Агенты первичной и вторичной социализации: примеры и их значение


Что такое социализация?

Она подразумевает под собой процесс усвоения человеком общественных норм, ценностей и образцов поведения.

Становление личности человека происходит при помощи так называемых агентов первичной и вторичной социализации и ее институтов.

Процесс адаптации к выдвигаемым условиям социума включает в себя передачу и усвоение знаний, умений, навыков, формирование идеалов, норм и правил поведения.

Примечания

  1. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. — ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
  2. 12Ковалева А. И.
    Социализация.
    № 1
    . Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано 24 мая 2012 года.
  3. Социализация первичная // Энциклопедический словарь «Слово о человеке».
  4. https://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
  5. Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
  6. Гусева Ю. Е.
    Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.
  7. Kammeyer-Mueller, J. D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779—794.
  8. Sociology.
    / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. — Toronto: Pearson Canada, 2011. — P. 116.
  9. Sociology / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. — 7-е. — Toronto: Pearson Canada, 2011. — 688 с. — P. 113. — ISBN 978-0138002701. (англ.)
  10. 12
    The Differences Between Social and Nonsocial Learning (англ.) (недоступная ссылка —
    история
    ). University of California, Santa Barbara. Проверено 23 сентября 2021. Архивировано 15 декабря 2012 года.
  11. Denhart, R. B.; Jeffress, P. W.
    Social learning and economic behavior: The process of economic socialization // American Journal of Economics and Sociology. — 1971. — № 30 (2). — P. 113–125.
  12. Harrington, Michael (2011) [1989]. Socialism: Past and Future. New York: Arcade Publishing. pp. 8–9. ISBN 1-61145-335-6.
    .
  13. Ochs, Elinor.
    Culture and language development: Language acquisition and language socialization in a Samoan village. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
  14. Ochs, Elinor, and Bambi Schieffelin.
    Language Acquisition and Socialization: Three Developmental Stories and Their Implications. — New York, 1982.
  15. In Culture Theory: Essays on Mind, Self, and Emotion / R. Shweder and R.A. LeVine. — Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — P. 276—320. — 376 p. — ISBN 978-0521267199.
  16. Schieffelin, Bambi B.
    The Give and Take of Everyday Life: Language Socialization of Kaluli Children. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  17. Naoko Morita.
    Language, culture, gender, and academic socialization // Language and Education. — 2009-08-18. — Т. 23, вып. 5. — С. 443–460. — ISSN 0950-0782. — DOI:10.1080/09500780902752081.
  18. Judith Rich Harris.
    Where is the child’s environment? A group socialization theory of development. // Psychological Review. — Т. 102, вып. 3. — С. 458–489. — DOI:10.1037/0033-295x.102.3.458.
  19. Brandon Vaidyanathan.
    Religious Resources or Differential Returns? Early Religious Socialization and Declining Attendance in Emerging Adulthood (англ.) // Journal for the Scientific Study of Religion. — 2011-06-01. — Vol. 50, iss. 2. — P. 366–387. — ISSN 1468-5906. — DOI:10.1111/j.1468-5906.2011.01573.x.
  20. Sociology / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. — Toronto: Pearson Canada, 2011.
  21. Jeffrey Jensen Arnett.
    Broad and Narrow Socialization: The Family in the Context of a Cultural Theory // Journal of Marriage and Family. — 1995-01-01. — Т. 57, вып. 3. — С. 617–628. — DOI:10.2307/353917.
  22. 123Eric D. Poole, Robert M. Regoli.
    Alienation in Prison (англ.) // Criminology. — 1981-08-01. — Vol. 19, iss. 2. — P. 251–270. — ISSN 1745-9125. — DOI:10.1111/j.1745-9125.1981.tb00415.x.
  23. Carmi, A.
    The role of social energy in prison // Dynamische Psychiatrie. — 1983. — № 16 (5–6). — P. 383–406.

