Первичная социализация и вторичная — что это такое


Социализация индивида – освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе. Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.

Социализация разделяется

:

  1. Первичная – овладение базовым комплексом ценностей и моделями поведения в социуме ребёнком;
  2. Вторичная – овладение новой ценностно-нормативной базой взрослым индивидом.

Что это такое

Каждый человек является частью общества, мало кто сможет жить вне социальных групп. Поэтому в процессе социализации происходит усвоение норм поведения, культурных ценностей, моделей поведения. От этого зависит то, как индивид будет существовать в обществе.

Есть первичная и вторичная социализация. Под первой – понимают становление личности с момента рождения до зрелости, под второй – усвоение ценностей взрослым человеком.

Процесс развития происходит под влиянием агентов и институтов. Первая группа включает в себя людей, которые ответственны за обучение. Например, это родители и педагоги. Вторая группа касается специальных учреждений, которые отвечают за социализацию.

Процесс никогда не заканчивается и длится всю жизнь человека. Его условно можно разделить на несколько этапов. Все они происходят вне зависимости от желания индивида.

Стадии процесса социализация личности по Эриксону

Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:

1 Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка.
2 Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности.
3 Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем.
4 Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности.
5 Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание
6 Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным.
7 Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми.
6 Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него.

Конечно же, данная тема намного широка и интересна, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Теория психосоциального развития
  • Роль искусства в развитии детей
  • Критерии личности
  • «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
  • Формирование самооценки у детей
  • Формирование самосознания
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Социальная установка
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
  • Социальные группы: признаки, виды, функции

Ключевые слова:1Самопознание

Виды

Социализация — что это такое, как рассматривается

В психологии принято выделять варианты социализации. Например, при половой происходит освоение разных гендерных ролей: девочка, девушка, женщина. Семейно-бытовая форма предоставляет возможности усвоить социальные роли: дочери, матери, жены и т.п. Мальчик перенимает роль сына, мужа, отца и другие.

Первичная социализация

Такой вид еще можно назвать детской. Процесс является неосознанным, на ребенка влияют разные факторы окружающей среды. Именно под их воздействием происходит усвоение норм поведения. В роли проводников выступают родители, родственники, воспитатели.

Чем старше ребенок, тем больше осознанности он начинает проявлять. В возрастных периодах это имеет свои особенности. Например, подросток может отрицать общепринятые нормы и вести себя асоциально. Перед ним появляется выбор, какую линию поведения выбрать.


Семья является первым местом, где у ребенка формируются представления об одобряемых действиях

Ученые смогли доказать, что первичная социализация возможна только под влиянием внешних факторов. Пример – дети-маугли (малыши, которые выросли с животными) могут адаптироваться к социуму только до 9 лет, потом они навсегда теряют возможность возвращения к нормальному образу жизни.

Вторичная социализация

С взрослением процесс усвоения общественных норм не прекращается. Человек проходит вторичную социализацию, т.е. привыкание к разным коллективам. Например, когда индивид поступает в колледж или университет, ему приходится усваивать новые образцы поведения.

Важно! Сложнее всего процесс проходит при переезде в другую страну, так как приходится менять привычки, традиции.

Не всегда процесс социализации проходит легко. В некоторых ситуациях человеку требуется помощь психолога.

Перманентная социализация

Любое общество не является постоянным образованием. В нем происходят перемены, которые влияют на социализацию. Например, пару веков назад у женщин было не так много прав, а в современном мире они наделены уже большим количеством привилегий.

В жизни каждого индивида тоже проходят перемены. Он может выбрать новую сферу деятельности, переехать в другой город. В социуме устаревают идеалы, появляются другие ценности. Если процесс происходит постепенно, то он не такой стрессовый.

Все иначе, когда перемены носят революционный характер. В таком случае не все люди смогут интегрироваться в новое общество. Легче всего ситуацию перенесут индивиды, которые обладают гибкой психикой. Если социализация проходит плохо, человек ощущает неприятие и дискомфорт.

Особенности социализации детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:

  • Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
  • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
  • Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
  • Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  • Образовательные учреждения начального профессионального образования.

Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.

Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.

Отличия видов

Адаптация — что это такое в психологии

Первичная и вторичная социализации различаются не только возрастными рамками. Эти два процесса имеют ряд особенностей. Так, понятие «первичная социализация» относится к процессу формирования базовых ценностей, в то время как при вторичном усвоении информации происходит корректировка норм поведения.

Важно! Дети могут только усваивать установки, принятые в обществе. Взрослые сам решают, принимать их или нет.

У ребенка социальная жизнь выражается в освоении определенных моделей поведения. Чем старше человек, тем яснее он понимает условность некоторых норм. У взрослого процесс направлен на овладение новыми навыками, которые помогут в жизни.

