Психология общения — как научиться правильно разговаривать с людьми


Психология общения с людьми – это раздел психологии, изучающий особенности разновидностей общений, определения базовых правил, способствующих достижению успеха у собеседователя. Также направлена на ликвидацию трудностей при диалоге и страха общения с людьми.

Одним из основных правил общения является не только речь. Также немаловажным считается эмоциональный окрас беседы. Научиться быть хорошим собеседником очень просто, следует только понять принципы и правила, на которых основывается психология общения с людьми.

Общение является одной из основных социальных функций общества.

Классификация общения:

  • Дружеское.
  • Интимное.
  • Деловое.

Общение – это контактирование между людьми с целью обмена информацией и опытом, для ведения совместной деятельности.

Искусство общения является одним из главных и весомых жизненных опытов, которыми должны обладать люди. Это не зависит от социального положения, места работы или образа жизни, ведь психология общения с людьми присутствует в любом разговоре. Выражение лица, жести, мимика и интонация косвенно воздействуют на собеседника при разговоре.

Человеку, знающему, основные принципы общения, значительно легче изложить в правильном русле необходимую информацию, добиться определенных результатов и достичь успеха в общении с людьми.

Особенности психологии общения

И в 30, и в 50 лет, и в 92 года человек ежедневно общается с себе подобными. Психология общения занимает важное место в теории и практике коммуникации. Этот раздел науки подсказывает, как с людьми общаться и как стать интересным собеседником. При этом учитываются следующие аспекты:

  • Особенности мышления участников коммуникации;
  • Темперамент и личностные черты двух собеседников;
  • Их интересы;
  • Чувства, которые участники коммуникации испытывают друг к другу (симпатия, сильная эмоциональная привязанность, нейтральное отношение, резкое неприятие).

В каждом отдельном случае к собеседнику требуется индивидуальный поход. Методы коммуникации, эффективные при беседе с одним человеком, окажутся совершенно бесполезными в разговоре с другим.


Профессиональный психолог научит находить подход к незнакомым и малознакомым людям

Основы

В основе эффективной коммуникации лежит знание психологии человека и его восприятия. Собеседник, освоивший навыки эффективного общения, будет находиться в более выигрышной позиции, ему легче будет достичь своей цели при коммуникации, чем незнакомому с этими понятиями собеседнику.

В идеальном случае коммуникация носит продуктивный характер, она выгодна для обоих партнеров и ведет к их взаимодействию, укреплению контактов и взаимному доверию. При этом она не должна противоречить основным принципам эффективного общения.

Разновидности общения

Как манипулировать людьми — можно ли этому научиться, способы воздействия

Общение с людьми – процесс, в который активно вовлечены двое или более участников. Специалисты выделяют следующие типы коммуникации:

  • Вербальная (разговор при помощи слов, фраз и предложений на родном или иностранном языке);
  • Невербальная (язык жестов);
  • Письменная речь;
  • Язык знаков и символов.

Когда речь идет о живом общении, обычно подразумевается первый вид коммуникации – непосредственно речевой акт. Однако на практике словесная беседа не может существовать без жестов и знаков, поэтому эти три типа (за исключением письменной речи) следует рассматривать в комплексе. Главная проблема современного общества заключается в том, что письменная речь все чаще заменяет живой разговор, а русский письменный язык, в свою очередь, постепенно упрощается (особенно в социальных сетях и телефонных смс-сообщениях). Из-за этого человеку порой очень трудно описать грамотными словами, то есть вербально выразить, свои ощущения, чувства, эмоции, симпатии и антипатии. Это ведет к взаимному непониманию.

Разговаривать можно и на языке жестов

Элементы успешной коммуникации

Американским социологом Г. Д. Ласуэллом были предложены следующие элементы эффективного общения:

  1. Отправитель — человек, который передает ту или иную информацию.
  2. Сообщение — непосредственно сама информация, которую требуется донести до адресата.
  3. Канал — способ, которым отправляется сообщение — вербально, невербально (жестами, выражением лица, позой), при помощи письменного изложения.
  4. Получатель — человек, который принимает сообщение.
  5. Подтверждение — сигнал, подающийся получателем и обозначающий, что он принял сообщение.

