Синектика – это метод сочетания разноплановых, нередко совершенно несовместимых элементов при постановке задачи и поиске решений. Были ли в вашей жизни случаи, когда решение задач заходило в тупик? Рассмотрены десятки вариантов, а процесс так и стоит на месте? В таких случаях метод синектики — отличный выбор. Он позволяет увидеть ситуацию с другой стороны. Применение этой техники поможет найти неожиданное, возможно, непонятное или абсурдное решение. Но какая разница, как оно выглядит, если проблема решена?
Предыстория
Синектика – метод групповой генерации идей, основанный на комбинировании разнородных и даже несовместимых элементов в решении творческих задач. Методика разработана в США Уильямом Гордоном совместно с Джордем Принсом в начале 1950-х годов.
В 1952 г. исследовательская группа Гарвардского университета в Кембридже (штат Массачусетс) во главе с Уильямом Гордоном обсуждали методику и практику мозгового штурма. Появилось предположение, что индивидуальное творчество имеет множество аналогий с коллективным творчеством. А посредством аналогий всё, даже самое несхожее, оказывается связанным друг с другом, физически, психологически или символически. Сформировалась новая методика, получившая название Синектика (в переводе с греческого языка – «соединение разнородных элементов»).
В 1960 г. Гордон применил методику на практике и основал консалтинговую в Бостоне, которая по настоящее время оказывает услуги по обучению творческому мышлению и разработке инновационных идей. А в 1961 г. автор изложил свою концепцию в книге «Синектика: развитие творческого воображения», ставшую мировым бестселлером среди бизнес-изданий.
Преимущества и недостатки синектики
Метод синектики, который относится к технике мозгового штурма, имеет ряд достоинств. Вот некоторые из них:
- Результативность. Правильно собранная синектическая группа и нестандартный подход работают быстрее других техник решения поставленных задач.
- Процесс поиска решений проходит максимально эффективно. Синектика предполагает использование сразу всех типов мышления. Каждый участник максимально раскрывает потенциал. Другие методы не могут похвастаться такими достижениями.
- Коллектив постоянно развивается. Он не только решает бессчетное количество задач. Каждый участник группы получает опыт, учится чему-то новому, находит общий язык с коллегами. Это благоприятно сказывается на работе компании.
- Уменьшаются посторонние затраты и случайные факторы. Во время классического мозгового штурма много времени уходит на перечисление вариантов решения проблемы. При синектике участники группы критикуют высказывания друг друга. В итоге находят реальные, применимые в данной ситуации решения, а не перечисляют все, что приходит в голову.
Особенности метода
Синектическая методология базируется на социально-психологической мотивации интеллектуальной деятельности коллектива и задает целенаправленную активность. Основной инструмент в решении творческих задач – аналогии, связывающие новую и известную информацию. Мышление развивается путем визуализации и использования сравнений.
Отличительная черта синектики в том, что методика предназначена для решения конкретных проблем, а не направлена на поиск универсальных систематизированных закономерностей. Анализ проблематики осуществляется уже сработавшейся группой специалистов. В синектике поощряется критика, члены коллектива, привыкшие к совместной работе, воспринимают ее адекватно.
Как правило, формируется постоянная группа из 5-7 человек, разных профессий, имеющих от двух специализаций, предпочтительно самых парадоксальных (химик-литературовед, инженер-географ и т. п.). Не менее важно, чтобы участники группы были разных темпераментов и характеров.
Этапы синектического решения
Поиск новых идей методом синектики проводится в 8 этапов. Каждый из них подробно объясняется в книге Уильяма Гордона.
- Для начала выделяют проблему. Ее не знает никто из участников. Информация доступна только руководителю. Она не разглашается не случайно. Если человек знает все заранее, ему сложно переключиться с привычного способа решения задач на творческий, креативный. Проблема освещается в общем виде.
- На 2 этапе проблему делят на части. Самые сложные разделяются на мелкие.