Цель и функции социализации

Главной целью данного процесса является подготовка индивида к исполнению определенной роли и соответствию требованиям, предъявляемых к нему обществом. Исходя из этого, социализация осуществляет ряд функций. Среди них можно выделить такие:

  • Нормативно-регулятивная функция. Она связана с регуляцией межличностных отношений в социуме, которые подчиняют общепринятым нормам и законам. Осуществляется благодаря воздействию на человека семьи, учебного или рабочего коллектива, религии, политики и других социальных институтов.
  • Личностно-преобразовательная функция. Эта функция социализации заключается в выделении человеком личностных установок, ценностей и ориентиров, преобразовании общественных идеалов в личностно значимые понятия.
  • Ценностно-ориентированная функция. Определяется тем, что человек осознает и принимает общественные ценности, которые близки его окружению; регулирует свое поведение в соответствии с этими ценностями, вырабатывает собственные жизненные ценности. Сформированность ценностных ориентаций влияет на отношение человека к окружающей действительности и своим близким.
  • Информационно-коммуникативная функция. В процессе коммуникации происходит обмен информацией. Это способствует расширению социального опыта и знаний каждого индивида.
  • Проективная функция. Способствует тому, что человек или группа в процессе социализации усваивает модель поведения и проектирует ее на свою жизнедеятельность, руководствуясь в своей деятельности определенным проектом. То есть это действие по определенной схеме.
  • Творческая функция. Становится возможной при достаточно высоком уровне социальной адаптации и свидетельствует о способности человека или социальной группы творить, создавать что-либо новое, искать пути выхода из ситуации, используя при этом свой личный опыт, накопленный в процессе социализации.
  • Компенсаторная функция. Сущность данной функции социализации в восполнении недостатков физического, психического или интеллектуального характера. В рамках данной функции происходит адаптация человека с определенными особенностями или недостатками к полноценной жизнедеятельности в обществе.

Как проходит социализация человека: этапы

Стадии социализации
Социализация человека не проходит сразу. Это достаточно сложный процесс, который проходит в несколько этапов. Для начала должна пройти социальная адаптация. Другими словами, человеку надо еще приспособиться к условиям социальной среды, в которой он находится. Вообще, считается, что адаптация проходит в три уровня — физиологический, психологический и непосредственно социальный.

  • Физиологический. На этом этапе человек присматривается к новой обстановке, начинает вступать в какие-то связи и оценивать собственные возможности. Это все ему в будущем поможет самореализоваться. В это время человек активно общается и привыкает к новым для себя правилам, ну а потом уже начинает прилагать некоторые усилия, принимаемые в данном коллективе.
  • Индивидуализация. На этом этапе человек уже принимает себя как часть общества. Собственно, в это время уже формируется личность. У человека появляются какие-то собственные убеждения, навыки, он начинает по-своему оценивать происходящее. Если на первом этапе человек учится быть похожим на других, то на втором он уже учится отличаться. Хотя, этот процесс считается субъективным. Дело в том, что каждый по-своему усваивает общие правила и опыт. Кто-то их соблюдает неукоснительно, а кто-то наоборот. Некоторые стараются преодолеть стереотипы, а кто-то даже разрушить основы группы, в результате чего человек либо оказывается вне ее или разрушает ее.
  • Интеграция. Данный термин означает, что личность принимается другими членами общества, то есть она становится полноправной его частью. Общество как бы принимает человека и старается принимать его как есть, если он хотя бы живет по общим правилам. Более успешно процесс проходит, если человек оказывается полезным для общества. Тогда ему будут прощены даже недостатки.

Важно отметить, что полное отсутствие несоответствий крайне нежелательно, хотя бы в развитых обществах. Дело в том, что конформизм является одной из форм девиантного поведения, потому что никакой пользы от человека для общества нет. В каждом обществе есть определенная степень свободы, но только в рамках устоев группы. Однако в неразвитых обществах такое поведение только приветствуется, а попытка повести себя иначе пресекается.