Механизмы

В каждом обществе функционируют механизмы социализации, с помощью которых люди передают друг другу сведения о социальной действительности. Говоря социологическим языком, имеют место некоторые «трансляторы» социального опыта. Это средства, которые передают от поколения к поколению накопленный опыт, способствующий тому, что каждое новое поколение начинает социализироваться. К таким трансляторам относятся различные знаковые системы, элементы культуры, системы образования, социальные роли. Механизмы социализации подразделяются на две категории: социально-психологические и социально-педагогические.

Социально-психологические механизмы:

  • Импринтинг — запечатление информации на рецепторном и подсознательном уровнях. В большей степени присущ младенческому возрасту.
  • Экзистенциальный нажим — усвоение языка, норм поведения на неосознаваемом уровне.
  • Подражание — следование какому-либо образцу, произвольное или непроизвольное.
  • Рефлексия — внутренний диалог, во время которого человек критически осмысляет, а затем принимает либо отвергает те или иные общественные ценности.

Социально-педагогические механизмы:

  • Традиционный — усвоение человеком господствующих стереотипов, протекающее, как правило, на неосознаваемом уровне.
  • Институциональный — запускается при взаимодействии человека с различными учреждениями и организациями.
  • Стилизованный — функционирует при включенности в какие-либо субкультуры.
  • Межличностный — включается всякий раз при контакте с субъективно значимыми для человека лицами.

Этапы

Развитие личности — что это такое в психологии

Человек развивается на протяжении всего своего существования. Поэтому процесс происходит в несколько этапов.

В психологии есть специальные упражнения, которые помогают облегчить усвоение норм поведения

Адаптация

Это начало процесса, при нем человек усваивает базовые нормы поведения. В детском обществе этап проходит сам по себе, во взрослом – требует активности от индивида.

Для этого периода характерна интериоризация социальных норм – усвоенные правила переходят во внутренний мир человека, т.е. они становятся для него само собой разумеющимися и не вызывают отторжения.

Индивидуализация

Часто ярко проявляется у подростков. На данном этапе человек уже освоил обычные нормы поведения, но он не хочет им следовать. Ему нужно проявлять себя, быть уникальной личностью. В таком случае индивид склонен к асоциальности и деструктивности.

Важно! При неблагоприятном стечении обстоятельств человек заканчивает жизнь самоубийством, занимается криминальной деятельностью и т.п.

В это время ребенок проходит процесс определения себя как уникальной личности. Он пробует разные сферы деятельности, выбирает себе интересные занятия.

Интеграция

Обычно совпадает с этапом становления как специалиста. Человек понимает, куда ему нужно направить энергию, ищет людей, которые будут разделять его точку зрения.

На этом этапе индивид способен сделать достижение успеха главным стремлением. Он демонстрирует свои таланты, его целью становится реализация умений и навыков. У него появляется стремление стать значимым для общества.

Сферы

Основные сферы, в которых происходит освоение индивидом социальных связей, — это деятельность, общение и самосознание.

В процессе деятельности у человека расширяется кругозор относительно различных видов деятельности. Далее эта новая информация структурируется, и затем человек центрируется на каком-то определенном виде деятельности как главном, основном на данном этапе. То есть выстраивается иерархия, происходит осмысление и определяется центральный вид деятельности.

Общение расширяет и обогащает связи человека с общественностью. Во первых, происходит углубление форм общения, то есть переход от монологического к диалогическому общению. Что это значит? То, что человек научается децентрироваться, принимать в расчет точку зрения другого как равного партнера по общению. Примером монологического общения может выступать крылатое и полушутливое выражение: «По этому поводу есть две точки зрения — моя и неправильная». Во-вторых, увеличивается круг общения. Например, с переходом из школы в институт запускается процесс освоения нового окружения.

По мере освоения новых видов деятельности и новых форм общения человек развивает собственное самосознание, которое понимается как умение человека в общем отличить себя от других, умение осознать себя как «Я» и по мере этого развернуть какую-то систему представлений о жизни, о людях, об окружающем мире. Самосознание состоит из трех основных компонентов:

  • Когнитивное Я — знание каких-то своих собственных характеристик и представлений.
  • Эмоциональное Я — связано с общей оценкой себя.
  • Поведенческое Я — это осмысление того, какой стиль поведения, какие способы поведения для человека характерны и какие он избирает.

По мере социализации происходит рост самосознания, то есть осмысление себя самого в этом мире, своих возможностей, своих предпочитаемых стратегий поведения. Здесь очень важно отметить, что по мере роста самосознания человек научается принимать решения, делать выбор.

Принимать решения — это очень важный момент социализации, потому что только адекватные решения позволяют человеку впоследствии совершать достаточно адекватные действия в этом окружающем его мире.