- Участники группы изучают вопрос, анализируют детали, делают выводы. Для этого они используют полученную ранее информацию.
- Теперь пришло время подбора аналогий и метафор. В синектике это способ понять суть проблемы, рассмотреть ее изнутри.
- Следующий этап – изучение проблемы с необычного ракурса.
- Участникам предстоит рассказать, как они поняли ситуацию. Здесь вновь в игру вступают аналогии.
- Самую подходящую аналогию отождествляют с поставленной задачей. В результате снимаются любые ограничения, раздвигаются рамки.
- Этот этап предполагает поиск решений. Участникам группы нужно найти подходящий вариант, высказать идеи по поводу него. После решение проецируется на проблему.
Аналогии
Этап генерирования новых идей осуществляется путем приведения четырех видов аналогий:
- Прямой – объект сопоставляется со схожими объектами из других областей: культуры (прим. значение – проявление человеческой деятельности) и природы;
- Личной – сравнение себя с объектом, необходимо мысленно слиться с предметом;
- Символической – представить метафорический образ объекта, раскрывающий его свойства. Формулируется парадоксальная фраза, отражающая суть явления;
- Фантастической – в решаемую задачу вводятся фантастические условия. Найдя фантастическое решение, анализируется, что не дает применять его в обычных условиях, как устранить препятствие.
Как работает метод синектики
Как сказано выше, суть метода синектики заключается в поиске аналогий. Они бывают 4 видов:
- Прямые. Это похожие черты объектов, используемые при решении одинаковых задач. Сюда относится схожесть природных данных или технических характеристик. Представьте, что перед вами стоит задание усовершенствовать процесс покраски мебели. Но вы не знаете, как лучше это сделать. Проведите аналогию с окрашиванием других предметов. Пусть это будет, к примеру, бумага. Или же задумайтесь об окраске цветов и животных.
- Символические. В обычных вещах нужно видеть метафоры и парадоксы. Здесь синектика предлагает посмотреть на привычное с необычного ракурса. Аналогия такого типа часто используется в искусстве. Нередко появляется она и в повседневной жизни. Взять хотя бы знакомые всем фразы «живой мертвец» или «без вины виноватый».
- Личные. Попробуйте отождествить себя с изучаемым явлением или объектом. Наденьте на себя его функции и характеристики. Это поможет изменить взгляд на вещи. Поначалу такие аналогии покажутся нелепыми и даже бессмысленными. Однако это возможность увидеть новые грани, стороны предмета. Такая аналогия требует богатой фантазии и развитого воображения.
- Фантастические. В случае с этой аналогией можно проявлять всю фантазию. Представьте объект в самых фантастических или даже нереальных условиях. Пусть он будет свободен от физических законов. Побудьте писателем-фантастом. Возможно, в этот момент вы увидите, как решить проблему без привязки к существующей реальности.
Используя перечисленные аналогии, вы задействуете все типы мышления. Благодаря этому увидите полную картину происходящего.
Синектика в дизайне
Николас Роюкс адаптировал методику под сферу дизайна и в 1981 г. издал книгу «Design Synectics. Stimulating Creativity in Design», где изложил основные особенности восприятия. На сегодняшний день синектика используется в дизайне, как теоретическая база формообразования.
Основная концепция синектики в дизайне – использование аналогий, т.е. обнаружение схожих черт у непохожих вещей. Для стимуляции процесса создания новых связей и синтеза идей предлагается использовать 23 триггера.
Как создать синектическую группу
Формирование группы происходит в 3 этапа:
- Первым идет отбор участников. Они проходят специальные тесты, по результатам которых определяют уровень эрудиции, образование, способность нестандартно мыслить, наличие знаний в отдельных сферах. Лучше, если у кандидатов разные профессии. Предпочтение отдается тем, у кого две несовместимые друг с другом специальности. Пример – инженер-экономист или физик-врач.