Агенты и институты социализации

Под агентами социализации подразумевается окружение человека, которое, воздействуя на него, обеспечивает усвоение социальных норм и правил. Другими словами, это конкретные личности, которые влияют на процесс адаптации индивидуума.

Институты социализации — это объекты, влияющие на становление личности в социуме (школа, университет, работа).

Ученые различают первичную и вторичную социализацию.

К первичной относится процесс овладения человеком нормами и законами, по которым живет общество, его ценностей и традиций от рождения и до периода формирования зрелости.

Вторичная социализация связана непосредственно с овладением индивидом профессией в процессе его становления как личности.

Виды социализации по скорости протекания

Представления человека могут быть актуальными текущим задачам, но не адекватными процессу их протекания.

По скорости протекания выделяют быструю и медленную социализацию.

  • Быстрая социализация характеризуется быстрыми темпами усваивания информации, быстрым развитием. Наглядным примером быстрой социализации можно наблюдать в детстве. Ребенок очень активен в познании мира, за непродолжительное время он осваивает множество навыков, на период детства приходится становление личности почти на 70 %. Такие темпы развития, как в детстве, но в более взрослый период характерны для талантливых людей и вундеркиндов.
  • Медленная социализация, напротив, характеризуется низкими темпами усвоения информации и длительным процессом развития личности. Причины медленной социализации различны. Они могут быть как психофизиологическими, так и социальными. В первом случае мы говорим об особенностях развития, каких-либо отклонениях организма.

Замечание 2

Социальные причины кроются в изолированности ребенка, его педагогической запущенности, принуждении к какой-либо деятельности. Можно выделить также половые особенности социализации. Общеизвестным является факт о более быстром развитии девочек в сравнении с мальчиками.

Агенты первичной социализации

В зависимости от вида, ученые выделяют агенты первичной и вторичной социализации.

Они влияют на человека по-разному и в разной степени.

К первичным агентам относится самое близкое окружение человека: семья как институт первичной социализации (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, другие родственники). К этой же категории можно отнести школьных учителей, друзей и соседей.

Особенностью данных агентов является то, что они начинают воздействовать на человека с самого рождения, с первых минут его жизнедеятельности.

Роль семьи в социальной адаптации ребенка

Одной из главных функций семьи является социализация личности ребенка.

Социальная адаптация ребенка заключается в принятии им норм и правил на основе полученного при взаимодействии с обществом опыта.

Роль семьи в этом процессе очень велика, ведь семья как институт социализации является тем самым первым и наиболее значимым институтом, который влияет на становление личности человека.

Именно в семье ребенок приобретает первые знания об обществе, ролях, нормах и законах, узнает о традициях и обычаях, принятых членами данного общества.

В такой обстановке он учится взаимодействовать с другими людьми и подчиняться определенным правилам. Поэтому роль семьи как института социализации при адаптации ребенка в социуме переоценить невозможно.

Социализация пожилых людей: особенности

Социализация пожилых
Социализация человека пожилого является на данный момент одной из наиболее актуальных проблем. Дело в том, что пожилым людям сложно сохранять взаимодействие с социумом и самореализоваться.

Как и в других периодах жизни, период позднего взросления определяется по-разному. Большинство ученых придерживается мнения, что оно наступает в 60 лет, но на самом деле, у женщин он может наступать и раньше, примерно в 58 лет. Изменение психосоциального статуса отличается тем, что возможности уже ограничены. Процесс проходит в две стадии — наступление старости и выход на пенсию.

Как правило, удовлетворение от жизни и успешное приспособление, во многом определяется здоровьем. Как правило, негативный эффект уменьшается путем сравнения. Кроме того, немаловажно материальное положение и принятие самой перемены. Когда человек выходит на пенсию, то ему хочется бросить работу. Однако воспринимать этот процесс надо как возможность заниматься чем-то интересным, на что раньше времени не хватало. Каждому человеку в старшем возрасте важно не терять социальную активность. Для пенсионеров есть много интересного — они могут посещать специальные клубы, общества.