В совокупности деятельность, общение и развитие самосознания представляют собой процесс, в ходе которого человек осваивает расширяющуюся вокруг него действительность. Она начинает развертываться перед ним во всем своем многообразии и во всех своих сложностях.

Стадии

В психологии принято выделять несколько ступеней развития социализации. В основе классификации лежит социально-экономический аспект.

Первый уровень – дотрудовой. В него входит усвоение базовых норм, моделей поведения. Процесс проходит под воздействием воспитательных факторов.

Второй уровень – трудовой. У индивида раскрываются все способности, он проходит профессиональную ориентацию. Происходит формирование социальной роли и статуса.

Третий уровень – послетрудовой. Начинается после выхода на пенсию. В это время происходит закрепление новых навыков существования, старая система представлений устаревает. Человек вынужден искать новые способы самовыражения. Различия между стадиями позволяет выявить степень социализации человека.

Разные подходы

Всего в психологии выделяют две концепции. Согласно первой, сущность социализации заключается в том, что само общество заинтересовано в единых нормах поведения.

В рабочем коллективе у каждого есть своя роль, усвоение правил позволяет увеличить производительность

Подобной теории придерживались Дж. Баллантайн, Т. Парсонс и другие. Другая концепция основана на мысли, что при социализации индивид претерпевает внутренние изменения. Подобная идея принадлежит Дж. Миду.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Ресоциализация

В жизни любого человека происходит смена ролей, приходится усваивать новые шаблоны поведения. Не всегда этот процесс приводит к положительному результату.

Ресоциализация –это неспособность усвоить определенные нормы. Из-за этого личностные изменения не происходят, и жизнь человека не улучшается. Его ценностная система остается такой же, как и прежде, он не может определить себе новые цели.

При длительном нахождении в таком состоянии индивид способен на кардинальные перемены, например, эмиграцию, смену религии, профессии и т.п. Подобный процесс не всегда негативный, переучивание может принести пользу для развития личности.

Особенности социализации рассматривают в рамках такого предмета, как обществознание. В нем выделяют характерные черты всех этапов, их протекание, от чего зависит скорость усвоения.

В педагогике учителя изучают способы получения убыстрения процесса – это облегчает формирование коллектива

Приемы, облегчающие появление новичка в рабочей группе, используются всеми крупными фирмами. От того, как быстро пройдет этот этап, зависит результативность деятельности.

В политологии под термином понимают процесс усвоения политических знаний, умений, норм. Это позволяет адаптироваться к сложившемуся государственному строю.

Социализация предполагает усвоение норм, которые приняты в определенной группе. Изучением этого явления занимается наука социология. В ней собираются все актуальные данные и статистика, которая отражает особенности текущего общества.

Диагностика

Диагностика социализации — это один из инструментов познания явления, который также рассматривается как метод создания условий для дальнейшего обретения навыков социализации.

Функции диагностики социализации:

  • информационно-прогностическая. Заключается в анализе данных, показывающих уровень социализации человека. Они также являются исходными для формирования условий для дальнейшей социализации;
  • оценочно-результативная. Заключается в оценке результатов работы, поиске эффективных путей в решении социальных и педагогических задач;
  • коррекционно-формирующая. Заключается в предоставлении возможности одновременно выявить недостатки и отклонения деятельности и своевременно ее скорректировать для наиболее результативной социализации.

Критерии социализации личности при диагностике явления включают в себя:

  1. Когнитивные компоненты (знание человека о проблемах в социальной сфере, темпы успеваемости в социализации).
  2. Эмоционально-волевые компоненты (отношение человека к своей и чужой национальности, обществу и трудовой деятельности).
  3. Поведенческие компоненты (склонность к коллективизму, степень активности, вовлеченность в отношениях с людьми).

Существует множество психологических тестов для разных возрастных групп, позволяющих определить уровень социализации личности, выявить наличие травмирующих факторов в процессе ее развития.

Например, тест «Уровни социализации личности», размещенный в учебном пособии, который разработан кандидатом философских наук Р.И. Мокшанцевым и доработан кандидатом психологических наук Т. А. Бондаренко.

Тест позволяет оценить уровни социализации личности и выявить психологические травмы, которые могли быть получены при взрослении. Тест включает в себя вопросы от первого лица о внутреннем состоянии человека и его отношении к жизненным ситуациям; варианты ответа отражают согласие или несогласие человека.

Что касается оценки социализации учащихся школ, можно о, разработанный М. И Рожковым, доктором педагогических наук.

Цель мониторинга — выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Сущность тестирования заключается в прослушивании участниками 20 высказываний, по которым необходимо отметить свое согласие или несогласие с утверждениями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]