Метод Дельфи – помощник в принятии эффективных решений

Среди имеющихся на сегодняшний день инструментов, предназначенных для выбора и оценки эффективности решений, особое место занимается дельфийский метод или, как его ещё называют, метод Дельфи. Он является очень эффективным как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере деятельности, ведь он позволяет учитывать мнения всех людей, которые имеют отношение к какому-либо вопросу, посредством последовательного объединения соображений, предложений и выводов, а затем прийти к конкретному соглашению. Дельфийский метод удобен в применении, и использовать его может любой человек или группа людей, важно только знать, как это делается.

Суть эффективного анализа

Метод условно должен включать в себя несколько частей, каждая из которых важна, для удовлетворения условий данной концепции необходимы следующие критерии: аналитики, грамотные эксперты, актуальная проблема.

Его суть заключается в том, что экспертам дается определенная ситуация, для которой можно подобрать решение методом «Дельфи». Каждый участник группы должен предложить свой способ выхода из проблемной ситуации. Особенностью данного анализа является тот факт, что эксперты обязаны прийти к общему выводу. Каждый из них индивидуально работает с ситуацией, затем озвучивает ее в коллективе. Они обязаны обмениваться мыслями и идеями до тех пор, пока не придут к общему знаменателю.

Итоги метода «Дельфи»

Аналитики, после того как эксперты предоставляют решение проблемы, рассматривают каждый из подходов, и помогают формировать общий вывод. Основная идея метода «Дельфи» заключается в том, что у всех экспертов, несмотря на идеологические различия и методы решения, будет нечто общее. Это общее выискивает группа аналитиков, объединяя в единое целое сходства во всех точках зрения, что способствует единому теоретическому решению проблемы. Сообща подобранный экспертами и подтвержденный аналитиками способ решения считается наиболее правильным, ведь эксперты, в конечном итоге, приходят к общему решению. Это является финальной точкой метода «Дельфи».

История практического применения

Данный метод был создан в 60-х годах ХХ столетия. Но изначально он был связан с древнегреческим оракулом в Дельфах. А появился он совершенно случайно. В 1950-х годах ВВС США спонсировало проект, касающийся изменений в различных сферах жизни государства. Это был один из первых примеров решения задач методом «Дельфи». Была собрана группа экспертов, которая, под контролем аналитиков, при помощи интенсивных опросов, приходила к каком-либо общему выводу по выбранной теме. По примеру метода «Дельфи» было спрогнозировано и решено множество проблем, он доказал свою эффективность. Более того, экспертная оценка дальнейшего развития науки и армии этим способом возымела такую популярность, что в 1964 году были проанализированы вопросы, выходящие за пределы темы науки и вооруженных сил.

Основные этапы исследования

Для того чтобы решать примеры методом «Дельфи» на практике, нужно знать его структуру. Всего данную концепцию можно разделить на несколько важных этапов:

  • Создание подвопросов. Экспертам отправляется сама проблема. Ее предлагается разбить на подпункты. Варианты, которые встречаются чаще других, отбирают, затем составляют список самых популярных.
  • Этап перепроверки. Созданный опросник вновь рассылается экспертной группе, но на этот раз их просят добавить определенную информацию, которой, по их мнению, недостает в опроснике. Положительно смотрят на добавление новых аспектов ситуации, требующей рассмотрения.
  • Подбор решения. Экспертная группа собирается для обсуждения и решения различных аспектов проблемы, которая рассматривается в виде нескольких составляющих. Приоритетным является постоянное сближение мнений экспертов, а также анализ наиболее неординарных или противоположных по смыслу методов решения задачи. Эксперты на протяжении всего этапа советуются между собой, в стремлении прийти к общему решению. Они могут многократно менять свои точки зрения. Сойтись во мнениях экспертам помогают аналитики.
  • Подведение итогов. Экспертная группа занимается подбором одного общего мнения, которое, по методу «Дельфи», является наиболее адекватным в качестве решения проблемы. При этом у исследования может быть и другой исход, а именно отсутствие консенсуса по заданному вопросу. В таком случае, если все аспекты проблемы были рассмотрены, а решение не найдено, то ситуации все равно выдается определенная оценка и вырабатываются рекомендации.

Методы коллективных экспертных оценок

Методы коллективных экспертных оценок помимо дельфийского подразделяются на коллективный метод генерирования идей, метод экспертных комиссий.

Под методом коллективного генерирования идей обычно подразумевают так называемую «мозговую атаку» и «мозговой штурм».

Во время использования данного метода происходит совместное обсуждение проблемы и поиск ее решения. Существуют некоторые правила организации «мозговой атаки».

  • на первом этапе допускается предложение любых идей и не допускается критика;
  • регламент выступлений – не более 2 минут;
  • допускаются повторные выступления участника;
  • выступающие продолжают развитие предыдущих мыслей;
  • постоянная запись всех высказываний и идей;
  • подведение промежуточных итогов.