Часто у пожилых возникает такая проблема, когда люди как бы выпадают из общения. Так что им нужно стараться не терять его. Так, например, нередко сильно сужается круг общения и возникает потребность в дружеских связях и приятельских контактах. Появляется тревога и озабоченность. Соответственно, отсутствие общения может привести к развитию депрессии.

Еще важно учесть, что ценности, эталоны и традиции нельзя рассматривать по отдельности для пожилых, потому что они все параллельны и зависят друг от друга.

При этом, проблемы в общении с поколениями обусловлены тем, что ценности не совпадают. Пожилые люди могут выполнять социальные роли пенсионеров, а вот другие групповые нормы уже немного теряются.

Поэтому важно понимать, что социализация пожилых людей зависит от того, насколько человек вовлечен в процесс общения и как он взаимодействует с определенными социальными и возрастными группами.

Агенты вторичной социализации

К ним относятся все те, кто оказывает меньшее влияние на человека, однако непосредственно связан с ним в процессе жизнедеятельности. Это представители администрации учебного заведения, сотрудники полиции, армии, церкви и других общественных или профессиональных организаций.

Общество как институт социализации является сложной динамической системой, которая включает в себя множество подструктур, органично взаимодействующих между собой по определенным правилам в процессе жизнедеятельности.

Как государство влияет на социализацию человека: примеры

Государство и социализация
Государство является агентом, который помогает в социализации человека. Оно обладает большими возможностями и оказывает влияние на приобщение личности к требованиям общества. Более того, государство регулирует данный процесс.

Способами регулирования являются:

  • Идеология. В рамках этого метода человек переосмысливает историю своей нации, ее место в современном обществе, а также проблемы и перспективы. Кроме того, у человека формируются такие ценности, которые важны для консолидации нации и одобряются на определенных этапах развития. При этом, для каждого члена социума является обязательной система ценностей. Их ориентируют базовые институты, такие как СМИ, семья, образование. Так что, человек, чтобы стать частью общества, должен все это принять как свое.
  • Институциональные. В данном случае государством регулируется деятельность базовых институтов. То есть, системы образования, партий, СМИ. Особенно это важно при переходе от традиционного общества к современному. Если интенсивность процессов слишком высокая, то человек просто не успевает адаптироваться.

Таким образом государство имеет приоритетную роль в процессе управления социализацией. Это проявляется на двух этих уровнях. Государство формирует общественные ценности и развивает базовые институты, которые позволяют людям усваивать эти самые ценности.

Факторы успешной социализации

Это условия, при взаимодействии которых протекает процесс социализации. Принято различать 4 группы факторов социализации:

  • мегафакторы — это космос, мир, планета;
  • макрофакторы — государство, народ, общество;
  • мезофакторы, которые определяются условиями социализации большой группы людей, объединенных местом жительства, принадлежностью к одному этносу, социальной группе;
  • микрофакторы — семья, друзья, ученический или рабочий коллектив, соседи, другие социальные микрогруппы.

Все эти факторы социализации в той или иной степени влияют на человека, обеспечивая процесс социализации.

Стоит отметить, что существуют и другие классификации факторов социализации.

А.В. Мудрик распределяет факторы на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.

В классификации Бронфенбреннера находим четыре группы факторов, которые влияют на успешность социализации личности:

  • Первый фактор – микросреда. Это все то, что окружает человека с самого рождения — семья, друзья, книги, игрушки.
  • Второй фактор – мезосистема. Вза­имоотношения между различными жизненными областями, объединения этих областей — объединение школы и семьи, семьи и улицы и т. д.
  • Третий фактор — экзосистема. К ней относятся органы государственной власти, административные учреждения и другие общественные организации.
  • Четвертый факто — макросистема. Это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие позиции и идеология, преобладающие в обществе.