- Второй этап – обучение. В России метод синектики не пользуется популярностью. Поэтому касающихся его методических и учебных разработок нет. Да и опыт других стран игнорируется. За границей существуют специальные заведения, которые заняты подготовкой синектических групп. Процесс занимает год. Очные занятия проводятся в центрах. Это теория. После начинается практика. «Студенты» отправляются на свои предприятия решать реальные задачи.
- На последнем этапе подготовленную группу внедряют на фирму.
Иногда руководство компании решает создать синектическую группу из своих сотрудников. Другой вариант – заказать уже готовый коллектив для разового или регулярного сотрудничества.
Триггеры
Каждый триггер акцентирует внимание на построении новых связей:
1. Вычитание | 2. Добавление | 3. Перенос |
4. Эмпатия | 5. Оживление объекта | 6. Наложение |
7. Изменение масштаба | 8. Замещение | 9. Фрагментация |
10. Изоляция | 11. Искажение | 12. Маскировка |
13. Противопоставление | 14. Пародия | 15. Увиливание |
16. Аналогии | 17. Гибридизация | 18. Метаморфозы |
19. Символизм | 20. Мифология | 21. Фантазии |
22. Повторение | 23. Комбинирование |
Аналогии подразделяются на логические и психологические:
Логические
Название | Пример |
Структурные | Муравейник, термитник, пчелиные соты – многоквартирные жилые комплексы. |
Функциональные | Шляпка гриба – механическая конструкция зонтов, зонтичные беседки. |
Феноменальные | Природная цветомаскировка – камуфляж |
Психологические
Название | Пример |
Сенсорные | Соц-арт в интерьерах. Например, плакат «Родина мать зовёт!» – песня «Вставай страна огромная». |
Эмпатические | Летающие фигуры на картинах Шагала. |
Символические и метафорические | Стилизованные интерьеры с обилием мотивов и символики: древнегреческие, древнеегипетские, восточные. |
Фантастические | Сюрреалистические интерьеры, предметы и аксессуары в стилистике Дали, Пикассо, Муми-дола. |
Краткое резюме
На сегодняшний день описание метода синектики и его этапов значительно упрощены для понимания и всё это кажется простым в применении. Однако в действительности использовать синектический метод довольно сложно. К тому же, для эффективного его использования обучение групп синектиков должно продолжаться как минимум на протяжении года.
В том случае, если к синектическому методу решит прибегнуть бизнесмен или руководитель крупной организации, то ему потребуется найти синектиков-специалистов, которые смогут обучить персонал всем особенностям и нюансам методики. Но любой обычный человек в процессе поиска решения проблем или творческих задач может просто применять аналогии, которые являются неотъемлемой и наиболее важной частью синектического подохода.
Желаем вам творческих успехов!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Основы техники Brainwriting
- Диаграмма сродства для решения управленческих проблем
- Изобретательство: подборка полезных материалов
- Методы оценки идей
- 10 лучших методов генерирования идей
- ABC-анализ
- Процедура Шаретт
- Метод Дельфи и его применение
- Техника 8D для поиска решений
- Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
Ключевые слова:1Когнитивистика
Условия для работы
Для успешного проведения синектической процедуры необходимы:
— обязательная изначальная абстракция участников группы от задач и проблем; — сдержанность высказываемых мнений и отказ от окончательного умозаключения; — непринужденность и естественность в обсуждениях; — предрасположенность к моделированию и обыгрыванию ситуации; — рациональность суждений.
Как видно, в начальной стадии синектической процедуры находят свое применение метафоры, аналогии и образы. Рациональность появляется лишь на ее заключительной стадии.
Обучение
Данная фаза формирования группы синектиков требует проведения среди специалистов соответствующей подготовки в специальных заведениях. Например, американские компании ведут подобную подготовку около года. При этом отобранные специалисты сдают несколько очных и заочных сессий.
Обучение проводят учебные центры, после чего будущие синекторы проходят практику в нанимающих их компаниях, во время которой решаются теоретические и реальные задачи.