Этапы проведения:

  1. Определение состава участников без обязательной специализации и принадлежности к одному возрасту и профессии.
  2. Описание проблемы. Необходимо указать причины возникновения, степень изученности, поставить цель и предложить возможные варианты решений.
  3. Озвучивание идей участниками опроса с письменным протоколом для большей результативности.
  4. Обобщение информации: определение повторов, выделение перспективных мыслей, подборка по группам.
  5. Обсуждение и критика идей по списку.
  6. Рассмотрение замечаний, выделение и обсуждение главного, принятие окончательного решения.

Положительные стороны

У каждого способа решения проблемы есть свои положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим положительные моменты метода «Дельфи»:

  • Консенсус. Главная цель участников — прийти к общему выводу. Из чего следует, что на поздних этапах исследования у них будут отсутствовать разногласия по поводу вопроса. Он или будет решен общим выводом или не будет решен вовсе.
  • Дистанция. Данный метод не подразумевает присутствие группы людей в одном помещении/городе. Ведь на опросники можно отвечать дистанционно, равно как и предлагать или опровергать свои и чужие концепции. Это делает данный метод весьма удобным.
  • Прогнозирование. Данный метод может хорошо прогнозировать события в единоличном варианте. Один вариант, который, по мнению экспертной группы, должен стать наиболее вероятным, считается верным.

В каких случаях применяется?

Дельфи позволяет осуществлять прогнозирование путём систематизации мнений о какой-либо ситуации различных групп людей. Поэтому применяется, в основном для того чтобы произвести оценку долгосрочных проблем, идентифицировать тему и построить суждение на основе различных утверждений.

В комплексе с другими техниками окажется прекрасным инструментом, на который можно будет опираться в дальнейшем. Используется чаще всего для того чтобы рассмотреть как личные перспективы в будущем, так и технические, организационные.

Отрицательные стороны

Негативных моментов в этой методике куда больше. Некоторые из них являются не слишком весомыми, а другие, наоборот, способны в пух и прах расшибить весь набор предполагаемых способов решения проблемы. Однако это не говорит о его неэффективности. Рассмотрим аргументы более подробно:

  • Узость мышления группы. Не всегда мнение большинства является единственно верным. Это тезис, не требующий доказательств. Даже несмотря на то, что все точки зрения будут выслушаны, это не отменяет того факта, что вывод будет верным или неверным. А из-за того, что в сути метода лежит принятие одного метода, то нескольких, противоположных по смыслу, точек зрения быть не может.
  • Конформизм. Исследование может пойти по ложному пути из-за группы конформистов, стремящихся попасть в большинство. Тем самым, они пускают исследование по заведомо ложному пути.
  • Большое количество затраченного времени. Каждый этап метода «Дельфи» длится, как минимум, сутки. А учитывая тот факт, что этапы опросов и подведения итогов могут повторяться, исследование может затянуться.
  • Разные сферы. Группа экспертов может быть собрана из разных учреждений и слоев общества, что весьма усложняет подведение общих итогов, так как из-за различий в мировоззрении экспертам становится тяжелей договориться друг с другом.
  • Парадоксальность. Если использовать метод «Дельфи» на двух разных группах экспертов, то выводы, сделанные ими, могут кардинально различаться. А так как этот способ утверждает, что финальные рекомендации по решению проблемы верны, то выходит, что мы имеем сразу два верных набора рекомендаций, что в некоторых случаях исключено.
  • Оригинальность и правильность решений. Самые оригинальные или правильные решения могут занять второстепенное место в иерархии рекомендаций.

Кто принимает участие в исследовании?

Круг участников включает в себя следующие роли:

  • фасилитатор, который отвечает за организацию процесса в целом. Он занимается подбором остальных участников, модерацией работы групп, а также по итогам принимает решение. В зависимости от масштаба объекта изучения фасилитаторов может быть несколько. Лучше, если они будут из разных структур, не смежных.
  • экспертная группа, которая состоит из специалистов в разных областях, имеющих отношение к теме. Это нужно для того, чтобы рассмотреть предмет со всех сторон, учесть все нюансы, сложности.
  • группа аналитиков, которая рассматривает ответы экспертов, выделяет в них общее и частное, и формирует новый список вопросов и рекомендаций по решению.

Пример применения метода «Дельфи»

Наверняка, объяснение сути этого способа принятия решений, кажется слишком сложным, для чего ниже приведен пример одной компании, что занимается нефтяным промыслом, и хочет получить информацию о примерной дате получения возможности использования роботов вместо водолазов для проверки платформ под водой.

Компания собирает группу экспертов из разных сфер нефтяной отрасли (водолазы, инженеры, капитаны кораблей, конструкторы роботов и т.д.). Экспертной группе дается задача, которую они решают по вышеуказанной схеме. Результаты следующие: роботов можно будет использовать в отрезке от 2000-го до 2050 года. Разброс получился слишком большим.