Как учиться разговаривать с людьми

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

О том, как общаться с людьми, написано много книг. Такая литература всегда пользуется огромным спросом у публики любого пола и возраста.

О том, как научиться с людьми общаться, можно узнать из различных пособий и практических руководств. Основные правила успешной коммуникации предельно просты, постичь их может любой человек, интересующийся этой темой. Для того чтобы стать идеальным собеседником, необходимо:

  • Стать нормальным слушателем, то есть начать проявлять неподдельный интерес к личности партнера;
  • Научиться сочувствовать чужим проблемам и радоваться вместе с другим человеком. Кстати, второе гораздо сложнее первого;
  • Грамотно выражать свои чувства при помощи литературного русского языка;
  • Знать, что именно хочет услышать собеседник, и дать ему то, что он ожидает от разговора, научить партнера чему-то интересному и важному.

Чтобы хорошо общаться, нужно обладать чувством такта, не допускать напряженного тона во время беседы, уметь не замечать промахи и слабости другого человека. Также следует проявлять максимальную деликатность при обсуждении неприятных для собеседника тем или, по возможности, вообще не касаться этих вопросов. Главное – разобраться в том, какие вопросы являются «больными» для партнера.

Эксперты утверждают, что располагает к себе тот, кто жизнерадостен, доброжелателен, не жалуется на свои беды и не учит жизни других. Напротив, человек с самым высоким интеллектуальным уровнем никогда не сможет стать хорошим собеседником, если будет постоянно поучать других и вести себя как зануда.

Уважение и искренний интерес к собеседнику – главное условие удачного разговора

Условия

Речевая коммуникация будет успешной при соблюдении следующих условий:

  1. Содержание речи должно максимально соответствовать цели коммуникации, не содержать в себе элементы, не касающиеся обсуждаемой темы, быть лаконичной и адекватной.
  2. Речь должна быть грамматически верно построена, точно отражать посыл, который требуется донести собеседнику.
  3. Изложение мыслей должно быть логичным и последовательным. Хорошо выстроенная структура повествования способствует его успешному восприятию слушателем.

С чего начать обучение грамотной и правильной речи

Как ведет себя мужчина который любит по настоящему — психология влюбленности

Как правильно разговаривать с людьми, психологии известно давно. Для этого необходимо иметь хорошо поставленную и максимально понятную речь, четкую дикцию, яркое образное мышление и высокий уровень интеллекта. Чтобы разговаривать правильно, четко, грамотно, рекомендуется:

  • Ежедневно развивать хорошую дикцию при помощи любых скороговорок и легких упражнений на артикуляцию. Если у пациента имеются серьезные проблемы, можно обратиться к логопеду. Эти грамотные специалисты, имеющие большой опыт, успешно работают не только с детьми, но и со взрослыми, в группе и индивидуально;
  • Как можно больше читать, особенно классическую литературу и книги советских писателей, а также самые обычные детские сказки. Такое чтение развивает словарный запас и учит образной речи, в результате человек перестает стесняться;
  • Как можно чаще слушать выступления известных ораторов: политиков, актеров, телевизионных ведущих. Во время прослушивания следует отмечать сильные стороны выступающего и брать на заметку приемы, с помощью которых он удерживает внимание публики длительное время;
  • Разговаривать не только с родными и близкими друзьями, но и с незнакомыми людьми. Например, простейший способ – подойти к человеку и спросить у него точное время, потом завести разговор на любую тему, возможно, попросить совета. Такая тренировка очень эффективна, особенно для излишне спокойных и молчаливых людей.

Также для развития грамотной речи следует вспомнить старую добрую традицию писать бумажные письма. Формулировка мыслей в письменной форме помогает развить устную речь, сделать ее связной и логичной.

Чтобы учиться грамотной речи, нужно как можно чаще слушать хороших ораторов

Критерии

Чтобы достичь эффективности в общении, его элементы должны соответствовать следующим критериям:

  1. Отправитель должен выбрать оптимальный канал передачи информации — устно или письменно, верно определить интонацию, с которой будет передано сообщение или же обратиться к невербальным методам.
  2. Информация должна быть четко, в полном объеме и понятно изложена для получателя.
  3. Получатель должен подтвердить, что принял и понял передаваемую ему информацию.

