мотивация достижения

    — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

  • мотивация самоактуализации

    — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Особенности и структура мотивации достижения

Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения.

Исследования этого вида мотивации начались в середине XX века. Появилась теория мотивации достижения, которая определяет, какие степени трудности задач мотивируют личность. Впервые мотив достижения как устойчивая характеристика личности был выделен в классификации Г. Мюррея в 1938 году. Согласно его мнению мотивация достижения связана с выполнением трудных задач управления, манипулирования и организацией. Вслед за Г. Мюрреем проблеме мотива достижения было уделено внимание американским ученым Д.С. Мак-Клелландом. Он полагал, что мотивация достижения «является бессознательным побуждением к гораздо более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства» [10][10]оворя о мотиве достижения нельзя не упомянуть об исследованиях немецкого ученого Х. Хекхаузена. В его понимании мотивация достижения – это попытка увеличить либо сохранить наиболее высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести либо к успеху, либо к неудаче [12][12]акже довольно содержательна модель рискового выбора Дж. Аткинсона. Среди отечественных психологов одним из первых вопросом мотивации достижения занялся М.Ш. Магомед-Эминов, предприняв попытку изучить структуру и механизмы функционирования данного феномена. Ученый предложил динамическую модель мотивации, состоящую из четырех структурных компонентов: инициация или побуждение деятельности; целеобразование; реализация намерения и постреализация. Одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения, по М.Ш. Магомед-Эминову, выступает мотивационно-эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения [10][10]о всех упомянутых исследованиях мотивация достижения имеет два выхода: достижение успеха либо претерпевание неудачи. Таким образом, поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Другими словами, все люди обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью и защитным поведением.

Мотивация достижения несомненно влияет на развитие личности. Однако следует учитывать и психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу.

Субъекты, мотивированные на достижение успеха ставят перед собой реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех. Такие люди склонны к разумному риску: выбирают задачи средней трудности, где успех и неудача становятся равновероятными и исход максимально зависит от собственных усилий человека. Легкие задачи принципиально не выбираются, так как не приносят чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха [6].[6]>

Субъекты мотивированные на избегание неудач ставят перед собой неоправданно завышенные цели или, напротив, очень легкие, не требующие особых трудовых затрат; склонны к экстремальным выборам задач: нереально заниженные или нереально завышенные. [11][11]

Различия в поведении людей с разными доминирующими мотивами прослеживается и в предпочитаемых ими способах самоконтроля. Мотивированные на успех используют рациональные стратегии, направленные на повышение значимости практической активности, и самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации. Мотивированные же на неудачи выбирают самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации и рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели. При этом их эмоциональный контроль направлен на релаксацию (успокоение и самоуверенность), тогда как у людей с мотивацией достижения успеха эмоциональный контроль обеспечивает активацию через чувства, подобные гневу и недовольству собой [6].[6]>

Обобщая все вышесказанное, можно охарактеризовать людей, мотивированных на успех, как активных, инициативных, ответственных и добросовестных. Людей, мотивированных на неудачи, можно охарактеризовать как малоинициативных.

Мотивация учащихся – это важный этап на пути формирования у учащихся мотивов, которые могут придать учебе смысл, а сама учебная деятельность станет важной целью. Чтобы обеспечить плодотворную учебную деятельность на протяжении долго периода времени нужно использовать разные методы формирования мотивации, в том числе мотивацию достижений.

Приемы формирования мотивации к учебной деятельности:

  • создание ситуаций занимательности – процесс внедрения в учебные занятия интересных опытов, жизненных примеров, фактов, аналогий для привлечения внимания и повышения интереса к предмету;
  • создание ситуации познавательного спора – привлечение внимания к вопросу и появления желания в нем разобраться;
  • создание ситуации успеха в обучении – основано на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей.

Для повышения мотивации в обучении можно использовать разные приемы и способы. В любом случае необходимо ориентироваться на каждую личность, ее особенности, а также на психологические особенности коллектива в целом. В этом случае мотивация достижений в обучении будет способствовать получению положительных результатов.

Заключение

В результате работы можно сказать, что мы определили особенности мотивации достижения и раскрыли ее структуру через рассмотрение двух тенденций: мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач; также мы проследили проявление мотивации достижения в поведении людей и ее роль в развитии личности.

В ходе исследования было установлено, что мотивация достижения успеха понимается как сила, вызывающая у личности действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направленности, интенсивности и настойчивости деятельности. Мотивацию избегания неудач определяют, как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач; для личности, мотивированной на неудачи, главное – не допустить ошибки, порой даже ценой трансформации первоначальной значимой цели, ее полного или частичного недостижения. Мотивация достижения успеха способствует развитию в человеке стремления преодолевать преграды и сопротивляться трудностям. Это именно то, что делает индивида личностью. Таким образом, мотивация достижения успеха всегда положительная и в большей степени способствует развитию личности, в отличие от мотива избегания неудач.

Список литературы

  1. Бандура А. Теория социального научения [Э[Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан./ А.Бандура. – СПб.: Евразия, 2000/
  2. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием [Э[Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан. / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Изд. МГУ, 1991.
  3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К.Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
  4. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения/ Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Издательский , 2006.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Э[Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан./ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.
  6. Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания [Э[Электронный ресурс].С. Коростелева // «Вопросы психологии». – Электрон, версия печат. публ. – Режим доступа: https://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886060.htm
  7. Леонтьев. А.Н. Лекции по общей психологии [Э[Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан. / А.Н. Леонтьев. – М., 2000.
  8. Леонтьев. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Э[Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан./А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971.
  9. Морозов А.В. Индивидуальные особенности личности [Э[Электронный ресурс]еловая психология: курс лекций. – Электрон. текстовые дан./ А.В. Морозов. – Режим доступа: https://polbu.ru/morozov_psychology/cH23_all.html
  10. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
  11. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности [Э[Электронный ресурс].И. Степанский // «Вопросы психологии». – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: https://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816059.htm
  12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Э[Электронный ресурс]. Хекхаузен. – 2-е изд. – Электрон. текстовые дан. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]