Процедура повторяется. Эксперты выслушивают мнения друг друга и формируют общий прогноз. В итоге подавляющее большинство ответов было в рамках 2005-2015 гг. Подобный пример применения метода «Дельфи» позволил нефтедобывающей компании спланировать уровень производства и реализации роботов в нефтяной отрасли. Но применим ли этот способ для нашей страны?

Преимущества и недостатки

+ Участники не пересекаются между собой, они даже могут быть не знакомы друг с другом и не иметь понятия, с кем согласовывают своё мнение в процессе. А это удобно для тех, кто испытывает чрезмерное напряжение от самой мысли, что придётся с кем-то общаться и отстаивать своё мнение, аргументировать точку зрения и прочее. К тому же имеет влияние и тип темперамента на качество работы, ведь каким бы ни был профессионалом своего дела человек с интровертной акцентуацией характера, ему будет намного легче дать свою оценку происходящему, не вступая в прямой контакт с остальными участниками процесса. + Отсутствует давление на экспертов, с целью добиться определённых выводов. Поэтому исследование будет проходить без подтасовки результатов, что важно для получения максимально честных и объективных суждений.

— Количество участников нестабильно, так как процесс трудоёмкий и длительный по времени, отчего люди по разным причинам могут «выпадать». — Если большинство членов группы будут обладать поверхностными знаниями о возникшей сложности, в силу неопытности и прочее, то и соответственно, такие поверхностные и ошибочные решения будут приняты во внимание.

Метод «Дельфи»: пример на практике в России

Этот способ вполне применим ко всем сферам существования общества. Хорошим пространством для использования обычно бывает политическая сфера. Примером использования метода «Дельфи» является задача составить максимально точный прогноз о лидерстве «Единой России» в выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации.

Собирается группа экспертов из политической сферы общества (политики, журналисты, аналитики, специалисты в области избирательных технологий и т.д). После чего каждому участнику высылается первый вариант анкеты, а также основная информация по данному вопросу. Эксперты оценивают проблему, добавляют информацию, изменяют некоторые аспекты вопроса и т.д.

После всей работы участники отправляют свои анкеты аналитикам. Результаты получились разные, со слишком большим разбросом. А потому аналитики создают анкету расширенного образца, в которой учитываются мнения различных экспертов.

Участники знакомятся с анкетой, узнают мнения друг друга о проблеме, стараются прийти к общему выводу. Они записывают свои прогнозы, с учетом новой информации, и вновь отправляют аналитикам. Так происходит до тех пор, пока результаты не станут максимально похожи. По результатам исследования, шансы «Единой России» стать лидирующей партией в выборах оказались около 95%.

Метод дельфийского оракула

Метод дельфийского оракула был изобретен в США в середине ХХ века исследователями Олафом Хэлмером, Николасом Решером и Норманом Дэлки. Специалисты с помощью новой методики пытались спрогнозировать влияние научных открытий на методику военной стратегии. Полученный способ исследования стали называть именем Дельфийского оракула – методом Дельфи.

Название происходит от местности Дельфи, в которой, согласно древнегреческим легендам, жил оракул, предсказатель. Считалось, что он обитает при храме олимпийского бога – Аполлона, и все, что он скажет – правда, которую следует воспринимать буквально.

Проблемы использования в России

Применение метода «Дельфи» и примеры решения задач в России обнаружены в очень малом количестве. Это связано с тем, что:

  • В Советском Союзе аналитика была процессом централизованным, из-за чего конформизм многих экспертов чрезвычайно высок. Это говорит о том, что шанс выделить неверное решение проблемы увеличивается.
  • Отсутствие независимых аналитических структур.
  • Отсутствие традиций. Метод «Дельфи» не был востребовал в России ранее, что означает малую вероятность его распространения на сегодняшний день.

Плюсы и минусы метода

Как любая другая техника принятия решений, методика Дельфи имеет достоинства и недостатки. К первым относятся:

  1. Удобство в применении.
  2. В процессе учитывается мнение всех участников обеих групп.
  3. Эксперты и аналитики учатся независимому мышлению.
  4. Поставленная задача изучается со всех сторон.

Регулируемая связь – это еще одно преимущество метода Дельфи. Дельфийский метод применим в международных отношениях, экономике и других сферах. Недостатков у такого способа прогнозирования и поиска решений несколько:

  1. Организаторы мероприятия наделены большими полномочиями. Поэтому эксперты беззащитны перед ними.
  2. Решение, основанное на коллективном мнении, не всегда правильное.
  3. Известно, что творческие или креативные решения зачастую оказываются правильными. Но представители аналитической группы их отбрасывают, считая нелепыми, непопулярными среди большинства.
  4. Аналитический этап занимает много времени. Решить поставленную задачу быстро можно. Но вряд ли специалисты смогут провести качественный анализ.
  5. Некоторые участники боятся высказывать собственное мнение, из-за чего склоняются к идеям большинства.
  6. Организаторы или ведущий иногда давят на экспертов, манипулируют ими.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]