Только при удовлетворении данным трем критериям коммуникацию можно считать успешной.

Что делать, если стесняешься

Не все знают, как научиться разговаривать с людьми уверенно и четко. В психологии общения с людьми есть понятие «зажатость» – физическое и умственное напряжение во время разговора из-за необоснованной боязни показаться смешным, нелепым или неловким. Статистика утверждает, что этому синдрому подвержено 70% населения планеты. В развитых странах стеснительность встречается чаще и выражена сильнее, чем в развивающихся. Она часто является спутником биполярного расстройства, но характерна и для вполне здоровых людей.

Есть несколько методов преодолеть чрезмерную застенчивость:

  • Безоговорочно принимать собственный темперамент и терпимо относиться к своим недостаткам;
  • Видеть в каждом человека не врага, а друга, учиться доверять, уважать и дружить;
  • Искренне тянуться к окружающим;
  • Найти у себя какой-нибудь интересный талант и стараться чаще демонстрировать его на публике (например, петь, танцевать или рассказывать анекдоты). Это поможет замкнутым юношам и девушкам преодолеть робость и заодно повысить самооценку;
  • Общаться с живыми людьми больше, чем по интернету;
  • Верить в собственную успешность и любить самого себя.

Психологи утверждают, что причиной робости часто бывает сравнение себя с окружающими. В этом случае стоит почаще исследовать свои таланты, тогда причин стесняться просто не будет. Если преодолеть робость все-таки не удалось, интроверту не стоит падать духом. В обществе принято считать застенчивость признаком скромности, а к скромному человеку всегда хорошо относятся, даже если он не умеет грамотно и красиво разговаривать.

Чтобы перестать стесняться и стать успешным, можно искусственно создавать ситуации, требующие умения вести себя смело. Такие краткие практические уроки хорошо помогают преодолеть робость. Например, можно добровольно взять на себя роль тамады на новогоднем празднике или произнести красивую импровизированную речь на Дне рождения руководителя, который празднует юбилей. Это поможет освоить искусство общения и забыть о чрезмерной скромности.

Обсуждение любимой темы поможет справиться с застенчивостью

Внимание! Для того чтобы раскрепоститься во время разговора, застенчивый человек может предложить собеседнику ту тему для обсуждения, в которой хорошо разбирается. Беседа о любимом занятии поможет преодолеть робость, почувствовать собственную значимость и обрести необходимую уверенность.

Примеры

  1. Эффективное общение в конфликте. Возвратившись из армии в родительский дом, сын провел день в окружении родственников, после чего к вечеру собрался навестить близких друзей. Осматриваясь у зеркала, он услышал требовательный голос отца: «В 10 вечера ты должен быть дома». Не прекращая своего занятия сын спокойно произнес: «Забудь, папа. Это уже в прошлом». Лаконичность, уверенность и спокойствие в данном случае были лучшим выходом назревавшей конфликтной ситуации, поскольку именно эти качества присущи зрелому, самостоятельному мужчине.
  2. Эффективное общение с детьми. Очень показательной является сценка из кинофильма «Джентльмены удачи», когда воспитатель обращается к детям, не желающим завтракать: «Дети, на сегодня завтрак отменяется, потому что мы летим на ракете на Марс, а потому возьмите в руки космические ложки и основательно подкрепитесь, потому как на Землю мы вернемся только к обеду».

Подстройка к желаниям детей и последующий отказ от уговоров, к которым дети относятся с предубеждением, позволили переключить их внимание и взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Распространенные ошибки

Излишняя навязчивость, как и замкнутость, может оттолкнуть партнера

Во время очной или онлайн беседы даже самые общительные участники коммуникации часто допускают ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • Отсутствие невербального контакта с собеседником (разговаривать, не глядя в глаза другому человеку);
  • Слишком тихий, слабый или, наоборот, очень громкий и резкий голос;
  • Манера «засыпать» человека разными вопросами (даже маленькими и невинными) и требовать ответа на каждый из них;
  • Манипуляция людьми;
  • Бесконечные рассказы о себе, особенно о различных болезнях и других проблемах, могут быстро отпугнуть даже самого терпеливого слушателя.