Пример применения синектики для поиска решения
В качестве практического примера использования синектики, лучше всего подойдёт ситуация реального применения метода его непосредственным создателем – Уильямом Гордоном. Интересной особенностью этого примера является реальная всемирная известность изобретения с достаточно полноценным описанием процесса поиска решений. Так, автор методики был привлечен компанией Kellogg для разработки решения на тот момент, казалось бы, абсолютно неразрешимой проблемы.
Перед Уильямом Гордоном встала задача разработать способ рационального размещения картофельных чипсов в упаковке так, чтобы воздух занимал минимальную часть пространства, и, в то же самое время, сами чипсы и их форма не страдали бы от найденного решения. Так, в рамках процесса поиска аналогий, было придумано сравнение чипсов с осенней листвой, собираемой в мусорные пакеты. Сухие листья занимали куда больше пространства, в сравнении с влажными.
Так, используя эту аналогию, была рассмотрена принципиально новая возможность изготовления чипсов путём увлажнения картофельной муки с последующим созданием идеальной формы чипсов, вместо простой тонкой нарезки картофеля. Именно благодаря этому решению возникли всемирно известные чипсы Pringles, которые сейчас можно найти на полках супермаркетов практически во всём мире.
Операционные механизмы синектики
Участникам синектических групп приходится работать с широким спектром инструментов, среди которых оперативные механизмы. В частности это может быть игра с метафорами, в которой, опять же, применяются аналогии, схожие с поставленной проблемой. Обычно среди основных целей такой работы отмечают превращение знакомого в незнакомое. Иными словами, происходит устранение рамок и барьеров, что делает эффективнее метод. Синектика дает возможность осмысления проблемы в новой форме и с непривычной точки зрения. Примечательно, что научить психологическим инструментам невозможно. Такие механизмы, как игра с интуицией, предполагают возможность их использования каждым человеком на сознательном уровне.
Кого пригласить с собой И почему это работает
Кого-угодно взять не получится. Синекторы проходят специальное обучение в течение года. Можно и быстрее, но результат будет другим. Обычно к уже сформированной группе синекторов добавляют эксперта, который является специалистом в той области знаний, к которой относится проблема. У эксперта может быть две роли — или «энциклопедия», или «адвокат дьявола».
Главным фактором «работоспособности» метода является достижение нескольких психологических состояний группы:
отрешённости — вовлечённости: максимально дистанцируемся от проблемы и постепенно погружаемся в суть, откладывания — осторожности: никаких окончательных выводов и критических оценок, максимальное воздержание и осторожность в суждениях; размышления — раскованности: играем ситуациями, подходами, творим историю; достижения — удовлетворенности: чувствуем приближение решения и удовольствие от работы, результат близок!
Состояния могут чередоваться в любом порядке, обязательно — наличие всех состояний в работе синектической группы.
Отбор членов группы
На данной фазе применяются специальные тесты. При этом обращается особое внимание на присутствие у кандидатов самых разнообразных знаний, общей эрудиции, достаточного уровня образования, опыта в экспериментальной деятельности и гибкости мышления.
В группу синекторов подбирают людей самых разнообразных профессий. При этом желательно, чтобы у них были две, на первый взгляд, несовместимые специальности. Это может быть, например, физик-врач, инженер-экономист, химик-музыкант и т.д.
Определение понятия
Слово «синектика» имеет греческие корни. Буквально оно означает соединение разных, на первый взгляд, явно несовместимых элементов. Основная идея синектики заключена в объединении нескольких творцов в одну группу. Это помогает совместно поставить, а затем решить конкретную творческую задачу.
На чем основан данный метод? Синектика дает возможность использовать бессознательные механизмы, проявляющиеся в мышлении человека во время его творческой активности. Гордон своим методом выдвинул своеобразный протест против той традиционной точки зрения, которая до его исследований рассматривала творчество как главенство индивидуального гения. Разумеется, автором вовсе не отрицалась великая роль «личного озарения», но с другой стороны, он утверждал о необходимости в системе «направленного поиска» нужных решений.