Также выделяют личностные, средовые и воспитательные факторы социализации:

  • Личностные факторы — потенциал и особенности человека, которые регулируют его деятельность, поведение в обычных условиях жизнедеятельности, способность к приобретению нового социального опыта.
  • К средовым факторам относятся нетипичные ситуации и условия, в которых оказывается человек. Это может быть новая обстановка или давление со стороны коллектива.
  • Воспитательные факторы — это то воспитательное воздействие, которое оказывается на человека и регулирует процесс его социальной адаптации.

Успешность социальной адаптации личности определяется ее принятием общественных норм и порядков, а также способностью противостоять обществу и жизненным ситуациям, препятствующим саморазвитию, самореализации.

Условиями успешной социализации является согласованное воздействие на человека различных социальных институтов. Но тем не менее общество продолжает воздействовать на человека стихийно, что часто приводит к проблемам. В связи с этим в учебных заведениях активно внедряется и реализуется программа воспитания и социализации учащихся и молодежи.

Воспитание грамотного и социально активного поколения — залог процветания государства в целом. Именно поэтому данная проблема уже требует поиска путей решения на государственном уровне.

Как фобии мешают социализации человека?

Как мы уже сказали, процесс социализации достаточно сложен. При этом, у некоторых людей с ним возникает немало проблем. Дело в том, что существует такое состояние, как социофобия. Это ничто иное, как боязнь общества. Соответственно, когда человек попадает в любой коллектив, то ему становится дискомфортно. Есть и другие фобии. К примеру, демофобия является боязнью толпы, а антрофобия является общим понятием боязни людей. В последнем случае человеку плохо даже не то что в обществе нескольких людей, но даже один человек уже вызывает не лучшие эмоции.

Каждая из этих фобий может привести к тому, что социализация человека будет проходить с проблемами. Он закроется и постепенно растеряет все навыки общения. Для него любой выход в общественное место будет считаться большой проблемой, но вот только без общения полноценно жить не получается.

Так, каждый человек не должен бояться выражать собственное мнение и негатив, который может быть в итоге на него оказан. Кроме того, важно не бояться приходить на встречи и не избегать общения по телефону. Возможно, поначалу будет очень сложно, но важно не отказываться и стараться с этим бороться. Когда люди долгое время ни с кем не общаются, то у них не просто теряются навыки общения, но и меняется дикция. Людям сложно грамотно выстраивать речь. Чтобы это не было проблемой, требуется постоянное общение.

Центры социальной адаптации

Разнообразность факторов социализации и несогласованность воздействия социальных институтов на личность часто провоцируют возникновение проблем с социальной адаптацией. Это выражается в асоциальном поведении человека, ведении им асоциального образа жизни, возникновении алкогольной или наркотической зависимости и т. д.

Для преодоления этих проблем сегодня существуют центры социальной адаптации.

Они работают для того, чтобы помочь людям восполнить пробелы и исправить недостатки социализации. Центры социальной адаптации предоставляют временный ночлег людям, которые оказались без определенного места жительства и занятий. Также сотрудники центров проводят ряд мероприятий, способствующих адаптации тех людей, которые утратили социально полезные связи. Они реализуют программу воспитания и социализации личности посредством влияния комплекса факторов. В работе центров учитывается взаимодействие всех компонентов адаптации человека в обществе. Центры активно сотрудничают со всеми институтами и агентами первичной и вторичной социализации.

В каких сферах происходит социализация?

Расширение и углубление социализации происходит в трёх основных сферах:

1) деятельности (расширение видов социализации, ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, её осмысление и т.д.),

2) общения (обогащение круга общения человека, развитие навыков общения);

3) самосознания (формирование образа собственного «Я» = Я-концепция, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки).

Я — концепция – система представлений человека о самом себе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]