Также ошибку совершает тот, кто настаивает на разговоре, если собеседник испытывает грусть (тоску, расстройство) и явно не хочет продолжать беседу. Психологи утверждают: чем больше человек навязывает свое общество окружающим (даже родственникам) в той или иной ситуации, тем большее отторжение он вызывает.

Не стоит говорить о лицах, отсутствующих в данный момент, даже если хочется сказать о них что-нибудь хорошее. Также в список неподходящих тем для разговора входят семейные и любовные отношения, возрастные вопросы, работа и заработная плата, отношения с начальством. Однако, если собеседник хочет обсудить именно эти вопросы, его следует внимательно выслушать, не давая конкретных ответов.

Не рекомендуется употреблять в речи большое количество профессиональных терминов или иностранных слов, непонятных другим участникам коммуникации. Такой собеседник рискует выглядеть в глазах окружающих человеком, который очень высокого мнения о себе и о своих умственных способностях. Жаргон и сленг тоже под запретом, следует отдавать предпочтение нейтральной разговорной лексике. Разумеется, ни при каких обстоятельствах нельзя произносить бранные слова (мат), особенно в адрес кого-либо. Это очень важное правило поведения. Тот, кто ругается, вряд ли сможет разговорить собеседника.

Внимание! Во время разговора рекомендуется находиться на некотором расстоянии от собеседника. Несоблюдение дистанции может быть расценено партнером как проявление агрессии. Умеренно жестикулировать не возбраняется, но брать другого человека за руку или хлопать его по плечу не стоит.

Для того чтобы учиться легко ладить с окружающими и комфортно чувствовать себя в любой компании, необходимо, прежде всего, расстаться с комплексами. Главное – уверенность в себе и четкая грамотная речь. Хорошо помогают учебники – пособия по искусству общения. Возможно, достичь желаемых результатов получится не сразу, но приложить усилия непременно стоит. Эффективная коммуникация – залог успеха в карьере и личной жизни.

Факторы

Каковы факторы, способствующие эффективному общению? На успешный исход коммуникации положительно влияют следующие факторы:

  1. Благоприятная обстановка, в которой происходит разговор. Например, если ситуация, которая подразумевает интимность, конфиденциальность общения, располагает к тому, чтобы общающиеся не были услышаны окружающими, это будет способствовать доверительному разговору.
  2. Совместимые психологические характеристики участников беседы. Сюда относятся пол, возраст, характер и темперамент участников.
    Как правило, коммуникация более успешна у людей близкого возраста, также некоторые типы людей по характеру и темпераменту лучше взаимодействуют между собой.
  3. Одинаковый социальный статус. Взаимодействие будет более успешным у людей, принадлежащих к одному социальному классу.
  4. Доверительная атмосфера в коллективе, его сплоченность. Например, при установившихся доброжелательных нормах поведения в коллективе профессиональное взаимодействие будет на порядок эффективнее, чем в коллективе, в котором каждый привык защищать только лишь собственные интересы.
  5. Общие цели и мотивы у взаимодействующих людей. Если ситуация подразумевает достижение общей цели, как правило, между партнерами гораздо быстрее устанавливается взаимопонимание, ведущее к успешной коммуникации.

Каковы факторы, снижающие эффективность общения? Данные факторы значительно снижают положительный исход коммуникации:

  1. Не соответствующая обсуждаемой теме обстановка. Например, при попытке обсудить конфиденциальный разговор в общественном месте реципиент — тот человек, которому адресовано сообщение, будет избегать обсуждения.
  2. Различный социальный статус. Между людьми, относящимися к разным социальным классам, часто возникает барьер при коммуникации.
    Он обусловлен внутренними предпосылками о своей принадлежности к другому классу, ощущением своего превосходства или, напротив, неполноценности.
  3. Разобщенность в коллективе. Эффективность делового общения значительно снизится, если по устоявшимся нормам в коллективе каждый должен сам защищать собственные интересы — даже с осознанием того, что это негативно повлияет на решение профессиональных задач.
  4. Различные цели. При изначальном стремлении достичь различных целей, особенно при невозможности удовлетворяющего все стороны компромисса эффективность коммуникации снижается.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]